Раздел IV. Психология познания: мышление и речь

Тема 1. Психология мышления

Лекция 1. Предмет психологии мышления

1. Место мышления в структуре психических явлений

2. Науки, изучающие мышление

3. Мышление как процесс решения задач

Література:

1.

1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М. 1972. С.248-278 ( основні положення діалектико-матеріалістичної теорії мислення — конспект).

2. М’ясоїд П.А. Загальна психологія. — К. 2000. С. 299-321 (мислення).

3. Петухов В.В. Психология мышления. М. 1987. С.5-19 (мислення як предмет психологічного вивчення).

4. Психологія/ За ред. Ю.Л. Трофімова. — К. 1999. С. 270-314 (мислення і інтелект).

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1989. Т.1. С.36-364.

6. Тихомиров О.К. Психология мышления. М. 1984. С.6-16 (предмет і методи психології мислення); 211-231 (принцип розвитку в психології мислення).

2.

7. Зинченко В.П. Размышления о развитии мышления//Прикладная психология. 2001. №1. С. 1-17. Мышление как действие//Прикладная психология. 2001. №3. С.1-17.

8. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М. 1981. С.130-140.

9. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. — М. 1999. С. 273-311 (мислення).

10. Психология/Под ред. А.А.Крылова. М. 1999. С.124-129 (як людина вирішує задачі).

11. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М. 1996. С. 422-458 (формування понять, логіка і прийняття рішень).

3.

12. М’ясоїд П.А. Задачі з курсу загальної психології. — К. 2000. С.113-121 (мислення).

13.Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. — М. 2001. С.365-387 (мислення).

1. Место мышления в структуре психических явлений

Мышление — социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

5 стр., 2121 слов

Понимание в психологии. Предмет психологии понимания

... и мышление остается неосвященным мышление. роль которого определить предоставляется Вам самим. Предоставляем теперь Вашему вниманию конспект первой лекции:   «Понимание в философии и психологии». Введение в предмет. Методология. Предмет ...

Это определение позволяет зафиксировать две основные особенности мышления:

  • это опосредованное отражение, опосредованное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления, закономерно с ним связанного; как высший психический процесс мышление опосредовано речью.

К опосредованному познанию человек прибегает:

1) когда непосредственное познание невозможно из-за несовершенства наших анализаторов или отсутствия соответствующих анализаторов;

2) когда непосредственное познание принципиально было бы возможным, но исключено в современных условиях;

3) когда непосредственное познание возможно, но не рационально.

  • это обобщенное отражение — познание общих и существегнных свойств предметов и явлений.

Мышление начинается там, где оказывается недостаточным или даже бессмысленным чувственное познание. Тем не менее мышление, как психический процесс, неразрывно связано с сенсорно-перцептивными процессами, представлениями, речью и практикой.

Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Познание начинается с ощущений и восприятия, но ими не заканчивается. От ощущений и восприятий оно переходит к мышлению.

Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно — умозаключением — раскрыть то, что непосредственно в восприятии не дано.

Отличия мышления и СПП:

1. Ощущения и восприятия отражают действительность в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, срвнивает, различает, раскрывает отношения, т.е. отражает мир в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Раскрытие связей и отношений составляет специфическую задачу мышления, но мышление отражает не только отношения и связи, а также свойства и сущность.

Отношения между предметами отражаются не только в мышлении. Уже в восприятии дана не простая сумма изолированных элементов. Однако в восприятии вещи и явления даны в случайных, несущественных отношениях, во внешнем соединении свойств, которые “соединены, но не связаны”.

2. Задача мышления в том, чтобы выявить существенные и необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.

3. Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимомму, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном сочетании частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразном изменении несущественных обстоятельств. Раскрывая существенные связи мышление поэтому обобщает.

7 стр., 3065 слов

Влияние мышления на восприятие

... процессу восприятия, изучить виды и свойства восприятия. 2. Изучить механизм процесса восприятия. 3. Выявить взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением. Глава I. Восприятие и его свойства Познание ... важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. ...

Всякое мышление совершается в обобщениеях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному.

Мышление — это опосредованное (основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований) и обобщенное познание объективной реальности.

Мышления и представления. Однако мышление сохраняет связь с сенсорно-перцептивными процессами, что прежде всего проявляется в роли представлений в мышлении. При наличии таких внутренних представлений об окружающем мире уже не обязательно действительно выполнять то или иное действие для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путем мысленного моделирования. Мысленное моделирование событий — одна из сторон мышления.

D O N A L D D = 5

+

G E R A L D

_____________

R O B E R T

При решении этой задачи попросить думать вслух, не менее 5 минут. Какие процессы использует человек, решающий задачу? Как он строит внутреннюю модель задачи? Какие стратегии избирает? Каким правилам следует?

Мыслящий человек может начать с желаемого результата и двигаться в обратном направлении через внутреннии структуры в надежде обнаружить таким образом действия, ведущие к цели, и условия, которые следует соблюсти для ее достижения.

Внутренние схемы могут служить фильтром для восприятия и внимания. Они подсказывают человеку, чего искать, заставляют его исследовать наличные характеристики окружения, а также выяснять, какие характеристики отсутствуют. Недостающие условия можно рассматривать в качестве целей второго порядка. Отсюда возникает поиск сенсомоторных схем, пригодных для достижения целей. Ожидание может играть центральную роль, несмотря на опасность ошибок. Оно способно помочь выделению критической информации, необходимой для разумного выбора новых действий в том случае, когда старые не дали желаемого результата.

Мышление предполагет способность “проигрывать” мысленно весь сюжет сложного действия, делая предположения о новых возможностях и манипулировать ими с помощью символов. Поиски выхода из проблемной ситуации включают различные реальные и мысленные действия и их последствия и предполагают наличие разного рода точек выбора, возникающих в ходе решения проблемы.

Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс:

а) в виде образных представлений о вещах и их свойствах;

б) в виде схем;

в) в виде слов, которыми оперирует понятийное мышление, поскольку оно всегда является мышлением словесным.

Наглядные элементы могут затруднять или облегчать процесс решения задачи.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... и отношений. Мышление как процесс решения задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут ... В условии содержится некоторая информация, но недостаточная для решения задачи. Процесс решения мыслительной задач состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, в активном выборе ...

За стеной раздался звон,

В комнату ворвался Джон —

По полу вода бежит, под окном раскрытым

Мэри мертвая лежит на стекле разбитом.

В книжном шкафу стоят два тома сочинений одного автора. В первом томе 200 страниц, во втором — 300. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько всего страниц испортил червь?

От города А до города Б 120 км. Из А по направлению к Б вышел поезд со скоростью 30 км\час. Одновременно из Б вылетела ласточка со скоростью 60 км\час. Она долетела до поезда, повернула и долетела до Б, там опять повернула и полетела к поезду. Так она летала между поездом и Б, пока поезд не пришел в Б. Сколько всего км налетала ласточка?

Образ как образ предмета имеет семантическое содержание. Каждый воспринимаемый или представляемый образ фигурирует обычно в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает предмет. Яркость этих образов индивидуально различна.

Включаясь в мыслительный процесс и выполняя в нем семантические функции, образ сам интеллектуализируется. Выполняемая им в мыслительном процессе функция, обобщенное значение, чувственным носителем которого он является, преобразует само чувственное его содержание, он подвергается как бы определенной регулировке: на первый план выступают те его черты, которые связаны со значением, остальные, для него несущественные, случайные, побочные стушевываются, отступают.

Конечным этапом интеллектуализации образа, который делает его наглядным выражением мысли, является переход от вещного представления к схеме.

Мы не всегда мыслим в развернутых словесных формулировках: мысль часто опережает слово. В таких случаях мы оперируем на основе некоторой схемы, которая предвосхищает в нашем сознании еще не развернутую систему мыслей.

Мышление и слово. Специфическим содержанием мышления являются понятия. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его существенных и объективных связей и отношений. Вскрывая связи и отношения, восходя от явления к обобщенному познанию его сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия является слово. Слово является формой существования мысли, ее непосредственной данностью.

Процесс мышления протекает в более или менее сложном сочетании наглядно-образного содержания представлений с вербальными обозначениеями, выходящими за пределы наглядности.

Мышление и практика. Мышление как познавательная теоретическая деятельность тесным образом связана с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием, или действие — мышлением, действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.

11 стр., 5445 слов

Структура процесса познания

... материала человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результатом. ... не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых ...

Все мыслительные операции возникли вначале как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность.

В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, но меняется характер этой связи. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление освобождается от первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи делает возможным выход за пределы единичного случая, решение становитсмя теорией или составной частью теории.

Вместо того, чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования.

Мышление, кроме того, тесно связано с мотивами, эмоциями, волей человека, связано со всей психической жизнью.

Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленной на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, в которых она задана. Кроме того, всякий реальный мыслительный акт исходит из тех или иных мотивов субъекта.

Начальный момент мыслительного процессапроблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Такое начало мыслительного процесса предусматривает и определенное завершение. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока цель не достигнута, будет восприниматься субъектом как срыв или неудача.

С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие мыслящего субъекта, напряженное вначале и удовлетворенное в конце. Мыслит не чистая мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной степени включено и чувство. Но мысль, которая в основном следует “принципу удовольствия” вопреки “принципу реальности” можно отнести к области патологии.

Чувство может отклонить мысль от правильного пути, но когда эмоциональность подчинена контролю интеллекта, вкючение чувств придает мысли большую напряженность, страстность, остроту.

11 стр., 5122 слов

Особенности влияния личностных качеств руководителя на процесс ...

... принятие правильного решения - главная задача любого управляющего. Неправильное решение может дорого стоить Управлению, иметь фатальные, непоправимые последствия. Поэтому важно, чтобы процесс принятия решений был хорошо ... его мышления. В процессе подготовки и реализации УР руководитель может ощутить противодействие или взаимодействие со стороны его потенциальных исполнителей и потребителей решения. ...

Поскольку мышление осуществляется в виде операций, направленных на решение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом. Волевые качество личности имеют поэтому значение для успешности интеллектуальной работы.

Сознательная целенаправленность — существенная характеристика мыслительного процесса. Осознание стоящей задачи определяет все его течение. Он совершается как система сознательно регулируемых мыслительных операций — постоянно происходит проверка, критика, контроль. Возможность осознать ошибку является привилегией мысли как сознательного процесса.

“реальный мыслительный процесс всегда вплетен в общую ткань всей психической жизни, реально дан в связи и взаимопроникновении со всеми сторонами психической деятельности” (С.Л.Рубинштейн).

2. Науки, изучающие мышление

Мышление является предметом изучения различных наук: гносеологии, логики, психологии. Реальные законы человеческого мышления изучаются и моделируются в социологии, биологии, кибернетике.

Гносеология (теория познания) изучает движение мысли как процесс, приводящий к определенным результатам, Эти результаты интересуют гносеологию не сами по себе, а как этапы движения к истине, она исследует соответствие продуктов мыслительной деятельности и действительности. Гносеология отвлекается от конкретного индивида, ее интересует общий путь человеческого познания.

В гносеологии мышление рассматривается как высшая форма отражения — обобщенное и опосредованное отражение действительности, ее существенных связей, свойств и отношений.

Логика. Мыслительный процесс — это ряд операций с понятиями и суждениями. Мысля, человек определяет, обобщает, осуществляет ограничение и деление понятий, преобразует суждения, делает выводы. Совокупность этих устойчивых мыслительных форм и операций и лежащих в их основе законов и правил составляет предмет формальной логики.

К основным логическим формам мышления относятся:

Понятия — мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений.

Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждения — отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Суждения могут быть:

— общие (“Все рыбы дышат жабрами”);

— частные (“Некоторые студенты — отличники”);

— единичные (“Иванов — отличник”).

Суждения образуются двумя способами:

1) непосредственно, когда в них выражается то, что воспринимается (“Этот стол коричневый”);

2) опосредовано — путем умозаключения или рассуждения:

Все сланцы горючи — большая или общая посылка

8 стр., 3654 слов

Познавательные психические процессы. Мышление, тестирование уровня мышления

...     процесс           &n ... bsp;   6. мышление                                        ...

Данное вещество является сланцем — меньшая или частная посылка

Данное вещество горюче — умозаключениее.

Умозаключение — такая связь между мыслями — понятиями, суждениями — в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое, извлекаемое из исходных.

Умозаключения осуществляются двумя методами:

индукция: от частных случаев к общим;

дедукция: от общего к частному. Форма дедуктивных умозаключений — силлогизм.

Два примера дедуктивных выводов из рассказа русского юмориста начала ХХ в. В.Билибина:

“Если бы на свете не существовало солнца, то пришлось бы постоянно жечь свечи и керосин.

Если бы пришлось постоянно жечь свечи и керосин, то чиновникам не хватало бы их жалованья и они брали бы взятки.

Следовательно, чиновники не берут взяток потому, что на свете есть солнце”.

“Если бы быки и куры ходили зажаренными, то не нужно было бы разводить печи и, значит, было бы меньше пожаров.

Если бы было меньше пожаров, страховые общества не повысили бы так жестоко страховую премию.

Следовательно, страховые общества повысили так жестоко страховую премию, потому что быки и куры не ходят зажаренными” (А.А.Ивин “Искусство правильно мыслить”. М. 1990).

Примеры силлогизмов:

Все люди смертны

Все женщины — люди

Следовательно, все женщины — смертны

Все женщины — люди

Все люди — смертны

Все смертные — женщины (как мало нужно изменить в силлогизме, чтобы прийти к ошибочному выводу!)

