Психодиагностическая практика 2

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

«Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина»

­­­­­­­­­­­­­­______________ М.Э. Чесновский

«_____» ________________ 2010 г.

Регистрационный № ­­­УД-_____/баз.

Учебная программа для специальности

1–23 01 04 Психология

2010

СОСТАВИТЕЛЬ:

Г.В. Лагонда, доцент кафедры психологии учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат психологических наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Д.Э. Синюк, доцент кафедры психологии развития учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат психологических наук, доцент

М.В. Самусевич, старший преподаватель кафедры социально-политических и исторических наук учреждения образования «Брестский государственный технический университет»

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № ____от ___________2010 г.)

Советом психолого-педагогического факультета учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № ____от ___________2010 г.)

Научно-методическим советом учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

7 стр., 3473 слов

Уо «брестский государственный университет имени а.С. Пушкина»

В чем специфика предмета социальной психологии? Каковы современные трактовки предмета социальной психологии? Что входит в понятие «социальная психика»? Какова ее структура Укажите задачи социальной психологии на современном этапе развития общества. Какой смысл вкладывается учеными в понятие социального поведения? Приведите примеры культурной детерминации социального поведения, основываясь на ...

(протокол № ____ от ___________ 2010 г.)

Пояснительная записка

Психодиагностическая практика проводится в шестом семестре обучения. Её длительность составляет четыре недели, в течение которых студенты освобождаются от аудиторных занятий. Практика, являясь частью учебного процесса, проводится на базе средних школ под непосредственным руководством школьного психолога. По её результатам каждому студенту выставляется итоговая дифференцированная оценка.

Цель практики – овладение навыками специальной психодиагностики. Достижение цели предполагает решение студентами в ходе практики следующих задач:

  1. приобретение навыков отбора психодиагностического инструментария в соответствии с возрастом школьника и характером планируемой с ним работы;
  2. развитие умений практического осуществления психодиагностической процедуры;
  3. овладение навыками анализа материалов психодиагностического исследования;
  4. освоение знаний разработки коррекционных программ на основе данных психодиагностического исследования.

Освоение перечисленных навыков опирается на усвоенные студентами ранее знания по таким учебным дисциплинам как «Возрастная психология», «Психодиагностика», «Дифференциальная психология».

Содержание исследовательской практики включает три блока. В результате прохождения каждого из них студент осваивает определённыепрофессиональные компетенции.

1. Работа с неуспевающим учеником младшего школьного возраста.Этот блок подразумевает выполнение двух видов заданий. Первый из них – это диагностика неуспевающего ученика начальной школы. Содержание работы на данном этапе включает в себя проведение первичной беседы, подбор диагностических методик, проведение обследования и оформление выводов в виде психологического заключения. Подобное исследование подразумевает следующие формы отчёта: диагностический материал, протоколы обследования и собственно психологическое заключение.

Вторая группа заданий данного блока сводится к планированию коррекционно-развивающей работы с неуспевающим младшеклассником. На основании полученных диагностических данных студентам с помощью школьного психолога предлагается разработать коррекционно-развивающую программу. Формами отчётности в данном случае выступают сама программа и прилагаемый к ней стимульный материал.

2.Работа психолога с трудными подростками. Алгоритм этой работы подразумевает осуществление диагностики, составление реабилитационной программы и реализацию последней. Кроме того студентам предлагается составить каталог возможных упражнений по индивидуальной работе с трудными подростками.

3. Профориентационная деятельность.Она включает в себя разработку программы профориентационной направленности и её реализацию на базе одного из старших классов. На основе полученных результатов студенты должны составить детям индивидуальные рекомендации в письменном виде. Кроме того, каждый студент должен провести в классе мероприятие по профессиональной ориентации (например, деловая игра, круглый стол и т.п.).

Отчёт о проделанной работе включает в себя программу по профориентации, результаты диагностики (протоколы), копии предложенных ученикам рекомендаций, а также подробную программу проведения профориентационного мероприятия.

Для прохождения практики студенческие группы разбиваются на подгруппы численностью 4-7 человек. Состав подгрупп и школы, в которые они направляются, утверждаются приказом ректора университета и поэтому изменены быть не могут.

Наряду со школьным психологом контроль за осуществлением практики осуществляют курсовой и групповые (закрепляемые за каждой подгруппой) руководители.

