ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

Контрольная работа выполняется каждым студентом в полном объёме. Предоставляется на проверку с оформленным титульным листом. Структура контрольной работы представляет собой 2 не связанные друг с другом части.

В 1 части контрольной необходимо соблюдать последовательность вопросов и сохранять табличную форму в оформлении работы. Можно изменять размеры столбцов и используемые шрифты. После каждого ответа должна быть представлена ссылка на автора и использованный источник литературы. Эта часть контрольной работы считается зачтённой только в случае адекватных ответов на 80% поставленных вопросов (т.е. минимум 20 верных ответа из 25)!

Часть

вопрос ответ
Требования к специалистам-психологам и непсихологам, пользователям диагностических методик  
Отличительные особенности формализованных и малоформализованных методик диагностики  
Каковы области применения анкет и личностных опросников? В чём их главные недостатки?  
С какими целями используется психодиагностика в образовательных учреждениях?  
Перечислите основные шаги психодиагноста, получившего практический запрос  
Раскройте содержание психологического анамнеза  
Раскройте содержание педагогического анамнеза  
Назовите возможные ошибки при применении проективных методик. Как их избежать?  
Групповое тестирование, правила его организации и проведения  
Раскройте содержание понятия «коррекционность диагностических методик».

Назовите признаки коррекционности диагностических методик

 
Что диагностируют с помощью тестов интеллекта (интеллектуальных тестов)?  
Что является предметом диагностики при проведении социометрии? Виды социометрий. Приведите 3 примера социометрических методик, используемых в работе с детьми  
Дайте определение понятию «социальная желательность».  
Укажите основные типы диагностических ошибок, возникающих в процессе диагностики (по З.Плевицкой)  
Что такое «тестовые батареи»? Какова специфика тестовых батарей в сравнении с изолированными тестами?  
Чем отличаются компьютерные тесты от компьютерных версий тестов? Что такое адаптивное тестирование?  
Перечислите задачи педагогической диагностики. В чём её своеобразие и сходство с психодиагностикой?  
Что такое «тесты достижений»? В чём их отличие от тестов способностей?  
В чём состоят основные проблемы разработки, создания методик диагностики готовности детей к школе?  
Каковы требования и этические принципы к проведению диагностического обследования дошкольников, младших школьников и подростков?  
Каковы правила использования результатов психодиагностических исследований?  
Раскройте содержание этических принципов диагностики: конфиденциальности, уровня квалификации (подготовки), «не навреди», ответственности, соблюдения прав испытуемого, профессиональной тайны.  
Дайте определение «критериально-ориентированным тестам». Укажите их достоинства и недостатки, а также области применения критериально-ориентированных тестов  
Каковы достоинства и недостатки компьютерной диагностики?  
Тесты интеллекта, шкалы психического развития и тесты умственного развития – какова связь между ними? Есть ли различия в том, что они диагностируют?  

 

Необходимо подобрать около 8-10 диагностических методик для решения предложенных ситуаций и обосновать свой выбор. Каждый студент выбирает одну из представленных ниже ситуаций.

а) Мама обратилась за консультацией психолога с жалобой на плохие отношения со своим ребёнком дошкольного возраста. Какие методики для мамы и ребёнка позволят выявить их личностные особенности и особенности их взаимоотношений?

б) Мама обратилась в психологическую службу школы с жалобой на плохие отношения со своим ребёнком старшеклассником. Какие методики для мамы и юноши (девушки) позволят выявить их личностные особенности и особенности их взаимоотношений?

в) Учительница обратилась к психологу с жалобой на плохое поведение и трудности в учёбе ребёнка младшего школьного возраста. Какие методики позволят выявить причины этих проблем ребёнка?

г) Какие методики могут дать прогноз эффективности результатов психолого-педагогической коррекции познавательной сферы младших школьников?

д) Какие методики позволят выявить студентов-первокурсников, нуждающихся в психологической помощи?

е) По результатам каких методик и по каким результатам можно рекомендовать старшеклассникам выбор профессии психолога?

ж) Родители пятиклассника обратились к психологу с жалобой на участившиеся побеги из дома внешне благополучного ребёнка и отказ его от обсуждения причин данного поступка. Какие диагностические методики можно использовать для выяснения причин такого поведения ребёнка?

