Тема 1. Введение в курс «Основы психологии» Объект, предмет и методы психологии

Дать определение любой науке – задача непростая. К примеру, психология имеет дело с самой таинственной и сложной для познания категорией – психикой, и человек изучает в данном случае самого себя. Одно из определений психологии как науки гласит: «Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека». Свое название психология берет от греческих слов psihe (душа) и logos (учение), поэтому много веков подряд считалось, что психология – это наука о душе.

Психология – это наука и очень старая и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. Основателем психологии принято считать древнегреческого ученого Аристотеля – автора трактата «О душе». С другой стороны, слово «психология» впервые появилось только в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось с середины XIX века, а подлинная научная психология начала складываться и того позже – на рубеже XIX и XX вв.

Психология в своем развитии прошла четыре этапа.

I этап – психология как наука о душе. Такое определение она получила более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке, в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека ( мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV – этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Под психикой понимают сложный внутренний мир человека со всеми его познавательными процессами, индивидуально-психологиче­скими особенностями личности и системой восприятия окружающего мира. Раскрыть содержание этих элементов – в этом состоят основные задачи психологии.

13 стр., 6114 слов

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии

... об интроспекции как особом методе исследования сознания, которым владеет психология в отличие от других наук. В природе нет места случайности, все происходит по заранее ... обладающие динамическим характером, так называемые динамические стереотипы. Душа человека бессмертна, основу ее содержания составляет мир идей… Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем ...

В качестве объекта изучения в психологии выступает человек. Это понятие включает как индивида, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях. В качестве предмета психологии рассматриваются явления, закономерности и механизмы психики.

Цель изучения психологии – научиться понимать человека во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, с историей общества и его культурой. Поскольку психика человека как существа биосоциального формируется в обществе, то очевидно, что углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики:

1. Организационные (сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный).

2. Эмпирические методы.

3. Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (описание типичных случаев, исключений и т.п.).

4. Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Рассмотрим более подробно эмпирические методы.

Наблюдение. Оно осуществляется по плану, с фиксированием результатов и формулировкой выводов, с обеспечением таких условий, при которых испытуемый не знает, что он является объектом изучения.

Самонаблюдение (интроспекция).

Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Эксперимент – лабораторный и естественный. При лабораторном эксперименте испытуемый знает, что он является объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Данный недостаток может быть устранен в рамках естественного эксперимента, где исследователь организует деятельность незаметно для испытуемых.

8 стр., 3526 слов

Современная психология: ее методы и место в системе наук

... методы исследования во многом аналогичны методам других наук, однако есть и сугубо специфические методы. Изучение места психологии в системе наук и исследовательских методов современной психологии являлись задачей настоящего реферата. 1 . Объект, задачи психологии и ее место в системе наук Психология ...

Анкетирование. Важнейшее требование при составлении вопросов анкет – однозначность их понимания.

Метод беседы. Он требует хорошей предварительной подготовки: наличие плана, основных вопросов, цели, возможных вариантов ответов и т.п.

Метод интервью также относится к методам опроса.

Метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых.

Метод тестов. Задачей тестов является не получение новых научных данных, а испытание, проверка. Тесты должны удовлетворять следующим требованиям: валидность (оценивает то качество, для которого предназначен) и надежность (его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека).

Метод анализа результатов деятельности:

– метод анализа творчества;

– биографический метод.

Психика и сознание человека

Вся материя обладает свойством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия внешней среды. Существует три основные формы отражения:

– психическая – как ответная реакция живого организма на раздражитель (на боль, музыку);

– физическая (отражение звука, света, радиолокационного сигнала);

– физиологическая (поворот цветка подсолнуха вслед за солнцем).

Психика связана прежде всего с работой мозга. А в основе работы мозга лежит рефлекс (отражение).

Раздражители, идущие из внешней среды или от внутренних органов, превращаются рецепторами органов чувств в специальные сигналы сообщения. Сигналы сообщения от рецепторов воспринимаются мозгом (центральное звено).

Процессы возбуждения и торможения порождают здесь такие психические процессы, как ощущения, чувства, мышление и т.д. В результате на выходе центрального звена сигналы сообщений превращаются в командные.

В центральном звене психики формируется также образ желаемого результата действия. Этот образ опережает сам результат, предваряет его, выступает в качестве своеобразной модели желаемой действительности. Без опережающего отражения человек не может организовать, планировать и последовательно выполнять намеченные им действия.

Таким образом, психика позволяет вначале выстроить программу действий, перебрать приемлемые варианты, принять соответствующее решение, а затем начать действовать, оценивая текущие результаты. Именно эта сторона психики удовлетворяет потребность в активном преобразовании мира. Это дает возможность рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу.

Теперь можно дать более точное определение психики. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении объективного (реального) мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания.

Все, что человек видит, слышит, ощущает, испытывает и чувствует, составляет его психическую реальность. Она может и не соответствовать объективной реальности окружающего мира, ибо, как было отмечено, психика «раскрашена» личностными особенностями индивида. В психической реальности выделяют:

7 стр., 3322 слов

Постнеклассическая психология человека

... классической «психологии психики» и постнекласси- ческой «психологии человека»: первая — изучает закономерности функционирования, развития и изменения психики как особого «функционального органа», присущего и человеку, и животным, ... указали на необходимость создания особой дисциплины — психологической антропологии, изучающей психологию человека в ее специфике [4: с. 32-33]. Введение в психологическую ...

– эндопсихику (часть психики, которая отражает внутреннее состояние организма и проявляется в эмоциях, потребностях, ощущениях голода и др.);

– экзопсихику (часть психики, которая отражает факторы внешней среды);

– интропсихику (часть психики, отражающая «свой собственный продукт»: мысли, волевые усилия, сны и др.).

Сложность психики позволяет лишь условно выделить в ней какие-то структурные элементы.

В исследовании психических явлений важнейшим является вопрос: в чем состоят функции психики? Выделяют три основные функции психики: познавательную, регулятивную и коммуникативную.

Познавательная, или когнитивная, предназначена для построения внутренней модели окружающего мира с помощью процессов ощущения, восприятия, мышления и др.

Регулятивная определяет поведение индивида через потребности, цели, мотивы, чувства, эмоции.

Коммуникативная обеспечивает отношения между людьми в сфере деятельности и межличностных отношений через вербальные и невербальные средства общения.

Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.

Психические процессы – это форма существования психики. Выделяют три класса психических процессов: познавательные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение).

Эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений); коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей.

Психические состояния представляют собой относительно устойчивый уровень психической деятельности (эмоции, чувства, воля, апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, угнетенность и др.).

Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности).

В результате длительной эволюции материи у живых организмов появились и развились многочисленные биологические формы отражения: раздражимость (тропизмы), инстинкты, научение, интеллектуальные формы поведения и высшая форма отражения – психика.

Тропизмы – способ реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим воздействиям: движение организма под воздействием света, тепла, в направлении определенной физико-химической среды. Тропизмы можно назвать формой поведения простейших организмов. Если говорить о поведении животных, то принято выделять три основные формы поведения: инстинкт, навык и интеллектуальное поведение.

Инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения животных в ответ на сложные (комплексные) раздражители. Инстинкты состоят из ряда последовательно связанных друг с другом рефлексов. Инстинктивные действия животных бессознательны: животное не понимает, что оно делает (птица может высиживать деревянные яйца).

10 стр., 4629 слов

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

... психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета. 1. История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика 1.1. Учения ... привела к созданию сложных машин, способных совершать всевозможные движения, напоминающие поведение человека и животных. Появился соблазн применить законы машинной механики к пониманию и ...

Более полное приспособление к меняющимся условиям жизни обеспечивают навыки – действия животного, сформировавшиеся и закрепившиеся в процессе его индивидуальной жизни. Навык формируется у животного методом проб и ошибок. Навыки – изменяющаяся форма поведения животных. Они могут существенно отличаться друг от друга. Одни из них по своему автоматизму приближаются к инстинктам, а другие – к индивидуальным проявлениям.

Интеллектуальные действия животного – такие действия, в которых на основе отражения сложных отношений между отдельными предметами животное решает задачи, с которыми оно ранее не сталкивалось.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», который позволяет не только отражать мир, но и преобразовывать его.

Сознание и бессознательное. Механизмы психологической защиты

Что же стало толчком эволюции психики от простой раздражимости к сознанию?

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения. Вместе с двумя источниками поведения – наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида – возникает третий источник, который формирует человеческую деятельность, – передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.

Сознанию человека присущи следующие психологические характеристики:

1. Рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

2. Мысленное представление и воображение действительности тесным образом связаны с волей.

3. Способность к коммуникации, т.е. передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка знаковых систем, т.е. с помощью языка человек передает объективную информацию об окружающем мире.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Психика имеет две сферы: сознания и бессознательного. Тема бессознательного впервые свою научную концепцию получила в трудах З. Фрейда (конец XIX в.).

В частности, З. Фрейд различал четыре уровня функционирования психики: бессознательное (как явления, воспроизводимые сознанием, но с помощью особых приемов); досознательное (как осознаваемое, но лишь при необходимости); сознание (как явления, поддающиеся волевой регуляции).

Было показано, что содержательная емкость не осознаваемых индивидом процессов превосходит емкость осознаваемой информации.

14 стр., 6642 слов

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

... и поведенческих реакций. Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь ... Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной ... им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как ...

Неосознаваемое – это такие психические процессы и состояния, которые обусловлены поступающими воздействиями, но вместе с тем человек не отдает себе отчета в их влиянии. Они просто отражаются в его сознании. В сфере бессознательного выделяют ряд психических процессов и состояний:

– неосознаваемые автоматизмы – это действия, реализуемые человеком без контроля со стороны сознания (расширение зрачков при ощущении боли, периодическое мигание, перемещение ног при ходьбе и др.);

– неосознаваемые сопровождения сознательных действий (гримаса лица при глотании чего-то кислого, движения челюстей при резании ножницами и т.п.);

– неосознаваемые установки (априорная внутренняя установка следователя на виновность подследственного, неосознаваемое различие в оценке роста одного и того же человека, представленного студентам как профессор, доцент и ассистент (реальный опыт));

– невротические симптомы – сильные энергетические очаги полученных когда-то индивидом психических травм, проявляющих себя при похожих обстоятельствах (сильные обиды и унижения, перенесенные индивидом в детстве, вызывают у него впоследствии взрывы негодования, зачастую неадекватные текущей объективной ситуации);

– ошибочные акты. Непроизвольные забывания, описки, обмолвки могут быть результатом скрытых от сознания переживаний (муж случайно называет жену именем своей любовницы);

– «надсознательные» процессы (интуитивное решение задачи, появляющееся внезапно и не поддающееся анализу);

– измененные состояния сознания (ИСС).

Они появляются в результате употребления психотропных веществ (наркотики, алкоголь, транквилизаторы, табак, кофе и др.), специальных психотехник и приемов (гипноз, медитация, патологические изменения сознания и др.).

ИСС характеризуются качественным сдвигом в работе психики.

Сознание и бессознательное находятся между собой в постоянном взаимодействии. Между ними нет четких переходов и границ. Считается, что в обычных состояниях основные действия индивида постоянно находятся под контролем сознания. В измененных состояниях сознания инициативу перехватывает сфера бессознательного. Взаимосвязь сознания и бессознательного просматривается на феномене сновидений. Сон – особый вид активности человека. Во время сна человек сохраняет память, может размышлять, может перемещаться, может реализовывать намерения (пробудиться в желаемое время), может обучаться (иностранному языку), может выкрикивать имена людей и др.

По мнению З. Фрейда, во сне «внутренняя цензура» человека теряет бдительность и в сознание в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования. Вот таким образом сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более тревожный и беспокойный образ жизни человека, тем больше его потребность во сне.

Механизмы психологической защиты. В жизни часто происходят случаи, когда мы не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать то реальное поведение, которое могло бы избавить нас от неприятных переживаний. Тогда включаются механизмы психологической защиты. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку в данный момент человек решить проблему не может. Но если с течением времени проблема не решается, то защитный механизм может стать препятствием для личностного роста.

6 стр., 2726 слов

Связь психики и поведения у животных

... бы объяснить поведение животных и человека. Прежде чем начать говорить о связи психики и поведения у животных, стоит коротко обозначить Понятия психики и поведения животных Психика животных свойство мозга ... нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было ...

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью Анной. Остановимся на некоторых наиболее «работающих» психологических механизмах защиты.

Вытеснение. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его психику переживания, обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.д.

Проекция. В этом случае те качества, намерения, чувства, присутствующие у человека, но по каким-то причинам неприемлемые для него, им приписываются другому. Так, недолюбливая кого-то и желая ему зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.

Реактивные образования. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость, и наоборот.

Замещение – защитный механизм, когда действие, направленное на какой-либо объект, вызвано другим недоступным объектом. К примеру, человек, не сумевший реализоваться в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби.

Сублимация – это процесс, посредством которого побудительная энергия переводится в другое русло, направляется на желательные для человека формы деятельности, науку, искусство, культуру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.

Идентификация – защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу (положительному герою и др.).

Отрицание – определяется как процесс игнорирования травмирующих восприятий. К примеру, первой реакцией больного, узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: «не верю, не может быть!» Это и есть основная формула механизма отрицания.

Рационализация – защитный механизм, основной функцией которого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. Вспомним басню И.А. Крылова «Лиса и виноград». Не сумев достать вкусных ягод, лиса успокаивает себя тем, что виноград-то зелен.

Развитие психики человека и животных Становление низших форм поведения и психики

Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных? Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» Позднее она была доработана и уточнена К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева – Фабри.

2 стр., 857 слов

Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке.

... педагогического общения. 5. Профессиональная рефлексия автора урока. Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке. (Схема психологического анализа урока) I. Общие сведения ... у студентов развиваются понятия о способах организации учебной деятельности учащихся, о мотивации этой деятельности, о педагогическом общении. Воспитывается исследовательская культура, создаются условия ...

Вся история развития психики и поведения животных согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяются две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший.

Рассмотрим вкратце их содержание.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

А. Низший уровень.

Для него характерны примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Для простейших и многих низших многоклеточных организмов, живущих в водной среде, характерны четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений, слабая пластичность поведения, нецеленаправленная двигательная активность.

Б. Высший уровень. Для представителей данного уровня (кольчатые черви, брюхоногие моллюски (улитки) и др.) наряду с наличием ощущений характерно появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов. Отмечаются четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развита двигательная активность (ползанье, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу).

Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

2. Стадия перцептивной психики.

А. Низший уровень. Для рыб, членистоногих и головоногих моллюсков, насекомых характерно отражение внешней действительности в форме образов предметов. Главный орган манипулирования – челюсти. К особенностям поведения можно отнести формирование двигательных навыков. Двигательные способности весьма сложны и многообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.).

Развито защитное поведение.

Б. Высший уровень. Данного уровня достигли такие виды живых существ, как высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

Для животных характерны элементарные формы мышления (решение задач), складывание определенной «картины мира». К особенностям поведения можно отнести его высокоразвитые инстинктивные формы и способность к научению.

В. Наивысший уровень. На данном уровне располагаются обезьяны и некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Им присуще выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Они способны решать одну и ту же задачу разными методами. Обладают также способностью переносить однажды найденный принцип решения задачи в новые условия, создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, познавать окружающую действительность независимо от наличных биологических потребностей, усматривать и учитывать причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях (инсайт).

У животных, относимых к данному уровню, выделяются специализированные органы манипулирования: лапы и руки, развиты исследовательские формы поведения.

3 стр., 1388 слов

проблема человека и его психики

... и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, ... определение понятию «человек» сформулировал Аристотель, назвав его общественным животным, указывая этим на основную сущность человека [4, с. ... ] / Б. С. Братусь, Е. Е. Соколова. – М. : Речь, 2008. – 352 с. 3. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [текст ...

Разумеется, наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследователь­ская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей, и к изготовлению элементарных орудий. Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык.

Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

Особенно большой вклад в изучение мышления и интеллектуального поведения животных внес немецкий ученый В. Келер. Именно он впервые доказал, что высшим животным – человекообразным обезьянам – свойственны интеллектуальные формы поведения, инсайт и способность к изготовлению элементарных орудий. Келер экспериментировал также с собаками.

Животные в его опытах доказали, что животные способны к научению методом проб и ошибок (собака научилась находить центр тяжести у трости с тяжелым набалдашником для ее переноски; кошка быстро освоила способ выхода из ящика, нажимая на рычаг, открывающий дверцу; обезьяна, находясь в клетке, пыталась соединить две палки, чтобы достать банан, лежащий далеко вне клетки; обезьяна строила пирамиду из ящиков, чтобы достать банан, подвешенный под потолком и др.).

Обобщив результаты наблюдений за интеллектуальным поведением животных, Р. Йеркс выделил следующие основные особенности, которые характеризуют такое поведение:

1. Детальное изучение животным ситуации, прежде чем оно начнет действовать.

2. Наличие колебаний, перерывов между действиями, напоминающих «размышления».

3. Попытки разумного, целенаправленного реагирования на ситуацию, выражающиеся в том, что животное сразу пытается решить возникшую проблему, не делая случайных движений, бессмысленных проб и ошибок.

4. В случае, если первоначальный способ решения оказался неудачным, вслед за ним применяется новый, причем переход от одного способа решения к другому кажется быстрым и внезапным.

5. Удерживание в процессе выполнения действия конечной его цели в сфере внимания. Разумность и целенаправленность всех совершаемых движений, их подчиненность достижению цели.

6. Наличие в деятельности особого критического момента, когда животное как бы внезапно и быстро совершает необходимую серию действий, прямо ведущих к цели. Эта часть деятельности для наблюдателя очевидным образом определяется от всех предыдущих попыток.

7. Легкость повторения в новых условиях однажды найденного решения проблемы.

8. Способность обнаруживать, усматривать существенное в ситуации, обращать на него внимание, отвлекаясь от всего остального.

Развитие высших психических функций у человека

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический аппарат, научиться по-человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры.

Благодаря изобретению, совершенствованию и широкому использованию орудий, знаковых систем человечество получило уникальную возможность сохранять и накапливать опыт в виде различных тестов, продуктов творческого труда, передавать его из поколения в поколение при помощи продуманной системы обучения и воспитания детей.

Самым, пожалуй, значимым изобретением человечества, оказавшими ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использования людьми стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы сигнальной системой (И. Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже больше, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия).

Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, осмысленность, структурность; внимание стало произвольным, память – логической; мышление – словесным, абстрактным. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

Слово стало основным регулятором человеческих поступков, носителем нравственных и культурных ценностей, средством и источником цивилизации человека, его интеллектуального и морального совершенствования. Оно же выступило как главный фактор воспитания и обучения. Благодаря слову человек-индивид стал человеком – личностью.

Сравнение психики человека и животных

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественно разумного начала.

Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII – XVIII вв.).

В прошлом столетии под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.

В начале XX столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.

Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания.

У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием.

Как человек, так и животное обладают врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие – осмысленностью, память – произвольностью и опосредствованностью. Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта – в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении – между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами. У человека данная способность проявляется с двух – трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

По мнению Хомского, человек – единственное существо, наделенное механизмом овладения речью, у других видов появление речи невозможно.

К понятию языка относят следующие признаки (Хоккет):

семантичность: слова или иные единицы должны обладать смыслом.

Произвольность: связь между звучанием слова и его значением должна быть произвольной.

Смещение: речь возможна и в отсутствие объекта или объектов, которые описываются ею.

Отход от прямого смысла: в речи заложена возможность шутить и лгать.

Продуктивность: существует бесчисленное множество разных мыслей, которые могут быть сообщены посредством речи.

Попытки научить шимпанзе речи привели к следующим выводам.

Шимпанзе оказались способны освоить несколько дюжин слов в виде знаков и демонстрируют некоторое понимание знаков, которыми они пользуются. У них имеется некоторая способность комбинировать знаки с целью передать более сложные смысловые конструкции. Продуктивность речи шимпанзе относительно мала. Спонтанные высказывания шимпанзе значительно более редки, чем спонтанные высказывания детей, и, кроме того, очень коротки.

Шимпанзе можно обучить некоторым аспектам языка, например, создать у них немалый словарный запас, но пока нет свидетельств, что они способны овладеть речью в полной мере.

Довольно сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. Наряду с чисто органическими потребностями у тех и других имеются потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих неизвестно, передаются ли они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека есть и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у кого из животных. Это – духовные потребности, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании и т.п.

Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие – подчиненными.

Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.