Программа
Дополнительного образования по коррекции
Звукопроизношения
«Говорим правильно»
Срок реализации -1 год
Составитель: учителя – логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 16
Филиппова М. Г.
г. Набережные Челны, 2012 год
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………………………………….стр. 3
2. Содержаниекоррекционной — образовательной деятельности…… ………стр. 12
3. Перспективное планирование занятий в старшей группе……………….….стр. 22
4. Перспективное планирование занятий в подготовительной группе………стр. 33
5. Мониторинг эффективности коррекционно – развивающего процесса (старшая группа)…………………………………………………………………………….стр.40
6. Мониторинг эффективности коррекционно – развивающего процесса (подготовительная группа) ..……………………………………………………………стр. 42
7. Библиография…………………………………………………………………..стр. 45
Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
В МБДОУ детский сад № 16 осуществляется коррекция нарушений речи в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость введения специализированных программ по коррекции речевых нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы в логопедических группах при массовом детском саде.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении ...
1 Индивидуально - дифференцированный подход в системе образования детей с нарушениями зрения .2 Индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения: о чем необходимо помнить родителям и ... процессе обучения и воспитания. Но прежде чем перейти к проблемам детей с нарушением зрения, необходимо рассмотреть индивидуальный и дифференцированный подходы как психолого-педагогическое ...
В основу логопедической работы МБДОУ детский сад № 16 (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) положены программа и методические разработки:
1. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В., Миронова С. А.,
Лагутина А. В.
2. Если дошкольник плохо говорит. Ткаченко Т.А. Методическое пособие
3. В первый раз в первый класс. Ткаченко Т.А. Методическое пособие
4. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Методическое пособие
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой МБДОУ детский сад № 16, отвечает Федеральным государственным требованиям. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.
Содержание образовательной области«Коммуникация»направлено на достижение целей овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, через решение следующих задач:
— практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
— развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
— формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.
Характеристика контингента воспитанников
В логопедические группы зачисляются дети с речевыми диагнозами, утвер-
жденными ПМПК, на два года. Основной контингент старших дошкольников имеет второй и третий уровни речевого недоразвития.
И подготовка к обучению грамоте)
(первый год обучения)
месяц | Тема занятия | Первоначальные навыки звукового анализа | Оборудование |
Сентябрь | Логопедическое обследование | ||
октябрь | Развитие слухового восприятия | Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру | Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна, 2 барабана, 2 колокольчика, 2 дудочки, 2 губные гармошки, детское пианино, гармонь, металлофон. Звучащие предметы: 2 стакана (пустой и с водой), бумага, мяч, ложки металлические и деревянные, 2 погремушки, 2 молотка. Ширма. |
Развитие слухового восприятия | Различение близких по звуковому составу слов | Сюжетные картинки: Дети катают снежный ком. Строится дом. Продаются бананы. У девочки на голове банты. Предметные картинки: дом, дым, бинт, бант, панамы (из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал…». Фланелеграф | |
Звук У | Выделение начального ударного и безударного гласного звука У: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях УА, УИ; в) в обратных слогах УМ, УТ, УП; в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА | Предметные картинки: утка, утята, ухо, муха, туфли, утюг, паук, улитка, губка, умывальник, кубики, автомат, бублики (из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал…»).
Фланелеграф или панно. Значки для обозначения гласных звуков. |
|
Звук А | Выделение первого ударного и безударного гласного звука А: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях АУ, АИ; в) в обратных словах АК, АХ, АП, AM; г)в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ | Предметные картинки: автомат, альбом, антенна, автомобиль, ухо, утюг, ива, вата, мак, аист (пособие Т.Б. Филичевой), мальчик, девочка. Сюжетные картинки: Мальчик идет. Девочка поет. Девочка подметает. Автомобиль едет (пособие Т.Б. Филичевой).
