Содержание:
1.Введение.-стр.1
2. Место психологии в процессе управления.-стр.2
3. Психология управления и её предмет изучения.-стр.2
4.Психолгический анализ управленческой деятельности.-стр.3
5.Психологические требования, предъявляемые круководителю как к организатору.-стр.5
6.Характерисполнителей и его формирование
руководителем.-стр.6
7.Заключение.-стр.10
8.Список дитературы.-стр.11
Введение.
Все хозяйственные операции можно в конечномсчёте свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первомместе стоят люди. Если у Вас нет надёжной команды, то из остальных факторовмало что удастся сделать.
Л.Якокка
Деятельность руководителяимеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работупредприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливыйруководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение ихприменения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферахжизнедеятельности. В частности и в сфере психологии.
Работа руководителя –это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых сложныхвидов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимостьпсихологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себяс исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния,уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с цельюнаиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильныйсплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в которомсведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, которыйспособен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использоватьте факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние наисполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняявоспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителяхте их личностные качества, которые способствуют более плодотворной работеотдельного исполнителя и коллектива в целом.
Все эти многообразныефункции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями вобласти психологии и опытом их применения в практической деятельности.
1.Местопсихологии в процессе управления.
Современныймир, постоянно и быстро изменяющийся предъявляет особые требования к такойнауке как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но ипрогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей,психологи в настоящее время вынуждены заниматься планированием измененийличности, профилактикой личностного регресса.
Влияние темперамента на практическую деятельность человека Введение
... определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего ... включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей. Деятельность можно ...
Необходимо,чтобы руководители организации проявили дальновидность и признали высокуюзначимость психологического фактора в работе организации. В свою очередь важно,чтобы психологи тоже научились оказывать действенную практическую помощь истроить эффективные деловые взаимоотношения.
Внастоящее время в практической психологии разработаны формы и методы работы,опробованы целевые программы социально — психологической поддержки для всехгрупп служащих. Применение разработок отечественной практической психологии ворганизациях, адаптация западных программ, а также создание новых специализированныхциклов лекций, семинаров, деловых и игровых тренингов для специалистов будутспособствовать эффективности работы организации.
Практика показывает, чтообласть межличностных отношений всегда остаётся для руководителя постояннойсферой неопределённости в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствуетсебя в ней очень неуверенно.
2.Психология управления и её предмет изучения
Управлениенасквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицомего является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией,личностными и другими особенностями. Как сложное системное образование,управление связано со многими переменными, в том числе и психологическими. Поэтомувозникла особая наука – психология управления.Она существует и развивается на стыке двух наук: психологии и управления.Психология управления, как часть науки управления, имеет непосредственноеотношение к изучению разработки повышения качества жизнедеятельностиорганизации. Психология управления является направлением психологической науки,она изучает психику человека, даёт психическую характеристику его управленческойдеятельности и анализирует качества необходимые для её успешного осуществления.
Психологияуправления в качестве предмета своего изучения имеет дело с человеком, егопсихикой и особенностями деятельности. Предмет изучения психологи управлениячрезвычайно разнообразен. Можно выделить следующие его составляющие:
1.Предметом психологии управления являются психологические особенностируководителя и исполнителей. Качества руководителей, психологическая характеристикауправленческой деятельности не изучаются в других отраслях психологии, асоставляют предмет только психологии управления.
2.Эффективность деятельности человека обуславливается не только степенью егопрофессиональной подготовки, но и психологическим состоянием, в которомнаходится человек в данный момент. Поэтому изучение различных факторов,оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на психическое состояние человека,имеет большое значение для повышения эффективности его работы.
3.Психология управления изучает особенности информации, существующей междуруководителями и исполнителями, раскрывает психологические особенности этойинформации.
4.Психология управления изучает взаимоотношения между руководителем иисполнителем, взаимоотношения между членами руководимого коллектива.
Изучаяособенности психики человека в управленческой деятельности, психологияуправления даёт рекомендации по использованию этих факторов в управлении. Этаособенность характеризует её как прикладную науку.
Психология труда Занятие 2
... следует отличать от понятия «эффективность деятельности» — работоспособность лишь одно из условий последней (условия деятельности, организация труда, его психогигиена, индивидуальный стиль, мотивация, подготовленность ... системы и организма в целом». Особый интерес представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния работника ...
Развитиеуправленческих кадров, способных эффективно осуществлять деятельность вусловиях рыночной экономики, являющееся актуальной проблемой для современнойРоссии, невозможно без активизации научных исследований в области психологииуправления.
3.Психолгическийанализ управленческой деятельности.
При решении вопроса о том, какими качествами долженобладать человек, претендующий на выполнение того или иного вида деятельности,всегда возникает необходимость психологического изучения самой деятельности.Такая работа весьма сложна, требует большого опыта и специальных знаний.Поэтому целесообразно, чтобы выполнял её или, по крайней мере, выступал в роликонсультанта профессиональный психолог. Кроме того, к ней обязательно следуетподключить специалистов, знающих данную деятельность, имеющих высокий уровеньпрофессионализма и большой практический опыт. Эти лица должны выступать в ролиэкспертов и в результате обсуждения установить главные, наиболее значимыеособенности как самой деятельности, так и условий её выполнения. Результатомтакого психологического или, точнее, профессиографического анализа трудовойдеятельности должна быть профессиограмма.
Профессиография – описание профессий идифференцирующих их специальностей с точки зрения требований. Предъявляемых имик человеку.
Профессиограмма – описанная и обоснованная систематребований, предъявляемых определённым видом деятельности, конкретнойспециальностью или профессией к человеку.
Любая профессиограмма должна включать описание самойпрофессиональной деятельности ( психологическая профессиограмма ) и сводкутребований к человеку, включённому в эту деятельность, к его психике какперечень профессионально необходимых качеств ( психограмма ).
С целью проведения мероприятий по определениюпрофессиональной пригодности или профессионального отбора осуществляетсяглубокое психологическое и аналитическое изучение профессиональной деятельностии разрабатывается развёрнутая профессиограмма. Для составления её первой частиможно использовать следующую ориентировочную схему анализа.
1.Технико-экономическое описание. Это технологии,оборудование, нормы, оплата труда.
2.Организация и условия труда на конкретномпроизводственном объекте. Имеются в виду как социальные, так и физическиеусловия труда. Это и взаимоотношения, в которые вступают люди в процесседанного вида деятельности, и параметры физической среды, т.е. освещение,вентиляция, температура, влажность и т.д. Сюда же можно отнести степеньразделения труда, кооперации, а также режимы труда и отдыха.
3.Документация по текучести кадров, материалыотносительно возможных несчастных случаев. Необходимо также включить вопросы,связанные с ошибками. Которые могут иметь место при выполнении работы.
4.подробное описание самой трудовой деятельности, т.е.что и в какой последовательности человек делает в течение рабочего дня, из чегоскладывается его работа.
5.Требования к общей и специальной подготовке,необходимой для выполнения данной работы.
Вторая часть профессиограммы, касающаяся предъявляемыхк человеку требований, наиболее сложна, поскольку разнообразие этих требованийвелико. Их можно классифицировать по следующим направлениям:
·
Демографические;
·
512 Личностные особенностей руководителя в процессе управления
... других людей; - требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации; - склонность к организаторской деятельности, т. ... того чтобы четко определить проблему личностных особенностей руководителя в процессе управления, необходимо развести понятия ... трудовых интересов и способствует повышению производительности труда. При этом выражается и проявляется ...
Образовательные;
·
Медико-биологические;
·
Психофизиологические;
·
Психологические.
Все указанные требования к характеристикам и качествамработника должны содержать оценку того, является ли данное качествопрофессионально необходимым, профессионально важным либо профессиональножелательным.
