Вопросы к модульному контролю 1 по психологии
1.Раскройте понятие психические процессы. Приведите примеры психических процессов по их видовой отнесенности.
2.В чем различие психических свойств и психических состояний?
3.Каким образом психология связана с педагогикой?
4.Объясните связь психологии с медициной.
5.Назовите отрасли психологии. Определите предмет и объект изучения одной из них.
6.Что и когда послужило образованию науки психология?
7.Определите временные рамки этапов развития психологии и назовите основные особенности каждого из этапов.
8.Охарактеризуйте одну из названных психологических школ:
бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, психоанализ.
9.Назовите и охарактеризуйте стадии развития психики в филогенезе.
Чем отличается психика человека и собаки? 10.Определите функции бессознательного. 11.Назовите виды ощущений.
12.Назовите и дайте характеристику свойствам ощущений.
13.Что такое восприятие? Назовите его свойства.
14.Назовите виды восприятия. Приведите примеры иллюзий, характерных для каждого из них.
15.Назовите виды внимания. Чем активизируется непроизвольное внимание?
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
... Фпанкл Гуманистическая психология Модель идеальной личности Миллер, Брунер, Найссер Когнитивная психология Модели познавательных процессов Психология – наука о психическом содержании внутренней жизни ... воспитания), социальная(изучает взаимоотношение людей в группах), психология труда(рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности). Виды псих. Знания: 1) житейское – ...
16.Перечислите свойства внимания. Какие из них обратно пропорциональны?
17.Дайте определение памяти.
18.С чем связаны погрешности в воспроизведении информации?
19.Определите положительные функции забывания.
20.Назовите виды памяти по времени хранения информации.
21.Назовите виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности.
22.Каким образом проблемная ситуации переходит в задачу?
23.Назовите виды мышления, развивающиеся по мере взросления человека.
24.Каковы индивидуальные особенности мышления?
25.В чем различие активного и пассивного воображения? Назовите виды активного воображения.
26.Приведите примеры агглютинации.
27.Приведите примеры гиперболизации.
28.Назовите основные виды речевой деятельности человека.
29.Перечислите характеристики говорения.
30. В чем заключается психодиагностическая функция речи?
1. Психические процессы — одна из групп псих
ических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Виды процессов:
—Познавательные: ощущение, воображение, внимание, восприятие, память, мышление, речь;
—Эмоциональные: эмоции, чувства, аффекты, стресс;
—Волевые: борьба мотивов, принятие решения, постановка цели;
2. Психические свойства – это психические явления устойчивого характера, они влияют на человеческую деятельность и характеризуют личность с психологической и социальной стороны.
Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности
человека, на физиологическом уровне |
отличающийся определёнными |
энергетическими характеристиками, а |
на психологическом уровне — |
специфическим восприятием окружающего мира.
3.Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, которая позволяет ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.
4.Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и найти пути для психокоррекции и психотерапии. Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают последние данные, связаны с психологическими причинами.
5.Отрасли психологии: общая, социальная, возрастная, педагогическая, труда, психолингвистика, медицинская, дифференциальная, психометрия.
Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).
6. Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужило фундаментом всех дальнейших разроботок психологического знания, которые на этом в основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов. Так началась психология, так были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопроси что такое душа. Каковы ее функции и свойства? Так исторически сформировался первый предмет психологии – душа как нечто отличающее
живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти и мысли.
7. Античность – от 4 в. до н.э. до 5 в. н.э. 3 века из этого промежутка принято называть периодом эллинизма. Его временные рамки — от 338 г. до н.э. до 30 г. до н.э.
Средневековье и эпоха Возрождения — началом Средневековья считают падение Римской империи, т. е. V век и до ХIII.
Психология в России начала XX века – конец 19, начало 20 века. Экспериментальная психология – конец 19 века.
Эмпирическая психология — вторые направление в психологии России начала ХХ века.
Русская
8.Психоанализ – это метод который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми. Неосознаваемые области психики именуются бессознательным. Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.
9.3 стадии развития психики:
1.элементарная чувствительность– животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;
2.предметное восприятие – Деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;
3.интеллект– |
характеризуется |
еще |
более |
сложной |
||
Деятельностью |
и |
сложными |
|
формами |
отражения |
|
действительности. |
Появляется |
|
возможность… |
|||
подготовительных действий для своего решения. |
|
Различия в чувствах человека и животного.
10. Бессознательное мышление является древнейшей формой работы мозга и с тех пор за ним сохранились функции регуляции и поддержания целостности. В настоящее время основная функция бессознательного — это уравновешивание односторонних установок сознания, дополнение сознательных представлений о себе и о мире до целостной картины, хранение всего материала, который является неприемлемым или слишком сложным для сознания.
11. По количеству органов чувств: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
По субъективной различимости ощущений: зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, болевые и висцеральные ощущения.
Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
По расположению рецепторов выделяют:
Экстероцептивные ощущения — ощущения от рецепторов, расположенных на поверхности тела, снаружи.
проприоцептивные (кинестетические) ощущения — от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. Это ощущения движения и относительного положения частей тела.
интероцептивные (органические) ощущения – от рецепторов, передающих нам ощущения от обменных процессов в организме.
12. Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор — качественные характеристики; вес книги или ее длина — количественные. Качество ощущения — свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений.
—качество,
—интенсивность,
—продолжительность,
—пространственная локализация,
—абсолютный порог,
—относительный порог.
13. Восприятие,перцепция — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
Свойства ощущений:
—Предметность;
—Структурность;
—Апперцептивность;
—Константность;
—Избирательность;
—Осмысленность; 14. Виды восприятия:
—визуальное;
—аудиальное;
—осязательное (тактильное);
—вкусовое;
—обонятельное.
15. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Виды внимания:
—после произвольное;
—произвольное;
—непроизвольное.
Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
16.Свойства внимания: — направленность; — объем;
— распределенность; — сосредоточенность; — интенсивность; — устойчивость;
— переключаемость.
17.Память — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
19.При забывании забывается вся кратковременная или сенсорная память, что очень удобно для человека, чтобы не засорять свою память и позволить другой более нужной информации сохранится.
20.Виды памяти по времени хранению:
—
—
—долговременная;
—оперативная;
—промежуточная;
—генетическая.
21. Виды памяти по характеру психической активности:
— двигательная; — образная;
— эмоциональная; —
23. Виды мышления по мере взросления:
—наглядно — действенное;
—наглядно — образное;
24. К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:
—Самостоятельность мышления,
—Гибкость мышления.
—Оперативность мышления.
25. Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Виды активного воображения: воссоздающее, антиципирующее, ассоциация, диссоциация.
26.Агглютинация — это элементарный механизм преобразования имеющихся у человека представлений в процессе воображения; заключается в синтезе, комбинировании («склеивании») разнородных элементов, в результате чего создаются образы объектов, не встречающихся в действительности (например, образы кентавра, русалки и т.п.).
27.Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер,
28.Говорение, слушание, письмо, чтение.
29.Характеристики говорения:
—мотив – потребность или необходимость высказаться;
—цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения;
—предмет – своя или чужая мысль;
—структура – действия и операции;
—механизмы – осмысление, предвосхищение, комбинирование;
—средства – языковой и речевой материал;
—речевой продукт – типы диалогов, монологических высказываний;
—условия – речевые ситуации;
—наличие или отсутствие опор.
30. Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах.