Вопросы к курсу общей психологии: 1. Предмет общей психологии

Вопросы к курсу общей психологии: 1. Предмет общей психологии.

Предмет психологии — это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

2. Основные направления в западной психологии и их критическая оценка: бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм.

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в зарубежной психологии, программу которого провозгласил в 1913 г году американский исследователь Джон Уотсон, который считал, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение. Изучая непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), бихевиоризм привлёк внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта; противостоял ассоцианизму, психоанализу. Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения — проведение экспериментов в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение за субъектами в естественной для них среде обитания.

Фрейдизм — названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Гештальтпсихология — направление в зарубежной психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем ее. Но если состав ее элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

12 стр., 5711 слов

Психология заочная форма

... бихевиоризме, гештальтпсихологии и когнитивной психологии. Понятие личности в гуманистической психологии. Основные термины: Архетипы, бессознательное, бихевиоризм, вытеснение, гештальт, гештальтпсихология, гуманистическая психология ... в отече - ственной и зарубежной психологии. Психологическая теория целостного человека ... лет) Квалификация выпускника БАКАЛАВР Форма обучения заочная Петрозаводск 2012 2 ...

3. Ощущения: понятие, виды ощущений, сходство и различие ощущения и восприятия, свойства и закономерности ощущений.

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Виды ощущений. Ощущения человека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификации ощущений. Обычно при классификации используют следующие критерии:

1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение;

2) по месту расположения рецепторов;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по модальности (виду) раздражителя.

Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:

1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);

3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Сходство ощущений и восприятий заключается в том, что :

во-первых, оба они — познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир;

во-вторых: это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Но у них есть важное отличие. Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие производит целостное, предметное отражение действительности.

6 стр., 2596 слов

Ощущение 6

... , чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека ...

Свойства ощущений

Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.

Качество — это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т. д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий.

Интенсивность ощущений — это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.

Для каждого ощущения характерна также продолжительность, что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.

Ощущениям характерна локализация. Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения — с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.

Закономерности

Есть шесть основных закономерностей ощущений:

  • порог чувствительности;
  • адаптация;
  • контраст;
  • взаимодействие;
  • сенсибилизация;
  • синестезия.

1. Порог чувствительности — это опровержение того факта, который гласит — чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущения. На самом деле, в какой-то момент мы вообще перестаем воспринимать раздражители, когда они особо сильны. Так, человек не слышит звук выше 20 тыс. Герц.

У каждого рецептора есть нижний порог чувствительности — это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог — это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя.

4 стр., 1961 слов

Общие закономерности ощущений; чувствительность и ее пороги, адаптация, сенсибилизация Пороги чувствительности

... . И Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог ... ускользают от его взора при одном только зрительном ее восприятии. Объем зрительного восприятия, т. е. количество того, что можно охватить глазом одновременно ...

Главная закономерность ощущений в психологии заключается в том, что у каждого из нас чувствительность индивидуальна.

2. Адаптация — это процесс, когда ощущение от раздражителя меняется, под воздействием его постоянного влияния на рецептор. Лучший пример — это вхождение в реку. Сначала вода кажется холодной (потому что она холоднее воздуха), а потом уже — теплой.

3. Контраст — изменение интенсивности раздражителя, под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. И пример этому виду закономерности ощущений: посмотрите на одну и ту же фигуру на фоне черного цвета, и без фона. На черном, она кажется светлее, а без черного — темнее.

4. Взаимодействие — это изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга), из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса, у человека повышается зрение.

5. Сенсибилизация — это повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянным упражнениям. Свойства этой закономерности ощущений и является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости — известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие — лучше видеть.

6. Синестезия — это одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям.

4. Восприятие: понятие, виды и свойства восприятия.

Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... долговременная Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию ... Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему. Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию сложных ...

Виды восприятия

Существуют три основные классификации процессов восприятия — по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Согласно первой классификации, существует три вида восприятия

Восприятие пространства— это восприятие расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, их объема, удаленности и направления, в кото­ром они находятся.