Девочка идет. Автомобиль стоит. Панно. Значки для обозначения гласных звуков. |
|
Ноябрь ноябрь ноябрь | Звуки А, У | Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА. Воспроизведение звуковых рядов АУ- УА, УА-АУ, УА-УАУ, АУ-АУА, ААУ, АУУ, УАА, УУА | Предметные картинки — см. 3, 4 занятия. Сюжетные картинки — см. 4 занятие. Утка стоит. Утка летит. Панно. Значки для обозначения гласных звуков. |
Звук И | Выделение первого ударного и безударного гласного звука И: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях ИА, АИ, ИАУ, ИУА…; в) в обратных слогах ИМ, ИН, ИТ, ИХ, ИК; г) в словах ИВА, ИНДЮК, ИГОЛКА. Звуковой анализ звукосочетаний (звукового ряда) ИУА, ИАУ, АУИ, АИУ, УИА, УАИ | Предметные картинки: ива, липа, лифт, бинт, улитка, калина, павлин, малина (пособие Т.Б. Филичевой); дельфин, пингвин, девочка, мальчик. Панно. Значки для обозначения гласных звуков. | |
Звук Н | Выделение последнего сонора Н: а) в обратных слогах АН, УН, ИН; б) в словах ЛИМОН, ПИОН, БИДОН, ПЕЛИКАН. Воспроизведение слоговых рядов: ан-ун-ин ун-ин-ан ин-ан-ун Звуковой анализ и схемы обратных слогов ан ун ин 03 03 03 | Предметные картинки: батон, диван, вагон, павлин, тюльпан (пособие Т.Б. Филичевой); пингвин, дельфин, банан, мальчик, гном, девочка. Панно. Значки для обозначения гласных и согласных звуков. | |
Звук М | Выделение первогб и последнего сонора М: а) в слогах AM, УМ, ИМ, ЫМ, МА, МУ, МЫ, МО; б) в словах ДАМ, ДОМ, ДЫМ, МАК, МОХ, МАМА. Воспроизведение слоговых рядов ам-ом-ум-ым ом-ум-ым-ам ум-ым-ам-ом ым-ам-ом-ум ма-мо-му-мы мо-му-мы-ма му-мы-ма-мо мы-ма-мо-му. Звуковой анализ и схемы обратных слогов ам ум им | Предметные картинки: мак, муха, дом, дым, альбом, майка, мойка, малина, ванна, вата, батон (пособие Т.Б. Филичевой); гном , девочка. Панно. Значки для обозначения гласных и согласных звуков. | |
Декабрь декабрь | Звук П | Выделение последнего глухого согласного П. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АП, ОП, УП, ИП, ЫП — игра «Живые звуки». Деление слов на слоги — игра «Прошагаем слова». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (сно., глу., хло., то., сто., су., пото., тулу.) | Предметные картинки: панамы, павлин, паук, попугай, липа, пальто, пальма, тополь, плита, тюльпаны, кепки, тапки. Сюжетные картинки (парные): Девочка поет. Девочки… Девочка пьет сок. Девочки… Мальчик поливает каток. Мальчики… Мальчик поливает тюльпаны. Мальчики… Мальчик покупает лимоны. Дети… Утка плавает. Утки… Дельфин плавает. Дельфины… Девочка подметает. Дети… Паук плетет паутину. Пауки… Наборы для составления схем |
Звук Т | Звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов AT, ОТ, УТ, ИТ, ЫТ — игра «Живые звуки». Деление слов на слоги — игра «Телеграф». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ко., ки., баи., бин., лиф., хобо., биле., буке., бале., паке., кюве., хвое., мое., кус.) | Предметные картинки: кот, кит, бинт, бант, букет, билет, бегемот, лифт, хобот, мак, паук, банан (упр. V), мост, хвост, танк, туфли, тапки, тыква, утка, ветка, петух, конфета, кофта, батон, тахта, плита, автомат (упр. VIII).
