Технология работы с информационными источниками

В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:

· какие информационные источники необходимо использовать для получения представлений об истории и современном состоянии той области знаний, которая определена вами как предмет исследования?

· какие формы используются исследователем при изучении анализе литературных источников, их характеристика?

· какие требования предъявляются к исследователю при библиографическом описании информационных источников?

Невозможно приступить к исследованию, если нет представления об истории и современном состоянии той области знаний, которая определена как предмет исследования. Поэтому изучение литературы, различных текстов, документов — обязательный подготовительный этап исследовательской работы. В его задачи входит оформление литературного обзора, выявление тех аспектов проблемы. которые не имеют однозначной трактовки. содержат неясности, мало изученные вопросы. В результате обосновывается актуальность исследования, определяется степень разработанности проблемы, выявляются противоречия, формулируется исследовательский аппарат работы.

Для теоретического обоснования исследуемой проблемы следует обратиться к трудам классиков педагогики, психологии, общих и специальных работ по педагогике и психологии, историко-педагогическим документам. В них прослеживается история важнейших открытий, раскрываются пути и характер научных изысканий, описывается методика и ход ведения исследования.

Научные текстыследует искать в полных собраниях сочинений классиков педагогики и психологии; в избранных трудах выдающихся ученых, в монографиях. Научные статьи и сообщения публикуются в тематических сборниках, материалах съездов, конференций, симпозиумов.

Обязательны для изучения статьи, опубликованные в периодической печати, например, в журналах «Педагогика», «Дошкольное воспитание», «Народное образование», «Дошкольная педагогика», «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и другие.

2 стр., 788 слов

4573 психология. Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания. Свойства и функции сознания.

... первоначально психология выступала как наука о душе. В данной работе внимание уделено рассмотрению таких вопросов, как сознание, его структура и современные представления о ... эмоций. 1.Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания. Свойства и функции сознания. Сознание человека в психологии — это врождённая высшая форма ...

Многие научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения по мере накопления материалов исследовательского характера выпускают тематические сборники, однотипно оформленные, нумерованные, имеющие общее заглавие, как-то: «Ученые записки», «Известия», «Вестник». Таковым сериальным изданием является, например, «Вестник Московского городского педагогического университета».

Многие проблемы образования, воспитания представлены в официальных документах, которые публикуются от имени международных, государственных или общественных организаций, ведомств, учреждений. Это правовые документы, которые регулируют функционирование системы образования, взаимодействие субъектов воспитания, определяют их права и обязанности. В психолого-педагогических исследованиях необходима опора на Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные конституционные законы. В научной работе рекомендуется основываться на знания постановлений, распоряжений Министерства образования и науки РФ по проблемам, созвучным вашей теме. Кроме того, следует обратиться к официальным документам, изданным субъектами РФ, в частности правительством Москвы.

При написании научной работы целесообразно использовать справочную литературу: словари, справочники для извлечения кратких фактических данных по определенному вопросу. Более подробные и систематизированные сведения по одной или всем отраслям знаний можно найти в энциклопедиях.

Работа с литературными источниками имеет несколько этапов.

1. Прежде всего, необходимо определить библиографический список. Внимательно относитесь к библиографическому аппарату, справочному материалу тех книг, которые изучаете. В них, как правило, указываются работы авторов по родственной или смежной тематике.

11 стр., 5061 слов

Список программ дошкольного образования

... педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования; 2) регламент и содержание работы тьютора; 3) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) ... дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой Список программ дошкольного образования - ...

2. Составляйте карточки или вносите в компьютер данные по каждому изученному источнику. При этом точно фиксируйте фамилию, имя и отчество автора (или редактора); название источника; его жанр (монография, статья, тезисы, методические разработки и т. д.); место и год издания, издательство; том, выпуск, номер издания. Библиографический список составляется строго по ГОСТу.

Принято алфавитное расположение, т. е. расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикации (если фамилия автора не указана).

Список нумеруется, а в тексте делаются ссылки на тот источник, на положения которого опирался автор при написании исследовательской работы.

Примеры:

Работы одного автора

Леонтьев А.Н. Сознание. Деятельность. Личность. — М., 1975.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. с франц. — Екатеринбург, 1999.

Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М., 2003.

Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. — М., 2003.

Выбор и изучение литературы состоит из двух частей

Первичное ознакомление и беглое прочтение источников (с целью отбора или отсева).

Для этого прочитайте аннотацию, просмотрите введение, заключение. Оглавление, библиографический список, изучите заголовки разделов и глав.

Глубокое чтение и анализ. Читайте с определенной целью, активно ищите ответы на вопросы, которые поставили. Определяйте основную идею в книге, главе, разделе. При первом чтении не стремитесь делать выписки. Лучше на полях отмечать карандашом важные положения (если книга, журнал ваши, а не библиотечные).

Обращайте внимание на визуальные указатели: курсив, подчеркивание, выделение жирным шрифтом, нумерацию пунктов.

2. Формы изучения и анализа литературных источников заключается в наиболее распространенном действии — конспектировании — кратком изложении первичного текста, приспособленного к задачам исследования. Изучаемый материал можно представить в виде текста, а также составить схемы, таблицы.

3 стр., 1032 слов

Самостоят. работы-конспекты по педагогике

... »и«акселерация развития». Основные положения законспектировать. Оформить работу на отдельных листах. Литература: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособие для ... и их устав (глава 2, ст.12, 13). Требования к содержанию образования (глава 2, ст. 14). Документы об образовании и ... Перечень тем самостоятельных работ-конспектов для студентов очной и заочной форм обучения Модуль 1 ...

3. Результаты изучения литературных источников по каждому вопросу плана оформляются письменно. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, плана текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.

Аннотация — краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике.

План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из 3−4 простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Удачно составленный план свидетельствует о вашем умении анализировать текст.

Тезисы. Составление тезисов. Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами.

В толковом словаре дается такое определение.

Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения.

Иными словами, тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.

Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.

11 стр., 5045 слов

ХОД ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ. 1. Внимательно прочитайте план семинарского занятия

... его нужно прочитать, посмотреть еще раз, все ли основные положения выделены и подчеркнуты. Составьте план своего ответа. ... первичном чтении следует понять суть содержания, отметить, какие части текста к какому пункту плана, данного к семинарскому занятию, ... 4.Подготовка учителя к уроку. Варианты, схемы поурочного плана – конспекта. 5.Педагогическое руководство подготовкой учащихся к уроку. Памятка ...

Конспект нужен для того, чтобы:

— научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;

— выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;

— упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

— накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста.

Правила конспектирования

· Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

· Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

· Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.

· Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.

· Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

· Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

· Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.

· Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Реферат — это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые имеются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.

Учебный реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. С такими рефератами студенты часто выступают на семинарах и конференциях.

Исследовательская работа начинается с составления учебного реферата. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

4 стр., 1591 слов

Темы рефератов Психол конс

... количество книг, брошюр и статей, сделав выписки и конспекты, составив план реферата, студент пишет полный текст, включающий: - титульный лист, содержащий название института, факультета ... содержание вопросов темы, должен показать знание исходных теоретических и методологических положений, основные тенденции и нерешенные проблемы в этой области науки или ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector