МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.М.Акмуллы
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
Контрольно — учетная книжка
Практики в доу
Для студентов Института педагогики дошкольного отделения
Направление:050100- педагогика
Базовое образование: среднее (общее)
Квалификация выпускника: бакалавр педагогики
Профиль подготовки: дошкольное образование
Форма обучения: заочная
Срок обучения: 3г 6 мес.
Курс: 3
Сроки практики:
3 недели
Ф.И.О. студента
Цель практики.
1.Становление общепрофессиональной компетентности студентов в процессе решения учебно-исследовательских задач профессионально — педагогической деятельности.
2. Подготовить студентов к выполнению профессиональных обязанностей старшего воспитателя ДОУ.
Задачи практики |
Содержание практики |
сроки |
Учебная — ознакомление с основными методами и приёмами психолого-педагогических исследований; -ознакомление с различными образовательными технологиями и методиками, формами и методами учебно — воспитательной работы в образовательных учреждениях; — освоение методов анализа и синтеза научной информации; — формирование исследовательских компетенций бакалавров направлений педагогического образования; — сбор и анализ экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования. |
Учебно-исследовательская деятельность включает анализ и синтез научной информации по проблемам области образования, сбор и анализ экспериментальных данных по заранее сформулированной теме исследования Образовательная деятельность предполагает ознакомление с методами исследовательской работы в предметной области знаний и в области педагогики, с образовательными технологиями и методиками, формами и методами учебно-воспитательной работы. Методическая деятельности включает планирование экспериментально-исследовательской работы, наблюдения и анализ педагогической деятельности педагога, инновационной деятельности образовательного учреждения. |
|
Производственная — моделирование, реализация и оценка элементов образовательного процесса; -развитие педагогической деятельности будущих педагогов; — овладение современными приёмами диагностики знаний, умений и компетенций обучаемых; — ознакомление с новыми образовательными технологиями; — овладение приёмами, методами учебно-воспитательной работы; — овладение инновационной деятельностью в образовании. |
Образовательная деятельность предполагает ознакомление с образовательными методиками и технологиями, спецификой педагогической деятельности педагога; Методическая деятельность включает планирование образовательного процесса, разработка НОД и в негрупповых мероприятий, контрольно-диагностирующих материалов; Педагогическая деятельность включает проведение НОД, организацию внеклассной воспитательной работы и внеурочной работы по соответствующей специальности; Исследовательская деятельность предполагает анализ эффективности внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс инновационного образовательного учреждения. |
|
Производственная практика в ДОУ -развитие основных управленческих умений студентов: анализировать, планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность ДОУ. — развитие умений проектировать варианты совершенствования системы управления ДОУ. — совершенствование умений студентов взаимодействовать с субъектами управленческого процесса в условиях решения профессионально-управленческих задач.
|
Первый этап – ориентационный, который связан с ознакомлением студентов с программой профильной практики, распределением на базу практики, знакомством с ДОУ и адаптацией практикантов к взаимодействию с администрацией и сотрудниками детского сада. Второй этап – аналитический, который связан с изучением студентами особенностей осуществления управления в ДОУ. Сбор и анализ информации осуществляется по основным направлениям управления ДОУ. Выбор и распределение направлений между студентами осуществляется по их инициативе и согласовывается с руководителем практики. Третий этап – проектировочный, направлен на разработку проекта преобразования деятельности ДОУ и решения одной из выявленных на предыдущем этапе проблем. групповой руководитель, который совместно со студентами анализирует процесс решения ими профессионально-управленческих задач, оказывает им консультативную помощь, оценивает их работу за истекший период. По окончании практики в каждом ДОУ проводится рабочее совещание по ее итогам, на котором присутствуют администрация ДОУ и групповой руководитель. Студенты обобщают результаты прохождения практики и представляют проект преобразования управленческой практики в ДОУ. |
Производственная практика
Цель практики
Подготовить студентов к осуществлению педагогической деятельности педагогов.
Отчётная документация по практике
1.Дневние практики.
2. Программа формирующего этапа по курсовому исследованию.
3. Конспект 2 НОД с видеофиксацией (старшего дошкольного возраста).
4. Конспект календарно — тематического плана проведённой недели работы (старшего дошкольного возраста).
5. Конспект индивидуальной консультации с родителями по теме курсовой работы
6. Анализ группового помещения для детей старшего дошкольного возраста.
7. Лист анализа 2 НОД проведенного воспитателем и студентом.
8. Анализ игровой деятельности дошкольников.
9. Конспект и анализ развлечения для дошкольников (обязательно видео фрагмент 5-7 минут).
10. Дидактическое пособие, сделанное руками студентов (для группы дошкольного возраста).
