Педагогика 1

1вопрос .Предметом педагогики является педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное при-вести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе: проблемы цели воспитания; проблемы формирования мировоззрения; взаимосвязь коллектива и личности; » гносеологические проблемы, связанныё с разработкой теории познания

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследуя основные тенденции развития тех или иных групп и населения, закономерности социализации, влияние среды на человека, его положение в обществе.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в особенности с ее областью — экономикой образования.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.ЗМ. Сеченова, И.П. Павлова

Связь педагогики е медициной привела к появлений коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средства, с помощью которых достигается терапевтический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, вклиненной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив

2вопрос. С развитием науки, увеличением объема информации, осложнением производственных технологий, актуализацией проблемы продуцирования интеллектуального богатства возникает необходимость интенсификации (от фр. intensifiкатион, от лат. intensio — напряжение, усилие и facio — делаю;

22 стр., 10748 слов

По социальной педагогике проблема полового воспитания детей и ...

... психологов и социальных педагогов. Проблемы полового воспитания, связанные с методической ... работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ... социального педагога с детьми и подростками по половому воспитанию. Цель исследования: определить принципы и содержание полового воспитания ...

усиление, увеличение напряженности, производительности, эффективности учебного процесса).

Интенсификация обучения предусматривает достижение желаемых результатов за счет качественных факторов, то есть путем напряжения, более эффективного использования умственных возможностей личности. Ведь в процессе традиционного обучения в рамках экстенсивных подходов возможности мозга человека используются лишь на 15-20%. Поэтому более эффективное использование возможностей и тех, кто учит, и тех, кто учится, — первейшая предпосылка интенсификации учебного процесса. Надо учитывать ряд факторов, которые в единстве и взаимосвязи могут обеспечить интенсивность, а следовательно, и эффективность обучения. Это, в частности: организация учебного процесса на научной основе с точки зрения понимания сущности обучения, его движущих сил, логики учебного процесса, форм, методов и средств обучения;

— обеспечение высокого уровня психолого-педагогической подготовки научно-педагогических кадров;

— оптимизация содержания учебного материала с точки зрения возрастных и индивидуальных возможностей студентов;

— гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах;

— создание надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения (питание, соблюдение требований воздушного, светового, теплового режимов, гигиены умственного труда);

— широкое использование технических средств обучения, и прежде всего компьютерной техники;

— профессиональное владение преподавателями педагогическими технологиями и педагогической техникой;

— обеспечение надлежащего социально-экономического статуса педагогов в обществе.

Следовательно, обеспечение интенсификации обучения — довольно сложный вопрос. Оно далеко выходит за рамки чисто педагогических проблем, но объективные факторы социально-экономического развития диктуют необходимость интенсификации учебно-воспитательного процесса. В Национальной доктрине развития образования четко отражена идея интенсификации учебно-воспитательной деятельности путем использования факторов, которые способствуют ее реализации.

5вопрос.Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

Метод наблюдения — непосредственное и опосредованное восприятие изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям.

26 стр., 12543 слов

Педагогическая психология. Определение воспитания. Воспитание ...

... процесс для подростков и взрослых. 1. Определение процесса воспитания. Соотношение с обучением Воспитание - целенаправленный процесс. ... педагогике, естественно подразумевать, что воспитание тесно соприкасается с обучением и одновременно стоит обособленно. Цель данного реферата в том, чтобы понять взаимодействие процессов воспитания и обучения в педагогический психологии. Выделить роль воспитания, ...

Метод беседы и интервью. Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Наконец, важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.

Метод тестирования. Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. По структурным признакам могут быть:

1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

Метод анкетирования. Анкетирование — это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных качественных признаков. При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы).

Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент — это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают: 1) глобальные; 2) локальные. Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

7вопрос,Прагматизм (от греч. «прагма» — дело) — философско-пе-дагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839—1914) и У.Джемс (1842—1910) претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859—1952).

9 стр., 4494 слов

Нетрадиционные формы урока. Урок-праздник

... активных методов обучения английскому языку урок- праздник. Объект исследования: нетрадиционные формы урока, как активные методы обучения иностранного языка. Предмет исследования: урок-праздник Глава 1.Активные ... по предмету? Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения ( ...

Он привел их в систему, которую предпочитал называть инструментализмом.

Основные положения этой системы следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение — от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «…мы должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он Должен определять как качество, так и количество

Неопозитивизм — философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Зародившись в недрах классического позитивизма на этических идеях Платона, Аристотеля, Юма,Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь конформизму, манипулированию поведением личности и создать условия для ее свободного самовыражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспитания — формирование рационально мыслящего человека.

Экзистенциализм (от лат. existencia — существование) — философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» его сущности и творит ее.Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. Отсюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция — великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам безошибочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения воспитания в процессе формирования человека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

Неотомизм — религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Средневековый схоласт прославляется как апостол прошлого и пророк будущего, а религия — как вечная и главная философия, направляющая человеческое бытие и воспитание. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах — погоне за наживой и голой утилитарности, — беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское направление, ибо конечная цель этого бреда — помешать человеку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель — христианское усовершенствование человека на земле. Дальняя — забота о его жизни в потустороннем мире, спасении души.

11 стр., 5081 слов

Развитие музыкальной памяти учащихся на уроке музыки в начальной школе

... психологические аспекты развития памяти младших школьников на уроке музыки. 3 Объект исследования – процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки. Предмет исследования – развитие музыкальной ... запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что – то ...

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способно-детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S -» R. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул — реакция — подкрепление».

Таким образом, главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение — управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить

8вопрос.Подготовка учителя к уроку. Требования к современному уроку. Анализ урока.

Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим или образовательным требованиям относятся: 1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах. 3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока. Воспитательные: 1. постановка воспитательных задач урока. 2. Формирование у учащихся мировоззрения, моральных качеств. 3. формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебно-позновательной деятельности. 4. всесторонне изучение и учет уровня развития и психологических особенностей. 5. соблюдение учителем педагогического такта. Организационные: план проведения урока, подготовка и рациональное использование различных средств обучения. Выделяются типы уроков: уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится

2 стр., 857 слов

Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке.

... деятельности учащихся, саморефлексия. Задачи: - Развитие понятия о мотивации учебной деятельности; - Освоение общего способа целостного анализа урока; - Воспитание ... жизненный опыт учащихся, их ранее усвоенные знания и ... учащихся. 3. Мотивация учебной деятельности школьников. 4. Стиль педагогического общения. 5. Профессиональная рефлексия автора урока. Примерная схема анализа поведения и деятельности, ...

18вопрос.Урок — систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и вития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Типология уроков:

1. Урок изучения нового материала. Цель – овладение учащимися нового материала. Виды уроков: урок-семинар, урок – лекция, урок теоретических и практических самостоятельных практич-х работ, урок-смешанный.

2. Урок совершенствование ЗУН

а. Систематизация и обобщение новых знаний

б. Повторение и закрепление ранее усвоенных

в. применение знаний на практике и расширение ранее усвоенных

г. формирование умений и навыков

д. Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствование ЗУН

Типы уроков: урок закрепления изученного материала, урок повторения¸урок комплексного применения ЗУН. Виды уроков: самостоят работа учащ-ся, лаборат раб, практический урок, экскурсия, семинар.

3. Урок обобщения и систематизации (целью является установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы и проверки.

4. Комбинированный урок

а. организация учащихся к занятиям

б.Повторение и проверка знаний учащихся

в. введение нового материала

г. первичное закрепление нового материала

д. Задавание д/з и инструктаж по его выполнению

е. подведение итогов урока и выставление оценок.

5. Уроки контроля и коррекции ЗУН

Подготовка учителя к уроку складывается из двух этапов:

1. планирование системы уроков по теме

2. конкретизация этого планирования применителино к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков.

