Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре.

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский педагогический колледж»

Перспективный план

по развитию и руководству сюжетно-ролевой игры «Космонавты»

Подготовительная к школе группа

Составила :Соловьева Наталья Александровна

Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре.

1. Дать представление о том, что Земля наш общий дом. Дать элементарное представление о строении Солнечной системы, о Вселенной. Познакомить детей с картой звёздного неба, созвездиями. Дать представление о профессии космонавт. Закрепить знания детей о лётчиках — космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для данной профессии.

2. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, к изучению космического пространства. Воспитывать у детей качеств, связанных с особенностями данной профессии: быть выносливым, физически развитым, ловким, смелым.

3. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров.

4. Обогащать словарный запас словами: Солнечная система, планеты, комета, генеральный конструктор, научно-космический центр, спортивные тренажёры.

Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей Обучающие игры Предметно-игровая среда Активизирующие общение с детьми в процессе игры
Сентябрь
1. Беседа с детьми с рассматривание иллюстраций, картинок с изображением космоса, энциклопедии «Космос и Солнечная система»; Цель: изучить знание детей по теме и их представление об общественной значимости профессии космонавта 2. ОД «Этот загадочный космос» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. 3. Чтение художественной литературы А. Андреев «Звёздный», А. Дитрих «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт.», В. Степанов «Юрий Гагарин», Р. Сеф «Голубой метеорит». Цель: вызывать у детей желание слушать художественные произведения, побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями. 4. ОД Сюжетное рисование на тему «Звёздное небо» Цель: изображать звездное небо. Самостоятельно подбирать цветовую гамму для звезд. 1.

Дидактическая игра «Звезды на небе» Цель: закреплять знания детей о космических телах, планетах, развивать умение соотносить называемые объекты с их местоположением, обогащать словарный запас. 2. Подвижная игра «Луна и звёзды» Цель: развитие интереса к ранее изученной теме (планеты, Луна) 3. Игры с телефоном «Позвони комете и узнай как у неё дела» Цель: развитие словарного запаса, умение вести диалог и монолог.

— обручи из плотной бумаги на голову (воспитателем или с помощью родителей) с луной и звездами (луна и звёзды могут быть изготовлены детьми) — энциклопедии, книги по теме «Космос» «Солнечная система» -иллюстрации с изображением планет, звёзд — изготовление макета солнечной системы Планеты могут быть изготовлены из папье-маше детьми, сборка модели воспитатели группы Сюжеты игры 1. «Звёздная лаборатория» 2. «Путешествие в планетарий» 3. «Я изучаю звёздное небо» Методические приёмы 1. Влияние на выбор темы Предложить сюжет игры 2.

Внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры 3. Вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность. 4. Обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы).

Октябрь
1. Рассматривание звёздного неба во время вечерней прогулки. 2. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» Цель: продолжать развивать интерес к теме 3. Беседа «Космонавты в космосе». Цель: развивать представление о профессии -космонавта 4. Слушание музыкальных произведений «Колыбельная медведицы» Е. Крылатов — Ю. Яковлев «Млечный путь» А. Рыбников — И. Кохановский «Песня о звёздах» А. Рыбников — Ю. Ким 1. Подвижнаяигра «Мы космонавты» «Пролети среди метеоритов», «Сбей метеориты» Цель: закрепить знания детей о летчиках-космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии. 2. Игра-придумывания «Составь рассказ о неизведанной планете».

Цель: продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказ о неизведанной планете с опорой на мнемотаблицу. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию. 3. Хороводные игры: «Звёздный хоровод», «Угадай созвездие» Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.

— крупный строительный материал, — рули, — планы, карты, схема звёздного неба, — шлемы космонавтов, продукты для космического полёта в тюбиках, — фотоаппарат, аптечка. Сюжеты: «Полёт в космос.» Сопутствующие сюжеты: «Станция технического обслуживания» Роли: механик, автозаправщик. Методические приёмы. 1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей. 2. Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) 3. Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Ноябрь
1. Театрализованное представление «Сказки Звездочета» Цель: Воспитывать у детей чувство гордости за свою родину, интерес и уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; продолжать развивать знания детей о космосе.

2. ОД рисование «Этот загадочный мир»; «Скафандр для космонавта». Цель: Совершенствовать умение детей в рисунках отражать впечатление от представления «Сказки звездочета», продолжить знакомство с космосом, развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.

1. Спортивная театрализованная — игра «Полет в космос» Цель: Совершенствовать технику выполнения двигательных действий, быстроту и ловкость. 2. Дидактические игры: «Хочешь стать космонавтом?» «Большие и маленькие» «Угадай по описанию» Цель: развитие кругозора, умения составлять словесные описания и угадывать по ним. Изготовление бортового журнала, карт звёздного неба и других атрибутов для сюжетно-ролевых игр Линия развития сюжета — подготовка отряда космонавтов, мед. осмотр; - запуск ракеты; - выход в космос, работа на орбите; Методические приёмы. 1. Спланировать ход игры, последовательность действий. 2. Помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре. 3. Наблюдение за игрой детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и разрешении проблемной ситуации; следит за применением атрибутов для игры (чтобы избежать манипуляции предметами)
Декабрь
.

Ознакомление с художественной литературой: Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день». 2. ОД аппликация «Космическое путешествие (все виды техники в космосе) Цель: совершенствовать технику аппликации: самостоятельно выбирать и сочетать силуэтную (симметричную, ленточную и обрывную аппликации для получения красивого изображения.

. Подвижные игры: «Раз, два — летит ракета», «Канатоходцы», «На одной ножке вдоль дорожки». 2. Сюжетно-дидактические игры: «Полёт в космос», «Исследователи космоса» 3. Пластические этюды: «Парим в космосе» Цель: развитии театрализованных навыков, пластичности движения. шапочки -скафандры, шлемы, техническая аппаратура (рации, компьютеры), космическая еда в тюбиках и пакетиках, карта звёздного неба муляжи планет, крупный строительный материал для создания космодрома и ракеты. Сюжеты: 1. Встреча с инопланетянами. 2. Медики осматривают инопланетян 3. Изучение и расшифровка языка инопланетян Методические приёмы. 1. Обеспечение руководства игрой 2. Распределение ролей. 3. Использование многоперсонажных сюжетов.
Январь
1. Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком — Солнце, вокруг него снежные комья маленькие — др. планеты).

2. ОД аппликация «Космический корабль, космонавт в открытом космосе». Оригами Цель: развитие художественно-творческих навыков ребёнка в работе с бумагой. 3. Опытно-исследовательская деятельность. Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи? Цель: развитие познавательной активности дошкольника.

1. Пальчиковая гимнастика: «Космонавты», «Ракета», «Луноход». Цель: Развивать познавательные интересы и мелкую моторику рук детей. 2. Физкультминутка «Мяч по кругу» Цель: передавая мяч по кругу, называть при этом какое-либо созвездие (планету, космонавта) 3. Сюжетно-ролевая творческая игра «Путешествие на луну» Цель: развитие кругозора, активной речи ребёнка крупный строительный материал, рули, планы, карты, схема звёздного неба, шлемы космонавтов Сюжеты: 1. Высадка на луну 2. Строительство базы на луне 3. Выход на связь с зёмлёй. Методические приёмы: 1. Следить за соответствием роли и поведения, речи у играющих детей, 2. Создает условия для того, чтобы дети могли также, по образцу, брать на себя дополнительные роли 3.

Поощрение самостоятельности при подборе необходимых для игры атрибутов.

Февраль
1. ОД «Первый в космосе-Юрий Гагарин» Цель: расширять кругозор, дать представление о истории освоения космоса, вызвать гордость за свою страну. 2. Выставка детских работ «Космическая красота» Цель: продолжать развивать интерес к теме, развитие умения применять нетрадиционных техник рисования. (рисование по сырому) 1. Дидактическая игра «Подбери правильную одежду для космонавта» Цель — отбирать соответствующую одежду для космонавта, обосновывать свой выбор) 2. Музыкально-дидактические игры «Космические ассоциации» Цель: при прослушивании музыки каждый выражает свои впечатление и ассоциации. Атрибуты Нарисованные варианты одежды для космонавтов (созданные детьми) Предметы — заместители рация, телефоны, спецодежда для обслуживающего персонала центра управления. Создание центра управления полётами на участке детского сада из снега (родители, дети) Сюжеты: — поломка ракеты; - ЧП на корабле; - стыковка кораблей; Методические приёмы: 1. Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) — не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

2. Организация игрового пространства: постройка «Космодрома» из кубиков Лего, Украшение шарами — планетами и постройка ракеты из крупного конструктора.

Март
1. ОД «Женщины — космонавты» Цель: вызвать уважение к труду космонавта, развить кругозор, познакомить с женщинами космонавтами России, развитие гордости за свою историю. 2. ОД конструирование из бумаги «Цветы для космонавта» Цель: продолжать развивать умение составлять сюжетную композицию, развивать мелкую моторику рук, воспитывать терпение и усидчивость. 1.Дидактическая игра «Тайна космоса» Цель: собрать планеты из частей. 2. Игра -придумывание «Вырасти цветок для космонавта» Цель: придумать условия доставки цветов на борт ракеты. 3. Игра-имитация «Космическая песня» Цель: создать образ космического тела. «Приборы наблюдения», счётчики, «пульт управления полётом» и «стыковка», «рация», «тренажёры». Атрибуты выполнены из бросовых материалов детьми группы. Сюжеты: — праздник на борту ракеты — центр управления поздравляет с Женским днём.

Методические приёмы: 1. Формирование социальной ориентации на сверстника. 2. Формирование умение строить ролевой диалог, менять позицию по ходу игры. 3. Упражнять в использовании различных выразительных средств при выполнении роли.

Апрель
1. Развлечение для детей «День космонавтики» Цель: Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожим на них, развивать познавательные интересы у детей Закрепление знаний по теме. Воспитывать нравственные качества. 2. Просмотр фильма «Другие миры» из документального сериала «Планеты» ВВС, 2005 Цель: закрепление ранее усвоенных знаний по теме. 3. Просмотр электронной презентации «Как человек космос осваивал». Цель: закрепление ранее полученных знаний 4. Викторина по теме «Космические просторы» Цель: закрепление ранее полученных знаний 1. Дидактическая игра «Найди лишнее» Цель: развивать логическое мышление, умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо существенному признаку; развивать память. 2. Спортивно-сюжетная игра «Космос» Цель: Приобщать детей к военно-патриотической подготовке; совершенствовать физическую подготовку; закреплять умение самостоятельно развивать сюжет игры.

Воспитывать дружеские отношения между детьми. 3. Сюжетно-дидактические игры «Кто кем будет? Кто кем был?»

Плакаты, цветы для встречи, открытки, Праздничные блюда из солёного теста. Атрибуты изготавливаются детьми. Разрезные картинки с изображением разного вида космических тел. Сюжеты: — приземление (радостная встреча космонавтов (концерт, мед. осмотр;) — конференция с космонавтами -встреча с родственниками. Методические приёмы — направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) — создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности, — создать игровую ситуацию, — индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Игровые действия к каждой роли:

— капитан корабля — набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;

— космонавты — летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;

— инструктор по полёту — руководит полётом с космодрома;

— инопланетяне — наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;

— репортёры — ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;

— мед. персонал — проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;

— родственники — провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.

— бортинженер-внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

— диспетчер-принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

— повар — готовит и высушивает продукты, расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики.

Словарный минимум

Часть словаря Подготовительная к школе группа
Профессии Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры
Орудия труда Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео, барокамера, спутниковая связь
Трудовые действия Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать
Качество труда Высококачественно, добросовестно, организованно, четко

Вывод: к 6−7 годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру — выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector