Про реабилит среду

В 1981 г. ВОЗ отметила, что реабилитация включает в себя «все меры, направленные на уменьшение влияния инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможностей инвалидов достичь социальной интеграции. Реабилитация преследует целью не только тренировку инвалидов для адаптации к окружающей среде, но также вмешательство в их непосредственное окружение и общество в целом для содействия их социальной интеграции. Инвалиды, их семьи и окружение, в котором они живут, должны вовлекаться в планирование и осуществление реабилитационных мероприятий».

Таким образом, подчеркивалось, что реабилитация нацелена не только на адаптацию самого инвалида к окружающей физической и социальной среде, но и на адаптацию среды и общества с тем, чтобы социальная интеграция стала возможной. Это было очень важное, новое понимание реабилитации, в котором изменение условий жизни и деятельности человека с инвалидностью стало рассматриваться как необходимая часть его реабилитации.

С 90-х г.г. прошлого века стала подчеркиваться важность воздействия реабилитации на самостоятельность и независимость человека. В 1993 г. ООН так определяла реабилитацию: «Реабилитация есть процесс, с помощью которого инвалидам помогают самим достичь и поддерживать лучший возможный уровень физической, сенсорной, умственной, психической или социальной деятельности таким образом, чтобы у них была возможность жить как можно более независимой жизнью. Реабилитация может включать в себя мероприятия, с помощью которых или делается возможным осуществление различных функций, или с помощью которых функции можно вернуть, или с помощью которых можно возместить потерю, отсутствие или недостаток какой-то функции. Реабилитация не включает на раннем этапе медицинского лечения. Она состоит из широкого набора мероприятий и действий, от основной и общей реабилитации до целенаправленной деятельности, примером которой может быть профессиональная реабилитация».

В настоящее время ВОЗ определяет реабилитацию как процесс, направленный на поддержку способности инвалида достигать оптимального уровня его физической, сенсорной, умственной, психологической и социальной деятельности, а также его способности поддерживать этот уровень. В дополнение к медицинским мероприятиям, реабилитация включает в себя большой набор и других мероприятий, в том числе — физиотерапию, трудовую и психосоциальную терапию. Реабилитация дает инвалиду «инструменты» достижения независимости и самостоятельности, включая помощь в восстановлении или приобретении функций, в компенсации потерянных или отсутствующих функций.

12 стр., 5838 слов

Организация медико-социальной помощи онкологическим больным

... вытекают особенности проведения мероприятий медико-социальной помощи онкологическим больным. Этапность ... социальной помощи онкологическим больным, возрастающая конкурентная борьба на рынке медицинских услуг обуславливает необходимость подготовки специалистов, хорошо ориентированных не только в лечебно-профилактической деятельности ... лечения меняет цель реабилитации с восстановительной на паллиативную ...

В последние годы повсеместно реабилитация стала ясно определяться как обширная система действий, включающая в себя и поддержку возможностей развития самого человека, и мероприятия по такому усовершенствованию и приспособлению среды его жизни, работы, учебы, чтобы эта среда была наиболее благоприятной с точки зрения его способности действовать.

А.Б. Чистова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Социально-реабилитационная деятельность – сравнительно новое направление в системе комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Важнейшим условием эффективности управления этим процессом является единство методологии и методов реабилитации.

Как известно, методологию делят на общую и частную. Общая методология есть не что иное, как совокупность необходимых и достаточных принципов для рассмотрения изучаемого явления. Частная методология определяет специфику применения этих принципов при изучении конкретной проблемы.

Согласно Большому энциклопедическому словарю (БЭС, 2000), под пространством понимается «множество объектов, между которыми установлены отношения» (математическое определение), а также «форма существования материальных объектов и процессов, характеризующая структурность и протяженность материальных систем» (философское понимание).

В контексте рассмотрения реабилитационной системы, под реабилитационным жизненным пространством следует понимать комплекс различных учреждений, социальных институтов и организаций территориального субъекта, созданных для обеспечения восстановления здоровья человека и улучшения качества его жизни, а также механизмы взаимодействия элементов реабилитационного пространства.

9 стр., 4259 слов

Особенности социальной адаптации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

Введение Человек - существо социальное. С первых дней своей жизни он окружён себе подобными, включён в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится частью его личности. Социализация - это процесс усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно ...

С одной стороны, материальная база реабилитационного учреждения и его внешние связи являются частью реабилитационного пространства микрорайона, города, региона. С другой стороны, внутри самого реабилитационного учреждения также существует реабилитационная система. При рассмотрении состояния реабилитационного пространства учреждения будут иметь значение различные факторы, такие как степень развития материальной базы, обеспечение кадрами, в том числе, присутствие квалифицированных психологов и социальных педагогов, стабильность коллектива, отлаженные механизмы управления учреждением, налаженные пути его взаимодействия с общественными организациями, службами, специализированными центрами и так далее.

Реабилитационное пространство можно назвать «номинальной составляющей» социально-реабилитационной системы. Здесь эффективность социальной реабилитации определяется главным образом наличием или отсутствием необходимых элементов и механизмов их взаимодействия на уровне организации этой системы. Качественной составляющей, определяющей содержание деятельности системы, является реабилитационная среда. Она включает единство субъектов реабилитационной деятельности в выборе стратегий, принципов, целей и технологий.

Рассматривая территориальную модель системы реабилитации, под реабилитационной средой мы будем понимать социально-психологический климат( как более устойчивую составляющую, например, социокультурные устои общества, определяющие отношение к инвалидам) и социально-психологическую атмосферу (как более динамичную составляющую, например, социально-психологические установки территориальной общности людей), наполняющие реабилитационное пространство. Третьим элементом или составляющей реабилитационной среды является совокупность социально-реабилитационных технологий.

10 стр., 4760 слов

Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие

Учение о бытии включает в себя не только мировоззренческую установку, принципиальный взгляд на проблему существования человека, мыслей и вещей, мира вообще, но также и взгляд на сущность бытия. Материализм на протяжении 2,5 тыс. лет сохраняет свою аутентичность (самотождественность) благодаря тому, что провозглашает сущностью бытия материю. Идеализм опирается на понимание сущности бытия как ...

В представленной ниже схеме отражена общая структура реабилитационной системы.

Социально-реабилитационная технология как процесс включает в себя: подготовительный этап, целеполагание, сбор и анализ информации, формулирование программы действий, практические действия по реализации программы. Необходимо отметить, что в этом процессе, который носит замкнутый характер, циклы могут повторяться до тех пор, пока проблема не будет решена.

Целеполагание в социальной реабилитологии следует рассматривать с точки зрения ее методологии и организации. Методологический аспект целеполагания заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения социальных проблем различного уровня. Организационный аспект заключается в реализации конкретных путей и средств решения проблем.

Целеполагание в социально-реабилитационных технологиях можно представить как процесс селекции, отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата. Можно сказать, целеполагание выступает как аналитическая деятельность, при формулировании цели важно определить какие условия и относящиеся к ним обстоятельства поддаются воздействию и контролю, а какие – нет.

Основополагающим принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является структурирование целей, выдвижение системы гипотез. Формируется дерево целей по принципу «от общего к частному». Постоянная сверка своих действий и результатов с поставленной целью – основное правило технологии.

Выбор того или иного решения проблемы всегда носит в той или иной мере субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробированной технологии социальной диагностики и зависит от нее (И.Г.Зайнышев).

Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» или рассматривать диагностику как выявление основных причин социального неблагополучия, полагая, что такое толкование позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни реабилитантов. Социальный диагноз предполагает характеристику реабилитационных возможностей среды и жизненного пространства индивида, а также оценку его личностного реабилитационного потенциала.

Постановка социального диагноза – это процесс творческий, однако он имеет определенный алгоритм. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность диагностики социального развития личности В. И. Вернадский.

Социальный диагноз может осуществляться:

— на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития того или иного явления (макроуровень реабилитационного пространства);

— на уровне социальной группы или территориальной общности (мезоуровень реабилитационного пространства);

— на личностном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности (микроуровень реабилитационного пространства)

Важно отметить, что понятие «реабилитационный потенциал личности» в последнее время все чаще сопоставляется с другим важным критерием развития человека – индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающим такие аспекты, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой валовой внутренний продукт. В совокупности эти показатели отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный уровень жизни

Предупреждение инвалидности и реабилитация: Доклад Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности и реабилитации. М., 1983.

10 стр., 4517 слов

Основные направления развития услуг в сфере социального обслуживания населения

Размещено на http:/// МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономика и управление сферой услуг» на тему: «Основные направления развития услуг в сфере социального обслуживания населения» Выполнила: Ефременко Ирина Андреевна ...