Сюжетная картинка «Дети лепят…». Наборы для составления схем. Карточки с цифрами 1,2 |
|
Звук К | Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АК, OK, УК, ИК, ЫК — игра «Живые звуки». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ма., вени., вено., като., бы., бу., то., индю., тан., бан. и т.д.) | Предметные картинки: кони, кот, танк, индюк, мак, венок, кухня, кубик, конфета, окно, гамак, веник, утка, кофта, туфли, майка, клюква, губка, Катя, Коля, панамы. Сюжетная картинка «Котята». Наборы для составления схем | |
Звуки К—Т | Выделение последнего глухого согласного в словах — игра «Эхо» (бант, мак, кот, венок, лифт…).
Звуковой анализ, преобразование обратных слогов, составление схем — игра «Живые звуки» |
Предметные картинки: кони, кот, мак, бинт, кухня, окно, майка, венок, туфли, батон, бант, петух, плита, Таня, Коля. Наборы для составления схем. 2 панно | |
январь | Звуки П—Т | Выделение последнего глухого согласного в словах — игра «Эхо» (стол, балет, тулуп, бинт…).
Звуковой анализ и синтез обратных слогов. Преобразование обратных слогов в прямые, составление схем — игра «Живые звуки» |
Предметные картинки: тахта, батон, конфеты, туфли, панамы, павлин, кот, пауки, стол, стакан, тапки, попугай, пальма, мост, тыква, Поля, Толя. Сюжетные картинки: Стакан стоит на столе. Кот лежит на тахте. Мяч лежит под тахтой. Кот спит под скамейкой. Поля сидит на скамейке. Наборы для составления схем |
Звуки П-Т-К | Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка. Договаривание слов — игра «Закончи слово» (со., сту., биле., тулу. …).
Звуковой анализ, составление схем обратных и прямых слогов — игра «Живые звуки» |
Предметные картинки: туфли, кот, конь, попугай, павлин, тыква, панамы, батон, книга, конфета, венок, мак (на панно); тополь, тахта, подоконник (на столе у логопеда).
Наборы для составления схем. 2 панно |
|
Звук X | Выделение начального согласного X—игра «Эхо». Воспроизведение слоговых рядов (прямых и обратных).
Деление слов на слоги — игра «Телеграф». Преобразование обратных слогов в прямые: АХ-+ХА; ОХ-ОСО. Звуковой анализ, составление схем прямых и обратных слогов —игра «Живые звуки» |
Предметные картинки: хобот, ухо, муха, петух, охотник, мох, кухня, тахта, хлеб, яхта, кот, венок, хвост. Наборы для составления схем | |
Звуки К—X | Воспроизведение слоговых рядов с конфликтными звуками КА—ХА, ХО—КО. Преобразование слогов — игра «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов ПУХ, МАК, МОХ — игра «Живые слова». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ма., ме., пу., песо., пету., вено., воз- ду….) | Предметные картинки: конь, хобот, кот, книга, хвост, петух, мак, муха, окно, майка, ухо, кухня, паук. Наборы для составления схем. Карточка с цифрой 1 | |
февраль | Звук О | Выделение гласного звука О под ударением после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком О (по-то-ко-хо, то-ко-хо-по и т.д.) Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК (выполняется коллективно с помощью логопеда) | Предметные картинки: дом, кот, кони, окно, пальто, венок, хобот, батон, сом, тополь, двойка, ноты, вагон, кофта, туфли, мох, вата, бинт, совы; заяц, лица, сапоги, тапки, тахта, стул, кресло. Наборы для составления схем |
Звук X’ | Преобразование слогов — игра «Наоборот» (ха-ха-ха хя-хя-хя и т.д.) Деление слов на слоги — игра «Телеграф». Составление схем слогового состава слов | Предметные картинки: муха, мухи, хек, петух, петухи, яхта, духи, хлеб, тахта, хатка, хобот, кухня, хвост. Мел, карандаши, листы бумаги | |
Звук П’ | Преобразование слогов и слов (замена Г1—П’) — игра «Наоборот». Деление слов на слоги — игра «Прошагаем слова». Составление схем слогового состава слов | Предметные картинки: панама, пион, павлин, пеликан, петух, пальто, паук, попугай, липа, пень, плита, пять, степь, пес, опята, пятка. Мел, карандаши, листы бумаги | |
