Планы практических занятий Занятие №1

Тема: Творчество Ф.М. Достоевского 1840-60х гг.

ПЛАН

1. Общая характеристика раннего творчества Ф.М. Достоевского

2. Герой и позиция автора в романах Достоевского. «Бедные люди»: самосознание героя как художественная доминанта построения характера.

3. Мотив безумия в повести «Двойник». Параллелизма образов, удвоение художественно пространства как основные принципы поэтики. Образ Я.П. Голядкина

4. «Записки из Мертвого дома» как первое произведение, открывающее пенитенциарную традицию.

ЛИТЕРАТУРА

Кременцов Л.П.., Джанумов С.А. Русская литература ХIХ века. 1880–1890. Учебное пособие. ФЛИНТА, 3-е изд. 2011.

http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3772

История русской литературы XIXвека. 70-90-е годы : учеб. для студентов вузов / ред. В. А. Аношкина, Л. Д. Громова, В. Б. Катаева. – М. : ОНИКС, 2006. – 797 с.

Бахтин М.М. Поэтика Достоевского (любое издание)

Белов С.В. Ф.М. Достоевский. Энциклопедия. М.: Просвещение, 2010. 

Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди», Л.: Худ. лит., 1988. — 208 с.

Ветловская В.Е. Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф.М. Достоевский // Христианство и русская литература: Сб. ст. / РАН ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) / Под ред. В.А. Котельникова. СПб.: Наука, 1994. -Вып. 1. — 395 — с. — С. 224-269.

Волгин И. Родиться в России. М.: Книга, 1991. — 605 с.

Дилакторская О.Г. Петербургские повести Достоевского. СПб.: Дом Буланина, 1999.-345 с.

Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь 1821-1859. М.: Худ. лит., 1960. — 608 с.

Сохряков Ю.И. Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза XX века (70-80-е годы).

М.: ИМЛИ РАН, 2002. — 238 с.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 621 с.

9 стр., 4441 слов

Философский роман Достоевского Братья Карамазовы

... из трех братьев Карамазовых, которые, быть может, в глазах Достоевского символически изображали все русское общество, всю русскую жизнь. Но вместе с тем Иван есть эпизодическая фигура ... сторона-к стыду нашей литературы-осталась всего менее разъясненной и оцененной нашей критикой. Ввиду этого, невзирая на всю огромную трудность оценки Достоевского как философа, я чувствую ...

Туниманов В.А. Некоторые особенности повествования в «Господине Прохарчине» Ф.М. Достоевского // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти акад. В.В.

Конспекты

Бахтин М.М. Поэтика Достоевского (любое издание)

Планы практических занятий

Занятие № 1

ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»

В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕДНЫЕ ЛЮДИ»

ПЛАН

1. Общая характеристика раннего творчества Ф.М. Достоевского

2. Герой и позиция автора в романах Достоевского. «Бедные люди»: самосознание героя как художественная доминанта построения характера.

А).

Проблема бедности и ее решение в романе «Бедные люди».

Б) «Маленький человек» в творчестве писателей «натуральной школы»: традиция и ее трансформация; гуманистический и христианский подходы к проблеме.

3. Мотив безумия в повести «Двойник». Параллелизма образов, удвоение художественно пространства как основные принципы поэтики. Образ Я.П. Голядкина. Тема двойничества в повести и творчестве Достоевского.

4. «Записки из Мертвого дома» как первое произведение, открывающее пенитенциарную традицию.

Литература

Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. – М.: Худ. лит., 1982.

Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». – Л.: Худ. лит., 1988. – 208 с.

Кийко Е.И. Сюжеты и герои повестей натуральной школы // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л.: Наука, 1973. – 565 с. – § 1–3, 6, 8, 9. – С. 247–296, 315–319, 324–334.

Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь 1821-1859. – М.: Худ. лит., 1960. – 608 с.; Достоевский в 1860-е годы. М., 1966.

Нечаева В.С. Ранний Достоевский (1821–1849).

– М.: Наука, – 1979. – 288 с.

Сохряков Ю.И. Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза ХХ века (70–80-е годы).

– М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 238 с.

Застрожнова Е.М. «Маленький человек» в свете христианской традиции (от Гоголя к Достоевскому) М., 2004. – 240 с.

Цетлин А.Г. Повесть о бедном чиновнике Достоевского. М., 1923.

Ветловская В.Е. Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф.М.

Достоевский II Христианство и русская литература: СПб ., РАН, Ин-т рус. лит. /

Под ред. В.А. Котельникова, СПб., 1994. С.224-269.