Восприятие движения — это отражение во времени изменений по­ложения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие времени — наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то время проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется медленно. При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.

Вторая классификация

Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа (по модальности восприятия):

  • визуальное;
  • аудильное;
  • осязательное (тактильное);
  • вкусовое;
  • обонятельное.

Свойства восприятия:

  1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
  2. Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).

    8 стр., 3972 слов

    Психические процессы для студентов

    ... ПАМЯТЬ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ Память - процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память - основа любого психического явления. В памяти выделяют три процесса: запоминание - ввод информации в память, сохранение - удержание материала ... органов чувств, но и то, что скрыто от непосредственного прямого восприятия (увидев, что изделие сделано из металла, может предположить, что оно ...

    Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

  3. Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
  4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
  5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

5. Память: понятие, теории памяти, виды и процессы памяти.

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

7 стр., 3211 слов

Педагогические условия привлечения учащихся к воплощению музыкальных образов в процессе публичной деятельности

... учащихся к воплощению музыкальных образов в процессе публичной деятельности В процессе работы выяснено, что формирование у дошкольников ... после занятий и опросить по всему музыкальному материалу в спокойной непринужденной обстановке. Значительное внимание следует ... усиливает восприятие этих ощущений при певческом звукообразования, активизируется память, – все это помогает певцу запомнить нужное ...

Память — основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Амнезия — отсутствие памяти.

Теории памяти

Ассоциативная теория. Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется).

Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.

  • Бихевиористическая теория. Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.
  • Когнитивная теория. Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.
  • Деятельностная теория. Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

Виды памяти

В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти человека в современной психологии, с которыми вы можете кратко ознакомиться.

По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

  • Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.
  • Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.
  • Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.
  • Словесно-логичная помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

По времени хранения: сенсорная, кратковременная, долговременная.

  • Сенсорная характеризуется очень коротким временем хранения материала. Это мгновенное отображение информации анализаторами, которая может сохраниться только при условии установки на ее появление.
  • Кратковременная помогает сохранить информации на протяжении короткого промежутка времени, около 20 секунд. Запоминание происходит после однократного или недолгого восприятия материала.
  • Долговременная способна сохранять информацию неограниченное время. Эта память начинает действовать спустя некоторое время после процесса запоминания информации.

По степени опосредованности: произвольная, непроизвольная, метапамять.

  • Непроизвольная является генетической памятью, не требует никаких внешних усилий для запоминания материала.
  • Произвольная предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.
  • Метапамять является наивысшим уровнем развития памяти, который наблюдается у людей интеллектуального труда. Это «память о памяти», когда человек знает особенности функционирования своей памяти и успешно пользуется этими знаниями.

Процессы памяти

Запоминание — процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала. Оно может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, непосредственным и опосредованным.

Сохранение — процесс, который обеспечивает удерживание результатов запоминания в течение длительного времени. Совершается с помощью мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.

Воспроизведение — процесс, который совершается в три этапа. На первом этапе совершается узнавание объекта, когда происходит сравнение прошлого сохраненного опыта с актуальным образом. На втором этапе совершается припоминание — активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала. Третий этап включает репродукцию человеком эмоционально-наполненного образа, когда осуществляется полное определение образа объекта по всем параметрам.

Забывание — процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала. При этом иногда его больше невозможно воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию — снимает груз информации, предупреждая перегрузку памяти.

6. Мышление: понятие, виды, мыслительные операции.

Мышление— это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

виды мышления:

  • Наглядно-действенное — данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;
  • Предметно-действенное — данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;
  • Наглядно-образное — весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
  • Словесно-логическое (абстрактное) мышление — данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.

Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций:

  • сравнение— установление отношений сходства и различия;
  • анализ — мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
  • синтез — воссоединение элементов в целостную структуру;
  • абстракция и обобщение — выделение общих признаков;
  • конкретизация и дифференциация — возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

Все эти операции, по мнению С.Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления — опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений)

7. Внимание: понятие, виды и свойства внимания.

