Психология подростка 2

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время — социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.

§1. Психологическое содержание возраста в различных психологических теориях.

1.Классические исследования кризиса подросткового возраста.

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста.

В соответствии с теорией рекапитуляции Холл считал, что подростковая

стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории

человечества. Это промежуточная стадия между детством — эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием — эпохой развитой цивилизации По мнению Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью и т.д. Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».

Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Шпрангер в 1924 г выпустил книгу «Психология юношеского возраста», которая не потеряла своего значения до сих пор. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей Первая фаза этого возраста — собственно подростковая — ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

5 стр., 2118 слов

Кризис подросткового возраста. Теория культурно-исторического ...

... развития. Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому pодителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса. Физиологические основы кризиса подросткового возраста: Подростковый возраст ... менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения. Бурное протекание и смена эмоций. Смех ...

Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста Подростковый возраст, по Шпрангеру, это — возраст врастания в культуру Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска», Шпрангер описал три типа развития отрочества

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникаетновое «Я». Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины

Бюлер в своей теории рассматривает подростковый возраст на основе понятия пубертатности. Пубертатный период — это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время Период до начала пубертатности Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода — юностью. Фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у

человека в особых психических явлениях, которые Ш Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него. Психическая пубертатность, по Бюлер, связана с вызреванием особой

биологической потребности — потребности в дополнении. Именно в этом

жизненном явлении и лежат, по ее мнению корни тех переживаний, которые характерны для подростковой возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам сближению с существом другого пола. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.

Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек — между 13 и 15 годами. Разумеется, существуют отличия между городом и деревней, между отдельными странами, большое влияние оказывает климат. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней — 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания, подчеркивала Бюлер, мы имеем дело с патологическими случаями.

14 стр., 6538 слов

Психологическая безопасность личности подростка

... приведенные обстоятельства негативно сказываются на психологической безопасности личности подростка. Степень изученности. Сегодня можно говорить о развитии нового направления - психологии безопасности. В рамках ... подростковом возрасте личность проявляет повышенную склонность к самовыражению, активной деятельности, усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей. Помимо этого у подростков ...

В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.

В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. В. Штерн описал шесть таких типов: теоретический тип — личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; эстетический тип — личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями; экономический — тип жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата; социальный — смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь

для других людей»; политический — для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию; религиозный — такая личность соотносит всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира.

По В. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие — «серьезная игра». Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом, все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. Серьезная игра особенно важна для развития подростка. так как в ней подросток учится «умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.

3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л. С. Выготский, Д. Б.

Эльконин, Л. И. Божович)

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые

интересы.

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких

2 стр., 844 слов

Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию

... рисунок. Таким образом, можно утверждать, что помимо изучения защитных механизмов личности и невротических реакций, юмор может служить инструментом анализа этнического бессознательного (см. Солдатова, ... оценок доступны первые две группы, поэтому выявляемые особенности реакции являются яркими, предельными вариантами реакции «среднестатистического» субъекта. Гипотеза: «черный юмор» (анекдоты) и ...

интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский отмечал также два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у

подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый

период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей

деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о «тайных тетрадях и дневниках», в которых подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения».

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?» Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста — возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными ... клиническими признаками аутизма являются: 1. Трудности коммуникации. 2. Сильные реакции на сенсорные раздражители. 3. Нарушения ...

§2. Возрастные ситуационно-личностные реакции

«Возрастные ситуационно-личностные реакции» — понятие принятое в психиатрии для обозначения соответствующих возрасту моделей поведения. Модели подобного рода описывались и описываются психиатрами в разное время под различными названиями: «адаптивные реакции» (по К.Г.Ушакову), «характерологические и ситуационные реакции детского возраста» (по Т.П.Симсон), «общие эффективные реакции ребенка». Многочисленность терминов, используемых для обозначения одного и того же понятия уже само по себе свидетельствует о недостаточно четком понимании психиатрами сущности этих своеобразных личностных реакций, стоящих на грани нормы и патологии. «Ситуационные нарушения поведения у детей и подростков – пишет В.Т.Кондрашенко – с трудом поддаются обычному психиатрическому анализу, т.к. социально-психологическое в них тесно переплетается с патологическим».

Если подросток не выполняет требования родителей, без спроса уходит из дому, часто пропускает школьные занятия, дерзит взрослым, да и к тому же еще «связывается» с компанией подобных ему сверстников, такое поведение может быть психологической реакцией здорового подростка в ответ на трудную ситуацию в семье или школе, но может быть проявлением психических расстройств (психопатия, психогения, инициальный период шизофрении и т.п.).

В психиатрии нет единого мнения о том, считать ли эти реакции относящимися к компетенции психиатров. Некоторые авторы (К.Г.Ушаков) вообще не относят ситуационно-личностные реакции в область патологии, а считают их проявлением процесса адаптации личности. В то же время в англо-американской литературе подобного рода реакции у детей и подростков расцениваются только как патологические. В отечественной сформировался подход, согласно которому ситуационно-личностные реакции могут быть как психологическими, так и патологическими. Первые представляют собой варианты нормы, вторые – форму патологических нарушений.

Под психологической характеристикой ситуационно-личностных реакций понимают переходящие ситуационно обусловленные ОТКЛОНЕНИЯ в поведении ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в определенной микросфере (семья, школа и т.п.), имеют четкую психологическую направленность на определенных лиц, не ведут к непременному нарушению социальной адаптации и не сопровождаются соматовегетативными расстройствами.

Основные критерии перехода психологических реакций в патологические В.В.Коновалов считает:

1) распространение реакции за пределы той ситуации и микросреды, где они возникли;

2) утрату психологической понятности поведения;

3) присоединение невротических расстройств (колебания настроения, раздражительность, истощенность, нарушение сна, соматовегетативные расстройства).

Чаще всего патологические реакции развиваются из психологических. У подростков с наследственной предрасположенностью они с самого начала носят патологический характер.

11 стр., 5473 слов

Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка ...

... методику по эффективной работе с отвергаемыми подростками. 1. Отверженность в подростковом возрасте отверженность дезадаптация подросток застенчивость Большое влияние на поведение школьника оказывает группа сверстников, с которыми он общается, особенно ...

Единой общепринятой систематики описываемых ситуационно-личностных реакций не существует. Ниже рассматривается наиболее разработанная систематизация последних лет – систематизация возрастных реакций В.Т.Кондрашенко.

1.РЕАКЦИЯ ОТКАЗА – отсутствие или снижение стремления к контактам с окружающими. Дети малообщительные, отличаются общей заторможенностью, нередко испытывают чувство отчаяния, страх перед новым, отказываются от пищи, привычных игр, не отвечают на вопросы, стремятся к уединению. Реакция отказа часто возникает у детей при внешнем отрыве их от родителей, привычной обстановки (помещение в детский сад, больницу, детский дом, в чужую семью и т.п.).

По наблюдениям АЕ,Личко подобные реакции нередко проявляются у инфантильных и конфортных подростков, когда их насильно отрывают от привычной для них обстановки (семья, компания сверстников), круто меняется стереотип жизни.

2. РЕАКЦИЯ ОППОЗИЦИИ — противопоставление себя определенным лицам чаще родителям или учителям).

Может протекать в активной и пассивной формах. Активная оппозиция проявляется в нарочитой грубости, вызывающим поведении, плаче, брани, раздражении и даже агрессии. Пассивная оппозиция обнаруживается в пассивном отказе от еды, выполнения требований и поручений, уходами из дома, суицидальном поведении. У детей младшего возраста – мутизмом, рвотами, недержанием мочи и кала и другими соматовегетативными нарушениями.

Причиной реакции оппозиции могут быть чрезмерные, а главное, несправедливые с точки зрения ребенка, требования, непосильные нагрузки (школа, музыка, спорт, технические кружки т.д.), незаслуженное наказание или оскорбление.

Нередко реакция оппозиции у ребенка возникает в ответ на изменившееся к нему отношение близких. Это часто бывает при рождении второго ребенка, появления в семье отчима или мачехи. Такую реакцию могут вызвать постоянные конфликты в семье, хроническая неуспеваемость. По мнению А.Е.Личко, реакция оппозиции у подростков чаще всего носит демонстративный характер, как сигнал для взрослых о трудной ситуации, переносить которую подростку больше не под силу.

Наблюдения В.Т.Кондрашенко показывают, что истинные реакции оппозиции у подростков, как правило лишены истерической окраски и нередко проявляются жестокими поступками и нередко проявляются жестокими поступками, агрессией, длительными уходами из дома, хронической алкоголизацией, приемами наркотиков, самоубийством.