Занятие №2

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

  1. История создания романа; эволюция замысла.
  2. Основные принципы структурной организации художественно­го мира романа (при ответе необходимо учитывать материалы исследования М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевско­го» и статью В.Н. Топорова «О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления»),
  3. Диалог идей в романе. Параллелизм образов Раскольникова, Лужина, Разумихина, Свидригайлова, Порфирия Петровича, Сонечки Мармеладовой. Образ Петербурга (ответ проиллюст­рировать цитатами из романа).
  4. Смысл понятий «преступление» и «наказание» в идейной структуре романа. Как, на ваш взгляд, соотносятся между со­бой «преступления» Раскольникова, Лужина, Свидригайлова, Мармеладова, Сонечки?
  5. Евангельский контекст романа (образ креста, притча о воскреше­нии Лазаря, мотив искупительной жертвы, мотив покаяния и др.).

    7 стр., 3437 слов

    Исследования города. Когнитивная карта городской среды

    ... по городу перечислял и кратко описывал хорошо запомнившиеся части города Изучая материалы исследования проведенного в трех городах К.Линч выделил пять элементов образа, с помощью ... упускает и искажает и именно поэтому изображает лучшим образом». ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Исследование образа Петроградского района было проведено в рамках научно-исследовательской ...

    Проиллюстрировать цитатами из Евангелия и текста романа.

Литература

Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. — М., 1984.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1972. — С.130- 169 (глава «Идея у Достоевского»).

Кожинов В В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики. — М., 1971. — С.107-186.

Натова Н. Метафизический символизм Достоевского // Достоев­ский. Материалы и исследования. Т.14. — СПб., 1997. — С.26-45.

Топоров В Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995. — С.193-211.

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопо­этики русской литературы XVIII-XEX веков. — М., 1999. — С.217-237.

Занятие №3

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

ПЛАН

  1. Братья Карамазовы» как итог и обобщение творческих иска­ний Ф.М. Достоевского.
  2. Своеобразие организации художественного мира (поэтика) романа (особенности жанра, сюжета, композиции, хронотоп, повествовательная структура и др.).
  3. Природа семейного конфликта в романе. Христианский кон­текст этого конфликта.
  4. Идеологическая полифония в романе (Дмитрий, Иван, Алёша, Смердяков, старец Зосима и др.).
  5. Роль «Легенды о Великом инквизиторе» в идейной структуре романа (указанную работу В.В. Розанова законспектировать).
  6. Женские образы в романе (Грушенька, Катерина Ивановна и др.).
  7. Символический характер образа детства в романе (проиллю­стрировать цитатами из текста романа):

А) детские персонажные образы (Илюша Снигирев, Коля Красоткин, Лиза Хохлакова и др.);

Б) коллекция «анекдотов» Ивана Карамазова;

В) сон Мити в Мокром («Отчего дитё плачет?»);

Г) речь Алеши у Илюшечкиного камня.

Литература

Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». — Л., 1977.

Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек // О Достоевском: Твор­чество Достоевского в русской мысли. — М., 1990. — С.74-85.

Ковач А. Иван Карамазов: Фауст или Мефистофель? // Достоевский. Материалы и исследования. Т.14. — СПб., 1997. — С.153-163.

Розанов В В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. — М., 1996.-С.11-113.

Фокин П.Е. Поэма «Великий инквизитор» и футурология Достоев­ского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 12. — СПб., 1996. — С. 190-200.

Щенников Г.К. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. — Челябинск, 1996.

Занятие № 4

Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»

10 стр., 4926 слов

Синтаксис в произведениях Достоевского на примере романа ‘Идиот’

... числу синтаксических примет писательского почерка Достоевского. Вначале будут рассмотрены некоторые, т.е. далеко не все, свойственные Достоевскому (обнаруженные в романе «Идиот») особенности в оформлении той ... полк, чрезвычайная скороговорка, чрезвычайно русская женщина, очень вглядываться, очень пора, слишком чувствовать, слишком пора. Вот пример характерного для Достоевского сочетания со словами ...

ПЛАН

1. «Бесы» и «бесовщина» в романе. Расшифруйте этическое, религиозно-философское и художественное содержание понятий. Соотнесите разные истолкования с художественной логикой романа. Объясните эпиграфы. Как они «работают» в тексте?2. Верховенские: отец и сын. Смысл конфликта. Концепция нигилизма.3. Загадка Ставрогина. Проанализируйте главы «Ночь», «Ночь (продолжение)», «У Тихона» (специфика хронотопа, характер и проблематика диалогов).

Как раскрываются в диалогах Ставрогин и его оппоненты? «Идеи» Шатова и Кириллова.4. «Лавинообразный» характер 3-й части. «Трагедия и сатира — две сестры и идут рядом». Покажите это на конкретных примерах.

Литература

Достоевский Ф. М. Бесы (с главой «У Тихона»).

