Тема: проблема нормы развития

Тема: проблема нормы развития

  1. Различие понятий «отклоняющееся развитие», дизонтогенез, аномальность

Отклоняющееся – какое-либо отклонение отдельной функции или системы псих функций от нормативного развития вне зависимости от того положительное или отрицательное это отклонение (опережение либо запаздывание)

Дизонтогенез – Это различные формы нарушения онтогенеза в пренатальный, постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы ещё не достигли зрелости (В В Лебединский)

Аномальность – отклонение о нормы в структуре или функции организма в целом или его частей. К аномальным относятся те дети, у которых физ или псих отклонения приводят к нарушениям общего развития. Аномальными считаются дети с нарушением псих развития вследствие дефекта и нуждаются в спец обучении и воспитании

Отклоняющееся развитие – развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Аномальное развитие – своеобразное, отличающееся от нормального, развитие в результате дефекта.

Дизонтогенез более широкое обобщающее понятие. Если говорим об условиях – отклоняющееся развитие, а если только о дефекте – тогда аномальное развитие.

  1. Понятие психического дизонтогенеза

Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов (Зинченко).

Термин «дизонтогения» впервые введен

Швальбе для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

В.В. Ковалев определяет дизонтогенез как нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.

Традиционно (например, Ушаков) выделяются два основных типа психического дизонтогенеза: ретардацию и асинхронию. В. В. Ковалев в дополнение выделяет третий тип дизонтогенеза, который может быть обозначен как регрессия.

Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной).

В первом случае говорят о запаздывании или приостановке всего психического и личностного развития в целом. В последнем — о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности.

11 стр., 5158 слов

Классифицирования различных форм дизонтогенеза. Психическое недоразвитие, ...

... собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, ... развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сро­ков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других. Классификация видов психического дизонтогенеза ...

Асинхрония определяется как искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие. Она характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом /8/.

Регрессивный тип связан с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования. Сущность данного типа составляет временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.

Выделяются шесть типов дизонтогенеза (Лебединский):

1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отста­вание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга. Пора­жение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов. Наи­более характерным примером недоразвития является олигофрения.

2. Задержанное развитие — замедление темпа всего психиче­ского развития, возникающее чаще всего в результате слабо вы­раженных органических поражений коры мозга или длительных и тяжелых сомати­ческих заболеваний.

3. Поврежденное развитие, представленное орга­нической деменцией — нарушением психического развития после трех лет вследствие массивных травм мозга,нейроинфекций, наследственных дегенеративных за­болеваний.

Во многих случаях органическая деменция имеет про­грессирующий характер.

4. Дефицитарное развитие. Наиболее ярко его пред­ставляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — разные варианты слож­ных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития яв­ляются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример это­го типа нарушенного психического развития.

6. Дисгармоническое развитие, связанное с наруше­нием формирования эмоционально-волевой сферы. К нему отно­сятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

В современных работах можно увидеть еще один тип – психосоматический дизонтогенез, который обусловлен соматическими заболеваниями.

Лебединский параметры, определяющие характер психологического дизонтегенеза:

1. функциональная локализация дефекта, и позволяет выделить два основных вида дефекта: а) частный дефект обуславливается дифицитарностью отдельных психических функции – гнозиса, праксиса, речи. б) общий дефект связан с нарушением регуляторных систем – подкорковых (снижается уровень бодрствования, психической активности) и корковых (дефекты интеллектуальной деятельности, нарушения более сложных, специфически человеческих эмоций).

2 стр., 789 слов

Тема 4 . Эмоциональный вариант нарушений психического развития

... преодоления страхов. Подходы к определению нервных нарушений. Пограничное личностное расстройство. Системный анализ механизмов психической дезадаптации, сопровождающейся пограничным личностным расстройством. Основные ... снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем, стереотипность в ...

2. время повреждения – чем раньше произошло поражение тем вероятнее явление недоразвития. Временной фактор определяется и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе. Нахождение функции в сензетивном периоде развития определяет не только интенсивность ее развития, но и наибольшую уязвимость и неустоичивость по отношению к патогенным факторам.

3. соотношения в структуре дефекта – Первичный дефект – нарушения непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. Он может иметь характер недоразвития или повреждения. Первичный дефект + неблагоприятные социальные условия = вторичный дефект – возникающий опосредовано в процессе аномального социального развития.

4. нарушения межфункциональных взаимодействий – новые функции и их качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи. В дизонтегенезе временная независимость функции превращается в ее изоляцию, сама функция стереотипизируется, зацикливается в развитии. Ассоциативные связи характеризуются повышенной инертностью, в результате возникает их патологическая фиксация – трудности усложнения, перехода к иерархическим связям.

Факторы отклоняющегося развития

Круг патогенных причин весьма широк и разнообразен. Условно их можно разделить на биологические по природе факторы и социально-психологические.

Биологические: патология наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности, токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, сердечно — сосудистые и эндокринные патологии, иммунологическая несовместимость крови матери и плода. Кроме того: термический фактор (перегревание или переохлаждение), стрессовые состояния во время беременности, радиация, неконтролируемое применение лекарственных препаратов, алкоголь, табак, наркотики. В период родов – тяжёлые травмы и асфиксии. В постнатальный период и в раннем детстве – многообразные инфекционные и вирусные заболевания, черепно-мозговые травмы.

Социально-психологическиефакторы: отрыв ребёнка от матери или лиц её заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое обращение и т.д.

Во многих случаях встречается сочетание биологических и социально-психологических факторов, что существенно усугубляет нарушения в развитии ребёнка.

Кроме того, одна и та же причина способна приводить к разным вариантам нарушений в развитии. Вместе с тем, разные патогенные факторы могут стать причиной одного и того же нарушения. То есть, связь между патогенным фактором (причиной) и нарушением в развитии (следствие) носит не прямой, а опосредованный характер. Следовательно, следует выделить факторы опосредования данной связи. К ним относят:

3 стр., 1202 слов

Социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков

... и конфликтов в подростковой среде. Целью данной работы является исследование психологических факторов развития агрессивности у подростков и способов его коррекции. Исходя из выше ... -педагогической литературы по проблеме агрессии и факторов, ее обуславливающих, подобрать методики позволяющие изучить социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков, дать объективную оценку ...

-фактор локализации патогенного воздействия (какие структуры организма и, прежде всего, ЦНС, оказались подвержены воздействию;

-сила патогенного воздействия и его повторяемость;

-фактор экспозиции, т.е. длительности действия патогенного воздействия.

-возрастной фактор (чем младше ребёнок, тем тяжелее последствия одного и того же заболевания);

-т.н. «компенсаторный» фактор, т.е. те ответные меры, которыми организм реагирует на факт неблагоприятного воздействия;

-фактор своевременности и квалифицированности оказанной ребёнку помощи;

-психолого-педагогический фактор.

Сложность проблемы причинности нарушений не ограничивается выявлением факторов. Исходный патогенный фактор, действуя через систему опосредования, в конечном счёте, не сам по себе приводит к отклонениям в развитии. В результате этого воздействия формируются т.н. анатомо-физиологические предпосылки отклонений в развитии, которые представляют собой относительно устойчивые, резидуальные нарушения органического характера, выступающие в качестве непосредственной причины отклоняющегося развития.

Подобная цепь причинно-следственных связей чётко вписывается в идею В.В. Ковалёва о том, что психический дизонтогенез можно рассматривать лишь как сторону или следствие общего дизонтогенеза ребёнка.