ВНИМАНИЕ — это направленность и сосредоточенность сознания человека на опр. объектах при одновременном отвлечении от др.

Виды: 1 Непроизвольное — удержание направленности объекта без волевых усилий (без нашего желания).

Врожденный ориентировочный эффект — основа непроизвольного внимания (звук, движение, яркость, необычность).

Всегда основано на интересе. 2 Произвольное. Для этого внимания необходимо волевое усилие (цель, мотивация) — сами себя заставляем слушать, видеть. Развивается активно в дошкольном и мл школьном возрасте. поддерживается интересом Де — конечным результатом. 3 Послепроизвольное. Сначала необходимость, а затем Де поддерживается содержанием этой Де. (волевое усилие пропадает — чтение книги).

Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам, у ребенка не более 2−3.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлении, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне, под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действии. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1−5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15−20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

8. Индивид, индивидуальность, личность, свойства и структура личности.

Индивид — отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивидуальность — это совокупность взаимосвязанных биологических, психических и социальных особенностей человека, характеризующих его неповторимость, уникальность.

Свойства

  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  • Мотивация

Структура личности — это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:

Voprosy_k_kursu_obschey_psikhologii — Стр 2

  • Низший уровень личности — это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
  • Второй уровень личности — это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.
  • Третий уровень личности — это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
  • Высший уровень личности — это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.

9. Темперамент: понятие, учения о темпераменте, типы темперамента и их психологическая характеристика.

ТЕМПЕРАМЕНТ — совокупность типологических особенностей человека,

проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.

Темперамент — это проявления в психике человека врожденного типа нервной

деятельности.

УЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА

Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (5−4 вв. до н. э.).

Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека.

Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински — «сангвис»), лимфы (по-гречески — «флегма»),

желчи (по-гречески — «холе») и черной желчи (по-гречески — «мелана холе»).

Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента —

сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего

времени.

Римский врач Гален (II в.) характеризует типы темперамента, наряду с

физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ Кант в конце 8 столетия характеризует темперамент только как психические свойства. И. Кант в книге «Размышления над чувством прекрасного» (1764) написал, что флегматик отличается «недостатком морального чувства», а

меланхолику больше, чем кому-либо, присуща «подлинная добродетель», чувство прекрасного наиболее развито у сангвиника, а чувство чести — у холерика.

И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась

преимущественно психологической. В связи с этими изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психологических свойств. У Канта — это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.) — это соотношение скорости и силы «душевных движений».

Естественно, что изменяются и характеристика основных типов темперамента, и представление о количестве типов. Одними и теми же словами — «сангвиник», «холерик», «флегматик» и «меланхолик» — разные психологи обозначали совершенно различные характеристики. Гален насчитал несколько разновидностей

четырех типов. Другие ученые различали шесть, восемь и т. д. типов.

Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных свойств (характера личности).

Однако в течение длительного времени не было предложено какого-либо строгого и точного критерия для такого различения.

Наконец, в истории учения о темпераменте изменилось понимание его

физиологических основ. Наибольшее значение имеет борьба двух основных

направлений — объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психолог Кречмер, американский — Шелдон) или соотношение свойств нервной системы.

Типы и их характеристика

Итак, если понимать темперамент как динамику психической деятельности человека, которая одинаково проявляется в любой деятельности, независимо от ее целей, содержания, мотивов, то к сангвиникам можно отнести человека с повышенной реактивностью, однако активность и реактивность у него уравновешены; с высоким порогом чувствительности; проявляет быстроту ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу; легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям к работе.

Холерик. Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Однако реактивность преобладает в данном случае над активностью, поэтому он необуздан, нетерпелив, несдержан, вспыльчив. Он более инертен, чем сангвиник, поэтому здесь проявляется большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить, опечалить. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой и самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Незначительный повод может вызвать у него слезы. Он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе. Робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он легко утомляется и мало работоспособен. Замедленный темп всех психических процессов и замкнутый характер делает его интравертом.

10. Характер: понятие, свойства характера.

Характер -означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Черт и свойств характера множество, перечислить все их очень сложно, но мы можем выделить общие, основные свойства темперамента и характера:

  • сила — очень важная составляющая характера, ведь личность с сильным характером выживет во что бы то ни стало, сумеет стать лидером, осуществить задуманное, преодолеть успешно преграды;
  • слабость проявляется совсем иначе — человек со слабым характером сдается без боя, ему свойственно малодушие, нерешительность и даже трусость;
  • любознательность — немаловажная черта характера, ведь она заставляет учиться, больше узнавать, получать новую информацию;
  • цельность характера — еще одно важнейшее свойство, фактически это просто согласованность принципов, отношений, действий личности в разных аспектах жизни;
  • оригинальность — проявляется она в неповторимости, необычности человека, своеобразии его вкусов, мнений;
  • твердость — это свойство характера проявляется упорством, неотступностью, последовательностью, постоянством взглядов и мнений.

Свойства и черты характера человека принято в психологии объединять в группы:

  • моральные (сюда входят чувство долга, ответственность, честность, чуткость, внимательность);
  • эмоциональные (нежность, чувствительность, обидчивость, подавленность, страстность);
  • волевые (среди них — мужество, выдержка, смелость, энергичность, уверенность, инициативность).

11. Способности: понятие, задатки и способности, виды, теории,

одаренность, талант, мастерство и гениальность.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

Способности к задаткам не сводятся, задатки — одна из посылок для формирования способностей. Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность — способность к обучению — и специальная — высокий уровень специальных способностей (особенно высокие — талант и гениальность).

Талант — это способность к достижению высшего порядка. Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое: - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; - осознание способности; - включенность способности в характер. Показатели одаренности: - темп и легкость усвоения материала; - широта переноса; - время проявления; - соотношение результатов с условиями.

Виды способностей

По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности:

1) природные (естественные) способности — это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфически человеческие способности — это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на

общие и специальные высшие интеллектуальные способности,

теоретические и практические,

учебные и творческие,

предметные и межличностные.

Общие способности — способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т. д.).

Специальные способности — способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

Теоретические способности — способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.

Практические способности — способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.

Если общие и специальные способности могут дополнять друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает.

Учебные способности — способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.

Творческие способности — способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Межличностные способности — это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.

Предметные способности — способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Теории

2. Теории способностей

В психологии выделяется три концепции способностей:

А) теория наследственности способностей,

Б) теория приобретенных способностей,

В) приобретенное и природное в способностях.

1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т. е. их проявление целиком зависит от того, кто был родителем ребенка, от того, какие черты унаследованы. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.

Подход к наследственной природе способностей нашел отражение во взглядах, связывающих способности человека с величиной его мозга. Но эти исследования не подтвердились.

2. Теория приобретенный способностей связывает способности исключительно со средой и воспитанием. Еще в XVIII в. К.А. Гельвеции заявил, что с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

В качестве примеров приводят также случаи, когда ребенок по каким-то причинам лишается возможности общения со взрослыми и сверстниками. В результате человека в полном смысле слова из него не получается.

Американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами, и в частности тем, какие предпрограмма и программа интеллектуальной деятельности были сформированы у человека в детстве и в последующей жизни, стихийно и сознательно в процессе обучения. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого — только репродуктивные. Вторым фактором способностей У. Эшби считает работоспособность.

Но и эта концепция встречала и встречает возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде профессий они имеют особо важное значение.

3. Приобретенное и природное в способностях. Эта концепция, объединяющая приведенные выше теории, подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Исследователи разделяют способности на природные и приобретенные. Разделение это очень условно. Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Прежде всего наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразделимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности.

