Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.
В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).
Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.
Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).
Д.Б. Эльконинвыдвинул оригинальную идею о том, что детство как период онтогенеза возникло тогда, когда у некоторых видов животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для прижизненного приобретения этими животными нужных форм поведения и возникло детство.
Предмет и задачи возрастной психологии, развитие личности младших школьников
... всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии; - понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки (уровня) психологического развития ребенка ...
Д.Б. Эльконин показал, что закономерностью развития детства как социокультурного феномена является не простое его удлинение, а качественное изменение по структуре и содержанию. С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. социальный статус, круг прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, набор доступных для него видов и форм деятельности) существенно изменяется. На ранних стадиях общественного развития (и это подтверждается этнографическими кросс — культурными исследованиями) происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности. В определенный исторический период произошло такое усложнение орудий труда, при котором дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы — игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводили общий смысл труда взрослых, с другой — развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно- двигательные координации, ловкость и т.п.).
Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. Эльконин показал социальную природу игры: «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе». Вместе с возникновением игры и игрушек складывается и новый период в развитии ребенка. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра.
Эльконин продемонстрировал исторический характер детства и историческое происхождение его отдельных периодов на примере появления одного из детских возрастов. Период игры «сдвигает» период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хронологический возраст. Когда возникает новый период, стадии возрастного развития, находящиеся внизу, также не остаются неизменными. Возникновение школьного обучения наполняет новым смыслом предшествующий «период игры», делая его дошкольным.
Историческое происхождение имеют не только детские периоды жизненного цикла. Одно из исторически недавних приобретений человечества — выделение периода старости как психологического возраста. Появление понятия «старость» как социальной и возрастной категории относят к XX в.
Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь В.Т. Кудрявцев показывает дальнейшее историческое развитие детства и выделяет три исторических типа детства:
1. Квазидетство— на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство)
2. Неразвитое детство— мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного доля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние река и в Новое время.
Развитие личности донаучн. период
... наличия в человеческом развитии дифференцированных этапов и, в частности, такого своеобразного периода, как детство, привело к необходимос ... Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности ...
3. Развитое детство(термин В.В. Давыдова) — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство).
Образ взрослости, на который ориентируется ребенок, — принципиально неполный, незавершенный, И ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться в куль туре». Современное «развитое» детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умения ставить проблемы», «чувства комического», «коммуникативной инициативности» и т.д.
В.Т. Кудрявцев предлагает развернуть новую линию исследований детства, положив в основу принципиальную идею о том, что детство — это не только исторический продукт, производный от общественного развития, но и формообразующее, порождающее начало в культуре и истории, «источник саморазвития родовой культуры, ее генератор». Опираясь на идеи российских философов И.А. Ильина, П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, В.Б. Шкловского и др., он формулирует новое понимание культуры как совокупного творческого опыта, как универсума кристаллизованных творческих возможностей людей. При таком ее понимании присвоение как механизм психического развития выходит за рамки репродукции (воспроизведения) идеальных образцов, а межпоколенная передача опыта обязательно предполагает креативность развивающегося субъекта, преодоление ограничений, «проблематизацию» образцов.
теперь педагогическая
7. Диагностика готовности детей к школьному обучению
В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения,памяти, мышления и речи – в нее входят сформированные личностные особенности,включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний,необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.
Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением,переключаемостью.
Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того,чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...
Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения при поступлении в школу обычно не возникает, так как почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте,обладают хорошо развитым и богатым воображением.Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольные внимания, а также усвоение абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.
Еще большее значение, чем воображение и память,для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах:наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.Однако на практике учителя не редко сталкиваются с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи наглядно,ребенок с большим трудом справляется с ними,когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждение, обладает богатым воображением,образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся в частности в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности:практический, образный или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует прежде всего опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.
Речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведения и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.
Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи.
Первое, на что следует обратить внимание – это наличие у ребенка выраженного интереса к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире.
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предлагающих соревнования с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно,чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР
... деятельности. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; ... не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся с ЗПР. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в ...
Также должны быть развиты двигательные способности, работоспособность, от которых зависит усвоение достаточно большого объема знаний, формирование сложных умений и навыков.
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность,отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость,целеустремленность, упорство и другие.
Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.
Диагностика психологической готовности к школе – сложная, но вполне разрешимая проблема. С чем же мы встречаемся в первых классах? Все ли принятые ученики психологически готовы к школьному обучению?
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.
А.Л.Венгером описаны три варианта развития6-7-летних детей:
1. Тревожность. 2. “Негативистическая демонстративность”. 3. “Уход от реальности”.
Шестилетние дети по уровню своего развития –дошкольники. Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий “дошкольного” режима, игровых методов обучения и др. Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе.
Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей,не позволяет всем учащимся сразу же успешно овладевать школьной программой. Поэтому задача психолога в совместной работе с учителем создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, обеспечить с первых же дней его пребывания в школе индивидуальный подход к нему.Но осуществление последнего требует хорошего знания особенностей развития детей. В связи с этим нам следует познакомиться с будущими первоклассниками уже на этапе записи их в школу.
17. Коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности
Несомненно, что основной является индивидуальная форма организации учебной деятельности школьников, ибо усвоение знаний, овладение умениями и навыками есть сугубо индивидуальный процесс, в том смысле, что никто другой не может этого сделать за данного человека. И это относится не только к области интеллектуальной, но и к духовному миру человека. Ученик должен выработать у себя свои собственные взгляды и убеждения, только в этом случае они будут направлять его деятельность, его поведение.
Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду
... свое. Детям раздаются списки ценностей: счастливая семья, любимая работа, друзья, вера, любовь, богатство, свобода, машина, знания. Дети выбирают ... 3. Заключение · Упражнение «КАПЛЯ» Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации ... слушателя. Что вы чувствовали и думали в процессе выполнения задания. · Упражнение «Уверенный - наглый - робкий» Цель: ...
Признаки индивидуальной формы деятельности учащихся на уроке:
-
Цель ставится как личная цель каждого.
- Если учащиеся выполняют одинаковые задания, то такую индивидуальную форму деятельности назовем единой, а если дифференцированные, то дифференцированной. Дифференциация заданий осуществляется с учетом принадлежности учащихся и организации их самостоятельной деятельности.
- Учитель использует все виды помощи в зависимости от целей индивидуальной работы, от характера заданий, от индивидуальных особенностей каждого.
- Степень самостоятельности учащихся наивысшая. Каждый ученик сам руководит выполнением своего задания, действия учащихся изолированы как от действий учителя, так и от действий других учащихся.
- При оценке действий ученика проводится сравнение этих действий с прошлыми действиями того же ученика, с установленными нормами этих действий.
Индивидуальная учебная работа обладает рядом достоинств:
-
Без нее глубокое усвоение знаний учащимися вообще невозможно.
- При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу.
- Темп работы ученика определяется степенью целеустремленности, работоспособности, развитости интересов, склонностей, возможностей и подготовленности.
Индивидуальная работа может проводиться для решения различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля и т.д.
Индивидуальная форма обучения чаще всего используется с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. Обычно учитель определяет 6-8 заданий разного уровня трудности. Эти задания оформляются на специальных карточках, работая с которыми ученики проявляют полную самостоятельность.
При групповой форме состав класса разбивается на группы, бригады, звенья. В этом случае управление учебным процессом требует высокого мастерства учителя. Ему нужно определить задания группам, обеспечить контроль за их учебной деятельностью. Групповая форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления школьников с менее жестким контролем учителя.
Признаки группового способа обучения:
-
Цель ставится перед учащимися определенной группы как общая для данной группы.
- Задания могут быть как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы. При этом задания должны удовлетворять следующим требованиям:
- основу таких заданий должны составлять как обучающие, так и поисковые, проблемные задачи;
- для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке все типы самостоятельных работ;
- задание должно предусматривать полное или, в некоторых случаях, частичное его выполнение каждым учащимся группы;
- задание считается выполненным, если каждый учащийся группы понял, как оно выполнено и сам бы мог выполнить его и аналогичные задания самостоятельно.
- Групповая форма деятельности реализует отношение «учитель — группа — ученик».
- Отдельным группам оказывается дополнительная помощь со стороны учителя, которая может включать в себя: план (порядок) выполнения задания, образец выполнения задания, указание на способ решения, ответ к задаче и другие.
- Степень самостоятельности учащихся возрастает. Учитель следит за работой групп, помогает звеньевым или консультантам осуществить руководство работой в группе.
- Группы отчитываются на уроке не только перед учителем, но и перед всем классом. Формы отчета разнообразны.
Преимущества групповой работы:
Использование современных информационных технологий с целью повышения ...
... он больше склонен к творческой работе. Современные информационные технологии также значительно повышают познавательный интерес ребенка к учебной деятельности. Все это и обусловило ... Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности». Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: ...
1) Она должна активизировать учеников в значительно большей степени, чем это может сделать широко используемая индивидуальная работа.
2) Одновременно она должна служить формированию положительной мотивации, превращая потребности учения в общественную потребность.
3) Она должна, наконец, выполнять важную и незаменимую роль в преобразовании учащихся из объекта в субъект воспитания, причем таким субъектом становится тут не индивид, а объединение, группа.
Если в процессе выполнения заданий учителя учащиеся взаимодействуют (в той или иной форме) между собой, то мы имеем дело с каким-либо видом коллективной работы.
Признаки коллективного способа обучения:
-
Общая цель, поставленная перед всем классом, обязательно предполагает самостоятельное нахождение (открытие) учеником новых знаний или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия.
- Учащиеся выполняют одинаковые по содержанию задания, которые должны удовлетворять следующим требованиям:
- задание должно обладать достаточной степенью проблемности;
- задание должно позволять учащимся сделать какое-либо обобщение;
- задание должно предусматривать применение полученных результатов к решению других задач;
- основу таких заданий должны составлять поисковые и проблемные задачи;
- для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке самостоятельные работы эвристического и творческого типов.
-
Основная функция учителя при реализации отношения «учитель — класс — ученик» — направление деятельности учащихся в правильное русло, поддержка и поощрение их самостоятельной работы. Коллективная деятельность требует от учащихся уже не простого воспроизведения действий учителя, а самостоятельного поиска при достижении поставленной перед ними задачи. Она выполняется на творческом уровне, ее можно отнести к коллективным действиям (обсуждению задачи, например, с рядом сидящими школьниками), подбору соответствующих дополнительных заданий и вопросов, направляющих деятельность учащихся к достижению цели. Сами учащиеся также оказывают друг другу помощь. Догадка одного ученика, найденный им подход подтверждаются примерами, пояснениями других.
3 стр., 1139 словНазовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ...
... причины такого поведения ребёнка? Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Дайте рекомендации учителю и родителям по ... обучения может столкнуться леворукий ребёнок? Дайте рекомендации по работе с леворуким ребёнком. ВАРИАНТ 4 Задание 1. Заполните ... по весу шарика из пластилина. Дети считали их одинаковыми, тогда у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатали его ...
- Учитель задает цель, ставит проблему, но не указывает пути и средства достижения этой цели.
- Учитель подводит итоги деятельности не отдельных учеников, а всего класса в целом.
В чем преимущества коллективной формы организации учебной деятельности? Именно коллективное изучение основ наук создает благотворную для занятий атмосферу творческих поисков, споров, дискуссий, приучает учащихся следить за основаниями своих рассуждений, помогает развивать правильную логическую речь. А развитие смысловой стороны речи оказывается основным и решающим процессом в развитии мышления и речи ребенка (Л. С. Выготский).
Итак, каждая форма учебной деятельности имеет свои преимущества и наиболее эффективна на том или другом этапе обучения. Но, тем не менее, существует необходимость сочетания этих форм в учебном процессе.
Необходимость сочетания различных форм организации учебной деятельности учащихся обусловливается рядом недостатков, которые имеет каждая форма в отдельности, несмотря на все те преимущества, которые были перечислены выше.
Индивидуальная форма учебной работы не всегда создает условия для полной самостоятельной деятельности учеников. Некоторая часть учеников, не подумав над задачей, спрашивает у соседей по парте о способе ее решения, что ведет к подсказкам и списыванию, которые тормозят развитие.
Индивидуальная форма обучения разъединяет школьников, ученик может замыкаться в себе, у него не формируется потребность в общении, передачи своих знаний другим. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами, как коллективная и групповая.
Групповая форма также имеет в себе ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудность комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном материале и избрать самый экономичный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — коллективной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.
Недостатки коллективной формы организации учебной деятельности учащихся:
1) требует особых умений педагога в преодолении противоречия между коллективными условиями обучения и индивидуальным характером усвоения; ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне;
Групповая работа как форма организации кружка
... на их интересе к учебе. Предметом курсовой работы является групповая форма обучения - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, ... ё вышеупомянутое побудило нас взять темой исследования групповые формы организации учебного процесса. Цель курсовой работы заключается в исследовании эффективности разработанного нами плана занятий ...
2) коллективные условия учебной работы требуют особого искусства в руководстве обучением каждого из 30-40 учеников класса. Например, сразу говорить со всеми учениками о конкретных ошибках каждого из них при усвоении данной темы невозможно.
Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закреплении наиболее эффективна фронтальная форма организации уроков, а вот применение полученных знаний в жизненных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно, например, работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности.
Таким образом, для того чтобы компенсировать недостатки той или иной формы учебной деятельности, необходимо сочетать ее с другими формами обучения.
Чтобы правильно выбрать соответствующие формы учебной работы, учитель должен определить их реальные возможности в достижении целей обучения: проанализировать, какие условия создает та или иная форма для успешного усвоения всеми школьниками знаний, овладения умениями и навыками, формирования личности ученика, его развития.
- Социальная ситуация развития современных школьников. Воспитание современных школьников.
Школа для ребенка очень важный элемент социализации, и наряду с родительским воспитанием, именно в школе для него открываются определенные ценностные ориентиры и модели поведения. Родители, конечно, являются главным источником воспитательного процесса, но когда ребенок попадает в школу, где вокруг его сверстники, он уже иначе смотрит и на собственных родителей. И здесь уже невозможно силой повлиять на мнение ребенка, запретить ему что-то или в чем-то отказать, потому что это будет воспринято в штыки и будет только отдалять ребенка от родителей. Здесь необходимо выбрать более мягкую дипломатическую позицию. Ни в коем случае не ругать ребенка за его желание быть похожим на своих сверстников, а объяснить, что социальный статус не всегда является показателем здоровых отношений в семье.
Проблема социального неравенства в школе очень явно проявляется. И, если для взрослых это проблема личных амбиций, то для ребенка – это, своего рода, психологическая травма. Ребенок не может понять, почему у него нет того, что могут себе позволить его ровесники. Он стремится получить это от родителей, становится излишне капризным и раздражительным, подражая одноклассникам. В большей степени это касается модной одежды, аксессуаров и технических игрушек. Ребенок сегодня – это показатель социального статуса родителей. И если в советское время старались скрывать большой семейный достаток, то современные родители, покупая детям все самое модное, и как им кажется лучшее, тем самым показывают свое положение в обществе. И получается, поведение ребенка из благополучной семьи достаточно предсказуемо, учитывая, что не так давно прошел тот период подражания модели поведения взрослым.
