13.03 План ОГП — Воинский коллектив

УТВЕРЖДАЮ

начальник узла связи войсковой части 89553

подполковник

А. Харламов

“___” марта 2014 г.

ПЛАН

Проведения общественно-государственной подготовки с личным

составом УС войсковой части 89553 «13» марта 2014 года

Тема № 11. Воинский коллектив.

Занятие № 1. Общие признаки воинского коллектива

Занятие № 2. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач

Цель:_____________________________________________________________________

____________________________________________________

Время: 09.00 – 11.50

Используемая литература:_________________________________________________

_________________________________________________

п/п

Вопросы ОГП

Время

Краткое содержание

I.

II.

Вводная часть

Основная часть

10 мин.

130 мин.

Проверка наличия личного состава, его готовности к проведению общественно-государственной подготовки.

В ходе основной части довожу до личного состава основные вопросы общественно-государственной подготовки.

В ходе совместной деятельности люди практически всегда вступают в социальные общности группы так принято называть определенное объединение людей. Все человеческое общество состоит из множества групп, которые различают по целому ряду признаков:

по целям и содержанию деятельности (трудовые, боевые, учебные и другие группы);

по способу объединения (группы производственные, бытовые и т. д.);

по форме организации и возникновения (группы реальные, условные, организованные, официальные и неофициальные);

по характеру и контактности общения, отношений к личности всех других членов группы контактные (первичные) и дистантные (вторичные).

Помимо этого выделяют большие и малые социальные группы.

Большие социальные группы это классы, прослойки, политические группы, партии, профессиональные союзы, вооруженные силы, нации и другие (возрастные, образовательные) общности и объединения.

Малые социальные группы это воинское подразделение, цех, школьный класс, студенческий курс. Подобные группы принято называть первичными. Они отличаются от больших тем, что в них осуществляется постоянное межличностное общение, контакт, взаимодействие.

Следует отметить, что группа более широкое понятие, чем коллектив. При этом не всегда она может рассматриваться в качестве коллектива.

Любая малая социальная группа проходит три уровня развития: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характерен для группы военнослужащих, которые только что объединились на основе приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат).

Ее обычно называют ассоциацией группой, имеющей официальную структуру и общую цель, но не действующей как целое, поэтому в ней не развиты ни подготовленность, ни организационное единство, ни психологическая коммуникативность. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от количества военнослужащих. Известно, что каждый член группы не может находиться в объективных личностных отношениях более чем с 7 12 другими ее членами. Отношения, складывающиеся в такой группе, составляют внутреннюю структуру элементарной группы. Если группа больше, например, состоит из 15 или 20 человек, то она стремится к разделению на несколько групп.

Многочисленные наблюдения за поведением призывников указывают на то, что им требуется от 3 до 5 дней, чтобы познакомиться друг с другом. За это время уменьшается выраженность депрессивных настроений, устанавливаются эмоциональные контакты. Иногда это происходит еще раньше, например, в пути следования к месту службы или на призывном пункте. Среди земляков сразу же можно определить лидера и круг его общения. Если в команде призывники разделились на несколько групп с активными лидерами, то между ними могут возникнуть эмоциональные конфликты либо отношения спортивного соперничества.

Если ассоциация не распадается, то она постепенно переходит на средний уровень развития, который характеризуется более осознанной деятельностью и дисциплинированностью военнослужащих. Такую группу называют кооперацией. В ней, как правило, наблюдаются прочные служебные и товарищеские отношения. Командные функции выполняют назначенные лица, имеющие определенную власть. Кроме того, в группах-кооперациях существуют неофициальные лидеры, которые либо поддерживают младших командиров, либо затрудняют официальное управление. Здесь имеются подготовленность и организационное единство. Однако мотивы, побуждающие к достижению общего результата, и цели деятельности не имеют четкой нравственной направленности. Нет в такой группе и высокого уровня психологической коммуникативности.

