Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса удод

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходи­мость решения задач сопровождения ре­бенка в условиях модернизации образова­ния, изменений в его структуре и содержании.

Данный вид сопровождения отвечает новой парадигме образования – развитию субъектности и индивидуальности ребенка. Процесс психолого-педагогического сопровождения объединяет основные институты социализации ребенка: семью, общеобразовательное учреждение, учреждения дополнительного образования детей.

Социально-экономическое развитие сегодняшней России повышает значимость дополнительного образования, которое должно способствовать созданию в учреждениях подобного типа развивающей, воспитывающей и обучающей среды, содействующей росту творческого потенциала личности будущего гражданина и специалиста, его самореализации в образовательном процессе.

Необходимость организации системы психолого-педагогического сопровождения деятельности УДОД обусловлена реализацией идей развивающего образования, направленного на формирование личности с учетом ее интересов, способностей, склонностей и потребностей, а также необходимостью решения це­лого ряда существующих проблем, связанных с научно-методическим обеспечением дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждениях и повышением уровня психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение в дополнительном образовании является фактором, способствующим личностному росту и успешности каждого ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение снижает конфликтность в образовательном процессе, уменьшает отсев обучающихся, возвращает детей в систему дополнительного образования, оказывает помощь в разрешении сложных социальных проблем. Все это происходит лишь при наличии реального сопровождения, а не имитационного.

10 стр., 4672 слов

Проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ...

... процесс психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одарённых детей в структуре общего образования. Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы. Цель исследования: выявить проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ...

Психолого-педагогическое сопровождение в УДОД — это система деятельности педагогов-психологов и педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у него в процессе взаимодействий в УДОД социально-адекватными способами. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.

Целью психолого-педагогического со­провождения ребенка в учебно-воспита­тельном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответ­ствии с нормой развития в определенном возрасте).

Задачи психолого-педагогического со­провождения:

  • психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в ре­шении актуальных задач развития, обуче­ния, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, наруше­ния эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстника­ми, педагогами, родителями;
  • содействие в повышении психологической компетент­ности педагогов и родителей;
  • организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
  • психологическое обеспечение дополнительных обра­зовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической куль­туры) обучающихся, родителей, педагогов.

Основные принципы организации данного вида сопровождения:

  • принцип демократичности (подразумевает признание права на добровольное непосредственное участие в сопровождении субъектов образовательного процесса);
  • принцип творческой позиции (предусматривает постоянную готовность к поиску нестандартных решений, гибкость в реализации практических задач в зависимости от конкретной ситуации);
  • принцип партнерского общения (означает исключение доминирующей позиции субъектов образовательного процесса по отношению друг к другу);
  • принцип системности и последовательности (подразумевает реализацию психолого-педагогического сопровождения как системы работы специалистов в определенной логичной и целесообразной последовательности);
  • принцип вариативности (предполагает реализацию широкого арсенала психолого-педагогических средств, форм и методов в процессе сопровождения, который может быть использован как полностью, так и частично, гибко из­меняться применительно к конкретным условиям);
  • принцип превентивности (направлен на предупрежде­ние возможного неблагополучия и обеспечение безопасно­сти физического и психологического здоровья воспитанни­ка, других субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения);
  • принцип экологичности (обеспечивает необходимость по­стоянного соотнесения используемых средств и методов психо­лого-педагогического сопровождения с поставленной целью).

Сопровождение, таким образом, представляет собой де­ятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в кон­кретной образовательной среде.

18 стр., 8956 слов

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...

... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.1 Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении В отечественной психологии и ...

Своеобразие психолого-педагогического со­провождения каждого учреждения заключается, прежде всего, в расстановке акцентов в содержании работы с субъектами образовательного процесса и моделью деятельности. Педагог-психолог действует в рамках одной из моделей, определяющей не только его профессиональную позицию, но и учитывающей запросы администрации. Существуют различные подходы в понимании основного содержания и направленности деятельности педагога-психолога, обслуживающего систему образования.

В настоящее время в практике реализуются две основ­ные модели психолого-педагогического со­провождения в учреждениях до­полнительного образования детей.

Первая модель связана с деятельностью только одного педагога-психолога в учреж­дении, а при наличии социального педагога, валеолога, медицинского работника, других узких специалистов может составлять комплексную психолого-педагогическую службу.