В трудовой деятельности так или иначе проявляютсямногообразие, особенности психики человека. Но вместе с тем эти проявленияносят различный характер. Они обусловлены специфическими для каждой профессиипредметами и орудиями труда, а также трудовыми задачами.
Составление психограммы – дело весьма сложное итрудоёмкое. Но от того, насколько продуманно и тщательно оно выполнено, зависитправильность выявления профессионально необходимых для той или инойдеятельности качеств, а это, в свою очередь, сказывается на определениикритериев профессиональной пригодности и, в конечном итоге, на эффективностивсей системы профотбора.
Как же выделить присущие тому или иному видудеятельности особенности и предъявляемые ею требования к работнику? Опытпоказывает, что анализ деятельности, согласно плану первой частипрофессиограммы, обычно не вызывает особых трудностей. Необходимые для описаниясведения можно получить в результате изучения соответствующей документации,целенаправленных бесед с компетентными специалистами, в процессе внимательногонаблюдения за работой представителей изучаемой профессии.
Метод наблюдения исключительно важен на всех этапахразработки психограммы. В основном это наблюдение за процессом трудовойдеятельности профессионалов. Исследователь должен стараться выделитьхарактерные особенности. Общие и отличительные черты действий работников,соотнести их с производственными показателями.
Не менее важным для получения необходимых сведенийявляются опрос, беседы и консультации со специалистами, мастерами своего дела,имеющими большой профессиональный опыт и знания. Такое сотрудничество позволяетуточнять и вырабатывать более объективное мнение о значимости тех или иныхкачеств человека в его работе. Полезны также беседы с людьми, не добившимисяуспеха в данной профессии, и лицами, только приступившими к овладениюспециальностью. Они помогают выявить особенности процесса формирования умений инавыков, а также трудности, которые при этом возникают.
4.Психологические требования,предъявляемые к руководителю как к организатору.
Одно из первейшихтребований к качествам руководителя составляет его умение создавать коллектив.От того, каким будет созданный тем или иным руководителем коллектив, будутзависеть и успехи в его управленческой деятельности. В связи с этим к руководителюпредъявляются определённые психологические требования.
Руководитель должен обладатьтворческим мышлением, богатым, но реальным воображением.
Сравнительный анализ характеристик знаков зодиака и индивидуальных ...
... Цель работы: сравнить характеристики знаков зодиака с индивидуальными чертами характера человека. Задачи: рассмотреть связь астрологии и психологии; изучить общую ... был сравнительный анализ характеристик знаков зодиака и индивидуальных черт характера человека. В связи с этим были поставлены следующие задачи: ... Я. Колесникова Научный руководитель Гайфуллина Наталья Геннадиевна Елабуга- 2014 ...
Умение руководителяопределить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладатькандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора ирасстановки кадров.
Формирование коллективасвязано с решением проблемы психологической совместимости. Это требует отруководителя, чтобы он знал психологические особенности работников и умел их учитыватьпри формировании отдельных звеньев коллектива. Такой подход позволит емувоздействовать на формирование лучшего социально –психологического климата вколлективе. А как показывают американские и японские исследования в областименеджмента стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойнаяморально-психологическая обстановка.
Важнейшим моментом вуправленческом процессе является принятие управленческого решения. Каждыйруководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями руководимойим системы. Каждому руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового,умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделятьважнейшие вопросы.
Систематизация чужого опытаи готовых идей с целью использования их, когда это необходимо, являетсясущественным условием организации научного труда руководителя.
Другим качеством,характеризующим хорошего руководителя при изучении того или иного решения,является чувство ответственности, с которым он должен относиться к данномурешению.
Для выяснения и выборасамого правильного подхода к решению проблемы большое значение имеет умениеруководителя советоваться. Умение руководителя советоваться в значительной степениопределяет эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителяанализировать мнения людей.
Оперативность принятиярешения и его качество зависят от степени продуктивности умственнойдеятельности, умения использовать и применять имеющиеся знания и накопленныйопыт. Поэтому и гибкость ума, и оперативность памяти – важные и необходимыечерты каждого руководителя.
