Изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления

Оглавление

Введение

Глава 1. Психология творчества и творческого мышления

1.1 Понятие творчества

1.2 Определение понятия «творческое мышление» в психологии

Глава 2. Вопросы психологии творческого мышления

2.1 Творческое мышление как предмет психологического исследования

2.2 Характеристики и оценка творческого мышления

2.3 Творческое и прогностическое мышление: к проблеме соотношения понятий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях возрастает потребность общества в творчески мыслящей личности. В связи с этим развитие творческого мышления является одной из актуальных проблем современного образования, и ее разработка выступает одной из основных задач практической подготовки студентов к вступлению их в профессиональную деятельность в условиях рыночных отношений, постоянного преобразования и развития науки, техники, производства.

Глубокие социально-экономические изменения в обществе в целом и в экономике, в частности, ведут к обновлению, изменению и усложнению техники и технологий, что, в свою очередь, требует развития у работника творческого нестандартного мышления, овладения нетипичными методами и средствами решения задач, которые отличаются от стереотипных. В этих условиях доминирующим является творческий процесс мышления.

Современные представления о творческом мышлении существуют в форме комплекса концепций и теорий, в виде теоретических и экспериментальных работ по отдельным аспектам: творческое мышление как предпосылка научной деятельности и деятельности в искусстве в работах Р. Арнхейма, М.М. Бахтина; творческое мышление как особый вид одаренности в работах Ч.Д. Чистяковой, В. Штерна; творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность в работах А.В. Брушлинского и т.д. Отсутствие более или менее единой концепции знания о творческом мышлении и значительная неясность в терминах создают существенные трудности при использовании этого понятия. Так, например, при диагностике творческого мышления зачастую определяют лишь его процессуальную составляющую или же, напротив, используют термин «креативность» — даже в тех случаях, когда речь идет о когнитивных механизмах творческого мышления.

При разработке программ развития творческого мышления остается проблемным вопрос о его принципиальной «формируемости», поскольку нечеткость понимания самого феномена творческого мышления делает неясными и стратегии психологической работы с ним. Таким образом, из-за недостаточной интеграции психологических теорий творческого мышления возникают трудности не только теоретико-методологического плана, но и конкретно-практические, связанные с запросами психолого-педагогического сопровождения детей.

8 стр., 3609 слов

Понятие о развитии. Условия и факторы психического развития. ...

... соотношение обучения и развития. Понятие о развитии. Условия и факторы психического развития. Движущие силы развития. Психическое развитие – это те изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в ...

Цель работы: изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления.

Задачи работы:

· Рассмотреть понятие «творчество» и «творческое мышление»;

· Изучить творческое мышление как предмет психологического исследования;

· Определить соотношение понятий творческого и прогностического мышления.

Объект исследования: психология мышления.

Предмет исследования: творческое мышление.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Психология творчества и творческого мышления

1.1 Понятие творчества

Феномен творчества всегда был интересен человечеству. К этой теме нередко обращались известные философы, писатели, поэты, драматурги и, конечно, психологи. Однако, в последние годы исследования в данной области особенно актуализировались. Это обусловлено высоким социальным заказом на креативные идеи и креативную личность в современном обществе.

Становление е понятия «творчество» прошло долгую историю. В разные периоды развития человечества, ученые, философы неоднозначно относились к трактовке понятия «творчество», его сущности и источниках. С древнейших времен эта проблема волновала умы великих мыслителей.

В эпоху античности философы предлагали две противоположенные концепции трактовки данного понятия. Аристотель рассматривал творчество, как человеческую способность, человеческое ремесло. В начале XX века немецкий ученый Г. Мейер высказал предположение, что аристотелевская вселенная создается по образу и подобию человеческого произведения искусства, и мир устроен, как художественное творение Лосев А.Ф. История античной эстетики Аристотель и поздняя классика. // История античной эстетики. Т. IV. — М.: Искусство, 1975.

Аристотель ориентируется на человеческое творчество как на образец, отрицая божественность акта творения. Иная точка зрения была у Платона. Связывая понятие «творчество» с представлениями о творении мироздания, Платон подчеркивает универсальность данного понятия, его божественную сущность. «Всякий переход из небытия в бытие — это творчество» Яковлев А.Я. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. — 2003. — №6. — С. 142-154. Он впервые обратил внимание на акт вдохновения, как части творческого процесса.

В эпоху Средневековья религия доминирует в общественном сознании, что оказывает влияние на многие философские взгляды. Так, понятие «творчество» многие философы рассматривают, как акт божьей воли. Данная интерпретация исходит из теистической концепции, согласно которой Бог — это творец всего. В поддержку данной концепции выступал философ средневековья Иоанн Скот. Он разделил всю природу на 4 вида: творящая, но не сотворенная (Бог); творящая и сотворенная (идеи в Боге); сотворенная, но не творящая (вещи в пространстве и времени); не творящая и не сотворенная (Бог, как цель и конец всех вещей).

