ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
НА ВЫПУСКНОМ КУРСЕ
(задания по психологии для студентов всех факультетов)
Педагогическая практика является важной частью системы профессиональной подготовки будущего учителя. Выполняя психологические задания в процессе педагогической практики, студент должен показать:
· знание теоретических основ общей, социальной, возрастной и педагогической психологии, их творческое применение;
· умение применять теоретические знания для объяснения конкретных психологических и педагогических явлений в практике обучения и воспитания;
· умение добывать объективные данные для психологического анализа урока, используя основной психологический метод исследования – наблюдение с оформлением фактологических записей в дневнике наблюдений и с последующей интерпретацией данных наблюдения урока.
По окончании педагогической практики студент предоставляет методисту на проверку дневник практики по психологии. В дневнике излагается программа исследования, содержание заданий, описывается ход исследования с предоставлением протоколов.
Требования к оформлению дневника
Титульный лист (образец):
Дневник педагогической практики по психологии
Студента(ки) МГУ им. А.А. Кулешова (группа, курс) … факультета
(фамилия,имя, отчество)_____________________
Место прохождения педагогической практики __________(школа, класс)
Методист по психологии_____________________(фамилия, имя, отчество,
Срок сдачи на кафедру психологии _________________________
Дневник в конце последней страницы текста подписывается и датируется студентом. На обложке ставится виза группового методиста или классного руководителя: Утверждаю (подпись).
Цель педагогической практики студентов на выпускном курсе: на основе использования различных методов психологии
¨ провести психологический анализ урока.
Методика выполнения задания
По окончании педагогической практики студент предоставляет методисту на проверку оформленный в соответствии с требованиями дневник практики по психологии.
Дневник содержит следующие разделы:
1. Результаты исследований:
1.1. Результаты наблюдений на уроках и во внеурочное время.
Http://www.Vologda-uni.Ru/studentu/praktiki/133-zadaniya-po-pedagogike-I-psikhologii ...
... техника речи. Педагогический такт. Доброжелательность и требовательности к учащимся. Достижение контакта с учащимися. Выводы: эффективность урока; ценные стороны урока и недостатки; предложения по совершенствованию методики проведения урока. Задание 3. ...
1.2. Материалы бесед с учащимися, учителями, родителями.
В дневнике фиксируется обработка полученных данных и их интерпретация. К дневнику (в файле) прилагаются первичные листы ответов учащихся.
2. Бланки протоколов психологического анализа уроков.
3. Психологический анализ урока (составляется по предложенной программе).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
Педагогическая деятельность педагога может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок. Урок является основной формой организации учебного процесса в школе. Именно на уроке происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, реализуются основные воспитательные воздействия педагога. Эффективность обучения школьников во многом зависит и от того, насколько правильно учитель организует восприятие учащимися учебного материала на уроке: мобилизует их волевые усилия, прилежность, старательность, создает эмоциональный настрой, стимулирует мыслительную активность, учитывает особенности памяти, индивидуальные и возрастные особенности психики учащихся.
Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности ее участниками, и, прежде всего учителем.
Психологический анализ урока имеет огромное значение:
· для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок отстраненно, благодаря чему переосмысляет, оценивает его в целом и каждый его компонент в отдельности;
· психологический анализ урока позволяет учителю применить его собственные теоретические знания для осмысления способов, приемов его работы, используемых в обучении, во взаимодействии с классом;
· позволяет осмыслить себя, собственного поведения, своих сильных и слабых сторон, а это есть проявление и результат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя;
· психологический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания;
· служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогического мастерства.
Таким образом, можно говорить о том, что психологический анализ урока способствует улучшению преподавания в целом.
Для профессиональной педагогической деятельности студенту-практиканту важно научиться видеть на уроке проявление психических процессов, состояний и средств личности учащихся, приобрести умение фиксировать и анализировать особенности педагогической деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Высокий уровень теоретических знаний по общей, возрастной и педагогической психологии является основой для овладения практическими умениями.
В ходе педагогической практики студент выполняет задание по психологическому анализу уроков как основной формы учебно-воспитательной работы. Работу над заданием рекомендуется начинать с выбора урока. Целесообразно взять такой урок, в котором представлены обучающий и воспитывающий моменты, ярко выражена деятельность учащихся и учителя. При этом студент должен четко знать цели и задачи урока, его методическое построение, знать специфику изучаемого материала. Для анализа может быть выбран либо урок учителя иностранного языка, либо урок однокурсника-практиканта.
Нетрадиционные формы урока. Урок-праздник
... индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать ... методов обучения английскому языку урок- праздник. Объект исследования: нетрадиционные формы урока, как активные методы обучения ... школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходиться с сожалением констатировать: ...