Звук Г | Преобразование слогов и слов (замена Т—Т’) —игра «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов ТАК, ТИК —игра «Живые слова» | Предметные картинки: сети, костюм, утюг, котята, паутина, туфли, тюльпаны, тень, утенок, телефон, утка, ботинки, кит, пять. Сюжетная картинка «Котята». Наборы для составления схем | |
март | Звук Кг | Преобразование слогов (замена К—К’) — игра «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, КИТ, ТИК — игра «Живые слова» | Предметные картинки: васильки, кеды, букет, кот, кит, маки, кепки, кубики, ботинки, пауки, тапки, коньки, валенки, охотники. Наборы для составления схем |
Звук Ы | Выделение звука Ы после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы: пы-ты-кы-хы ты-кы-хы-пы кы-хы-пы-ты хы-пы-ты-кы Звуковой анализ, составление схем слов ДЫМ, БЫК, СЫН | Предметные картинки:дым, дыня,тыква, ягоды, билеты, бант, вагон, банты, вагоны, губы, панамы, буквы, тюльпаны, кот, коты, альбомы, лимоны, конфеты. Наборы для составления схем | |
Звуки Ы—И | Выделение ударных гласных Ы, И после согласных. Звуковой анализ слов дым, кит — игра «Живые слова». Составление схем этих слов. Преобразование слогов | Предметные картинки: дым, дыня, тыква, губы, нитки, ягоды, липа, бинт, буквы, кубики, калина, малина, кит, тюльпаны, зубы, вагоны, конфеты, книга. Наборы для составления схем | |
Звук Л’ | Определение места звука Л’ в слове. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов (составление схем слогового состава) | Предметные картинки: апельсин, малина, калина, липа, клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, ель, лимон, лес, поляна, поле, маяк, майка, юбка. Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши | |
Апрель — май | Звуки Л—Й | Преобразование слогов — игра «Наоборот». Деление слов на слоги, составление схем слогового состава. Выделение ударного слога — игра «Эхо» | Предметные картинки: цыпленок, олень, тюлень, павлин, соболь, юбка, лиса, дельфин, пеликан, лебедь, лес, поляна, поле, маяк, майка, ягоды, двойка, яхта, попугай, (воробей).
Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши. 2 панно |
Звук В | Выделение звука В перед гласными. Определение места звука В в слове (начало, середина).
Деление слов на слоги, вычерчивание схем слогового состава |
Предметные картинки: вата, ванна, ива, вагоны, вафли, васильки, совы, валенки, клюква, буквы, весы, павлин, фундук, венок, ветки, букет. Листки бумаги, карандаши —на столах у детей. 2 панно | |
Звук Ф | Определение места звука Ф в слове. Деление слов на слоги. Вычерчивание схем слогового состава. Звуковой анализ слова МИФ. Составление схемы звукового состава | Предметные картинки: фундук, фонтан, вафли, лифт, туфли, телефон, кофта, шкаф, фокусник, фасоль, муха, флейта, буквы. Наборы для составления схем. Листки бумаги, карандаши — на столах у детей | |
Звук Ф’ | Определение места звука Ф’ в слове. Деление слов на слоги. Составление схем слогового состава. Выделение ударного слога | Предметные картинки: фикус, фен, фея, дельфин, кофейник, филин, финики, конфета, вафли, лифт, флейта. Наборы для составления схем слов | |
Повторение пройденного на индивидуально-подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, праздниках |
Календарно-тематическое планирование
Организованной образовательной деятельности
(формирование лексико-грамматической стороны речи
И развитие связной речи)
(второй год обучения)
Календарно-тематическое планирование
Организованной образовательной деятельности
(формирование фонетико-фонематической стороны речи
И подготовка к обучению грамоте)
(второй год обучения)
месяц | Тема | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма |
сентябрь | Логопедическое обследование | ||
октябрь | Звук и буква У | Определение позиции звука У в слове (начало, конец) | Знакомство с буквой У |
Звук и буква А | Определение позиции звука А в слове (начало, конец) | Знакомство с буквой А | |
Звуки и буквы А, У | Анализ и синтез сочетаний типа АУА, УАУ | Чтение сочетаний АУ, УА, АУА, УАУ | |
Звук и буква И | Определение позиции звука И в словах (начало, конец).
