Материал 1. Понятие «социальная реабилитация».

Понятие реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов – реконвалесценции, адаптации (реадаптации) и ресоциализации [30, с. 43].

Реконвалесценция – это этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма. Процесс активного лечения направлен на устранение болезненных биологических (физиологических) патологических проявлений. Но это не всегда удается. При хроническом заболевании патология полностью не устраняется, при травме на теле остается физический дефект. Это влечет за собой дезадаптацию, парциальную или тотальную. При парциальной дезадаптации наблюдается частичное нарушение функций, которое распространяется на какую-либо определенную область жизнедеятельности. При тотальной дезадаптации нарушение функций охватывает все сферы жизни и деятельности – работу, образование, интерперсональные отношения в семье и обществе и прочее. Целью реабилитации как раз и служит устранение или уменьшение явлений физической и социальной дезадаптации посредством воздействия на остаточные, способные к восстановлению функции.

Поэтому реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением, с адаптацией и реадаптацией. Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Причем адаптация может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться именно к последней форме адаптации – обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей социально-реабилитационной средой.

Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания.

Если под социализацией понимается особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, социальных норм и ценностей, осуществляемый в общении и деятельности, то ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро- и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет достичь интеграции в общество. Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества – от бытовой до политической.

6 стр., 2753 слов

(внутренние, внешние педагогические процессы, этапы педагогического процесса)

... решения. Характеристика социально-педагогического процесса. Основные компоненты социально-педагогического процесса (этапы, субъект, объект, подходы) Социально-педагогический процесс – целенаправленная последовательность действий ... развития личности клиента, возможности его социального воспитания, перевоспитания, реабилитации, адаптации, обучения и профессиональной ориентации;возможности человека в ...

Согласно закону о социальной защите инвалидов реабилитация инвалидов включает в себя [63, с. 6]: — восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; — профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; -социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; -физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Рассмотрим направления социальной реабилитации. Социально-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями здоровья за пределами его жилища, восстановление способности к жизни в обществе [26, с. 65].

Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса — приспособление социальной среды к специфическим возможностям лиц с ограниченными возможностями здоровья, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество — с другой. При таком подходе реализуется процесс социализации личности, то есть вхождение или возвращение людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Человек с ограниченными возможностями здоровья со своей стороны должен выполнять все необходимое, чтобы снизить социальные последствия своего заболевания.

Социально-педагогическая реабилитация – направление реабилитации, связанное с использованием педагогических методов преодоления ограниченных возможностей здоровья людей, предусматривает возможности индивидуального развития, стимулирует преодоление человеком своих ограниченных возможностей; применяется параллельно с медицинской реабилитацией и может использовать медицинские меры контроля преодоления отклонений и ограничений.

Социально-психологическая реабилитация – процесс восстановления (формирования) способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, включая уровень коммуникабельности или общительности, то есть способности и спонтанной коммуникативной активности, а также владение навыками общения, устойчивые типы реакций при социально-психологическом взаимодействии (характеризуется по ролевым и другим функциям, выполняемым индивидом в малых или больших группах).

Социально-бытовая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей лиц с ограниченными возможностями к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Социально-бытовая реабилитация — заключается в приобретении больным или восстановление утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту, в приспособлении к новым условиям жизни [23, с. 74].

17 стр., 8419 слов

Организация деятельности социального педагога с детьми-инвалидами ...

... Социально-педагогическая диагностика семьи, имеющей ребенка-инвалида (ДЦП) .2 Анализ содержания социально-педагогической деятельности в социозащитном учреждении (на примере группы дневного пребывания отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями) ...

В задачи социально-бытовой ориентации входит обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке правильно воспринимать и анализировать ее состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление лица с ограниченными возможностями здоровья с предметами и окружением социально-бытового назначения (в собственной квартире или специализированном учреждении).

Социально-бытовая ориентация особенно важна для лиц с нарушением зрения, психическими расстройствами, при изменении привычной среды обитания.

Социокультурная реабилитация рассматривается как направление комплексной социальной реабилитации. Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у людей с ограниченными возможностями здоровья потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.

