Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела

Глава IY. Личностная диагностика

Психодиагностика является составной частью деятельности практического психолога. В конкретных ситуациях работы с ис­пытуемыми психолог выступает как пользователь психодиагно­стических методик. Для пользователя важно.что: психодиагно­стическое обследование проводится только в соответствии с пси­ходиагностической задачей, само по себе изучение психического феномена и получение тестовых баллов является ценным для учеб­ной работы студентов.

В практике проведения психологического обследования диаг­ност обязан соблюдать следующие этические принципы:

1) конфиденциальность; (в сохранении тайны)

2) не нанесение ущерба; (в охране прав личности)

3) беспристрастность в изучении личности и сообщении ре­зультатов.

Основная задача психодиагностики — определение самого уз­кого места проблемы, вскрытие сути этой проблемы. Или, други­ми словами, постановка диагноза. При этом психодиагностиче­ский инструментарий должен соответствовать всем психометриче­ским требованиям.

Психодиагностика базируется на основных положениях теории личности. А поскольку последняя содержит многообразие подхо­дов, то это, безусловно, находит отражение в авторских концеп­циях методик. В пособии сначала предусмотрено изложение универсальных методик, описывающих личность «глобально», по широкому спектру качеств. Методики этого уровня требуют про­фессиональной подготовки диагноста, они отличаются сложно­стью интерпретации и невозможна работа с ними без фундамен­тальной психологической подготовки.

Врач-рентгенолог, получив рентгеновский снимок, способен давать заключение о здоровье пациента. Он может отличить здо­ровые органы на снимке от пораженных заболеванием. По-видимому, в практике медицинского обследования существует не­кий снимок — образец здоровых органов, с которым можно соот­носить все другие случаи на снимках. Вероятно, и в ходе медицин­ского обследования все не так просто, но так же непросто и в пси­ходиагностическом обследовании.

Как получить «снимок» личности? Что принять за «снимок-образец»? Если делается снимок легких, то врач опирается на зна­ние о строении этого органа. Он знает описание этого органа, он изучал его схематическое строение, в конце концов, он просто ви­дел его в анатомическом зале. Такой конкретики нет у психоди­агноста.

Предметом личностной психодиагностики чаще всего стано­вятся черты личности, список которых может быть бесконечным. Трудность заключается в том, где поставить точку. Однако мно­гие авторы пошли этим путем, выделяя и классифицируя опреде­ленные черты личности.

20 стр., 9828 слов

Отчет по психологической практике в клинической больнице

... 4. Составила психологическую характеристику исследуемой личности. В процессе производственной практики был разработан план психологического исследования: знакомство ... на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности ... клиническая больница №1». Глава 2. Методики используемые в исследовательской работе. 2.1. Тест Люшера. ...

Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела

Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее пере­работанное издание вышло в 1970 г.

Предмет психодиагностики — 16 факторов личности, выделен­ных на основе исследования черт.

Материал — разработаны 2 основные эквивалентные формы оп­росника (А и В) по 187 вопросов (для обследования взрослых лю­дей с образованием не ниже 8-9 классов).

Методика 16-ти личностных факторов является анкетным тес­том, полученным в результате 20-летней работы по факторному анализу нормальной и клинической групп.

Методика содержит 187 утверждений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов обследуемого, который по каждому утверждению выбирает один из трех возможных отве­тов и отмечает его на регистрационном бланке.

Методика 16PF позволяет получить достаточно полную психо­логическую структуру личности, результаты представлены в виде 16 независимых факторов, которые можно объединить в 4 общих (но менее специфичных) фактора.

В 16 PF по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, отно­сящихся к каждому из измеряемых факторов. Испытуемому пред­лагают занести в регистрационный бланк один из вариантов от­вета на вопрос «да», «нет», «не знаю» ( или «а», «в» «с»).

При этом он предупреждается о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Данные: коэффициент надежности шкал-факторов, определен­ных путем расщепления, находится в пределах 0,70-0,91. Коэффи­циент надежности ретестовой через двухнедельный промежуток — 0,36-0,73.

Форма А

Инструкция

В этой брошюре содержатся вопросы, цель которых — выяс­нить Ваши взгляды и интересы. «Правильных» или «неправильных» ответов нет, т.к. каждый имеет право на собст­венное мнение. Чтобы по Вашим ответам можно было дать Вам полезный совет, отвечайте точно и правдиво.