Подготовка учителя к уроку (этапы):

1. Психологическая подгот-ка (учителю в конце учебного года определяется нагрузка следующего)

2. Перспективная подготовка (т.е. учитель выходит на работу он должен: ознакомиться с программой, с поправками в ней, просмотр учебников , проветка дидактического материала, разработка календарного плана).

3. Непосредственная подготовка к уроку(осмысление темы, установление целей, определение методов работы, содержание материала, план урока).

20.Методы контроля и самоконтроля.

Устный контроль. Осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... и понимать прекрасное в жизни и искусстве, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, ... Никольского, Т.Г. Пени, Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др.Возможности обучения театральной деятельности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), ...

Письменный контроль. Осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

Лабораторный контроль. Направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

Машинный (программированный) контроль. При наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

Тестовый контроль. Может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты — специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.

Самоконтроль. Предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

21.Общественное мнение

Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного тре бования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания.

Школьный коллектив воссоздает в специфической форме систему социалистических общественных отношений, ту объективную основу на которой у учащихся формируется соответствующий им тип сознания, поведения и деятельности. Достигая в своем развитии идейного, интеллектуального, эмоционально-волевого и организационного единства, коллектив оказывается способным к самоуправлению, важнейшим фактором которого является общественное мнение. Так коллектив становится субъектом воспитания, ближайшей опорой и надежным союзником педагога.

Для формирования здорового общественного мнения учитель привлекает воспитанников к коллективному обсуждению всех более или менее значительных явлений и событий в жизни класса и школы, приучает их давать последним принципиальную оценку. Если учащиеся в своей основной массе активно участвуют в коллективной деятельности, переживают радость совместных успехов, критически относятся к имеющимся недостаткам и стремятся к их преодолению это свидетельствует о том, что в коллек тиве складывается достаточно зрелое общественное мнение И наоборот, отсутствие авторитетного общественного мнения создает почву для круговой поруки, взаимопрощения и нетребовательности процветания узкогрупповых интересов.

Действенность общественного мнения во многом определяется той ролью, какую играют в его становлении и функционировании пионерская и комсомольская организации. Именно они придают ему социально-политическую направленность.

Приучение

16 стр., 7591 слов

Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного

... регуляции поведения и деятельности подчиненного в организации Социальное поведение личности - сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными ... типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова ...

Приучение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в при вычные формы общественного поведения.

Привычка важна не сама по себе. В определенных условиях она может и должна стать устойчивым свойством или качеством тичности. Привычка, по мнению К. Д. Ушинского, есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело. Воспитание строящее свое здание на привычках, строит его прочно. Привычка вторая натура, но природа послушная искусству воспитания.

Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Опытные педагоги большое значение придают показу образца воспитываемой формы поведения, созданию положительного отношения к ней. Для вы работки привычки требуется время, торопливость здесь не приво дит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем быстроты. Метод приучения предполагает контроль за характером выполнения действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.

Метод приучения варьируют в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Учитель в этом случае так организует дея тельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения. Иногда возникает необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться вести себя определенным образом, например: быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. Возможен и третий путь, когда удается вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество личности (скромность, выдержка, самообладание и т. д ) Это стремление побуждает ученика овладевать соответствующими привычками.

Формы общественного поведения, ставшие для воспитанников привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответст вующие этим обстоятельствам конкретные способы действия Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. По мысли А. С. Макаренко, отсутствие разумного, последовательно осуществляемого режима, законных пределов для поступка не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формирует он динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.

Упражнение

«Наше поведение,— писал А С Макаренко,— должно быть сознательным поведением… но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта, тра диции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно…». Это достигается благодаря упражнению, которое находится в широких и многосторонних связях с приучением. Если в основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры как упражнение в правильном поступке.

11 стр., 5134 слов

Развитие, социализация и воспитание личности

... обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. "Человека, ... выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых ... других. Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим ...

