Раздел 1. Социально-психологическая сущность общения

Тема 1. Сущность и особенности общения. Общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в ко­тором происходит обмен информацией информацией, опытом, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Полифункциональная сущность обще­ния. Информационная функция межличностного взаимодействия, цель которой – обмен сообщениями, т. е. прием-передача определенных сведе­ний в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д. Ценностно-ориентационная функция, заключающаяся в изменении личностно-смысловых структур партнера, включая его взгляды, установки, намерения, представления, потребности.

Регулятивно-координационная функция: согласованность действий при осуществлении совместной деятельно­сти. Аффективно-коммуникативная функция: направленность на изме­нение своего эмоционального состояния или на возбуждение в партнере определенных чувств и эмоций. 

Общение и деятельность. Обусловленность общения потребностями совместной деятельности. Общение и коммуникация: сходства и различия. Коммуникация как действие, сознательно ориентированное на смы­словое восприятие другими людьми.

Общение как способ передачи культуры. Усвоение духовных ценно­стей посредством литературы, искусства, средств массовой коммуни­кации. Распредмечивание культурных ценностей как условие сближения, организации и консолидации социальных групп, общностей.

Общение и формирование личности. Влияние общения на развитие и изменение гносеологического, аксиологического, праксиологического потенциалов человека. Обусловленность общения уровнем нравственного развития личности. Общение и «золотое правило» нравственности.

Тема 2. Основные типы и виды общения. Понятие деловое общение. Формальное и неформальное взаимодействие человека с человеком.

Общение, обслуживающее разнообразные виды любительской дея­тельности, и общение ради общения. Досуговое взаимодействие как условие совместной познавательной деятельности, восприятии про­изведений искусства, социального, художественного, прикладного, тех­нического и других видов творчества.

Сущность и особенности самоцельного общения. Дружеские кон­такты, стимулируемые потребностью душевного сближения с людьми. Общение, не связанное с решением конкретных жизненных проблем и осуществляемое ради удовольствия от самой встречи. Характерные черты свободного общения: полная добровольность вступления в контакты, вы­бор партнеров по собственному желанию, нерегламентированность кон­тактов функциональными обстоятельствами.

10 стр., 4707 слов

Понятие, функции, сущность стресса

... человека, потому как наличие стрессовых ситуаций во всех областях человеческой жизни и деятельности безусловно. Каждое явление, обстоятельство или известие способно побудить стресс, то есть быть ... типа: системный и психический. Так как человек считается общественным существом и в деятельности его накопленных концепций основную значимость исполняет психическая сфера, в таком случае больше ...

Прямое и косвенное общение. Прямое общение как непосредствен­ный контакт человека с человеком. Пространственно-временная дис­танция между партнерами в косвенном, опосредованном общении. Личностно-ориентированное общение как взаимодействие по принципу тет-а-тет. Сущностные особенности социально-ориентированного общения, построенного построенного на обращения к группе в форме аудитории, публики и т. д. Роль средств мас­совой коммуникации в организации социально-ориентированного общения.

Классификация общения в зависимости от особенностей партнера. Общение с реальным партнером. Общение человека с иллюзорным партнером. Воображаемый партнер и особенности взаи­модействия с ним. Специфика партнерства в сфере художественного об­щения.

Тема 3. Общение как информационный процесс. Взаимодействие и информация. Информация как знания, которые передаются. Основные компоненты коммуникативного процесса: источ­ник информации, передатчик информации, приемник информации, канал связи. Важнейшие свойства информации: количество, ценность, истин­ность, полнота, оперативность. Семантическая, синтаксическая и прагма­тическая характеристика информационной деятельности. Межсубъектный характер общения.

Типология коммуникации. Классификация коммуникаций по типу отноше­ний между участниками (межличностная, публичная, массовая) и по средствам общения (речевая, паралингвистическая, вещественно-зна­ковая).

Основные виды сообщений: информативные, побудительные, экс­прессивные. Использование в коммуникативных целях средств инфор­мационной технологии. Понятие о содержании общения. Возможности обмена в процессе межличностных коммуникаций сведениями, знаниями, оценками, опытом, переживаниями.

Возможности педагогической корректировки содержания общения. Основные задачи корректировки. Пути корректировки: сублимация инте­ресов, постановка альтернатив, сообщение неординарной информации, вы­движение проблем, которые ранее не привлекали внимание, и др.

Тема 4. Психология восприятия человека человеком. Человек в роли субъекта, познающего и оценивающего других лю­дей. Общее понятие о коммуникативно-перцептивных умениях и навы­ках.

Внешне наблюдаемые данные о человеке. Физиогномика и установ­ление психологических качеств личности по внешним признакам. Дост­раивание образа на основе ограниченной информации. Стереотипизация как распространение на человека характеристик определенной со­циальной группы. Временная и устойчивая апперцепция. Функции каузальной атрибуции при восприятии человека человеком. Искусство ис­толкования причин и мотивов поведения других.

Интуиция в системе коммуникативно-перцептивных механизмов, Смутные предчувствия, о причинах появления которых люди не могут дать ясного ответа. Сущность и особенности экстрасенсорного воспри­ятия. Возможность приема информации, не связанной с функциониро­ванием известных науке органов чувств. «Эффект ореола» и феномен «атт­ракции».

Тема 5. Психология взаимодействия людей в процессе общения.

Деловое общение по телефону. Типология причин, по которым люди вступают в общение друг с другом. Информационно-коммуникативные и регулятивно-коммуникативные функции межличностного взаимодействия. Основные цели интеракционального поведения: обмен информацией, выражение опре­деленных психологических состояний, достижение деятельностных ре­зультатов. Виды взаимодействия: информационное, дискуссионное, исповедальное, праг­матическое, фактическое.

10 стр., 4890 слов

Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей ...

... работы является рассмотрение наиболее важных аспектов психологии делового общения, а также видов диагностики коммуникативных способностей человека. Исходя из этого можно выделить следующие задачи: 1. ... и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению. "Невербальное поведение человека неразрывно связано с ...

Развитие умений и навыков контактирования. Рефлексия как осоз­нание восприятия себя окружающими. Прямая и обратная связь в процессе контакта. Анализ чужого поведения и реакция на обратную информацию. Способность понимать характер отражения воздействий по тону голоса, выражению лица, же­стам, репликам, эмоциональному подтексту.

Основные правила построения контакта. Недопустимость моноло­гического общения. Искусство быть слушателем. Умение перехватывать инициативу и делать собеседника лидером контакта. Понятие об оптимальной дистанции в общении. Виды дистанций и способы их вы­ражения. Форма обращений, тональность речи, пластическое выражение отношений. Умение прочесть дистанцию, предлагаемую партнером, и отреагировать на предложение.

Общее понятие о социальной фасилитации и социальной ингибиции. Коммуникативно-фасилитативное мастерство как умение облегчать партнеру ситуацию общения.

Телефон как средство общения. Мобильная связь, ее особенности. Деловое общение по телефону. Элементы служебного разговора: взаимные представления, введение собеседника в курс дела, обсуждение вопроса, заключение.

Упорядочение ведения телефонных разговоров в течение дня, определение времени (часов), когда вам можно звонить; планирование своих телефонных звонков. Использование специальных блокнотов: пометки о дате, времени звонка, содержании разговора, что нужно предпринять в ответ на звонок. Значение телефонных справочников внутренней и внешней связи. Место расположения телефонного аппарата. Требования, предъявляемые к разговору по телефону: лаконичность, логичность, отсутствие повторов и длиннот, доброжелательный тон, четкое произношение слов (особенно имен и чисел), средний темп речи, обычная громкость голоса. Правила ведения делового разговора по телефону: инициатор телефонного разговора – ваш собеседник; инициатор телефонного разговора – вы.

Тема 6. Коммуникативные качества личности и их развитие. Коммуникативные способности и коммуникативные задатки. При­родные предпосылки к эффективному общению. Типологические осо­бенности высшей нервной системы. Подвижность психики. Запас не­рвной энергии. Соотношение первой и второй сигнальных систем. Сила торможения. Особенности темперамента.

Общительность как потребность в общении и устойчивое стремление к нему. Неудовлетворенность в состоянии длительного уединения. На­стойчивое стремление быть в обществе других людей. Естественное включение в контакты, происходящие как бы сами собой. Эмоционально-положительное самочувствие в процессе общения.

4 стр., 1600 слов

Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.

... включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение. Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с ... для его возраста задач. Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать ...

Коммуникативная энергичность. Способность легко, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении задач, возникающих в ходе взаимодействия с партнерами. Умение заражать других, влиять на них, передавать им свое настроение и отношение к делам, событиям и людям.

Эмпатическая способность как способность к проникновению в пе­реживания другого человека. Эмоциональная, когнитивная и предика­тивная формы проявления этой способности. Обогащение эмпатической способности с ростом жизненного опыта личности. Возможности психо­педагогического воздействия на развитие эмпатической способности.

Социально-психологический такт. Обостренное чувство меры во взаимодействии с другим человеком. Четкое видение границ, выход за ко­торые деформирует или нарушает контакт. Оперативная адаптация к осо­бенностям партнера, умение индивидуализировать общение. Простота и естественность, способность всегда оставаться самим собой. Отсутствие в поведении наигранности и нарочитости. Развитое чувство ситуации.

Тема 7. Значение эмоций в процессе общения. Эмоции как психическое отражение реальной жизни в форме переживаний. Эмоции как субъективная форма выражения потребностей. Побудительное, направляющее действие значение эмоций.

Отличие эмоций по качеству (модальности), интенсивности, продолжительности, глубине, генетическому происхождению, сложности и т. д. Роль эмоций в оценивании значимости происходящего и сигнализации об этом субъекту указывая на потребность, актуальную для этой ситуации.

Функции эмоций: оценивающая, сигнальная, побуждающая, дезорганизующая, функция накопления, эвристическая функция.

Проявление эмоций: чувство, страсть, настроение, аффект.

Эмоциональные состояния личности, их влияние на процесс общения (радость, интерес тревога, страх, гнев, фрустрация, апатия, вина, обида, жалость к самому себе).

Типы выражения эмоций, симуляция, подавление, маскировка, адекватное выражение.

Умение понимать, выражать, регулировать эмоции как специальная задача образования.

Лицевая экспрессия, ее особенности. Тренировка.

Вербализация эмоциональных состояний как отражение их в звучащей речи. Эмоциональный уровень понимания субъектами общения. Тема 8. Досуговое общение. Сущность досугового общения как культурно-смыслового обмена. Признаки досугового общения: осуществление в сфере свободного времени, на основе свободного добровольного, самостоятельного выбора партнера (партнеров) по общению, предмета общения.

Коммуникативная, интерактивная, аффективная составляющие досугового общения, их соотношение, доминирование в конкретной ситуации.

Интернациональность субъектов досугового общения: на субъект, на предмет, смешанная интенция.

Досуговое общение как диалог культур, взаимопознавательный процесс, путь к себе и к Другому.

Семиотические аспекты досугового общения. Знаковые системы досугового общения. (Субъект общения как культурный текст, событие как культурный текст).

Создание новых, согласованных культурных текстов как результат интерактивной фазы досугового общения: информационная, рекреационная, компенсаторная, креативная функция консолидации и др.

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... — торможения (П.К. Анохин), следообразования (А.Н. Леонтьев), подкрепления (П.В. Симонов), — указывает на способность эмоций оставлять ... мотивационного поведения — результат общения и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного. Регуляторная функция эмоций - различные названия: закрепления ...

Формы досугового общения. Связь между диверсификацией форм досугового общения и мультикультурностью смыслового пространства, социальной стратификацией общества и т. д.

Проектирование события как фактора досугового общения.