Не меньшее значение приподготовке принятия решения и его принятии имеют и волевые качества –инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.
Таковыпсихологические требования, предъявляемые к руководителю. Совершенствуя себя исвои профессиональные навыки, руководитель должен в первую очередь развивать текачества, которые соответствуют предъявляемым требованиям.
5. Характерисполнителей и его формирование руководителем
Власть над собой — самая высшая власть,
Порабощённость своими страстями –
самое страшное рабство.
Сенека.
Вовзаимодействии человека со средой и с другими людьми выявляется множество егосоциально-психологических особенностей. Многие из них несущественны,кратковременны или не влияют на его отношение к окружающему миру. Но есть укаждого человека такие индивидуально-психологические черты, которые проявляютсяпостоянно и отличают одну личность от другой. Это черты характера, выраженныеотчётливо, определяющие одна другую и а стиль действий и отношений к окружающимобстоятельствам и людям. Характер – это основной психический склад человека.
Характер проявляется иформируется в делах и поступках. Характер формируется в преодолении трудностейи препятствий.
Личность менеджера. Психология и этика менеджмента
... ответственности. Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать личность менеджера, психологию и этику менеджмента. В соответствии с ... компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в ... профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивильный характер. Общение с людьми - это наука и искусство ...
В воспитании характеранеобходимо, прежде всего, сформировать истинные убеждения, представления иидеалы. Это важнейшие условия формирования сильного характера. Одновременно следуетдобиваться, чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения вжизни и труде. Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.
Воспитание деловитости,дисциплинированности, расторопности, активности – есть борьба за личностьрабочего. Эта борьба требует на любом участке создать условия, при которых нетпростоя в работе, при которых у труженика заняты и голова и руки в течениевсего рабочего дня.
Неотъемлемаячерта характера – дисциплинированность – точное соблюдение должностныхинструкций, правил работы, норм поведения. Дисциплинированность воспитывается,когда неизменно выполняются требования руководителя, все режимные положенияорганизации. В ходе их выполнения преодолеваются трудности, препятствия.
Воспитывая моральные(доброта, деликатность), эмоциональные (весёлость, страстность) и волевые(настойчивость, критичность) черты характера, руководитель, прежде всего,показывает пример поведения. Руководитель не должен забывать об индивидуальномподходе, не упускать возможность одобрить и похвалить лучшие проявленияхарактера и отметить недостатки в поведении людей.
Важнуюроль в формировании характера играет самовоспитание. Прямой обязанностьюруководителя является стремление указать подчинённому наиболее эффективные путиустранения недостатков, эффективные приёмы самовоспитания, преодоления вредныхпривычек.
Не следует забывать, чтохарактер – не врождённое качество личности. Он формируется и совершенствуется втечение жизни. Человек непосредственно участвует в выработке своего характера,и сам несёт ответственность за его отрицательные проявления. В народе оченьверно подмечено:
Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
посеешь привычку – пожнёшь характер,
посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Характер каждой личностииндивидуален и в своём роде уникален, однако можно выделить ряд черт, присущихвсем характерам. Эти черты по-разному компонуются, сочетаются и проявляются вхарактере каждой личности, доля их участия в определении характера такжеразлична. Акцентуация – чрезмерноеучастие отдельных черт характера. Для умелого руководителя, обладающего определённойпсихологической подготовкой, важно к какой акцентуации относится характерисполнителя, чтобы подобрать наиболее подходящие для данной личности способы иметоды формирования характера. Можно привести следующие примеры основныхакцентуаций и соответствующих им способов воздействия на состояние личности сцелью формирования характера:
Конформный тип.Основная черта такого типа – соглашательство, отсутствие инициативы,смелости, решительности. Чтобы избежать соглашательной позиции такогоработника, руководитель должен предлагать ему высказывать своё мнение первым вовремя всевозможных собраний, совещаний.
Эмоционально-лобильный тип. Это люди с неустойчивым настроением, котороеизменяется даже по ничтожному поводу. Они очень чувствительны как к похвале,так и к порицанию. Руководителю важно вовремя приободрить такого слушателя.
Психология человека в Исламе
... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...
Экзальтированный тип. Такие люди легко восторгаются, восхищаются попричинам, на которые большинство людей могут не обращать внимания. Но в то жевремя часто впадают в отчаяние, легко разочаровываются. Руководитель долженвыявить его сильные стороны и поручить такому человеку задания, соответствующиеего сильным сторонам.
Можно назвать и другиераспространённые типы акцентуации: гипертимный, истерический, аффектно –застойный, шизоидный.
Выразительные признаки характера.О характере человека говорят его поза, походка,жесты, мимика, дистанция общения. В психологии существует понятие вербального иневербального общения. Вербальное общение, – что человек говорит, невербальное– как человек говорит. Если эти 2 уровня не совпадают, то с человеком труднообщаться, возникают отрицательные эмоции по отношению к нему. Поэтому менеджердолжен умело пользоваться невербальным общением.
Руководитель чаще всего незадумывается о воспитывающем влиянии своей позы, о том, что поза выдаёт егохарактерные черты. Например, поза, когда он одной рукой облокачивается на стол,другой упирается в бок, а тело наклоняет в противоположную сторону, создаётсявпечатление о его высокомерии и самолюбовании.
Внимательно наблюдая иоценивая невербальные признаки (позу и момент её изменения, дистанцию, глаза,жесты, мимику), внимательный руководитель может определить настроение исполнителя,его отношение к руководителю и к решаемой проблеме. Однако оценивать характерпо мимике и жестам следует очень осторожно. Для правильной оценки берётся суммажестов, подкреплённая внимательным наблюдением за поведением человека.
Чтобы на практике, т.е.общаясь с исполнителями, руководитель мог правильно определить акцентуациюхарактера исполнителя, подобрать и применить методы работы с ним,соответствующие типу акцентуации личности, в правильном направлении воздействоватьна формирование характера личности и, наконец, верно истолковывать и правильноприменять выразительные признаки общения, ему требуются психологическаяподготовка, знания и опыт их применения.
Заключение.
Целью данной работыбыло выявление места психологии в управленческом процессе, а также обоснованиенеобходимости психологической полготовки менеджера.
Психология в последнее времяприобретает всё большее значение в практической деятельности, в том числе и впроизводстве. Всё больше психологов принимают на работу на крупные предприятия,всё больше исследований и экспериментов проводится в области психологии в связис производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют вуправленческом процессе.
Обладая психологическойподготовкой, талантливый менеджер сможет эффективно осуществлять свои функции,руководить работой предприятия. Психологическая подготовка поможет менеджеру вобщении с подчинёнными, он сможет лучше понять их потребности и мотивацию кдеятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива,между исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелоеприменение психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиямиразвития производства приведут к повышению эффективности работы предприятия иувеличению прибыли. Психологическая подготовка необходима менеджеру в целяхсовершенствования самого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В концеконцов, менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контактес руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.
Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...
... отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ... воздействия на сознание и управление им. Укажем о том, что наличие определенных психологических теорий также вызывает проблему различий ...
Напротив, отсутствиедостаточных знаний в области психологии или опыта их применения в практическойдеятельности может стать прямым препятствием в осуществлении руководителемсвоих функций, привести к падению эффективности производства.
Итак, проанализировав вышеизложенный материал, я могу сделать вывод о том, что психологическая подготовкаимеет особое место в управленческой деятельности. Изучению психологии и применениюэтих знаний на практике следует уделить особое внимание при обучении,переподготовке или повышении квалификации менеджеров.
Списокиспользованной литературы.
1.
Филипп Генов Психология управления.
2.
М.И.Станкин Психология управления(практическое пособие).
3.
Г.В.Щекин Как эффективно управлятьлюдьми: психология кадрового менеджмента.
4.
В.А.Розанова Психология управления.