Далее, наследственны могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития.

предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.

Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она — сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности.

Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Одаренность — качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

Талант — определённые или выдающиеся[2] способности, которые открываются с приобретением опыта[3], формируя навык.

Мастерство-исключительное уменье, высокое искусство в какой-нибудь области.

ТЕМА «ПАМЯТЬ»

Понятие и значение в жизни личности

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его информации (опыта).

Доказывать значение памяти в жизни человека излишне. Ведь если бы образы внешнего мира не закреплялись, не сохранялись и в дальнейшем не воспроизводились, человек «оставался бы вечно в положении новорожденного». (И.М. Сеченов).

Психологические теории памяти. В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: ассоциативное, гештальт-теорию, смысловую теорию памяти, теорию деятельности. Так, суть ассоциативной теории заключается в следующем: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов. Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти: образование связи между различными представлениями определяется не столько содержанием запоминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает. Эта деятельность субъекта и определяет запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти. К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Можно выделить следующие способы организации информации в памяти:

пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);

ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);

иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.

Назовем факторы, влияющие на забывание:

возраст;

характер информации и степень ее использования;

интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);

подавление (по З. Фрейду — торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).

Характеризуя качества памяти, психологи выделяют скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти).

Оба параметра (количество повторений ивремя) изменяются по шкале «быстро-медленно» и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Виды памяти и их хар-ка.

Существует несколько подходов к классификации видов памяти. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психической активности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности, 4) в зависимости от способа запоминания.

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на 1) двигательную, 2) эмоциональную, 3) образную и 4) словесно-логическую.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как ходьба, письмо, вождение автомобиля, спорт, вязание и др.

Эмоциональная память — это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.

Образная память — это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т. д.).

Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств).

Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма (или эйдетической памяти).

Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.

2) По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной, кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую).

Кратковременная память — это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.

Долговременная память — сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память — самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ней человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др.

Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается, либо попадает в долговременную память.

3) По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий.

В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти. Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком:

4) Кроме того, в зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой. Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысловой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического.

Характеристика основных процессов памяти.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Воспроизведение и узна­вание— процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Voprosy_k_kursu_obschey_psikhologii — Стр 3

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным.Непроизвольное это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведе­ние — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно доль­ше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припом­нить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Непроизвольная память и условия ее развития.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведия. И запоминание, и припоминание не регулируются сознательной волей и носят случайный характер, реализуясь в деятельности, и зависят от ее характера. Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление. Но в любом случае, количество запоминаемого материала зависит от того, насколько актин ребенок действует по отношению к запоминаемым объектам, в какой мере происходит их восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия, классификация и т. д. Так, например, при простом рассматривании картинок или слушании последовательности слов ребенок запоминает меньше, чем при действии с ними (например, сгруппировать картинки по какому-либо признаку, составить предложение из слов и т. д.).

Развитие произвольной памяти

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходи приметно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания, как проверить и контролировать правильность воспроизведении и т. д.

Возникновение произвольной памяти связано:

а) с возрастанием регулирующей роли речи;

б) появлением идеальной мотивации;

в) умением подчинять свои действия относительно отдаленным целям (например, наблюдение за бабочкой, чтобы потом ее нарисовать);

г) становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя». В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связана с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношением к ним, с их включенностью в игровую деятельность.

Но уже в старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание, основанное на установлении содержательных связей между частями запоминаемого материала, между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта, хранящимися в памяти. Такое усвоение происходит только в условиях специального обучения.

Поскольку преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память, наиболее подходящим материалом для использования в смысловом запоминании в этом возрасте служат картинки.

Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов:

1. Словесная постановка цели на запоминание, которая формируется взрослым.

2. Появление у ребенка под влиянием воспитателей и родителей намерения что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание становится произвольным.

3. Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается:

а) когда ребенок сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания (например, знакомство с новой подвижной игрой — правила);

б) когда для ребенка важен мотив, побуждающий его к деятельности, и происходит принятие цели (легче всего это происходит в игре; например, ребенок берет на себя роль «покупателя» в игре, принимает задачу «купить» для детского сада то, что ему поручено, и в «магазине» для него ставится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить»); цель запомнить и припомнить для ребенка в игре имеет конкретный смысл.

4. Осознание и использование ребенком некоторых приемов запоминания, которые выделяются из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально происходит повторение вслед за взрослым того материала, который необходимо запомнить, далее проговаривание, осуществление внешних действий, пространственное перемещение и т. п. В дальнейшем осуществляется смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

5. Действия самоконтроля, которые впервые появляются у детей в 4 года. Дети 5—6-ти лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал, исправляют неточности.

До самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и, главным образом, по требованию взрослых.

Развитие других видов памяти.

Главным видом памяти в дошкольном возрасте многими учеными признается образная. Ее развитие обусловлено развитием других познавательных процессов, в первую очередь, восприятия и мышления. Ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Развитие мышления приводит к простейшим формам обобщения, что обеспечивает систематизацию представлений.

Значительно развивается двигательная память дошкольников. Движения детей становятся более сложными, включают несколько компонентов и осуществляются на основе сформированного в памяти зрительного образа. Роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Это расширяет его двигательные возможности и позволяет одновременно решать другие задач. Ребенку становятся доступны игры с элементами спортивных занятии: эстафеты, игры-аттракционы и т. д.

У старших дошкольников значительные изменения двигательной памяти связаны с формированием учебных навыков (движения карандашом, штриховка, вырезание, наклеивание, сгибание и др.), физкультурных навыков (шаг, бег, прыжки, лазанье, ползанье, повороты, ловля и метание мяча, движения под музыку и их изменения в соответствии с особенностями ее темпа и ритма).

В связи с интеллектуальным развитием формируются элементы словесной памяти (выделение и запоминание существенных связей между объектами и их частями, последовательностей логических операций, например, действия сравнения или классификации).

Это связано с развитием мышления и процессом активного освоения речи: при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

ТЕМА «ВНИМАНИЕ»

Понятие и его функции, значение.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Основные функции внимания:

  • · Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
  • · Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности
  • · Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

Внимание — это неотъемлемая часть человеческой психики. Оно обладает рядом свойств, каждое из которых можно использовать в практических целях.

Устойчивая концентрация — абсолютно необходимый для отработки навык, позволяющий нам с вами раскрывать свой безграничный потенциал.

Основные теории

Теории внимания.

Т. Рибо: моторная теория внимания

Этот французский педагог и психолог тесно связывал внимание с эмоциями. Чем больше их сила и длительность, тем более интенсивным и долгим будет направленность на объект, вызывающий эти эмоции. При этом сознательно или бесконтрольно совершаются мелкие движения, а в органах зрения и слуха усиливается мышечное напряжение. Физиологическое переутомление приводит к отвлечению от объекта внимания, а умение управлять своими движениями — к увеличению сосредоточенности.

Д. Н. Узнадзе: теория установки

А глава грузинской школы психологии считал, что концентрация внимания неотделима от установки — она и вызывает направленность на определенные образы, состояния или действия даже в условиях импульсивного поведения, при котором сосредоточенности нет.

П. Я. Гальперин: внимание как функция контроля

Этот выдающийся советский психолог рассматривал внимание как действие сравнения результатов с заданными критериями, образцами. Если деятельность им не соответствует, она корректируется и уточняется. Так и проявляется внимательность — в контроле, в оценке того, что получилось в итоге.

Н. Н. Ланге: моторно-реактивная теория внимания

Видный представитель украинской школы психологии рассматривал внимание как понятие, описывающее определенную реакцию организма на объект. Эта реакция может вызываться либо значимостью, важностью этого объекта, либо эмоциональным отношением к нему, либо своей необычностью или новизной. Внимание выражается в стремлении взаимодействовать, наблюдать или изучать то, что привлекает, заинтересовывает, вызывает любопытство.