Содержание практики

1. Психодиагностическая практика включает в себя 3 этапа, содержание которых представлено в нижеследующей таблице

НАИМЕНОВАНИЕ ЗАДАНИЯ

1

Диагностика неуспевающего УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

а

Проведение первичной беседы с педагогом на предмет основных трудностей, возникающих у конкретного ребёнка при овладении им учебной программой

первая декада практики

б

Заполнение психолого-педагогической карты ученика

в

Формулировка гипотезы о причинах неуспеваемости ребёнка

г

Проведение диагностических мероприятий, используемых в начале обследования

д

Осуществление углубленной диагностики

е

Постановка психологического диагноза

ж

Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка

з

Составление коррекционной программы или программы развивающей направленности для неуспевающего ученика начальной школы

2

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМ ПОДРОСТКОМ

а

Проведение диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

вторая декада практики

б

Изучение личностных особенностей подростка

в

Выявление статусной позиции подростка в школьном коллективе и в семье

г

Постановка психологического диагноза и заполнение заключения

д

Составление реабилитационной (коррекционной) программы

е

Составление каталога возможных упражнений в индивидуальной работе с трудными подростками

3

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ

а

Определение профессиональной направленности личности старшеклассника

третья декада практики

б

Исследование познавательных интересов старшеклассников в связи с задачами профориентации

в

Изучение профессиональной мотивации учащегося

г

Исследование взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности

д

Оценка коммуникативных и организаторских способностей

е

Подготовка и проведение первичной профконсультации

ж

Подготовка и проведение углубленной профконсультации

Этап № 1 Диагностика неуспевающего УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Этап 1а Проведение первичной беседы с педагогом на предмет основных трудностей, возникающих у конкретного ребёнка при овладении им учебной программой (сбор доступных в данной ситуации анамнестических данных)

Цель – получение общего представления о том, как педагог воспринимает ребёнка и сложившуюся ситуацию; выяснение того, что беспокоит в ребёнке.

Рекомендации к оформлению. Протоколы следует приложить к дневнику, проанализировать ответы, выводы зафиксировать в соответствующих графах заключения.

Этап 1б Заполнение психолого-педагогической карты ученика.

Цель ­– выявление наиболее ярко выраженных качеств ученика, проявляющихся в поведении, общении и учёбе.

Рекомендации к оформлению задания. В заполненной педагогом карте следует подсчитать полученную сумму оценок по каждому фактору (по положительному и отрицательному множеству).

Затем, проанализировав результаты, выявить ярко выраженные качества ребёнка, где проявляются позитивные и негативные моменты в поведении, общении и учёбе ученика, а также отразить их в графах психологического заключения.

Этап 1в Формулировка гипотезы о причинах неуспеваемости ребёнка. Цель: на основании описанных педагогом феноменологических трудностей в обучении конкретного ребёнка, выделить круг возможных психологических причин данного нарушения.

Этап 1г Проведение диагностических мероприятий, используемых в начале обследования.

Цель: установив с помощью данных проективных методик контакт с ребёнком, получить общую оценку интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей ребёнка, а также особенностей его межличностного общения.

Этап 1д Осуществление углубленной диагностики.

Цель – подтвердить либо опровергнуть выдвинутую ранее гипотезу о возможных причинах трудностей в обучении ребёнка.

Рекомендации к оформлению задания. Результаты исследования необходимо заносить в должные графы «Психологического заключения».

Этап 1е Постановка психологического диагноза.

Цель: на основе полученных результатов исследования с учётом требований «Технологии составления заключений» необходимо заполнить заключение. Оно должно содержать описание возможного прогноза дальнейшего развития и рекомендации родителям и педагогу по сопровождению ребёнка.

Этап 1ж Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка.

Рекомендации по сопровождению включают в себя:

  1. обоснованная последовательность включения в работу с ребёнком специалистов;
  2. определение ведущего направления работы;
  3. сроки повторного (динамического) обследования;
  4. рекомендации по обращению в учреждения соответствующего профиля.

Рекомендации даются родителям по возможности в устной форме. Если родитель не согласен с предлагаемыми мероприятиями, его отказ должен быть зафиксирован письменно.

Этап 1з Составление коррекционной программы или программы развивающей направленности для неуспевающего ученика начальной школы

И развивающая, и коррекционная работа осуществляются по разрабатываемой в каждом конкретном случае программе, где чётко должны быть сформулированы (прописаны) следующие пункты:

Цель – это сформулированный в позитивной форме планируемый результат.

Задачи ─ это конкретизация цели, то есть «дробление» её на составные части.

Критерии отбора ─ это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребёнком группы или индивидуальных занятий.

Организация занятий подразумевает ответы на вопросы о форме проведения занятий (групповая, индивидуальная, семейная); оптимальном количестве детей; общем времени занятий (количестве занятий); частоте встреч; продолжительности занятия (от 10 минут до 2 часов).

Структура занятия требует предварительного осмысления особенностей вступления (либо разминка либо ритуал приветствия); основной части (2 – 4 игры от простого к сложному); завершения и подведения итогов (ритуала прощания).

Критериями эффективности работы является повторная диагностика.

Список игр и упражнений на каждом этапе рекомендуется оформлять в виде таблицы.

Упражнение и его цель

Ход упражнения

Необходимый

материал

Занятие № 1.

Упражнение «Молекулы»: развитие доверительных отношений в группе

Все участники сидят в кругу и т.д.

Блок заданий № 2 РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМ ПОДРОСТКОМ

Этап 2а Проведение диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Цель: при помощи специального опросника определить склонность конкретного подростка к отклоняющемуся поведению.

Этап 2б Изучение личностных особенностей подростка

Цель – исследование уровня самооценки, характерологических особенностей и возможных акцентуаций характера подростка.

Пояснения к заданию. Уровень самооценки подростка можно выявить с помощью одного из предложенных ниже методов: опросник «МИС», ЛД, тест «Кто Я?», «Методика исследования самооценки личности по Будасси».

Характерологические особенности изучаются с помощью следующих методов (по выбору психолога): «Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», «Методика определения акцентуаций характера», ПДО, «Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолина».

Рекомендации к оформлению. Выводы по полученным результатам необходимо представить в соответствующих графах «Карты личностного развития подростка»

Этап 2в Выявление статусной позиции подростка в школьном коллективе и в семье

Цель – изучить место, которое занимает подросток в системе семейных отношений и в коллективе сверстников.

Пояснения к заданию. Тесты межличностных отношений подростков включают: социометрическое исследование, референтометрию, методику выявления мотивационного ядра межличностных отношений, методику определения ценностно-ориентаци-онного единства группы, методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, тест Лири.

Рекомендации к оформлению. Выводы по полученным результатам необходимо представить в соответствующих графах «Карты личностного развития подростка»

Этап 2г Постановка психологического диагноза и заполнение заключения

Цель: на основе полученных результатов исследования вывести аргументированное диагностическое заключение.

Рекомендации к оформлению. Заполнение «Карты личностного развития подростка» должно включать описание возможного прогноза дальнейшего развития и рекомендации родителям и педагогу по сопровождению ребёнка.

Этап 2д Составление реабилитационной (коррекционной) программы

Цель: с учётом теоретических данных и результатов эмпирического исследования определить основные этапы и ведущие методы реабилитационной программы.

Пояснения к заданию. К мерам специализированной психологической помощи относятся конкретные психопрофилактические и психокоррекционные занятия, проводимые на основе общей и симптоматической диагностики. В литературе наряду с приемами индивидуального консультирования трудных подростков рекомендуется проведение индивидуальных профилактических бесед, интервью, групповых и индивидуальных форм психокоррекции.

Рекомендации к оформлению. Необходимо заполнить «Карту индивидуальной коррекционной работы с подростком»

Этап 2е Составление каталога возможных упражнений в индивидуальной работе с трудными подростками

Цель – ознакомление студента с современным инструментарием проведения коррекционно-развивающей работы.

Рекомендации к оформлению. Каталог необходимо представить в виде таблицы.

Упражнение

(название)

Цель

(направленность)

Описание

Блок заданий № 3 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ

Этап 3а Определение профессиональной направленности личности старшеклассника

Цель задания. Определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

Пояснения к заданию. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности.

Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации используются: анкета оптанта (оптант – это выбирающий профессию), анализ школьной и внешкольной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).

Этап 3б Исследование познавательных интересов старшеклассников в связи с задачами профориентации

Цель задания – диагностика познавательных интересов с помощью «Карты интересов», разработанной А.Е. Голомштоком.

Пояснения к заданию. Интересы являются важной составной частью направленности личности и представляют собой форму проявления потребностей. При этом интересы выражают познавательное отношение к предмету, а потребности – тенденцию к реальному овладению им.

Под профессиональным интересом понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Необходимо при этом различать заинтересованность и устойчивый профессиональный интерес. Критерий различения носит информационный характер. Устойчивый профессиональный интерес основан на всесторонней, объективной информации, а заинтересованность – на существенной, но ограниченной. Кроме того, профессиональный интерес характеризуется направленностью на сущностные стороны профессии: предмет и условия труда, характер профессиональной подготовки. Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используются «Карты интересов» разнообразных модификаций, включающие разное количество вопросов.

Этап 3в Изучение профессиональной мотивации учащегося

Цель задания. Изучение при помощи специального опросника мотивов профессиональной деятельности.

Пояснения к заданию. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие её направленность. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Профессиональная мотивация динамична и изменчива. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предполагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).

При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных.

Этап 3г Исследование взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности

Цель задания. Определение типа личности по методике Дж. Холланда.

Пояснения к заданию. Согласно типологии личности, разработанной американским психологом Дж. Холландом, существует шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется набором психологических качеств, позволяющих рассчитывать на успешное овладение одними профессиями и препятствующих овладению другими. В методике, разработанной Дж. Холландом, раскрывается эта связь между типами личности и соответствующими им перечнями профессий.

Этап 3д Оценка коммуникативных и организаторских способностей

Цель задания. Определение выраженности коммуникативных и организаторских способностей оптанта при помощи опросника КОС, разработанного Б.А.Федоришиным.

Пояснения к заданию. Коммуникативность как черта характера является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, активность восприятия, рефлексия, эмпатия. Эти качества необходимы для работы в сфере профессии «человек – человек», а также других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в готовности самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, в инициативности и в умении планировать деятельность.

Этап 3е Подготовка и проведение первичной профконсультации

Цель задания. Заполнение и анализ «Карты первичной профконсультации», а также подготовка и проведение первичной профконсультации.

Пояснения к заданию. Профессиональную ориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач называют в первую очередь профессиональное информирование и профессиональное консультирование. В проведении профриентационной консультации выделяют два этапа: первичная профконсультация и углубленная индивидуальная профконсультация.

Первичная профконсультация проводится с группой численностью 5-7 человек. В ходе её происходит обучение правилам выбора профессии, даётся информация о многообразии профессий, об индивидуальных профессиональных интересах и склонностях. Результатом первичной профконсультации является оказание помощи в формировании профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности при выборе профессии. Помимо этого на основании первичной профконсультации выявляются старшеклассники, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации.

В структуре первичной профконсультации выделяются три составные части: информационная, диагностическая и собственно консультативная. Информационная часть включает беседу о правилах выбора профессии, анализ типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии, знакомство с классификацией профессий. Диагностическая часть подразумевает выявление профессиональной направленности и особенностей развития профессиональных интересов, наличия и степени сформированности профессионального плана, особенностей профессиональной мотивации, а также анализ некоторых индивидуально-психологических особенностей. Собственно консультация проводится в форме беседы. Её задачи определяются результатами диагностического этапа.

Этап 3ж Подготовка и проведение углубленной профконсультации

Цель задания. Проведение карточной профконсультационной методики «Профессьянс», разработанной Н. Пряжниковым и предназначенной для ориентировочного определения наиболее привлекательных для оптанта профессий.

Пояснения к заданию. Методика основана на создании консультируемым «образа себя» как будущего профессионала и сопоставлении этого образа с характеристиками выбранной профессии.

«Профессьянс» рассчитан на индивидуальную работу с оптантом и занимает в среднем около часа. Методика предполагает определённую готовность испытуемого и психолога-консультанта к творческому взаимодействию. Даже несмотря на то что на карточках имеются некоторые ответы-подсказки, от психолога требуется и хорошая ориентировка в мире профессий, и развитые комбинаторные умения. При соблюдении этих условий данная методика может оказаться эффективным средством решения вопроса не только о конкретном профессиональном выборе, но и о перспективах личностного развития.

Руководство диагностической практикой осуществляется тремя категориями ответственных лиц: курсовым руководителем, групповыми руководителями и школьными психологами (непосредственных руководителей).

Распределение обязанностей между ними осуществляется следующим образом.

Курсовой руководитель практики

а) обеспечивает организацию и планирование практики;

б) подбирает базы для прохождения практики, инструктирует групповых руководителей, распределяет студентов по подгруппам;

в) организует и проводит установочную и заключительную конференции;

г) подводит итоги практики, вносит предложения по повышению её эффективности, составляет общий отчёт;

д) отвечает за организацию практики в целом.

Групповой руководитель практики

а) контролирует работу практикантов своей подгруппы;

б) планирует и посещает проводимые студентами зачётные мероприятия;

в) по мере необходимости осуществляет индивидуальные и групповые консультации;

г) участвует в урегулировании противоречий, которые могут возникнуть между студентами и персоналом школы;

д) анализирует отчётную документацию и оценивает работу студентов подотчётной ему подгруппы, а также выставляет итоговую отметку в ведомость.

Непосредственный руководитель (школьный психолог)

а) оказывает студентам помощь в планировании ими работы по выполнению задания;

б) осуществляет ежедневный контроль за дисциплиной в подгруппе;

в) непосредственно управляет студентами и организует их деятельность во время практики;

г) составляет краткую итоговую характеристику работы каждого студента и вносит предложения по её оценке.

Информационная часть

1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

1.1) Основная литература

  1. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 134 с.
  2. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
  3. Гильбух, Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоуспевающим ученикам : пособие для учителей классов выравнивания / Ю.З. Гильбух. — Киев, 1985. ─ 88 с.
  4. Гильбух, Ю З. Психодиагностика в школе / Ю.З. Гильбух – М. : Знание, 1989. – 79 с.
  5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов : методические разработки для школьного психолога / под ред. Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 1989. ─ 92 с.
  6. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / И.В. Дубровина / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 230 с.
  7. Земцова, Л.И. Диагностика интеллекта у детей и подростков / Л.И. Земцова, Е.Ю. Сушкова. – СПб. : «Речь», 2004. – 110 с.
  8. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению / Е.Е. Кравцова. – М. : Генезис, 2002. – 150 с.
  9. Монина, Г.А. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником / Г.А. Монина, Е.А. Панасюк. – СПб. : «Речь», 2003. – 200 с.
  10. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М. : ООО «Апрель – пресс», 1999. ─ 272 с.
  11. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М. : Просвещение, 1996. – 351 с.
  12. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе /

Р.В. Овчарова – М. : Сфера, 2001. ─ 238 с.

  1. Практическая психология образования : учебное пособие для вузов / под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. ─ 480 с.
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Академия, 1999. – 160 с.
  3. Райгородский, Д.Я. Психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара : Издательский Дом Бахрам-М, 2002. – 672 с.
  4. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 244 с.

1.2) Дополнительная литература

  1. Безруких, М.М. Почему учиться трудно? Об истоках школьных проблем ребёнка, о том, чему и как учиться до школы / М.М. Безруких, С.А. Ефимова. – М. : Семья и школа, 1996. – 203 с.
  2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1999. – 220 с.
  3. Бретт, Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…» / Д. Бретт. ─ М. : Независимая фирма «Класс», 1996. – 203 с.
  4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 1997. – 240 с.
  5. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. ─ М. : Изд-во МГУ, 1985. – 197 с.
  6. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс. ─ М. : «Академия», 2001. ─ 240 с.
  7. Психологические тесты : в 2 т. / под ред. А.А. Карелина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Т.1. – 312 с., Т.2. – 248 с.
  8. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения /

К. Фопель. ─ М. : Генезис, 2002. – 256 с.

  1. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М. : Генезис, 2003. – 180 с.

2 Методические рекомендации по прохождению практики

Лагонда, Г. В. Деятельность практического психолога. Практикум / Г.В. Лагонда, О.А. Пшеничная. – Брест : ООО «Фортэкс», 2007. – 159 с.

3 Критерии оценки по итогам практики

Заключительный часть практики подразумевает написание отчёта, анализ проделанной студентами работы и оценку результатов. Индивидуальный отчёт включает в себя документы, обобщающие работу студента в ходе выполнения всех трёх блоков заданий. Дифференцированная итоговая отметка выставляется групповыми руководителями на основании ряда показателей:

а) оценка качества работы студента школьным психологом;

б) качество и полнота отчётной документации;

в) своевременность сдачи отчётной документации;

г) результаты собеседования с групповым руководителям по результатам проделанной работы.

