1. Подготовительный этап

10. Методология экспериментального психологического исследования

Основные методологические понятия.

Проблема – результат осознания проблемной ситуации, результат противоречия.

Этапы выдвижения проблемы:

  1. Формулирование – выдвижение центрального вопроса, выявление противоречия, описание предполагаемого результата.
  2. Построение – разделение проблемы на задачи и вопросы. Раскрытие цели исследования. Композиция – упорядочивание вопросов, составляющих проблему.
  3. Оценка – выявление всех условий для решения проблемы, установление порядка исследования. Когнификация – выяснение степени проблемности, квалификация проблемы (неразработанная, слаборазработанная, разработанная).
  4. Обоснование — установление связей с другими проблемами, актуализация (приведение доводов в пользу решения проблемы).

    Экспликация – процесс становления проблемы явной.

Проблемы могут быть мнимые и реальные. Мнимые:

  • Уже не проблемы
  • Ещё не проблема
  • Вообще не проблема.

Объект — знания порождающие проблемную ситуацию.

Цель – осознание предвосхищения результата деятельности. Цель более общая категория, чем задача.

Задача – желаемый научный результат, достигаемый с помощью научного метода.

Гипотезапомогает отобрать круг фактов, которые нужны для исследования. Выделяют несколько путей формулировки гипотез:

  • Использование парадокса.
  • Исследование случая
  • Использование аналогии
  • Гипотетико-дедуктивный метод
  • Эмпирические правила
  • На основе принятия противоречивых результатов.
  • Упрощение сложных взаимосвязей.

С. Милль сформулировал требования к гипотезе – она не должна быть обречена всегда быть гипотезой.

Г. Андреева тоже сформулировала требования к гипотезе:

* она должна быть операционализирована.

* не должна допускать ценностных суждений

* не должна включать много ограничений и допущений.

Гипотеза должна быть проверяема с помощью научных методов. Исследователь должен быть в состоянии разработать метод проверки гипотезы.

Нормативный процесс научного исследования:

  1. Выдвижение гипотезы
  2. Планирование
  3. Проведение
  4. Интерпретация
  5. Подтверждение или опровержение гипотезы

Характеристика эмпирического исследования

Задачи:

1) Постановка проблемы (Что неизвестно?);

26 стр., 12557 слов

Методика и описание хода исследования. 46 Анализ результатов ...

... и провести исследование с помощью опросника «Студенческая субкультура как компонент корпоративной культуры вуза». 3. Обработать качественно и количественно результаты и сделать выводы. Основная гипотеза : ... изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Этот комплекс функционирует достаточно долго, ...

2) Анализ доступной информации по проблеме (теория, практика и состояние науки на сегодняшний день);

3) Формулировка предположений, которые вытекают из эмпирических фактов или теорий, с позиции которых решается проблема;

4) Разработка методики исследования:

— уточнение предмета исследования,

— выбор логического плана, измерительных процедур, объекта, группы людей, с которыми будут проводится эксперименты.

5) Составление организационного плана исследований:

— выбор места и времени,

— определение порядка экспериментальных проб для уменьшения влияния помех на результат.

2. Проведение исследования

Задачи:

1) Объективная, наиболее полная регистрация данных,

2) Следование организационному плану,

3) Корректная обработка данных

— обобщение количественных данных и приведение их в табличный вид,

— составление описательной статистики,

— проверка значимости статистических гипотез относительно количественных данных, полученных в эксперименте,

— уменьшение размерности многомерных данных, использование методов нечёткой логики (факторный, кластерный анализ).

3. Интерпретация

Представление данных научному сообществу.

Задачи:

1) Придать полученным данным объективный психологический смысл, то есть соотнести данные с психологическим содержанием теории;

2) Проверка на достоверность исходных гипотез;

3) Интерпретация и выводы по дополнительным данным, полученным в ходе исследования;

4) Написание выводов.

Структура исследования :

1. Постановка проблемы

Проблема должна быть построена в терминах определённой научной отрасли и операционализирована (содержать область средств и метод решения).

В науке формулирование проблемы связано с дефицитом информации для описания и объяснения реальности.

Этапы порождения проблемы:

1) Выявление нехватки знаний в научной реальности;

2) Описание проблемы в терминах обыденного языка;

3) Формулирование проблемы в научных терминах.