Достоевский Ф. М. Бесы: Роман в трех частях // «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996.Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 19-31.Булгаков С. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Бердяев Н. А. Духи русской революции // Лит учеба. 1990. № 2 (или любое другое издание).Он же. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 4. Или в кн.: Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб., 1997.

Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Твор-чество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Сараскина Л. И. Бесы, роман-предупреждение. М., 1990.

Корякин Ю. Ф. Прозрения и ослепления: (О «Бесах») // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

Занятие №5

Повести Н.С. Лескова

ПЛАН

  1. Проблема национального характера в творчестве Н.С. Лескова («Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» и др.).
  2. Функция сказового стиля в повести.
  3. Идейно-художественные особенности повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел».
  4. Эволюция прозы писателя от «Леди Макбет Мценского уезда» к «Очарованному страннику».
  5. Смысл названия повести «Очарованный стран­ник». Особенности поэтики.
  6. Мирообраз Руси в повести «Очарованный странник»

Литература

Андреева ГЛ. Творчество Н.С. Лескова. Иркутск, 1992.

Аннинский Л. Лесковское ожерелье. — М., 1982.

Водолазкин Е.Г. Образ Серафима Саровского в «Запечатлен­ном ангеле» Н.С. Лескова // Русская литература. — 1997. — №2. — С.136-141.

Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. — Л., 1988.

Мосалева Г.В. Поэтика Н.С. Лескова. — Ижевск, 1993.

Столярова КВ. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. — Л., 1978.

Троицкий В.Ю. Лесков-художник. — М., 1974.

Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая куль­тура (На материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст. 1981.-М., 1982.

Семинарское занятие № 6

РАННИЕ РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО

ПЛАН

1.Мировоззрение раннего Л.Н. Толстого (1854-1855).

2.Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого (1855–1856 гг.):

15 стр., 7087 слов

Повесть ‘Детство’ Л.Н. Толстого (психология детского ...

... самое прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая русская женщина Наталья Савишна. В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни. Какое время может ... 1822 году осиротевшая Ясная Поляна ожила, в ней поселился новый хозяин Николай Ильич Толстой. Семейная жизнь его поначалу сложилась счастливо. Среднего роста, живой, с приветливым лицом ...

  • а) оригинальность взгляда Толстого на войну;
  • б) эпическая ситуация в «Севастополь в декабре»;
  • в) распад эпического единства в «Севастополь в мае»;
  • г) обретение единства в трагических испытаниях «Севастополя в августе»;
  • д) художественное осмысление человека на войне.

3. Особенности художественного метода Л.Н. Толстого-прозаика в цикле «Севастопольские рассказы».

4.Проблема взаимоотношений народа и интеллигенции в повес­тях Л.Н. Толстого 1850-60-х гг. («Утро помещика», «Казаки»),

5. Особенности художественного психологизма в раннем твор­честве Л.Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), Н.Г. Чернышевский о толстовской «диалектике души».

Литература

Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. – М., 1960. С. 202.

Громов П.О. О стиле Л.Н. Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». – Л., 1977. – С. 397-398.

Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. — М., 1981.

Громов П.П. О стиле Льва Толстого. — Л., 1971.

Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции. — М., 1983.

Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого. — М., 1972.

Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого: На­блюдения и раздумья. — М., 1983.

Занятия № 7-8

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

  1. Творческая история «Войны и мира». Основные этапы эволю­ции замысла в связи с идейной эволюцией писателя.
  2. Смысл названия книги. Принцип эпического обобщения, про­явившийся в названии.
  3. Способ преображения эпопейного и романного начал; их проти­воречивый синтез как жанровое своеобразие «Войны и мира».
  4. Роль основной эпической ситуации книги («свобода, соеди­ненная с катастрофой; великим кризисом») в композиции про­изведения:
  5. Почему книга начинается со сцены в салоне А.П. Шерер и почему герои говорят по-французски? Есть ли ещё в ро­мане эпизоды с обилием французской речи? Какова их смысловая связь?
  6. Как в сценах охоты, святок, проигрыша Николая и пения Наташи, спора князя Андрея и Пьера в Богучарове прояв­ляется основная эпическая ситуация книги? Что здесь в способе изображения от эпопеи?
  7. Характер трансформации в «Войне и мире» романной пробле­мы «героя времени». Показать, как течение жизни отражается в судьбах героев Толстого, как идет борьба личного и родового:
  8. единый принцип обрисовки героя у Толстого; смысл ду­ховной эволюции князя Андрея к «другим» родовым цен­ностям жизни. Почему судьба разводит его с Наташей?
  9. Пьер Безухов как «свободный» герой, смыкающий раз­личные смысловые сферы романа;
  10. природа внутренней жизнестойкости Наташи Ростовой; её освобождающее действие на людей; Наташа Ростова как эпический характер. Почему историю неудавшегося побе­га Наташи с Анатолем Курагиным Толстой назвал «узлом, самым важным местом» романа?
  11. Образы Наполеона и Кутузова как семантическая антитеза личного и родового; толстовское решение вопроса об истин­ной и мнимой личности:

А) синтез житейского и исторического; эпический принцип взаимоотражения (контраста) образов;

14 стр., 6991 слов

Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов

... сравнивать эту героиню с героиней повести «Записки из подполья» Лизой?   Литература Обязательная 1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание ... Проанализируйте все сны героя. 4. Возвращение Раскольникова к жизни по мере его обращения к Богу: а) Тема ... Л.Н. Толстого, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. II. «Неправдоподобная правда» человеческих отношений в романе Достоевского. 1. ...