Основное назначение упражнения как метода воспитания — обеспечить приобретение детьми практического опыта коллективных отношений, необходимого для формирования у них коммунистических качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий как устойчивой основы общественного поведения. При этом оно не имеет ничего общего с механической выучкой и тренажом в духе поведенческой психологии: стимул — реакция — подкрепление. Упражнение в широком смысле — это такая организация жизни и деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. «Нельзя,— говорил А. С. Макаренко,— воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество,— все равно в чем,— в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.. Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают школьников жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к общественным делам. Но эту роль поручения выполняют далеко не всегда. В школе еще встречаются ученики, которые, взявшись с жаром за какое-либо дело, не заканчивают его или, выполнив одно поручение добросовестно, к другому относятся халатно. Причина этого явления кроется в том, что учащиеся, зная нормы и принципы общественной морали, мало упражняются в деятельности, формирующей единство сознания и поведения. Привлекая воспитанников к выполнению поручений, необходимо управлять мотивами их общественной активности. Без понимания тех внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определенным образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравственным развитием, упражнять его в правильных поступках.

Педагогика 1 — Стр 2

Создание воспитывающих ситуаций

В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно рождаются ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений. Открыть такую ситуацию, обнажить заключенный в ней конфликт, возникающую или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому педагогу. Однако часто он не может ждать такого естественного стечения обстоятельств. Ему приходится самому создавать такую внешнюю обстановку, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. Такие специально организованные педагогические условия принято называть воспитывающими ситуациями.

По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю». В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.

Анализируя внутренние противоречия воспитания и развития детей, А. С. Макаренко установил, что «в эволюционном порядке собираются, подготовляются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения». Так возникают критические, конфликтные ситуации. Как результат столкновения отношений личности и общепринятых норм поведения людей конфликтная ситуация не может быть обойдена воспитателем. Если ее происхождение и условия тщательно проанализированы, она может стать гибким и действенным средством разрушения «дефектных» и утверждения здоровых взаимоотношений, единства внешних требований и внутренних устремлений личности.

28вопрос.Метод как многомерное образование имеет много сторон. В связи с этим существует множество классификаций методов.

Классификация методов — это упорядоченная по определенному признаку их система.

Ученые предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:

1).

По источнику знаний (Е. В. Перовский, Е. Я. Голант):

— наглядные (демонстрация картин, портретов, таблиц, диафильмов; наблюдение за природными явлениями и т.д.);

— словесные (рассказ, объяснение, дискуссия, рассуждение, беседа, проблемное изложение и т.д.);

— практические (упражнение, составление схем, таблиц, изготовление приборов, макетов и т.д.).

2).

По соответствующему этапу обучения (М. А. Данилов, Б. П. Есипов);

— приобретения знаний;

— формирования умений и навыков;

— применения знаний на практике;

— закрепления знаний;

— проверки знаний, умений, навыков.

3).

по характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин);

— объяснительно-иллюстративный;

— репродуктивный;

— проблемное изложение;

— частично-поисковый (эвристический);

— исследовательский.

Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер познавательной деятельности, степень самостоятельности и творчества могут быть положены в основу классификации методов обучения.

29вопрос.В теории А.С.Макаренко учение о коллективе занимает центральное место. Поэтому, когда педагогами затрагивается тема коллектива, будь то в нашей стране или за границей, она автоматически ассоциируется с личностью этого великого педагога. Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С.Макаренко.

Вследствие этого было бы правильным, на наш взгляд, более подробно остановиться на модели коллектива, которая была создана в управляемых им учреждениях (трудовая колония для детей-правонарушителей им.М.Горького; детская коммуна им.Ф.Э.Дзержинского).

Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития.

требование руководителя -> формирование актива и требование актива -> формирование коллектива и требование коллекива.На последней стадии, «когда коллектив хорошо организован, тогда можно предъявить к нему последнее трудное требование: уметь предъявлять друг другу определенные требования откровенно, прямо, по-товарищески, в лоб»

Первая стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-пси­хологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о до­стигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

30.Основными принципами формирования содержания образования являются следующие (В. В. Краевский):

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности предполагает включение в содержание образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.

