Психические явления

1879 г.- немецкий психолог Вуидт открыл первую экспериментальную психологич. лабораторию.

Психология- наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявления психики людей в различных условиях и на разных этапах жизнедеятельности.

Психика- свойство высокоорганизационной материи,которое заключается в активном субъективном отражении объективного мира.

1)Психические процессы-кратковременные, наиболее элементарные(до 10 сек. max)Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление-это всё познавательные процессы.Отдельно стоящие: внимание,эмоции, воля.

2)Физические состояния-от неск.часов до неск. дней.Настроение, работоспособность.

3)Психологические свойства личности наиболее длительные, иногда год.Привычки, определен. мировоззрение, интересы.

Предмет психологии-психика.Объект-человек.

Задачи психологии:

1) Научится понимать сущность психических явлений и их закономерность.

2)Научится управлять ими.

3)Использовать полученные знания в отраслях практики смежных наук.Быть теоретич. основой практики психологической службы.

Связь с другими науками.

1)Физиология

2)Философия

3)Социология

4)Астрология

5)Психиатрия

Отрасли психологии:

1)Семейная психология

2)Военная психология

3)Юридическая психология

4)Инженерная психология

5)Социальная

Методы психологии:

1. Организационные методы-метод поперечных срезов, метод продольный, комплексный.

2. Эмпирические методы- метод сбора информации.Напр.:письм.опрос,устный опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности, тестирование, контент0анализ.

3.Методы обработки данных:Качественный метод, количественный метод.

4.Методы коррекции:арт-терапия, телесная терапия и т.д.

Этапы:

1)Психология существовала как наука о душе.

2)17 век-психология сущест-ла как наука о сознании.

9 стр., 4417 слов

Статистические методы в эпидемиологическом анализе

... в контрольной группе. Все рассмотренные эпидемиологические показатели обрабатываются с использованием методов статистического анализа. Эпидемиологический анализ, как раздел эпидемиологической диагностики, предусматривает «установление закономерностей эпидемического процесса в ... Эпидемиология - наука, изучающая особенности распространения и причины возникновения заболеваний в обществе ...

3)с 20 века-психология сущест. как наука о поведении.

4) со 2-ой половины 20 века –по наше время – формирование психики.

Биотические воздействия( биологически значимые) те воздействия, которые отвечают за жизнь и развитие организма.

Абиотические(нейтральные) от них не зависит жизнь организма.

Чувствительность-объективный показатель психики.

Свойства психического отражения:

1) Дает возможность правильно отражать окружающую деятельность.Отражение преломляется через психику человека.Отражение-субъективно.

2)Психический образ формируется в процессе активной дея-ти человека.

3)Психическое отражение углубляется и совершенствуется

4)Носит опережающий характер.

Функции психики:

1)Отражение(носит информационный хар-р)

2) Регулятивная-все функции организации и контроля

3)Познавательная

4)Коммуникативная

Стадии развития психики:

1. Сенсорная психика(ощущение)Отражает только отдельные свойства предметов и явлений.Поведение на этой стадии –инстинкты.

2) Перцептивная психика(образ).Появляется восприятие(как целостный образ)

3)Поведение(навык+игра)

4)Интеллект –отражает всю ситуацию.Высокоразвитые животные. Появляется со стадии подготовки.

Высший уровень развития психики-сознание-форма активно познающего отражения, оно обеспечивает целеполагающую дея-ть человека.Его нет у животных.

Характеристики сознания:

1) Активность

2)направленность-направлен на объект.

3)Способность к самонаблюдению

4) В процессе онтогенеза у человека формируется Я-концепция.

Коллективный труд и речь условия возникновения сознания.

Культура сознания:

1)Чувственная ткань.

2)Значение-сам предмет и способы его использования

3)Личностный смысл-пристрастные отношения того или иного к предмету.

Бессознательные процессы.

1)Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

-неосознаваемы автоматизмы , первичные автоматизмы-с рождения.

-неосознаваемая постановка.

2) Побудители сознательных действий.

3 стр., 1388 слов

проблема человека и его психики

... человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении ... морфологических признаков. - Социальной – человек является носителем сознания, которое само по себе есть ... и деятельности. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в ...

ОЩУЩЕНИЕ.

Ощущение-псих.процесс, заключается в отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, при их непосредственном воздействии на органы чувств.Психологич. основа ощущений-нервные процессы.

Виды ощущений:

Интеррецептивные(органические) сигнализируют о внутр. процессах организма.

2) Пропреорецептивные

3)Экстрарецептивные)не находятся на поверхности тела)

3.1 Дистантные(слуховые, зрительн.)

3.2Контактные(вкус)

3.3 Обонятельные

Виды чувствительности:

1)Абсолютная

2)Чувствительность к различиям

Пороги:

1.Абсолютный:низкий и высокий.

2.Разностный.

Общие свойства ощущений:

1)Качества(модальность)

2)Интенсивност

3)Длительность

4)Локализация(пространственность)

Виды чувственности:

1)Абсолютная-способность ощущать миним.раздражителей.

2)Чувствительность к различию

ВОСПРИЯТИЕ.

Это психологический процесс, заключающийся в отражении сознания человека целых комплексов свойств, предметов и явлений(целостный образ) объект. мира при непосредственном воздействии на органы чувств.

Воздействует уже целый комплекс анализаторов.В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной дея-ти.

Различия:

Итог ощущения-чувства

Итог восприятия-образ

Физиологической основой восприятия явл. условный рефлекс.

Свойства восприятия:

1)Предметность-способность отражать объекты и явления в форме отдельных предметов.

2) Структурность-восприятие не является простой проекцией ощущений, непростой их суммой.

3)Осмысленность

4)Целостность

5) Избирательность-выделение одних объектов по сравнению с др.

ВНИМАНИЕ

Это сквозной (всеуровневый) психологич. процесс.

Внимание-направленность и сосредоточенность сознания человека на определен. объектах при одновременном отвлечении от др.

Избирательный и направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

Внимание- это условие протекания любого психического процесса.

Внимание имеет социальную природу .

Физиологическая основа внимании-доминирующий очаг возбуждения в коре больших полушарий.

Факторы, способствующие привлечению внимания.

1)Сила, новизна раздражителей.

2)Структурная организация раздражителя.

3) Отношение к нашим потребностям.

4) Общая направленность личности.

5) Эмоциональная реакция.

Виды внимания:

1)Непроизвольное-возник.само собой

2)Призвольное внимание.

3) Послепроизвольное внимание-заставили себя, а потом заинтересовали.

Качества внимания:

1) Концентрация- степень сосредоточенности на объекте.

2) Распределение внимания

3) Объем внимания=7+-2 объектоа

4)Переключение внимания-намеренный перенос с одного объекта на другой.

5)Устойчивость-длительность, сосредоточение на объекте.

ПАМЯТЬ

Это всеуровневый(сквозной) процесс. Это сложный процесс, состоит из нескольких частей связанных др.с др.

Это запечетление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание.

Память, как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.Изменяется с возростом и поддается тренировке.

Успешность памяти зависит от:

1)Эмоциональный настрой

2)Волевое усилие

3) От интересов и склонности личность.

4)От степени завершенности дей-я.

Осмысленный материал запоминается лучше, чем неосмыслен.

Физиологические основа памяти:

Биохимики говорят, что это изменение РНК.

Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей.

Психологи, подчеркивают зависимость памяти от хар-ра, действительности человека и направленности личности.

Помодальность различают двигательную, зрительную, слуховую.

По уровню организации:

1) Наглядно-образная память

2) Словесно-логическая

3)Эмоциональная

4) Наглядная

Зависимость от длительности:

1) Кратковременная

2)Оперативная

3)Произвольная

4)Непроизвольная

5)Механическая

Индивид- отдельное природные существа, как представитель человеческого рода.

Личность-индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность-системно-динамическое качество вида, формирующие совместнуе деятельность и общение.

Первичные свойства

Вторичные свойства

Интерактивность образов

Индивид

Половозрастные свойства, индивидуально технические(конституция, ассиметрия головного мозга)

Динамика психофизиологических функций и структура физиологич. потребности.

Темперамент

Личность

Статус человека в обществе.Система ролей.Ценности и ценностные ориентации.

Особенности мотивации и поведения.Структура общественного поведения.

Характер, склонности

Суъект деятельности

Сознание и деятельность.

Творчество

Способности и талант

Индивидуальность-неповторимость уникальных свойств человека, социально значимые отличия личности от других. Сочетание всех свойств человека, индивида, личности и субъекта деятельности.

Субъект деятельности-исходные характеристики человека, как субъекта деятельности:

1)Сознание

2)Деятельность.

Факторы развития личности:

1)Биологические

2)Социальные.

Социализация-процесс и результат усваения и активного воспроизводства социального опыта.

Стадии социализации:

1)Дотрудовая

-первичная социальная(от рождения до подрост. возраста)

-индивидуализация(подростю возраст)

-интеграции(юношеский возраст)

2) Трудовая-весь период трудовой деятельности.Усвоение и воспроизводство соц. опыта.

3) Послетрудовая-воспроизведение опыта.

Способы социализации:

1) Обучение и развитие

2)Воспитание

Сферы развития личности:

1)Сфера деятельности

2)Общение

3)Самосознание (формирование Я-концепции)

Механизмы социализации

Подрожание

2)Внушение

3)Идентификация(отождествление себя со значимыми людьми)

4)Социальная фасилитация-стимулирующее влияние деятельности одних людей на деятельность других.

Структура личности:

Рубенштейн « Что человек хочет»

Направленность личности-потребительский интерес.

«Что человек может»

Знание, умение, навыки.

«Что человек есть»

Характер, темперамент.

По Платону.

1)Социально-обусловленная подструктура: Напрвленность, моральное качество.

2) Биологически-обусловленная подструктура: темперамент, органическая особенность.

3) Опыт: знание, умение, навыки, привычки.

4) Индивидуальные особенности психических процессов:память, внимание.

Кризис-перлом в развитии, который способствует более высокому уровню развития.

1)Кризис новорожденности

2) Кризис одного года

3) Кризис-3 года-«Я сам»

4) 7 лет

5)11-12 лет

6_ 17 лет

7) 23 года

8) 40 лет

9) пенсионный возраст

Тема: Межличностные отношения и психология групп.

Теорию отношений в начале 20 века начал разрабатывать Мейо.

Абозов и Месищев-Россия.

Виды отношений:

1) Социальные

2) Межличностные

Специфика социальных отношений-они носят безличный характер.

Специфика межличностных отношений –строятся на основе симпатий и антипатий.

Месищев говорил: « Человек раскрывается через отношение к себе , к предметам, к людям.

Классификация отношений Абозова:

1) По форме: деловая и личностная.

2) По направленности: рациональная и эмоциональная.

3) По структуре: гармоничные , противоречивые, конфликтные.

4) По динамике развития:

-приятельские

-дружеские

-любовные

-родственные

-деструктивные

Стороны общения:

1) Коммуникативная- сторона обмена коммуникациями

2) Перцептивная –восприятие и познание друг друга.

3) Интерактивная- обмен действиями в процессе совместной деятельности.

Импатия- эмоциональное сопереживание другому человеку.

Абозов выделил 3 уровня импатии:

1)Когнетивная импатия-понимание психического состояния другого человека без изменения своего.

2)Эмоциональная импатия-понимание и сопереживание другому человеку, но и сами сопереживаем.

3) Поведенческая- не только сопреживаем, понимаем, но и действуем.

Каузальная атрибуция-зависит от степени типичности поступка и от степени социальной желательности или нежелательности.

Социальный статус- положение индивида в обществе.

Социальная роль-динамический аспект статуса.Это поведение ожидаемое от того, кто имеет статус.

Группы-реально существующие образования, в которых люди объединены совместной деятельностью и общением.

1) Группы бывают большие: нации, профессионалы.

2) Малая группа-небольшое объединение людей, связанные одной деятельностью и находящиеся в непосредственном контакте между собой.

Групповая динамика- движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимообщением внутри группы.

Элементы групповой динамики:

1) Цели группы.

2)Нормы

3)Структура группы- вся ролевая структура.

4) Групповая сплоченность.

5) Фазы развития группы:

-номинальная группа-внешнее решение.

-ассоциация-начальная межличностная интеграция

-кооперация-интеграция в сфере межличностных отношений.

-автономия-высокое внутренне единство и групповая активность.