Исследование ситуативной тревожности учащихся старших классов

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование ситуативной тревожности учащихся старших классов

Оглавление

Введение

Глава I. Тревожность- понятие, определения

1.1 Определение тревожности. Тревога. Предпосылки развития тревоги

1.2 Тревожность как следствие тревоги и страха

1.2.1 Тревога и страх. Различия

1.2.2 Тревожность

1.2.3 Классификация видов тревожности

1.3 Тревожность у учащихся старших классов

1.4 Измерение ситуативной тревожности учащихся старших классов

Глава II. Исследование ситуативной тревожности

2.1 Анализ исследования

2.2 Методики Исследования

2.2.1 Шкала самооценки тревожности (Ч. Д. Спилбергера)

2.2.2 Тест «опросник САН»

2.2.3 Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертивности по Д. Моудсли

2.3. Вывод по исследованию

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Одной из основных проблем психики человека является состояние тревоги. Это состояние возникает у человека в ответ на напряжение или раздражение в какой либо ситуации, в реальной или вымышленной.

Это распространённое явление имеет множество особенностей, поэтому очень трудно определить с какого периода развития индивида следует начинать анализ предпосылок возникновения и проявления тревожности.

При изучении тревоги и тревожности также можно столкнуться со многими трудностями, связанными с тем, что тревожность может быть не только эмоциональным состоянием человека, но и частью его личности — чертой характера или темперамента.

Для развития подростка большое значение имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Проблемы старших подростков касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Сама по себе тревога — это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья.

Для выявления состояния тревоги у подростков используются различные методы измерения тревоги и тревожности у учащихся старших классов.

Цель: Изучение понятий тревоги и тревожности; Проведение измерения ситуативной тревожности у учащихся старших классов по нескольким методикам.

11 стр., 5179 слов

Примерная схема изучения коллектива учащихся класса

... nbsp; Примерная схема изучения коллектива учащихся класса 1. Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сфор­мирован класс; количество учащихся, из них мальчиков и дево­ ... товарищества и дружбы между учащимися класса и т.д.). 4. Содержание коллективной деятельности класса: • учебно-познавательная деятельность учащихся (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным предметам, ...

Задачи:

1. Определить уровень ситуативной и личностной тревожности.

2. Провести эмпирическое исследование на основе методик: Спилбергера Ч. Д и Д. Моудсли.

3.Сравнить и проанализировать результаты исследований проведенных по методикам разных авторов.

4. Обобщить сделанные выводы.

Гипотеза: 10 класс является промежуточным между первым испытанием в 9 классе (в виде ГИА) и выпускными экзаменами в 11 в связи с этим у учеников нет причин для беспокойства, поэтому уровень тревожности не превышает норму.

Предметом данного исследования является специфика проявления тревожности как индивидуального свойства личности и как реакция на ситуацию.

Объект: Уровень тревожности у старшеклассников.

Методы исследования:

1.Организационный метод.

2.Психологическое тестирование.

3.Методы обработки данных:

— математические

— качественные.

Методики:

1. Опросник Спилбергера. Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

2. Тест «Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)»

3. Методика самооценки тревожности, ригидности, экстравер-тированности по Д.Моудсли

Глава I. Тревожность — понятие, определения

1.1 Определение тревожности. Тревога. Предпосылки развития тревоги

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

Впервые тревожность была описана австрийским психологом, психиатром и неврологом Зигмундом Фрейдом.

Фрейд установил, что одна из основных проблем психики человека заключается в том, чтобы справиться с состоянием тревоги — состояния, которое возникает в ответ на усиление напряжения или раздражения в любой ситуации, реальной или вымышленной. Основное условие для возникновения тревоги, таким образом, это её слишком большой размер и невозможность игнорирования или избегания.

Состояние тревоги возникает тогда, когда воспринимается определенный раздражитель или ситуация как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда

Тревога в мире человеческих переживаний — явление столь распространенное и имеет столько разных особенностей, что очень трудно определить, с какого периода развития индивида следует начинать анализ предпосылок ее возникновения.

Начать изучение данного вопроса можно с раздражимости. Раздражимость — эта та основополагающая функция, из которой впоследствии возникла тревога.

Реакция испуга также является предпосылкой тревоги, по мнению Kubie (1941), так как в жизни индивида она играет роль связывающего звена между реакцией испуга и завершением мыслительного процесса.

Неопределенность является также неотъемлемой предпосылкой тревоги.

По мнению Ramzy и Wallerstein(1958), существует тесная связь, что боль и страх порождают тревогу. Они считают, что есть тесная связь между первоначальной болью и страхом с одной стороны, и характером и уровнем последующей тревоги — с другой. Szasz (1959), однако, полагает, что на самом раннем этапе развития «Эго» боль и тревога сосуществуют как единое, недифференцированное неприятное ощущение. Наследующей стадии, между 4-м и 9-м месяцами, ребенок уже воспринимает свое тело отдельно от человека, который заботится о нем. Начало такого отделения означает способность «Эго» к дифференцированной ориентации — на свое тело и на объект (мать).

22 стр., 10837 слов

Психология страха и тревоги у спортсменов-фигуристов

... Щербатых предложил свою классификацию страхов, выделив биологические, социальные и экзистенциальные страхи. Тревога (тревожность) выражается в нарушении внутреннего психологического комфорта, переживание сильного беспокойства, или ... направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования ...

Соответственно, примитивное аффективное образование «боль—тревога» дифференцируется на боль, связанную с телом, и тревогу, связанную с объектом. Наконец, на третьей, взрослой стадии развития «Эго» опасность обозначает потерю необходимого объекта (изначально это была мать), и боль — сигнал об опасности лишиться части или всего тела.

Младенческая тревога сама по себе может рассматриваться как предпосылки «психической» тревоги. Для обозначения этой примитивной, недифференцированной реакции Blau (1955) предлагает использовать термин «первичная тревога» или «примитивная тревога». То, что в основе реакции тревоги лежит инстинкт самосохранения, — факт, не требующий доказательств. По мнению Bazowitzи других (1955), настороженность характерна для всех живых существ, поскольку истоки ее — в раздражимости протоплазмы и животной бдительности, т.е. в свойствах, необходимых для выживания.

Тревога является, по большому счету, сущностью бдительности и осторожности — такова была точка зрения McDougall. Как указывает Rycroft (1968), он придает большое значение тому аспекту тревоги, который не является непосредственно очевидным. Суть этого аспекта втом, что тревога — это состояние, связанное с будущим.

Состояние тревоги представляет собой усиление настороженности для подготовки к особой предвосхищаемой ситуации или к той, которая в данный момент осуществляет негативное воздействие на индивида.

Гринейкер (цит. по Блюму, 1996) не исключает, что ощущение опасности у ребенка появляется не в момент родов, а еще раньше, в перинатальный период. Он приходит к выводу, что конституция, перинатальный опыт и обстановка непосредственно после рождения играет роль в предрасположенности к тревоге. Этот тип тревоги отличается от более поздней тревоги отсутствием психологического содержания и осознания. На внешнюю стимуляцию плод реагирует увеличением активности, а шум вблизи матери вызывает учащение сердцебиения.

В своей работе «The Problem of Anxiety» (1936) Freud придает первостепенное значение процессу рождения, указывая, что на новорожденного обрушивается большое количество стимулов и он не обладает защитными механизмами для их переработки. Это первая опасная ситуация становится прототипом для более поздней формы тревоги.[9]

Описывая механизмы влияния родовой травмы на развитие психики ребенка, Фоудор выдвигает следующие положения:

1. Интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов или сразу после появления на свет;

2. Любовь и забота о ребенке непосредственно после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий.

12 стр., 5980 слов

Тревога и тревожные состояния личности

... возникновения реакции тревоги. Характерна для тревожных, ананкастных и зависимых личностей. Ситуационная тревога - состояние тревоги, возникающее только при стрессовой ситуации и прекращающееся при ее завершении. Социальная тревога - тревога, часто сопровождающаяся страхом, возникающим ...

Напряжение, создаваемое угрозой для жизни ребенка приводит, по мнению Rheigold(1967), к аномальному развитию его Эго; такая личность будет каждый раз проявлять слабость в тревожной ситуации.

К этому также следует добавить заболевания и повреждения, которые не только повышают уровень тревоги на данный момент, но и в раннем возрасте закладывают почву для особой чувствительности организма к ситуации опасности в будущем.

1.2 Тревожность как следствие тревоги и страха

1.2.1 Тревога и страх. Различия

Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием, отрицательно окрашенный эмоциональный процесс.

Теоретически, как подчеркивают многие авторы, разница между тревогой и страхом проста: страх — это реакция на конкретно существующую угрозу; тревога — это состояние неприятного предчувствия без видимой на то причины (причина существует только в сознании человека).

Но при анализе конкретного случая состояния напряжения установить эту разницу довольно непросто. Часто очень трудно сказать, является ли наблюдаемая реакция страхом или тревогой, или чего в ней больше — страха или тревоги, или в какой момент страх переходит в тревогу и наоборот. Авторы, которые особо подчеркивают эту разницу, не всегда последовательны в ее применении к конкретным случаям. Freud, к примеру, рассматривает тревогу часто с точки зрения аффекта, игнорируя при этом объект, вызывающий ее; тем не менее, он определяет объективную тревогу как «естественное и рациональное» явление; следует называть его реакцией на восприятие внешней угрозы, на ожидаемый или предвидимый ущерб. Такая реакция — по сути своей страх, хотя и названа «объективной тревогой». [14;c.23]

Тревога предполагает существование объекта. Freud показал со всей очевидностью, что если опасность неизвестна, это отнюдь не означает, что тревога — продукт беспочвенной фантазии. Тревога в этом случае основана на угрозе, существующей в человеческом бессознательном. Поэтому, как указывает Rheingold (1967), было бы целесообразным определить разницу между страхом и тревогой не в рамках наличия или отсутствия объекта, но опираясь на понятия внешнего и внутреннего объекта. При этом возникает проблема дифференциации внешних и внутренних источников угрозы. В случае фобии мы имеем вполне определенный внешний объект; для человека, страдающего фобией, угроза исходит извне, он же просто опредметил эту угрозу таким образом, что она оказалась соотнесенной со сравнительно нейтральным объектом или ситуацией. Многие люди страдают от самых различных страхов, которые связаны скорее с неприятными предчувствиями, чем с реальными опасностями. «Внешнее» и «внутреннее» — понятия относительные; внешнее интерпретируется и оценивается организмом, внутреннее стремится к объективации.

Трудности, связанные с попытками провести четкую линию между внешним и внутренним, наглядно проявились в определении Zetzel(1955).