При благоприятных условиях в подразделении через 1015 дней образуются 23 группы-кооперации, включающие в свой состав от 3 до 7 военнослужащих. Проходит некоторое время, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития уровень автономизации.

Автономная группа характеризуется четкой организационной Структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов деятельности. Там возрастают управленческая роль младших командиров и социальная активность лидеров. При этом в большинстве случаев между командирами и лидерами существенных противоречий не возникает, хотя отдельные трения возможны.

Следует отметить, что от уровня социального развития воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой деятельности. В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Для автономных групп сложные и опасные ситуации становятся своеобразными катализаторами социальной активности, преодолевая трудности, военнослужащие еще больше сплачиваются.

Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опасность. Это связано с тем, что высокая организация, единство взглядов, эмоциональная удовлетворенность друг другом при наличии сильного и авторитетного лидера создают условия для появления у группы как социальной, так и асоциальной ориентации. Например, если военнослужащие объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превращается в воинский коллектив. С другой стороны, если военнослужащие скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лже-коллективом.

Корпорации внутренне организованные группы, обладающие внутренней структурой и общей деятельностью, цели которых определяются как «личные через групповые». Корпорация характеризуется высокой степенью подготовленности, организационного единства и психологической коммуникативности, но отличается по нравственной направленности групповым эгоизмом и индивидуализмом. Как отмечают многие исследователи, именно корпоративный дух, или групповой эгоизм, создает условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений воинской дисциплины, поскольку деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1 2 негативных лидеров.

Коллектив это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, совместной социальнополезной деятельностью. Коллектив понятие латинского происхождения, означающее «собранность», т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова «кружок». В основе того и другого связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражают понятия «товарищество», «воинское братство».

Признаки коллектива:

стоящая цель перед группой осознанна и принята всеми членами;

присутствуют наиболее ценные типы взаимоотношений доверие, взаимопонимание, положительный морально-психологический климат, высокая работоспособность, высокая устойчивость;

коллектив возглавляет лидер руководитель.

«Нельзя представить себе коллектив, если взять по простому сумму отдельных лиц, говорил АС. Макаренко. Коллектив это социальный, живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Воинский коллектив организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника.

В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего из них выделяют три основные: социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости.

Первая, начальная стадия развития воинского коллектива (стадия социального единства), характеризуется тем, что, находясь на ней, военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Эта стадия проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Нередки случаи, когда одна небольшая группировка безнравственных военнослужащих становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива.

На второй стадии (стадии войскового товарищества), как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая немыслима без коллективного мнения и настроения, взаимоотношений и сплоченности, дисциплинированности и коллективных привычек.

На третьей стадии социальной и боевой зрелости достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентации воинского коллектива. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый морально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

Для обеспечения процессов взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач, для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие социально-психологические условия:

а) наличие общих, согласованных позиций членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующихся на основе морального единства военнослужащих, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Независимо от вида общественно-полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно-полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений. Не является исключением и воинский коллектив. Воинское подразделение как определенная социальная общность возникает на базе организационной структуры части (корабля) и включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально-психологические особенности. Среди таких подсистем есть как формальные, так и неформальные группы. К первым относятся строевые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы, ко вторым группы земляков, друзей, любителей музыки, спорта и т.п. Кроме того, в подразделении существуют ранговые группы, связанные с функциями управления и руководства личным составом. Это могут быть официальные ранговые группы сержантов, прапорщиков, офицеров, которые управляют людьми согласно своим функциональным или общественным обязанностям, но возможно формирование и неофициальных ранговых групп военнослужащих, которые руководят воинами в соответствии со своими эгоистическими интересами.

Наиболее тесно и непрерывно контактируемый коллектив называется первичным. Первичными коллективами в армии являются отделение, расчет, экипаж, взвод, рота (батарея) и им равные. Узкая группа военнослужащих, насчитывающая два-три и более человек, называется микрогруппой.

Таким образом, воинский коллектив как высшая форма объединения людей характеризуется организованностью, сплоченностью, общественно значимой целью деятельности, относительной устойчивостью и продолжительностью совместного функционирования.

2

В процессе жизнедеятель­ности любой военной организа­ции военнослужащие вступают во взаимодействие, общаются, у военнослужащих формирует­ся свое отношение к окружаю­щим (командирам, начальникам, сослуживцам, подчиненным).

Взаимоотношения в воин­ском коллективе — система взаимосвязей, возникающая, складывающаяся и в развивающа­яся между военнослужащими в процессе их взаимодействия и общения во всех сферах воинс­кой деятельности, основанная на требованиях воинских уставов, высокой сознательности, культу­ре общения и воспитанности лич­ного состава.

Взаимоотношения людей в зависимости от сфер деятель­ности принято подразделять на официальные и неофициальные.

Официальные (служебные) отношения — важнейшая основа взаимодействия людей при реше­нии профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на боевом дежурстве, при несении караульной и внутрен­ней службы (корабельной вахты), в повседневной жизни. Система данных отношений предполага­ет неукоснительное исполне­ние боевых, служебных, трудо­вых обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре воинского коллекти­ва, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, прави­лах, наставлениях. В этих рамках выделяются служебно-деловые, правовые, моральные, этические и другие взаимоотношения.

Служебные отношения, кроме того, подразделяются на взаимо­отношения «по вертикали» (между начальниками и подчиненными) и «по горизонтали» (между равны­ми по должности и званию).

Неофициальные (неслу­жебные) взаимоотношения складываются в зависимости от индивидуальных особенностей военнослужащих, их чувств, сим­патий и антипатий, коллективных идеалов и внутриколлективных ролей, охватывают общественную деятельность, организацию отды­ха и досуга военнослужащих.

По субъектам взаимоотно­шения подразделяются на меж­личностные, межгрупповые, между группой и личностью.

Основной психологический компонент в структуре межлич­ностных отношений — это позиция военнослужащего по отношению к каждому из своих товарищей. Она представляет собой комп­лекс чувств и оценочных сужде­ний, которые вызываются поступ­ками и качествами личности дру­гого человека, всем тем, что один из них знает о своем товарище. Позиция имеет, следовательно, и определенную действенную сто­рону — готовность, стремление к соответствующим действиям по отношению к своим товарищам по службе. В случае когда пози­ции людей характеризуются вза­имностью, между ними образу­ется прочная двусторонняя соци­ально-психологическая связь.

Положение военнослужаще­го в сети межличностных отно­шений характеризуется опреде­ленной мерой влияния, возмож­ностью оказывать эффективное воздействие на поведение своих товарищей. В ходе этого процес­са формируются социальный ста­тус, общественная роль каждого члена коллектива, вырабатывает­ся авторитет военнослужащего.

Статус положение военно­служащего в системе межличнос­тных отношений, определяющее его права, обязанности и приви­легии. В различных группах один и тот же военнослужащий может иметь разный статус.

Роль соответствующий при­нятым нормам способ поведения людей в зависимости от их стату­са или позиции в системе межлич­ностных отношений. Например, «лидер», «партнер», «соперник», «отверженный», «покровитель», «последователь» и т.д. Каждая роль соответствует определенно­му социальному статусу.

Авторитет (от лат. влияние, власть) — это признание группой лиц или коллективом личностных и деловых качеств кого-либо из своих членов, отражающее его способность влиять на положение дел в этой группе (коллективе).

Авторитет является своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладает высокой степенью значимости для окру­жающих.

Самой широкой разновиднос­тью взаимоотношений являются товарищеские взаимоотноше­ния. Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совмес­тной деятельности и общения определяют развитие связей и распределения общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к другу — «товарищ».

Роль и значение войскового товарищества особенно ценил великий полководец Александр Васильевич Суворов. Ему при­надлежит известное крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай».