Материал 2. Понятие «социальная реабилитация».

 

Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Проблемы инвалидности не могут быть рассмотрены вне социального контекста, в котором живет человек, — семьи, дома-интерната, социального окружения в целом. Согласно социальному подходу, предложенному Васильевой Н.В., люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, из-за предрассудков общества по отношению к инвалидам [1, c. 25].Учитывая теоретические положения социального подхода, Васильевой Н.В. было сформулировано определение: социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей, вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма.Социологические научные исследования показывают, что уровень и качество жизни инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации значительно ниже, чем в среднем у населения, их многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно, что определяет необходимость формирования оптимально функционирующей системы социальной защиты инвалидов, отвечающей международным нормам, политике государства в отношении инвалидов и современной концепции инвалидности.

Приоритетным направлением социальной защиты этих граждан должна стать реабилитация инвалидов [24, c. 5]. Реабилитация инвалидов — сложнейшая многоаспектная проблема, в которой в равной мере значимы медицинские, социальные и профессиональные аспекты. Проблеме реабилитации посвящены многочисленные научные программы, разрабатываемые в рамках ООН такими организациями, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Международная организация труда (МОТ) и другие.Первое определение сущности реабилитации было дано ВОЗ следующим образом: «…не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня» [16, c. 18]. Данное определение отражало сугубо функциональный подход, при котором приоритет реабилитации виделся в психофизиологическом восстановлении человека, что представлялось достаточным для достижения его благополучия. Однако практика показала, что само по себе улучшение и даже полное восстановление здоровья далеко не всегда обеспечивает возвращение человека в тот биосоциальный ритм жизни, в котором он пребывал до развития болезни и инвалидности.

10 стр., 4803 слов

Реабилитация людей с тотальной глухотой

... и эффективность которого зависит от очень многих факторов, таких как возраст потери слуха и возраст имплантации. Длительность реабилитации у детей глухих с рождения составляет более 5 лет. ... Волохов А.А. (1934), Андреев А.М. (1934) и другими). Было установлено, что у глухих людей и людей с нормальным слухом при этом возникают слуховые ощущения: звона, стука, шипения и ...

Болезнь и инвалидность существенно изменяют человека, его биосоциальные связи с внешним миром становятся иными, и только лишь мерами, направленными на восстановление физических и психических функций, не удается добиться должного успеха.В этом определении четко очерчены цели реабилитации: предупреждение заболеваний, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности; возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.Обращает на себя внимание тот факт, что особое значение придавалось лишь одному ограничению жизнедеятельности человека — утрате трудоспособности. Признавая безусловную прогрессивность данной дефиниции реабилитации, нельзя не видеть ее ущербности. Жизнь человека не может и не должна рассматриваться только через призму его способности или неспособности трудиться. Жизнедеятельность многоаспектна и включает неограниченно широкий круг функций, среди которых особо важное для человека значение имеют: самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, контроль за своим поведением, способность к обучению и трудовой деятельности [5, c. 64]. В 1981 году Комитет экспертов ВОЗ дал целевое трактование реабилитации инвалидов: «Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество.

Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает интеграцию его в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации» [19, c. 10]. Нами было отмечено, что в этом определении не уделено внимания роли естественных процессов восстановления за счет компенсаторно-адаптационных механизмов организма и усилий личности, а также не учтена необходимость направить реабилитационные мероприятия не только на сокращение последствий возникшей непригодности, но и на поддержание и развитие потенциальных способностей личности.Реабилитационные мероприятия — это направленные воздействия на инвалида при добровольном его согласии, являющемся необходимым предварительным условием их реализации.Следует отметить, что реабилитация должна основываться на следующих принципах:1) гарантированность государством и закрепление в законодательстве;2) целевое финансирование, прогнозирование и программное обеспечение мер реабилитации инвалидов трудоспособного возраста;3) обеспечение профессионально-технического функционирования системы реабилитации инвалидов трудоспособного возраста;4) адекватность и дифференцированность реабилитационных мер;5) ориентация мер реабилитации на потенциальные способности человека к самообеспечению через решение проблем, являющихся причиной ограничения его жизнедеятельности;6) системность и стабильность мер реабилитации;7) комплексность решения проблемы реабилитации, с учётом всех её аспектов;8) гуманистическая направленность реабилитации с обеспечением уважения к личности, поддержание в ней сознания ценности и значимости своей жизни.Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий.Медицинский аспект включает вопросы лечебного, лечебно- диагностического и лечебно-профилактического плана.Физический аспект охватывает все вопросы, связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений. Профессиональный — у инвалидов трудоспособного возраста, по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.Социальный аспект охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально- экономических мероприятий.Основными видами деятельности, необходимыми для реабилитации инвалидов являются: раннее обнаружение, диагностика и вмешательство; медицинское обслуживание; консультирование и оказание помощи в социальной области; подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни; обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями; специальные услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности (включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство) [37, с. 82].В соответствии с концепцией многопрофильного подхода целью социальной реабилитации является интеграция инвалидов в общество.Выделяются следующие основные направления, по которым должны реализовываться многоаспектные реабилитационные мероприятия: предупреждение прогрессирования патологического процесса и восстановление здоровья инвалидов трудоспособного возраста; восстановление личности; раннее возвращение инвалидов трудоспособного возраста к трудовой деятельности; обеспечение возможности для постоянной интеграции инвалидов трудоспособного возраста в общество [54, с. 114].В 1993 году в рамках ООН было проведено обсуждение «стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов». Даны следующие основные концептуальные направления реабилитации инвалидов. Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.Реабилитация может включать меры по обеспечению и (или) по восстановлению функции ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью, например, восстановление профессиональной трудоспособности.Отсюда следует, что необходимо изменить общество с тем, чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем, чтобы приспособить его к жизни общества [22, c. 52]. Условно реабилитацию инвалидов трудоспособного возраста принято подразделять на несколько видов: медицинская, социальная, профессиональная реабилитация.По нашему мнению, вышеприведенное разделение реабилитации не только условно, но и принципиально неверно. Если выделять медицинскую реабилитацию и социальную, то тогда, естественно, следует определять медицинский и социальный статусы человека. Правильнее выделять в целостном реабилитационном процессе медицинские меры реабилитации, социальные меры реабилитации, профессиональную реабилитацию [21, с. 37].Социальные меры реабилитации — комплекс мер, направленных на создание условий, позволяющих инвалиду преодолеть ограничение жизнедеятельности путем замещения утраченных функций, а также обеспечивающих поддержание на определенном уровне его здоровья, трудоспособности, бытовой и трудовой адаптации и приспособления внешней среды к возможностям инвалида. Целью социальных мер являются достижение инвалидом трудоспособного возраста независимого образа жизни, восстановление личности [49, с. 261].Основными принципами социальной реабилитации являются: раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий; непрерывность и поэтапность их проведения; системность и комплексность; индивидуальный подход.Социальные меры реабилитации инвалида включают: — обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, сурдотехникой, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития;- медико-социальный уход, проживание или пребывание в специализированных учреждениях социальной защиты и неограниченно широкий круг других видов и форм социальной помощи и услуг, направленных на содействие интеграции инвалида в общество.Таким образом, социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов трудоспособного возраста и включают социально-бытовую, социально-правовую, социально-психологическую, и социально-трудовую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов трудоспособного возраста; обучение инвалида трудоспособного возраста самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приемам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены (причесывание, умывание, чистка зубов), пользования одеждой, одевания, раздевания, приема пищи и др.; адаптационное обучение семьи инвалида трудоспособного возраста должно обеспечивать информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам: характере течения заболевания инвалида, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических, физиологических и экономических проблемах; видах и формах социально-бытовой помощи инвалиду, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации; видах реабилитационных учреждений, их местоположении и спектре оказываемых ими услуг, и т.д.; обучение инвалида трудоспособного возраста пользованию техническими средствами реабилитации должно обеспечить соответствие эргономических требований физическим и психофизиологическим потребностям инвалида; организация жизни инвалида трудоспособного возраста в быту, включая архитектурно-планировочное решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений [26, с. 54].Социально-правовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста — это, скорее, условное название. Более точным следует признать такое — социально-правовое обеспечение реабилитации инвалидов трудоспособного возраста, включающее защиту прав и законных интересов инвалидов трудоспособного возраста, организацию социально-правовой поддержки инвалидов трудоспособного возраста, посредством осуществления социально-правовой, коррекционной, социально-профилактической, просветительской, организационно-массовой, групповой и индивидуальной деятельности [56, с. 118].Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию инвалидов трудоспособного возраста к социальному окружению, восстановление личности путем формирования адекватного отношения общества к инвалиду и инвалида к обществу, включая социально-психологическую коррекцию отношений в семьях, трудовых коллективах, иных микро- и макроколлективах, в обществе в целом [54, с. 195].Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста в терминологическом плане достаточно четко отражает конечную цель этого реабилитационного аспекта.Социально-трудовая реабилитация инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, решает задачи психологической поддержки, содействия профессиональному самоопределению человека, а также способствует эффективному трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста [38, c. 217]. В целом, социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.Итак, процесс социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста нами был рассмотрен с двух позиций. С одной стороны, социальная реабилитация инвалидов — это процесс восстановления здоровья человека и его социальных связей с окружающим миром вследствие активизации естественных биологических и физиологических компенсаторно-адаптационных механизмов и собственных усилий личности.С другой стороны, социальная реабилитация инвалидов — это система социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья и личности, устранение или максимально возможную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что оптимальное сочетание естественных биосоциальных сил организма и целенаправленного их стимулирования способствует эффективности мер реабилитации.

19 стр., 9189 слов

Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов ...

... Дементьева [6] выделяет основные цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате: - создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды); - организация жизнедеятельности инвалидов; - социальная адаптация и реабилитация инвалидов, поддержание и продление психической активности лиц ...

Материал 3. Эффективность социальной реабилитации

Вопросы эффективности волнуют общественность, в том числе значимым является вопрос эффективности социальной реабилитации. Для реализации программы помощи лицам с ограниченными возможностями был открыт ГБУ СО «Областной центр реабилитации инвалидов». Специалисты Центра, предложили оригинальные реабилитационные методики и новые формы реабилитации для получения благоприятных социальных результатов полное или частичное восстановление функций клиентов, восстановление социально-бытовой активности в повседневной деятельности, восстановление профессиональной деятельности клиентов. По результатам применяемых в Центре методик социальной реабилитации важно определение эффективности комплексной социальной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями в реабилитационном Центре.

Эффективность — относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Эффект результат, следствие каких-либо причин, действий; сильное впечатление, произведённое кем-либо, чем-либо. На основании определения результата эффекта определяется эффективность применения социальной реабилитации.

Отношение полученных благоприятных социальных результатов к затратам на их достижение составляет социальная эффективность. Из определения социальной эффективности, вытекает понятие Эффективности социальной реабилитации – отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достигнутому или заранее запланированному.

Эффективность социальной реабилитации — это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей клиента при оптимальных затратах.

Следует отметить, что исследования в области эффективности социальной реабилитации начались в 1996 году. И поэтому имеются только первые научные итоги, связанные главным образом с разработкой понятийного аппарата, определением видов методик и методов, с помощью которых можно производить оценку эффективности.

Оценка эффективности реабилитации отражает три цели: восстановление функций (полное или частичное); восстановление социально-бытовой активности (повседневной деятельности); восстановление профессиональной деятельности.

Эффективность реабилитации должна оцениваться дифференцированно по отношению к достижению каждой цели. Восстановление функций в полной мере возможно далеко не всегда; тем не менее, социальная и профессиональная реабилитация могут оказаться эффективными за счет использования иных путей (вспомогательные технические средства бытовой и профессиональной реабилитации, приобретение новой профессии, обустройство жилья и рабочего места).

Критерии эффективности реабилитации должны отвечать следующим требованиям: универсальность — возможность использования при разных заболеваниях и в работе разных отделений реабилитации; унификация способов оценки разных сторон реабилитации (функционального, бытового и социального восстановления); возможность сравнения данных до и после реабилитации; возможность цифрового выражения оценок; простота и доступность оценок, опыт их использования в практике.

Для оценки эффективности социальной реабилитации разработаны методы оценки. Методика — это описание порядка, определенной последовательности, в частности оценки эффективности социальной реабилитации. В основе методик находится тот или иной оценочный метод или группа методов.

Методы — это способы, приемы оценки, дающие ответ на вопрос: «Как, каким образом может производиться, или производится оценка эффективности?» Поэтому важно дать краткое описание методов, с помощью которых оценивается эффективность социальной реабилитации.

Параметрический метод находится в основе так называемых «параметрических методик». Он предполагает сопоставление двух ключевых параметров: каким было состояние клиента раньше; нынешнее состояние клиента.

Данный метод предполагает описание состояния клиента «на входе» и «на выходе», т.е. при завершении реабилитационного периода. Разница между этими двумя параметрами представляет собой «реабилитационный эффект», или результат, свидетельствующий об эффективности использованных реабилитационных средств, методик, организации реабилитации, квалификации персонала и другое.

Главными проблемами разработки параметрических методик являются: разработка и описание параметров «на входе» и «на выходе»; определение основных факторов эффективности и неэффективности как с точки зрения промежуточных, так и конечных параметров.

Метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемого клиента. Данный метод имеет следующие разновидности: прямой оценочный метод, когда периодически проводятся устные и письменные (с помощью анкет) опросы клиентов; параметрический метод, с помощью которого производится сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам, нормативам или соответствующим стандартам, и того, что фактически выполняется в процессе социального обслуживания; сочетание первого и второго методов.

При использовании данных методов приходится считаться с так называемыми неожиданными реакциями клиентов, когда они обращаются в орган социальной защиты с жалобами, вопросами, просьбами, в которых находят выражение их потребности.

С точки зрения структур, управляемых процессом социального обслуживания, важно обладать информацией об удовлетворяемых, не полностью удовлетворяемых и по каким-то причинам не удовлетворяемых потребностях клиентов. Это, как показывает практика, позволяет более целенаправленно строить работу по социальному обслуживанию, добиваться необходимых ресурсов, использовать новые формы и методы и так далее.

Метод оценки эффективности или неэффективности относится к весьма прагматичным, так как позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности; представить их в наглядном и обозримом виде, например с помощью соответствующей таблицы; разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности данного учреждения.

При использовании указанного метода возможно деление факторов эффективности на три группы: факторы, практическое решение которых не зависит от «нашей» структуры (так называемые «верхние», или «чужие», факторы); факторы, практическое решение которых зависит от данного учреждения («наши» факторы); факторы, находящиеся на границе «своих» и «чужих».

Особенностью этого метода является не только его «оценочный характер», но и направленность на решение практически значимых проблем, входящих в перечень факторов неэффективности. При этом могут быть самые различные ситуации: когда велико влияние факторов неэффективности; ситуация планомерной диагностики и совершенствования; ситуация «самой значимой проблемы»; ситуация «давления сверху»; ситуация случая и другое.

Анкетный опрос является одним из методов оценки, как эффективности, так и неэффективности деятельности социальных учреждений.

При оценке эффективности деятельности реабилитационных учреждений применяется также метод оценки затрат. Он предполагает стоимостную оценку социального обслуживания (стоимость услуг для одного клиента или всего контингента обслуживаемых).

При этом важно соотносить затраты на социальное обслуживание с показателями, которые выбраны в качестве «результатов» и считаться с их «колебанием»: результаты стали выше, сохранились на прежнем уровне или ухудшились. Затраты так же могут колебаться: возрастать, сохраняться в прежних пределах или уменьшаться. В зависимости от этого применяются и различные методики оценки эффективности.

Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личной заинтересованности и вовлеченности индивида в реабилитационный процесс.

Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий, В противном случае происходит резкое снижение их эффективности.

