Предмет: Психология
Тема: Современные тенденции массового и межличностного общения
Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы общения. 6
1.1 Сущность и виды общения. 6
1.2. Функции общения. 15
1.3. Стили общения. 22
2. Характеристика межличностного общения. 28
2.1. Межличностное общение как необходимый элемент современных систем управления знаниями. 28
2.2. Вербальное общение. 37
2.3 Невербальное общение. 43
3. Современное массовое общение. 51
3.1 История развития массового общения. 51
3.2. Средства массового общения. 57
4. Качество присутствия и элементы невербального общения на примере работы консультанта. 60
Заключение. 71
Список использованных источников. 73
Введение
Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития.
В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому военному лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».
В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.
Контрольная работа По дисциплине: Психологии массовых коммуникаций. ...
... по факту появления в СМИ материалов, нарушающих статью 4, может пресечь деятельность средства массовой информации, то в отношении прочих материалов, касающихся духовно-нравственного здоровья, надо ... дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер. В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» указывалось на ...
Факт связи общения с деятельностью констатируется психологами. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном. При этом под непосредственным общением понимается естественный контакт к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика).
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе и на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
В общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои психологические качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность.
Целью дипломной работы является определение современного массового и межличностного общения.
Объектом исследования является работа консультанта, качество присутствия и элементы невербального общения с клиентом.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения и списка литературы.
Теоретическая часть состоит из трех глав:
· глава 1 «Теоретические основы общения»;
· глава 2 «Характеристика межличностного общения»;
· глава 3 «Современное массовое общение».
1. Теоретические основы общения
1.1 Сущность и виды общения
Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.
Психологические проявления лжи в общение людей
... искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие ... Каковы причины 2. Проблема связи обманного поведения и испытываемых эмоций. Цель исследования: выявить особенности проявления лжи, эмоций, испытываемых человеком при обмане. Задачи исследования: ...
По своему значению общение многофункционально. Можно выделить пять важнейших функций общения.
Прежде всего, общение выполняет в коллективной человеческой деятельности связующую роль. Эта функция может быть условно названа . В этой функции общение выступает как важнейшее условие, объединяющее людей в процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вавилонской башни.
вырезано
Указанные процессы оказывают определяющее воздействие на процессы развития русского языка и приводят к многочисленным частным следствиям и изменениям. Характеризуя с этой точки зрения систему русского языка в целом, можно констатировать, что она претерпевает в ряде аспектов существенные количественные, качественные и функциональные изменения, однако не претерпевает каких-либо революционных изменений (тем более ведущих к ее разрушению или распаду), сохраняя системную и структурную целостность, устойчивый характер функционирования и внутреннюю идентичность[1] .
1.2. Функции общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей[2] .
Процесс общения (коммуникации).
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).
В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио вербальном (слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально), никто ничего не сообщал[3] .
Общение как деятельность 2
... совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. Именно ... и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности. Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие ...
вырезано
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило бес проблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
· Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
· Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
· Обсуждение интересующей проблемы.
· Решение проблемы.
· Завершение контакта (выход из него).
1.3. Стили общения
Общение человека всегда разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее целями и содержанием. Теплоты и понимания между людьми было бы гораздо больше, не будь они обременены внешне устанавливаемыми требованиями что-то делать и добиваться практических результатов. Поэтому недостаточно говорить просто об отношениях или деятельности. Совокупной единицей анализа выступает общение как двуединый процесс взаимосвязи или взаимного контакта субъектов, в котором происходит обмен информацией, психическое отражение друг друга и взаимовлияние друг на друга.
В отечественной психологии известна и широко разрабатывается идея о влиянии на индивидуальную деятельность человека других людей. Это в основном работы по проблеме общения[4] . Подробно рассматривается эта проблема и в зарубежной психологии[5] . Общепринятым является положение о том, что индивидуальные возможности человека возрастают в условиях межличностного общения, особенно в группах высокого уровня развития. Более того, общение перестраивает самого человека, формирует его новые возможности, проявляет те, которые существуют потенциально. И хотя вышеобозначенные факты не вызывают сомнения, процессы оптимизации межличностного общения пока еще изучены слабо. По мнению В. А. Петровского, «генерация новых ресурсов возможных межиндивидуальных взаимодействий составляет пока еще неявную, скрытую от субъекта перспективу развития его деятельности (и развития его самого как личности)»[6] .
В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. В любом случае содержание общения — сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объемом выполняемых заданий и многими другими преходящими условиями и обстоятельствами.
Константой при этом выступает стиль общения, т.е. способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включенных в общение.
Общение как средство передачи информации
... 3. Изучить вопрос соотношения вербальных и невербальных средств передачи информации. Глава 1. Общение как средство передачи информации Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: ...
вырезано
Специфика таких систем делает их менее подходящими для обучения, ввиду их неприспособленности к демонстрации учебных материалов, но для обмена знаниями при реализации какого-либо проекта, они подходят превосходно.
При реализации проекта исполнители часто сталкиваются с вопросами и проблемами, решение которых связано с конкретными людьми. И для повышения эффективности реализации проекта вводят в использование системы экспертных знаний. Работа таких систем построена на следующем принципе. Программное обеспечение указывает имена конкретных людей в организации, через созданные ими документы. Эти люди, называемые экспертами занимались интересующим вопросом, и могут компетентно ответить на него.
Такая функция реализована в Web-портале WelcomHome , при работе с документами проекта.
Во-первых, в системе можно видеть, кто является создателем документа.
Во-вторых, ведется контроль версий документов с именами их создателей, и людей, которые согласовывали этот документ.
В-третьих, предусмотрена возможность поиска конкретного документа во всех проектах, которые ведутся в системе.
Таким образом, применение современных информационных технологий, ни в коем случае не устраняет необходимые элементы обычного межличностного общения. Наоборот, эти элементы делают более интенсивными процессы обмена знаниями в организации.
Трудность в применении технологий управления корпоративными знаниями, была обусловлена тем, что зачастую решение этого вопроса сводилось к выбору того или иного программного обеспечения, при этом совершенно упускался вопрос мотивирования сотрудников к обмену знаниями.
Активное применение социальных технологий при управлении знаниями, прежде всего, обеспечит активное их участие в процессах обмена знаниями. Ведь общение является не только важнейшим условием накопления знаний и опыта, но и одной из основных потребностей человека.
Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера. Давайте же уделим этим проблемам достойное внимание.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Средства коммуникации невербальные средства общения
... собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - мельчайшая единица движения, ...
вырезано
Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики — большое достижение человечества, а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям.
В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения слов, и даже для насмешки над своими словами и придания им противоположного смысла. В то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом коммуникации[7] .
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).
Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.
2.3 Невербальное общение
Как это ни странно на первый взгляд, три четверти информации о нашем партнере по общению, о его истинных чувствах и намерениях мы черпаем не из того, что он говорит, а непосредственно наблюдая за едва уловимыми деталями его поведения. Иначе говоря, межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет невербальных средств – параллельного, и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпоритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки[8] .
вырезано
Важнейшим невербальным элементом общения, конечно, является одежда, передающая окружающим огромное количество информации о его владельце. Кроме того, существует индивидуальный стиль, едва уловимыми нюансами выдающий такие черты человека как демократизм или консерватизм, неординарность или амбициозность и т. д.
Предмет общения и средства общения
... между людьми». Психологи определяют общение как «атрибут деятельности и как недетерминированное ... системой. А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений ...
Люди настолько изобретательны в общении, что научились передавать друг другу определенную информацию, вообще не прибегая к помощи слов, жестов и даже мимики[9] .
На улице ваш пес, все тщательно обнюхав, поднял лапу у того столба и у этого дерева – он обменялся определенными знаками со своим соплеменником.
Человеческая цивилизация наплодила огромное количество таких знаков, целый знаковый язык. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Однако этот второй вид сам требует более детального деления на различные формы. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.