Все психологи со странностями

Мэри — психолог

Следовательно, Мэри — странная (ошибочна первая посылка)

У всех уток есть крылья

У всех птиц есть крылья

Следовательно, все утки — птицы (этот силлогизм показывает важность того, чтобы уделять внимание логике. Замените уток на летучих мышей или самолеты… Полезно иногда задаваться вопросом, какую логику используют политики, рекламисты и психологи).

Кибернетический аспект наиболее ярко проявляется в проблеме создания искусственного интеллекта: мозг рассматривается как сложная система переработки информации. С этой точки зрения мышление как вид познания подчиняется основным кибернетическим закономерностям.

Физиологический аспект: изучение физико-химических и физиологических процессов в мозге.

Психология. Гносеология рассматривает закономерности мышления, абстрагируясь от конкретного индивида, психологию прежде всего интересует как раз мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности, т.е. объект психологии мышления — реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, установок, эмоций, всей истории его индивидуального развития. Логика изучает соотношение между познавательными результатами, готовыми продуктами мышления, психология изучает закономерности протекания мыслительного процесса.

10 стр., 4731 слов

Рекомендации по решению задач

... статьи Особенной части УК). Особенное внимание следует уделять признакам специального субъекта, если решение задачи возможно с применением таких статей УК, где субъектный состав специфичен. В- ... неоконченного преступления, ситуации, когда имеется конкуренция норм. Все они подлежат решению. Кроме того, задача может предполагать решение вопроса о соучастии: в этом случае необходимо определить виды ...

В широком смысле мышление — активная познавательная деятельность субъекта.

В узком — процесс решения задач.

3. Мышление как процесс решения задач

Понятие “задача” впервые появилось в Вюрцбургской школе мышления.

Любая задача имеет объективную и субъективную (психологическую) сторону.

Объективно задача включает в себя:

1) набор определенных условий;

2) требование, которое нужно достичь, соблюдая их.

В психологической структуре задачи требованиям соответствует субъективно поставленная цель, а условиям — средства ее достижения.

В психологической теории деятельности задача так и определяется: цель, данная в определенных условиях.

Но мы говорили, что мышление начинается с проблемной ситуации, когда у человека возникает потребность что-то понять. Так что первично — проблемная ситуация или задача? Проблемная ситуация сама-то возникает в процессе решения задачи и порождает новую задачу. То, что в первой задаче было способом, во второй становится целью. Человек ищет новые способы достижения старой цели.

Проблемная ситуация — еще не ясное и малоосознанное впечатление “что-то не так”. В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача, требующая ответа на определенный вопрос (“Хорошо поставленный вопрос — половина ответа”),

Может быть, что задача с самого начала окажется проблемной, т.е. с самого начала будут неизвестны способы достижения цели.

Можно ли представить мышление вне процесса решения задач? Нет. Процесс мышления — это всегда процесс решения задачи, так как это действие, направленное на достижение какой-то цели. В ситуации каких задач возникает процесс мышления? Задачи, в которых есть элемент чего-то неизвестного.

Процесс решения задачи есть процесс достижения уже поставленной субъектом, психологически опредеелнной цели, процесс поиска необходимых для этого средств в объективно данных условиях.

Полное определение мышления в узком смысле (как процесса решения задачи) требует ряда уточнений и различений:

5 стр., 2253 слов

Влияние мотивации на процесс принятия решений руководителям

... говорить о специфике влияния мотивации на процесс принятия решений руководителем. Целью работы является - изучение влияния мотивации на процесс принятия решений руководителем. Объект исследования – мотивация ... выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Руководитель — наемный работник, утвержденный в постоянной должности и наделенный ...

1. Различение решения задачи как продукта и как процесса (решания), мышление — процесс решания задачи.

2. Наличие или отсутствие в прошлом опыте субъекта готовых средств решения. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение сведется к использованию сформированного умственного навыка, к репродукции наличных знаний и умений — это репродуктивное мышление, которое не считается мышлением в собственном смысле.

При отсутствии готовых средств возникает необходимость их поиска, создания — продуктивное, творческое мышление. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой, а мышление следует определить теперь как процесс решания творческих задач.

3. Уточнение к понятию цели. Цель может быть точно определена, когда принятие поставленного требования не предполагает у субъекта дополнительных усилий. Однако в других случаях само преобразование объективного требования в субъективную цель становится для субъекта самостоятельной проблемой. Мышление выступает не только как процесс решения, но и как процесс постановки задач.

Итак, психология рассматривает мышление как процесс решания творческих задач, процесс постановки задач конкретным индивидом, субъектом.