3. РЕАКЦИЯ ИМИТАЦИИ – стремление подражать определенному лицу или образу. Чаще всего это реальный человек, пользующийся авторитетом у ребенка, конкретный герой из книги или кино, но иногда ребенок может подражать вымышленному герою, поведение и характерологические качества которого соответствуют его идеалам.

Наряду с имитацией положительных качеств и поступков в детском и подростковом возрасте особенно легко и охотно копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганское поведение, воровство, разврат).

Заслуживают внимания даннын о статистически достоверном увеличении суицидов (самоубийств) после телепередач о суицидах и телефильмов с демонстрацией самоубийств.

29 стр., 14442 слов

Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков

... психосоциальных работников. Цель исследования: анализ социально-психологических особенностей криминогенных групп подростков Задачи исследования: Описать социальные ориентации молодежи и проблема ... несовершеннолетних, других лиц, занятых превентивной практикой, проблемами профилактики отклоняющегося поведения. В свою очередь, решение проблемы комплексного организационно-управленческого, ...

А.Е.Личко описал у подростков реакции ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ИМИТАЦИИ. Они встречаются относительно редко и являются как бы негативом с модели, служащей предметом для подражания. Так, например, подросток, отец которого алкоголик, находясь в компании сверстников с асоциальным поведением совсем не брал в рот спиртного. Другой подросток, воспитываясь в семье, где процветало взяточничество, пьянство и разврат, вел подчеркнуто скромный образ жизни, избегал половой близости, а после окончания средней школы пошел работать на завод, отказавшись от поступления в престижный институт.

4. РЕАКЦИЯ КОМПЕНСАЦИИ – стремление скрыть и восполнить свою слабость, несостоятельность в одной области успехами в другой.

Со времени неофрейдиских работ А.Адлера реакции компенсации рассматривают как средство психологической защиты личности от переживания собственной неполноценности, связанных с осознанием какого-либо физического или психологического недостатка. Физически слабый, феминизированный мальчик, отказывается от коллективных игр, где нужна сила и ловкость, зато преуспевает в технических кружках, шахматах, выделяется начитанностью и знаниями в области точных наук. И, наоборот, подросток плохо успевающий в школе, компенсирует это успехами в спорте, общественной жизни, художественной самодеятельности или асоциальными достижениями (воровство, драки и т.п.).

Часто можно наблюдать как подросток, лишенный авторитета среди сверстников, пытается восстановить свой престиж в группе младших себя по возрасту или ограничивается фантазиями замещающего характера (представляет себя гениальным изобретателем, известным актером, политиком, спортсменом ит.д.).

5. РЕАКЦИЯ ГИПЕРКОМПЕНСАЦИИ – стремление добиться высших результатов именно в той области, где проявляется несостоятельность.

Физически слабый ребенок посредством упорных, порой изнуряющих тренировок, достигает блестящих результатов в спорте. При этом, если это робкий подросток, то он выбирает такие виды спорта, где нужна смелость. Склонные к боязни болевых ощущений, «приучают» себя к ней путем самоистязаний. Боящийся темноты идет ночью один в лес.

Реакции гиперкомпенсации в зависимости от условий могут играть как отрицательную, так и положительную роль в формировании личности. Желание испытать себя на «прочность», проверить свои физические и психические возможности, помогает добиться успехов в жизни, способствует правильному формированию мировоззрения и самосознания. Однако, те же желания и стремления, ложные понятия об отваге и независимости нередко толкают на путь асоциального поведения и правонарушений.

Рассмотренные выше 5 реакций (отказа, оппозиции, имитации, компенсации и гиперкомпенсации) свойственны как подросткам так и детям. Следующие реакции, которые мы рассмотрим, присущи только подросткам.

6. РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ – стремление освободиться от контроля и опеки взрослых, протест против установленных правил и порядков, стремление к независимости, самостоятельности и самоутверждения себя как личности.

Указанные реакции проявляются непереносимостью возражений и критики в свой адрес, нетерпимым отношением к опеке и покровительству, плохой адаптацией к существующим порядкам и традициям.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками ... принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало...; Непроизвольные реакции Эти ре

П.А.Ковалев рассматривает реакцию эмансипации как подростковый вариант оппозиции у детей. Факторами, способствующими ее возникновению, могут быть гиперопека, постоянный мелочный контроль, полное лишение подростка самостоятельности, отношение к нему как к маленькому, критика и постоянные насмешки, высказываемые в его адрес в грубой форме.

В зависимости от характера поведения выделяют реакции явной и скрытой эмансипации.

Реакция ЯВНОЙ эмансипации характеризуется непослушанием, грубостью, патологическим упрямством, прямым игнорированием мнений и распоряжений взрослых, существующих порядков и традиций. Иногда подростки порывают с семьей, вопреки желанию семьи бросают учебу, начинают вести независимый образ жизни.

Психологические реакции явной эмансипации возникают обычно в психотравмирующей ситуации, имеют конкретную направленность, относительно кратковременны и не склонны к фиксации.

Патологические реакции выходят за рамки психотравмирующей ситуации и той социальной микросреды, в которых они первоначально возникли, и нередко в последующем становятся стереотипом поведения.

Реакция СКРЫОЙ эмансипации чаще всего характеризуется бродяжничеством, половой свободой, созданием неформальных асоциальных групп. Одним из проявлений этого вида является «подростковая субкультура», которая предусматривает специфические, отличные от принятые у взрослых, вкусы, манеры поведения, моду, язык.

7. РЕАКЦИЯ ГРУППИРОВАНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ – стремление быть понятым группой сверстников.

Группа сверстников служит для подростков: во-первых, важным каналом информации, который он не может получить от взрослых, во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которой подростки глубже познают окружающих и самого себя, в-третьих, подростковая группа представляет собой новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.

Группы сверстников различаются по структуре и по социальной направленности. Так, по структуре это могут быть группы с авторитетным лидером и жесткой субординацией (автократическая группа), а могут быть без постоянного лидера и с плохой внутренней организованностью (анархическая группа).

Могут быть группы, основанные на дружбе, взаимопомощи (демократическая группа).

По социальной направленности группы сверстников делят на просоциальные, асоциальные и антисоциальные. ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ группы имеют цели, совпадающие с целями общества. По структуре такие группы чаще всего бывают демократическими. АСОЦИАЛЬНЫЕ группы имеют цели, находящиеся как бы вне общества. Асоциальными можно считать группы формирующиеся на базе совместных увлечений. Антисоциальные группы по своей структуре чаще всего автократические. Интересы и деятельность их как правило направлены Во вред обществу.

8. РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ (хобби-реакция) – стойкий интерес к чему-либо, сопровождающийся чаще всего такими чувствами, как одухотворенность, влюбленность и т.д.

Для многих подростков увлечения выполняют роль средства самовыражения, коммуникации, идентификации себя с подобными, средствами достижения престижного статуса в своей среде. Бывает так, что увлечения подростка принимают утрированную форму, захватывают всю его жизнь. Он забрасывает школу, заводит сомнительные знакомства и т.д. Обычно это бывает в сложной, психотравмирующей ситуации. Подросток как бы укрывается за «забором» своих увлечений от травмирующей действительности. Увлечения принимают характер психологической защиты. Психиатры дают классификацию подростковых увлечений:

30 стр., 14777 слов

Формирование благоприятного климата в группе подростков

... климата в группе подростков. Предмет исследования - условия успешного формирования благоприятного психологического климата в группе подростков. Гипотезой ... воспроизведение индивидом определённых внешних черт поведения, манер, действий, поступков» (Аникеева Н.П. Психологический ... формирование общего психологического климата. Типы отношений между участниками группы подводят к осознанию такого явления, ...

а) интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, техника)

б) телесно-мануальные (спорт, рукоделие, вождение транспортом)

в) лидерские (поиск ситуации, где можно предводительствовать)

г) накопительские (коллекционирование)

д) эгоцентрические (художественная самодеятельность, модная область знаний)

е) информационно-коммуникативные (интерес к легко усваиваемой информации и поверхностным контактам)

ж) азартные увлечения (карты, пари, лотерея).

9. РЕАКЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СЕКСУАЛЬНЫМ ВЛЕЧЕНИЕМ – стремление снять повышенное, но недостаточно дифференцированное половое влечение.

Пробуждение полового влечения, как указывает Кондрашенко, возможно даже у детей дошкольного возраста. Оно проявляется в выборе игрушек, в обостренном половом любопытстве, ранней мастурбацией, сексуально окрашенном поведении в присутствии взрослых. У детей более старшего возраста раннее половое влечение может проявиться самообнажением и подглядыванием за обнаженными, повышенным интересом к актам дефикации и уринации, совместным онанизмом и т. п.

Для подросткового возраста характерны сексуальные фантазии, сопровождающиеся мастурбацией, рассуждения на тему секса, увлечение эротическими сценами в книгах и кино. Становятся более выраженными проявление сексуальной активности – ранние половые связи, петтинг, промискуитет, эксгибиционистские игры, гомо и гетеросексуальные контакты, которые носят обычно переходящий, безвредный характер.

Следует учесть, что половое влечение в этом возрасте, в отличие от взрослых, может вызываться такими, казалось бы не адекватными раздражителями, как мышечное напряжение, езда на транспорте, внезапное ощущение боли, страх. Неоднократное повторение подобных сочетаний способствует образованию условно – рефлекторных связей и как следствие сексуальных отклонений.

В ряде случаев, особенно при не правильном половом воспитании сексуальные переживания и половая активность подростков становятся настолько интенсивными, что поглощает все остальные интересы, что служит одной из основных причин нарушения поведения.

10. РЕАКЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЕМ СОЗНАНИЯ – повышенное внимание к своей внешности и внутреннему миру. Внешность является значимым для подростков параметром образа «я». Они сравнивают себя с некими «эталонами», за образец которых берутся звезды кино, эстрады и спорта. У мальчиков вызывает беспокойство невысокий рост, слаборазвитая мускулатура, отсутствие волос на теле. Для девочек источником тревоги чаще всего бывает полнота, высокий рост, неправильные черты лица, угреватость кожи, оволосение отдельных участков кожи.

В поисках эталонности своей внешности подростки могут часами стоять у зеркала, нерационально много времени уделять нарядам. Для особенно важным становится то, какое впечатление они производят на окружающих.

Психологические реакции, связанные с оценкой внешности отличаются от патологических тем, что:1) не занимают главного положения в иерархии ценностей, 2) не определяют всего поведения подростка,3) не мешают достаточно хорошей социальной адаптации.

Интерес к своему внутреннему миру является необходимым фактором взросления и может приводить к нарушениям поведения. Так, примером этого может служить навязчивая склонность к абстрактному философствованию, метафизики. Некоторые подростки могут часами рассуждать о « смысле жизни», много времени уделять построению собственных философских систем и планов социального переустройства. Такие подростки отличаются эгоцентризмом, односторонностью суждений, легкой ранимостью. Обществу сверстников такие подростки предпочитают общество книг.

Реакции, связанные с реакцией самосознания, очень многообразны. Как и другие ситуационно-личностные реакции они могут быть как психическими, так и патологическими.

§3. Возрастные задания по Хевигарсту

Возрастные задания на этапе перехода от детства к взрослости по Хевигарсту.

Хевигарст исходит из того, что в каждый период антогенетического развития имеют место «учебные моменты» — это моменты, особо благоприятные для приобретения того или иного опыта. В отечественной науке такие моменты называют термином «сензитивные периоды». Навыки, приобретаемые в сензитивный для их формирования период, формируются быстро, легко и довольно устойчиво. Так, например, доказано, что период от 1 года до 3 лет наиболее сензитивен для формирования речи. Речевые навыки в этот период образуются чрезвычайно быстро и легко: Ребенок легко овладевает не только родным, но и иностранным языком.

С точки зрения Хевигарста каждый возраст благоприятен для определенного опыта, имеет свои «задания развития».

Для периода от детства к взрослости такими заданиями являются:

  1. достижение новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов.
  2. достижение мускульной и феминной социальных ролей
  3. достижение эмоциональной независимости от родителей
  4. достижение гарантированной экономической независимости
  5. принятие собственного телосложения и эффективное использование тела
  6. выбор и подготовка к профессии
  7. подготовка к супружеству и семейной жизни
  8. развитие интеллектуальных умений и понятий, необходимых для гражданской правомочности
  9. желание и достижение социально-ответственного поведения
  10. приобретение комплекта ценностей и эстетической системы как руководства поведения.

§4. Особенности общения со сверстниками в подростковом возрасте.

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не­учебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личност­ное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая друж­ба это сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понима­ния и принятия своих собственных переживаний и устано­вок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобраз­ным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувство­вать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника». Представление о счастье маль­чик смог отразить в одной фразе; «Счастье — это когда тебя понимают».

Как показано в американских исследованиях, в подрост­ковом возрасте близкие друзья, как правило, — ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по соци­альному поведению, успехам в учении. Встречаются и ис­ключения. Например, для серьезной девочки, хорошо успе­вающей в школе, лучшей подругой может стать девочка шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного харак­тера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает.

В дружеских отношениях подростки крайне избиратель­ны. Но их круг общения не ограничивается близкими дру­зьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в пре­дыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформаль­ные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие инте­ресы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития груп­пы, в которую он входит.

Наиболее развитые группы — корпорация и коллектив, разница между ними заключается в нравственной направленности. Для кор­порации характерны групповой эгоизм и индивидуализм, про­тивопоставление себя другим группам. Корпорацией может стать хорошо организованная дворовая компания, закрепля­ющая за собой территорию и воюющая с соседними группа­ми; асоциальная группа, члены которой совершают более или менее серьезные правонарушения, например кражи. Корпо­рация может возникнуть и в классе. Такая замкнутая группа, сплоченная общими интересами, даже будучи высокоинтел­лектуальной, всегда отчуждена, несколько враждебна по от­ношению к другим детям. Наоборот, коллектив более открыт и доброжелателен к тем, кто в него не входит. Здесь не бывает отгороженности, кастовости, группового эгоизма. В коллективе преобладают отношения взаимопомощи и взаимопонимания, благодаря чему эффективнее, чем в других группах, решаются общие задачи, а трудности не вызывают дезорганизованности. Эмоциональная совместимость членов коллек­тива позволяет создать в группе благоприятную психологи­ческую атмосферу.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе.

Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкну­тые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, занос­чивые, требующие к себе особого внимания, равнодуш­ные к общим делам и успехам группы.

§5. Особенности общения со взрослыми в подростковом возрасте

Под общением со взрослыми прежде всего имеется в виду общение с родителями, — еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчи­ками и девочками, в вопросах, связанных с развлечения­ми, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им соци­альных проблем, нравственные оценки событий и поступ­ков зависят в первую очередь от позиции родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в пра­вах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспи­тания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возника­ют из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагопри­ятные для развития подростка случаи — жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти пол­ное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно ука­зывают детям, что им делать; подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его го­лосу не прислушиваются; подросток может принимать от­дельные решения сам, но должен получить одобрение ро­дителей; родители и подросток имеют почти равные пра­ва, принимая решение; решения часто принимает сам под­росток; подросток сам решает, подчиняться ему родитель­ским решениям или нет.

Помимо контроля в семейных отношениях важны ожида­ния родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений — любовь, принятие ребенка или его непринятие.

Остановимся на наиболее распространенных стилях се­мейного воспитания, определяющего особенности отноше­ний подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами пре­доставляют ему право быть самостоятельным в каких-то об­ластях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно тре­буют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объясне­ниям, почему не следует делать одного и стоит сделать дру­гое. Формирование взрослости при таких отношениях про­ходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспре­кословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замы­каются, и их общение с родителями нарушается. Часть под­ростков идет на конфликт (например, мальчик, отстаивая свои права на самостоятельность, может в отсутствие род­ственников врезать замок в дверь своей комнаты).

Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отверга­ющим отношением к подростку. Такие отношения иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбеж­на полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают труд­ности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют силь­ную потребность в любви. По имеющимся данным, боль­шинство малолетних преступников и юных бродяг, перио­дически сбегающих из дома, пережили жестокое обраще­ние в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека — тоже неблагоприят­ный вариант семейных отношений. Подросткам позволяет­ся делать все, что им вздумается, их делами никто не инте­ресуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родите­лей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого по­ведения детей, то оно становится непредсказуемым, зави­симым от других, внешних влияний. Если ребенок попада­ет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека — излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмо­циональном контакте, — приводит к пассивности, несамо­стоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К ги­перопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребен­ка», излишняя близость становятся тормозом на пути лич­ностного роста обоих — и подростка, и его мамы.

Трудности другого рода возникают при высоких ожида­ниях родителей, оправдать которые подросток не в состоя­нии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ре­бенок как единственный близкий для матери человек дол­жен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачни­ка-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная от­ветственность, может развиться невроз.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследова­тельности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще, про­тиворечивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

Отношения с окружающими — наиболее важная сторо­на жизни подростков. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые пережива­ния. Эти переживания могут быть смягчены и даже совер­шенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

10