Б) всемирно-историческое противоречие «буржуазного че­ловека» и героя — выразителя «правды народного целого».

Литература

Бочаров С.Г. Роман JI.H. Толстого «Война и мир» // Три шедевра русской классики. — М., 1971. — С.7-106.

Бычков С. JI.H. Толстой. Очерк творчества. — М., 1954. — С. 125-236.

ГинзбургЛ.Я. О психологической прозе. — М., 1999. — С.267-400.

Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев JI.H. Толстого и Ф.М. Достоевского. — М., 1988.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. — М., 1978. — С.75-160.

Эткинд Е.Т. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психо­поэтики русской литературы XVIII-XIX вв. — М., 1999. — С.290-304.

Занятия № 9-10 Концепция любви, семьи и брака в творчестве л. Н. Толстого план

1. Классификация любви Николенькой Иртеньевым в повести «Отрочество». 2. Повесть «Семейное счастье». Проблема развития супружеской любви, ее неизбежных этапов. 3. Поэтическое изображение первой влюбленности в романе «Война и мир». Апология естественности. Проблема соединения чувственного и нравственного, плотского и духовного в любви. Причины любовных катастроф. 

4. Мысль семейная в романе «Война и мир». Духовные скрепы людей в «любовных» семьях. Толстовский идеал семьи и перемены в героях в эпилоге романа. 5. Причины трагедии Анны Карениной. Споры об эпиграфе к роману. Антитеза «телесного» и духовного в характере и судьбе Анны. Формы выражения писательского отношения к героине. 

6. Противоречия толстовской концепции любви в повестях 1880-х гг. («Крейцерова соната», «Дьявол»). 

Литература

Толстой Л. Н. Отрочество; Семейное счастье; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Дьявол (любые издания). 

Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964. 

Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956. 

Хализев В. Е., Кормшов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.  Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860-1870-х гг. Саратов, 1974.  Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964. 

Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3. 

Он же Молодой Толстой // О литературе. М., 1987. 

Занятие № 11

Повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»

ПЛАН

  1. Эволюция мировоззрения Л.Н. Толстого
  2. Особенности толстовского реализма в повестях позднего пе­риода творчества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова сона­та», «После бала», «Отец Сергий»).
  3. Мотив всепобеждающей жизни в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Образная система повести.
  4. Черты своеобразия художественного метода Л.Н. Толстого (симфонизм мышления, открытость вопросов, «диалектика души», сопряжение противоречивых явлений как условие ху­дожественной целостности, пластичность образа и др.).

Задание: проанализировать повесть «Смерть Ивана Ильича»

  1. Почему автор сначала сообщает о смерти Ивана Ильича, опи­сывает его похороны, и лишь после этого следует рассказ о жизни героя?
  2. Установите роль автора-повествователя в созда­нии образа Ивана Ильича:
  • раскрыть оценочность авторского слова, как бы всесто­ронне освещающего героя;
  • роль прямых авторских характеристик основных момен­тов жизни Ивана Ильича;
  • как осуществляется возможность авторского проникнове­ния во внутренний мир героя?
  1. Проследить, как изменяется метод ведения рассказа от начала к концу повести, то, в какой форме сообщает автор о жизни Ивана Ильича до болезни?
  2. Когда слово предоставляется самому герою, когда появляется т.н. «внутренний монолог»? Как это связано с характером ге­роя, с его внутренними метаморфозами?
  3. Осмыслить художественную логику изображения жизни Ива­на Ильича в конце повести, как бы заново пережитой уми­рающим.
  4. Проследить закономерность в появлении, а также в изображе­нии людей, окружающих Ивана Ильича, по ходу развития сю­жета. Какой это имеет смысл?
  5. Почему мужик Герасим появляется только в начале и в конце повести, какую роль этот образ в идейной структуре текста?

Литература

Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении JI.H. Толстого // Литература в школе. — 1991. — № 1. — С.2-15.

Набоков В В. Лекции по русской литературе. — М., 1996. — С.307-318.

Маймин Е.А. Лев Толстой. — М., 1978. — С.15-157.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. — М., 1978. — С.239-248.