9 стр., 4235 слов

Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического ...

... часть медицинской психологии: 1) Общая психология – изучает психическую функцию человека; биоритмы ее психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и ... исследование - это искусственное создание условий, которые обнаруживают особенность психической деятельности человека в болезненных состояниях. При выборе методики экспериментально психологического исследования играют ...

Но, существовали и другие концепции. Фома Аквинский придерживался пантеистической трактовки. Он стремился подчеркнуть постоянное участие Бога во всех актах творения Философия для аспирантов / Под ред. И.И. Кального. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001. — с. 90.

Эпоха Возрождения создает новое направление в философии. Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность.

Возрастает ценность человека, появляется понятие «уникальности личности». Мир и человек — творение Бога. Предназначение человека в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром Там же, с. 98. Появляется новая концепция — антропоцентризм (учение о свободе человека Пико дела Мирандола).

Человек должен сделать себя сам в условиях свободного, творческого выбора. Творчество рассматривается, прежде всего, как искусство в широком смысле слова. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества.

Ученые и философы эпохи Нового времени по-разному трактуют понятие «творчество». Так, Гете в «Фаусте» в поэтической форме выражает мысль о творческом характере человека. «Только творчество наполняет жизнь человека особым смыслом и позволяет ему радоваться жизни, не цепляясь за ее ценности» Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — С. 375-414. Ф. Бэкон считал, что человек сможет творить, если будут устранены духовные стереотипы. Т. Гоббс видел в творчестве, прежде всего фантазию, и духовную свободу, а человека рассматривал как творца культуры, создателя многообразных искусственных тел. Г. Гегель также поддерживал идею о творческой активности человека. «Творчество — это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры».

На рубеже XIX-XX веков появляется новое направление — философия жизни, которое стало основой для нового подхода в рассмотрении понятия «творчество» — экзистенционального. Экзистенциалисты признавали интуитивную природу творчества. Для них творчество было синонимом жизни. Бергсон обосновал свою концепцию «Творческая эволюция». Он видел основание мира в «жизненном порыве», обеспечивающем его эволюцию. Жизненный порыв это потенциал космоса, реализующего себя через творчество человека. Таким образом, он рассматривал творчество как непрерывное рождение нового. «Жизнь — это поток творчества во времени» Философия для аспирантов / Под ред.И.И. Кального. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001. — с. 197.

В философии Ф. Ницше проблема творчества связана с теорией сверхчеловека. Только сверхчеловек может обладать способностью к творчеству. Для Ф. Ницше творчество — это подлинное бытие. Это то, что создает порядок. Оно проявляется не только в переоценке ценностей, но и, прежде всего, в вере и любви Ницше. Введение в понимание его философствования / Под ред. А.А. Ермаковой. — СПб.:Фонд Университет «Владимир Даль», 2004. — С. 25. Ф. Ницше подчеркивал взаимозависимость творчества и спонтанности, считая спонтанность движущим началом творчества.

Французский экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр) дает свою интерпретацию понятия «творчество». А. Камю говорил о преобладание «абсурдных страстей» в творчестве. «Творчество отражает тот момент когда рассуждения прекращаются и на поверхность вырываются абсурдные страсти» Сумерки Богов / Общ ред. А.С. Яковлева. — М.: Изд-во полит. лит., 1989. — с. 289.

4 стр., 1805 слов

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...

... в ходе жизни личности превращается в ее результат. При переходе деятельности личности от режима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчества биологическое и историческое ... к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности. 2. Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности Личность – человек, взятый в системе таких его психологических характери-стик, ...

XX век внес свои коррективы в трактовку понятия «творчество».

Так, К. Маркс поддерживал идею о том, что творчество есть сознательная, целенаправленная предметно-практическая деятельность общества по преобразованию окружающей действительности и самого себя.

З. Фрейд утверждал, что различного рода психические процессы человека не исчезают в нем бесследно, а лишь затушевываются, «вытесняются» на некоторое время в сферу бессознательного. Согласно З. Фрейду, в основе творческого вдохновения лежит так называемое «вытесненное бессознательное». Творчество — это один из способов избавления человека от сексуальной энергии по средством катарсиса (очищения) Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. — М.: Наука, 1978.

Творчество, как самоактуализацию личности рассматривали такие ученые как А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Н. Роджерс. Н. Роджерс считает, что творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. — 1990. — №1. — С. 164-168. Есть последователи данного подхода и в отечественной психологии. Р.М. Грановская рассматривает творчество как социально-приемлемый и поддерживаемый способ самоактуализации; как способ получения удовольствия; как способ преодоления внутренних противоречий Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. — СПб.: Речь, 2006. — С. 253-262.