Результаты практики обобщаются на итоговой конференции, где с критикой и предложениями могут выступить как руководители всех уровней, так и студенты.

Рецензия

на базовую программу диагностической практики

для студентов 3 курса специальности 1–23 01 04, разработанную доцентом кафедры психологии учреждения образования Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина Лагондой Г.В.

Рецензируемая программа включает в себя все обязательные для подобного рода документов структурные части. Её содержание соответствует требованиям Образовательного стандарта. Это содержание прописано чётко, ясно и не допускает противоречивых трактовок.

Пояснительная записка отличается развёрнутостью и подробностью. В ней представлены не только цель и задачи, но тщательно расписаны обязанности всех категорий специалистов, осуществляющих руководство. Достоинством пояснительной записки можно считать и краткое описание тех заданий, которые предстоит выполнять студентам.

Тематический план позволяет чётко представить структурную организацию диагностической практики и распределить время для выполнения её заданий в полном объёме. Раздел программы «Содержание учебного материала» выполнен не совсем академично. Он скорее напоминает алгоритм действий, выполняя который, студент имеет все шансы успешно справиться с предлагаемым объёмом работ. В условиях изменения учебных планов, отсутствия типовой программы диагностической практики и разработанных методических рекомендаций данная базовая программа может выполнять функцию последних. Соответственно ориентация программы на оказание помощи студенту в организации его труда на практике вполне оправдано и может считаться достоинством данного документа.

Рекомендуемая литература подобрана тщательно и многопланово. Разделение её на основную и дополнительную осуществлено удачно. Перечень библиографических источников успешно сочетает классические и современные научные труды, учебники и монографии.

По форме и по содержанию представленный материал соответствует требованиям, предъявляемым к базовым учебным программам. Данная программа может быть рекомендована в качестве базовой, поскольку позволяет органично вписать диагностическую практику в структуру подготовки студентов 3 курса по специальности 1–23 01 04 «Психология».

Рецензент:

старший преподаватель кафедры СПиН

учреждения образования Брестский

государственный технический университет М.В. Самусеич

на базовую программу диагностической практики

для студентов 3 курса специальности 1–23 01 04, разработанную доцентом кафедры психологии учреждения образования Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина Лагондой Г.В.

Рецензируемая программа состоит из пояснительной записки, примерного тематического плана, блока заданий и списка рекомендуемых литературных источников. Пояснительная записка включает в себя описание цели и задач исследовательской практики, перечень обязанностей субъектов практики, а также общую характеристику предлагаемых для выполнения заданий. Примерный тематический план детализирует эти задания, а раздел «Содержание учебного материала» представляет собой подробное описание тех видов профессиональной деятельности, которые предстоит осуществить студентам.

Достоинством программы можно считать то, что её автору удалось увязать содержание практики с основными блоками задач, которые приходится решать школьному психологу в процессе его профессиональной деятельности. Речь идёт о психодиагностическом, психокоррекционном и профориентационном видах деятельности. Важно также, что выполнение задания подразумевает работу с тремя возрастными группами школьников: учениками младших классов, подростками и старшеклассниками.

Предлагаемые задания составлены с учётом требований Образовательного стандарта к содержанию диагностической практики. Они позволяют сориентировать студента на реальные проблемы, с которыми сопряжена выбранная им профессия, почувствовать сильные и слабые стороны своей теоретической подготовки. Важно также, что предлагаемая программа подразумевает знакомство студента с основной отчётной документацией, которую обязан вести школьный психолог.

Обращает на себя внимание внушительный список литературных источников, к которым может обратиться студент при прохождении практики. Это многообразие вполне оправдано, учитывая, что выполнение предлагаемых заданий потребует от студента творческого подхода и учёта индивидуальных особенностей школьника.

Данная программа может быть рекомендована в качестве базовой, поскольку позволяет органично вписать диагностическую практику в структуру подготовки студентов 3 курса по специальности 1–23 01 04 «Психология».

Рецензент:

доцент кафедры психологии развития

учреждения образования Брестский

государственный университет им. А.С. Пушкина,

кандидат психологических наук, доцент Д.Э.Синюк