Руководители производственной практики
-
Курсовой руководитель_________________________________________
- Групповой руководитель__________________________________________
3. Преподаватель психологии __________________________________
Место прохождения студентом практики:
Дошкольное образовательное учреждение №_______________________________________
Адрес дошкольного образовательного учреждения__________________________________
Телефон:______________________________________________________________________
Сроки прохождения практики: С
«__» ___________________20__года
По
«__» ___________________20__года
Заведующая ДОУ:
Ф.И.О.
Старший воспитатель ДОУ:
Ф.И.О.
Контрольные сроки выполнения обязательных заданий
№ |
Содержание деятельности |
Контр.сроки |
Отметка о выполнении |
1. |
Программа формирующего этапа по курсовому исследованию. |
|
|
2. |
Конспект 2 НОД (старшего дошкольного возраста). |
|
|
3. |
Конспект календарно — тематического плана проведённой недели работы (старшего дошкольного возраста). |
|
|
4. |
Конспект индивидуальной консультации с родителями по теме курсовой работы. |
|
|
5. |
Анализ группового помещения для детей старшего дошкольного возраста. |
|
|
6. |
Листы анализа НОД проведенные воспитателем. |
|
|
7. |
Анализ игровой деятельности дошкольников. |
|
|
8. |
Конспект и анализ развлечения для дошкольников. |
|
|
9. |
Психолого-педагогическая характеристика на детский коллектив. |
|
|
10. |
Дидактические пособия, сделанные руками студентов (для групп дошкольного возраста). |
|
|
11. |
Участие в итоговой конференции по практике Фотоотчет по формам работы, газета. |
|
|
Групповой руководитель _________________________________________
Индивидуальный план
Первая неделя с _________________ по ____________________
Дата |
Задание по индивид. плану |
Содержание работы |
Анализ содержания |
Оценка |
Подпись |
Вторая неделя с _________________ по ____________________
Дата |
Задание по индивид. плану |
Содержание работы |
Анализ содержания |
Оценка |
Подпись |
Третья неделя с _________________ по ____________________
Дата |
Задание по индивид. плану |
Содержание работы |
Анализ содержания |
Оценка |
Подпись |
Отзыв воспитателя
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации студенту-практиканту:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка: _____________________________________________
Педагог: __________________________________________________________
(подпись)
Отчет – самоанализ студента о производственной практике
Информационная справка о ДОО (кадровый состав, контингент детей, количество групп, приоритетное направление, программа ДОУ, и.т.д.)_____________________________________________________________ __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трудности в работе с детьми дошкольного возраста______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сравнительная характеристика работы воспитателя с детьми раннего возраста и старшего дошкольного возраста (плюсы и минусы работы)______
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из беседы с воспитателем я узнал(а) специфику работы с детьми дошкольного возраста: ____________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сфера интересов детей дошкольного возраста: _________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В процессе посещения НОД проводимым педагогом, я выявил(а): _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В процессе НОД проводимым студентом — практикантам, я выявил(а): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ документации позволил сделать выводы: _______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За время прохождения практики я сделал(а) для ДОУ: ____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я смог достичь цели производственной практики и решить задачи программы практики________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Мне не хватило времени для их решения ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие изменения вы внесли бы в работу с детьми дошкольного возраста__________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
«___»_____________2015г.
Студент _______________________ Подпись
Характеристика
На студента дошкольного отделения заочного обучения
Специальность: 050100 — педагогика
Базовое образование: среднее(общее)
Квалификация выпускника: бакалавр педагогики
Профиль подготовки: дошкольное образование
Срок обучения: 3г 6 мес.
(Ф.И.О. студента-практиканта)
(Производственная практика)
Место проведения практики (ДОУ) ____________________________________________
Сроки прохождения практики _________________________________________________
Общая характеристика выполнения студентами заданий (в соответствии с программой практики):_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соблюдение трудовой дисциплины:_________________________________________________
________________________________________________________________________________
Взаимоотношения студента — практиканта с администрацией и педагогами базового ДОУ практики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отзывы старшего воспитателей ДОУ, где студент проходил практику: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации студенту — практиканту: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка: ___________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя ДОУ
_________________________________________________________
Подпись руководителя __________________________________________________________ «_____» ___________________20__г.
«____» ____________________ 20__года
Аттестационный лист прохождения производственной практики
Студента ____________________________________________________________________
(ФИО)
тема курсовой работы _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
научный руководитель _________________________________________________________
руководитель практики ________________________________________________________
база практики_________________________________________________________________
№ п\п |
Содержание практики |
Оценка |
Подпись руководи- теля практики |
1 |
Конспект 1 НОД (старшего дошкольного возраста) 1 зачётное (приложение) Тема __________________________________ Практикант_______________________________ Приложение №
|
||
2 |
Конспект 1 НОД (старшего дошкольного возраста) 1 зачётное (приложение) Тема __________________________________ Практикант_______________________________ Приложение №
|
||
3. |
Конспект индивидуальной консультации с родителями по теме курсовой работы приложение Тема ______________________________ Приложение №
|
||
4. |
Анализ группового помещения для детей старшего дошкольного возраста. Приложение №
|
||
5. |
Листы анализа НОД проведенные воспитателем приложение Приложение №
|
||
6. |
Анализ игровой деятельности дошкольников. Приложение № |
||
7. |
Конспект и анализ развлечения для дошкольников. Приложение № |
||
8. |
Психолого-педагогическая характеристика на детский коллектив приложение Приложение № |
||
9. |
Дидактические пособия, сделанные руками студентов (для групп дошкольного возраста) (фотоотчет). Приложение № |
||
10. |
Участие в итоговой конференции по практике Тема выступления_____________________ |
||
11. |
Видео, фотоотчет по материалам, газета |
Оценка работы студента-практиканта
№ |
Виды работ |
Оценка |
1. |
Целесообразность содержания проводимой работы |
|
2. |
Разнообразие форм работы и способов организации деятельности детского коллектива |
|
3. |
Проведение бесед с различными категориями детей |
|
4. |
Ведение документации |
|
5. |
Общая методическая грамотность |
|
6. |
Общая практическая подготовка |
Общая оценка за учебную работу ________________________________________________
Групповой руководитель________________________________________________________
(подпись)
Оценка по психологии _________________________________________________________
Преподаватель психологии_____________________________________________________
(подпись)
Трудовая дисциплина__________________________________________________________
Групповой руководитель________________________________________________________
(подпись)
Итоговая оценка______________________________________________________________
Курсовой руководитель________________________________________________________
(подпись)
Приложения
приложение 1
Объекты наблюдения при осмотре группового помещения для детей дошкольного возраста
- Комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие помещений санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям;
- Предметы мебели, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям;
- Пособия для проведения физических упражнений и оздоровительных мероприятий, их расположение и использование;
- Пособия для проведения игровых занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
- Игрушки для детей, их виды, количество и размещение.
приложение 2
Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива
Схема составления социально-психологической характеристики дошкольного коллектива
1. Краткое описание детского сада в целом (район, статус детского сада, количество детей и т.д.).
2. Общие сведения о группе и истории её формирования (численность детей, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, были ли слияния с другими коллективами, смена воспитателей и т.д.).
3. Официально-деловые отношения в группе.
План работы, поручения, их выполнение; учет интересов детей, общественные дела, их направленность; организация выставок, конкурсов, экскурсий и т.д.)
4. Межличностные отношения в группе.
а) Товарищество и дружба в группе.
Неофициальные лидеры, характер их влияния на детский коллектив; наличие «отверженных», возможные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные. (социометрия).
Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах группы).
Причины уважения и неуважения детей друг другом. Дружеские пары и их характеристики по дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения детей к воспитателям и отдельным педагогам. Традиции в группе, проведение массовых мероприятий, праздников, утренников, развлечений; участие детей в них. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
б) эмоциональный фон группы, настроения в НОД, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.
в) требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам. Требовательность к себе.
д) исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность группового коллектива. Дисциплина.
В какой деятельности чаще стремятся общаться.
приложение 3
Варианты анализа игровой деятельности
Схема анализа игровой деятельности.
1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.
2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.
3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.
4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.
5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.
6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.
7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.
8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).
9. Приемы руководства разным видами игр.
10. Окончание игры.
Анализ наблюдения игровой деятельности детей
Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.
1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;
— расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);
— интересовался: «Во что играете?»;
— предлагал новые игровые действия;
— предлагал новые роли;
— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;
— предлагал новые игровые ситуации;
— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;
— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;
— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;
— давал оценку (анализ) игры;
2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры?
— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);
— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;
— побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках);
— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);
— побуждал детей объединять разные игры между собой;
— использовал какие-то другие приемы.
Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня.
1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.
2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.
3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.
4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.
5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.
6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.
7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.
8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).
9. Приемы руководства разными видами игр.
10. Окончание игры.
Настольно-печатные игры.
1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится.
2. Воспитательно-образовательная ценность игры.
Схема анализа детской игры.
1. Доставила ли игра детям радость?
2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре:
— планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и уровню развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой;
— создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра);
— подготовка детей;
— по чьей инициативе возникла игра;
— имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом;
— самостоятельны ли дети во время игры или игра развивается при участии воспитателя;
— в чем заключалось руководство игрой со стороны воспитателя (приемы, направления);
— не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством?
— деятельность детей в игре;
— как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии;
— как была закончена игра — организованно или неожиданно;
— как проведен анализ.
3. Как бы Вы руководили этой игрой?
Игры со строительным материалом
-
Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей.
- Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность?
- Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный).
- Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре.
- Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения.
- Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность:
А) по заданной теме;
Б) по замыслу;
В) по условиям;
Г) «по моделям».
- Место и время для игры.
- Объединения детей.
- Какие условия были созданы для обыгрывания построек.
- Воспитательная направленность игры.
17