Психология, как наука. Введение в психологию

Психология, как наука.

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог «насквозь видит человека» даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, «кто такой психолог», «что он делает» и «какую пользу он может принести». В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова «психология». Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж. В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу.

Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — «по образованию» и психолог -«по жизни» далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом? В связи с большой популярностью слова «психология» многие молодые люди, выбирая пути продолжения образования, стремятся получить профессию психолога. Таким образом они надеются глубже познать себя, а главное — овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, «что такое психология» и «кто такой психолог».

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления ... Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное развитие; ... ясные названия (фамилия студента, номер группы, 2-3 слова, отражающие суть материалов), а в темах электронных писем четко ...

Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека. Одна из отраслей психологии -патопсихология — правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Понятие «психология» введено в науку было введено в XVIII в. немецким учёным Христианом Вольфом.

Данный термин образован из двух греческих: «psyche» — душа и «logos» — слово, учение.

Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных.

Как и в любой другой науке, в психологии есть свой предмет изучения, точней, именно в психологии их множество. Но основным является психика.

Психика — свойство головного мозга, которое помогает человеку взаимодействовать с окружающим миром.

Разделы психологии.

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... явлений сознания. 7/ субъективность, можно изучать только себя. 5. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении Психология как самостоятельная научная дисциплина (60 ... их закономерности; • научиться управлять ими; • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся ...

Множество предметов психологии обуславливает наличие большого количества разделов. Структуру большинства современных наук можно представить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, раскрывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений — отдельные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т. п. Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии. О6щая психология — фундамент всех остальных ее отраслей. Другие разделы: возрастная психология, социальная психология, психология религии, нейропсихология, семейная психология, психология спорт и т. д.

Связь психологии с другими науками.

Рассмотрим положение психологии в системе других наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие — с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

В разработанной Б.М. Кедровым нелинейной классификации наук психология помещена внутри треугольника, вершины которого — естественные, общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных.

Виды психологических знаний:

  1. Житейское — знания, основанные на опыте человека, не опирающиеся на какие-либо научные знания.
  2. Искусство — (различные произведения искусства — характеризуются образностью).
  3. Научное — объективные знания, научные факты; характеризуется достоверностью, доказательностью и конкретностью.
  4. Практическое — применение теоретических знаний, концепций, принципов в практической деятельности.
  5. Парапсихологическое — изотерические знания, выходящие за грань объяснения (ясновидение, хиромантия, экстрасенсорика и т. д.); характеризуется недоказательностью, необъективностью.

Направления психологии.

3 стр., 1118 слов

Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека

... т.д.). Основная категория «Этики и психология делового человека» - психология личности, т.е. совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность ... . Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакциях, приносящих определенное удовлетворение.......

Бихевиоризм: Предложили опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behavior — «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул).

Сами по себе внутренние процессы объективно не наблюдаемы, поэтому они были отброшены. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции ®. Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

4 стр., 1632 слов

Проявления основных характерных качеств людей, склонных к нелояльному поведению, в описании автобиографии Демонстративные личности

... , недооценку со стороны окружающих 1.3. Высоко оценивает других людей, их опыт, личные качества 1.4. Стремится к самоутверждению, к достижению ли ... группах 3. Конформизм. Тенденция к приспосабливанию, подчинению, к изменению своего поведения в зависимости от предъявляемых в данный момент требований Показывает хорошев ...

Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом.

Фрейд предложил такую структуру психики:

  • Эго («Я») — совесть, идеальный образ себя.
  • Суперэго («Сверх-Я») — реальное Я.
  • Ид («Оно») — бессознательные импульсы, инстинкты, влечения.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Гуманистическая психология — воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector