1879 г.- немецкий психолог Вуидт открыл первую экспериментальную психологич. лабораторию.
Психология- наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявления психики людей в различных условиях и на разных этапах жизнедеятельности.
Психика- свойство высокоорганизационной материи,которое заключается в активном субъективном отражении объективного мира.
1)Психические процессы-кратковременные, наиболее элементарные(до 10 сек. max)Ощущение, восприятие, память, воображение, мышление-это всё познавательные процессы.Отдельно стоящие: внимание,эмоции, воля.
2)Физические состояния-от неск.часов до неск. дней.Настроение, работоспособность.
3)Психологические свойства личности наиболее длительные, иногда год.Привычки, определен. мировоззрение, интересы.
Предмет психологии-психика.Объект-человек.
Задачи психологии:
1) Научится понимать сущность психических явлений и их закономерность.
2)Научится управлять ими.
3)Использовать полученные знания в отраслях практики смежных наук.Быть теоретич. основой практики психологической службы.
Связь с другими науками.
1)Физиология
2)Философия
3)Социология
4)Астрология
5)Психиатрия
Отрасли психологии:
1)Семейная психология
2)Военная психология
3)Юридическая психология
4)Инженерная психология
5)Социальная
Методы психологии:
1. Организационные методы-метод поперечных срезов, метод продольный, комплексный.
2. Эмпирические методы- метод сбора информации.Напр.:письм.опрос,устный опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности, тестирование, контент0анализ.
3.Методы обработки данных:Качественный метод, количественный метод.
4.Методы коррекции:арт-терапия, телесная терапия и т.д.
Этапы:
1)Психология существовала как наука о душе.
2)17 век-психология сущест-ла как наука о сознании.
Статистические методы в эпидемиологическом анализе
... в контрольной группе. Все рассмотренные эпидемиологические показатели обрабатываются с использованием методов статистического анализа. Эпидемиологический анализ, как раздел эпидемиологической диагностики, предусматривает «установление закономерностей эпидемического процесса в ... Эпидемиология - наука, изучающая особенности распространения и причины возникновения заболеваний в обществе ...
3)с 20 века-психология сущест. как наука о поведении.
4) со 2-ой половины 20 века –по наше время – формирование психики.
Биотические воздействия( биологически значимые) те воздействия, которые отвечают за жизнь и развитие организма.
Абиотические(нейтральные) от них не зависит жизнь организма.
Чувствительность-объективный показатель психики.
Свойства психического отражения:
1) Дает возможность правильно отражать окружающую деятельность.Отражение преломляется через психику человека.Отражение-субъективно.
2)Психический образ формируется в процессе активной дея-ти человека.
3)Психическое отражение углубляется и совершенствуется
4)Носит опережающий характер.
Функции психики:
1)Отражение(носит информационный хар-р)
2) Регулятивная-все функции организации и контроля
3)Познавательная
4)Коммуникативная
Стадии развития психики:
1. Сенсорная психика(ощущение)Отражает только отдельные свойства предметов и явлений.Поведение на этой стадии –инстинкты.
2) Перцептивная психика(образ).Появляется восприятие(как целостный образ)
3)Поведение(навык+игра)
4)Интеллект –отражает всю ситуацию.Высокоразвитые животные. Появляется со стадии подготовки.
Высший уровень развития психики-сознание-форма активно познающего отражения, оно обеспечивает целеполагающую дея-ть человека.Его нет у животных.
Характеристики сознания:
1) Активность
2)направленность-направлен на объект.
3)Способность к самонаблюдению
4) В процессе онтогенеза у человека формируется Я-концепция.
Коллективный труд и речь условия возникновения сознания.
Культура сознания:
1)Чувственная ткань.
2)Значение-сам предмет и способы его использования
3)Личностный смысл-пристрастные отношения того или иного к предмету.
Бессознательные процессы.
1)Неосознаваемые механизмы сознательных действий:
-неосознаваемы автоматизмы , первичные автоматизмы-с рождения.
-неосознаваемая постановка.
2) Побудители сознательных действий.
проблема человека и его психики
... человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении ... морфологических признаков. - Социальной – человек является носителем сознания, которое само по себе есть ... и деятельности. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в ...
ОЩУЩЕНИЕ.
Ощущение-псих.процесс, заключается в отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, при их непосредственном воздействии на органы чувств.Психологич. основа ощущений-нервные процессы.
Виды ощущений:
Интеррецептивные(органические) сигнализируют о внутр. процессах организма.
2) Пропреорецептивные
3)Экстрарецептивные)не находятся на поверхности тела)
3.1 Дистантные(слуховые, зрительн.)
3.2Контактные(вкус)
3.3 Обонятельные
Виды чувствительности:
1)Абсолютная
2)Чувствительность к различиям
Пороги:
1.Абсолютный:низкий и высокий.
2.Разностный.
Общие свойства ощущений:
1)Качества(модальность)
2)Интенсивност
3)Длительность
4)Локализация(пространственность)
Виды чувственности:
1)Абсолютная-способность ощущать миним.раздражителей.
2)Чувствительность к различию
ВОСПРИЯТИЕ.
Это психологический процесс, заключающийся в отражении сознания человека целых комплексов свойств, предметов и явлений(целостный образ) объект. мира при непосредственном воздействии на органы чувств.
Воздействует уже целый комплекс анализаторов.В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной дея-ти.
Различия:
Итог ощущения-чувства
Итог восприятия-образ
Физиологической основой восприятия явл. условный рефлекс.
Свойства восприятия:
1)Предметность-способность отражать объекты и явления в форме отдельных предметов.
2) Структурность-восприятие не является простой проекцией ощущений, непростой их суммой.
3)Осмысленность
4)Целостность
5) Избирательность-выделение одних объектов по сравнению с др.
ВНИМАНИЕ
Это сквозной (всеуровневый) психологич. процесс.
Внимание-направленность и сосредоточенность сознания человека на определен. объектах при одновременном отвлечении от др.
Избирательный и направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.
Внимание- это условие протекания любого психического процесса.
Внимание имеет социальную природу .
Физиологическая основа внимании-доминирующий очаг возбуждения в коре больших полушарий.
Факторы, способствующие привлечению внимания.
1)Сила, новизна раздражителей.
2)Структурная организация раздражителя.
3) Отношение к нашим потребностям.
4) Общая направленность личности.
5) Эмоциональная реакция.
Виды внимания:
1)Непроизвольное-возник.само собой
2)Призвольное внимание.
3) Послепроизвольное внимание-заставили себя, а потом заинтересовали.
Качества внимания:
1) Концентрация- степень сосредоточенности на объекте.
2) Распределение внимания
3) Объем внимания=7+-2 объектоа
4)Переключение внимания-намеренный перенос с одного объекта на другой.
5)Устойчивость-длительность, сосредоточение на объекте.
ПАМЯТЬ
Это всеуровневый(сквозной) процесс. Это сложный процесс, состоит из нескольких частей связанных др.с др.
Это запечетление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание.
Память, как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.Изменяется с возростом и поддается тренировке.
Успешность памяти зависит от:
1)Эмоциональный настрой
2)Волевое усилие
3) От интересов и склонности личность.
4)От степени завершенности дей-я.
Осмысленный материал запоминается лучше, чем неосмыслен.
Физиологические основа памяти:
Биохимики говорят, что это изменение РНК.
Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей.
Психологи, подчеркивают зависимость памяти от хар-ра, действительности человека и направленности личности.
Помодальность различают двигательную, зрительную, слуховую.
По уровню организации:
1) Наглядно-образная память
2) Словесно-логическая
3)Эмоциональная
4) Наглядная
Зависимость от длительности:
1) Кратковременная
2)Оперативная
3)Произвольная
4)Непроизвольная
5)Механическая
Индивид- отдельное природные существа, как представитель человеческого рода.
Личность-индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Личность-системно-динамическое качество вида, формирующие совместнуе деятельность и общение.
|
Первичные свойства |
Вторичные свойства |
Интерактивность образов |
Индивид |
Половозрастные свойства, индивидуально технические(конституция, ассиметрия головного мозга) |
Динамика психофизиологических функций и структура физиологич. потребности. |
Темперамент |
Личность |
Статус человека в обществе.Система ролей.Ценности и ценностные ориентации. |
Особенности мотивации и поведения.Структура общественного поведения. |
Характер, склонности |
Суъект деятельности |
Сознание и деятельность. |
Творчество |
Способности и талант |
Индивидуальность-неповторимость уникальных свойств человека, социально значимые отличия личности от других. Сочетание всех свойств человека, индивида, личности и субъекта деятельности.
Субъект деятельности-исходные характеристики человека, как субъекта деятельности:
1)Сознание
2)Деятельность.
Факторы развития личности:
1)Биологические
2)Социальные.
Социализация-процесс и результат усваения и активного воспроизводства социального опыта.
Стадии социализации:
1)Дотрудовая
-первичная социальная(от рождения до подрост. возраста)
-индивидуализация(подростю возраст)
-интеграции(юношеский возраст)
2) Трудовая-весь период трудовой деятельности.Усвоение и воспроизводство соц. опыта.
3) Послетрудовая-воспроизведение опыта.
Способы социализации:
1) Обучение и развитие
2)Воспитание
Сферы развития личности:
1)Сфера деятельности
2)Общение
3)Самосознание (формирование Я-концепции)
Механизмы социализации
Подрожание
2)Внушение
3)Идентификация(отождествление себя со значимыми людьми)
4)Социальная фасилитация-стимулирующее влияние деятельности одних людей на деятельность других.
Структура личности:
Рубенштейн « Что человек хочет»
Направленность личности-потребительский интерес.
«Что человек может»
Знание, умение, навыки.
«Что человек есть»
Характер, темперамент.
По Платону.
1)Социально-обусловленная подструктура: Напрвленность, моральное качество.
2) Биологически-обусловленная подструктура: темперамент, органическая особенность.
3) Опыт: знание, умение, навыки, привычки.
4) Индивидуальные особенности психических процессов:память, внимание.
Кризис-перлом в развитии, который способствует более высокому уровню развития.
1)Кризис новорожденности
2) Кризис одного года
3) Кризис-3 года-«Я сам»
4) 7 лет
5)11-12 лет
6_ 17 лет
7) 23 года
8) 40 лет
9) пенсионный возраст
Тема: Межличностные отношения и психология групп.
Теорию отношений в начале 20 века начал разрабатывать Мейо.
Абозов и Месищев-Россия.
Виды отношений:
1) Социальные
2) Межличностные
Специфика социальных отношений-они носят безличный характер.
Специфика межличностных отношений –строятся на основе симпатий и антипатий.
Месищев говорил: « Человек раскрывается через отношение к себе , к предметам, к людям.
Классификация отношений Абозова:
1) По форме: деловая и личностная.
2) По направленности: рациональная и эмоциональная.
3) По структуре: гармоничные , противоречивые, конфликтные.
4) По динамике развития:
-приятельские
-дружеские
-любовные
-родственные
-деструктивные
Стороны общения:
1) Коммуникативная- сторона обмена коммуникациями
2) Перцептивная –восприятие и познание друг друга.
3) Интерактивная- обмен действиями в процессе совместной деятельности.
Импатия- эмоциональное сопереживание другому человеку.
Абозов выделил 3 уровня импатии:
1)Когнетивная импатия-понимание психического состояния другого человека без изменения своего.
2)Эмоциональная импатия-понимание и сопереживание другому человеку, но и сами сопереживаем.
3) Поведенческая- не только сопреживаем, понимаем, но и действуем.
Каузальная атрибуция-зависит от степени типичности поступка и от степени социальной желательности или нежелательности.
Социальный статус- положение индивида в обществе.
Социальная роль-динамический аспект статуса.Это поведение ожидаемое от того, кто имеет статус.
Группы-реально существующие образования, в которых люди объединены совместной деятельностью и общением.
1) Группы бывают большие: нации, профессионалы.
2) Малая группа-небольшое объединение людей, связанные одной деятельностью и находящиеся в непосредственном контакте между собой.
Групповая динамика- движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимообщением внутри группы.
Элементы групповой динамики:
1) Цели группы.
2)Нормы
3)Структура группы- вся ролевая структура.
4) Групповая сплоченность.
5) Фазы развития группы:
-номинальная группа-внешнее решение.
-ассоциация-начальная межличностная интеграция
-кооперация-интеграция в сфере межличностных отношений.
-автономия-высокое внутренне единство и групповая активность.