А. А. Ухтомский: учение о доминанте

Выдающийся русский физиолог видел внимание во взаимосвязи с доминантой — очагом повышенной возбудимости нервных центров, который направляет и поведение, и сознание человека. Причем в зависимости от доминанты, человек может обращать внимание на слабые стимулы и сигналы и игнорировать сильные.

Общее в теориях, сложившихся в психологии при исследовании внимания:

оно активизирует и регулирует любую деятельность; концентрация и сосредоточенность возникают, если объект внимания важен, необычен или неизвестен; благодаря вниманию человек избирательно относится ко всем раздражителям, стимулам, информации, выделяя важное и пропуская остальное; внимание может возникать самопроизвольно или сознательно, но им можно управлять.

Благодаря способности быть внимательным, направлять и регулировать любую свою деятельность, человек улучшает ее и достигает больших результатов — в обучении, создании нового продукта или идеи, достижении цели, взаимодействии или общении.

Виды внимания и их хар-ка

В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями.

Произвольное внимание — активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Раздражителем в этой ситуации является мысль или приказ, произносимый про себя и вызывающий соответствующее возбуждение в коре головного мозга. Произвольное внимание зависит от состояния нервной системы (снижается при расстроенном, чрезмерно возбужденном состоянии) и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познания и установкой (неосознаваемой готовностью воспринимать предметы и явления действительности определенным образом).

Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность.

Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.

По характеру направленности выделяют внешненаправленное и внутреннее внимание.Внешненаправленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления, авнутреннее — на собственные мысли и переживания.

По происхождению выделяют природное и социально обусловленное внимание. Природное внимание — врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания; оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

По механизму регуляции выделяют непосредственное и опосредованное внимание.Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.

По своей направленности на объект различают следующие формы внимания: сенсорное(направлено на восприятие), интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти) имоторное (направлено на движение).

Свойства и их хар-ка.

Основными свойствами внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряженности несколько повышается, а при высокой — понижается).

Устойчивость внимания — это длительность сосредоточения на объекте или явлении. Устойчивость внимания определяется различными причинами:

индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойствами нервной системы и общим состоянием организма в данный момент времени);

психическим состоянием (возбужденностью, заторможенностью и т. д.);

мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);

внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности.

Общая устойчивость внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов.

Объем внимания определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Численная характеристика среднего объема внимания — 5—7 единиц информации.

Распределение внимания — возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности. Это не означает, что эти виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к прерванному действию до того, как наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении (в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания) область его распределения значительно сужается.

Переключаемость внимания — способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста. В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается (возможно, компенсаторно) за счет повышения устойчивости и сосредоточенности.

Различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Так, высокая сосредоточенность может сочетаться со слабой переключаемостью.

Нарушения внимания

Нарушение внимания отмечается при неврозах, болезнях головного мозга, шизофрении, соматических болезнях, а также при обычной усталости. Сегодня часто встречается нарушение внимания у детей, которое многие взрослые воспринимают как недостаток воспитания. Это заболевание вызвано нарушением процессов головного мозга и приносит множество неприятностей — от плохих оценок в школе до психологических травм из-за своего недуга. Такие явления обычно возникают при переутомлении или поражении головного мозга.

Виды нарушения

Различают следующие виды нарушения внимания:

  • порхающая рассеянность (рассеянное внимание);
  • старческая рассеянность (рассеянность с неспособностью переключаться);
  • невнимательность ученого (чрезмерная концентрация внимания с неспособностью быстро переключаться);
  • специфические нарушения, если они касаются только одних видов внимания или памяти;
  • модально-неспецифические нарушения внимания, когда одновременно возникают дефекты зрительных, слуховых, тактильных и двигательных анализаторов.

Отвлекаемость, чрезмерная подвижность, сужение объема внимания, инертность.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector