Личность и современная информационная среда

Оглавление

1.Социальное влияние новых информационных технологий. 2

2.Интернет — коммуникации, проблема социальной идентичности в Интернете. 10

2.1.Идентичность и стратегии самопрезентации в сети Интернет. 14

2.2.Психологические концепции идентичности. 16

2.3.Интеграционная модель идентичности для исследований в области интернет-общения. 19

Литература. 22

1.Социальное влияние новых информационных технологий.

В современном мире быстрыми темпами происхо­дит качественное изменение окружающей человека ин­формационной среды, которая стремительно развивается и становится все более разнообразной. Этот про­цесс затрагивает все сферы общественною и индивиду­ального бытия и носит мировой характер. В настоящее время люди и государства связаны между собой слож­ными системами информационно-коммуникативных потоков, для которых расстояния не имеют существен­ного значения, а жизнедеятельность людей становится все более зависимой от информации и современных информационных технологий.

Информационная среда включает в себя информа­ционные потоки и информационные влияния разного рода, которые испытывает человек, характеризуется со­вокупностью динамических факторов, способных ока­зывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие. Она выступает тем сред­ством, с помощью которого общество транслирует че­ловеку нормы, ценности, установки и стереотипы пове­дения. Адекватность, полнота информационных воздействий на сознание обеспечиваем образ реальности, ког­нитивную модель мира и ситуации, понимание себя и своих возможностей. Фундаментальное свойство инфор­мации (применительно к человеку) заключается в том. что, оторвавшись от объекта отражения, она существу­ет самостоятельно, становится содержимым памяти, т. е. самостоятельно участвует в психических процессах, трансформируется в представления, знания, умения, навыки. Потребность в информации является не­обходимой базовой потребностью личности, а инфор­мационные воздействия — что необходимое условие существования общее таенного и индивидуального созна­ния, формирования человека и его нормальной жизне­деятельности.

Следует заметить, что информационное воздействие всегда носит психологический характер и определяет поведение человека опосредованно, через психические механизмы головного мозга. Информационные воздей­ствия достигают эффекта, когда они изменяют, переструк­турируют психологические свойства, состояния и моде­ли поведения личности.

10 стр., 4931 слов

Информационные компьютерные технологии

... Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество ... полно использовать познавательные возможности учащихся. Вопросы внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, ...

Глобальный характер информационного развития, формирование транснациональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, кроме позитивных влияний, порождает немало новых и непростых проблем, прежде всего, связанных с развитием самого человека, обеспечением психологических, медицинских, нравственных, правовых аспектов взаимодействия человека с его информационным окружением Негативным информационно-психологическим воздействием назы­вают воздействие информации на психику и сознание человека, ведущие к неадекватному отражению окру­жающей действительности и, как следствие, изменению поведения. Под информационно-психологическими факторами риска, оказывающими наличность свое вли­яние, понимают такие характеристики системы «че­ловек — информационная среда», которые потенциаль­но опасны для нормальной жизнедеятельности… по при­чинам, обусловленным психологическими эффектами воздействия информации». Анализ научной лите­ратуры показывает, что основными факторами инфор­мационной среды, которые могут стать факторами рис­ка, а следовательно, источниками информационно-пси­хологической опасности, являются:

объем, полнота, количество циркулируемой ин­формации, точность, доступность, своевременность поступления к реципиентам:

адекватность эргономических характеристик ин­формации и их потоков перцептивным параметрам ор­ганов чувств, свойствам внимания, памяти, мышления, диспозициям личности, поведенческим стереотипам, социально-психологическим установкам общества (со­ответствие кодов сообщений паттернам восприятия, на­личие пли отсутствие дефицита времени и перегрузки оперативной памяти человека, организация информа­ционных потоков в соответствии с алгоритмами деятель­ности и т. д.);

3)наличие в информационных потоках специфичес­ких сигментов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние больших масс людей, или лиц, принимающих важные для социума решения;

4) наличие в информационной среде (или «приме­шивание» к информационным потокам) модифициро­ванных физических носителей информации, воздейству­ющих непосредственно на физиологические носители (световые, звуковые, электромагнитные воздействия).

К основным факторам информационно-психологи­ческого риска, присущим самому человеку, относят:

незрелость личности, выражающуюся в неспо­собности к самостоятельному, осознанному выбору информации, релевантной своим изменениям, убежде­ниям и планам;

установки личности на конформизм, подражатель­ство, на готовность к восприятию манипулятивных ин­формационных воздействий;

негативно измененное функциональное состоя­ние головного мозга и психики;

состояние социума, способствующее повышен­ной внушаемости, массовому заражению идеями, призывами, исходящими от харизматической личности, и вызываемое на психофизиологическом уровне хрони­ческим или острым психоэмоциональным стрессом, фрустрацией, тревожностью.

12 стр., 5798 слов

Защита от информационного-психологического воздействия

... так просто из-за избытка информации. «Человек живёт и не подозревает, что он находится под целенаправленным информационным воздействием, что его взгляды, мнение, настроение, ... ценностные ориентации контролируются и формируются чужими людьми. На подобное скрытное воздействие человек биологически не готов ...

Масштабность и мощность воздействия информа­ционной среды на психику людей, их личность в совре­менных условиях актуализировало проблему информа­ционно-психологической безопасности. Под информа­ционно-психологической безопасностью понимается устойчивое состояние защищенности личности от нега­тивных информационных воздействий, которые могут изменять психические состояния и психологические свойства человека, модифицировать его поведение, а также способность личности сохранять свои системо­образующие свойства и основные психологические ха­рактеристики по отношению к данным воздействиям.

Очевидно, что окружающая человека информаци­онная среда неоднородна, имеет различную скорость протекания информационных процессов и информаци­онно-психологического воздействия. В ней в интегриро­ванном виде и разнообразных сочетаниях одновремен­но функционируют информация, которая адекватно от­ражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложно­стью самою процесса познания, неполнотой наших зна­ний о мире, так и пристрастностью, субъективностью порождающих ее людей. Для личности может представ­лять информационно-психологическую опасность дея­тельность различных группировок и объединений лю­дей, в частности политических партий, общественно-политических движений, националистических и религи­озных организаций, финансово-экономических и ком­мерческих структур, лоббистских и мафиозных групп, людей с парапсихологическими способностями, членов оккультных организаций, а также лиц, использующих скрытое программирование через источники информи­рования. Часто, оказывая влияние, члены деструктивных трупп используют научные знания, апеллируют к фак­там науки, заимствуя у нее терминологию и научные методы. Как указывает в своей статье А.Саножникова, в настоящее время в Российской Федерации на­считывается несколько десятков деструктивных сект.

Согласно взглядам В. Д. Аносова и В. Е. Ленскою, негативные информационно-психологические воз­действия — это прежде всего манипулятивные воздей­ствия на личность, на ее представления и эмоциональ­но-волевую сферу. Манипуляция сознанием — это спе­цифическая форма управления людьми путем навязы­вания им идей, установок, мотивов, стереотипов пове­дения, выгодных субъекту воздействия, или скрытое пси­хологическое принуждение личности.

Исследователи выделяют три уровня мани­пулирования:

первый уровень — усиление существующих в со­знании людей нужных идей, установок, мотивов, ценно­стей, норм;

второй уровень связан с частными, малыми изме­нениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному явлению;

третий уровень ……..

Литература.

Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации сов­ременного психоанализ, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.С. 131-143.

Баранова Т.С. Творческие модели социальной идентификации личнос­ти // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д.Я.Райгородский. Самара, 2007.

Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... старости)   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности, с ...

Белинская Е.П. Кризис идентичности в условиях радикальных социаль­ных изменений // Идентичность и организация в меняющемся мире: Сб. науч. ст. / Отв. редакторы Н.М. Лебедева, Н.Л. Иванова, В.А. Штроо. — М., 2008.

5.Бергер П., Лукмаи Т. Идентичность // Психология самосознания: Хресто­матия . Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2007. — С. 567-584.

6.БодровВ.А.Информационный стресс: учебное пособие для вузов. — М., 2000.

7.Гулевич О.А. Психология коммуникации. — М., 2007.

8.Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дне. … канд. пенхол. наук. — Ярославль, 2003.

9. .ЛызьИ.А. Развитие безопасности личности: психолого-педагогический подход. Педагогика. 2006.

10.Тернер Дж. Социальное влияние. — СПб., 2003.