6
ИВЭСЭП |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА |
Кафедра КОНСУЛЬТАТИВНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
По направлению 030300.62 – психология
По специальности 030301.65 — психология
Санкт-Петербург2006
Психология массовых коммуникаций: Учебно-методический комплекс/ Авт.-сост.Е.А.Ивченко – СПб.: ИВЭСЭП, 2006. – с.
Утверждено на заседании кафедры консультативной и организационной психологии протоколом № 8 от 23.05.2006 г.
Утверждено Научно-методическим Советом, протокол № от
Авторы-составители доцент кафедры социальной и политической психологии, к.пс.н. Ивченко Е.А.
Рецензенты старший преподаватель кафедры социальной и политической психологии Шатковский Ю.В.; кандидат психологических наук, менеджер СевЗапНТЦ
Чернов Д.Ю. Научныйредактор: кандидат психологических наук, декан факультета психологии ИВЭСЭП проф. Коваленко М.И.
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология».
2. Пояснительная записка.
-
Цели и задачи курса
Актуальность курса психологии массовых коммуникаций определяется объективной необходимостью повышения эффективности массовых коммуникаций в современном обществе; снижения риска неблагоприятных последствий решений при ведении коммуникативных процессов с массовой аудиторией; овладения способами общения с массовыми аудиториями адекватными коммуникативным намерениям специалистов.
Содержание курса носит комплексный характер и обобщает знания в области общей психологии, социальной психологии, менеджмента, теории коммуникации, этики и риторики.
Целью курса является: формирование у студентов научного представления о роли массовой коммуникации в системе наук о человеке, о воздействии такого рода информации на выбор ценностных ориентаций и моделей поведения в практическом труде. Овладение психологическими основами массовой коммуникации позволит студентам эффективно взаимодействовать с большими аудиториями, демонстрировать комфортно-психологическое общение, а также разнообразные тактики, ориентированные на достижение поставленной перед коммуникацией цели.
Задача курса: через знакомство с психологическими особенностями формирования информационного сообщения для массовых аудиторий, техниками, приемами и методиками воздействия на массового адресанта развить специальные коммуникативные умения.
В результате изучения данного курса студент будет:
- иметь представлениео сущности и специфике массовой коммуникации, исторических предпосылках ее изучения; психологических особенностях массовой коммуникации в сопоставлении с психологией межличностного общения; о структуре массовой коммуникации и психологических особенностях коммуникатора, коммуниканта, процесса прохождения информационного сообщения; о возможных трудностях и барьерах эффективной массовой коммуникации; механизмах психологического воздействия на массовую аудиторию.
- знатьо методах формирования привлекательного имиджа; о способах осуществления презентаций (самопрезентации); об использовании вербальных и невербальных техник психологического воздействия на массовую аудиторию; о планировании эффективного рекламного информационного сообщения; о формулировании эффективных пресс-релизах; о психологических особенностях коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации.
- уметь выражать мысли, эффективно диагностировать реакцию аудитории на информационное сообщение, планировать коммуникационный процесс, использовать эффективные стратегии взаимодействия с массовой аудиторией, исследовать общественное мнение и использовать тактики и приемы его управлением через средства массовой коммуникации; преодолевать коммуникативные барьеры в массовой коммуникации.
- Виды занятий и методики обучения
Теоретические занятия (лекции).
Курс «Психология массовых коммуникаций» составляет 52 аудиторных часа, из которых 36 часов отводятся на лекционные занятия, а 16 часов на практические.
Практические (семинарские) занятия.
На практических занятиях широко используются деловые, учебные и рефлексивные игры, анализ ситуаций (традиционных, кейсов и «инцидента»), ситуационно-ролевые игры, а также тестовые задания для самодиагностики, самостоятельные практические задания.
Самостоятельная работа.
Нормативный объем самостоятельной работы студентов – 20 часов.
Самостоятельная работа по данному курсу включает в себя подготовку к семинарским занятиям, опросам, тестированиям.
- Формы контроля
Итоговый контроль по курсу
Курс «Психология массовых коммуникаций» заканчивается экзаменом. Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу.
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины.
Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях. Самостоятельная работа формирует способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления.
В учебном плане на самостоятельное изучение дисциплины отведено 60 часов. Большая часть этого времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список литературы к каждой теме, а также контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут писать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для составления докладов. Требования к оформлению докладов и рефератов такие же, как к оформлению контрольных работ для студентов заочного отделения. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, принимать активное участие в семинарах, овладеть практическими навыками и уметь их продемонстрировать.
4. Учебно-тематический план курса.
№ п./п. |
ТЕМЫ |
Аудиторная работа |
||
Лекции |
Практические, семинарские занятия |
Всего часов
|
||
1 |
Массовые коммуникации как социально-психологический механизм взаимодействия в современном обществе. |
2 |
|
2 |
2 |
Психологические основания коммуникативной деятельности в процессе массовой коммуникации |
2 |
|
2 |
3 |
Общение как психологическое основание деятельности в массовой коммуникации. |
4 |
|
4 |
4 |
Психологические категории «Установка» и «интерес» в массовой коммуникации. |
2 |
|
2 |
5 |
Понимание, ценности и конфликт в массовой коммуникации. |
2 |
|
2 |
6 |
Структура массовой коммуникации |
4 |
|
4 |
7 |
Коммуникант в структуре массовой коммуникации |
2 |
|
2 |
8 |
Массовая информация в структуре массовой коммуникации. |
2 |
|
2 |
9 |
Психологическое воздействие коммуникативных барьеров в процессе массовой коммуникации. |
4 |
4 |
8 |
10 |
Психологическое восприятие в массовой коммуникации |
4 |
4 |
8 |
11 |
Планирование информационного сообщения в массовой коммуникации. |
4 |
4 |
8 |
12 |
Психологические аспекты организации прагматических видов коммуникации в массовой коммуникации |
4 |
4 |
8 |
|
Итого |
36 |
16 |
52 |
5. Содержание курса
Тема 1. Массовые коммуникации как социально-психологический механизм взаимодействия в современном обществе.
Сущность, специфика массовой коммуникации. История исследований массовой коммуникации. Сопоставление массовой и межличностной коммуникации.
Тема 2. Психологические основания коммуникативной деятельности в процессе массовой коммуникации.
Психологическая категория «отношения». Сущность аттракции. Способы психологического формирования отношения в массовой коммуникации.
Тема 3. Общение как психологическое основание деятельности в массовой коммуникации.
Сущность и специфика общения в массовой аудитории. Функции общения в массовой коммуникации. Процесс передачи информационного сообщения.
Тема 4. Психологические категории «установка» и «интерес» в массовой коммуникации.
Специфика согласования интересов в массовой коммуникации. Способы и техники формирования установок в массовой коммуникации. Психологические условия формирования интереса и установок.
Тема 5. Понимание, ценности и конфликт в массовой коммуникации.
Соотношение понимания и взаимопонимания в массовой коммуникации. Сущность и способы формирования ценностных ориентаций в массовой коммуникации. Специфика «обмена ценностями» в массовой коммуникации.
Тема 6. Структура массовой коммуникации.
Коммуникаторы, их специфика, сущность, функции в коммуникационном процессе. Соотношение «редакций» и «издателей». Соотношение медиократов и спиндокторов. Индикаторы освещения события в СМИ.
Тема 7. Коммуникант в структуре массовой коммуникации.
Специфика и сущность коммуниканта в массовой коммуникации. Специфика диагностики коммуниканта в коммуникационном процессе. Стадии взаимодействия аудитории. Реакции аудитории в массовой коммуникации.
Тема 8. Массовая информация в структуре массовой коммуникации.
Сущность и специфика массовой информации. Количественные и качественные характеристики массовой информации. Ценности массовой информации. Психологические цели массовой информации.
Тема 9. Психологическое воздействие коммуникативных барьеров в процессе массовой коммуникации.
Специфика и сущность коммуникативных барьеров в массовой коммуникации. Помехи канала коммуникации. Психологические помехи. Помехи лингвистического характера. Области опыта как психологические барьеры восприятия. Субъективные оценки и рассогласование как коммуникативные барьеры.
Тема 10. Психологическое восприятие в массовой коммуникации.
Теория диффузии и иерархия потребностей. Теория потребления и удовлетворения. Ситуационная теория общественности. Модели практики по формированию коммуникативных связей.
Тема 11. Планирование информационного сообщения в массовой коммуникации.
Выбор стратегической задачи, анализ аудитории в соответствии с целями. Анализ программы действий. Анализ уровня эффективности информационного сообщения. Колесо Бернштейна, как модель возможного планирования в массовой коммуникации.
Тема 12. Психологические аспекты организации прагматических видов коммуникации в массовой коммуникации.
