Пояснительная записка 22

Пояснительная записка

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и проявлениями детской агрессии. Агрессивность – свойство личности; целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).

Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом «арсенале» другого, положительного опыта.

Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Здесь важно сделать акцент на том, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия — это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Необходимо помнить следующее: агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача взрослых — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

10 стр., 4527 слов

1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии

... вреда объекту агрессии; аутоагрессия - агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; альтруистическая Агрессия, имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий. Агрессивное поведение ... с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть ...

Цель программы: коррекция агрессивного поведения у детей 6-10 лет.

Задачи программы: устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;

научить его контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;

— повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;

— закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.

Занятие №1. Выявление причины гнева, переключение внимания и агрессии.

Приветствие.

«Стукни кулаком»

Можно предложить ребенку представить кого-то или что-то, что его злит. А когда ребенок разозлиться применить упражнение «стукни кулаком» — ребенку позволяется ударить кулаком по столу или иной поверхности. Боль от удара кулаком отвлекает ребенка и переключает его внимание. Незаметно специалист может поинтересоваться образом, вызвавшим гнев ребенка.

«Мешочек криков»

Ребенок может выражать свою агрессию в виде крика, поэтому ему дается мешочек или пакет, в который он может кричать при желании, с условием, что кричать вне мешочка запрещается. Подобную технику сдерживания гнева можно использовать периодически при капризах ребенка или посоветовать ее родителям.

Упражнение «Гневный листок»

Ребенку предлагается нарисовать злой шарж на того, кто вызывает гнев. Когда шарж готов, можно позволить ребенку порвать, при этом важно акцентироваться на испытанном облегчении и возможности таким образом избежать ссоры или драки.

Прощание

Занятие №2. Формирования у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии.

Приветствие.

Кукольное представление «Кошкин дом»

Специалист и ребенок берут игрушки или куклы и разыгрывают небольшой спектакль, например по мотивам «Кошкиного дома». Ребенку достается роль кошки, а специалисту гостей-животных. Предварительно специалист узнает у родителей, в каких фразах ребенок проявляет вербальную агрессию, Этими фразами, порой ругательствами, психолог обращается от имени гостей-животных к ребенку-кошке. Так происходит до тех пор, пока ребенок не обидится на специалиста. Тогда последний выходит из образа и объясняет ребенку, что не хотел его обидеть, а лишь показал ощущения жертвы агрессии.

Ролевая игра «Вежливые хозяева»

Разыгрывается небольшая ролевая игра с куклами, закрепляющая навыки вежливого, дружелюбного общения.

«Если я злюсь..»

Упражнение ставит своей целью помочь ребенку осознать первые признаки гнева и научиться, осознав их, уходить от ссоры или драки. Психолог предлагает ребенку продолжить фразу и назвать то, что он чувствует при возникновении чувства злости.

22 стр., 10968 слов

Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи

... этим возникает определённая проблема педагогики по вопросу индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию речи. Таким образом, актуальность предложенной проблемы обусловлена разработанными ... -теоретические основы организации индивидуального подхода к детям среднего дошкольного возраста 1.1. Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 - 5 лет. А.В. Петровский ...

Игра «Зайчики»

Ребенок представляет себя зайчиком, бьющим в такт по барабану. Сам он при этом улыбается и переключает свое внимание. Специалист тоже участвует в этом, задавая ритм.

Прощание

Занятие №3. Формирование у ребенка уверенности в себе.

Приветствие.

Беседа «Вера в себя»

Психолог заводит беседу о том, что такое уверенность в себе и поему она важна для человека. Беседа может подкрепляться примерами из мультфильмов, детских книг и фильмов.

Рассказ «Мой лучший поступок»

Ребенку предоставляется возможность нарисовать свой портрет, чтобы выразить свои лучшие стороны. При анализе рисунка у ребенка просят вспомнить о своем лучшем, на его взгляд поступке, одобренном окружающими, похвастаться успехами.

Занятие №4. Развитие положительного отношения к близким и окружающим.

Приветствие.

«Моя семья»

Специалист предоставляет ребенку возможность нарисовать свою семью, прокомментировав роль каждого члена семьи.

«Я хороший»

Ребенок учиться любить себя и воспринимать как должное свой характер. Он повторят предложения «я хороший, потому что…» и завершает тренинг фразой «Меня любит родители и другие люди».

Конструирование «Подарок другу»

При помощи конструктора ребенок моделирует предмет, символизирующий подарок для друга, брата, сестры или одноклассника.

«Глаза а глаза»

Психологи ребенок садятся друг напротив друга, смотрят в глаза и держаться за руки. При этом психолог загадывает определенные эмоции, а ребенок должен их угадать по взгляду и сжатию руки.

«Море»

Набирается емкость с теплой водой и пускается бумажный или игрушечный кораблик. По условиям игры ребенок как бы спасает кораблик и его пассажиров. К тому игра с водой хорошо расслабляет, склонного к агрессии ребенка. Если есть возможность можно позволить поиграть ребенку с мокрым песком.

Занятие №5. Развитие чувства эмпатии.

Приветствие.

Беседа «Помощь»

Специалист объясняет, что многие люди нуждаются в помощи.

Игра «Доктор или медсестра»

Ребенок в игровой форме помогает «больному» в лице специалиста.

«Знаток чувств»

Ребенку предлагается перечислить как можно больше различных чувств и эмоций и охарактеризовать положительные или отрицательные они.

«Угадай чувство»

Психолог изображает различные чувства, предлагая ребенку отгадать какие именно.

«Актер»

Психолог называет определенные чувства, предлагая ребенку их изобразить.

Рисование «Мое чувство»

Ребенку предлагается нарисовать то чувство, которое он испытывает в данный момент.

4 стр., 1958 слов

Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре.

... действий. 2. Помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре. 3. Наблюдение за игрой детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью ... с окружающим в активной деятельности детей Обучающие игры Предметно-игровая среда Активизирующие общение с детьми в процессе игры Сентябрь 1. Беседа с детьми с рассматривание иллюстраций, картинок с ...

Прощание.

Занятие №6. Закрепление полученных навыков.

Приветствие.

Игра «Словарик хороших слов»

На предпоследнем занятии психолог с ребенком составляет словарь добрых, хороших слов, которые нужно использовать, чтобы дружно и мирно общаться с окружающими.

Игра «Поводырь»

Специалист и ребенок по очереди изображаю слепого, завязав глаза, а поводырь водит его по комнате, таким образом, устанавливается доверие.

Беседа «Что я понял?»

Обсуждение психолога с ребенком тех знаний , умений и навыков которые приобрел ребенок.

Прощание