Отечественная теория и практика внесла свой вклад в становление понятия «творчество». Работы С.Л. Рубинштейна способствовали утверждению представлений о творчестве как о результате сознательной деятельности субъекта. Сторонником деятельностного подхода выступает и Ю.А. Миславский, который говорит о том, что творчество — это деятельность, выполняющая функцию обеспечения своеобразного иммунитета к трудностям и разрушающим последствиям неудач Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. — 1988. — №3. — С. 70-75. В.А. Сластенин и Л.К. Веретенникова считают, что «творчество» рассматривается в науке как деятельность, результатом которой является создание нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. «Творчество — высшая форма активности человека и в то же время его характеристика, свидетельствующая о высоком уровне развития такого интегрального качества, как творческий потенциал личности» Сластенин В.А., Веретенникова Л.К. Формирование творческого потенциала школьников. Учебное пособие. — М.: Магистр, 1999. — с. 27. Следует так же отметить позицию В.И. Андреева, который трактовал творчество, как вид человеческой деятельности, характеризующийся рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — с. 49.

Личностный подход развивается в исследованиях Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса и др. и базируется на утверждение о том, что творчество имеет целеполагающийся характер и является функцией интеллекта.

9 стр., 4079 слов

Творчество в деятельности преподавателя психологии

... определена тема курсовой работы: «Творчество в деятельности преподавателя психологии».      Цель исследования: ... так как служит средством познания творческих способностей в области интеллектуальной и социальной креативности; ... деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности ...

Вопросы творчества, развития творческих способностей, реализации имеющегося у человека творческого потенциала интересовали философов, психологов и педагогов на протяжении многих столетий. Философская энциклопедия дает определение понятия «творчество» следующим образом: «Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно- технической, хозяйственной, политической и т. д…. — там, где создается, открывается, изобретается нечто новое» [295, 185]. Творчество выступает как одна из высших ступеней в деятельности.

Большой психологический словарь трактует понятие «творчество» в узком смысле как человеческую деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющую общественно- историческую ценность; в более широком смысле как всякую практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [44].

Анализ философских, психологических и педагогических исследований, посвященных проблеме «творчества», выявил ее многоаспектность и способность приобретать специфические черты в зависимости от сферы профессиональной деятельности, в которой она проявляется. Это можно проследить, рассматривая существующее на сегодняшний день множество определений творчества.

«Творчество — это реализация единства внутреннего и внешнего, подсознания, сознания и сверхсознания, двух миров — рационального и иррационального. В целом, творческая деятельность лежит в основе всех конструктивных свершений человека и всегда украшает и обогащает мир». В.Г. Рындак в словаре «Творчество. Краткий педагогический словарь» рассматривает творчество как деятельность, в которой развитие человека безгранично, как активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей. То есть творчество — это конструктивная деятельность, которая способствует созданию чего-то нового.

12 стр., 5791 слов

Методика развития творческого мышления у подростков

... исследования - состоит в том, что педагогические условия развития творческого мышления обеспечивают эффективность учебной деятельности старшеклассников, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей школьников. Практическая значимость исследования - заключается в том, ...

В.А. Сластенин подчеркивает, что «решающий признак творчества составляет производство нового в теоретическом, предметном и духовном виде. Весьма существенно то, что при творческом достижении возникает нечто новое. Упустить это из виду — значит пренебречь решающим моментом в понимании творчества». «Основным, классообразующим признаком творчества является создание существенно нового, новой вещи или нового способа деятельности, новой технологии. Творчество — есть форма качественного развития общества и его среды».

Такие ученые как В.И. Андреев, М.И. Махмутов, В.П. Ушачев рассматривают творчество в виде человеческой деятельности, для которой характерными чертами являются

1) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

2) социальная и личная значимость и прогрессивность;

3) наличие субъективных (социальных, материальных предпосылок), условий для творчества;

4) новизна и оригинальность процесса или результата.

Однако если согласиться с тем, что творчество — это создание нового, будет трудно объяснить творчество в педагогической деятельности, которая не создает новых объектов и в то же время носит творческий характер. Исходя из этого, можно утверждать, что данное понятие творчества в условиях обучения можно принять лишь частично. Ценности, которые известны обществу давно, студенты усваивают и осознают заново, т.е., открывают только для себя. В ходе обучения происходит активное формирование и развитие личности, раскрывается творческий потенциал. Поэтому новизна — это частная, а не всеобщая характеристика творчества.

1.2 Определение понятия «творческое мышление» в психологии

Рассматривая современные точки зрения на творчество как процесс, Т. Тардиф и Р. Стернберг выделили два наиболее общих подхода: как к процессу, протекающему в отдельной личности в отдельный момент времени, или как к процессу, зависимому от системы социальных связей, проблемных сфер и критериев оценок креативного продукта, т.е. в широком социальном и историческом контексте; при этом процесс креативности не теряет своей связи с индивидуальностью творца, но требует иного подхода к творческому процессу Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. — 1998. — №2.

Многие исследователи делают акцент на различных составляющих процесса креативности.

Так, Дж. Гилфорд и Е. Торранс рассматривают креативность как творческое мышление; Р. Стернберг подчеркивает важность способности создавать «продуктивные метафоры» Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. — 1998. — №2.

Поэтому в настоящее время по-прежнему остается спорным вопрос: является креативный процесс «нормативным» для всех, но имеющим более сильные или слабые проявления у каждого индивида, или он доступен только отдельным индивидам в определенные моменты времени? Сторонники есть и у той, и у другой точки зрения.

Вопрос важен тем, что при положительной его оценке возникает возможность контролировать и «тренировать» креативный процесс, что «полезно для каждого и повышает шансы всего общества на выживание».

В то же время актуальным в педагогической психологии в контексте проблемы творчества в настоящий момент остается вопрос о творческих способностях индивида. По мнению В.Н. Дружинина, существует как минимум три основных подхода к этой проблеме Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во «Питер», 2012.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие, божественное наитие.[19 ... типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных ...

Первый подход предполагает, что высокий уровень творческих способностей зависит от высокого уровня развития интеллекта индивида, т.е. творческого процесса как специфической формы психической активности не существует.

Эту точку зрения разделяют практически все современные специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стернберг и др.).

Во втором подходе творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (М. Воллах, Н. Коган, Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Я.Л. Пономарев, К. Тейлор и др.).

В третьем подходе креативность (творческая способность) не рассматривается как психическое образование, но и интеллектуальная одаренность выступает лишь как необходимое, но недостаточное условие творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (Д.Б. Богоявленская; А. Маслоу; А. Олах; К. Роджерс; А. Таннебаум).

Различие в этих подходах обусловливает различные взгляды на проблему способности каждого индивида к творчеству: от ограниченной уровнем интеллекта — до безграничной, выраженной в самоактуализации личности.

По Дж. Рензулли, способность к творчеству является результатом сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости. Другие авторы включают в творческую одаренность мотивацию (А.М. Матюшин, Д.Б. Богоявленская), особенности эмоциональной сферы психики (Л.С. Выготский, К. Томас-Ноулз и Дж. Эврил и др.), Я-концепцию (А. Олах, А. Маслоу, Е.Л. Яковлева) и т.д.

В последние десятилетия отечественные психологи разработали ряд оригинальных концепций, связанных с процессами творчества и особенностями психической деятельности творческой личности (Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, В.В. Шадриков и др.).

В западной психологии одной из таких теорий является теория «дивергентного мышления» Дж. Гилфорда Гилфорд Дж. Природа умственного развития. — М.: Прогресс, 1967, который выделил креативность как самостоятельный фактор, обозначив ее как «способность к дивергентному мышлению». Теория дивергентного мышления предполагает основанием для творчества способность к порождению множества решений на основе однозначных данных, в отличие от конвергентного мышления, диагностируемого традиционными тестами интеллекта и направленного на поиск единственно верного результата. Таким образом, по Дж. Гилфорду, интеллект и креативность не только не связаны, но представлены взаимопротивоположными процессами. Мы в своей работе также базируемся на представлении о том, что интеллект и креативность являются самостоятельными факторами.

В теории «интеллектуального порога» Е.П. Торранс Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. — 1965 мы встречаемся с тем, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть некоторая корреляция: при 1-3 ниже 115-120 они образуют единый фактор, а при 10 выше 120 — креативность становится независимой величиной. Эта теория предполагает, что нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Но последующие исследования показали, что в одних случаях корреляция наблюдается, а в других — отсутствует.

В концепции «интеллектуальной активности» Д.Б Богоявленской предлагается рассматривать проблему творчества через понятие «интеллектуальной активности», которая, по ее мнению, является единицей творчества. Интеллектуальная активность соединяет в себе интеллектуальные (умственные) и неинтеллектуальные (личностные, мотивационные) факторы психики. Умственные способности составляют фундамент интеллектуальной активности, но не проявляются в ней непосредственно, а преломляются через мотивационную структуру личности. Таким образом, творчество — это производное интеллекта, преломленного через мотозащитную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует его проявление Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983. Интеллектуальная активность выражается через интеллектуальную инициативу — продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, независимо от внешних факторов. Эта внутренняя потребность, по мнению автора, играет роль двигателя творчества.

5 стр., 2036 слов

Место творчества в процессах человеческой деятельности

... работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового. 2. Осознанное творчество. Для творческого мышления важная способность – это оторваться от последовательного логического и образного рассмотрения фактов и выйти ...

В теории «инвестирования», предложенной Р. Стернбергом и Д. Лавертом Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. — 1998. — №2, креативным считают такого человека, который стремится заниматься неизвестными или непризнанными идеями; он может верно оценить потенциал развития идеи и возможный спрос на нее. Творческий человек, вопреки сопротивлениям среды, непониманию и неприятию, способен доказать состоятельность идеи и пустить ее в работу.

В исследованиях Р. Стернберга творческие проявления личности детерминируются шестью основными факторами: интеллектом как способностью; знанием; стилем мышления; индивидуальными чертами; мотивацией; внешней средой.

Среди этих факторов интеллектуальная способность является основной. Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:

1) синтетическая способность — новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;

2) аналитическая способность — выявление идей, достойных дальнейшей разработки;

3) практические способности — умение убеждать других в ценности идеи.

Кроме того, Р. Стернберг считает, что для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния: творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.

Одним из важнейших постулатов Р. Стернберг выделяет необходимость проявление креативности в творческой среде. В то же время он отмечает, что мотивация может компенсировать отсутствие таковой, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности. Исследователь считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор; при этом в наибольшей степени коррелирует с креативностью «текучий» интеллект, а в наименьшей — личностные особенности. Сочетание всех указанных факторов создает «синдром креативности» Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. — 1998. — №2.

5 стр., 2306 слов

Развитие творческих способностей старших дошкольников в театральных играх

... выполнен анализ понятия, «творческое мышление», «творческие способности» в психолого-педагогической литературе. Рассмотрены методы и формы развития творческого мышления и творческих способностей у старших дошкольников. ... науки (от физиологической до когнитивной). Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами (способами) познания и преобразования ...

В.Н. Дружинин считает: чтобы выделить этот «синдром креативности», по-видимому, необходимо рассматривать проявления творчества в целом у личности, т.е. изучать целостную творческую личность Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во «Питер», 2012.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи и сами творцы подчеркивают его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность сознания в момент творческого созидания. Эти признаки свидетельствуют об особых отношениях сознания и бессознательного в процессе творчества. Одним из первых на это обратил внимание Г. Уоллес (1926), который представил механизм творческого решения задач следующим образом:

1) подготовка (ведущая роль принадлежит сознанию);

2) инкубация (включение бессознательного);

3) озарение (инсайт);

4) пересмотр (обработка решения на сознательном уровне).

Таким образом, В.Н. Пушкин Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967 позволил представить механизм взаимосвязи сознательного и бессознательного в процессе творческого акта. Сознание (сознательный субъект) в этот момент пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное (бессознательный субъект) активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию.

Эту идею подтверждает В.Н. Дружинин: «Очевидно, что при осуществлении рационально и сознательно управляемой целесообразной деятельности имеется другое отношение, активность сознания и рецептивная роль бессознательного, которое “обслуживает” сознание, предоставляя ему информацию, операции и пр.». Трактовки В.Н. Пушкина придерживаются практически все исследователи, лишь детализируя выдвинутую им идею о взаимодействии сознательного и бессознательного при творческом акте. Тем самым утверждается, что «творческий продукт есть следствие включения интуиции и не может быть получен на основе логического вывода» Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.

Более структурированную модель творческого мышления предлагает Я.А. Пономарев, объясняя основную массу фактов, зарегистрированных психологией творчества Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. — М.: АПН РСФСР, 1960, где творческий акт включается в контекст интеллектуальной деятельности по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно сознание, затем — на этапе решения — активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения на третьем этапе занимается сознание.

Если мышление изначально логично, т.е. целесообразно, то творческий продукт может появиться лишь в качестве побочного. Следовательно, процесс решения такой задачи дает как прямые продукты — заранее планируемые результаты, на достижение которых направлено действие, так и побочные длительные продукты, которые изначально не планируются и получаются автоматически. Прямые продукты решения всегда осознаются субъектом, так как заранее планируются; побочные продукты часто не осознаются. Осознание их обычно называют «озарением» или инсайтом.

Роль побочных продуктов деятельности в отыскании способа решения задачи показана в экспериментах под руководством Я.А. Пономарева.

На основе своего понимания творчества как интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленская выделяет следующую структурно-уровневую организацию творческого мышления:

· стимульно-продуктивный (пассивный) — задан условиями извне;

· эвристический — при выполнении работы, в рамках заданного субъект ищет дополнительные связи и новые закономерности;

· креативный — субъект «вычерпывает» объект познания до самой сути, до создания теории, объясняющей природу факта, закономерности.