Сначала на специальном бланке напишите свою фамилию и другие сведения о себе. Отвечая на каждый вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Если Вы выбрали ответ «а»,то перечеркните крестиком левый квадра­тик, если выбрали ответ «в» — средний квадратик, если Вы вы­брали ответ «с» — то правый квадратик бланка ответов.

Отвечая, помните о следующих простых правилах: вопросы брались короткие, чтобы в них содержались все необходимые под­робности. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый есте­ственный ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы выполните всю работу примерно за 35 минут. Старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда ответить оп­ределенно действительно невозможно (не более строго «неопределенного» ответа на 5-6 вопросов).

Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте подряд на каж­дый вопрос. Возможно, некоторые вопросы Вам трудно будет от­нести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предполо­жительный ответ. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не старайтесь произвести своими ответами благо­приятное впечатление. Свободно излагайте свое собственное мне­ние.

4 стр., 1724 слов

Самопомощь и взаимопомощь при работе социального педагога и педагога-психолога ...

... не видел, не помню…» — вот и все, что можно услышать в ответ на задаваемые вопросы. Обычно возникает подозрение в утаивании от следствия важной информации по каким-либо ... побоями и телесными наказаниями, угрозами, жестоким обращением, школьной неуспешностью и другими жизненными факторами, сопровождающими неблагополучных детей. Выделяются травмы, причиненные каким-либо стихийным бедствием, и травмы, ...

Вопросник

Проведение обследования и обработка результатов

Методика 16PF проводится по тем же правилам, что и методи­ка многостороннего исследования личности.

Инструкция указывается в тестовой брошюре.

Ответ на каждое утверждение дает 0,1,2 балла, за исключением фактора В, где ответ оценивается либо 0 очков (неправильно), ли­бо 1 очко (правильно).

Балл по каждому утверждению увеличива­ет общую сумму только по одному фактору.

Ручная обработка регистрационного бланка проводится с по­мощью двух шаблонных ключей: один охватывает факторы А, С, F, H, L, N, Q, Q3, а второй — факторы В, Е, С, I, M, О, Q2, Q4. Пе­ред использованием шаблонов экспериментатор должен убедиться в правильности заполнения регистрационного бланка (могут за­полнены два из 3-х возможных ответов, ответ может отсутство­вать).

Для получения «сырых» результатов шаблоны по очереди на­кладываются на лист ответов и подсчитывается общее количество ответов (отметок), видимых через отверстия ключа, по тому или иному фактору; причем каждый ответ оценивается в соответствии с числом, стоящим радом с отверстием.

Баллы складываются по каждому фактору, и их сумма вносится в соответствующую графу регистрационного бланка.

Далее «сырые» результаты переводятся в систему, которая ус­танавливает связь между результатом обследуемого и результата­ми, полученными в популяции. Таблицы стандартизации позво­ляют перевести «сырые» результаты в стены (термин происходит от «стандартной десятки»).

Балл в стенах распределяется по деся­ти точкам, расположенным на равных интервалах друг от друга (предполагается, что распределение нормальное) от 1 до 10, со средним показателем 5,5 стена.

Стены 5 и 6 считаются средними, 4 и 7 — слегка отклоняющи­мися (соответственно ниже или выше); 2.3.8.9 — сильно откло­няющимися, а 1 и 10 — крайними случаями. Таким образом, ре­зультат в стенах показывает положение обследуемого по отноше­нию к определенной популяции, на которой основана стандарти­зация теста.

Для превращения «сырых» результатов в стены необходимо в таблице стандартизации найти сырой результат по каждому фак­тору на соответствующей строке и над ним прочесть балл в сте­нах.

16 первичных факторов можно обработать так, чтобы полу­чить 4 комплексных фактора второго порядка:

I. Адаптивность — приспособленность — тревога.

II. Интраверсия — экстраверсия.

III. Эмоциональная неустойчивость — уравновешенность.

IV. Подчиненность — независимость.

Факторы второго порядка получают из первичных факторов по следующим формулам:

ФАКТОР1 = (38 + 2L + 3O + 4Q4) — (2С + 2Н + 2Q3) : 10

ФАКТОР2 = (2 A + 3E + 4F + 5Н) — (2Q2 +11) : 10

ФАКТОРЗ = (77 + 2C + 2E + 2F + 2N)-(4A + 6I + 2M) : 10

ФАКТОР4 = (4Е + 3М + 4Q1 + 4Q2) — (ЗА + 2С) : 10

В приведенных формулах числовое значение факторов в стенах умножается на соответствующий коэффициент, а к сумме прибав­ляется константа (для того, чтобы привести стен к цифре 5,5 — средний для всех шкал стенов).

