Психодиагностика познавательных процессов у подростков
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития познавательных процессов в подростковом возрасте
1.1. Социально-психологическая характеристика детей подросткового возраста 6
1.2. Особенности развития познавательной сферы у подростков 14
Глава II Эмпирическое исследование развития познавательных процессов в подростковом возрасте
2.1. Организация и методики эмпирического исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 35
Заключение 45
Литература 47
Приложения 50
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования социально активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Вопрос развития познавательных процессов у подростков актуален тем, что психические процессы являются неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача развития познавательных процессов подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы личности ребенка. Все это составляет социальную значимость данного исследования.
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли познавательных процессов в умственном развитии ребенка, об определении сущности отдельных его видов. Как показали исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, познавательные процессы выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и являются условием личностных преобразований, способствуют саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяют эффективность учебно-воспитательной деятельности. Однако работ по изучению особенностей динамики развития познавательных процессов в подростковом возрасте явно недостаточно. Это предопределяет научную значимость данной работы.
Практическая значимость обусловлена тем, что различные познавательные процессы имеют разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию в системе семейного и школьного образования. Анализ условий и факторов, способствующих организации психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов в подростковом возрасте, может быть использовано в практической работе психологами и педагогами общего и дополнительного образования.
Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте
2 Результаты психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте Заключение Список использованных источников 1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте 1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека В истории развития возрастной психологии ...
Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что проявление различных познавательных процессов влияет на воспитание и образование ребенка подросткового возраста. Этот факт предопределяется особенностями индивидуального подхода к развитию личности в системе образования. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, какой динамикой развития обладают различные познавательные процессы у подростков разного возраста.
Цель исследования: проведение психодиагностики уровня развития познавательных процессов у подростков.
Объект исследования: личность ребенка в возрасте от 11 до 14 лет.
Предмет исследования: познавательная сфера ребенка в возрасте от 11 до 14 лет.
Гипотеза: в связи с особенностями современного общешкольного образования развитию познавательных процессов в подростковом возрасте уделяется не равнозначное внимание. Исходя из этого, динамика проявления тех или иных познавательных процессов у ребенка в течение подросткового периода меняется не только в сторону развития, но и в сторону снижения показателей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития личности в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть особенности развития познавательных процессов у подростков.
3. Подобрать пакет диагностических методик для выявления особенностей развития познавательной сферы у подростков разного возраста.
4.Провести сравнительный анализ полученных результатов.
Методологической основой работы являются концептуальные разработки Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.С. Кона, а также С.А. Рубенштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития познавательных процессов в подростковом возрасте
1.1. Социально-психологическая характеристика детей подросткового возраста
Развитие личности в подростковом возрасте является предметом исследований в отечественной (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежной психологии (М. Кле, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.).
Однако, несмотря на значительное количество исследований, определение психологического содержания подросткового возраста остаётся дискуссионной проблемой……………………
Заключение
Итак, подводя итоги диагностики уровня развития познавательных процессов у подростков, мы можем сделать ряд выводов.
Подростковый возраст – это период развития человека от 10-11 до 14-15 лет. Изменения, происходящие в подростковом возрасте, охватывают как физиологические (гормональные изменения), так и психологические (изменения мотивационно-потребностной сферы, рост уровня самосознания) и социальные (появление новых социальных установок) характеристики ребенка этого возраста.
Тема: Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте.
... развития положительных мотивов учения. 2.Методика «Мое учение» Цель: выявить отношение к учению школьников среднего подросткового возраста, предметную направленность их познавательных интересов, профессиональных намерений и некоторые особенности процесса ... поведения подростка. 2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. 3. Специфика мотивационной сферы подростка. ...
Под влиянием учебно-воспитательной деятельности познавательные процессы в подростковом возрасте продолжают свое дальнейшее развитие: совершенствуются процессы памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания.
В процессе нашего экспериментального исследования, для определения уровня развития познавательных процессов у подростков младшей (10-11 лет) и старшей (12-14 лет) возрастной группы нами был использован целый ряд диагностических методик на выявление уровня развития воображения (шкалы уникальности и оригинальности), мышления (ригидность и аналитичность мышления), памяти (объем кратковременной памяти и опосредованного запоминания), восприятия (наблюдательность), внимания (шкалы избирательности и концентрации).
Выборочную совокупность составили 128 человек.
Результаты проведенного эксперимента показали, что в целом у подростков уровень развития познавательных процессов не высок. В среднем по всем пяти группам методик более 30% детей имеют низкие, и только около 15-20% высокие показатели.
Следует отметить, что в целом уровень развития познавательных процессов у подростков старшей группы оказался выше, чем у детей младших классов. Так по параметрам изучения памяти высокие баллы во второй группе набрали 18-20% ребят, а в первой 10-12% школьников. По шкалам диагностики мышления высокие баллы у старших подростков получил 20-23% испытуемых, а в младшей – 9-12% детей. По показателям внимания во второй группе школьников высокие оценки оказались выявлены у 17-18% ребят, а в первой – всего у 12-14% учащихся. И, наконец, по шкале диагностики восприятия высокий уровень наблюдательности во второй группе был выявлен у 17,2% подростков, а в первой — у 14,1% школьников.
Лишь по шкалам диагностики воображения результаты детей первой группы оказались лучше, чем у старших подростков. Здесь по шкале уникальности 18,7% младших подростков получили высокие оценки, а во второй группе таких детей оказалось только 12,5%. По параметру оригинальности в первой группе школьников высокое количество баллов получили 7,8% ребят, а во второй – 4,7% подростков.
Таким образом, мы можем говорить о частичном подтверждении нашей гипотезы о том, что в связи с особенностями современного общешкольного образования развитию познавательных процессов в подростковом возрасте уделяется не равнозначное внимание. Исходя из этого, динамика проявления тех или иных познавательных процессов у ребенка в течение подросткового периода меняется не только в сторону развития, но и в сторону снижения показателей. Действительно, как мы видим, развитие воображение у подростков снижается в зависимости от возраста подростков.
В заключении следует отметить, что и воображение, и другие познавательные процессы в подростковом возрасте требуют специального развития. Это поможет детям в данный период лучше усваивать усложняющуюся год от года школьную программу.
Литература
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... тактики, дают одинаково высокие результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного ... успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников. Педагоги, ориентированные на «развитие» и на «результативность», по-разному подкрепляют успех ученика. Учителя, ориентированные ...
2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 2002.
4. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста./ Вопросы психологии личности школьника. — М., 1981.
5. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
6. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии социального развития личности. — М.: Издательство Московского университета, 1980.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.
8. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
10. Куницына В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. — Л., 1988.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.
12. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.
13. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии.
14. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996. – 348 с.
15. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Владос, 1995.
16. Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.
17. Практикум по общей психологии/ Под ред. Т.И. Пашуковой. – СПб.: Питер, 2007.
18. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
19. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, — М., 1990.
20. Психология подростка/ Под общей ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2003. – 430 с.
21. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. – 640 с.
22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
23. Реан А.А. Акцентуации характера подростков. – М., 2006.
24. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
25. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 2003.
26. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
28. Узнадзе Д. Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.
29. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.попул./ Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков,Э.Ф.Зеер и др.; Под ред. Г.Г. Аракелова – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.
30. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – М., 1983. – 137 с.
31. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.
32. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.
Развитие личности подростка
... логическими операциями; формирование самооценки; способность к самоанализу и саморегуляции; самостоятельность. Развитие личности подростка Об адекватности поведения подростков возрастная психология спорит постоянно. Кроме возрастных особенностей (стремление к самостоятельности, готовность к ...
33. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997.
34. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития. – К., 1992.
35. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. — М., 1996.
36. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в под-ростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 1997. — С. 313—320.