Определение творчества, данное Д.Б. Богоявленской, согласуется с определением Я.А. Пономарева: «…Интеллектуальная активность — интегральное свойство личности, обеспечивающее возможность выходить за пределы заданной ситуации, действовать вне требований ситуации, т.е. позволяет выйти за рамки внешне целесообразной деятельности и осуществить собственное целеполагание» Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. — М.: АПН РСФСР, 1960.

В последние десятилетия экспериментальная психология накопила огромное число фактов, трактовка которых сходится в одном: чтобы получить оригинальный продукт творчества, человек должен выйти в «более широкое пространство». Структуру и механизмы творческого мышления многие западные исследователи, начиная с Дж. Брунера и Дж. Гилфорда, связывают с этим понятием.

Глава 2. Вопросы психологии творческого мышления

2.1 Творческое мышление как предмет психологического исследования

Рассматривая мышление как «многофакторную структуру, интегративную составляющую интеллекта человека», можем дифференцировать виды и способы мышления по разным критериям, среди которых: уровень обобщения информации; средства, используемые для этого; новизна результатов; степень интеллектуальной активности Ашаренкова Н. Творче мислення: його особливості і засоби розвитку (на прикладі підвищення кваліфікації спеціалістів) [Електронний ресурс] / Н.Г. Ашаренкова. — Режим доступу: www.newacropolis.org.ua/ua/study/

conference/?thesis=4152. Одним из видов и способов мышления является творческое, сущность которого, по Дж. Гилфорду, раскрывают такие особенности: оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне в решении задания (проблемы), способность видеть предмет (возможности его использования) под новым углом зрения и продуцировать идеи в неопределенной ситуации (то есть в отсутствии условий для формирования новых идей) Максимов В. Гилфорд [Электронный ресурс] / В.В. Максимов. . Благодаря этим свойствам реализуется прогностически-преобразующая функция интеллекта, осуществляется творческая деятельность человека в различных сферах его профессиональных и непрофессиональных интересов.

С психологической точки зрения мы рассматриваем творческое мышление в контексте как минимум четырех более широких феноменов. Во-первых, творчества как «комплексного объединения мотивационных условий, личностных факторов, условий среды, случайных (шансовых — уточнение перевода С. Гретченко) факторов и конечных продуктов» Feldhusen J.F. and Goh, B.E. (1995).

Assessing and accessing creativity: An integrative review of theory, research and development. Creativity Research Journal, 8, 3, 231-247. Во-вторых, креативности как «набора способностей, навыков, побуждений и состояних, связанных с преодолением проблем» Torrance E.P. (1995) Creativity research in education: Still alive. In I.A. Taylor and J.W. Getzels (eds), Perspectives in Creativity. Chicago: Aldine, как «способности личности к продуцированию идей, открытий, объектов искусства, инсайта и создания высокооцениваемых экспертами продуктов» Vernon P.E. (1989).

The nature-nurture problem in creativity. In J.A. Glover, R.R Ronning and C.R. Reynolds (eds), Handbook of creativity. New York: Plenum. В-третьих, мышления как когнитивного и герменевтического процесса, рассматриваемого нами с двух сторон: с одной — как «обобщенной и опосредствованной формы психического отображения человеком окружающей действительности, с помощью которой устанавливаются связи и отношения между познаваемыми объектами»; с другой — как «индивидуального способа аналитико-синтетического превращения информации (тип мышления, по Дж. Брунеру, — предметное, характеризующее практичный состав ума; образное — художественный; знаковое — гуманитарный; символическое — математический) Брунер Дж. Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.psyworld.in-fo/online-testy/oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-brunera. В-четвертых, разноуровневого креативного поведения, которое, по Р. Альберту, выражается продуктами творческого мышления: «Создание новеллы, картины или скульптуры является, несомненно, креативным, но решение дедуктивных и индуктивных проблем тоже требует подключения творческого мышления, то есть является базисным креативным поведением, тогда как вышеуказанные виды деятельности, кроме творческого мышления, требуют еще и таланта, являются примерами более сложного поведения, поведения высшего уровня» Allber R.S. (1990).

Identity, experiences and career choice among the exceptionally gifted and talented. In M.A. Runco and R.S. Albert (eds), Theories of Creativity. Newbury Park, CA: Sage.

Современная психология описывает творческое мышление как такое, в котором «неизменными являются такие компоненты: осознание существования проблемы, формулирование аспектов для освещения проблемы, определение причины, начертание желаемой цели или решения и выбор путей достижения этой цели» Feldhusen J.F. (1993).

