Психология Этапы развития психологии

Название и время

Предмет психологии, его содержание

Методы исследования

психики

Основные достижения

I этап.

Донаучный,

до VII—VI вв. до н.э.

Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций

Нет

Общее представление об

охранительной и активной

роли души

II этап.

Философский

VII—VI вв. до н.э.—

конец XVIII —

начало XIX в.

Античная

психология

Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции

поведения

Специальных методов нет, используются методы других наук — философии, медицины, математики при

исследовании содержания и функций души

Определение основных

проблем психологии, связанных с исследованием

познания, активности

души, способов регуляции

поведения и пределов свободы человека

Психология

Средневековья

Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного по-

знания мира

Появление собственно психологического метода — интроспекции

Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии

масс

Психология

Возрождения

и Нового

времени

Сознание — его содержание и пути его формирования

Интроспекция и частично

логика — методы индукции,

дедукции, анализа и т.д.

Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное

III этап.

Ассоцианистическая

психология,

конец XVIII —

начало XIX в. —

середина XIX в.

Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные

процессы, а также (в конце этого периода) и поведение

Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)

Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики,

дальнейшее развитие концепций бессознательного

IV этап.

Экспериментальная

психология,

середина XIX —

начало XX в.

Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы

Экспериментальный метод, а также интроспекция

и анализ результатов творческой деятельности как

человека, так и народа в целом, появление первых тестов

Появление экспериментальной психологии, первых теорий ‘психологии

народов‘ новых данных

о психических процессах

(прежде всего памяти).

Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса

V этап.

Методологический

кризис и разделение пси-

хологии

на отдельные школы

10-30-е гг. XX в.

Появление нескольких предметов психологии. Вначале — элементы психики (структурализм), функции психики, ォпоток сознанияサ

(функционализм).

Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики(гештальтпсихология), высшие психические

функции и деятельность (советская психология)

Появление новых методов,

важнейшие из которых —психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса

изучения, формирование

связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей

(гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)

Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий

изучения и развивающего

обучения, творческого

мышления. Появление

первых экспериментальных исследований личности, введение культуры и

социального окружения

как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии

VI этап.

Дальнейшее развитие пси-

хологических школ

(40-60-е гг.)

Появление новых направлений, для которых

предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и

этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)

Появление опросников,

новых экспериментальных

методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта

Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем

психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий

VII этап.

Современная

психология (60-е гг. —

конец XX в.)

Развитие предмета психологии в рамках от-

дельных психологических школ

Совершенствование методов экспериментального

исследования психики, появление разнообразных

диагностических методик

Появление тенденции к

объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ

Психика человека

Структура психики человека

В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Психические процессы — это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.

Сознание

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют два слоя сознания:

· бытийное сознание (сознание для бытия).

Включает в себя:

— биодинамические свойства движений, опыт действий;

— чувственные образы;

· рефлективное сознание (сознание для сознания).

Включает в себя:

— значение;

— смысл.

Функции сознания:

· отражательная;

· регулятивно-оценочная;

· порождающая (творчески-креативная);

Свойства сознания:

· категоричность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;

· отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;

· осознавание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

· обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;

· сознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Деятельность

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К его фактам относят:

1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.);

3) действия, которые имеют определенный смысл;

4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Направленность личностей, потребностей и мотивов

Мотив (от лат. Movere — «приводить в движение, толкать») – это фактор, побуждающий человека к деятельности и связанный с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Выделяют следующие функции мотивов:

1) побудительная;

2) направляющая;

3) функция смыслообразования, которая заключается в том, что мотивы придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл;

4) функция контроля над направленностью деятельности личности —эта функция осуществляется мотивами не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения (А.В. Запорожец).

Эта «эмоциональная коррекция» поведения происходит следующим образом: с помощью эмоций человек оценивает личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла собственным мотивам изменяет общую направленность своей деятельности.

Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется; формами, которые они принимают; широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована.

Мотивы классифицируются по различным основаниям:

— По отношению мотивов к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

— По степени осознаваемости: осознаваемые и неосознаваемые мотивы.

— По степени действенности: понимаемые мотивы; действующие, т.е. те, ради которых он действительно осуществляет данную деятельность.

Психологические концепции

Бихевиоризм

Основоположником является американский ученый Джон Уотсон (1878 – 1958), который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.

Психоанализ

Разработан австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (Фройдом) (1856 – 1939), поэтому иногда называется «фрейдизм».

Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.

Аналитическая психология

Одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии.

Гуманистическая психология

Направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Когнитивная психология

Раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Культурно-историческая психология

Направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.

Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях.

Деятельностный подход

Школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.

Гештальтпсихология

Зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы. Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.

Яркими представителями являются Курт Левин (1890 – 1947), Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфганг Келер (1887 – 1967) и др.

Гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (от нем. Gestalt – образ, форма, структура).

Индивидуальная психология

Направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века.

В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное,а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы.

Психология ощущения и восприятия

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Восприятие — это отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

Память — это отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Воображение — это отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта.

Мышление — это высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.

Эмоции

Эмо́ция (от лат. emoveo— потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Воля

Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.

Темперамент

Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.