Наблюдая урок, необходимо определенным образом фиксировать деятельность учителя и учащихся, обращая внимание на содержательную сторону, манеру поведения, позу, мимику, жесты, речь, темп выполнения заданий и др. Необходимо максимально подробно отмечать все особенности урока, при этом рекомендуется использовать протоколы наблюдения, в которых следует фиксировать особенности познавательной деятельности учащихся, их психоэмоциональные состояния, особенности педагогической деятельности учителя. Образец бланка протокола содержится в Приложении.
На основании результатов проведенного наблюдения урока, заполненных бланков протокола наблюдения студент-практикант проводит психологический анализ урока.
Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
(для студентов всех факультетов кроме факультета физического воспитания и факультета начального образования)
I. Общие сведения об уроке: школа, класс, предмет, фамилия учителя.
II. Психологическая оценка деятельности учителя и учащихся на основных этапах урока.
Вводно-мотивационный этап урока.
1. Организация учителем начала урока: какие приемы использовал учитель для включения школьников в учебную работу; имело ли место повторение пройденного и в каких формах оно осуществлялось; психологическая оценка начала урока.
2. Постановка учителем учебной задачи: поставлена ли учебная задача на уроке; сообщены ли цели урока; в какой форме осуществлялась постановка учебной цели; какие мотивы использовал учитель, побуждая детей к учебной работе; вызвал ли учитель у школьников потребность в усвоении материала урока.
Операционно-познавательный этап урока.
1. Организация учителем учебной работы школьников: насколько организация учителем учебной работы школьников способствовала достижению поставленной на уроке задачи; целесообразность избранных учителем форм приемов, подобранных видов работ.
2. Работа учащихся в учебной ситуации: какие учебные действия осуществляли учащиеся на уроке; насколько учащиеся владеют учебными действиями; осуществлялся ли тип учения, способствующий развитию у учащихся научно-теоретических форм мышления; обучал ли учитель школьников учебным действиям и технике учебной работы, т.е. учил ли учиться?
Рефлексивно-оценочный этап.
1. Подведение итогов урока: как учитель проводит обобщение изученного материала и подведение итогов урока; участвовали ли школьники в обсуждении итога урока.
2. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: как осуществлялся контроль за учебными действиями школьников; формы и методы развертывания оценочной деятельности учащихся на уроке; как воспринимали ученики полученные на уроке оценки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ...
... деятельности младших школьников на уроках технологии. Объект исследования: процесс формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках ... деятельности учащихся, организации их совместной деятельности, рассматриваются вопросы организации познавательной деятельности учащихся с помощью использования разнообразных познавательных задач. Познавательная деятельность ... типа, когда учитель сам ...
III. Психологический анализ деятельности школьников
1. Направление познавательной деятельности: в какой мере познание школьников подчинено учебной задаче; устойчиво ли сохранилось внимание учащихся; быстро ли переключалось с одной задачи на другую.
2. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащихся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др.); какие и как решались задачи; как использовалась внешняя и внутренняя речь для выполнения задания.
3. Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело ли место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было направленным и целесообразным; отметить случаи самостоятельного нахождения решения.
4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием; отметить случаи использования обобщенного содержания; было ли соотнесение конкретного и обобщенного в ответах школьников; отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях.
5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: выделить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники; какие умственные действия учащиеся используют чаще, какие реже; каков уровень осознания учащимися выполняемых действий.
6. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности детей: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения; отметить случаи, когда эмоции заменяли поиск решения задачи.
IV. Психологический анализ деятельности учителя
1. Осуществление учителем на уроке различных функций педагогической деятельности:
· образовательной (характеристика подачи материала (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, связь с практикой и др.), умение прогнозировать усвоение материала школьниками);
· перцептивной (умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника;
· коммуникативной функция: стиль общения, педагогический такт, экспрессивные качества; умение установить контакт с классом);
· организаторской (организация учителем собственной деятельности; организация индивидуальной и коллективной деятельности школьников; поддержание дисциплины и порядка на уроке);
· развивающей (работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся; работа по формированию личности школьника, коллектива, коллективных отношений; учет индивидуальных особенностей школьников);
Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...
... особенностей личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Предмет исследования — психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Цель курсовой работы ... по музыкальной психологии, педагогике и психологии психологических особенностей личности; материалы научных статей по проблеме исследования; ресурсы интернет. Сочетание теоретико- ...
· функции контроля (способы контроля усвоения информации учащимися; объективность оценок; разнообразие форм оценок).
Особенности самоконтроля учителя. Виды оценки знаний, умений и навыков учащихся. Их эффективность.
2.Управление учителем на уроке познавательной деятельностью учащихся
¨ методы и способы привлечения внимания учащихся в начале урока (вход учителя в класс, его внешний вид, готовность учителя и класса к уроку), оформление и санитарно-гигиенические условия работы класса, умение учителя установить контакт с учениками, держать в поле зрения весь класс (распределение, переключение, объем внимания), требовательность учителя, педагогический такт.
¨ обеспечение учителем качественного восприятия учебного материала: чем обеспечивается чувственное восприятие нового материала, установление связи нового материала с ранее изучаемым (апперцепция), использование наглядности и технических средств обучения, четкость постановки цели урока, доступность материала, разнообразие методов изложения, умение выделять главное в материале, четкость и выразительность речи учителя, темп изложения, умение вызывать мотивированное восприятие учебного материала.
¨ Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке: (умение учителя поддерживать внимание учеников в течение урока, ориентация учащихся на трудности и мобилизация воли на их преодоление, организация проблемно-поисковой деятельности учеников, идейный и научный уровень материала, полнота и точность научных фактов, выводов; соответствие материала возрастным особенностям учащихся, уровню их развития и знаний, логичность и аргументированность изложения, установка учащихся на самостоятельную работу и самостоятельное выведение правил и закономерностей; связь учебного материала с практикой и современностью; упражнение в использовании приобретенных знаний).
¨ способы пробуждения у школьников пытливости и интереса, формирования потребности в знаниях (подготовка к уроку, оригинальная наглядность, разъяснение теоретической и практической значимости данного материала, практические работы, эмоциональность изложения и др.).
¨ организация запоминания учащимися учебного материала: (запись темы и плана урока, трудных слов, определений, повторения наиболее значимых моментов, установка на запоминание, разнообразие упражнений на закрепление и др.).
3. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся.
1. Внутренняя стойкость, логичность, последовательность построения урока.
2. Характеристика отношения учащихся к предмету.
3. Анализ отношения между учащимися и учителем.
4. Общая оценка развивающего и воспитывающего аффекта данного урока.
5. Эмоциональный климат на уроке.
4. Предложения к совершенствованию урока.
В соответствии с результатами анализа урока сформулировать конкретные предложения:
1. По улучшению управления учебной деятельностью учащихся.
Использование современных информационных технологий с целью повышения ...
... технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности». Объект исследования: образовательный процесс в начальной ... 03.12.09) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала. Научная новизна исследования состоит в том, что использование современных ... вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в ...
2. По формированию положительного эмоционального отношения учащихся к учению.
3. По совершенствованию выполнения учителем системы профессионально значимых функций.
Схема наблюдения и психологического анализа урока в начальной школе
(для студентов факультета начального образования)
1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами. Структура урока: основные этапы, их последовательность. Логические связи. Соответствие структуры урока его цели, задачам и содержанию. Обеспечение организационного, логического, психологического единства и завершенности урока. Уровень подготовки педагога. Проведение физкультминуток и распределение времени.
2. Психологическая оценка содержания урока. С каким материалом ученики знакомились впервые; какие знания, умения и навыки закреплялись; какие действия обрабатывались во внешней форме, какие во внутреннем плане; над развитием каких познавательных способностей детей работал педагог. Соответствие содержания урока программным требованиям. Какие методы учебной работы использовались на уроке, в какой мере они отвечали целям, задачам, содержанию урока, возрастным особенностям учеников. Использование учебных, дидактических игр. Использование яркой наглядной иллюстрации, рисунков, учебников, схем моделей для активизации познавательной деятельности учеников. Эффективность использования методов и методических приемов.
3. Проявление познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею.
¨ Приемы организации внимания. Внешний вид учителя. Мимика и пантомимика. Доброжелательный тон, ритм и темп урока, внешнее оформление, новизна наглядных пособий. Эмоциональная насыщенность, образность речи учителя; последовательность, логичность подачи материала. Приемы устойчивости внимания учащихся на разных этапах урока. Приемы организации переключения и распределения вниманием детей.
¨ Приемы создания установки на восприятие нового материала. Точность формулировки учебной задачи урока. Направленность восприятия на главное.
¨ Обеспечение развития видов памяти. Средства, приемы организации и управления запоминанием учащихся на уроке.
¨ Активизация мыслительной деятельности школьников. Какие, как и когда учитель использовал схемы, модели, различный материал, рисунки учебника с целью формирования мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза, обобщения и т. д.) и развития наглядно-образного мышления.
¨ Развитие представлений.
4. Контроль и оценка работы детей. Приемы установления обратной связи для управления процессом овладения знаниями, объединение фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.
5. Характеристика деятельности учеников. Умение детей слушать взрослого, удерживать тему общей свободной беседы; отношения ученика к ответам одноклассников и оценке учителя. Отношение к учебной деятельности, уровень подготовки и развития учеников, качества знаний, умений и навыков. Формирование в процессе учебной деятельности интеллектуальные, моральные и волевые качества личности.
6. Характеристика деятельности учителя. Умение владеть классом, организовывать его к деятельности. Приемы обеспечения дисциплины на уроке. Педагогический такт учителя на уроке. Речь педагога (дикция, темп, культура, образность, эмоциональность).
Методы и приемы обучения чтению детей младшего школьного возраста
... этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться). [3, C.97]. Дети ... Цель работы: осуществление целенаправленной работы по обучению чтению детей младшего школьного возраста с применением разнообразных приемов и методов. Для достижения поставленной цели исследования были ...
Стиль отношений с учащимися.
Приложение