Еще одной важной составляющей для определения эффективности социальной реабилитации является индивидуальная карта реабилитации (приложение 1).

В ней фиксируются все улучшения и ухудшения состояния здоровья клиентов, даются рекомендации для дальнейших действий по восстановлению здоровья лица с ограниченными возможностями.

Утвержденная индивидуальная программа реабилитации выдается на руки инвалиду, а копия направляется в муниципальное управление социальной защиты населения по месту проживания инвалида или получения им пенсии.

Индивидуальная программа реабилитации носит рекомендательный характер, инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Он вправе самостоятельно решить вопрос своего обеспечения конкретным техническим средством или видом реабилитации. Отказ от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает бюро медико-социальной экспертизы от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В индивидуальную программу реабилитации включаются как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с базовыми программами), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид или другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому в случае согласия инвалида на платную услугу, не предусмотренную базовыми программами, об этом в индивидуальной программе реабилитации делается соответствующая отметка.

Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для органов государственной власти, органов самоуправления, а также для организаций, предприятий и учреждений, которые выступают непосредственными исполнителями реабилитационных мероприятий.

Структура индивидуальной программы реабилитации инвалида определена примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида и имеет следующие разделы. Регистрационный номер карты, номер акта освидетельствования, наименование учреждения медико-социальной экспертизы; паспортные данные инвалида (Ф. И. О., пол, дата рождения, адрес постоянного или временного проживания, гражданство).

Данные об уровне общего образования (вспомогательная школа, начальное, неполное среднее, среднее, отсутствие общего образования).

Данные об уровне профессионального образования (профессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное).

Данные о профессии — роде трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения.

Основной профессией считается выполняемая работа наиболее высокой квалификации или работа, выполняемая более длительное время; данные о специальности — виде профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки; данные о квалификации — уровне подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемой разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.

Данные о выполняемой к моменту освидетельствования работе (профессии, специальности, квалификации, а также другим видам работ — самозанятости, общественных работах, работе по уходу за больными) и адрес места работы; данные о социально-бытовом статусе инвалида (одинокий, семейный, сирота, сколько членов семьи), а также роли инвалида в семье — кормилец, иждивенец; данные о социально-экономическом статусе (работающий, неработающий, безработный, пенсионер); данные о структуре потребности инвалида, то есть указание тех желаний, влечений, объектов (материальных идеальных), необходимых для существования и развития инвалида и выступающих источником его активности. Система и структура потребностей и соответствующая структура мотивации взаимосвязаны со структурой тех видов деятельности, в которые включена личность.

Круг интересов инвалида, то есть проявление познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности. Развитая структура устойчивых, долговременных интересов, включающая различные сферы деятельности, виды занятий, предмет деятельности, системы отношений и другое, представляет собой предпосылки для осознанной активности самого инвалида по возобновлению в максимально возможной степени своего привычного образа жизни и реинтеграции в общество. Наличие бедной, неразвитой системы интересов является неблагоприятным фактором. Уровень притязаний (степень трудности целей, которые он ставит перед собой).

Прогностическим в контексте реабилитационной диагностики является установление того уровня, на какой конкретно инвалид претендует в своей жизни на определенном этапе. Наличие притязаний, грубо неустойчивых или грубо неадекватных соматическому состоянию и профессиональному или социально-психологическому статусу инвалида на момент обследования, независимо от характера неадекватности, является неблагоприятным фактором в отношении реабилитации. Данные о реабилитационном потенциале, то есть комплексе биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, с их оценкой: реабилитационный потенциал высокий, удовлетворительный, низкий. Данные о реабилитационном прогнозе, то есть предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала, с его оценкой: благоприятный, относительно благоприятный, неясный, неблагоприятный. Данные о выраженности ограничений жизнедеятельности и возможности их восстановления (компенсации).

Реабилитационно-экспертное заключение, включающее клинико-функциональный диагноз, психологический диагноз, оценку профессионально-трудового, социально-бытового и социально-средового статусов, оценку реабилитационного прогноза, оценку ограничений жизнедеятельности, тяжесть и причину инвалидности.

При невыполнении программы социальной реабилитации должна быть запись с указанием причины, подпись ответственного лица и печать.

Индивидуальная программа реабилитации состоит из трех программ: программы медицинской реабилитации; программы профессиональной реабилитации; программы социальной реабилитации.

Программа социальной реабилитации в индивидуальной программе реабилитации включает: информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов; обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приемам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены (причесывание, умывание, чистка зубов), пользованию одеждой, одеванию, раздеванию, приему пищи и другое.

Особенности обучения во многом определяются видом инвалидизирующей патологии и тяжестью ограничения жизнедеятельности. Адаптационное обучение инвалидов включает «обучение жизни с инвалидностью», в том числе вопросы диетотерапии, режима дня, информирования об особенностях течения болезни и другое. Адаптационное обучение семьи инвалида должно обеспечивать информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам: характере течения заболевания инвалида, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических, физиологических формах социально-бытовой помощи инвалиду, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации; видах реабилитационных учреждений, их местоположении и спектре оказываемых ими услуг и так далее.

Обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации должно обеспечить соответствие эр­гономических требований физическим и психофизиологическим потребностям инвалида.

Организация жизни инвалида в быту, включая архитектурно-планировочное решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений. Обеспечение инвалида, техническими средствами ре­абилитации, включая подбор технических средств в соответствии с медико-социальными показаниями, доставку технического средства, его сервисное обслуживание.

Обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и другое. Обучение социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, предприятия бытового обслуживания. Обучение социальному общению, которое включает обеспечение возможности инвалида посещать друзей, кино, театры и другое.

Обучение социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Консультирование по правовым вопросам, должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в области социальной защиты и реабилитации. Обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации является завершающим разделом программы реабилитации и содержит заключение о ходе выполнения программы, эффективности мероприятий.

Таким образом, определение эффективности социальной реабилитации позволяет не только наблюдать общую динамику изменений в результате реабилитационного процесса, но и определять дальнейшую стратегию и тактику оказания реабилитационной помощи инвалиду в преодолении имеющихся у него ограничений жизнедеятельности.

Эффективность социальной реабилитации — это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей клиента при оптимальных затратах.

Оценка эффективности реабилитации преследует три цели: восстановление функций (полное или частичное); восстановление социально-бытовой активности (повседневной деятельности); восстановление профессиональной деятельности. Критериями эффективности социальной реабилитации являются: правовые, экспертные, социальные, прагматические.

Еще одной важной составляющей для определения эффективности социальной реабилитации является индивидуальная карта реабилитации. В ней фиксируются все улучшения и ухудшения состояния здоровья клиентов, даются рекомендации для дальнейших действий по восстановлению здоровья лица с ограниченными возможностями. Следовательно, сущность индивидуальной программы реабилитации в том, что для каждого конкретного клиента она содержит только соответствующие его состоянию разделы основной программы реабилитации.

Важным разделом индивидуальной реабилитационной программы является фиксация эффективности реабилитационного воздействия. Она представлена в соответствующих графах каждого вида и способа реабилитации. Об эффективности социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восстановление коммуникативных способностей, привитие навыков общения, активизация в проведении досуга, участие в жизни интерната. Эффективность профессионально-трудовой реабилитации в индивидуальной программе может быть выражена следующими показателями: восстановлением (сформированность) трудовых установок, овладением трудовыми навыками, освоением элементарной профессией, выбором профессии.

Показателем наиболее высокой эффективности комплексного реабилитационного воздействия является успешность прохождения курса реабилитации и интеграция инвалидов в общество.

Индивидуальная реабилитационная программа, заполняемая ежегодно на каждого больного, позволит проследить динамику его состояния, вычленить наиболее эффективные способы и средства и варьировать реабилитационное воздействие.

Внимание! Данная карта не исходная. Она доработана в ходе исследования, но показатели и методика оценки совпадают.

Перечень вопросов по определению эффективности реабилитации после проведения реабилитационных мероприятий (таблица №2).

ФИО клиента___________________________________________________________________

Подчеркните нужный ответ в графах 3, 4, 5, 6 на каждое утверждение.

В графе 8 укажите балл, соответствующий выбранному утверждению.

Таблица №2

Утверждение Соответствие баллов ответу Количество баллов
-1
Способность к передвижению  
1. Я стал самостоятельно преодолевать расстояние Большее Как и раньше Меньшее Не знаю  
2. Я стал ходить   Быстрее Как и раньше Медленнее Не знаю  
3. Моя походка стала   Лучше Как и раньше Хуже Не знаю  
4. Лекарства, принимаемые от боли, помогают двигаться Лучше Как и раньше Хуже Не знаю  
5. Я обхожусь без посторонней помощи Чаще Как и раньше Реже Не знаю  
6. Я стал пользоваться транспортом Реже Как и раньше Чаще Не знаю  
Итоговый балл    
Количество итоговых баллов Эффективность реабилитации Изменение ФК
4-6 баллов умеренное улучшение — 1 ФК
1-3 балла легкое улучшение ФК без изменений
0 баллов стабильное состояние ФК без изменений
-1 — 6 баллов ухудшение + 1 ФК
Способность к самообслуживанию  
7. Мне необходима посторонняя помощь и уход в быту Меньше Как и раньше Сильнее Не знаю  
8. Я нуждаюсь в посторонней помощи в быту Реже Как и раньше Чаще Не знаю  
9. Вспомогательные средства помогают мне в быту Лучше Как и раньше Хуже Не знаю  
10. Вы узнали что-либо новое о том, как приспособить Ваше жилье для Вас Да Знаю столько же, сколько и раньше Нет Не знаю  
Итоговый балл  
Количество итоговых баллов Эффективность реабилитации Изменение ФК
3-4 балла умеренное улучшение — 1 ФК
1-2 балла легкое улучшение ФК без изменений
0 баллов стабильное состояние ФК без изменений
-1 – 4 балла ухудшение + 1 ФК
Способность к ориентации  
11. Я стал ориентироваться в пространстве Лучше Как и раньше Хуже Не знаю  
12. Я стал ориентироваться во времени Лучше Как и раньше Хуже Не знаю  
13. Я стал ориентироваться на местности Лучше Как и раньше Хуже Не знаю  
14. Я стал видеть   Лучше Как и раньше Хуже Не знаю  
15. Я стал слышать   Лучше Как и раньше Хуже Не знаю  
Итоговый балл    
Количество итоговых баллов Эффективность реабилитации Изменение ФК
4-5 баллов умеренное улучшение — 1 ФК
1-3 балла легкое улучшение ФК без изменений
0 баллов стабильное состояние ФК без изменений
-1 – 5 баллов ухудшение + 1 ФК
Способность к общению  
16. Я стал сходиться с людьми   Легче Как и раньше Труднее Не знаю  
17. Я стал заводить новых друзей   Легче Как и раньше Труднее Не знаю  
18. Я стал общаться с друзьями, соседями Чаще Как и раньше Реже Не знаю  
19. Я стал видеться с ближайшими родственниками Чаще Как и раньше Реже Не знаю  
Итоговый балл    
Количество итоговых баллов Эффективность реабилитации Изменение ФК
3-4 балла умеренное улучшение — 1 ФК
1-2 балла легкое улучшение ФК без изменений
0 баллов стабильное состояние ФК без изменений
-1 – 4 балла ухудшение + 1 ФК
                                       

 

ПЕРЕЧЕНЬ

КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД

3. Заместитель председателя Правительства Свердловской области — министр социальной защиты населения Свердловской области:

1) объем привлеченных средств федерального бюджета в сфере социальной защиты населения;

2) прирост количества социальных услуг, оказанных гражданам, обслуживаемым в нестационарных учреждениях социального обслуживания;

3) количество обоснованных жалоб на работу органов социальной защиты населения;

4) доля государственных учреждений социальной защиты населения, осуществляющих оплату потребленных коммунальных ресурсов по показаниям приборов учета;

5) количество первоочередных государственных (муниципальных) услуг в сфере социальной защиты населения, оказываемых в электронном виде.