Страх — это нормальная адекватная реакция на ситуацию внешней опасности; тревога — это преувеличенная, то есть неадекватная реакция на ситуацию реальной внешней опасности; преувеличенная реакция на малозначимую ситуацию внешней опасности; реакция, похожая на страх, но при отсутствии ситуации внешней опасности или преувеличенная, то есть неадекватная, реакция на ситуацию внутренней опасности.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... этому качеству — нерешительность; • смелость — способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия; • ... и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне зависимости от ...

При объективном подходе, для того чтобы отличить страх от тревоги, необходимо решить, является ли данная реакция адекватным, рационально направленным на самосохранение ответом на реальную, безусловную опасность, или же между стимулом и реакцией есть диспропорция. Если для одного человека какой-либо стимул может оказаться достаточным для того, чтобы вызвать страх, то для другого этот же стимул может не иметь никакого значения. С возрастанием диспропорции становится все более очевидным, что источник аффекта находится в самом человеке. В том случае, когда объект отсутствует, или малозначим, или не представляет опасности, безусловно, реакцию следует рассматривать как иррациональную, являющуюся выражением тревоги. Субъект реагирует определенным образом не в силу объективных факторов, вызывающих страх, а в силу их объективной значимости для него, поэтому, как отмечает Drinker и Robbins (1954), в ситуации обычной или минимальной опасности организм может давать такие бурные реакции, как если бы столкнулся с угрозой для жизни. С другой стороны, то, что представляется тревогой из-за преувеличенной реакции, может быть в действительности коммуникативным страхом, обусловленным психотравмой, полученной в детстве. В данном случае возникает несколько вопросов. Где проходит граница между предположительно универсальным страхом змей и грызунов и индивидуальной фобической реакцией? Между детскими страхами, являющимися продуктом воображения или усвоения, и проявления чувства внутренней незащищенности? Между осведомленной озабоченностью и нехорошими предчувствиями? Становится понятным, что хотя мы во всех случаях имеем дело с объектом, слишком категоричное деление факторов на внешние и внутренние вряд ли целесообразно.

В качестве другого возможного критерия для дифференциации страха и тревоги предлагается использовать поведенческую реакцию, которая показывает наличие или отсутствие у субъекта возможности и желания эффективно бороться с опасностью. Тревогу в этом случае определяют как состояние беспомощности перед лицом внешней угрозы, а страх — как состояние аффекта, в котором человек ведет себя целенаправленно по отношению к угрозе. Такой взгляд на проблему соотносит тревогу с ситуацией внешней опасности и требует решения вопроса об адекватности и эффективности поведенческой реакции. Трансформируется ли страх в тревогу, если действия человека оказываются неэффективными?

Такие факторы, как повторяемость, хронологическая последовательность также предлагаются в качестве дифференцирующего критерия. Даже если реакция на ситуацию внешней угрозы явно преувеличена, отсутствие ее повторяемости дает основание для квалификации ее как страха, особенно если стимулирующая ситуация незнакома и неожиданна для человека. Если субъект с такой же интенсивностью переживания реагирует на повторение знакомого стимула, то такую ситуацию можно квалифицировать как тревогу. Тиллих (1995) считает, что страх и тревога неразделимы — они связаны друг с другом. «Жало страха — тревога, а тревога стремится стать страхом».[8] И в то же время он разделяет их следующим образом: страх подразумевает конкретный объект, при столкновении с которым человек может проявить мужество. Тревога же означает отсутствие какого-либо объекта и характеризуется соответственно отсутствием направленности. Хотя, в определенном смысле объект имеется и у тревоги, но только в виде понятия угрозы, реальный же источник угрозы при этом отсутствует; иначе говоря, в качестве объекта тревоги выступает «отрицание всякого объекта».

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями. «Энергичность — ... подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя ...

Таким образом, тревога — это страх перед неизвестным, а это неизвестное в силу своей природы не может приобрести понятные очертания. В тот момент, когда «тревога в чистом виде» овладевает субъектом, те объекты, которые до этого были причиной страха, предстают как симптомы базисной тревоги, что им было в определенной степени присуще и до этого.

Не суть важно, как называть состояние предчувствия — страхом или тревогой. Можно определить страх как реакцию на ситуацию очевидной внешней опасности, и все остальное квалифицировать как тревогу. Важно то, что тревога не имеет объекта. Два вопроса имеют самое непосредственное отношение к пониманию тревоги: что является объектом угрозы и что или кто является ее субъектом? Что касается первого вопроса, то опасность, как правило, угрожает целостности живого организма, а в дальнейшем объектом становится целостность «Я» и потребности личностного уровня.

По мнению Bazovitz и других (1955), любой стимул, в принципе, может вызвать реакцию тревоги, так как все зависит оттого угрожающего смысла, который имеет данный стимул для данного индивида. Сигнал может психологически восприниматься субъектом как некий значимый символ, актуализирующий его воспоминания о прошлых событиях или по какой-либо другой причине значимый для него. В качестве угрозы может выступать реальная опасность или что-то, предвещающее опасность. Человек стремится закрепить тревогу в значимом объекте реального мира, чтобы преодолеть чувство полной беспомощности.

Можно предположить, что фобия — это не просто попытка создать объект для того, чтобы наполнить конкретным содержанием неприятные предчувствия, но отрицание реального и (бессознательно) известного источника опасности, так как механизм вытеснения сохраняет угрозу в ее первоначальном виде.