Современные дети достаточно рано начинают осознавать роли взрослых. Примерно в восемь лет они уже могут сравнить свои возможности с возможностями сверстников, и сильно комплектуют, если не могут соответствовать школьным идеалам моды. Самооценка ребенка падает, и он проявляет неуверенность в себе во всем. Снижается его интерес к учебному процессу, нет желания заниматься спортом, достигая там каких-либо вершин. В эти моменты родители должны оказать ребенку моральную поддержку, убедить его в том, что как раз достижения в спорте, саморазвитии помогут ему стать вровень даже с богатыми сверстниками. И эти достижения будут намного ценнее, потому что ваше дитя достигло их самостоятельно.
Общество потребителей, которое постоянно пропагандируется с экранов телевизоров, глянцевых журналов и Интернета естественным образом влияет и на восприятие детей. Они стремятся заполучить все, чтобы соответствовать эталону моды и успеха. И как раз родители должны видеть в этом стремлении пагубное влияние на взаимоотношения в семье. Конечно, невозможно исключить стремление потреблять все больше и больше из человеческой натуры, но в любом случае необходимо ограничивать ребенка в реализации его желаний. Так как лучше с детства подготовить его к тому, что не все в жизни появляется по одному только желанию. Это подготовит ребенка к сложностям в будущем. Основной ошибкой современных родителей является то, что потакая детям и создавая для них тепличные условия, они не видят в дальнейшем угрозу для самореализации собственного чада как личности.
Перед родителями стоит задача объяснить ребенку, что совсем не стоит следовать во всем за одноклассниками, необходимо проявлять свою индивидуальность, быть выше простого подражания толпе. Современные дети быстро учатся манипулировать родителями, особенно, когда входят в фазу подросткового созревания. И могут постоянно бравировать так называемым переходным возрастом. В данной ситуации взрослые должны просто не поддаваться на провокации, приводя разумные аргументы в пользу сохранения личности. Конечно, для ребенка 11-13 лет соблазн следовать за другими очень велик, и только родители могут создать необходимую атмосферу понимания и попытаться отвлечь ребенка от новомодных гаджетов в пользу собственного образования и развития. Наша современная жизнь настолько полна соблазнов, что не каждый взрослый может перед ними устоять, что уж говорить о ребенке. Но эти соблазны являются постоянно ускользающими, как горизонт, до которого никак не удается дойти. И мода не стоит на месте, и когда ребенку покупают новый телефон, в это же самое время, выходит новый смартфон и именно он становится новым предметом желания ребенка. Человек никогда не пресыщается в своих желаниях, но в одном можно убедить даже 14-летнего подростка. В непреложной постоянной значимости человеческих отношений. В том, что как бы тяжело не жила семья, есть ценности, которые будут с человеком и тогда, когда будет достаток, и тогда, когда будет тяготить нужда.
Воспитать такое чувство ценности семейных отношений, конечно не просто, но именно оно позволит сохранить доверительные отношения с ребенком. Как говорится, трудности закаляют и сплачивают семью. Материальные трудности – это, можно сказать, тот первый рубеж, проходя который члены семьи по-другому относятся к самим себе и друг другу. Родители должны понимать, что именно от них зависит не только отношения в семье, но и отношения их ребенка со сверстниками. Поэтому создавай здоровый климат дома для гармоничного психического состояния ребенка, у него не появятся комплекс неполноценности относительно материального достатка родителей и их социального статуса.
Пожалуй, каждый ребенок хочет быть в центре внимания везде: дома, в школе, на секции. И в период с 8 до 14 лет особенно важно внимание ровесников. Ребенок не хочет отставать, появляется некий соревновательный момент. Огромное значение является то, чтобы ваш ребенок соревновался не за новыми игрушками или одеждой, а за знаниями и личными достижениями. Такие качества можно воспитать и в бедной семье, главное, чтобы взрослые сами ценили семейные отношения. Ведь когда ты хочешь что-либо изменить в другом человеке, нужно начинать с себя.