 

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и ... неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали ... окружающие. 12. Конформный (экстровертированный). Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости, не имеют своего ...

 

Значения первичных факторов

ФАКТОР А

1-3 стена: склонен к эмоциональной холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпо­читает работать один, избегает компромиссов. Практичен в под­ходе к решению интеллектуальных задач. Склонен к точности, ригидности в деятельности и в личных установках. Может быть критически настроенным, непреклонным и твердым.

4 стена — склонен к обособленности, эмоциональной сдержан­ности и сухости.

7 — склонен к добродушию, эмоционально восприимчив.

8-10 — склонен к жизнерадостности, легкости в общении, эмо­циональному выражению своих чувств. Готов сотрудничать, от­зывчив, приспособляем. Предпочитает деятельность, связанную с общением с людьми, легко включается в активные группы. Беспе­чен, может быть небрежным в выполнении своих обязанностей.

ФАКТОР В

1 -3 — склонен медленно понимать материал при обучении. Ту­поват, предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию, что может отражать либо низкий интеллект, либо является следст­вием снижения функций в результате психопатологии.

4 — конкретное мышление, интеллектуально более развит (высокая способность к обучению).

8-10 — быстро воспринимает и усваивает учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, рассуди­тельностью, настойчивость.

8 патологических состояниях снижение функций интеллекта может отсутствовать.

ФАКТОР С

1-3 — переменчив в отношениях, избегает требований действи­тельности, утомляемый, раздражительный, эмоционально неус­тойчивый. Может иметь невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства).

При большин­стве невротических и некоторых психотических расстройствах оп­ределяется низкий фактор «С».

7 — эмоционально устойчив, трезво оценивает действитель­ность.

8-10 — эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Склонен к соблюдению общественных моральных норм. Спокойно относится к нерешенным эмоциональным проблемам. Высокий уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психотических расстройствах.

ФАКТОР Е

1-3 — легко уступающий другим, покорный, пассивный, зави­симый. Склонен признавать свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению норм и правил. Низкий фактор«Е» является частью многих невротических синдромов.

4 — скромный, мягкий, послушный.

7 — непослушный, независимо мыслящий, настойчивый.

8-10 — доминирующий, утверждающий себя, самоуверенный, напористый, агрессивный. Склонен руководствоваться собствен­ными правилами поведения, не признает авторитетов. Способен руководить окружающими.

ФАКТОР F

1-3 — молчаливый, сдержанный, пессимистичный, осторожный. Возможно подавленное настроение, раздражительность, страхи, головные боли.

4 — рассудительный, неторопливый, предусмотрительный.

7 — жизнерадостный, активный, разговорчивый, оптимистич­ный.

8-10 — полный энтузиазма, импульсивно-живой, беззаботный. Может быть хорошим оратором. Любит новые места и новых людей.

ФАКТОР G

1-3 — имеет низкие моральные качества, не прилагает усилий к выполнению групповых задач и социально-культурных требова­ний, игнорирует принятые нормы и правила. Отказ от подчинения правилам уменьшает возможность возникновения соматических расстройств при стрессе. Низкий фактор G часто наблюдается у психопатизированных личности, склонных к алкоголизации.

15 стр., 7139 слов

11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности

... проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования. 11 – 19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны ... Комбинированная 11 Задание Все высказывания условно можно разделить на 3 группы по 9 в каждой. Первая группасодержит авторитарные высказывания эпохи «массовой, ...

4 — непостоянный, необязательный, ищущий выгоду в ситуа­ции, игнорирующих правила.

7 — добросовестный, настойчивый, обязательный.

8-10 — смело берет на себя ответственность. Эффективен в си­туациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства. Предпочитает круг трудолюбивых людей.

ФАКТОР H

1-3 — робкий, боязливый, медлительный, сдержанный в выра­жении своих чувств. Обычно испытывает необоснованное чувство собственной неполноценности. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей вместо большой группы. Обладает повышенной чувствительно­стью к возможным опасностям.