Вообще говоря, любые невербальные средства коммуникации – это знаки, несущие определенную информацию.
Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым.
3. Современное массовое общение
3.1 История развития массового общения
Массовое общение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. К важным видам массового общения следует отнести так же искусство как эстетическое общение. Эстетическое общение, с одной стороны, разворачивается как своеобразное массовое общение (театральный спектакль, литературные вечера и так далее), с другой стороны, искусство само собой часто представляет особое художественное массовое общение людей и является как бы заменителем некоторых других его форм.
Массовое общение – исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).
В ходе анализа исторических этапов развития системы средств массовой коммуникации в исследовании особое внимание уделяется рассмотрению двух взаимоисключающих точек зрения. Согласно первой – возникновение системы средств массовой коммуникации связывается с появлением типично современных средств, появлением радио, кинематографа и телевидения. На этом основании отрицается, в свою очередь, наличие «спорадически» возникающего процесса массовой коммуникации в общественных формациях. Согласно второй – предпосылки появления процесса массовой коммуникации и обеспечивающих его средств рассматриваются в связи с процессом становления и развития культуры человеческого общества[10] .
Психология политической коммуникации
... многом определяют политические роли. Чем ярче собственные я – тем сильнее позиции. Психология политической личности и элит, кажется. Активные и пассивные граждане с позиции политики. ... патологии. Психологические факторы и механизмы образования и функционирования властных отношений. Первое. Генезис психологии власти (обзор концепций и подходов): Социобиологический подход. Одной из первых попыток ...
вырезано
На самом деле четвертой властью во всем мире считают общественное мнение. Именно его учитывают другие ветви власти. Средства массовой информации это общественное мнение лишь репрезентируют.
Хотя, действительно, в ряде случаев в силу особенностей исторического развития в тот или иной период, средства массовой информации могут приобретать самостоятельность и власть. Это происходит в двух крайних общественных ситуациях.
В первом случае между властью и обществом возникает пропасть отчуждения. Мнение населения для власти не существует. Оно до нее не доходит или не принимается в расчет. Это пустующую нишу общественного мнения и занимают средства массовой информации, выдавая свое мнение за мнение общественное, и тем самым они становятся квазичетвертой властью.
В другом случае относительную самостоятельность средства массового общения получают, там, где, наоборот, реально функционирует развитое гражданское общество, а, значит, есть и общественное мнение, которое выступает для средств массовой информации субъектом коммуникации, альтернативным власти и бизнесу.
В реальности положение средств массового общения в обществе находится между этими полюсами. В связи этим возникает проблема классификации этой роли в обществе. Л.В.Федотова использует классификацию, основанную на критерии отношений средств массового общения и государства. Она выглядит так: государство владеет средствами массового общения и полностью определяет их политику; государство не владеет средствами массового общения, но влияет на их политику; и наконец, средства массового общения относительно самостоятельны и отражают плюрализм общественных отношений[11] .
Соответственно, вырисовывается тоталитарная или демократическая модели взаимоотношений государства и средств массового общения. Подобная классификация несет ненужную идеологическую нагрузку по принципу «плохие» — «хорошие» модели. Кроме того, отметим, что речь в классификации должна идти не о средствах массового общения, а средствах массовой информации, поскольку государство может поставить под контроль СМИ, но отнюдь не все средства массового общения, например, слухи.
На наш взгляд, представляется более удобной классификация моделей взаимодействия средств массового общения, где критерием выступает не степень контроля СМИ со стороны государства, а степень их монополизации вообще. В соответствии с этим критерием, можно выделить четыре модели: СМИ полностью принадлежит государству; СМИ принадлежит различным группам государства и бизнеса; СМИ, помимо государства и бизнеса, опираются на гражданское общество; СМИ принадлежит только бизнесу. Таким образом, возникают следующие модели места СМИ в обществе: государственническая; плюралистическая; демократическая; частнособственническая. Причем, преобладание той или иной модели зависит от исторической ситуации и не является «лучшей» или «худшей».
Средства массового общения (кинематограф, печать, радиовещание и телевидение) — активно участвуют в процессе становления общественного мнения сегодня. Роль показателя совокупной эффективности деятельности средств массового общения играет на состояние массового сознания, но предание ему желательных качеств составляет лишь часть целей информационной деятельности, не менее важными целями правомерно считаются: совершенствование существующей в обществе системы социальных институтов, развитие в общественно — необходимом направлении всего комплекса социальных отношений, улучшение звеньев и элементов социальной организации.
Самыгин. Деловое общение. Социальное влияние
... самим взглядам, установкам конкретного человека. Глава 2. Анализ структуры делового общения ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Слово «коммуникация» в переводе с латыни ... на части; г) особенное, не похожее на других. Стилистический барьер общения возникает: а) из-за непонятной или неправильной логики рассужде ... из-за несоответствия стиля речи и ситуации общения; г) из-за неприязни или недоверия к коммуникатору. Упрощенные ...
Наличие коммерческих средств массовой коммуникации, с точки зрения сторонников идеи дерегулирования, гарантирует наличие конкуренции. Это, создает условия для свободного и самостоятельного выбора отдельным потребителем интересующей его информации. Утверждается, что только благодаря конкуренции становятся возможными оперативные технические инновации, цены на информационные услуги при этом оказываются низкими, а их качество — высоким.
4. Качество присутствия и элементы невербального общения на примере работы консультанта
В данном дипломе хотелось бы рассмотреть компоненты качества присутствия, которое можно определить как степень невербального выражения вовлечённости консультанта в контакт с клиентом в ситуации здесь и теперь.
Демонстрация качества присутствия консультантом служит основой установления контакта с клиентом в течение первой встречи и поддержания контакта на протяжении всего процесса психологического консультирования.
Качество присутствия включает в себя как физическое, так и психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность здесь крайне желательна, однако не стоит забывать, что демонстрация присутствия — это процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное выражение физического присутствия позволяет настроиться на одну волну с клиентом и приводит к увеличению степени психологического присутствия и аутентичности[12] .
Теперь перейдём к рассмотрению отдельных элементов невербального общения и тех сообщений, которые они могут передавать.
Позиция и дистанция.
вырезано
Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех — это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства. Смех и юмор в целом имеют большой положительный потенциал в консультативной практике, и его наличие в умеренных дозах — это признак хорошей атмосферы, однако слишком частые весёлые сессии требуют исследования. Кроме того, не стоит забывать, что такие слова как “высмеивать” и “насмехаться” отражают негативный аспект смеха. Очень важно, чтобы клиент не воспринимал ваши шутки как высмеивание его качеств, поэтому нужно крайне осторожно использовать шутки, в которых мишенью является клиент.
Паузы и молчание
Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков консультанта. Соблюдая паузу, консультант предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Пауза даёт возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это. Молчание консультанта акцентирует предоставленную клиенту возможность говорить и, поэтому, когда консультант заговорит в свою очередь, есть основания ожидать, что его будут внимательно слушать[13] .
Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает тревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от стадии консультирования и состояния клиента. Фактически, консультанту следует выдерживать некоторую паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех интеракций, которые содержат непосредственный вопрос. На первой встрече вряд ли стоит затягивать паузу более чем на 20 секунд. В последующем нормальная пауза обычно не превышает 30-40 секунд. А в длительном курсе психологического консультирования пауза может длиться минуты.
Многим начинающим консультантам молчание представляется чем-то угрожающим, фокусирующим на них всё внимание, демонстрируя их профессиональную слабость. Именно так начинающие консультанты описывают периоды молчания. В результате появляется желание сказать хоть что-нибудь — лишь бы прервать молчание. Обычно в таких случаях консультант задаёт не самый лучший вопрос, который приводит к минимальному отклику клиента. В такой ситуации ответ клиента не столь уж важен, так как и вопрос не был продуман. Консультант может даже не слушать ответ. Такая ситуация возникает всякий раз, когда консультант придерживается мнения, что он несёт ответственность за рассказывание клиента. Как будто говорение является единственным свидетельством того, что клиент работает, а молчание — есть лишь бесполезная трата времени.
На клиентов молчание зачастую оказывает сходное влияние. Они также чувствуют требование говорить и испытывают потребность отвечать, заполняя пустоты в беседе. В связи с этим между консультантом и клиентом может возникнуть тайный договор о заполнении пустот бесполезной болтовнёй клиента. Осознав это, консультант может исправить ситуацию, предложив клиенту при очередной паузе помолчать и сосредоточиться на внутренних переживаниях. Тем самым молчание обретает другой смысл. Сосредоточение на внутреннем опыте (ощущениях, чувствах, образах, фантазиях) требует времени и пауза в данной ситуации является адекватной реакцией консультанта.
вырезано
Заключение
Основные положения, которые характеризуют нынешний уровень изучения общения, может быть суммирован в пяти положениях:
Включение индивида в контуры социальных связей, в процессы общения является главным условием проявления и воспроизводства социальной формы. (Снимая вопрос о том, с чего начинать анализ — с индивида или с общества, — существует достаточно оснований для утверждения необходимости вычленения социальных связей и взаимодействий в их социально и культурно-исторической динамике в качестве необходимой основы построения социальной теории общества).
Стремление определить общение в пределах чистого инструментализма и функционально-ролевого континуума однопорядково попыткам наложить на целое мерило его части, или измерить многосложное и высокое более простым и низким. Общение как процесс, присущий всей целостности общества и культуры, заведомо есть нечто более высокое и сложное, нежели информационно-обменные связи.
В исследованиях общения в рамках информационно-инструментальной парадигмы выделяются несколько преимущественных сфер и проблемных полей.
Первая, наиболее объемная, очерчивается представлениями о социальных интеракциях как системах поведения человека.
Вторая область предполагает анализ сознательных компонентов коммуникационных актов — процессы кодирования и декодирования, их целенаправленность.
Третье проблемное поле фокусирует внимание исследователей на понимании взаимодействия, на анализе механизмов, форм и средств, с помощью которых взаимодействие имеет место.
И наконец четвертая сфера представляет собой социальный контекст коммуникационного процесса.
Проблематика общения в координатах материалистического понимания истории вскрывает и определяет ориентиры решения фундаментальных вопросов социально-философской теории — развитие сфер человеческой жизнедеятельности, становление, функционирование и изменение знаковых объектов, проблем реализации (актуализации) базовых структур общественного развития.
Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.
Список использованных источников
1. Александров В.Г. Интернет сегодня М, 2003.
2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. — Минск: Новое знание, 2000. — 328 с.
3. Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик. Магия нейролигвистического программирования без тайн. — М., 2001.
4. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Владос, 2004. – 246с.
5. Белинская Е.П., Тихомарицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия. М., 2000.
6. Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. — Киев: София, 2002. — 224 с.
7. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
8. Биркенбил В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. — М.: ФАИР-Пресс, 2002. — 352 с.
9. Борисов А. Роскошь человеческого общения. — М.: Менеджер, 2000. — 176с.
10. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Март, 2001. — 512 с.
11. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 318 с.
12. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2002. — 199 с.
13. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. — М.: Академия, 2004. — 416 с.
14. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.
15. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективной презентации. — СПб.: Питер, 2002. — 192 с.
16. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — СПб: Речь, 2004.
17. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. дис. … докт. психол. наук. — М., 2000.
18. Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. — М.: АСТ, 2002. — 363 с.
19. Ершов В.В. Современное общество и коммуникативная семантика. – Томск, 1998г.
20. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. — СПб, 1997.
21. Исмагилова А.Г. Стиль общения // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. — М., 1999.
22. Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения.-СПб.: Питер, 2002. — 192 с.
23. Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам / Сост. Е.В. Яфарова. — Балашов, Изд-во «Николаев», 2004. С. 12—13.
24. Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986.
25. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
26. Лабунская В. Психология затрудненного общения. — М.: Академия, 2001. — 288 с.
27. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов н/Д., 1999. — 608 с.
28. Леонов Н. Психология делового общения. Учеб. пособие. — М.: МПСИ, 2002. — 216 с.
29. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
30. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. — М., 1993.
31. Личность, общение, групповые процессы: современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. — М., 1991.
32. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – С.- Петербург, 2000.
33. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 124.
34. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976, — С. 64 — 93.
35. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
36. Лютова Е. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).
— СПб.: Речь, 2003. — 176 с.
37. Меньшикова А.Л. Трудности в общении, конфликты и пути их преодоления. — СПб., 2004.
38. Методы диагностики стратегии поведения в ситуации общения / Сост. Е.П. Кораблина, М.Ю. Ронгинский, М.К. Тутушкина. — СПб., 1993.
39. Морозов А.В. Психология влияния. — СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
40. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М., 1998.
41. Морозов В.П. Невербальная коммуникация // Психологический журнал. — 1993. — № 1.
42. Нэпп М. Невербальное общение. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 256 с.
43. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. — 191 с.
44. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. — 301 с.
45. Петрович А. Поговорим о информации.М, 2003.
46. Петровский В. А. Психология надситуативной активности. — М., 1992.
47. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора / Пер. с англ. Т.Новикова. — М.: Эксмо, 2007. — 223 с.
48. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. — Воронеж, 2002. С. 31—32.
49. Почепцов Г. Г Коммуникативные технологии двадцатого века, М , 2002.
50. Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981. — 280 с.
51. Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко. — М.: Наука, 1985. — 344 с.
52. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г’. Ярошевского. — 2-е изд. — М., 1990.
53. Психология и этика делового общения. Под редакцией Лавриненко В.Н. М., 2000.
54. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
55. Резаев А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии. СПб., Изд. СПбГУ, 1993.
56. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2004. — 335 с.
57. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. — 461 с.
58. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. — М., 1992. С. 7.
59. Станкин М. Психология общения. Курс лекций. — М.: МПСИ, 2000. — 304 с.
60. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации. – СПб., 2004.
61. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. — СПб., 1998.
62. Шипицына Л.М. Навыки общения. — СПб., 2001.
63. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц нарушением интеллекта. — СПб., 2000.
64. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Пер. с англ. — СПб., 1994.
65. Gordon Th., Burch N. Т. Е. Т. -Teacher Effectiveness Training. — N.Y., 1974; Kissler D. J. An interpersonal communications analysis of relations psyhotherapy // Psyhiatry. — 1979. — V. 42. — P. 299 — 311.
66. Leary T. et al. Interpersonal diagnosis: some problems of methodology and valydation // J. Of Abnorm. Psyhol. — 1955. — V. 50. — P. 110 — 124.
[1] Пиз А., Гарнер А. Язык разговора / Пер. с англ. Т.Новикова. — М.: Эксмо, 2007. — 22 с
[2] Борисов А. Роскошь человеческого общения. — М.: Менеджер, 2000. — 76 с
[3] Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981. — 80 с
[4] Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. — С. 124; Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976, — С. 64 — 93; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
[5] Gordon Th., Burch N. Т. Е. Т. -Teacher Effectiveness Training. — N.Y., 1974; Kissler D. J. An interpersonal communications analysis of relations psyhotherapy // Psyhiatry. — 1979. — V. 42. — P. 299 — 311; Leary T. et al. Interpersonal diagnosis: some problems of methodology and valydation // J. Of Abnorm. Psyhol. — 1955. — V. 50. — P. 110 — 124.
[6] Петровский В. А. Психология надситуативной активности. — М., 1992.
[7] Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. дис. … докт. психол. наук. — М., 2000
[8] Нэпп М. Невербальное общение. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 256 с
[9] Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. — СПб., 1998
[10] Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации. – СПб., 2004
[11] Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986
[12] Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Март, 2001. — 412 с
[13] Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. — СПб.: Питер, 2002. — 168 с