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психо­поэтики русской литературы XVIII-XIX вв. — М., 1999. — С.321-337.

Занятие № 12-13

Поэтика чеховского рассказа

ПЛАН

Чем обусловлены черты художест­венной оригинальности чеховской прозы?

Практическое задание (работа с текстом):

  1. Особенность повествовательной структуры рассказа «Тоска» (1886):
  • особенности композиционного построения;
  • «внешний» и «внутренний» ракурс повествовательного «видения» образа Ионы;
  • система средств создания образа и характер их взаимоотношений;
  • роль диалогов в структуре рассказа;
  • специфика соотношения субъекта речи и субъектов соз­нания в рассказе;
  • роль сюжета и фабулы в раскрытии идеи чеховского рассказа.
  1. Анализ идейно-образной структуры рассказа «Дом с мезони­ном» (1896):
  • сравнительная характеристика усадеб Белокурова и Волчаниновых;
  • характер развития взаимоотношений в рамках треуголь­ника: художник — Лида — Женя;
  • способность к диалогу участников событий;
  • кульминационное значение «идейного» спора художника и Лиды (в 3-ей главе);
  • смысл названия рассказа и роль «открытого» финала.
  1. Принципы сюжетостроения в рассказах и новеллах А.П. Чехова. Эволюция чеховской прозы от комических рассказов к новелле прозрения.

(По такой же схеме анализ рассказов «Студент», «Черный монах»)

Литература

Гейдеко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. — М., 1987. — С.254-339.

Кузнецова М.В. Творческая эволюция Чехова. — Томск, 1978.

Линков В.Л. Художественный мир прозы А.П. Чехова. — М., 1982.

Семанова М.Л. Чехов-художник. — М., 1976.

Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. — Л., 1987.

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. — М., 1989.

Чудаков А.П. Поэтика Чехова. — М., 1971.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа по теме «Творчество В.Г. Короленко»

Объект исследования:

вариант. Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» (1885).

вариант. Повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (1886).

Задание:

Охарактеризовать повествовательную структуру повести (формы повествования, образ рассказчика, система точек зрения).

Уточнить роль авторской жанровой пометы: «Из детских воспо­минаний моего приятеля» («В дурном обществе») и «Этюд» («Слепой музыкант»).

Определить основные сюжетообразующие факторы повести. Что, на ваш взгляд, лежит в основе событийной коллизии и что является центральным событием? Чем обусловлена логика худо­жественного повествования?

Дать развернутую характеристику образной системы повес­ти. За счет каких средств создается персонажный образ?

Проанализировать пространственно-временную организацию текста. Какова роль пространственно-временных характеристик в реализации авторского замысла?

Охарактеризовать черты стилевого своеобразия повести.

Очертить смысловое поле заглавия повести (если возможно, указать на множественность смысловых значений, заключенных в заглавии).

Сделать вывод о специфике художественного метода Коро­ленко-прозаика.

Литература

Основная:

Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основ­ные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. — М., 1999 (см разделы «Время и пространство», «Диалог и монолог», «За­главие», «Композиция», «Образ художественный», «Персонажей система», «Повествование», «Стиль», «Сюжет», «Точка зрения»),

Аверин Б.В. Владимир Короленко // История русской литературы: В 4 т. — Л, 1983. — Т.4. — С.143-176.

Бялый Г.А. В.Г. Короленко. — Л., 1983.

Дополнительная:

История русской литературы второй половины ХIX века: Практикум / Под ред. н.н. Старыгиной. — М., 1998.

История русской литературы XIX века. Вторая половина: Учебное пособие / Под ред. н.н. Скатова. — М., 1987.

Лебедев ю.в. Русская литература XIX века: вторая половина. — М., 1990.