3. Принцип структурного единства содержания образования предполагает согласованность таких составляющих как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

4. Принцип гуманитаризации содержания образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Содержание образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности.

5. Принцип фундаментализации содержания образования предполагает интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Для отбора содержания образования в педагогике разработана следующая система критериев (Ю.

К. Бабанский).

1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.

2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания, включаемого в основы наук.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содержания среднего образования.

6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

32вопрос.Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного человека, не умеющего плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве и производственных отношениях, о применяемых орудиях труда. Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования гармонически развитой личности.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности, как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, как неотъемлемый компонент общего образования. Вокруг труда во многих педагогических системах концентрируется учебный материал. Труд – неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Его главные задачи – формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Благоприятное воздействие на людей оказывает не любой, а лишь производительный труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется:

1) материальным результатом;

2) организацией;

3) включением в систему трудовых отношений всего общества;

4) материальным вознаграждением.

43вопрос.Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, это мораль для себя. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений, дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо; со временем они переходят в стойкие убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания человеком своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у него в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали, побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

46вопрос.Уяснению методологических основ процесса обучения способствует соотнесение учения как деятельности ученика, представляющего собой специфический вид познания объективного мира, и познания ученого.

Ученый познает объективно новое, а ученик — субъективно новое, он не открывает каких-либо научных истин, а усваивает уже накопленные наукой научные представления, понятия, законы, теории, научные факты. Путь познания ученого лежит через эксперимент, научные размышления, пробы и ошибки, теоретические выкладки и т.п., а познание ученика протекает более ускоренно и значительно облегчено мастерством учителя. Ученый познает новое в его первозданном виде, поэтому оно может быть неполным, а ученик познает упрощенный, дидактически адаптированный к возрастным учебным возможностям и особенностям учеников материал. Кроме того, учебное познание обязательно предполагает непосредственное или опосредованное влияние учителя, а ученый часто обходится без межличностного взаимодействия.

Несмотря на довольно существенные различия в познании ученика и ученого, эти процессы в основном аналогичны, т.е. имеют единую методологическую основу. Познание начинается с ощущений, с чувственного ознакомления с материалом. Это положение было обосновано Ф.Бэконом в его сенсуалистической теории: всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением. На этой теории основана теория обучения Я.А.Коменского, она предопределила и краеугольный камень его дидактики — «золотое правило»: если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами.

Материалистическая теория познания показывает, что отображаемое не зависит от нашего сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Само познание без диалектики его развития — ничто, в познании выражена взаимосвязь процессов, элементов внутри единого целого. Но самая сущность диалектики познания состоит в его противоречивости.

56вопрос.Система воспитательной работы классного руководителя (воспитателя).

Организационно-воспитательные функции классного руководителя многогранны и ответственны. Его деятельность направлена на обеспечение внеклассной работы в прикрепленном классе. Основная функция состоит в организации, стимулировании и координации всех воспитательных влияний в прикрепленном классе. Содержательная сторона работы определяется общими задачами воспитания. Важнейшей функцией является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает не малыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его долг- заботиться о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Повышая педагогическую культуру родителей, добиться единства в воспитательной деятельности школы и семьи. Таким образом классный руководитель выступает как организатор воспитательной деятельности, так и наставник учащихся. Основные обязанности определены Уставом школы. В круг этих обязанностей входит тесное общение с другими преподавателями, оказание своевременной учебной помощи, проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья, организация полезного труда для общества, ведение установленной документации, посещаемости, успеваемости. Система в работе классного руководителя предполагает целесообразное сочетание форм и методов просвещения с организацией практической деятельности школьников.

Основные разделы деятельности классного руководителя:

1.​ Изучение учащихся

2.​ Организация и воспитание классного ученического коллектива

3.​ Повышение качества знаний и укрепление дисциплины

4.​ Организация и проведение воспитательной работы

5.​ Координация воспитательной деятельности учителей

6.​ Работа с родителями учащихся

14вопрос.Формы организации воспитания: Фронтальная (массовая), Индивидуальная и Групповая

Формы организации учебной деятельности учащихся.

