3
Проблема нормы и абнормальности
До сих пор проблему нормы некоторые ученые считают бессмысленной и неуместной, поскольку сомневаются в самом существовании нормы.
Другие отказываются рассуждать о проблеме нормы, считая норму очевидной, и само собой разумеющейся, ясной и понятной без какого-либо более глубоко изучения и исследования.
Однако, в последнее время число ученых, считающих исследование проблемы нормы неизбежным, или, по крайней мере, желательным для своей работы, все возрастает. Это психологи, врачи, прокуроры и судьи, но, прежде всего, педагоги и в нашем контексте специальные педагоги, дефектологи, все, кто занимается проблемами формирования, воспитания или коррекции личности человека
Определение «степени нормальности» человека — это междисциплинарная проблема, которую невозможно решить с учетом лишь чисто биологического, либо узко психологического или же только нормативного аспекта (Э.Сыржиштева и др., 1972).
Таким образом, норму следует рассматривать, по крайней мере, в трех разных значениях, а именно, статистическую, функциональную и идеальную, хотя можно найти другое возможное понимание нормы.
Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности и определения меры его патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д.
Самое большое количество случаев расположено около средней величины, выраженной в виде среднего арифметического и уменьшается по направлению к крайним величинам и экстремальным вариантам. Такое нормальное распределение можно графически изобразить в виде кривой Гаусса или частотной кривой, форма которой напоминает колокол.
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
... образовцелостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень развития требуетдостаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами,основную роль начинают играть ... врезультате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключениястороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироватьсясознанием, стали сознательными и управляемыми.Итак, именно ...
Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения». Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение.
Такое статистическое понимание нормы отличается рядом преимуществ, на которых и основано се применение.
Первое преимущество заключается в том, что статистическую норму можно относительно легко вычислить и довольно просто выразить в виде какого-либо показателя.
Второе преимущество заключается в том, что такой нормой можно легко манипулировать.
Третье — статистическая норма соответствует общему предположению, в соответствии с которым большинство людей относится к нормальным людям.
Однако у статистической нормы есть и свои важные недостатки.
Первый из них вытекает из того факта, что кривая Гаусса симметрична и имеет две противоположные области экстремальных значений по отношению к статистической норме. Если, как правило, совершенно ясно, что все то, что находится ниже границы статистической нормы, является ненормальным, то это далеко не так очевидно в случае данных, находящихся на другом конце Гауссовой кривой, т.е. превосходящих верхнюю границу статистической нормы.
Так, например, никто не сомневается в том, что и слишком высокий, и слишком низкий вес или рост человека представляют собой отклонение от нормы.
Совершенно очевидно, что уровень интеллекта, не превышающий границы показателя 80 коэффициента интеллекта вряд ли можно назвать нормальным интеллектом, но то, что показатель коэффициента интеллекта, превышающий 110 разве можно назвать ненормальныминтеллектом?
Второй — Сложности при понимании нормы как самой высокой частоты появления признака возникают и тогда, когда мы оцениваем какие-либо свойства или качества человека, которые очень желательны, и должны быть отнесены к норме, но встречаются крайне редко, и потому, сточки зрения статистической нормы, ненормальны.
В качестве примера можно привести альтруизм, бескорыстие, способность абсолютно объективно оценивать свое поведение и т.д.
Третий — часто встречается такое поведение, которое вряд ли можно назвать нормальным, хотя с точки зрения статистической нормы оно таковым является, например, стремление студентов уйти с лекций, как только представляется малейшая возможность.
Если бы принцип статистической нормы применялся в полном объеме, то тогда пришлось бы считать нормальными только средних людей, что вряд ли можно считать образцом любого здорового общества.
Тема: проблема нормы развития
... понятие. Если говорим об условиях – отклоняющееся развитие, а если только о дефекте – тогда аномальное развитие. Понятие психического дизонтогенеза Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или ее отдельных ...
Четвертый — в ходе исторического развития общества некоторые абнормальные явления, например, гомосексуализм, начинают считаться нормальными и наоборот.
В защиту статистической нормы обычно приводят разъяснение о том, что се нужно понимать в рамках того конкретного качества или признака, о котором идет речь. Так, если у индивида интеллект выше, чем норма, это не означает, что он ненормальный, но с точки зрения развития интеллекта он обнаруживает отклонение от нормы. Иначе говоря, абнормальное нельзя отождествлять с патологическим.
Принимая указанные соображения, подчеркнем, что статистическую норму во многих случаях следует воспринимать с известной сдержанностью и тем более никак нельзя ограничиваться лишь статистическим пониманием нормы.
Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (склонность, тенденция, направление) развития каждого человека.
Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений.
В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.
Обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи.
Этот аспект нормы касается не только социальных отношений, но и всех отношений человека к среде и окружению.
Функциональный аспект принимает во внимание единичность индивида.
В воспитательной практике перед нами стоит не «средний человек», а индивид, со своими собственными возможностями, способностями, потребностями, желаниями, идеалами, опытом и т.д., причем независимо от статистической или, как мы увидим позже, идеальной нормы. Именно поэтому этот вид нормы иногда называют индивидуальной нормой.
В этом смысле человек является нормальным тогда, когда он такой, каким он должен быть со своей собственной точки зрения, когда он проявляется так, как это ему свойственно, когда он находит удовлетворение в том, что он сам считает правильным или красивым.
Однако, если эту концепцию довести до экстремального выражения, то тогда необходимо считать, скажем, невротика нормальным, если он ведет себя как невротик, и т.д. Такое понимание нормы может показаться на первый взгляд абсурдным. Однако, в воспитательной работе и главным образом в работе с аномальными, мы должны при обсуждении нормальности исходить из возможностей и способностей аномального ребенка или подростка, так как именно этот круг потенциально возможных способностей является для него нормой и все отклонения от этой нормы следует считать прогрессом или регрессом в развитии в зависимости от того, в каком направлении идет отклонение.
Развитие психики человека и животных
... Создателя. 2. Эволюционизм–комплексное учение о природе и развитии человека – антропогенезе – от самых простых форм до ... С XVIIIвека сознание человека связывается с деятельностью головного мозга. Импульсом для развития исследований в этой области ... наиболее устойчивые характеристики (константы) внутренней психической организации человека, которые сохраняются на протяжении длительного времени или всей ...
Однако применение этой нормы также требует осторожности, главным образом в силу социальной обусловленности развития личности.
Индивидуальная норма, как это вытекает из приведенных примеров, излишне акцентирует личную свободу и право человека на собственный путь развития и образ жизни в целом, без должного учета того, что является социально приемлемым.
Однако, предусмотрев эту опасность, в дальнейшем можно использовать функциональную норму, считая ее исходным пунктом в работе с аномальными детьми и подростками.
Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.
Здесь при оценке человека на передний план выступают качественные, а не количественные показатели. Соответственно норма понимается не как то, что является средним, или наиболее часто встречающимся, а как то, что составляет совершенство, образец, идеал. Но идеал как таковой достигнуть невозможно, к нему можно только более или менее приблизиться, С этой точки зрения норму необходимо понимать как бесконечный процесс самореализации индивида в его общественных условиях и природном окружении.
Идеальные нормы выдвигают так называемые нормативные науки, к которым относится педагогика, политика, правовые науки и др.
Примером идеальной нормы могут быть так называемые «профили выпускников» разных учебных специализаций в вузах. В этих профилях содержится список характеристик, которым должен соответствовать выпускник, что он должен знать, какие умения должны быть у него выработаны и т.д. Конечно, ни один выпускник не достигает уровня этой идеальной нормы, а лишь в определенной мере приближается к ней.