2. Построение гипотезы

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое ещё не подтверждено и не опровергнуто.

1) Теоретические гипотезы. Входят в структуру теорий, выдвигаются для устраниения внутренних противоречий внутри теории либо для преодоления рассогласования между экспериментальными данными и теорией.

2) Эмпирические гипотезы. Выдвигаются для решения проблемы методом экспериментального исследования.

По содержанию:

о наличии психического явления,

о наличии связи между явлениями (линейной или нелинейной),

о наличии причинной связи между явлениями

3) Статистические гипотезы . Утверждения в отношении неизвестного параметра на языке математической статистики. Статистическая оценка даёт информацию о достоверности сходств и различий результатов контрольной и экспериментальной группы.

Экспериментальная гипотеза первична по отношению к статистической.

Ошибка первого рода: отвергнута Но и ошибочно принята Н1

Ошибка второго рода: ошибочно принята Но.

18 стр., 8879 слов

Однако несмотря на многочисленные исследования эта проблема недостаточно изучена

... эта проблема недостаточно изучена. Так же высок ... которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х. Дельгадо утверждает, что ″человеческая ... данные и теоретические концепции. Он описал влияние эмоции гнева на проявление агрессии, а также дал анализ различий между враждебностью и агрессией. Однако несмотря на многочисленные исследования ...

3. Объект исследования. Объект — то, на что направлен процесс познания.

2 традиции:

1) Объект — люди или группы людей,

2) Объект — область психических явлений.

4. Предмет исследования. Предмет исследования — конкретное психическое содержание, которое изучается в исследовании, имеет непосредственное отношение к гипотезе. Предметом могут являтся психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения и деятельности, пространственные и временные характеристики явлений.

5. Переменные исследования

Независимая переменная — фактор, изменяемый самим экмпериментатором или стимул (например, факт предъявления фильма); независимые переменные могут быть управляемые (ситуативные, рабочие, инструктивные) и выбираемые (константные характеристики)..

В качестве независимой переменной могут выступать:

— характеристики заданий,

— особенности ситуации или внешние условия,

— управляемые особенности испытуемого (переменные организма).

Зависимая переменная — фактор, изменения которого являются следствием изменения независимой переменной (ответ, реакция испытуемого);

В качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального или невербального поведения. Например, время решения задач, число ошибок. Выбор параметров зависит от исходно-экспериментальной гипотезы.

Внешние переменные : Побочные — порождают систематическую ошибку эксперимента, снижают надёжность данных

— фактор времени,

— индивидуальные особенности испытуемых.

Дополнительные — являются существенными для изучаемой связи между причиной и следствием. Экспериментатору необходимо контролировать внешние переменные. Суть эксперимента в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменения зависимой переменной и контролирует внешние переменные.

Осложнитель – любая неуправляемая внешняя переменная, которая может повлиять на полученные данные.

  1. Экспериментальная выборка:

Эксперимент с одним испытуемым проводится когда:

  • Индивидуальными различиями можно пренебречь
  • Испытуемый – уникальный человек.
  • От испытуемого требуется особая компетентность
  • Повторение с другими испытуемыми невозможно.

Генеральная совокупность — все потенциальные испытуемые. Выборка — те испытуемые, которые участвуют в данном эксперименте. Репрезентативная выборка — та выборка, которая отражает свойства генеральной совокупности. Если результаты эксперимента следует обобщить на всю генеральную совокупность, то необходимо использовать репрезентативную выборку.

Техника рандомизации: В зависимости от цели эксперимента количество испытуемых может быть от 1 до 100. Для экспериментов, результаты которых предполагают статистическую обработку, численность сравниваемых групп — не менее 30 человек в каждой группе. Если используется факторный анализ, то количество испытуемых в выборке не менее, чем в 3 раза превышает число факторов. Реальное число испытуемых берётся больше на ≈ 10%, чем расчётная, поскольку часть результатов отбракуется. Рекомендуется разбивать общую группу испытуемых по половому признаку и обрабатывать данные эксперимента отдельно.

5 стр., 2148 слов

Эксперимент как метод исследования. Психологический эксперимент

... попавшая в глаз испытуемому соринка). 3. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВАЛИДНОСТЬ. КЛАССИФИКАЦИЯ. Общая задача психологических экспериментов заключается в том, ... выглядит так: Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных: 1.Независимая переменная 2.Зависимая переменная 3.Дополнительные переменные (или внешние переменные) Итак, экспериментатор пытается ...

