Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Выполнила студентка

3курса, 302 группы

Мишенина Марина

Руководитель:

преподаватель методики

развития детской речи

Коваценко А. Б.

АНЖЕРО-СУДЖЕНСК

2011

СОДЕРЖАНИЕ

связная речь дошкольник игра

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА І. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников

1.1 Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе

1.2 Роль сюжетно-ролевой игры в развитие связной речи у дошкольников

ВЫВОД ПО l ГЛАВE

ГЛАВА ІІ. Экспериментально-исследовательская работа по изучению связной диалогической речи у дошкольников

2.1 Выявления уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы выбрана не случайно, поскольку в наши дни она является актуальной для современного дошкольного образования. Известно, что основные виды деятельности дошкольника — это игра и общение, следовательно, в рамках игрового общения, благодаря использованию словесных, сюжетно-ролевых, театрализованных и других игр на занятиях в детских дошкольных учреждениях происходит формирование и совершенствование речевой деятельности ребенка.

Однако в практике работа детских садов есть недостатки. Между пониманием воспитателем необходимости развития связной речи дошкольников и недостаточным использованием для этого сюжетно-ролевой игры. Степень изученности проблемы сюжетно-ролевой игры для дошкольников в психолого-педагогической литературе достаточно высока. Ею занимались такие авторы как Е.А. Аркин, П.А. Рудик, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, А.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие исследователи. Особенно хочется отметить работу Л.А Венгера. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе, в которой автор раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребенка, роль игры для овладения новыми формами мышления необходимыми при обучении в школе. Однако вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи дошкольников в работах данных исследователей изучен недостаточно.

14 стр., 6822 слов

Нарушение связной речи у дошкольников с задержкой психического развития

... актуальной и определило цель исследования - изучить нарушение связной речи у дошкольников с ЗПР. Для реализации поставленной цели, были ... его особенности. Развитие связной речи является одной из задач профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников с ЗПР, ввиду ... -развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи, ее профилактике в различных видах деятельности при ...

Проблема исследования: Каково влияние сюжетно-ролевых игр на развитии связной речи дошкольников.

Тема исследования: Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи дошкольников.

Объект исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников.

Предмет исследования: Сюжетно — ролевая игра как средство развития связной речи.

Гипотеза: Работа по развитию связной речи дошкольников будет более эффективным если:

— использовать сюжетно-ролевую игру;

— работа проводится на диагностической основе;

— при организации сюжетно-ролевых игр учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка;

— воспитатель постоянно в системе, с постепенным усложнением задач, будет организовывать сюжетно-ролевые игры, и включать в них всех детей, распределяя роли в соответствии с их интересами и индивидуальными возможностями.

Задачи исследования:

— выявить и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи дошкольников;

— разработать критерии показатели и уровни развития связной речи у дошкольников;

— разработать программу использования сюжетно-ролевых игр, в развитии связной речи у дошкольников.

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников

1.1 Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя»[12; 48]. Связная речь по определению Ф.А. Сохина — это «не просто последовательность слов и предложений, а последовательно связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях» [12; 50]. Речь становится связной, если для нее характерны:

— содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

— точность (правдивое изображение, окружающее действительности);

— логичность (последовательно изложение мыслей);

— ясность (понятность для окружающих);

— правильность, богатство (разнообразие).

По мнению исследователей, существуют две разновидности устной связной речи — диалог и монолог, которым присущи свои особенности:

Диалогическая речь — речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, в ней могут присутствовать интонации, жесты, паузы, ударения. Для нее характерно использование разговорной лексики и фразеологии.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее характерна литературная лексика, развернутые высказывания, законченность и логическая завершенность.

24 стр., 11542 слов

Особенности развития связной монологической речи старших дошкольников ...

... работы по развитию связной монологической речи детей; Разработка комплекса занятий по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР; Выявление динамики развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. ...

Связная речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией) и контекстной (построенной без учета конкретной ситуации с опорой только на языковые средства).

Как же развивается связная речь детей? Ответ на этот вопрос содержится в исследованиях С.Л. Рубинштейна[12; 50-52],которыйсчитает, что развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления, и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослого и ребенка вырастают разнообразные чувства, а не мысли. Также ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. На основе понимания, сначала очень примитивного начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый. К

концу первого — началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желание более точно и ясно[1; 157]. Речь в этот период выступает в двух основных функция: как средство установления контакта и как средство познания мира. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активное речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи — диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативная. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партеры развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная, более последовательная и логичная. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются. В дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. К четырем годам ребенок осваивает до 1900 слов, к пяти — до 2000-2500, а к шести-семи — до 3500 — 4000[1; 95].

В речи ребенка становится не только больше слов, но что очень важно, происходит развитие их значений. Также происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь — сообщения, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществует ситуативная и контекстная речь, речь становится произвольным самостоятельным процессом.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

1.2 Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у дошкольников

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра — это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждает, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ни что не сковывает ребенка. Не поучать, и обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами — заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В иге он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, но надо учить играть — сначала просто оперировать игрушками, подражал реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное — отражение отношений между людьми. Основной сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский в игре же дети — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры празднование Дня рождения города, в библиотеку, полет на Луну).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержание, как отличаются и в самой жизни. Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес и определенным сюжетам, в которые они играли и раньше.( в семью, больницу, строителей, транспорт и др.).

Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействовать детей в игре, когда каждый вносит, что-то свое, индивидуальное. На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

— усиление, целенаправленности, а значит, и последовательности связанности изображаемого;

— постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических, словесных замещений).

Сюжет ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинения ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Для дошкольников роль- это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница хорошо заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно).

Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, по проблеме развития связной речи у детей мы выяснили, что на разных исторических этапах, развитию связной речи уделяли много внимания такие психологи и педагоги, как: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, К. В. Развитие связной речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей дошкольников. А.С Выготский, А.Н. Леонтьев утверждают, что формирование связной речи целесообразнее всего осуществлять в сюжетно-ролевой игре, потому что, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей, именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, но, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка.

ГЛАВА II. Экспериментально-исследовательская работа по изучению связной диалогической речи у дошкольников

2.1 Выявление уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы

Для выявления уровня сформированности у детей диалогической речи, необходимо было проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало: выявить уровень сформированности диалогической речи у детей. База эксперимента — МДОУ ЦРР №17 «Гномики». В эксперименте приняло участие 10 детей средней группы. В экспериментальную группу вошли: Саша Б., Артем Г., Саша Н., Саша П., Влад Т., Юля К., Лера С., Матвей Т., Аня П., Влад Е.

Мы проанализировали понятие«диалогическая речь» и выявили, что она состоит из следующих компонентов, которые и стали критериями:

1. Умение вступать в диалог.

2. Умение поддерживать и завершать диалог.

Уровень сформированности данных критериев мы исследовали по следующим показателям:

По первому критерию:

— владение речевыми оборотами для установления контакта;

— легкость или затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми.

По второму критерию:

— умение отвечать на вопросы;

— умение задавать вопросы в ходе диалога;

— умение слушать собеседника;

— умение своевременно вступать в диалог;

— умение завершать разговор.

По каждому критерию нами были выявлены уровни сформированности диалогических умений у детей. Наглядно это представлено в таблице 1.

Таблица 1

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Умение вступать в диалог

Ребенок активен в общении, владеет речевыми оборотами для установления контакта, легко входит в контакт с детьми и взрослыми.

Ребенок активен в общении, входит в контакт с детьми и взрослыми, но испытывает трудности в использовании речевых оборотов для установления контакта.

Ребенок малоактивен в общении, не владеет речевыми оборотами для установления контакта, затрудненно входит в контакт с детьми и взрослыми.

Умение поддерживать и завершать диалог

Ребенок умеет отвечать на поставленные вопросы, умеет слушать собеседника, умеет задавать вопросы в ходе диалога, своевременно вступает в диалог и завершает его.

Ребенок умеет отвечать на вопросы, нозатрудняется в формулировании собственных вопросов в ходе диалога. Своевременно вступает в диалог, но не всегда завершаетего, недослушивает собеседника до конца, переключается на другие виды деятельности.

Ребенок не всегда верно отвечает на вопросы, т.к. недослушивает собеседника. Самостоятельно в ходе диалога вопросов задает очень мало, поэтому отмечается несвоевременность вступления в диалог.Не всегда завершаетего, переключается на другие виды деятельности.

Для выявления уровни сформированности диалогических умений. Нами были использованы следующие диагностические средства:

— для выявления умения вступать в диалог была использована беседа по теме: «Наша дружная семья»;

— для выявления умения поддерживать и завершать диалог нами были использованы беседа по сюжетной картине«Зимние забавы» и сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Для проведения беседы мы подготовили фотографии большой семьи одного из детей, набор геометрических фигур разного цвета (большие и маленькие).

Перед беседой мы провели «эстетическую» зарядку «Делай как я», тем самым установили с ребенком контакт. Затем приступили к беседе в вопросно-ответной форме.