Вторая модель психолого-педагогического со­провождения в УДОД ориентирована на деятельность команды психологов, когда в учреждении работает не один педагог-психолог, а команда профессионалов, где каждый специалист выполняет свой спектр работ и имеет свою специализацию. Координированная работа специалистов позволяет максимально качественно и эффективно справиться с задачами, стоящими перед УДОД.

Между тем в практике создания психологической службы в условиях дополнительного образования возникают значительные трудности, которые во многом связаны с тем, что в учреждении подобного типа работает один или два педагога-психолога. Один психолог не в состоянии оказать все виды профессиональной помощи, которая требуется руководству, педагогам, детям, родителям. В результате – низкое качество психологического сопровождения деятельности УДОД.

Но основные трудности связаны с тем, что недостаточно разработана законодательная база для работы служб сопро­вождения в дополнительном образовании; не определены требования к организационной структуре подобных служб; в штатном расписании учреждений нет необходимых ставок для специалистов; у администрации же УДОД нередко присутствует достаточно размытое представление о воз­можностях, содержании деятельности специалистов служб сопровождения, в частности психолого-педагогического сопровождения.

Для обеспечения успешного функционирования си­стемы психолого-педагогического сопровождения деятель­ности в УДОД необходимо создание условий: организа­ционных, информационных, кадровых, мотивационных, нормативно-правовых, научно-методических, материально-технических.

Психолого-педагогическое сопровождение в системе дополнительного образования детей имеет общую методологию, сходство в целях, принципах, преемственности в деятельности, общность нормативно-правового и информационного пространства с психолого-педагогическим сопровождением общеобразовательных учреждений.

4 стр., 1816 слов

Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного ...

... http://elibrary.ru/defaultx.asp Официальный сайт Министерства образования и науки Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/ Фундаментальная библиотека ВГПУ www.//flogiston.ru Семинар № 2 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса Основные понятия: коммуникативная ...

По сравнению с данным видом сопровождения общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическое сопровождение в УДОД находится на стадии становления и имеет перспективы дальнейшего развития, обусловленные спецификой деятельности данного типа образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Психолого-педагогическое сопровождение в удод предусматривает реализацию таких направлений как:

  1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса – система мер, позволяющих повысить адаптационные возможности обучающихся, обеспечить психологически грамотный подход к воспитанию, обучению, развитию со стороны педагогов и родителей.
  2. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием – система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности ребенка; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности дополнительных обра­зовательных программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся.
  3. Психологическое проектирование — система меро­приятий, связанных с реализацией психологической со­ставляющей в образовательном проектировании, которая призвана сохранить и укрепить психическое и социаль­ное здоровье участников образовательного процесса, обе­спечить обучение, воспитание и развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, вос­приимчивости к различного рода педагогическим технологиям и др.
  4. Психологическая экспертиза — система мероприя­тий, предусматривающих оценку соответствия образова­тельной среды (образовательных программ, учебных по­собий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и ин­дивидуальным особенностям обучающихся, уровню психо­логической компетентности специалистов УДОД.
  5. Оказание психологической помощи участникам об­разовательного процесса — система мероприятий, направ­ленных на преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса, оказание психоло­гической помощи, включающей такие виды деятельности, как психологическое просвещение и консультирование, психологическая профилактика, диагностика, коррекция и развитие, профессиональная ориентация.

Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

4 стр., 1870 слов

Музыкальная терапия как метод работы с сознанием субъектов образовательного ...

... форм со студийными и секционными занятиями; отработка механизма управления экспериментальной работой; психолого-педагогическое сопровождение эксперимента и обоснование его содержания; апробация авторских образовательных ... в образовательном процессе С исторической точки зрения музыкотерапия в современном понимании восходит к существующим уже более ста лет рецептивным формам. Гармонизирующее ...

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуаль­ная и групповая);
  • коррекционная работа (индивиду­альная и групповая);
  • психологическое просвещение и об­разование: формирование психологичес­кой культуры, развитие психолого-педа­гогической компетентности обучающихся, ад­министрации УДОД, педагогов, родителей;
  • экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов УДОД).

Сегодня в системе психолого-педаго­гического сопровождения наряду с рас­смотренными выше традиционными ви­дами деятельности реализуется такое ком­плексное направление, как разработка (проектирование) дополнительных образовательных про­грамм.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплексную систему работы и включает в себя 5 этапов:

1 этап — проведение просветительской и первичной психопрофилактической работы с целью уточнения и формирования социального заказа. Психологическое сопровождение, как правило, начинается с реализации форм работы психопро­филактической и просветительской направленности (лекто­рии, беседы, семинары, недели и декады психологии и др.), которые призваны актуализировать потребность субъектов образовательного процесса в психологических знаниях, оптимизировать их взаимодействие, что позволит формировать социальный заказ, адресуемый специалистам психологической службы.