Вопросы к экзамену

  1. Основные структурно-типологические признаки русского ро­мана второй половины XIX века.
  2. Почвенничество как оригинальная социокультурная концеп­ция; круг её идеологов и основные идейные положения. Очерк Ф.М. Достоевского «Пушкин».
  3. Жанровое своеобразие ранней прозы Ф.М. Достоевского. Проблема личности в романе «Бедные люди». В.Г. Белинский о романе.
  4. Черты стилевого своеобразия повести Ф.М. Достоевского «Бе­лые ночи». Место повести в процессе творческой эволюции писателя.
  5. Художественный мир романа Ф.М. Достоевского «Братья Ка­рамазовы». Природа семейного конфликта и его христианский контекст.
  6. Идеологическая полифония в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В.В. Розанов о роли «Легенды о Вели­ком инквизиторе» в идейной структуре романа.
  7. Роль женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Символический характер образа детства в романе.
  8. Особенности художественного психологизма в раннем твор­честве Л.Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), Н.Г. Чернышевский о толстовской «диалектике души».
  9. Произведение «Бесы» Ф.М. Достоевского как роман — предупреждение.
  10. Особенности художественного метода Л.Н. Толстого-прозаика в цикле «Севастопольские рассказы».
  11. Проблема взаимоотношений народа и интеллигенции в повес­тях Л.Н. Толстого 1850-60-х гг. («Утро помещика», «Казаки»),
  12. «Мысль семейная» и характер её реализации в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Проблема жизни «истинной» и «мнимой». Особенности поэтики романа.
  13. Особенности толстовского реализма в повестях позднего пе­риода творчества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова сона­та», «После бала», «Отец Сергий»).
  14. Мотив всепобеждающей жизни в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Образная система повести.
  15. Черты своеобразия художественного метода Л.Н. Толстого (симфонизм мышления, открытость вопросов, «диалектика души», сопряжение противоречивых явлений как условие ху­дожественной целостности, пластичность образа и др.).
  16. Проблема национального характера в творчестве Н.С. Лескова («Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» и др.).
  17. Идейно-художественные особенности повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел». Функция сказового стиля в повести.
  18. Смысл названия повести Н.С. Лескова «Очарованный стран­ник». Особенности поэтики.
  19. Типы антинигилистических романов. Роман Н.С. Лескова «Некуда»: проблематика, поэтика.
  20. Проблема «человек и война» в творчестве В.М. Гаршина («Че­тыре дня», «Трус»).
  21. Тематическое и художественное своеобразие творчества В.М. Гаршина.
  22. Своеобразие малых эпических жанров в творчестве В.Г. Коро­ленко («Лес шумит», «Река играет», «В дурном обществе»).

    Романтическое начало в произведениях писателя.

  23. Специфика героев ранней прозы А.П. Чехова и мастерство психологического анализа («Толстый и тонкий», «Ванька», «Тоска», «Смерть чиновника» и др.).

    Искусство лаконичности. Поэтика юмористического рассказа.

  24. «Безоценочность» слова чеховской прозы. Художественный смысл изображения жизни как бы от лица рассказывающего героя. («Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» и др.).
  25. Своеобразие авторской позиции в прозе А.П. Чехова. Смысл освобождения слова героя от «власти» автора. Художествен­ная функция несобственно-прямой речи героев.
  26. Идейно-тематическое своеобразие прозы А.П. Чехова зрелого периода творчества. Чеховский принцип «правильной поста­новки вопросов».

Занятие №2

Тема: Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

ПЛАН

1. «Преступление и наказание» как пролог к романам Пятикнижия.

2. «Преступление и наказание»: опыт целостного анализа романа.

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №3

Тема: М.М. Бахтин о жанре полифонического романа Достоевского

коллоквиум

ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №4

Тема: Роман Достоевского «Идиот»

ПЛАН

1.Проблема «положительно прекрасного» человека в романа Достоевского «Идиот

2. Религиозно-мифологический подтекст. Карнавальное начало в романе.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №5

Тема: Роман Достоевского «Бесы»

ПЛАН

1.«Бесы» как роман – предупреждение.

2. Историческая основа сюжета.

3. Библейские аллюзии.

4. Смысл эпиграфа.

4. Принципы создания образов героев.

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №6

Тема: Роман Достоевского «Братья Карамазовы»

ПЛАН

  1. Поэтика романа «Братья Карамазовы.
  2. Философский подтекст романа.
  3. Эволюция героев.
  4. Смысл финала.

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №7

Тема: Произведения Н.С. Лескова

ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №8

Тема: Ранняя проза Л.Н. Толстого

ПЛАН

1.Ранняя проза Толстого.

2. Принципы психологизма.

3. Автобиографическая трилогия.

4. Цикл «военных рассказов».

5. Целостный анализ повести Л.Н. Толстого «Казаки».

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №8

Тема: Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

Круглый стол

ПЛАН

1. Поэтика романа-эпопеи «Война и мир».

Эволюция эпического героя.

Основные темы и мотивы.

Система образов.

Сообщения студентов.

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №9

Тема: Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Семинар-диспут

ПЛАН

1. Нравственная проблематика романа «Анна Каренина».

2. Смысл эпиграфа.

3. Роль символов.

4. Финал романа.

5. В.Набоков о романе.

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №10

Тема: Позднее творчество Л.Н. Толстого

ПЛАН

1. Позднее творчество Л.Н. Толстого.

2. Экзистенциальные мотивы в повести «Смерть Ивана Ильича».

3. Драматургия Л.Н. Толстого.

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №11

Тема: Эволюция прозы А.П. Чехова

ПЛАН

1. Ранние рассказы Чехова. Принципы комизма.

2. Чеховская проза 1880-90-х гг

3. Принципы сюжетостроения в рассказах и новеллах А.П. Чехова.

4. Эволюция чеховской прозы от комических рассказов к новелле прозрения.

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №11

Тема: Драматургия А.П. Чехова

ПЛАН

Жанровое своеобразие и природа комического «Чайки» и «Вишневого сада» А.П. Чехова.

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

Занятие №12-13

Тема: Проза и поэзия 1880-1890-х годов

ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

Конспекты

1. Кременцов Л.П.., Джанумов С.А. Русская литература ХIХ века. 1880–1890. Учебное пособие. ФЛИНТА, 3-е изд. 2011.

http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3772

а) основная литература:

2. Галкин А.Б. Герои и сюжеты русской литературы: имена, образы, идеи. ФЛИНТА, 2-е изд. 2012.

3. Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести: учебное пособие

«ФЛИНТА, 2010.

4. Есин А.Б. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов. ФЛИНТА, 8-е изд. 2011.

5. Загорская Е.Я. Такташова Т.В. Такташов Е.В. Орлова Е.П. Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями. Учеб. Пособие ФЛИНТА, 2013.

6. Кременцов Л.П. Русские поэты XIX века. Хрестоматия. ФЛИНТА, 1-е изд. 2004.

7. Минералова И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма. Учебное пособие. ФЛИНТА, 1-е изд. 2011.

8. Неореализм: Жанрово-стилевые поиски в русской литературе конца XIX — начала XX века: Учебное пособие / С.А. Тузков. — М.: Флинта: Наука, 2009.

в) дополнительная литература:

Щенников Г.К., Щенникова Л.П. История русской литературы ХIХ века (70-90-е гг).

М., 2005.

История русской литературы XIXвека. 70-90-е годы : учеб. для студентов вузов / ред. В. А. Аношкина, Л. Д. Громова, В. Б. Катаева. – М. : ОНИКС, 2006. – 797 с.

История русской литературы. В 4-х т. Т. 2-3. Л., 1982.

История русской литературы ХIХ в. Вторая половина. Учебное пособие. М., 1987.

Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ века. Учебное пособие. М., 1997.

Русская литература ХIХ века в критических оценках и суждениях. Хрестоматия литературно-критических материалов: В 2-х т. Сургут, 2001.

Баевский В.С. История русской поэзии. 1730-1980. М., 1996.

Бройтман С.Н. Русская лирика ХIХ – начала ХХ века в свете исторической поэтики. М., 1997.

Бялый Г.А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. Л., 1990.

История русской литературы XI-XIXвеков : в 2 ч. : учеб. пособие. – М. : ВЛАДОС. – Ч.1 / ред. : Л. Д. Громова, А. С. Курилова. – 2000. – 272 с.

Соколов, А. Г. История русской литературы конца XIX- началаXXвека / А. Г. Соколов. – М. : Высш. шк. : Академия, 2000. – 432 с.

История русской литературы XI-XIXвв. : учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Коровина, Н. И. Якушина. – М. : Русское слово, 2001. – 590 с .

Кулешов, В. И. История русской литературы XIXвека : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Кулешов. – М. : Трикста : Академ. Проект, 2004. – 794 с.

История русской литературы XI-XIXвв. : учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Коровина. – М. : Русское слово, 2001. – 590 с.

Дмитревская И.В. Герменевтика драматургии А.П. Чехова. ФЛИНТА, 2-е изд. 2013.

Ломунова А.К. Л.Н. Толстой. В поисках истины. ФЛИНТА, 2008.

Нижников С.А. Проблемность понятия красоты в творчестве Ф.М. Достоевского / Вестник Северо-Кавказкого государственного технического университета, № 1 (26), 2011

г) Интернет-ресурсы

http://feb-web.ru/feb/irl/default.asp

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-026.htm

V.

История русской литературы третьей трети ХIХ в.

36

5.1

Особенности литературного процесса 1870 – 1890-х гг. «Народничество» и его влияние на развитие литературы. Периодизация. Жанровый корпус.

2

5.2

Творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Бедные люди». М.М. Бахтин о диалогизме Достоевского.

2

5.3

Типология романов «Пятикнижия». Герой-идеолог. Принципы организации художественного времени и пространства. М.М. Бахтин и Топоров о пространстве «Преступления и наказания». Мотив сна в романах Пятикнижия. Двухчастность композиции и функции конклавных сцен. Г.К. Щенников о композиции «Преступления и наказания». Жанровое своеобразие романов Пятикнижия: «полифонический» роман (М.М. Бахтин), «роман-трагедия» (В.Иванов).

Философия и поэтика «Преступления и наказания». Мифологический подтекст романа «Идиот». Образ «положительно прекрасного человека»: двойственность образа князя Мышкина. Мотив красоты в романе.

