Презентация на тему: Реализация коммуникативного направления в период дошкольного детства

Реализация коммуникативного направления в период дошкольного детства

Целевая установка образовательной области «Коммуникация» указывается следующим интегративным качеством: «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Коммуникативная компетентность

рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.

Познавательно-речевоеразвитие

дошкольников в соответствии с современным социальным заказом необходимо рассматривать с позиции развития речевых и коммуникативных умений дошкольников, на основе которых формируется коммуникативная деятельность.

Нарушения коммуникативной функции речи

в неумении планировать совместную деятельность в речевом общении;

-зачастуюдети затрудняются передать содержание впечатления, сюжета, сказки;

-неинициативныво время вступления в речевые контакты;

-немогут поддержать простой разговор;

9 стр., 4381 слов

Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре

... происходит формирование и совершенствование речевой деятельности ребенка. Однако в практике работа детских садов есть недостатки. Между пониманием воспитателем необходимости развития связной речи дошкольников и недостаточным использованием для этого ...

-неумеют слушать других и выражать свои мысли словами;

-испытываютзатруднения в составлении творческих рассказов и др.

В дошкольном возрасте развитие речи и речевого общения осуществляется в

разных видах деятельности (общении, учебной деятельности, игре, труде, бытовой деятельности), которые заключают в себе потенциальные педагогические возможности. Решающую роль в становлении речи играет общение.

• По мнению, В. В. Давыдова, Б. В. Ломова, «общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»

• Результатом речевой деятельности

являются мысль и текст, а результатом

речевого поведения выступают отношения между людьми(доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым

поведением собеседников.

Задача сводится к формированию у ребенка коммуникативной компетентности, которая

охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и

соблюдение социальных норм

речевого общения, правил

Коммуникативная компетенция –

способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности

Процесс общения составляют три стороны:

социально-перцептивная– ориентирует на восприятие и понимание другого человека,

интерактивная – обеспечивает межличностное взаимодействие собеседников и

коммуникативная – передача информации осуществляется путем коммуникации с использованием языковых и речевых средств выражения желаний, мыслей и отношений (Н. А. Горлова).

Презентация на тему: У ребенка до 7 лет сменяются 4 формы общения со взрослыми:

У ребенка до 7 лет сменяются 4 формы общения со взрослыми:

-ситуативно– личностная,

14 стр., 6736 слов

Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной ...

... общение ребенка с взрослым. Прежнее ситуативно-личностное, эмоциональное общение отодвигается на второй план, а на первый выходит общение, опосредованное предметами. В речи взрослого ребенок ... Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения ...

-ситуативно– деловая,

-внеситуативно-познавательная

и

-внеситуативно– личностная.

Ситуативно-личностнаяформа

Первой формой общения является ситуативноличностное общение. Оно считается сложившимся:

-малышсмотрит в глаза взрослого,

-отвечаетулыбкой на его улыбку,

-стремитсяпродлить эмоциональный контакт со взрослым.

-содержаниепотребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию.

-мотивобщения – личный.

Ситуативно-деловаяформа

К шести месяцам появляется ситуативно-деловая

форма общения, которая сохраняется до трех лет:

совместные со взрослым манипулятивные действия;

потребность малыша — в сотрудничестве;

развитие речевых контактов ребенка со взрослым. Подражание речи взрослых начинается с воспроизведения ее интонационной стороны. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону и позже звуковую сторону речи;

на первый план выступают деловые мотивы.

на втором и третьем годах жизни появляется новая форма общения в виде диалога (она включена в предметную деятельность);

возрастает потребность в сотрудничествесо взрослыми;

диалог начинает приобретать самостоятельный характер (интенсивное овладение словами, развитие понимание их смысла, интерес к окружающей действительности)

Внеситуативно-

познавательная форма

В младшем дошкольном возрасте возникает

5 стр., 2096 слов

формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего ...

... общения с взрослым и сверстниками. В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ситуативно-деловой формы общения ...

внеситуативно-познавательнаяформаобщения, которая характерна для детей трех-пятилет:

включена в совместную познавательную со взрослым деятельность;

ведущим становится познавательный мотив;

возникает потребность в уважении взрослого;

основным коммуникативным средством становится речь;

Внеситуативнопознавательная форма

предложения удлиняются, появляются сложные предложения;

лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации;

расширяется запас слов, связанных с отражением воспринимаемых качеств предметов окружающего мира;

определяют эстетические и эмоциональные отношения к предметам и явлениям;

глаголы становятся разнообразнее;

появляется косвенная речь.

Внеситуативно-личностнаяформа

внеситуативно-личностная,которая характерна для детейпяти-семилет;

мотивом общения становится личностный;

взрослый получает в глазах ребенка собственное независимое существование;

в разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;

общение имеет «теоретический характер» и включено в познавательную деятельность.

Вывод

Ситуативно-личностная стимулирует становление перцептивных действий разных систем, анализаторов и реакций хватания.

Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи.

Внеситуативно-познавательноеобщение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания.

Внеситуативно-личностнаяформаобщения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. ...

Общение со сверстниками

Эмоционально-практическая

форма

К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками –

эмоционально-практическая:

побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных

переживаний.

Ситуативно-деловаяформа

В возрасте с четырех до шести лет у

дошкольников наблюдается

ситуативно-деловаяформа общения:

-создаетблагоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества.

Презентация на тему: Внеситуативно-деловая форма

Внеситуативно-деловаяформа

Внеситуативно-деловаяформа общения

наблюдается довольно редко, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию:

формирует умение видеть в партнере самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представление о самом себе (более подробно см. у А. Г. Рузской).

Общение со сверстниками:

— яркая эмоциональная насыщенность.

— нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил.

— преобладание инициативных высказываний над ответными. При общении со сверстниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого.

— общение детей с друг другом значительно богаче по своему назначению, функциям (управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение с собой

Вывод:

Итак, взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. Вобщении со взрослым ребенок учиться говорить и поступать правильно, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. Вобщении со сверстниками – выражать себя, управлять другими людьми, вступать в разнообразные отношения.

При общении со взрослыми, дошкольник овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания.НО!, ребенок может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости.

13 стр., 6031 слов

Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста

... обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. I . Роль речевого общения в развитии речи детей Роль общения матери и ребёнка в пренатальном периоде. Обычно не ... Но самое любопытное то, что к 2 годам развитие африканского ребенка резко замедляется; европейские сверстники догоняют, а затем и перегоняют его, начинает сказываться уровень культуры ...

Коммуникативные способности

Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) — понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими (А. А. Князьков).

Обладают сложной, уровневой структурой: уровень

потребности в общении; его локализованность; наличие

установки на общение с другими людьми; особенности

эмоциональной реакции на партнёра; собственное самочувствиечеловека в ситуации общения, а также

коммуникативные умения и навыки (А. Н. Леонтьев).

Коммуникативные умения

1) умения, связанные с восприятием: умение

дослушать и выслушать; умение учитывать эмоциональное состояние партнера;

Использовать прием разыгрывание речевых ситуацийс опорой на следующие критерии:

-значимостьэтих ситуаций для детей;

-опорана жизненный опыт детей старшего дошкольного возраста;

-частотность.

2) умения по ориентации в ситуации общения: умение учитывать особенности собеседника, умение учитывать ситуацию общения

Настроение собеседника можно понять без слов, а помочь в общении могут руки, ноги, поза человека, лицо, глаза и т.д.. Воспитатель предлагает игру «Угадай, что я ем», шепотом называет каждому ребенку продукт или блюдо, дошкольник должен показать жестами и мимикой (банан, который заранее надо очистить и показать вкус; бутерброд, который надо предварительно намазать маслом и т.д.).

3) умения, связанные с воспроизведением: учет в

собственной речи эмоционального состояния партнера, умение согласовывать действия, мнения с потребностями партнеров и корректировать их:

7 стр., 3434 слов

Особенности речевого общения детей с нарушением слуха Введение

... недостатками слуха и анализ тестов, проведенных с детьми с отклонениями слуха и детьми с нормальным слухом. Предметом – процесс речевого общения детей с недостатками слуха. Цель работы – обобщить педагогический ... того, чтобы фонетическое оформление их устной речи отвечало предъявляемым к нему требованиям. Эти умения, знания и навыки определяют содержание обучения детей с нарушенным слухом. Итак, в ...

На данном этапе педагог вместе с детьми может обсудить, что особенного в людях, с которыми нам приятного и нравится общаться, что они для этого делают (вежливые и добрые слова, умение понять человека, улыбка, ласковый голос и т. д.).

На материале художественных произведений педагог обращает внимание детей, что часто герои сказок, рассказов ссорятся изза того, что не умеют спокойно разрешать трудные ситуации.

Последовательность в ознакомлении с ними такова: первоначально для обсуждения предлагаются художественные произведения, в которых представлены два типа речевого поведения, позитивный и негативный. Примерами таких произведения являются «Морозко» (очень важно дослушать и выслушать партнера, а также видеть, что чувствует партнер).

4) умения, связанные с участием в разговоре:

умение поддерживать беседу как со взрослыми, так и с детьми, умение отбирать материал, интересный для собеседника.

• Старшим дошкольникам можно дать задание придумать разговор между кошкой и мышкой, цаплей и лягушкой, хозяином и домашним животным (предположить, о чем они могут думать и говорить).

На первых этапах требуется помощь педагога, т.к. первые диалоги сложно придумывать детям

дошкольного возраста.

Вывод:

Условием успешного формирования культуры речевого общения детей, по мнению О. М. Казарцевой, является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль, радость. Именно поэтому нельзя работать над речью детей, не включив их во взаимодействие друг с другом; не обусловив речевое действие какой-тодругой деятельностью: игровой, практической, познавательной, не уточнив ситуацию общения, не создав потребности у каждого ребенка вступить в него. (О. М. Казарцева).

Презентация на тему: Интеграция с другими видами деятельности

Интеграция с другими видами деятельности

Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игровая, трудовая, продуктивная, познавательно-речевая,исследовательская, чтение детям художественной инаучно-популярнойлитературы и др.), так и самостоятельной деятельностью.

8 стр., 3895 слов

Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения ...

... и т. д. Соответственно, можно изучать проявление РВ практически на всех этапах речевого общения - «на входе», то есть в области авторского замысла, авторских интенциональных ... обеспечиваемыми их конкретным воплощением в тексте) и способно повлиять на успешность речевого воздействия на читателя. Целостность, дискретность, информативность, пространственно-временная актуализация, интертекстуальность и ...

Познавательно-исследовательскаядеятельность(различные опыты с воздухом, водой, песком и глиной, магнитом, цветом; коллекционирование, экспериментирование, путешествие в пространстве, по времени и др.) способствует расширению кругозора ребенка, формированию картины мира, развитию мышления, удовлетворению потребности в новых впечатлениях и познавательной потребности и др.

Занимаясь продуктивной деятельностью(конструирование

из строительного материала,

собирание мозаик, вышивание, рисование, лепка, аппликация), ребенок приобретает различные

умениями навыки сотрудничества, при этом также развивается его

мышление.

Трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовая,труд в природе, ручной труд) помимо приобретения жизненно необходимых умений и навыков способствует воспитанию у детей необходимых моральных и нравственных качеств: личностное, нравственное развитие ребёнка происходит в результате получения им реального опыта переживаний в конкретной трудовой деятельности и в результате реального общения с другими людьми (взрослыми и сверстниками), а не на специальных занятиях.

•Процесс чтения художественной литературы является одним из источников освоения дошкольниками литературной речи: благодаря доминирующей функции памяти, дети легко запоминают новые слова и речевые обороты.

Принципы отбора

художественных

произведений

С точки зрения коммуникативных умений, педагог может учитывать произведения по следующим критериям:

-верболизованноотражать эмоциональное состояние главных героев;

-различныеварианты речевого поведения, позитивно или негативно оцениваемые,

нем динамично развивается сюжет произведения;

-доступныестаршим дошкольникам средства художественной выразительности;

художественных

произведений

-заложенавзаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей.

-признакомстве с произведением должна быть возможна работа над различными сторонами речи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развития восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи. Должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

13 стр., 6428 слов

Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста ...

... речью совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Только этим путем достигается подлинное понимание речи как речи. Ребенок нормально овладевает речью - научается говорить - пользуясь речью в процессе общения, ... психофизического развития ребёнка его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие ...

Методика

Первоначально для обсуждения предлагаются художественные произведения, в которых представлены два типа речевого поведения, позитивный и негативный (например, В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», М. И. Михайлов «Лесные хоромы», «Гусилебеди» (русская народная сказка), Л. Н. Толстой «Лиса и тетерев», «Волк и козлята», А. Н. Толстой «Приключения

В процессе сопоставления типов речевого поведения дошкольники видят, что позитивное, правильное речевое поведение вознаграждено, а при использовании негативного типа речевого поведения вознаграждение эмоционального комфорта, успеха нет (например, В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев» (словацкая сказка), А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носов «Огурцы»).

В дальнейшем яркое противопоставление типов речевого

поведения исчезает – используется

произведения, где претерпевает изменения от негативного к позитивному речевое поведение у

одного героя (например, А. Н. Толстой «Сорока», В. Бианки «Сова»,

«Заяц – хвастун» (русская народная

Презентация на тему: •Вновь обсуждаются и те изменения, что обусловлены изменением в речевом поведении героев: отношение

Вновь обсуждаются и те изменения, что обусловлены изменением в речевом поведении героев: отношение к нему близких людей, сверстников и т. д. (Э. Успенский «Страшная история», З. Мошковская «Обида», С. Городецкий «Весенняя песенка», Л. Е. Устинов «Говорливый медведь», «Заюшкина избушка», Т. Александрова «Кузька»).

На данном этапе одним из эффективных приемов, обеспечивающий формирование данных умений, является

наблюдение ситуаций речевого общения

в повседневной деятельности детей. В процессе режимных моментов педагог вместе с детьми в беседе может анализировать эти ситуации в речевом плане. В результате, таким образом, формируется представление о том, чтоправильное речевое поведение —

План примерного анализа ситуаций

-обсуждениенравственной стороны поступка,

-использованиенорм и средств вежливого речевого обращения в коллективных разговорах (определенный тембр голоса: говорить не громко, не крикливо), внимательное слушание собеседника,

проявлениеумений разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения: (аргументированно исправлять ошибочные суждения, не ущемляя партнеров по общению достоинства),

-знаниеспособов установления речевых контактов со взрослыми и детьми: соответствующее ситуации обращение по имени, имени и отчеству, вежливое выражение просьбы, извинения, благодарности за услугу, использование спокойного, дружелюбного тона в разговоре.

Вывод:

Коммуникативная деятельность способствует:

-социально-личностномуразвитию (дети подражают речи и поведению взрослых, получают опыт взаимодействия с другими детьми);

-удовлетворениюпознавательной потребности ребенка (в дошкольном возрасте доминирующий тип общения ребёнка со взрослым — внеситуативнопознавательное общение);

-развитиювсех сторон речи (особенно в общении детей между собой во время игры).

-речевоеразвитие дошкольника может осуществляется не только на специальных занятиях по развитию речи, а в процессе живого общения, ребенка со взрослым и другими детьми, в процессе чтения детям художественной и научнопопулярной литературы, в процессе игры, в процессе составления детьми рассказов по картинкам, сочинения ими рассказов и сказок, разыгрывания инсценировок и др.

-осуществляяречевое развитие дошкольника, необходимо помнить, что лучший способ развить активную устную речь

— это погружение в языковую среду (в любом возрасте, но в раннем и дошкольном возрасте это происходит наиболее легко).