Психодиагностика 3

  1. Понятие о психодиагностике, ее цели и задачи.

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием различных методов распознавания и исследования индивидуальных психологических особенностей человека.

Задачи ПД – в том, чтобы измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях (А.Анастази)

Цель современной ПД заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Современная ПД определяется как научная дисциплина, которая разрабатывает методы изучения индивидуально-психологических характеристик человека.

Предмет психодиагностики – индивидуально-психологические особенности человека и способы их измерения (исследования).

ПД выступает в роли моста между наукой (об индивидуально-психологических различиях) и практикой (постановкой психологического диагноза).

Психодиагностические задачи (Мерлин):

1. Диагностика способностей является необходимой для определения степени соответствия уровня развития личности требованиям программы подготовки.

2. Диагностика проф. пригодности – ее решение предполагает выбор профессии посредством соотнесения ее требований с индивидуальными особенностями человека.

3. Оценка личности – решение задачи позволяет получить полное представление о личности человека, которое необходимо для решения более углубленных задач.

4. Задачи коррекции поведения – диагностические задачи будут направлены на выявление причин нарушения поведения человека.

5. Изучение общих закономерностей и условий развития личности – решаются при проведении экспериментального исследования.

  1. Требования к процедуре психодиагностического обследования.

1. Изучение запроса.

2. Подбор методик.

— любая методика, которая будет проведена на обследуемом, должна быть проведена сначала на самом себе.

3 стр., 1166 слов

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЛАНК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА

... ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА.. 5 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 7 БЛАНК ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ.. 9 СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКИ МОДУЛЬ 1 1. Инструктаж: ознакомление с целью, задачами, ... индивидуальным планом работы. 4. Отчёт о прохождении практики.     ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ ...

— инструкция должна произноситься свободно при предъявлении обследования. Если инструкция очень большая (1 лист), то она требует предварительной обработки (выделение главных мыслей и т.д.).

3. Подготовка тестового материала (бланки + инструменты для проведения (ручки, карандаши и др. материалы, если они необходимы)).

4. Выбор места обследования (пр: кабинет психолога):

— изолированность помещения от посторонних лиц, шумов.

— оно должно быть достаточно хорошо освещено.

— тепловой режим.

— воздушный режим.

5. Удобное рабочее место (характер и качество определяется характером работы).

6. На двери помещения, где проводится обследование, должен устанавливаться знак, запрещающий вхождение в помещение.

7. Выбор времени проведения обследования (желательно, чтобы обследования проходили с утра – до того, как у человека будут нагрузки).

8. Продолжительность обследования (максимальное время проведения – 1 час. Чем взрослее обследуемый, тем ближе мы можем приближаться к этому часу; чем младше – тем время должно быть меньше).

3. Этапы психодиагностического исследования

Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре

  1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).
  2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.
  3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.
  4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).
  5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.
  6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

4. Условия тестирования

1. Прием в отдельном кабинете.

2. Психолог должен встречать клиента стоя, идя к нему навстречу (доброжелательность, доверительная атмосфера).

3. Создание положительной мотивации на обследование:

4. Знакомство с инструкцией:

* обязательно получить обратную связь о том, насколько испытуемый понял инструкцию;

* иногда дают пробные задания, чтобы посмотреть, насколько клиент понял инструкцию.

5. На результаты психодиагностического обследования влияет очень много факторов.

— психолог как фактор, который может оказывать влияние на психодиагностическое обследование:

* внешний вид: неряшливость/ излишне яркая манера одеваться и т.д. → неприязнь. ð украшения, косметика, запахи и т.д. должны быть минимизированы.

* на процесс психодиагностического обследования влияет возраст, опытность, принадлежность к определенной научной школе (односторонний подход к решению проблемы).

11 стр., 5492 слов

Возможности использования психодиагностических методик в психологическом ...

... в психологическом консультировании. Гипотеза исследования состоит в предположении того, что применение психологом психодиагностических средств в ходе консультирования связано с выполнением определенных условий и ... определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 2011. Под экспериментом в психологии понимают опыт, ...

* профессиональная пристрастность: когда психолог для себя решает проблему клиенту.

— особенности клиента – при проведении психодиагностического обследования клиент должен быть настроен на обследование, должен быть физически не утомлен, у него не должны происходить какие-то важные события в жизни и т.д.

Иначе при выполнении тех заданий, которые предлагает психолог, клиент отвлекается, возвращается в свою проблему → неэффективность использования ПД.

6. При проведении психодиагностической работы является очень важным поведение клиента (особенно при проективных методиках) во время выполнения задания (остановки, разговоры (пр: во время рисования)).

7. Завершение обследования – очень важно показать клиенту, насколько вы удовлетворены этим обследованием (важно для дальнейшей мотивации/ для следующих обследований).

5. Валидность тестов.

Валидность теста- это мера соответствия тестовых оценок представлениям о сущности свой-в или их роли в той или иной деятельности человека. Тест называется валидным, если он измерят то для чего он предназначен. Валидность делится на содержательную и конструктивную.

Содержательная на:

1. Очевидную – определяется методом семантич анализа пункта опросника, на сколько вопрос соотв-т измеряемой характеристике.

2. Эмпиричес-я – опред-ся опытным путем, рез-т коррелирует с экспертной оценкой, либо с прагматич критерием более 0,8.

Конструктивная – любой тест состоит из конструктов. Берется другой тест с аналог тест с конструктами и они сравниваются.

1. Конвергентная – провер-ся путем сравнения своего теста с более или менее похожим известным. Рез-ты коррелируются.

2. Дискриминантная – хар-ка, кот показ., что измеряем характеристика не должна коррелировать.

6. Надежность тестов

Надежность теста – это характеристика психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностичеких измерений, а также устойчивость (стабильность) результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Если коэффициент корреляции больше 0, 7, то тест надежен.

Два вида:

1. Внутр согласованность пунктов теста (гомогенность), показывает степень согласованности работы каж пункта на суммарную шкалу. Норма согласованности 0,6 (условно).

Сп-бы опр-я: деление шкалы пополам и коррелирование их исп. Спирмена_Брауна; выч-е коэф-та Альфа-Кронбаха; тета-надежность через факторн анализ.

2. Ретестовая (повтор-ть рез-в теста) нужна если психолог занимается лонгитюдн исслед-м (д/ св-в и отношен-й).

Через коэф-т корреляции между 1 и 2 тестир-м . Интервал 4-5 недель чтобы забыли, но тем дальше, тем чел – изменяется. 2 недели не менее.

7. Репрезентативность тестовых норм.

13 стр., 6341 слов

Рисуночный тест-как метод психоанализа

... и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. Желание “натянуть” психологические особенности человека, ... рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего - трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя ...

Нужна при операции стандартизации (процесс унификации, регламентации, приведение к единым нормативам процедуры психодиагностики и тестовых показателей).

Это этап для стандартизации (перевод шкалы сырых баллов в некие стандартные шкалы).

Станд шкалы: стенайны 1-9; стены 1-10 Т-шк, IQ-шкалы. Репрезентат-ть – это свойство выборочной совокуп-ти представлять хар-ки генер-й совокуп-ти. Т.е. репрез выборка соответ-т генер-й выборке. Способы получения: 1. Социологи стратометрический метод – вся выборка делится на страты (пол, возраст, образов-е, проф-я), нужно сравнить нормы для разных страт. 2. Психологи Метод многократных выборок – проводится рандомизация – случайный выбор людей. Счит-ся среднее арифметич, стандарт отклонение, ассиметрию и так далее. Если выборки не отличаются, то она является репрезентативной.

8. Методы психодиагностики.

Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову [6]

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

  1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
  2. по назначению:
  • общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
  • тесты профессиональной пригодности;
  • тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
  • тесты достижений;
  • по материалу, которым оперирует испытуемый:
  • бланковые;
  • предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
  • аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
  • по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
  • по форме ответа: устные и письменные;
  • по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
  • по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
  • По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  • по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  • по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
  • по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

9. Количественные и качественные методы в психодиагностике

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную – количественно-качественную характеристику. Например, в тесте Личко, предназначенном для диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых черт характера имеет двойную характеристику – и количественную, и качественную одновременно.