Что касается общих отношений между страхом и тревогой, то наиболее распространенное мнение таково, что базисная тревога необходима для дальнейшего развития реакций страха. Goldstein (1939), к примеру, считает тревогу первичной и изначальной реакцией. Первые реакции ребенка на тревогу недифференцированны, а страхи — это более позднее образование, возникающее в результате того, как ребенок учится объективировать и особым образом относиться к тем элементам окружающей среды, которые могут ввергнуть его в «катастрофическое состояние».

May (1939) утверждает, что способность организма реагировать на угрозы его существованию и его потребностям есть тревога в общем и изначальном виде. [8] Позднее, когда организм становится достаточно зрелым, чтобы различать специфические объекты опасности, защитные реакции также приобретают более специфический характер. Эти дифференцированные реакции на специфические объекты угрозы и являются страхами.

Таким образом, тревога — это базисная реакция, общее понятие, а страх — это выражение того же самого качества, но в специфической, объективированной форме.[14]

1.2.2 Тревожность

А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.[10]

По определению Р. С. Немова, «тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»[1; c.601]

По определению С. С. Степанова «тревожность — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».[16; c.11]

Таким образом, понятием «тревожность» в психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

1.2.3 Классификация видов тревожности

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них — это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформированности самосознания.

Другой вид — так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

1.3 Тревожность у учащихся старших классов

Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Личности, относящиеся к категории высоко тревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряженности.

На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в:

* усилении сердцебиения;

* учащении дыхания;

* увеличении минутного объема циркуляции крови;

* возрастании общей возбудимости;

* снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

* напряжение;

* озабоченность;

* нервозность;

* чувство неопределенности;

* чувство грозящей опасности, неудачи;

* невозможность принять решения и др.

Ф. Б. Березин выделил 6 уровней состоянии тревоги. [17]

1. Первый уровень — наименьшая интенсивность тревоги. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наиболее адаптивное значение.

2. На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяют гиперестезические реакции или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску.

3. Третий уровень — собственно тревога. Проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности.

4. Четвертый уровень — страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.

5. Пятый уровень — ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень сильная тревога.

6. Наиболее высокий уровень — тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигает при этом своего максимума. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких как вытеснение, и представляющая собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях. Тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматический синдром, т. е. комплекс переживаний, обусловленных психической или физической травмой. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как:

* беспомощность;

* неуверенность в себе;

* ощущение бессилия перед внешними факторами вследствие преувеличения их могущества и угрожающего характера.

Наиболее высокий уровень тревоги — тревожно- боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи.

Если подросток не получает этой помощи, то дезорганизация поведения и деятельности достигает своего максимума. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием подростка в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т. п. Подобную тревожность часто испытывают подростки, которые учатся хорошо и даже на «отлично », ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких детей отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенности в себе. При таком конфликте дети вынуждены стремиться к тому, чтобы добиться успеха во всех сферах, но он же мешает им правильно оценить успехи, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении. Отмечаются перегрузка и перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, а также повышенной утомляемости. Тревожные дети — не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой, у них может развиться невроз. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий, — дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности и требующая различных способов коррекции. Работа во многом должна быть направлена на формирование общения, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у подростка умение справляться с повышенной тревогой. Тревога может быть ослаблена произвольно, с помощью активной деятельности по достижению цели. Многие трудности подросткового возраста объясняются не слабостью воли, как принято считать, а слабостью цели; т. е. неумением сформулировать цели, а в первую очередь, неумением видеть их и определить для себя. Все подростки испытывают такие трудности, но тревожным трудно вдвойне. Для формирования поведения немаловажное значение имеет развитие способности к целеполаганию, что, в свою очередь, требует развития рефлексии. Научить детей не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, — вот направление работы психолога с тревожными детьми. Тревога ослабляется с помощью неосознанных защитных механизмов: вытеснения, замещения, рационализации, проекции и забывания. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще больше усиливает эмоциональное неблагополучие.

Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие и используются вне зависимости от реальных ее причин. Следует также обратить внимание на детей, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Подросток как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется вследствие неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь на продуктивности деятельности. Психодиагностическое исследование детей подросткового возраста показало, что повышенная тревожность у детей общеобразовательных классов вызывает переутомление, т. е. временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния.

Задача, которую должен решить тревожный подросток, заключается в поиске для себя «островка безопасности» и его укреплении. Чтобы подросток смог четко обозначить границы своих негативных чувств, необходимо создать условия, при которых он смог бы выговориться, превратить чувства в образ. Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознания внутренних психических актов и состояний, а также формирование устойчивой положительной самооценки.

1.4 Измерение ситуативной тревожности у учащихся старших классов

Ситуативная (реактивная) тревога — это тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций в качестве угрожающих для себя. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется субъективными переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности. Состояние реактивной тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется (повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности.

Одним из способов измерения тревоги и тревожности является методика, предложенная Ч. Спилбергером. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностный уровень тревожности и как ситуативный уровень. Эта методика является единственной, позволяющей измерять и личностную тревожность и ситуативную.

Шкалы самооценки тревожности Спилбергера — представляют собой группу личностных опросников, разработанных Ч.Д.Спилбергером в 1966-1973 гг. Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. [13]

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Также одним из методов измерения тревожности является методика, разработанная Д. Моусли.

Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности по Д. Моудсли.[13]

Ригидность — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

Экстравертированность — обращённость личности вовне.

Методика направлена на исследование самооценки индивидуума.

Самооценка является главным компонентом самосознания человека, на базе которого можно судить о возможности проявления измененных состояний сознания и отклоняющегося поведения, осуществлении самопознания и самовоспитания.

В соответствии с привычным целостным восприятием человека в единстве его чувств, ума и воли, проявления самооценки могут быть представлены эмоциональным, познавательными и волевыми формами.

На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки.

При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.

Глава II. Исследование ситуативной тревожности

2.1 Анализ исследования

Предметом данного исследования является специфика проявления тревожности как индивидуального свойства личности и как реакция на ситуацию.

Объект: Уровень тревожности у старшеклассников.

Цель: Изучение понятий тревоги и тревожности; Проведение измерения ситуативной тревожности у учащихся старших классов по нескольким методикам.

Задачи:

1. Определить уровень ситуативной и личностной тревожности.

2. Провести эмпирическое исследование на основе методик: Спилбергера Ч. Д и Д. Моудсли.

3.Сравнить и проанализировать результаты исследований проведенных по методикам разных авторов.

4. Обобщить сделанные выводы.

Испытуемые: ученики 10 «А» класса гимназии № 2 г. Мурманска.

Методики:

1. Ч.Д. Спилбергера «Шкала самооценки тревожности»

2. Тест «Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)»

3. Методика самооценки тревожности, ригидности, экстравертированности по Д.Моудсли

2.2 Методики исследования

2.2.1 Шкала самооценки тревожности ( Ч.Д. Спилбергер)

Методика предложенная Спилбергером, была адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности) и как состояние (уровень ситуативной тревожности. [13;с.376]

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкцию, перечень вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной (ЛТ).

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

1. Я спокоен

2. Мне ничего не угрожает

3. Я нахожусь в напряжении

4. Я внутренне скован

5. Я чувствую себя свободно

6. Я расстроен

7. Меня волнуют возможные неудачи

8. Я ощущаю душевный покой

9. Я встревожен

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11. Я уверен в себе

12. Я нервничаю

13. Я не нахожу себе места

14. Я взвинчен

15. Я не чувствую скованности, напряжения

16. Я доволен

17. Я озабочен

18. Я слишком озабочен, мне не по себе

19. Мне радостно

20. Мне приятно

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

21. У меня бывает приподнятое настроение

22. Я бываю раздражительным

23. Я легко могу расстроиться

24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу забыть о них

26. Я чувствую прилив сил, желание работать

27. Я спокоен, хладнокровен, собран

28. Меня тревожат возможные трудности

29. Я слишком переживаю из-за пустяков

30. Я бываю вполне счастлив

31. Я всё принимаю близко к сердцу

32. Мне не хватает уверенности в себе

33. Я чувствую себя беззащитным

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

35. У меня бывает хандра

36. Я бываю доволен

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

38. Бывает, что я чувствую себя неудачником

39. Я уравновешенный человек

40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещённым в опроснике, и напоминает, что они работают самостоятельно. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности.

Нами был проведен тест Спилбергера на 15 учащихся 10 «А» класса и были получены следующие результаты:

Таблица 1.

ФИО

СТ

ЛТ

1

Софья М.

20

29

2

Анна К.

42

48

3

Дарья Ш.

21

38

4

Павел В.

20

36

5

Анастасия Б.

38

41

6

Глеб Т.

44

58

7

Анна Г.

41

65

8

Елена Ю.

23

29

9

Полина П.

30

53

10

Антон К.

23

47

11

Наталья С.

26

55

12

Виталий Ч.

41

53

13

Евгений Ш.

25

49

14

Ольга Г.

28

47

15

Татьяна С.

29

52

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

— до 30 баллов — низкая тревожность;

— 31—45 баллов — умеренная тревожность;

— 46 и более баллов — высокая тревожность.

Ситуативная (реактивная) тревога — это тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций в качестве угрожающих для себя. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется субъективными переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности. Состояние реактивной тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется (повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность.

Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Личностная тревога — это тенденция реагировать на эти ситуации появлением различного уровня тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Личностная тревожность это также устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденций воспринимать довольно широкий спектр ситуаций как угрожающие (тенденция избегания).

Как предрасположенность личностная тревожность актуализируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные с угрозой его престижу, самооценке, его самоуважению и т.д.

Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Исходя из полученных данных, представленных в Таблице 1, можно сделать выводы о тревожности учащихся 10 « А» класса.

По методике Спилбергера в основном у детей преобладает низкий уровень ситуативной тревожности (66,7%), высокой нет ни у одного учащегося. У некоторых учащихся умеренная ситуативная тревожность (33,3%).

А, напротив, личностная, намного превышает границы умеренной, у многих учеников на момент проведения теста личностная тревожность была высокой (73,3% учеников).

Это свидетельствует о том, что у учащихся на момент проведения теста, не было ситуативной тревожности. То есть ситуация написания теста не вызывала у них чувства тревоги (ученики находились в привычной обстановке, ситуация не была стрессовой).