«Братья Карамазовы» как итог творчества писателя. Общественно-исторический масштаб осмысления «случайного семейства» в романе. Типология героев. «Поэма о Великом Инквизиторе» как итог философских размышлений Достоевского. «Поэма…» в интерпретации русских философов (Н. Бердяева, Д.С. Мережковского, Ильина).

Вклад Достоевского в развитие мировой литературы.

8

5.4

Эстетика и поэтика творчества Л.Н. Толстого. Соотношение художественных систем Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Своеобразие творчества раннего Толстого. Принципы психологизма в автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Н.Г. Чернышевский о «диалектике души» Толстого.

2

5.5

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Трансформация замысла. Философия истории: «роевое начало». Нравственная природа оценки исторических героев и событий: образы Наполеона и Кутузова. Система образов романа. «Народные» герои. Гегелевская классификация характеров. Эпические характеры в «Войне и мире». Религиозно-мифологические мотивы.

Поздние романы Толстого «Анна Каренина» и «Воскресенье». Новые принципы поэтики. Символизм. Элементы «потока сознания» в «Анне Карениной». Особенности «концентрической» композиции. Константин Левин как автобиографический герой. Пушкинские и флоберовские реминисценции в романе.

8

5.6

Новеллистика В. Гаршина. Цикл «военных » рассказов. Своеобразие жанра аллегории.

2

5.7

Творчество А.П. Чехова. Периодизация. Типология ранних комических рассказов. Повести «Скучная история» и «Степь». Жанровое своеобразие «новеллы прозрения» в прозе Чехова. Синтез анекдота и притчи в рассказах «Дама с собачкой», «Студент», «Душечка». В.М. Тюпа о новеллистике Чехова. «Ионыч» как новелла несостоявшегося прозрения. Культурологические реминисценции, прием психологической детали. Эволюция доктора Старцева. Драматургия А.П. Чехова. Основные принципы. Жанровое новаторство.

6

5.8

Беллетристическая проза 1870-90-х гг.

4

5.9

Поэзия 1880-90хх гг.

2

№ зан

№ раздела

Наименование и краткое содержание

Кол-во часов

Формы отчетности

5.1

5

Герой и позиция автора в романах Достоевского. «Бедные люди»: самосознание героя как художественная доминанта построения характера.

2

Семинар

Конспекты

5.2

5

«Преступление и наказание» как пролог к романам Пятикнижия. М.М. Бахтин о жанре полифонического романа Достоевского.

4

Коллоквиум

Конспекты

5.3

5

Творчество Ф.М. Достоевского 1850-60-х гг.

Мотив безумия в повести «Двойник». Параллелизма образов, удвоение художественно пространства как основные принципы поэтики. Образ Я.П. Голядкина.

4

Семинар-диалог

Конспекты

5.4

5

«Записки из Мертвого дома» как первое произведение, открывающее пенитенциарную тему в русской литературе.

2

Семинар

5.5

5

«Преступление и наказание»: опыт целостного анализа романа.

2

Коллоквиум

Конспекты

5.6

5

Проблема «положительно прекрасного» человека в романа Достоевского «Идиот». Религиозно-мифологический подтекст. Карнавальное начало в романе.

2

Семинар

5.7

5

«Бесы» как роман – предупреждение. Историческая основа сюжета. Библейские аллюзии. Смысл эпиграфа. Принципы создания образов героев.

2

Семинар

Конспекты

5.8

5

Поэтика романа «Братья Карамазовы. Философский подтекст романа. Эволюция героев. Смысл финала.

4

Семинар

Конспекты

5.9

5

Ранняя проза Толстого. Принципы психологизма. Автобиографическая трилогия. Цикл «военных рассказов». Целостный анализ повести Л.Н. Толстого «Казаки».

2

Семинар

5.10

5

Поэтика романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция эпического героя. Основные темы и мотивы. Система образов. Сообщения студентов.

4

Круглый стол

5.11

5

Нравственная проблематика романа «Анна Каренина». Смысл эпиграфа. Роль символов. Финал романа. В.Набоков о романе.

2

Семинар-диспут

5.12

5

Позднее творчество Л.Н. Толстого. Экзистенциальные мотивы в повести «Смерть Ивана Ильича».

2

Семинар

5.13

5

Драматургия Л.Н. Толстого.

2

Семинар

5.14

5

Проза 1880-90-х гг.

4

Семинар

5.15

5

Принципы сюжетостроения в рассказах и новеллах А.П. Чехова. Эволюция чеховской прозы от комических рассказов к новелле прозрения.

4

Семинар-диспут

5.16

5

Жанровое своеобразие и природа комического «Чайки» и «Вишневого сада» А.П. Чехова.

2

Семинар

Конспекты

5.17

5

Поэзия 1880-90-х гг.

2

Семинар

Всего

46