Выделяют 4 вида дизайна экспериментальных групп:

1) Исследование с двумя различными группами, экспериментальной и контрольной, которые ставятся в разные условия.

2) Исследование одной группы, поведение которой изучается в контрольных и экспериментальных условиях, при этом не контролируется эффект последовательности и используется тогда, когда этим эффектом можно пренебречь.

3) Конструирование групп методом парного дизайна. При этом для каждого субъекта выборки подбирается эквивалентный ему субъект, затем они распределяются — один в контрольную, другой в экспериментальную.

4) Смешанный план. Все группы ставятся в разные условия. Обычно 4 и больше групп. Применяется при факторном планировании эксперимента.

Формирование выборки должно отвечать ряду правил:

* содержательный критерий – соответствие метода гипотезе.

* критерий эквивалентность испытуемых — внутренняя валидность. Результаты должны распространяться на всех испытуемых.

* критерий репрезентативности.

7. Проведение эксперимента

Этапы:

1) Подготовка помещения и оборудования.

— Проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента;

— Разрабатывается инструкция. Она должна состоять из коротких предложений, не более 11 слов. Инструкцию проверяют на доступность и простоту на пяти испытуемых.

2) Инструктирование и мотивирование испытуемых. Испытуемому необходимо сообщить, какие возможности предоставляются ему для участия в эксперименте. Может быть денежная оплата, информация о способностях, помощь в решении личных проблем.

3) Экспериментирование. Перед экспериментом фиксируется, что испытуемый здоров и хочет участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна быть инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий. Экспериментатор регистрирует необходимые параметры и дополнительные признаки поведения испытуемого, в том числе его эмоциональные реакции.

4) Постэкспериментальное интервью

5) Благодарность. )))

8. Выбор методов статистической обработки : Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую.

При проверке статистических гипотез используется два понятия:

H1- гипотеза о различии

H0- гипотеза о сходстве

Экспериментатор ищет доказательства гипотезы о различии.

Типы статистических гипотез:

1) О сходстве или различии двух и более групп;

2) О взаимодействии независимых переменных;

3) О статистической связи независимых и зависимых переменных;

4) О структуре латентных (скрытых) переменных (относится к корреляционному исследованию).

9. Выводы и интерпретация результатов. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными.

19 стр., 9407 слов

Методологические проблемы исследования психологии больших социальных ...

... используется. Социологическое направление исследований: Э. Мэйо Хоторнские эксперименты («Вестерн Электрик» 24-36 гг.): выявление условий роста производительности труда сборщиц реле. В экспериментальной и контрольной группах варьировались условия труда (например, освещенность). ...

Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов и высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. Далее он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. В итоге он должен ответить на вопрос: «Можно ли считать подтверждение (опровержение) эмпирической гипотезы подтверждением (опровержением) той или иной теории?» Кроме того он высказывает предположение о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации и другую выборку.

10. Конечный продукт исследования. Это научный отчёт, рукопись статьи. Например, монография или статья в журнале.

Этические принципы исследования с участием людей:

1960 год – первый Кодекс АПА

1992 год – последняя версия.

З категории:

  1. Стандарты планирования исследования. Планирование включает (6.06):
  • Составление отчёта об исследовании в соответствии со стандартами.
  • Сведение к минимуму возможности недостоверных результатов
  • Этическая приемлемость
  • Обеспечение защиты прав участников.

Ответственность (6.07): исследования в соответствии с компетентностью, выполнение этических норм, выполнение заданий, для которых психолог готов, консультация психологов с экспертами.

Соответствие закону. Получение разрешения институтов.

  1. Стандарт проверки добровольности (6.10 – 6.15): распределение обязанностей, заключение договора с участниками. Осведомлённое согласие на участие ри помощи использования понятного языка и докуметирования. Информирование участников о цели исследования. Осведомлённость о записи на аудио и видео-носители. Мистификация исследования возможна только в соответствии с целями исследования, нельзя скрывать условия, которые могут повлиять на их намерение участвовать в исследовании. Поощрение участников за участие. Десенсибилизация – убрать стресс после исследования.
  2. Стандартные условия исследования