4 — застенчивый, неуверенный, деликатный.

7 — общительный, активный, смелый, предприимчивый.

8-10 — авантюристичный, смелый в социальном плане (и в эмоциональном) и в физически опасных ситуациях. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, труд­ности в общении с людьми и в эмоционально напряженных ситуа­циях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.

ФАКТОР I

1-3 — суровый, независимый, обладает чувством ответственно­сти, но скептически относится к субъективным и культурным ас­пектам жизни. Может быть самоуверенным. Иногда безжалост­ный, жестокий, самодовольный. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе.

4 — практичный, мужественный, реалистичный. 7 — чувствительный, зависимый, недостаточно самостоятельный.

8-10 — слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, не­реалистичный. Обладает воображением, имеет эстетический вкус. Требует внимания, помощи, зависим, непрактичен в делах. Не лю­бит грубых людей и грубых профессий. Склонен к беспокойству за состоянием своего физического здоровья.

ФАКТОР L

1-3 — доверчивый, покладистый, терпимый, приспособляемый. Не стремится к конкуренции, заботится о других, хорошо работа­ет в группе.

4 — добродушный, дружелюбный, уживчивый.

7 — недоверчивый, имеющий собственное мнение, не поддаю­щийся обману.

8-10 — подозрительный, сомневающийся, упрямый, ревнивый. Заинтересован во внутренней психической жизни. Склонен фикси­ровать свое внимание на неудачах, раздражает превосходство других. Осмотрителен в действиях, мало заботится об окружаю­щих, плохо работает в группе. Высокий фактор L часто имеют лица с параноидным синдромом.

ФАКТОР М

1-3 — беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практич­но; руководствуется реально достижимым, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но ино­гда лишен воображения.

4 — практичный, тщательный, конвенционный. Ориентирует поведение на внешние реальные обстоятельства.

7 — человек с развитым воображением, не заботится о практи­ческих вопросах.

8-10 — склонен к неприятному для окружающих поведению, ненадежный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотиви­рованный, обладает творческим воображением. Субъективный подход в оценке реальных обстоятельств может приводить к непо­ниманию окружающими его поступков. Экспрессивен, индивидуа­лен, что затрудняет групповую деятельность.

25 стр., 12377 слов

Гендерные различия как фактор межличностного понимания в юношеском возрасте

... Так в данной работе целью становится исследование гендерных различий в качестве фактора межличностного понимания. Объект исследования: межличностное взаимопонимание. Предмет исследования: гендерные различия ... восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в ...

ФАКТОР N

1-3 — простой, наивный, откровенный, прямолинейный, есте­ственный, сентиментальный.

4-6 — прямой, непосредственный, бесхитростный. 7-8 — опытный, расчетливый, проницательный.

8-10 — утонченный, искушенный, светский, хитрый. Изыскан­ный, умеет вести себя в обществе. В своих суждениях может быть циничным.

ФАКТОР О

1-3 — безмятежный с ровным настроением, трудно вывести из равновесия, невозмутим. Уверенный в себе и в своих способностях. Иногда самонадеян, не может объективно оценивать ситуацию. Нечувствителен к оценке окружающими его действий. Чувство вины отсутствует.

4 — спокойный, доверчивый, самоуверенный.

7 — тревожный, неуверенный в себе, обеспокоенный.

8-10 — полный тревоги, страха, легкоранимый, преобладает плохое настроение, чувство вины, мрачные предчувствия, раз­мышления и беспокойства. Чувствителен к оценке окружающими его действий. Скрупулезный, обеспокоен за состояние своего здо­ровья. В групповой деятельности не эффективен.

ФАКТОР Q1

1-3 — убежден в правильности того, что ему привили во время учебы, чему его учили и принимает все как проверенное, несмотря на противоречия. Склонен к осторожности и к компромиссам в отношении новых идей. Имеет тенденцию препятствовать измене­ниям, придерживается традиций. Лучше чувствует себя в ситуа­ции, характеризующихся стабильностью и предсказуемым исходом.

4 — консервативный, уважающий принцип, терпимый к при­вычным неудобствам.

7 — экспериментирующий, либеральный, свободно мыслящий.

8-10 — имеет аналитический ум, проявляет интерес к науке. Имеет сомнения по основным жизненным вопросам. Скептичен, критически мыслит, старается вникнуть в сущность новых идей. Обычно хорошо информирован. Не склонен к морализированию, любит экспериментировать. Не терпит однообразия, стремится к переменам.

ФАКТОР Q2

1-3 — предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, зависит от мнения группы, нуждается в одобре- тт. Общителен, что связано с необходимостью иметь поддержку со стороны группы.

4 — несамостоятельный, зависящий от группы, «присоединяющийся».

7 — самостоятельный, находчивый, предлагающий собственное мнение, решение.

8-10 — независим, склонен идти собственной дорогой, прини­мать собственные решения, действовать самостоятельно. Не счи­таться с общественным мнением, но не обязательно играет доми­нирующую роль в отношении других. Не нуждается в согласии или поддержке группы.

ФАКТОР Q3

1-3 — внутренне недисциплинированный, не считается с обще­принятыми правилами, невнимателен к людям. Обычно следует своим побуждениям, не руководствуясь волевым контролем. Мо­жет чувствовать себя недостаточно приспособленным.

4 — небрежный, неточный, со слабым самоконтролем.

7 — с развитым самоконтролем, волевой, настойчивый.

8-10 — имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Внимателен к людям, проявляет то, что обыч­но называют «самоуважением», заботится о социальной репута­ции, иногда склонен к упрямству.

ФАКТОР Q4

1-3 — склонен к расслабленности, вялости, апатичности, удовлетворенности, что в некоторых случаях может приводить к достижению низких результатов.

14 стр., 6637 слов

Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности

... уровень), вторым - психологические свойства личности, третьим, самым высоким - социально-психологические свойства. Базовым блоком в структуре личности ... качеств учителя будет меняться и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет и ... ориентационные, этические, коммуникативные и практические, а ко второй группе - эмоционально - волевые, интеллектуальные и особенности ...

4 — расслабленный, спокойный, уравновешенный.

7 — напряженный, беспокойный, суетливый.

8-10 — склонен к напряженности, возбудимости, беспокойству, раздражительности, нетерпеливости. Быстро утомляем, но не спо­собен оставаться бездеятельным. Может быть недовольным груп­пой, порядком, руководством.

Значения вторичных факторов

ФАКТОР 1- приспособленность — тревога.

Низкие баллы — в общем этот человек удовлетворен тем, что есть и может добиться того, что ему кажется важным. Однако очень низкие баллы могут означать недостаток мотивации в трудных ситуациях.

Высокие баллы — высокий уровень тревоги в ее обычном по­нимании. Тревога не обязательно невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако в чем-то имеется неприспособленность, т.к. человек недоволен в степени, которая не позволяет ему выполнять требования и достигать желаемых ре­зультатов. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктив­ность деятельности и может приводить к соматическим расстрой­ствам.

ФАКТОР 2 — интраверсия — экстраверсия.

Низкие баллы — склонность к эмоциональной сухости, само­удовлетворению, ограничение межличностных контактов, что мо­жет быть благоприятно в работе, требующей точности.

Высокие баллы — социально контактен, незаторможен, успеш­но устанавливает и поддерживает межличностные связи. Эту черту следует считать благоприятным прогнозом в деятельности, на­пример, в учебе.

ФАКТОР 3 — эмоциональная неустойчивость — уравнове­шенность.

Низкие баллы — тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди относятся к типу недовольных и фрустрированных. Им свойственна чувстви­тельность к нюансам жизни, артистические наклонности и мяг­кость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее раз­решение требуется много времени для размышления до начала действия.

Высокие баллы — предприимчивая, решительная и гибкая лич­ность. Этот человек склонен не замечать жизненных нюансов, на­правляя свое поведение на слишком явное и очевидное. Если воз­никают трудности, то они вызывают быстрое действие без доста­точного размышления.

ФАКТОР 4— подчиненность — независимость.

Низкие баллы — зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц и ориентирующая свое по­ведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают.

Высокие баллы — агрессивная, независимая, отважная лич­ность, резкая. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение приемлемо. Проявляет значительную инициативу.

Ошибочно проводить обследование только на уровне вторич­ных факторов, т.к. теряется много ценной информации, получен­ной на уровне первичных. Для полного описания нужна вся ин­формация.