2.2.2 Тест «Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)»

Вместе с тестом Спилбергера нами был проведен тест САН (Самочувствие, активность, настроение) для лучшего понимая причин тревожности у учащихся старших классов. Данные виды тестирований часто проводятся вместе (независимо друг от друга) для лучшего понимания возникновения повышенной ситуативной тревожности.

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).

Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторяемость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке результатов все вышеперечисленные индексы перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 — за 2; индекс 1 — за 3 балла, и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (необходимо учитывать, что полюса шкалы постоянно изменяются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По таким «переведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Таблица 2.

1

Самочувствие хорошее

33

2

11

А0

1

2

3

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

33

2

11

А0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

33

2

11

А0

1

2

3

Активный

4

Малоподвижный

33

2

11

А0

1

2

3

Подвижный

5

Веселый

33

2

11

А0

1

2

3

грустный

6

Хорошее настроение

33

2

11

А0

1

2

3

Плохое настроение

7

Работоспособный

33

2

11

А0

1

2

3

Разбитый

8

Полный сил

33

2

11

А0

1

2

3

Обессиленный

9

Медлительны

33

2

11

А0

1

2

3

Быстрый

10

Бездеятельный

33

2

11

А0

1

2

3

Деятельный

11

Счастливый

33

2

11

А0

1

2

3

Несчастный

12

Жизнерадостный

33

2

11

А0

1

2

3

Мрачный

13

Напряженный

33

2

11

А0

1

2

3

Расслабленный

14

Здоровый

33

2

11

А0

1

2

3

Больной

15

Безучастный

33

2

11

А0

1

2

3

Увлеченный

16

Равнодушный

33

2

11

А0

1

2

3

Взволнованный

17

Восторженный

33

2

11

А0

1

2

3

Унылый

18

Радостный

33

2

11

А0

1

2

3

Печальный

19

Отдохнувший

33

2

11

А0

1

2

3

Уставший

20

Свежий

33

2

11

А0

1

2

3

Изнуренный

21

Сонливый

33

2

11

А0

1

2

3

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

33

2

11

А0

1

2

3

Желание работать

23

Спокойный

33

2

11

А0

1

2

3

Озабоченный

24

Оптимистичный

33

2

11

А0

1

2

3

Пессимистичный

25

Выносливый

33

2

11

А0

1

2

3

Утомляемый

26

Бодрый

33

2

11

А0

1

2

3

Вялый

27

Соображать трудно

33

2

11

А0

1

2

3

Соображать легко

28

Рассеянный

33

2

11

А0

1

2

3

Внимательный

29

Полный надежд

33

2

11

А0

1

2

3

Разочарованный

30

Довольный

33

2

11

А0

1

2

3

Недовольный

Ключ к тесту:

Вопросы на самочувствие — 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Обработка и интерпретация результатов теста:

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 — за 2; индекс 1 — за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

При проведении теста САН были получены следующие результаты:

Таблица 3.

ФИО

С

А

Н

1

Софья М.

6

6,1

7

2

Анна К.

3,3

5

4

3

Дарья Ш.

6,3

4

6,6

4

Павел В.

6,6

4,6

6,8

5

Анастасия Б.

5,8

5,3

5,4

6

Глеб Т.

5,1

5,5

5,6

7

Анна Г.

2,1

3,9

3,8

8

Елена Ю.

5

5,2

5,4

9

Полина П.

4,8

5,4

5,2

10

Антон К.

4,8

4,8

5

11

Наталья С.

4

4,3

4,2

12

Виталий Ч.

3,8

3,2

4,4

13

Евгений Ш.

2,1

2,4

5,8

14

Ольга Г.

5,4

3,6

7

15

Татьяна С.

3

2,7

4

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Оценки нормального состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Исходя из проведенного теста САН с учениками гимназии № 2 города Мурманск, можно сделать вывод, что у учащихся 10 «А» класса в целом благоприятное состояние.

2.2.3 Методика самооценки тревожности, ригидности и экстравертированности (по Д. Моудсли)

Описание методики.

Методика направлена на исследование самооценки индивидуума.

Самооценка является главным компонентом самосознания человека, на базе которого можно судить о возможности проявления измененных состояний сознания и отклоняющегося поведения, осуществлении самопознания и самовоспитания.

В соответствии с привычным целостным восприятием человека в единстве его чувств, ума и воли, проявления самооценки могут быть представлены эмоциональным, познавательными и волевыми формами.

На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки.

При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.

Назначение теста — диагностика уровня тревожности, ригидности и экстравертированности.

Тревожные (боязливые) личности — характеризуются неспособностью отстоять свою позицию, легко «стушевываются» перед натиском энергичного противника. Тревожный тип личности отличается робостью, в которой чувствуется элемент покорности, униженности.

Ригидность: свойство психики и характера человека к усилению и прочному сохранению и стойкости какого-либо психоэмоционального состояния или сознательной установки.

Ригидный человек:

ь мало изменчив в своих привычках,

ь склонен отстаивать свою тактику в решении житейских вопросов,

ь эмоционально впечатлителен,

ь надолго сохраняет свое душевное состояние,

ь окружающим стоит больших усилий отвлечь и переубедить его.

В умеренной выраженности ригидность как психологическая характеристика личности выражает:

ь устойчивость интересов, направленных на отстаивание собственного мнения,

ь активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил,

ь практичность, трезвость взглядов на жизнь,

ь стремление к опоре на собственный опыт (самомнение),

ь аккуратность, педантичность,

ь верность своим принципам,

ь прямолинейность и упорство в отстаивании их.