2 этап — индивидуальная и групповая диагностика в соответ­ствии с запросом субъектов образовательного процесса или оказание психологических услуг (консультирование, груп­повая работа, вторичная психопрофилактика).

Данный этап предусматривает изучение особенностей личностного развития, выявление резервов, обеспечивающих достижение максимальной самореализации личности. Результаты мониторинга личностных достиже­ний реализуемых в ходе психологического сопровождения деятельности, позволяют вносить коррективы в программы взаимодействия.

3 этап — психолого-педагогический консилиум, коррекционно-развивающая работа. Предполагает разработку и реализацию программ взаимодействия педагогов-психологов с другими субъектами образовательного процесса. Значительный объ­ем необходимой работы предусматривается при организации учебно-воспитательного процесса данного объединения (коллектива), т.е. в ходе освоения дополнительных образовательных программ.

4 этап — повторная диагностика, анализ эффективности проведенной работы.

5 этап — обсуждение результатов и изучение уровня удовлетворенности взаимодействием, при необходимости — уточ­нение социального заказа и переход на первый этап психологического сопровождения.

Психолог образования — самая юридически незащищенная категория. Начинающему педагогу-психологу, порой, приходится заниматься вопросами, не входящими в его компетенцию. Должностные инструкции психолога образования прописаны в сборнике «Тарифно-квалификационные характеристики работников образования» (нормативно-правовые акты по образованию) (этот сборник есть в каждом образовательном учреждении), на основании которых прописывается функционал психолога того образовательного учреждения, в котором он работает. Также, важным документом для психологической службы образования является сборник «Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога» за 2003 год, где прописано «Положение о психологической службе». В связи с юридической незащищенностью отряда психологов, важно формировать запросы от родителей и педагогов на ведение диагностики, консультирования и коррективных мероприятий. Имея такой запрос, психолог образования имеет право работать с клиентом. Бывает, родители обучающихся опасаются, что ребенок попадет в руки психолога без их ведома (к сожалению, дискредитация этой профессии происходит), поэтому, выступая, например, на родительских собраниях, просите родителей письменного разрешения на работу с их ребенком, либо письменный отказ (родитель имеет на это право, так же как и сам ребенок).

5 стр., 2412 слов

Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская ...

... 22 5 8 4,9 Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология и социальная педагогика» ... 12,5 Вариативная часть ОПД.В.1 Организация научно-исследовательской работы Коржуев А.В…. Научное исследование по педагогике: теория, ... языковом образовании учащихся основной школы. – М., 2010 Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] : психолог. ...

Обязательно ведите тетради учета мероприятий по работе с клиентами, что и когда рекомендовано, с какой проблемой обращался клиент, а также планы будущих мероприятий.

В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 № 3 педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам:

  1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма №1);
  2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма №2);
  3. Журнал консультаций психолога (Форма №3);
  4. Журнал учета групповых форм работы (Форма №4);
  5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы №№ 5, 5А, 5Б, 5В);
  6. Программа работы педагога-психолога с группой (Формы №№ 6, 6А);
  7. Коррекционная работа (Форма №7);
  8. Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8);
  9. Требования к авторским программам (Форма №9);
  10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма №10);
  11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (Форма №11).

При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.).

Психолого-педагогическое сопровождение является не­обходимым компонентом современного дополнительного образования, содействуя в создании условий для развития интересов, способностей ребенка на основе его свободного выбора образовательной деятельности, профиля програм­мы и времени освоения.

11 стр., 5090 слов

Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

... выбранной темы исследования: "Формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива". Объект исследования: система работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива. Предмет исследования: формы работы социального педагога школы по сплочению ...

Психолого-педагогическое сопровождение строится на основе запроса администрации и других субъектов педагогическо­го процесса, обеспечивая координацию и взаимодействие с другими службами сопровождения образовательной дея­тельности.

Решать вопрос о том, какой психолог ну­жен УДОД, — удел, естественно, администрации. На административном уровне долж­ны быть проанализированы и выделены сначала задачи, решение которых без психолога невозможно, а затем сформулиро­ваны требования к профессиональным умениям принимаемого на работу специ­алиста.

7