— Дети, посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, кто эти люди? Как можно назвать их, одним словом? (Семья).

Здесь не только мама, папа и ребенок, но и еще двое взрослых, кто они? (Дедушка и бабушка).

У кого из вас большая семья? С кем вы живете? Посмотрите, какие лица у взрослых и детей на этой фотографии? Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? Расскажите, как папа помогает маме. Как мама заботиться о папе? Как они помогают дедушке с бабушкой? Как взрослые заботятся о вас? А как вы помогаете взрослым? У некоторых из вас есть братья и сестра? Расскажите, как вы помогаете заботиться о младшем брате, сестре? Как дружите со старшим братом, сестрой?

За тем мы предлагаем на фланелеграфе с помощью геометрических фигур изобразить свою семью. По окончании работы мы предлагаем детям рассказать о своей семье.

При проведении беседы мы выявили, что у троих детей отмечается высокий уровень сформированности умения вступать в диалог (30%), они с удовольствием отвечали на все вопросы в ходе диалога, владели речевыми оборотами, активно контактировали с детьми и взрослыми. Средний уровень показали 4 детей (40%), они активно общались с детьми и взрослыми, давали правильные ответы на вопросы, но испытывали трудности в использовании речевых оборотов для установления контакта. Низкий уровень показали трое детей (30%), они не смогли с легкостью войти в контакт с детьми, не владели речевыми оборотами для установления контакта, были малоактивны в общении.

Беседа по сюжетной картине «Зимние забавы» проводилась в вопросно-ответной форме. Где гуляют дети? Какой выдался день? Чем дети заняты в ясный зимний день? Какие стоят кусты? А деревья? А дома? Что можно сказать о настроении детей? Если подойти поближе к горке, что можно услышать? Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? ( Имеются в виду изменения в природе).

В завершении беседы задавали обобщенные вопросы. О каком времени года говорили? В какие игры можно играть зимой? На чем можно кататься зимой?

В ходе беседы по сюжетной картине низкий уровень показали трое детей (30%).

Они не всегда правильно отвечали на вопросы не смогли назвать в зимний период времени, какие бывают изменения, самостоятельно в ходе диалога очень мало задавали вопросов, несвоевременно вступали в диалог, не всегда завершали его. Средний уровень показали четверо детей (40%).

Они хорошо отвечали на вопросы, но в ходе диалога между собой затруднялись формулировать вопросы, не всегда дослушивали собеседника до конца, а потом сразу переключались на другие виды деятельности. Высокий уровень показали двое детей (20%).

Они своевременно отвечали на все вопросы, внимательно слушали собеседника во время разговора, задавали вопросы в ходе диалога, своевременно ступали в диалог и завершали его.

При подготовке к сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» мы заранее подобрали вопросы для детей, а также приготовили атрибуты для игры. В начале игры мы сообщили детям: «Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в поликлинику. Здесь работаю врачи, а также люди, которые им помогают. Врачи — очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели». Далее мы строили диалог в вопросно-ответной форме: «Ты был (а) когда-нибудь у врача? Как называются люди, которые посещают врача? Ты помнишь, во что обычно одеваются врачи? Какие врачи работают в поликлинике? А ты хотел (а) бы узнать, кто еще работает в поликлинике?»

Дети не плохо справились с ответом, но некоторые из них как, например: Саша Б, Юля К. не смогли дать правильные ответы на элементарные вопросы.Затем каждый ребенок взял на себя роль специалиста, и началась игра.В ходе игры мы наблюдали за детьми и отмечали, как они распределяли роли, как вступали в диалог друг с другом.Мы отметили, что двое детей имеют низкий уровень сформированности умений поддерживать и завершать диалог (20%).

Они совсем не старались поддерживать диалог, не выслушивали «советы врача», переходили в «другой кабинет», когда им вздумается. На вопросы они отвечали одним словом: «да» или «нет», самостоятельно вопросов практически не задавали, были пассивны в речевом общении. Четверо детей имеют средний уровень сформированности умений поддерживать и завершать диалог (40%).

В ходе игры они старались поддерживать диалог, выслушивали «советы врача». Активно отвечали на вопросы врача, единственно затруднялись в формулировании собственных вопросов в ходе диалога. Во время игры каждый пациент «жаловался на болезнь», говорил, где болит. Своевременно вступали в диалог, но не всегда завершали его.И самый высокий уровень сформированности умений поддерживать и завершать диалог показали четверо детей (40%).Они отвечали на все вопросы врача, слушали внимательно друг друга, не перебивали, своевременно вступали в диалог и завершали его.

Уровни сформированности диалогических умений (их критерии) представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Сформированность критериев диалогической речи

Таким образом, анализ результатов тестирования дал возможность определить три уровня развития диалогической речи у дошкольников.

Низкий уровень выявлен у 50% детей (Саша Б., Юля П., Влад Т., Влад Е., Артем Г.) — Они не владеют речевыми оборотами, не умеют отвечать на вопросы, но могут с лёгкостью войти в контакт с собеседником, не умеют задавать вопросы и своевременно вступатьи завершать диалог. Эти дети допускали много ошибок, постоянно обращались к помощи взрослого.

Средний уровень был выявлен у 40% детей (Саша П., Саша Н., Лера С., Аня П.), так как они владеют речевыми оборотами и с лёгкостью вступают в контакт с окружающими, умеют отвечать на вопросы и задавать их в ходе диалога, но иногда бывают, невнимательны к речи собеседника и тем самым не завершают диалог. Эти дети проявили внимание и интерес к сюжетно-ролевой игре, беседе, составлению рассказа по сюжетной картине. Но задания выполняли не всегда точно, с ошибками или с помощью взрослого.

Высокий уровень развития диалогической речи был выявлен лишь у одного ребёнка — (Матвея Т) (10%).

Он ясно и последовательно выражал свои мысли, владел речевыми оборотами, с лёгкостью контактирровалсовзрослыми и сверстниками, отвечал и задавал вопросы в ходе диалога, своевременно вступал в диалог и завершал его, был внимателен к речи собеседника, не мешал общению.

Наглядно результаты представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Уровень сформированности диалогических умений

Учитывая тот факт, что 90% детей обладают низким и средним уровнем развития диалогической речи, возникает необходимость организации систематической работы, направленной на повышение развития диалогической речи через сюжетно-ролевую игру. Организация в группе дошкольников сюжетно-ролевых игр с целью развития диалогической речи дошкольников — будет следующим этапом нашей экспериментальной работы (т.е. формирующего эксперимента).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие речи — процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.

В процессе исследования была проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению связной диалогической речи у дошкольников. Где основой стала сюжетно-ролевая игра. Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому сюжетно-ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в сюжетно-ролевой игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.

Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Таким образом, через сюжетно-ролевую игру активно развивается связная речь ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст]/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400с.

2. Белошистая, А. Развиваем связную речь [Текст] / А. Белошистая // Дошкольное воспитание.-2009.-7.-с.20.

3. Берлина, Н.П. Развитие связной речи у старших дошкольников [Текст] / Н.П. Берлина // Начальная школа + до и после. -2006.-№7.-С.67.

4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. [Текст]/А.М. Бородич. — Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 255с.

5. Горшкова Е. Учите детей общаться [текст] / Е. Горшкова //

Дошкольное воспитание. — 2000. — №12 — с. 91-93.

6. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 4-6 лет. [Текст]/Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. — Методическое пособие для воспитателей дош. образов.учреждений. — М.: Просвещение, 2006. — 206с.

7. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [текст] /

Л. Дубина //Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — с. 26

8. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [текст] / Л. Дубина //Дошкольное воспитание. — 2005. — №1 1. — с. 3

9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [текст] : учеб.пособие для студ.

сред.пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с.

10. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. [Текст]/Ф.А. Сохин. — 2-е изд. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 224с.

11. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. [Текст]/Ф.А. Сохин. — 2-е изд. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 224с.

12. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. [Текст]/Н.А. Стародубова. — 2—е изд., испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2007 — 256с.

13. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. [Текст]/ Е.И.Тихеева. — М., 2001.

14. Урунтаева, Г. А Детская психология [текст] : учебник для студ. сред.учеб. заведений /Г. А. Урунтаева.- 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

15. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. [Текст]/О.С. Ушакова, Е.М. Струнина — М.: Гуманитарный изд. центр, ВЛАДОС, 2004-288с.

16. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. [Текст]/О.С. Ушакова. — М.: Издательство Института психологии, 2001. — 240с.

17. Федоренко, Л.П. Методика развития речи. [Текст] /Л.П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984. — 240с

18. Бородич, А.М. Методика развития речи детей[Электронный ресурс];http: // www. detskiysad.ru. — Режим доступа: http: // www. detskiysad.ru. — Загл. с экрана

19. Как развить речь ребенка [Электронный ресурс]; http://www.sad7.trg.ru/p45aa1.html.-Режим доступа: http: // www.sad7.trg.ru/p45aa1.html. — Загл. с экрана

20. Речь ребенка[Электронный ресурс]; — Режим доступа:http://revolution./pedagogics/00044735.html. — Загл. с экрана

Размещено на