Анализ сочетаний типа АУИ |
Чтение сочетаний АУИ, ИУА и т.п. : | |
ноябрь | Звук и буква К | Определение позиции звука К в словах (начало, середина, конец).
Анализ обратного слога: АК, ОК, УК, ИК |
Чтение сочетаний АК, УК, ИК |
Звук и буква Т | Определение позиции звука Т в словах (начало, середина, конец).
Анализ обратного слога типа AT |
Чтение сочетаний АТ, УТ, ИТ | |
Звук и буква П | Определение позиции звука П в словах (начало, середина, конец).
Анализ обратного АП, ИП слога типа АП |
Чтение сочетаний АП, ИП | |
Звук и буква 0 | Позиция звука О (начало, середина, конец).
Анализ обратных слогов ОК, ОП, ОТ |
Чтение сочетаний ОП, ОТ, ОК | |
Гласные звуки А, О, У, И | Закрепление полученных навыков. Понятие «гласный 1 звук» | Закрепление полученных навыков | |
Звуки и ‘ буквы И, Ы | Определение позиции звуков И, Ы в словах (середина, конец) | Закрепление полученных навыков | |
декабрь | Звук и буква С | Знакомство с понятием «слог». Определение позиции звука С в словах (начало, середина, конец).
Полный анализ слов типа СУП, СОМ, САМ. Синтез звуков в односложное слово. Понятие «согласный звук» |
Чтение прямых слогов СА, СО, СУ, СЫ. Чтение обратных слогов АС, ОС, УС, ИС. Чтение односложных слов СОК, СУП, СОМ |
Мягкий согласный звук СЬ | Закрепление полученных навыков | Чтение односложных слов | |
Звуки С, СЬ | Знакомство со схемой односложных слов типа СОК, СУП | Чтение односложных слов | |
Звук и буква 3 | Деление слов на слоги. Схема слов типа ЗУБЫ, СОВЫ. Понятие «звонкий согласный звук» | Чтение односложных слов | |
Звуки 3, ЗЬ | Схема слов типа О-СЫ, У-СЫ | Чтение односложных слов | |
январь | Звуки и буквы С, 3 | Подбор слов с заданным количеством слогов | Выкладывание односложных слов из букв разрезной азбуки |
Звук Ц | Подбор слов с заданными количеством слогов и позицией звука | ||
Звуки С, Ц | Схема слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВА-ГОН | Введение букв Ш, Р, М, Н | |
Звук Б | Схема слов типа БУЛ-КА, МЫШ-КА | Буквы Б, Л | |
Звуки П, Б | Схема слов типа КРЫ-ША, ГРО-ЗЫ | Выкладывание и чтение двусложных слов (РА-МА, ЛА-ПЫ, ШУ-БА) | |
Звук В | Схема слов типа ФАР-ТУК, БАШ-МАК | ||
февраль | Звуки В, Ф | Схема слов типа СТОЛ, СТУЛ, КРАН | Выкладывание из разрезной азбуки двусложных слов |
Звук Д | Схема слов типа МОСТ, ШАРФ | ||
Звуки Д, Т | Подбор слов к схемам (всех типов) | ||
Звук Г | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов | ||
Звуки Г, К | Выкладывание слов со стечением согласных | ||
Звук Ш | Выкладывание слов из двух слогов | ||
март | Звуки С, Ш | Чтение слов различной сложности в игровой ситуации | |
Звук Л | Чтение слов различной сложности в игровой ситуации | ||
Звуки Л, Р | Преобразования слов, составленных из букв разрезной азбуки | ||
Звук Ж | Выкладывание сочетаний слов из разрезной азбуки | ||
апрель | Звуки 3, Ж | Преобразования слов, составленных из букв разрезной азбуки | |
Звуки С, Ш, 3, Ж | Чтение слов различной сложности в игровой ситуации | ||
Звук Ч | Игровые приемы звукового анализа всех типов слов | Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов | |
Звук Щ | Письма печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, iпредложений с предлогами | ||
май | Звуки Ч, Щ | ||
Звуки Ч, Щ, ТЬ, СЬ | |||
Письмо диктантов |
Мониторинг эффективности
Коррекционно-развивающего процесса
(первый год обучения)
Мониторинг эффективности
Коррекционно-развивающего процесса
(второй год обучения)
Библиография
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-ов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с., илл.
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с. (Специальная психология).
3. Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией. // Дефектология. – 1989. — № 4. — с.40 .
4. Воробьева В.К. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи. // Дефектология. – 1988. — № 6. – с.56.
5. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно — повествовательной речи. // Дефектология. — 1990. — № 4. – с.47.
6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.
7. Волина В.В. Праздник букваря. — М., 1991.
8. Волина В.В. Занимательная грамматика. — М., 1991.
9. Генинг М.Г., Герман А.Г. Обучение дошкольников правильной речи.- Чувашское книжное издательство, 1979.
10. Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 159 с.: илл.
11. Гербова В,В, Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. Для восп. Дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.: ил.
12. Глазунова Е.Н., Замаева Р.Я. Сам себе логопед. – Спб.: ИД «Светлячок», 2001. – 128 с.: илл.
13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.−М.: АРКТИ, 2002.−144 с. (Биб-ка практикующего логопеда).
14. Грибова О.Е. Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? – М.: Айрис – пресс, 2003. – 24с.; илл.
15. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. // Дефектология. – 1988. — №3.
16. Головоломки своими руками / сост. Н.Н. Докучаева. — СП6. : Кристалл, 1997.
17. Городкова Т.В., Елкина Н.В. Детские кроссворды. — Ярославль, 1998.
18. Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. — М.,1991.
19. Ефименкова Л.Н. Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи. Дополнение к книге Ефименковой Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991.
20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети сообщим недоразвитием речи).
Пособие для логопедов.−М.: Просвещение, 1981.−112 с., илл.
21. Жукова Н.С. И др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: изд-во АРД-ЛТД, 1998. – 320 с.
22. Журова Е.В. Игры со спичками / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкая. — Минск : ВУАЛ, 1993.
23. Каше Г.А.. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1971.
24. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1995.
25. Козак О.Н. Загадки и скороговорки. — СП6., 1997.
26. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Изд- во «ГНОМ и Д», 2001. – 48 с.
27. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада.−2-е изд., испр. и доп.−М.: Просвещение, 1982. −128 с., илл.
28. Краузе Е. Логопедия.−Спб.: Корона принт, 2003.−256 с.
29. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 —6 лет : Сценарии учебно-практических занятий.— М., 1998.
30. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979 г.
31. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР».
32. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.,1999.
33. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников, — СП6., 1998.
34. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1995.
35. Лопухина И.С. Логопедия. 550 упражнений для развития речи. — М., 1995.
36. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-на-Дону, 1998.
37. Лямина Г. О некоторых актуальных вопросах развития речи. // Дошкольное воспитание. – 1981. — № 10. – с. 44.
38. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. — 2001.
39. Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь 1, 3. — М. ; Киев, 2004.
40. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок.−М.: Просвещение, 1998.−160 с.
41. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя.−М.: Просвещение, 1983.−144 с., илл.
42. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия, 1996. – 224 с., илл.
43. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // Под ред. Л.П. Федоренко.−М.: Просвещение, 1984.−240 с.
44. Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А. Белова−Давид. М., «Просвещение», 1972.
45. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч. – метод. пособие – конспект / Худ. И.Ф. Дукк.
46. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. – 240 с., илл.
47. Парамонова Л.Г., Как подготовить ребенка к школе. — С.-Пб., 1997.
48. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников. // Дефектология. – 1995. — № 3. – с. 76 .
49. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т. С. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
50. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. С.- Пб., 1997
51. Ткаченко Т.А.В первый раз в первый класс. С.- Пб., 1997
52. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.