з) Мать девочки подросткового возраста пришла на консультацию психолога с просьбой определить «нормальная» ли её дочь. Подросток 14 лет ведёт себя «как пацан». Это проявляется в одежде, манерах поведения. На любые просьбы матери «вести себя как девушка» отвечает грубо. Какие методики диагностики можно использовать для выявления причин такого поведения подростка?

и) Классный руководитель 8Б класса обеспокоена тем, что небольшая группа ребят (3 человека) игнорируют в течение почти целого года все классные и внутришкольные мероприятия. Разговор с ребятами оказался непродуктивным. Они объясняют своё поведение отсутствием свободного времени. Какие диагностические методики можно использовать для выяснения причин такого поведения школьников?

к) Учителя 7-х классов жалуются на массовое снижение учебной активности школьников. Какие методики позволят выявить социально-психологические факторы, повлиявшие на возникновение такой ситуации в школе?

л) Родители ученицы 3 класса обратились к психологу с жалобой на воровство. Девочка без спросу берёт из дома вещи и отдаёт их одноклассникам. Какие методики позволят выявить социально-психологические причины такого поведения девочки?

Экзамен по психолого-педагогической диагностике состоит из 2 частей: теоретической и практической.

В теоретической части необходимо продемонстрировать владение основными понятиями психолого-педагогической диагностики. Проверка осуществляется с помощью тестирования в день сдачи экзамена.

В практической части нужно показать степень владения основными диагностическими умениями: формулировка диагностических гипотез, подбор адекватных диагностических методов и методик, умение применить эти методики на практике, обработать и проинтерпретировать диагностические результаты, сформулировать рекомендации, составить психолого-педагогическое заключение. Проверка осуществляется на основе представленных студентом материалов, которые сдаются за месяц (30 дней) до сдачи экзамена.

Итоговая экзаменационная оценка выставляется с учётом:

— Качества выполненной контрольной работы;

— Тестовых результатов;

— Качества проведённого диагностического обследования и составленного по его результатам заключения;

— Своевременности сданных работ.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ

(для подготовки к теоретической части экзамена –

экзаменационному тестированию)

1. Психолого-педагогическая диагностика: Предмет, задачи, диагностические подходы, сферы применения и разделы психодиагностики.

2. Психологический диагноз: диагностические признаки и категории, требования к психологическому диагнозу, структура диагноза, типы диагноза, уровни диагностики.

3. Диагностические методы и методики: классификации методик психологической диагностики. Формализованные методы: тесты, стандартизированные самоотчёты, тест-опросники, проективные тесты. Малоформализованные методы: беседа, наблюдение.

4. Психометрические требования к методикам: валидность и её разновидности, достоверность как разновидность валидности, надёжность и её виды, репрезентативность и способы её проверки, стандартизация и её направления, тестовые нормы и операции по построению тестовых норм.

5. Требования к пользователям диагностических методик (психологам и специалистам-смежникам).

Международные профессионально-этические принципы и нормы психодиагностики. Психодиагностические ситуации. Способы борьбы с социальной желательностью.

6. Диагностическое обследование: этапы, сбор психологического анамнеза, формулировка диагностических гипотез, правила подбора методик для диагностики, учёт индивидуальных особенностей испытуемых в психодиагностическом процессе; правила проведения обследования (индивидуального и группового), составление психолого-педагогического заключения.

7. Педагогическая диагностика: отличия от психодиагностики, задачи, этапы, специфика диагностики учащихся, педагогов и образовательной среды.

8. Современные тенденции развития психодиагностики: компьютерная психодиагностика; критериально-ориентированное тестирование (КОРТ).

9. Психологическая диагностика мотивации.

10. Психодиагностика эмоциональных и функциональных состояний.

11. Психодиагностика самосознания и его компонентов.

12. Психологическая диагностика способностей.

13. Психодиагностика когнитивных процессов.

14. Психологическая диагностика темперамента.

15. Психодиагностика черт характера и свойств личности.

16. Психодиагностика социально-психологических свойств личности и специфики внутригрупповых отношений.

17. Психодиагностика детско-родительских отношений.

18. Диагностика готовности детей к школе.