Тема 1. Сущность и особенности общения. Общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией информацией, опытом, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Полифункциональная сущность общения. Информационная функция межличностного взаимодействия, цель которой – обмен сообщениями, т. е. прием-передача определенных сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д. Ценностно-ориентационная функция, заключающаяся в изменении личностно-смысловых структур партнера, включая его взгляды, установки, намерения, представления, потребности.
Регулятивно-координационная функция: согласованность действий при осуществлении совместной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция: направленность на изменение своего эмоционального состояния или на возбуждение в партнере определенных чувств и эмоций.
Общение и деятельность. Обусловленность общения потребностями совместной деятельности. Общение и коммуникация: сходства и различия. Коммуникация как действие, сознательно ориентированное на смысловое восприятие другими людьми.
Общение как способ передачи культуры. Усвоение духовных ценностей посредством литературы, искусства, средств массовой коммуникации. Распредмечивание культурных ценностей как условие сближения, организации и консолидации социальных групп, общностей.
Общение и формирование личности. Влияние общения на развитие и изменение гносеологического, аксиологического, праксиологического потенциалов человека. Обусловленность общения уровнем нравственного развития личности. Общение и «золотое правило» нравственности.
Тема 2. Основные типы и виды общения. Понятие деловое общение. Формальное и неформальное взаимодействие человека с человеком.
Общение, обслуживающее разнообразные виды любительской деятельности, и общение ради общения. Досуговое взаимодействие как условие совместной познавательной деятельности, восприятии произведений искусства, социального, художественного, прикладного, технического и других видов творчества.
Сущность и особенности самоцельного общения. Дружеские контакты, стимулируемые потребностью душевного сближения с людьми. Общение, не связанное с решением конкретных жизненных проблем и осуществляемое ради удовольствия от самой встречи. Характерные черты свободного общения: полная добровольность вступления в контакты, выбор партнеров по собственному желанию, нерегламентированность контактов функциональными обстоятельствами.
Понятие, функции, сущность стресса
... человека, потому как наличие стрессовых ситуаций во всех областях человеческой жизни и деятельности безусловно. Каждое явление, обстоятельство или известие способно побудить стресс, то есть быть ... типа: системный и психический. Так как человек считается общественным существом и в деятельности его накопленных концепций основную значимость исполняет психическая сфера, в таком случае больше ...
Прямое и косвенное общение. Прямое общение как непосредственный контакт человека с человеком. Пространственно-временная дистанция между партнерами в косвенном, опосредованном общении. Личностно-ориентированное общение как взаимодействие по принципу тет-а-тет. Сущностные особенности социально-ориентированного общения, построенного построенного на обращения к группе в форме аудитории, публики и т. д. Роль средств массовой коммуникации в организации социально-ориентированного общения.
Классификация общения в зависимости от особенностей партнера. Общение с реальным партнером. Общение человека с иллюзорным партнером. Воображаемый партнер и особенности взаимодействия с ним. Специфика партнерства в сфере художественного общения.
Тема 3. Общение как информационный процесс. Взаимодействие и информация. Информация как знания, которые передаются. Основные компоненты коммуникативного процесса: источник информации, передатчик информации, приемник информации, канал связи. Важнейшие свойства информации: количество, ценность, истинность, полнота, оперативность. Семантическая, синтаксическая и прагматическая характеристика информационной деятельности. Межсубъектный характер общения.
Типология коммуникации. Классификация коммуникаций по типу отношений между участниками (межличностная, публичная, массовая) и по средствам общения (речевая, паралингвистическая, вещественно-знаковая).
Основные виды сообщений: информативные, побудительные, экспрессивные. Использование в коммуникативных целях средств информационной технологии. Понятие о содержании общения. Возможности обмена в процессе межличностных коммуникаций сведениями, знаниями, оценками, опытом, переживаниями.
Возможности педагогической корректировки содержания общения. Основные задачи корректировки. Пути корректировки: сублимация интересов, постановка альтернатив, сообщение неординарной информации, выдвижение проблем, которые ранее не привлекали внимание, и др.
Тема 4. Психология восприятия человека человеком. Человек в роли субъекта, познающего и оценивающего других людей. Общее понятие о коммуникативно-перцептивных умениях и навыках.
Внешне наблюдаемые данные о человеке. Физиогномика и установление психологических качеств личности по внешним признакам. Достраивание образа на основе ограниченной информации. Стереотипизация как распространение на человека характеристик определенной социальной группы. Временная и устойчивая апперцепция. Функции каузальной атрибуции при восприятии человека человеком. Искусство истолкования причин и мотивов поведения других.
Интуиция в системе коммуникативно-перцептивных механизмов, Смутные предчувствия, о причинах появления которых люди не могут дать ясного ответа. Сущность и особенности экстрасенсорного восприятия. Возможность приема информации, не связанной с функционированием известных науке органов чувств. «Эффект ореола» и феномен «аттракции».
Тема 5. Психология взаимодействия людей в процессе общения.
Деловое общение по телефону. Типология причин, по которым люди вступают в общение друг с другом. Информационно-коммуникативные и регулятивно-коммуникативные функции межличностного взаимодействия. Основные цели интеракционального поведения: обмен информацией, выражение определенных психологических состояний, достижение деятельностных результатов. Виды взаимодействия: информационное, дискуссионное, исповедальное, прагматическое, фактическое.
Психология делового общения и диагностика коммуникативных способностей ...
... работы является рассмотрение наиболее важных аспектов психологии делового общения, а также видов диагностики коммуникативных способностей человека. Исходя из этого можно выделить следующие задачи: 1. ... и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению. "Невербальное поведение человека неразрывно связано с ...
Развитие умений и навыков контактирования. Рефлексия как осознание восприятия себя окружающими. Прямая и обратная связь в процессе контакта. Анализ чужого поведения и реакция на обратную информацию. Способность понимать характер отражения воздействий по тону голоса, выражению лица, жестам, репликам, эмоциональному подтексту.
Основные правила построения контакта. Недопустимость монологического общения. Искусство быть слушателем. Умение перехватывать инициативу и делать собеседника лидером контакта. Понятие об оптимальной дистанции в общении. Виды дистанций и способы их выражения. Форма обращений, тональность речи, пластическое выражение отношений. Умение прочесть дистанцию, предлагаемую партнером, и отреагировать на предложение.
Общее понятие о социальной фасилитации и социальной ингибиции. Коммуникативно-фасилитативное мастерство как умение облегчать партнеру ситуацию общения.
Телефон как средство общения. Мобильная связь, ее особенности. Деловое общение по телефону. Элементы служебного разговора: взаимные представления, введение собеседника в курс дела, обсуждение вопроса, заключение.
Упорядочение ведения телефонных разговоров в течение дня, определение времени (часов), когда вам можно звонить; планирование своих телефонных звонков. Использование специальных блокнотов: пометки о дате, времени звонка, содержании разговора, что нужно предпринять в ответ на звонок. Значение телефонных справочников внутренней и внешней связи. Место расположения телефонного аппарата. Требования, предъявляемые к разговору по телефону: лаконичность, логичность, отсутствие повторов и длиннот, доброжелательный тон, четкое произношение слов (особенно имен и чисел), средний темп речи, обычная громкость голоса. Правила ведения делового разговора по телефону: инициатор телефонного разговора – ваш собеседник; инициатор телефонного разговора – вы.
Тема 6. Коммуникативные качества личности и их развитие. Коммуникативные способности и коммуникативные задатки. Природные предпосылки к эффективному общению. Типологические особенности высшей нервной системы. Подвижность психики. Запас нервной энергии. Соотношение первой и второй сигнальных систем. Сила торможения. Особенности темперамента.
Общительность как потребность в общении и устойчивое стремление к нему. Неудовлетворенность в состоянии длительного уединения. Настойчивое стремление быть в обществе других людей. Естественное включение в контакты, происходящие как бы сами собой. Эмоционально-положительное самочувствие в процессе общения.
Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.
... включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение. Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с ... для его возраста задач. Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать ...
Коммуникативная энергичность. Способность легко, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении задач, возникающих в ходе взаимодействия с партнерами. Умение заражать других, влиять на них, передавать им свое настроение и отношение к делам, событиям и людям.
Эмпатическая способность как способность к проникновению в переживания другого человека. Эмоциональная, когнитивная и предикативная формы проявления этой способности. Обогащение эмпатической способности с ростом жизненного опыта личности. Возможности психопедагогического воздействия на развитие эмпатической способности.
Социально-психологический такт. Обостренное чувство меры во взаимодействии с другим человеком. Четкое видение границ, выход за которые деформирует или нарушает контакт. Оперативная адаптация к особенностям партнера, умение индивидуализировать общение. Простота и естественность, способность всегда оставаться самим собой. Отсутствие в поведении наигранности и нарочитости. Развитое чувство ситуации.
Тема 7. Значение эмоций в процессе общения. Эмоции как психическое отражение реальной жизни в форме переживаний. Эмоции как субъективная форма выражения потребностей. Побудительное, направляющее действие значение эмоций.
Отличие эмоций по качеству (модальности), интенсивности, продолжительности, глубине, генетическому происхождению, сложности и т. д. Роль эмоций в оценивании значимости происходящего и сигнализации об этом субъекту указывая на потребность, актуальную для этой ситуации.
Функции эмоций: оценивающая, сигнальная, побуждающая, дезорганизующая, функция накопления, эвристическая функция.
Проявление эмоций: чувство, страсть, настроение, аффект.
Эмоциональные состояния личности, их влияние на процесс общения (радость, интерес тревога, страх, гнев, фрустрация, апатия, вина, обида, жалость к самому себе).
Типы выражения эмоций, симуляция, подавление, маскировка, адекватное выражение.
Умение понимать, выражать, регулировать эмоции как специальная задача образования.
Лицевая экспрессия, ее особенности. Тренировка.
Вербализация эмоциональных состояний как отражение их в звучащей речи. Эмоциональный уровень понимания субъектами общения. Тема 8. Досуговое общение. Сущность досугового общения как культурно-смыслового обмена. Признаки досугового общения: осуществление в сфере свободного времени, на основе свободного добровольного, самостоятельного выбора партнера (партнеров) по общению, предмета общения.
Коммуникативная, интерактивная, аффективная составляющие досугового общения, их соотношение, доминирование в конкретной ситуации.
Интернациональность субъектов досугового общения: на субъект, на предмет, смешанная интенция.
Досуговое общение как диалог культур, взаимопознавательный процесс, путь к себе и к Другому.
Семиотические аспекты досугового общения. Знаковые системы досугового общения. (Субъект общения как культурный текст, событие как культурный текст).
Создание новых, согласованных культурных текстов как результат интерактивной фазы досугового общения: информационная, рекреационная, компенсаторная, креативная функция консолидации и др.
Эмоции. Регуляторная функция эмоций
... — торможения (П.К. Анохин), следообразования (А.Н. Леонтьев), подкрепления (П.В. Симонов), — указывает на способность эмоций оставлять ... мотивационного поведения — результат общения и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного. Регуляторная функция эмоций - различные названия: закрепления ...
Формы досугового общения. Связь между диверсификацией форм досугового общения и мультикультурностью смыслового пространства, социальной стратификацией общества и т. д.
Проектирование события как фактора досугового общения.