Рассмотрим формы организации учебной деятельности с точки зрения формирования навыка коммуникации. Обычно выделяют следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная,групповая и коллективная формы.

Индивидуальная форма организация учебной деятельности была первым способом обучения и заключалась в индивидуальном выполнении определенных заданий на основе непосредственного контакта преподавателя с обучаемым.

Парная форма организации учебной деятельности связана с коммуникативным взаимодействием между преподавателем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Фронтальная форма организации учебной деятельности предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны преподавателя.

Групповая форма организации обучения – когда общение преподавателя осуществляется с группой из трех или более человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с преподавателем с целью реализации образовательных задач.

Коллективная форма организации учебного процесса – одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива. Данная форма принципиально отличается от других существующих форм.

Общегрупповая работа, которую мы встречаем почти на каждом занятии, не является коллективной. Прежде всего, потому, что при общегрупповой работе коллектив учащихся не имеет общей цели. Преподаватель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель.

57ворос.Задачи физического воспитания:

• укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

• повышение умственной и физической работоспособности;

• развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

• обучение новым видам движений;

• развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

• формирование гигиенических навыков;

• воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

• формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

• развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура – обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими аспектами воспитания и в единстве с ними формирует всесторонне развитую личность.

59вопрос.С целью усиления воздействия на ребенка тех или иных факторов и активизации личности воспитуемого, его действий и поступков применяется стимулирование. Стимулировать — значит побуждать, давать толчок к действию. Поощрение и наказание относятся к вспомогательным методам воспитания.

Поощрение — такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков, поведения отдельного учащегося (или коллектива).

Основанием для поощрения следует считать выполнение требований коллектива. Поощрение показывает, что коллектив, в котором живет и работает ребенок, им доволен. Следовательно, коллектив может закрепить навыки правильного поведения и искоренить отрицательные. Поощрение помогает ребенку совершенствоваться, дает ему как бы ориентир в поведении и поступках.

Для учителя важно знать, за что и как следует поощрять ученика. Например, в конце учебного года учитель подводит итоги успеваемости каждого ученика. У одного ученика результат учебного труда может быть отличным как следствие способностей, а не прилежания и усидчивости. Другой ребенок не имеет таких высоких показателей, но зато он является примером образцового отношения к делу, усидчивости, тщательности в работе, дисциплинированности и организованности. Бесспорно, второй ребенок имеет больше данных для поощрения.

К поощрению предъявляется ряд требований:

1) Поощрение должно быть справедливым;

2) Поощрение должно быть поддержано всеми членами коллектива, в противном случае награда обесценивается;

3) Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;

4) Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определенной меры, которую не следует превышать;

5) Ребенок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

Педагогический смысл наказания состоит в том, чтобы внушить ребенку, что коллектив (или воспитатель) не доволен поведением ребенка, отношением его к делу, его поступками. Наказание также корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает у учащихся неприятное переживание, чувство стыда. Это состояние ребенка вызывает потребность изменить свое поведение, не повторять подобных ошибок.

Наказание следует применять только тогда, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Когда воспитатель не уверен, что наказание будет правильно принято коллективом и им поддержано, наказывать нельзя. Если это обстоятельство не учитывается, может случиться, что наказание не приведет к изменению поведения ученика.

Уставом общеобразовательной школы предусмотрена следующая система поощрений и наказаний. Учащиеся, имеющие по всем предметам годовые оценки «5», примерное поведение и активно участвующие в общественной жизни школы, награждаются похвальными листами. Особо отличившиеся учащиеся по всем учебным предметам по окончании школы награждаются золотой медалью «За отличные успехи в учении, в труде и за примерное поведение». Учащиеся, достигшие особых успехов по отдельным учебным предметам, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

К наказанию также предъявляют ряд требований:

1) Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами коллектива, в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой, и наказание не достигает цели;

2) Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребенок стремиться к самозащите;

3) Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;

4) Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.