Дружба также одна из раз­новидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимно­го содействия и понимания. Она начинается с симпатии к друго­му человеку, его уважения. Если симпатия основана, как прави­ло, на эмоциях, то уважение – на признании высоких нравственных качеств другой личности.

Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопони­мание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пан­томимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и моду­ляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, — это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Тысячу раз правы ветераны бое­вых действий, утверждая, что с другом жить и воевать легче, солдатская дружба, спаянная на войне кровью, — большая сила. Когда в бою чувствуешь, что пле­чом к плечу с тобой идет испытан­ный друг, готовый за тебя пойти в огонь и в воду, то, естествен­но, дерешься смелее, яростнее и увереннее. Тяжелейшей утратой является потеря друзей и това­рищей. Отомстить за их смерть — дело долга и чести.

В структуру воинского коллек­тива входят микрогруппы — мел­кие, стихийно складывающиеся группы военнослужащих, насчи­тывающие два-три человека и более. Они, как правило, носят ролевой характер, имеют веду­щих и ведомых и различаются по своей направленности.

Микрогруппы с положитель­ной направленностью возника­ют на основе стремления воен­нослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи на основе общих полезных интересов, добросо­вестного отношения к службе, стремления к полезным делам; способствуют общему успеху коллектива. Взгляды и мнения в этих группах обычно совпада­ют с мнением всего коллектива. Взаимоотношения интересов и других членов микрогруппы не носят конфликтного характера. Такие микрогруппы способствуют формированию коллективизма и воспитанию лучших черт личности военнослужащего. Лидеры в них, как правило, превосходят своих товарищей по образованию, по способностям, по каким-либо другим качествам, но не демонс­трируют своего превосходства и во всем помогают товарищам. Мотивом самоутверждения в таких группах, как правило, явля­ется достижение определенных результатов в военно-професси­ональной деятельности, самооб­разовании, спорте и т. д.

Вместе с тем вполне вероят­но формирование и отрицатель­но направленных групп. В основе образования таких групп лежат, как правило, эгоистические уст­ремления одного или нескольких наиболее сильных и влиятель­ных среди военнослужащих лич­ностей к нарушению воинского порядка, недовольство высокой требовательностью командиров, личные симпатии, привязанности и т. п. Структура таких микрогрупп представляет собой обычно сово­купность разных позиций. Здесь нет психологического равенства между людьми: одни занимают позицию активного преоблада­ния, давления на равных по служ­бе, другие — позицию подчинения, приспособленчества, нездоро­вой зависимости. Отрицательно направленные малые группы в воинском коллективе — предпо­сылка для возникновения негатив­ных тенденций в его развитии.

Таким образом, взаимоотно­шения военнослужащих — слож­ное социально-психологическое явление в воинском коллективе, представляющие собой специ­фический комплекс личностных связей и отношений, складываю­щийся на основе взаимного поз­нания, межличностных действий и взаимных оценок в ходе воинс­кой службы.

Жизнедеятельность воинс­кого коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Взаимоотношения в воинском коллективе оказыва­ют непосредственное влияние на результаты боеготовности подразделений и воинских час­тей, а также на самые различные сферы его жизнедеятельности, а именно — на состояние воинс­кой дисциплины и правопорядка в подразделении, уровень груп­повой сплоченности, морально-психологический климат.

Успешность учебно-боевой деятельности первичного воин­ского коллектива определяется главным образом уровнем раз­вития таких важнейших факторов взаимоотношений, как коллектив­ная мотивация личного состава подразделения, его эмоциональ­ная сплоченность, удовлетворен­ность психологическим статусом.

Высокий уровень единства действий обеспечивается стрем­лением всех к коллективному успеху (коллективистская моти­вация), а также умением каждого военнослужащего строить свои действия с учетом действий и потребностей своих товарищей. Навыки и умения взаимодейс­твия опираются в свою очередь на индивидуальное боевое мас­терство каждого воина, на знание им своих обязанностей, оружия и боевой техники и умение приме­нять их в бою.

Коллективная мотивация это стремление воинов к согла­сованию своих действий, к вза­имной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарища­ми. Это практическое проявле­ние коллективизма личности. В основе коллективной мотивации лежит идейное, моральное единс­тво военнослужащих. Стремление военнослужащих действовать коллективно, помогать друг другу является также результатом осознания ими своей взаимной зависимости, необходимости подчинения своих личных успехов успеху коллектива.

От содержания, направленнос­ти взаимоотношений в коллек­тиве зависит уровень групповой сплоченности, слаженности и в итоге качество выполнения стоя­щих перед ним служебных задач.

Групповая сплоченность это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в груп­пе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защи­щают друг друга от общей угрозы и гарантируют безопасность кол­лективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в груп­пе интерес к развитию и процве­танию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и «лица» в целом уходит на второй план, и вероятность плодотворных сов­местных действий членов группы уменьшается.

При высоком уровне групповой сплоченности военнослужащие идут на существенные жертвы, чтобы помочь друг другу в выпол­нении общей задачи. Члены воин­ского коллектива могут регулярно делиться опытом, обмениваться информацией и оказывать друг другу практическую помощь.

Боевая слаженность спо­собность воинского коллектива действовать в любой ситуации подобно единому организму. Боевая слаженность достигает­ся за счет четкой организации службы, отличной выучки, испол­нительности каждого военнослу­жащего, их умения тактически мыслить, понимать командирский замысел, стремления трудиться инициативно, творчески, с пол­ной отдачей.

Слаженность зависит от стремления и умения воинов согласовывать свои действия, подчинять их общему плану, соединять в единый процесс выполнения задачи, стоящей перед подразделением. Как известно, в ходе боевой подго­товки осуществляется практи­ческое слаживание отделений, взводов, рот и им равных подраз­делений. Военнослужащие учат­ся взаимодействовать, работать в едином ритме как участники одного процесса. Они усваива­ют общую структуру коллектив­ной деятельности, ее цели и свою роль в их реализации, вникают в задачи каждого из своих товари­щей и в особенности его стиля боевой работы. Они обучаются информировать друг друга, вза­имно предвидеть действия и осу­ществлять различные контакты, необходимые для слияния своих действий, учатся деловому взаи­мопониманию.

Взаимопонимание– это способность понимания одного человека другим, когда она носит взаимный, обоюдный характер. О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различ­ных смыслах, имея в виду сов­падение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир и ценностные ориентации, понима­ние индивидуальных особеннос­тей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов пове­дения и возможности вести себя так или иначе в какой-то конк­ретной ситуации, взаимопонима­ние как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки своих воз­можностей и способностей и т. д.

Условием взаимопонимания является не только понимание другого человека, но и понимание его отношения к себе как к партне­ру по общению и наконец понима­ние самих отношений, складыва­ющихся и развивающихся между общающимися людьми. Не менее важным условием взаимопонима­ния является принятие способов понимания людьми друг друга, их согласие во взглядах на их отно­шение друг к другу. Без выполне­ния названных условий вряд ли взаимопонимание будет доста­точно глубоким и устойчивым.

Важнейшим средством уста­новления взаимопонимания между людьми является речь, которая позволяет осуществлять обмен мыслями для взаимопони­мания.

В процессе межличностного общения возникают и развива­ются различные социально-пси­хологические явления, такие как удовлетворенность психологи­ческим статусом, стремление личности к самоутверждению.

Самоутверждение личнос­ти — это ее стремление занять и удерживать определенную пози­цию в системе психологических отношений в коллективе, которая обеспечивала бы данной лич­ности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребнос­ти общения с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наибо­лее сильных сторон. Процесс самоутверждения личности — это активное стремление челове­ка осознать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, раскрыть воз­можности, проявить себя, играть значимую роль в коллективе.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в связи с самоутверж­дением личности в среде себе подобных может возникать мно­жество разнообразных ситуа­ций, отражающихся не только на одной личности, но и на кол­лективе в целом, на его спло­ченности, результативности его деятельности. В процессе само­утверждения в коллективе могут, например, стихийно складывать­ся группы негативной направлен­ности, которая может выражаться в стремлении любой ценой занять лидирующее положение.

Психологические проблемы во внутриколлективных отношениях могут возникать из-за психологи­ческой несовместимости военно­служащих.

Совместимость взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, осно­ванное на оптимальном сочета­нии (сходстве или взаимодопол­нительности) ценностных ори­ентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребнос­тей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологи­ческих реакций и других значимых для межличностного взаимодейс­твия индивидуально-психологи­ческих характеристик. Критерием совместимости является высокая непосредственная удовлетворен­ность членов коллектива резуль­татом и, главное, процессом взаимодействия, когда не потре­бовалось специальных усилий на установление взаимопонимания. Совместимость, как правило, сопровождается возникновени­ем взаимной симпатии, уваже­ния, уверенности в благоприят­ном исходе будущих контактов.

Особое значение совместимость приобретает в сложных, экстре­мальных условиях совместной жизнедеятельности (космичес­ком полете, экспедиции, воору­женном столкновении и т.д.), т.е. тогда, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства, количества участников, необхо­димых для ее реализации.

Современный бой требует от личного состава предельной самоотдачи, решительных само­стоятельных действий, готовнос­ти к личному и коллективному самопожертвованию. Для дости­жения победы необходимо, чтобы каждый военнослужащий глубоко понимал замысел и требования командира, проникся чувством безграничного доверия к нему, к своим боевым товарищам, был постоянно готов к самостоятель­ным, инициативным действи­ям. И, конечно же, успех боевых действий немыслим без веры командира в подчиненных, в их творческие силы, непобедимую решимость до конца выполнить боевую задачу. Психологическая значимость доверия заключается в том, что оно повышает у военно­служащего чувство собственного достоинства, стимулирует лич­ность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных воен­нослужащих. Доверие не имеет ничего общего с попустительс­твом военнослужащим, недобро­совестно относящимся к ратному труду, имеющим низкие мораль­ные качества.

Таким образом, характер взаи­моотношений в воинском коллек­тиве оказывает прямое, непос­редственное влияние на успеш­ность выполнения военнослужа­щими служебных и боевых задач. Основная задача военнослужащих состоит в том, чтобы обще­коллективные интересы, задачи поддержания постоянной боевой готовности, повышения качест­ва учебы должны стать руково­дящими принципами в отноше­ниях между военнослужащими, придать товариществу и дружбе деловой настрой.

Методические рекомендации

Руководителю ОГП занятие целесообразно провести методом рассказа-беседы с рассмотрением примеров из жизни подразделения.

В первом вопросе основное внимание необходимо направить на основные характерные отличия воинского коллектива от других форм социального объединения людей, а также разъяснить слушателям этапы (стадии) развития воинского коллектива.

При раскрытии второго вопроса занятия важно не только рассказать солдатам (матросам) о важнейших социально-психологических характеристиках воинского коллектива, но и обозначить роль каждого военнослужащего в создании и поддержании здорового морально-психологического климата в подразделении.

В заключительной части необходимо сделать выводы, отметить наиболее активных на занятии, дать задание на самоподготовку.

Рекомендуемая литература:

1. Буранов С., Баклановский С. Психология межличностного общения // Ориентир. 2006. № 4.

2. Военная педагогика и психология. Психология воинского коллектива. М., 1986.

3. Колосов А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. // Ориентир. 2008. № 8.

4. Психология и педагогика. Военная психология. Под ред. Маклакова А.Г. СПб.: Питер, 2004.

III.

Заключительная часть

10 мин.

В ходе заключительной части провожу краткий опрос личного состава по изложенному материалу. Отвечаю на вопросы.

13.03 План ОГП — Воинский коллектив — Стр 2

Руководитель:_____________________________________

(в/звание, подпись, фамилия)