Психологические проблемы устных и письменных способов информирования в массовой коммуникации. Психологические аспекты формирования публицистического стиля речи. Психология позитивного имиджа (организации, личности).
PRкак психологическое управление. Работа со СМИ и ее психологические особенности. Психологические проблемы рекламной деятельности.
6. Планы практических занятий.
Практическое занятие 1.
Провести анализ* по всем психологическим критериям рекламного сообщения устного — радио; визуального — телевизионного; печатного – листовка, информационное сообщение в печатных изданиях), определить на основе сравнительного анализа их специфические особенности и способы воздействия на аудиторию.
Практическое занятие 2.
Провести анализ* по психологическим критериям конструктивность / деконструктивность разработанного организационного (личностного) имиджа. (На примере самостоятельно выбранных источников).
Практическое занятие 3.
Провести сравнительный анализ* информационных публикаций в СМИ, выявить способы воздействия на общественное мнение. (На примере самостоятельно выбранных источников)
Практическое занятие 4.
Провести анализ* освещения значительного события в СМИ, выявить способы воздействия и управления общественным мнением. (На примере самостоятельно выбранного события и источников освещения этого события).
*) Анализ должен включать: описание анализируемого источника, наглядное приложение (например, информационная листовка, словесное или письменное описание устного сообщения и т.д.) алгоритм анализа и выводы, включающие практические рекомендации.
7. Контрольные вопросы к экзамену по курсу в целом
- Понятие МК: специфика, сущность, основные характеристики.
- Сравнительная характеристика МК и межличностной коммуникации.
- Уникальность коммуникативного процесса в МК.
- Категория «отношений» в МК.
- Аттракция, как психологическая категория в МК.
- Психологическая категория «установки» в МК и способы ее формирования.
- Психологическая категория «установки» в МК и способы ее формирования.
- Психологическая категория «интереса» в МК и способы его формирования.
- Психологическая категория «взаимопонимания» и способы ее формирования.
- Соотношение психологических категорий «понимание» и «принятие» информации в МК.
- Психологическая категория «ценности» в МК и способы ее формирования.
- Сущность понятия «обмен ценностями» в МК.
- Психологическая категория «конфликта» в МК и способы его предупреждения в МК.
- Структура коммуникативного процесса в МК.
- Соотношение «редакции» и «издателя» в МК.
- Специфика группы «издателя» в МК.
- Характеристика групп «медиократов» и «спиндокторов» в МК.
- Сущность деятельности «спиндокторов» в МК.
- Характеристика индикаторов освещения события в МК.
- Этапы прохождения сообщения в СМК, организованные «издателями» и способы воздействия на прохождение события.
- Целевая установка коммуникатора в МК.
- Специфика коммуникатора в МК.
- Факторы влияния на аудиторию в МК.
- Психологические типы аудитории в МК.
- Стадии взаимодействия аудитории и информационного сообщения в МК.
- Формула интенсивности социальной информации.
- Психологический критерий «подготовленности» аудитории к принятию информации.
- Сущность и специфика «информированности» аудитории, психологическая проблема «непонимания» в МК.
- Типы реакции аудитории на информационное сообщение.
- Психологические реакции: когнитивная, ценностная, организационная, тонизирующая и коммуникативная.
- Соотношение информационного сообщения и оценочной информации как психологический рычаг управления общественным мнением.
- Сущность массовой информации в соотношении с межличностной коммуникацией.
- Содержание МИ, ее цель.
- Количественная и качественная характеристики МИ.
- Критерий «ценности» в МИ, психологические приемы ее формирования.
- Помехи в процессе МК: избирательность внимания, избирательное искажение, избирательные реакции.
- Психологические помехи в МК.
- Помехи, связанные с опытом, субъективными оценками, рассогласованием.
- Лингвистические барьеры в МК, фактор избирательности, статусных различий, времени, перегрузки.
- Теория Грюнинга и Ханта и структура общественного окружения как психологическая проблема в МК.
- Стадии восприятия в МК.
- Типы ответных на сообщение реакций.
- Теория диффузии и иерархии воздействия на аудиторию.
- Теория потребления и удовлетворения.
- «Конечная продукция» и «конечный результат» в МК, соотношение понятий.
- Сущность ситуационной теории общественности.
- Характеристика модели «паблисити».
- Модель «общественной информации».
- Двусторонняя асимметричная модель.
- Характеристика и задачи модели «Колесо Бернштейна» в МК.
- Цели и задачи планирования в МК.
- Значение уровня эффективности коммуникативного процесса в МК.
- Контроль за коммуникативным процессом в МК: тактика мониторинга, «пакета».
- Анализ общественного мнения, значение в МК.
- ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
- Массовые коммуникации как социально-психологический механизм взаимодействия в современном обществе.
- Психологические основания коммуникативной деятельности в процессе массовой коммуникации.
- Общение как психологическое основание деятельности в массовой коммуникации.
- Сущность и специфика общения в массовой аудитории
- Функции общения в массовой коммуникации.
- Психологические категории «установка» и «интерес» в массовой коммуникации.
- Способы и техники формирования установок в массовой коммуникации.
- Понимание, ценности и конфликт в массовой коммуникации.
- Коммуникаторы, их специфика, сущность, функции в коммуникационном процессе.
- Структура массовой коммуникации.
- Коммуникант в структуре массовой коммуникации.
- Массовая информация в структуре массовой коммуникации.
- Психологическое воздействие коммуникативных барьеров в процессе массовой коммуникации.
- Психологическое восприятие в массовой коммуникации.
- Планирование информационного сообщения в массовой коммуникации.
- Психологические аспекты организации прагматических видов коммуникации в массовой коммуникации.
9. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Контрольная работа – это письменный анализ литературных источников, практики деятельности и (или), причем реже, результатов экспериментального исследования. Цель ее написания — углубленное, самостоятельное изучение студентами проблем теории и практики конкретного предмета, в частности, психологии массовых коммуникаций.
Объем контрольной работы -10-12 печатных страниц, выполненных через 2 интервала (в компьютерном наборе — через 1,5 интервала).
Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются данные об авторе, факультете и группе. Затем идет план работы из трех — четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности рассмотрения.
В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть контрольной работы завершается выводами.
В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.
В приложения к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитические справки и т.п.).
Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем. В ее выборе следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания и предложения.
Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый приступает к составлению плана, который может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных вопросов (3-4).
Сложный план предполагает наличие нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе.
Содержание контрольной работы строится на основе анализа опубликованной и имеющейся в распоряжении студентов литературы отечественных и зарубежных авторов. В ней последовательно рассматривают историю изучения проблемы или системно излагают механизмы, теории (концепции), виды (типы), причины (факторы), а также дискуссионные вопросы. При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.
Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена по психологии массовых коммуникаций допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе
10. Список рекомендуемой литературы
Основная:
- Психология: Учебник/ под ред. А.А. Крылова М., 2004
- Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебное пособие, СПб, 2004
Дополнительная:
- Гойман О.Я., Наденко Т.М.Речевая коммуникация: Учебник. М., 2003
- Политическая психология: Учебное пособие/ под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева М., 2003
Вспомогательная:
- Богданов Е.Н.Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб., 2003.
- Деркач А.А.Психология развития профессионала. М., 2000
- Зазыкин В.Г.Психологические основы гуманистической рекламы. М., 2000.
- Кастельс М.Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.
- Князев Т.В.Факторы влияния на социальную перцепцию организации. М., 2000.
- Корольков В.Г.Основы «Паблик рилейшнз». М., 2000.
- Матвеева Л.В.Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.
- Мельник Г.Массмедиа: психологические процессы и эффекты. М., 2000.
- Панфилова А.П.Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 2003.
- Политическая психология./ под ред. Деркача А.А. М., 2000.
- Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под ред. Комаровского В.С., М., 2001.
- Тулеев А.Г.Политическое лидерство в современной России. Региональный ракурс. М., 2001.
- Харрисон Ш.Связи с общественностью / Вводный курс. СПб., 2003.
- Харрисон Ш.Связи с общественностью/ Практикум. СПб., 2003.
- Чумиков А.Н.Связи с общественностью. М., 2001.
11. Глоссарий.
Коммуникация– акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств.
Реклама – (фр.reclame- выкрикивать) информация о товарах, различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары, услуги; распространение сведений о ком-, чем-либо с целью создания популярности.
Рейтинг – степень популярности, авторитета какого-либо лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время.
Контрагент – каждая из сторон, участвующих в двустороннем
Информация
Репутация
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка — 4
Методические рекомендации по изучению дисциплины — 7
Учебно-тематический план курса — 8
Содержание курса — 10
План семинарских занятий — 13
Контрольные вопросы к зачету по курсу — 14
Темы контрольных работ для заочников — 17
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ — 198
Список рекомендуемой литературы — 20
Словарь терминов и персоналий (глоссарий) — 22
6