5 стр., 2177 слов

Тесты, шкалы, методы самовнушения, психотерапия, гипноз

... методики (MMPI, тест Люшера), однако в ряде случаев возможно использование и более простых тестов. Наиболее широко применяются Шкала Депрессии Бека (BeckDepres­sionInventory), Шкала Гамильтона (HamiltonRatingScale), отечественная Шкала Депрессии А.Ф. Кудряшова, тест ... несут максимальную информационную нагрузку, символизируя ведущие потребности личности, которые сам Люшер обозначил как потребность в ...

Методики, позволяющие получать количественные данные, отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают возможность использовать меры и методы количественной обработки результатов психодиагностики. В то же самое время с помощью таких методик невозможно отличить друг от друга качественно различные психологические свойства, имеющие одинаковые количественные показатели. Скажем, если с помощью методики Д. Маккелеланда, Дж. Аткинсона и других мы оцениваем силу мотивации достижения успехов, то, получив те или иные показатели, не в состоянии судить о том, является ли мотивация достиже­ния успехов различной у тех испытуемых, которые имеют количественно одинаковые данные. А между тем она может быть качественно различной. В свое время X. Хекхаузен показал, что в общем, показателе силы мотивации достижения успехов по Д. Маккелеланду и др. на самом деле скрываются два качественно различных мотива: мотив – стремление к успехам и мотив – стремление избежать неудачи. Два человека, имеющие одинаковые по силе мотивы достижения успехов, могут существенно отличаться друг от друга тем, что стремятся к успехам в совершенно разных сферах чело-веческой деятельности: один – в бизнесе, другой – в искусст­ве, третий – в спорте и т. п.

С другой стороны, методики, которые опираются только на качественный анализ экспериментальных данных, не позволяют применять количественных методов обработки результатов, судить об уровне развития соответствующих свойств и напрямую доказывать причинно-следственные отношения между изучаемыми переменными.

10. Методы диагностики интеллекта

Тесты интеллекта. Интеллект – это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира. Интеллект – те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Тесты интеллекта строятся в зависимости от теории интеллекта.

Примеры:

  • тест Векслера;
  • тест Амтхауэра;
  • тест Равена;
  • школьный тест умственного развития (ШТУР).

11. Методы диагностики личности

Тесты личности – группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.

Примеры:

  • личностные опросники;
  • любые другие методики, направленные на диагностику эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида.

12. Методы диагностики психического состояния

Одной из самых распространенных методик диагностики ПС в отечественной психологии является САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения, построенный по принципу шкалы Ликерта и содержащий 30 пар высказываний, касающихся ПС (по 10 на каждую шкалу).

5 стр., 2217 слов

«Исследование типологических свойств личности с помощью теста айзенка»

... от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств. Связь аналитического описания личности с 4 классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) отражается ... характерные генетически определенные особенности поведения. Индивидуальность каждого человека определяет тип личности, который является результатом взаимодействия в ходе онтогенеза генотипа и внешней ...

Распространенным также является методика, разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным, на диагностику личностной тревожности и реактивной. Последняя выступает в качестве ПС.

Среди наиболее известных опросников на диагностику ПС можно еще указать «Опросник нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина, содержащий 30 высказываний и одну шкалу.

Можно также указать на два опросника, предложенных А.О. Прохоровым: «Опросник психических состояний школьника» и «Опросник психических состояний учителя». Эти опросники содержат по (соответственно) 74 и 78 названий конкретных состояний, таких как «азарт», «гнев», «ненависть», «досада», «чуткость» и т.п. Испытуемому необходимо обозначить степень выраженности каждого ПС.

Интерес представляют три опросника, предложенные В.И. Чирковым: ФПС-1Л (шкала Ликерта; 4 параметра: «мотивация», «настроение», «оценка успеха» и «уровень бодрствования»), ФСП-2Л и ФСП-2Т (соответственно — шкалы Ликерта и Тэрстоуна; 5 параметров: «настроение», «оценка вероятности успеха», «мотивация», «уровень бодрствования» и «отношение к работе»).

Использование цветового теста Люшера тоже относится к проективным методикам, и в последнее время он довольно широко используется для диагностики ПС. Базируясь на концепции М. Люшера о значениях основных четырех цветов, Н.А. Аминов предлагает диагностировать структуру текущих доминирующих мотиваций в ПС: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность), предпочтение зеленого — мотив самоутверждения (доминирование-подчинение), предпочтение красного — поиск ощущений (возбуждение-скука), желтого — мотив конструктивного самовыражения (реактивность-заторможенность)

13. Стандартизированные и нестандартизированные личностные методики.

Стандартизация – единообразие процедуры проведения, унификация инструкции и интерпретации рез-в..

Стандартиз – MMPI, Кеттелл.

Нестандартиз – Айзенк, Шмишек, Личко.

14. Проективные методики.

Направлены на исследов-е личности в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции введено Франком. Признаком П.М. явл-ся исп-е неоднозначных, неопредел-х стимулов, кот испыт-й должен конструировать. Различают: 1. свободное конструирование – создание целого из частей – тест Мира, 2. дополнение – незавершен предлож-я, 3. интерпретативные – толкование какого либо события, ситуации – ТАТ, 4. экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (ДДЧ).

11 стр., 5361 слов

Полит психология тесты ответы

... между собой функциональные обязанности и налаживают систему взаимодействий. Отношения строятся прежде всего на основе формальных связей. Поведение ... агрессивному поведению и применению насилия, авторитарная струк-тура личности». Но не в меньшей степени важно и ... К какойгруппе методов, используемых в политической психологии, относятся тесты, эксперимент и наблюдение: К какойгруппе методов, используемых ...

5. конститутивные – структурирование, оформление стимуов, придание им смысла Роршаха тест.

15. Личностный опросник г. Айзенка (epi)

Опубликован в 1963 году. Направлен на анализ составляющих экстра- интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений. Содержит в себе 57 вопросов. 3 шкалы:

  1. Экстраверсия-интроверсия
  2. Нейротизм (эмоциональная стабильность-нестабильность)
  3. Лжи.

На основе полученных данных можно так же определить тип темперамента методом графического построения: По оси х – интроверсия/экстраверсия, по оси у – нейротизм.

16. Социометрическая методика Дж. Морено

Тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий м/членами группы, и для решения след-х задач: измерение степени сплоченности группы, выявление авторитета членов группы (лидеры, звезды, отвергнутые), обнаружение внутригрупповых образований с неформальными лидерами. Позволяет сделать срез с динамики групповых отношений, чтобы впоследствии использовать рез-ты для переконструиров-я групп, повышения их сплоченности. В наст. время имеет много модификаций. Обследованию может подвергнутся любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольников, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач исследования и от особенностей (возраст-х, профессион-х) формируется критерии социометрического выбора.

17. Методика диагностики межличностных отношений т. Лири.

Разработан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми.

Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я».

Согласно «ключу» определяются оценки по 8 октантов так называемые дискограммы, отражающих тот или иной вариант межличностных отношений: Авторитарный: Эгоистичный: Агрессивный: Подозрительный: Подчиняемый: Зависимый: Дружелюбный: Альтруистический.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16).

Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Затем определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие».

Методика получила широкое применение в сфере изучения отношения больных к стилю психотерапевтического воздействия врача (Васильченко, Богаров, Ташлыков, 1985), при исследовании взаимоотношений в производственных и студенческих группах ( Малешкина, 1986).

5 стр., 2315 слов

Методики изучения личности и познавательной сферы школьника

... б) Кто кому должен дать, чтобы денег было поровну? 3. Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн в модификации Т.М. Габриял) 1. Перед вами четыре «лестницы», соответствующие ...

18. Методика диагностики оценки самочувствия, активности и настроения (сан).

Оперативная оценка Самочувствия, Активности и Настроения. Этим опросником можно пользоваться регулярно, как только возникает необходимость выяснить состояние своего САН. Разработан Доскиным, Лаврентьевой, Шарай и Мирошниковым в 1973г. Применяется при оценке психического состояния больных и здоровых людей, психоэмоцион реакции на нагрузку, для выявления индивид-х особенностей и биологич-х ритмов психофизиологических функций.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемому предлагается оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу (3210123), на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния

19. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса.

Тест адаптирован для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. В своем подходе к изучению конфликтных явлений Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. На ранних стадиях их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов». Этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешить или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое бесконфликтное состояние, где люди взаимодействуют в полной гармонии. Соответственно этим двум способам измерения выделяются следующие способы регулирования конфликтов:

  1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  2. Компромисс – взаимные уступки.
  3. Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.
  4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике описывается каждый из пяти перечисленных вариантов двенадцатью суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

21. Методика изучения личности д. Джексона

Опросник мотивов. В 1999 первый русскоязычный вариант, адаптирован Кондаковым на школьниках. В 2001 году для взрослых. Взят список потребностей Мюррея, и получены 14 шкал: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии.

20. Методика диагностики работоспособности э Ландольта.

Корректурная проба — бланковый тест скорости. Методика исследует степень концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенныхв случайном порядке букв. Испытуемый просматривает ярд и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) букв или других знаков, а также по времени исполнения заданного количества строк.

6 стр., 2630 слов

Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела

... пошли этим путем, выделяя и классифицируя опреде­ленные черты личности. Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела Впервые опубликован Р. ... может отсутствовать. ФАКТОР С 1-3 — переменчив в отношениях, избегает требований действи­тельности, утомляемый, раздражительный, эмоционально неус­ ... ­дей с образованием не ниже 8-9 классов). Методика 16-ти личностных факторов является анкетным тес­том, ...

Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60-секундные интервалы работы).

К.п. используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Наиболее известными модификациями теста «Корректурная проба», предложенная Б. Бурдоном в 1895 г., являются кольца Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Такой вариант более удобен для обследования детей младшего возраста); проба Иванова – Смоленского (набор различных вариантов сочетаний букв).

Направлен на оценку уровня переключаемости внимания, некоторых динамических особенностей ВНД.

Результаты выполнения К.п. легко выразить количественно.

К.п. относится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки внимания и психомоторных особенностей. Различные модификации К.п. до настоящего времени широко применяются в клинической, профессиональной, школьной психодиагностики благодаря простоте и надежности отражения особенностей внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого.

22. Методика фрустрационных реакций с. Розенцвейга.

Тест занимает промежуточное место между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напоминает тем, что использует картинки в качестве стимульного материала. Но в отличие от картинок ТАТа, эти рисунки весьма однообразны по характеру и, что является более существенным, употребляются для того, чтобы получить от субъекта сравнительно более простые и незамысловатые ответы, ограниченные как по длине, так и по содержанию. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые объективные преимущества теста ассоциации слов и в то же время приближается к тем аспектам личности, которые стремится выявить ТАТ.

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно).

Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые).

В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций этого типа. Например, ситуация 1.

Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).

Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8. Например, ситуация 2. Между этими двумя типами ситуаций имеется связь, т.к. ситуация «суперэгоблокинговая» предполагает, что ей предшествовала ситуация препятствия «я», где фрустратор был объектом фрустрации. В исключительных случаях субъект может интерпретировать ситуацию препятствия «сверх я» и обратно. Испытуемому вручается серия рисунков и даётся следующая инструкция: «Каждый из рисунков состоит из двух или более человек. Один человек всегда изображен говорящим определённые слова. Вам надо написать в пустом пространстве первый же пришедший Вам на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее».

Оговорка в инструкции относительно юмора возникла не случайно. Она основана на всём опыте использования этого теста. Оказалось, что комичные ответы, даваемые некоторыми субъектами, и, возможно, вызываемые карикатурным видом рисунка, трудно поддаются подсчету. Экспериментальное изучение этого ограничения в инструкции может оказаться весьма интересным. Затем показывают испытуемому, как надо давать ответ.

Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчивается, приступают к опросу. Субъекта просят прочесть один за другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности, например, интонации голоса, которые позволяют интерпретировать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или относится к очень редким, экспериментатор должен в процессе опроса уяснить его смысл.

Случается, что субъект плохо понимает ситуацию, хотя в этом случае само напоминание может быть значимым, опрос позволяет получить новый ответ, после того как субъекту объяснен смысл ситуации

Оценка полученных ответов осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. По направленности реакции разделяются на экстрапунитивные (осужд внеш причина фрустрации), интропунитивные (реакцт направлена на себя), импунитивная ( фр ситуация рассм как неизбежность).

Типы реакций – препятственно-доминантные (препятствия всячески акцентируются независим от того как они расцениваются), — самозащитные ( направленность на защиту своего Я), потребностно- настойчивые ( потребность найти конструктивное решение).

Так же на основе стандартных ответов ( которые дали не менее 40% испытуемых) рассчитывается показатель групповой конформности, позволяющий судить о степени социальной адаптации индивидуума. Существует вариант данной методики рассчитанной на детей от 4 до 14 лет.

23. Методика исследования «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви)

Основана на развитие словесной ассоциации теста, на принципе вербального завершения.

Применяется в экспериментально -психологич практике и вкл 60 незаконченных предложений, которые разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противопол пола, секс отношениям, к вышестоящим и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхом и опасениям, чувсва вины, отношение к прошлому и будущему, взаимоотнош с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Характеристика система отношений – положит, отриц, безразличная.

  1. Отношение к отцу
  2. Отношение к себе
  3. Нереализованные возможности
  4. Отношение к подчиненным

5 Отношение к будущему

6 Отношение к вышестоящим лицам

7 Страхи и опасения

8 Отношение к друзьям

9 Отношение к своему прошлому

10 Отношение к лицам противоположного пола

11 Сексуальные отношение

12 Отношения к семье

13 Отношение к сотрудникам

14 Отношение к матери

15 Чувство вины

+ — Гибкость, возможность приспособления к разнообразным исследовательским задачам. Возможно групповое обследование. Используется преимущ в клинико-диагностич исследованиях.

24. Методика исследования самоотношения Столина (мис)

Опросник самоотношения направлен на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе. Разработан В.В. Столиным и С. Р. Пантилеевым в 1985 году. Опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».

Опросник содержит 57 вопросов-суждений, на которые необходимо положительно («да») или отрицательно («нет») ответить.

Методика включает следующее шкалы:

Глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

4 шкалы:

  1. Самоуважение — вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
  2. Аутосимпатия — дружественность-враждебность к собственному «Я».
  3. ожидаемое отношение от других — ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
  4. Самоинтерес — отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Также выделены семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» респондента: самоуверенность; отношение других; самопринятие; саморуководство, самопоследовательность; самообвинение; самоинтерес; самопонимание.

25. Методика Роршаха

Проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик. Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т.н. «пятна» Роршаха).

Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.).

Иногда дополнительно применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.

Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:

  1. локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;
  3. уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);
  5. оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру, взаимосвязанных особенностей личности.

Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д.

26. Миннисотский опросник

MMPI- Миннесотский многоаспектный личностный опросник. Предложен Хатуэем и Маккинли в 1940г. Явл-ся реализацией типологического подхода к изучению лич-ти и занимает ведущее место среди лич-х опросников.Состоит из 500утверждений,образующих 10осн.диагностич-х шкал. Ответ(лица в возр-те от 16лет и старше,IQне ниже80): «верно», «не верно», «не могу сказать», ответ совпадает с ключом-1балл. Регистрирутеся время выполнения, заносится в регитсрационный бланк, строится «профиль личности»,2вида-для муж.и жен.,в бланке балльные оценки пеерводятся в стандартные Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Шкалы: 1)Шкала ипохондрии- определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу лич. 2)Ш.депрессии- определение степени субъективной депрессии,моральн.дискомфорта. 3)Ш.истерии- выявление лиц,склонных к невротическим реакциям конверсионного типа(физичес.заболевание в кач-ве ср-ва разрешения проблем).

4)Ш.Психопатии- диагностика социопатического типа лич. 5)Ш.мужественности-женств-сти.- измерение степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины,предписываемой общ-ом. 6)Ш.паранойи- позволяет судить о наличии «сверхценных» идей,подозрительности. 7)Ш.психастении-устанавливает сходство обследуемого с больными,страдающими фобиями,навязч.мыслями. 8)Ш.шизофрении- диагностика шизоидного типа лич. 9)Ш.гипомании- определ-т степень «близости» к гипертимному типу. 10)Ш.социальной интроверсии-диаг-ка степени соответ-вия интровертированому типу лич. Клинической шкалой не явл-ся,добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разраб-ки. Особенностью явл-ся использование в опроснике 4-х оценочных шкал: 1)Шкала «?»- шкалой мож.быть названа условно,т.к. не имеет относящихся к ней утверждений.Регистрирует кол-во утверждений,кот,не относ-ся ни к «верно» ни не к «не верно». 2)Ш.лжи –оценка искренности обследуемого

3)Ш.достоверности-выявление недостоверных резул-в. 4)Ш.корреции- введена,чт.сгладить искажения,вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью.Собственн.теоретической базы не имеет,авторы испол-ли жалобы больных,описания симптоматики заболеваний. На здровых людях определили нормативные показ-ли.Любой пок-ль= или выше 70Т-явл.нормативным для выявления патологических отклонений.Сущ-т дополнительные шкалы. Сущ.Мини-мульт.71утверждение., MMPI-2, (567вопросов),3шкалы контрольные и 10клинических

27. Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ)

Опросник личностный. Предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека. ОТеЦ основан на теоретических поло­жениях М. Рокича о структуре человечес­ких ценностей. Методика позволяет оценить как общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей (соб­ственный престиж, высокое материаль­ное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, до­стижения, духовное удовлетворение, со­хранение собственной индивидуальности), так и их представленность в различ­ных сферах жизни человека (сфера про­фессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлече­ний).

основной сферой применения О. т. ц, автор считает психологическое консуль­тирование, прежде всего профессиональ­ное.

28. Опросник уровня субъективного контроля (уск)

Предназначен для диагностики интернальности-экстернальности. Создан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (Locus of control scale) Разработан в НИИ им. Бехтерева и опубликован Е. Ф. Бажиным с соавт. 1984г. В отличие от шкалы Д. Роттера, в него включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья. С помощью УСК осуществляется измерение интернальности-экстернальности по следующим шкалам: 1. Шкала общей интернальности (Ио).

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид).

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин).

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (ИП).

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (ИМ).

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).

Полученные по шкалам результаты выражаются в стэнах и могут быть представлены в виде «профиля субъективного контроля». Уровень субъективного контроля — обобщенная характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений, способы разрешения кризисных семейных и производственных ситуаций и т. д. В соответствии с концепцией локуса контроля (лат. locus — место, месторасположение), те лица, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности обладают внутренним (интернальным) контролем. И напротив, людям, которые склонны приписывать ответственность за все события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе и т. п.), присущ внешний (экстернальный) контроль. Тест предназначен для индивидуального и группового обследования. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем. Уровень субъективного контроля повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции. Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.

29. Тематической апперцепции тест (тат) Мюррей.

Создана X. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Стимульный материал теста — стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений.В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин, мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет).

Завершает обследование опрос, основная задача которого — получение дополнительных данных об обследуемом, а также уточнение источников тех или иных сюжетов, разбор всех обнаруженных в рассказах логических неувязок, оговорок ошибок восприятия и т. д.

Анализ рассказов строится следующим образом: 1) нахождение «героя», с которым обследуемый идентифицирует себя. 2) определение важнейших характеристик «героя» — его чувств, желаний стремлений, или, по терминологии Г. Мюррея, «потребностей». 3) сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения, другую информацию. Теория личности, разработанная Г. Мюрреем, названная им «персонологией» и сформировавшаяся под сильным воздействием психоанализа, носит достаточно эклектический характер. Она была критически рассмотрена в работах советских психологов (Л. Ф. Бурлачук В. М. Блейхер, 1978; Е. Т. Соколова, 19, и др.).

Существует множество модификаций ТАТ (для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушителей, людей пожилого и старческого возраста и др.), а также основанных на тех же исходных принципах методик, которые могут считаться оригинальными (см. «Блекки» картинки, Детской апперцепции тест, Руки тест, «Четыре картины» тест, Хекхаузена тематической апперцепции тест и др.).

В отечественных исследованиях ТАТ впервые был использован в начале 60-х гг. в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева для выявления значимых, прежде всего патогенных, отношений личности, дифференциальной диагностики неврозов, психозов и пограничных состояний (И. Н. Гильяшева, 1983).

Позднее тест начинают применять в общепсихологических исследованиях (В. Г. Норакидзе, 1975 и др.).

30. Смысложизненных ориентаций (сжо)

Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была раз­работана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и пресле­довала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциаль­ном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описан­ных видов неврозов. Первоначально авторы стремились пока­зать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенци­ального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической зна­чимости жизни.

Интерпретация субшкал

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теори­ей о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что­бы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При вы­соких баллах — убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному конт­ролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.