Проблема нормы и абнормальности

3

Проблема нормы и абнормальности

До сих пор проблему нормы некоторые ученые считают бессмысленной и неуместной, поскольку сомневаются в са­мом существовании нормы.

Другие отказываются рассуждать о проблеме нормы, считая норму очевидной, и само собой разумеющейся, ясной и понятной без какого-либо более глубоко изучения и исследования.

Однако, в последнее время число ученых, считающих исс­ледование проблемы нормы неизбежным, или, по крайней мере, желательным для своей работы, все возрастает. Это психологи, врачи, прокуроры и судьи, но, прежде всего, педагоги и в нашем контексте специальные педагоги, дефектологи, все, кто занимается проблемами формирова­ния, воспитания или коррекции личности человека

Определение «степени нормальности» человека — это междисциплинарная проблема, которую невозможно решить с учетом лишь чисто биологического, либо узко пси­хологического или же только нормативного аспекта (Э.Сыржиштева и др., 1972).

Таким образом, норму следует рассматривать, по край­ней мере, в трех разных значениях, а именно, статистиче­скую, функциональную и идеальную, хотя можно найти другое возможное понимание нормы.

Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе пер­вичной диагностики психического состояния ребенка при опре­делении характера основного нарушения, его выраженности и определения меры его патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и меди­цинской помощи.

Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д.

Самое большое количест­во случаев расположено около средней величины, выраженной в виде среднего арифметического и уменьшается по направлению к крайним вели­чинам и экстремальным вариантам. Такое нормальное рас­пределение можно графически изобразить в виде кривой Гаусса или частотной кривой, форма которой напоминает колокол.

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... образовцелостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень развития требуетдостаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами,основную роль начинают играть ... врезультате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключениястороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироватьсясознанием, стали сознательными и управляемыми.Итак, именно ...

Имеющиеся качественно-ко­личественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволя­ют квалифицировать с большей или меньшей точностью на­блюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного раз­вития или как «отклонения». Чем дальше какая-либо характеристика развития че­ловека от зоны средних ве­личин, тем с большим осно­ванием можно квалифициро­вать данный случай как от­клонение.

Такое статистическое понимание нормы отличается ря­дом преимуществ, на которых и основано се применение.

Первое преимущество заключается в том, что статистиче­скую норму можно относительно легко вычислить и доволь­но просто выразить в виде какого-либо показателя.

Второе преимущество заключается в том, что такой нормой можно легко манипулировать.

Третье — статисти­ческая норма соответствует общему предположению, в соответствии с которым большинство людей относится к нормальным людям.

Однако у статистической нормы есть и свои важные недостатки.

Первый из них вытекает из того факта, что кривая Гаусса симметрична и имеет две противоположные области экстремальных значений по отношению к стати­стической норме. Если, как правило, совершенно ясно, что все то, что находится ниже границы статистической нормы, является ненормальным, то это далеко не так очевидно в случае данных, находящихся на другом конце Гауссовой кривой, т.е. превосходящих верхнюю границу статистиче­ской нормы.

Так, например, никто не сомневается в том, что и слиш­ком высокий, и слишком низкий вес или рост человека представляют собой отклонение от нормы.

Совершенно очевидно, что уровень интеллекта, не превышающий границы показателя 80 коэффициента интеллекта вряд ли можно назвать нормальным интеллектом, но то, что показатель коэффициента интеллекта, превыша­ющий 110 разве можно назвать ненормаль­ныминтеллектом?

Второй — Сложности при понимании нормы как самой высокой частоты появления признака возникают и тогда, когда мы оцениваем какие-либо свойства или каче­ства человека, которые очень желательны, и должны быть отнесены к норме, но встречаются крайне редко, и потому, сточки зрения статистической нормы, ненормальны.

В ка­честве примера можно привести альтруизм, бескорыстие, способность абсолютно объективно оценивать свое поведе­ние и т.д.

Третий — часто встречается такое пове­дение, которое вряд ли можно назвать нормальным, хотя с точки зрения статистической нормы оно таковым является, например, стремление студентов уйти с лекций, как только представляется малейшая возможность.

Если бы принцип статистической нормы применялся в полном объеме, то тогда пришлось бы считать нормальными только средних лю­дей, что вряд ли можно считать образцом любого здорового общества.

3 стр., 1088 слов

Тема: проблема нормы развития

... понятие. Если говорим об условиях – отклоняющееся развитие, а если только о дефекте – тогда аномальное развитие. Понятие психического дизонтогенеза Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или ее отдельных ...

Четвертый — в ходе исторического развития общества некоторые абнормальные явления, например, гомосексуализм, начинают считаться нормальными и наобо­рот.

В защиту статистической нормы обычно приводят разъ­яснение о том, что се нужно понимать в рамках того конк­ретного качества или признака, о котором идет речь. Так, если у индивида интеллект выше, чем норма, это не озна­чает, что он ненормальный, но с точки зрения развития интеллекта он обнаруживает отклонение от нормы. Иначе говоря, абнормальное нельзя отождествлять с патологиче­ским.

Принимая указанные соображения, подчеркнем, что ста­тистическую норму во многих случаях следует восприни­мать с известной сдержанностью и тем более никак нельзя ограничиваться лишь статистическим пониманием нормы.

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (склонность, тенденция, направление) развития каждого человека.

Другими словами, это сво­его рода индивидуальная норма развития, которая является от­правной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений.

В данном контексте следует признать, что достиг­нутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в про­цессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое соче­тание взаимоотношений личности и социума, при котором лич­ность без длительных внешних и внутренних конфликтов про­дуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависи­мости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желани­ями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.

Обретение ребенком такого баланса, несмотря на раз­личные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи.

Этот аспект нормы касается не только социальных отношений, но и всех отношений человека к среде и окружению.

Функциональ­ный аспект принимает во внимание единич­ность индивида.

В воспитательной практике перед нами стоит не «средний человек», а индивид, со своими собствен­ными возможностями, способностями, потребностями, же­ланиями, идеалами, опытом и т.д., причем независимо от статистической или, как мы увидим позже, идеальной нор­мы. Именно поэтому этот вид нормы иногда называют индивидуальной нормой.

В этом смысле человек является нормальным тогда, когда он такой, каким он должен быть со своей собственной точки зрения, когда он проявляется так, как это ему свойственно, когда он находит удовлетворение в том, что он сам считает правильным или красивым.

Однако, если эту концепцию довести до экстремального выражения, то тогда необходимо считать, скажем, невро­тика нормальным, если он ведет себя как невротик, и т.д. Такое понимание нормы может показаться на первый взгляд абсурдным. Однако, в воспитательной работе и глав­ным образом в работе с аномальными, мы должны при об­суждении нормальности исходить из возможностей и способностей аномального ребенка или подростка, так как именно этот круг потенциально возможных способностей является для него нормой и все отклонения от этой нормы следует считать прогрессом или регрессом в развитии в зависимости от того, в каком направлении идет отклонение.

5 стр., 2226 слов

Развитие психики человека и животных

... Создателя. 2. Эволюционизм–комплексное учение о природе и развитии человека – антропогенезе – от самых простых форм до ... С XVIIIвека сознание человека связывается с деятельностью головного мозга. Импульсом для развития исследований в этой области ... наиболее устойчивые характеристики (константы) внутренней психической организации человека, которые сохраняются на протяжении длительного времени или всей ...

Однако применение этой нормы также требует осторожности, главным образом в силу социальной обус­ловленности развития личности.

Индивидуальная норма, как это вытекает из приведенных примеров, излишне акцентирует личную свободу и право человека на собствен­ный путь развития и образ жизни в целом, без должного учета того, что является социально приемлемым.

Однако, предусмотрев эту опасность, в дальнейшем можно исполь­зовать функциональную норму, считая ее исходным пунк­том в работе с аномальными детьми и подростками.

Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Здесь при оценке человека на передний план выступают качественные, а не количественные показатели. Соответ­ственно норма понимается не как то, что является средним, или наиболее часто встречающимся, а как то, что составляет совершенство, образец, идеал. Но идеал как таковой достигнуть невозможно, к нему можно только более или менее приблизиться, С этой точки зрения норму необходимо понимать как бесконечный процесс самореализации ин­дивида в его общественных условиях и природном окружении.

Идеальные нормы выдвигают так называемые норматив­ные науки, к которым относится педагогика, политика, пра­вовые науки и др.

Примером идеальной нормы могут быть так называемые «профили выпускников» разных учебных специализаций в вузах. В этих профилях содержится список характеристик, которым должен соответствовать выпускник, что он должен знать, какие умения должны быть у него выработаны и т.д. Конечно, ни один выпускник не достигает уровня этой иде­альной нормы, а лишь в определенной мере приближается к ней.