Лица этого круга обладают относительно большей устойчивостью к стрессу, что в значительной мере обусловлено их меньшей подвластностью средовым влияниям, а также защитными механизмами.

В межличностных контактах проявляется чувство соперничества, «соревновательности», стремление к престижной роли.

Высокая эмоциональная захваченность доминирующей идеей, способность «заражать» своей уверенностью других и выраженная склонность к планомерности действий являются фундаментом для формирования лидерских черт, особенно при хорошем интеллекте и высоком профессионализме.

Личности такого типа часто встречаются среди математиков, экономистов, инженерно-технических работников, бухгалтеров, хозяйственников и в других видах профессиональной деятельности, где особенно требуется точность, расчет, системный подход.

Экстравертированный человек больше обращен в сторону восприятий, чем представлений. Такой человек легко поддается влиянию окружения, стимулам извне, постоянно ищет новых переживаний, любит ходить в кино, смотреть телевизионные передачи. Он отлично чувствует себя в оживленном обществе, где получает сразу множество впечатлений и богатую информацию, и с удовольствием проводит время с приятелем.

Необходимо отметить, что экстравертированность или интровертированность человека не зависит от его интеллектуального уровня. Также, экстравертированность не всегда сопровождается усиленными поисками контактов с людьми.

Инструкция: ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы:

1. Бывает ли у вас так, что вы настолько взволнованы какими-то мыслями, что не можете усидеть на одном месте?

2. Вас когда-нибудь тревожила «бесполезная мысль», которая все время вертелась в голове?

3. Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо?

4. Считаете ли вы, что на ваше слово можно положиться?

5. Можете ли вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться в хорошей компании?

6. Бывает ли у вас часто так, что вы приняли решение слишком поздно?

7. Считаете ли вы свою работу как нечто само собой разумеющееся?

8. Любите ли вы работу, требующую значительной сосредоточен-ности, внимания?

9. Любите ли вы вести разговоры о вашем прошлом?

10. Трудно ли вам забыть о ваших делах, обо всем, даже на оживленной вечеринке?

11. Преследуют ли вас иногда мысли и образы так, что вы не можете спать?

12. Когда вы заняты своей основной работой, то интересуетесь ли в то же время и работой своих товарищей?

13. Часто ли бывают случаи, когда вам необходимо остаться одному?

14. Считаете ли вы себя счастливым человеком?

15. Смущаетесь ли вы в присутствии лиц другого пола?

16. Тревожит ли вас чувство вины?

17. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или свидание?

18. Трудно ли вам переключиться с одного экзамена на другой?

19. Часто ли вы ощущаете свое одиночество?

20. Много ли времени вы проводите в воспоминаниях о лучших временах своего прошлого?

21. Предпочитаете ли вы оставаться незаметным на вечерах, в гостях?

22. Верно ли, что вас довольно трудно задеть?

23. Часто ли вы чувствуете неудовлетворенность?

24. Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если вам предстоит другая, более интересная?

25. Бывает ли у вас такое ощущение, что ваша работа для вас — дело жизни и смерти?

26. Трудно ли вам отказаться от привычек, которые вам не по душе?

27. Любите ли вы размышлять о своем прошлом?

28. Считаете ли вы себя счастливчиком, человеком, которому в жизни все легко удается?

29. Легко ли вас задеть за живое по различным поводам?

30. Склонны ли вы к быстрым и решительным действиям?

31. Всегда ли вам думается после какого-либо поступка, что вам следовало сделать иначе?

32. Легко ли вы переходите от одного дела к другому?

33. Бывает ли у вас время от времени ощущение одиночества?

34. Работаете ли вы иногда так, будто от этого зависит ваша жизнь?

35. Можете ли вы быстро прервать начатое дело и тут же приступить к выполнению другого задания?

После проведения теста на классе были получены следующие результаты:

Таблица 4.

ФИО

Т

Р

Э

1

Софья М.

62,35

62,85

38

2

Анна К.

51,72

62,85

32

3

Дарья Ш.

55,29

37,14

50

4

Павел В.

69,41

37,14

44

5

Анастасия Б.

51,72

62,85

44

6

Глеб Т.

62,35

37,14

62

7

Анна Г.

62,35

62,85

62

8

Елена Ю.

62,35

62,85

38

9

Полина П.

55,29

37,14

56

10

Антон К.

41,17

62,85

38

11

Наталья С.

48,23

45,71

68

12

Виталий Ч.

69,41

37,14

62

13

Евгений Ш.

62,35

45,71

32

14

Ольга Г.

41,17

37,14

64

15

Татьяна С.

55,29

45,71

56

Низкого уровня тревожности, ригидности и экстравертивности нет ни у кого из учащихся 10 «А» класса, у многих завышены уровни ригидности и экстравертивности, а вот уровень тревожности у всех исследуемых старшеклассников в норме.

2.3 Вывод по исследованию

тревожность самооценка учащийся экстравертивность

Нами было проведены исследования по трем методикам:

1. Ч.Д. Спилбергера «Шкала самооценки тревожности»

2. Тест «Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)»

3. Методика самооценки тревожности, ригидности, экстравер-тированности по Д. Моудсли

Стоит отметить, что во время нашей совместной работы в коллективе сложилась дружественная спокойная атмосфера, учащиеся 10 «А» класса охотно приняли участие в исследовании, что помогло достичь правдивых ответов на поставленные вопросы.

По методике Спилбергера примерно у 2/3 учеников низкий уровень ситуативной тревожности, и 1/3 — умеренный уровень тревожности, повышенной тревожности нет ни у одного ученика.

Опрос (по тесту САН), проведенный нами в комплексе с методикой Спилбергера, мы выяснили, что учащимся было комфортно проходить тесты, они хорошо себя чувствовали и прибывали в хорошем настроении.

По результатам методики Д. Моудсли на выявление тревожности, ригидности и экстравертивности, мы выяснили, что уровень тревожности у детей в норме.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уровень ситуативной тревожности у учащихся 10 «А» класса гимназии № 2 не превышает нормы.

Заключение

В ходе курсовой работы нами были изучены такие понятия как: тревога, страх и тревожность, в частности ситуативная тревожность.

Ситуативная тревожность — это тревожность, порожденная какой либо ситуацией, так же в ходе исследования мы выяснили, что повышенная ситуативная тревожность- это вполне нормально в ходе каких либо сложившихся трудных обстоятельств. Состояние повышенной ситуативной тревожности выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Целью работы было изучение тревожности и измерение ситуативной тревожности у учащихся старших классов.

В практической части для исследования ситуативной тревожности были применены такие методики как:

1. Ч.Д. Спилбергера «Шкала самооценки тревожности».

2. Тест «Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)».

3. Методика самооценки тревожности, ригидности, экстравер-тированности по Д.Моудсли.

Они помогли нам определить уровень ситуативной тревожности у учащихся старших классов. Было выяснено, что у учеников 10 «А» класса умеренный уровень тревожности.

Умеренной ситуативной тревожности в исследуемой группе способствует обстановка в школе, взаимоотношения учеников с друзьями и родителями, ученики 2 гимназии чувствуют себя спокойно на территории школы, им нравится учиться и общаться. До окончания школы еще есть целый год, они спокойно готовятся к выпускным экзаменам и определяют свою будущую профессию.

На мой взгляд, именно поэтому ученики с интересом нас приняли и очень серьёзно отнеслись к исследованиям.

В курсовой работе нами была выдвинута гипотеза: 10 класс является промежуточным между первым испытанием в 9 классе (в виде ГИА) и выпускными экзаменами в 11 в связи с этим у учеников нет причин для беспокойства, поэтому уровень тревожности не превышает норму.

Данная гипотеза подтвердилась.

Цель курсовой работы считаю достигнутой.

Для контроля уровня тревожности в данной группе учащихся рекомендуется проводить подобные исследования по аналогичным методикам регулярно.

Список литературы

1. Немов, Р. С. Психология: [Текст]Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С.Немов. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. -416 с.

2. Ласая,Е. Тревога в пространстве отношений.[Текст] /Е.Ласая// Журнал практического психолога.- 2008.- №3.- с.18-20.

3.Чистякова М. И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова, М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.

4. Астапов, В.М. Тревога и тревожность[Текст] хрестоматия / В.М. Астапов.-М.: Пер Сэ, 2008.- 239с.

5. Кордуэлл, М. Психология. А — Я: словарь справочник [Текст] / М. Коруэлл К.С. Ткаченко. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 2000.- 376с.

6. Кочубей, Б.. Лики и маски тревоги.[Текст]: Воспитание школьника / Е. Новикова, Б. Кочубей.- 1999-№ 6- с.44-50.

7. Левитов, Н.Д. Психология характера [Текст] / Н.Д. Левитов. — М.: Пер Сэ,1969.-252 с.

8. Мей, Р. Проблема тревоги[Текст] / Р.Мей.- М.: Эксмо-Пресс , 2001.- 432 с.

9. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика[Текст]/ А.М.Прихожан. — М.: Воронеж, 2000.- 305с.

10. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.[Текст]/А.М.Прихожан./ Психологическая наука и образование 1998,- №2.

11. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ характера[Текст] / Д.Я.Райгородский. -Спб.:1997.-453с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.[Электронный ресурс] / С.Л.Рубинштейн.-2000.-режим доступа: http://sbiblio.com

13. Головей ,Л. А. Практикум по возрастной психологии[Текст] Л.А Головей, Е. Ф.Рыбалко.- СПб. : Речь, 2008.- 693с.

14. Астапов, В. М. Тревожность у детей[Текст] / В.М.Астапов. — М.: Пер Сэ, 2008. -159 с.

15. Тревога и тревожность. Хрестоматия/Сост. И общая редакция Астапова, В. М.-М.:ПЕР СЭ, 2008.-240 с.

16. Степанов С. С. Попытка словаря трудностей.[Текст] /Ж. “ Семья и школа”, 1994 -№1.

17. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека[Текст] / Ф.Б. Березин .-М.:1988-346с.

18. Чиркова Т. И. Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования [Текст] / Т.И. Чирикова.- М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с.

19.Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] /В.Н. Астапов / Психологический журнал.- 1992.- №5.

20. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.[Текст] / В.К.Вилюнас .- М.: Речь 1976.-461с.

Приложение

Приложение 1

Результаты теста Спилбергера -личностная тревожность.

Приложение 2

Диаграмма результатов теста Спилбергера по ситуативной тревожности.

Приложение 3

Результаты теста САН.

Приложение 4

Результаты тестирования по методике Д. Моудсли.

Размещено на