A conception of creative thinking and creativity training. In S.G. Isaksen, M.C. Murdoch, R.L. Firestien and D.J. Treffinger (eds), Nurturing and Development Creativity: The emergence of a discipline. Nord-wood, NJ: Ablex.

Творческое мышление, по Н. Ашаренковой, зависит от субъективных личностных качеств, к которым относятся: творческое воображение, которое является необходимым условием творчества (в исследованиях Н. Ашаренковой — профессионального); развитость интеллекта, стимулирующая человека размышлять, упорядочивать знания, искать и аргументировать собственное решения существующей (возможной) проблемы; открытость новому в познании (когнитивная открытость) как отношение к новой информации, опыту, легкость восприятия новых идей; кругозор (у Н. Ашаренковой — профессиональный), определяющий способность к саморефлексии знаний, деятельности, рационализации или предложению оригинальных идей и т.п. Американский исследователь J. Dacey определил девять личностных факторов, продуцирующих креативность, среди которых: гибкость (flexibility), рискантность (risk taking) и толерантность неоднозначности (tolerance of ambiguity).

Его коллеги-соотечественники R. Woodman и L. Schoenfeldt дополнили этот перечень такими особенностями, как когнитивная комплекция, перцептивная открытость, практическая независимость, автономность и самоуважение (чувство собственного достоинства); а D. Treffinger продолжил, додав такие качества, как свободность (fluency), гибкость, любознательность (высокий уровень интереса) и чувство юмора.

Творческое мышление сквозь призму собственно мыслительных (процессуальных) особенностей описывал R. Brown, доказывая, что креативность основывается на дивергентном мышлении Brown R.T. (1989).

Creativity: What are we to measure? In J.A. Glover, R.R Ronning and C.R. Reynolds (eds), Handbook of creativity. New York: Plenum.

Современные украинские исследователи, следуя идеям американских психологов Г. Линдсея, К.С. Халла и Р.Ф. Томпсона, рассматривают творческое мышление как альтернативу не репродуктивному (продуктивное-репродуктивное), а так называемому критическому: «Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения того или иного задания.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выделяет их недочеты и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое является преградой для критического и наоборот» Карамишева Н.В. Лопка. ГПзнання. Евристика: Поабник для студента та астранттв. — Льв1в: Астроляб1я, 2002..

Изучая индивидуальные отличия в проявлениях интеллекта, московская исследовательница И. Токарева, развивая идеи Дж. Гилфорда, идентифицирует творческое мышление с дивергентным, в отличии от конвергентного Токарева И.Н. Изучение индивидуальных различий в проявлении интеллекта [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. — 2010. — N 3.

Творчество как бытие в континууме «гносеология-эпистемология» (создание знаний и созидание самого познавательного процесса) открывает новый контекст исследований творческого мышления не только психологией, но и логикой. Научно-творческое мышление В. Библер начинает «феноменологизировать» с Г. Гегеля и К. Маркса, которые подготовили «логический контекст для понимания творческого мышления» Библер В. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы [Электронный рессурс] / В. Библер. .

Исследуя творческое мышление в педагогическом контексте, Н. Ашаренкова использует его характеристики как параметры и показатели продуктивности творческой деятельности в анализе учебных проектов (развивая проектную технологию — обучение по методу проектов): новизна (в выборе темы, постановке задач, в путях их решения и т.д.); нужность (для отдельного человека, заведения, отрасли в общем); возможность реализации (реальная и потенциальная); результативность (прогнозируемое изменение количественных и качественных показателей, имиджа и т.д.); экономичность (не предполагает дополнительных средств или предполагает значительное / незначительное финансирование) и т.п.

Украинская исследовательница М. Яцимирская анализирует интегральную картину творческого мышления и речи в психолингвистических понятиях и категориях.

Таким образом, творческое мышление является предметом междисциплинарных исследований. Можем дифференцировать собственно психологический, а также логический, медицинский, педагогический, лингвистический, искусствоведческий, теологический подходы к изучению творческого мышления.

2.2 Характеристики и оценка творческого мышления

Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что проблема творческого мышления еще очень далека от разрешения, однако существует уже достаточно разработанный и обширный методический и теоретический базис для дальнейших исследований.

Таким образом, можно согласиться с многими исследователями в том, что творческое мышление — «универсальная познавательная способность» (по Дж. Гилфорду), которая включает процессы преобразования когнитивного опыта и создания нового. В акте творческого мышления можно выделить ведущие характеристики, последовательно выступающие на каждом этапе этого процесса:

· на I этапе — аналитическую способность мышления, способность к анализу проблемы;

· на II этапе — совокупность ситуативности, воображения, интуиции и инсайта как способности к перекомбинациям и синтезу при «высокоскоростной» бессознательной обработке информации;

· на III этапе — способность репрезентировать продукт бессознательной обработки в сознание («озарение»);

· на IV этапе — аналитико-синтетическая способность мышления, способность провести анализ полученного продукта и вторичный синтез (решение проблемы) на сознательном уровне.

Исходя из такого представления мы подбирали методики диагностики и методы развития творческого мышления.

Каждый этап этого процесса позволил определить основные критерии оценки творческого мышления.

В качестве критериев творческого мышления (креативного процесса) большинство авторов рассматривает:

1) творческий продукт;

2) личностные черты (качества ума).

Кроме того, выделяют показатели творческого мышления, определяемые по успешности выполнения тестов на креативность. Многие авторы не разделяют показатели и критерии.

К продуктам креативного процесса можно отнести технические инновации, новые идеи, новые стили в искусстве, новые парадигмы в науке и т.д. Оценка креативности продуктов художественного, литературного, научного творчества, как отмечают многие исследователи, может быть проведена только в контексте существующих в данной культуре, в данное время критериев.

В этом вопросе также важно, что считать креативным продуктом — результат лабораторных экспериментов по решению проблем, ответы на тесты креативности или реальные жизненные достижения, изучению которых многие авторы отдают предпочтение.

В.Н. Дружинин и Н.В. Хазратова предлагают собственный подход к оценке креативности. При небольшой отдаленности в «ассоциативном поле» сравнение со стимульным материалом оценивается как низкокреативное (1 балл), при наличии скрытых признаков ассоциация оценивается как креативная (2 балла), при отсутствии в ответе семантических связей с предметом ответ считается девиантным (0 баллов), что позволяет выделить воспроизводящие (стереотипные), оригинальные (творческие) и неосмысленные (девиантные) продукты.

Некоторые исследователи считают, что для оценки креативного продукта в области научных знаний необходимо брать креативное решение проблемы, сензитивность восприятия пробела ми в существующих знаниях, преодоление дисциплинарных границ, поскольку они трудны для категоризации, неожиданность в сочетании с соответствием поставленной задаче; продукт должен быть сложным, изначально не сформулированным и представлять собой синтез различных областей знаний.

Среди личностных качеств большинство исследователей в качестве критериев выделяют следующие:

1. Способность видения проблемы характеризуется способностью самостоятельно видеть и ставить проблемы.

2. Оригинальность мышления характеризуется способностью смотреть на предмет нестандартно, увидеть его в новом свете. Противоположной характеристикой для оригинальности является косность мышления, представляющая серьезный барьер в творческой деятельности.

3. Лёгкость ассоциирования характеризуется способностью к быстрому и свободному переключению от движения мысли в одном направлении к движению в обратном.

4. Воображение характеризуется способностью вызывать в сознании из богатства воспоминаний определенные составные части и создавать из них новые психологические образования. Воображение определяется как процесс преобразующего отражения действительности и считается (наряду с фантазией) важным средством творческого мышления.

5. Гибкость мышления характеризуются свободным переключением с одной умственной операции на другую (качественно новую), легкостью перестройки сложившихся схем мышления и систем действий. Антиконформизм мышления характеризуется неподчинением общепринятому мнению, т.к. наука вообще идет путем отрицания. Умение менять свое мнение, отрешаться от традиционных взглядов в наше время становится важнейшим условием продуктивной деятельности.

6. Легкость генерирования идей характеризуется способностью генерировать новые идеи.

Иногда это качество называют «беглостью» и расшифровывают как «способность генерировать много идей в ответ на один стимул» (С. Парне).

7. Способность к переносу характеризуется как способность к переносу знаний и умений в новые условия (другой термин — «транспозиция отношений»).

В зарубежной психологии существует термин «расширение сферы применения ранее сформированной структуры».

8. Готовность памяти предполагает овладение достаточно большим объемом хорошо систематизированных знаний. В связи с этим одним из качеств творческой личности считается «готовность памяти» или «упорядоченность мышления». Иногда говорят об «объеме памяти», однако думается, что речь должна идти не об объеме как количественной характеристике, а о качественных параметрах, таких как системность, динамичность, уровень обобщенности знаний.

9. Диалектичность мышления сопоставима с понятием «альтернативность мышления», что подразумевает усмотрение различных аспектов одной и той же проблемы. Этот критерий чаще упоминается у отечественных исследователей.

10. Критичность мышления рассматривается как строго контролируемое отношение к поступающей информации. Роль его в творческой деятельности, по мнению многих, весьма высока: чувствовать, какие идеи следует отбросить, не менее важно, чем уметь генерировать их.

11. Реже в исследованиях в качестве критериев творческого мышления упоминают «способности к свертыванию операций» («свертывание рассуждений»), «способность к доведению до конца» («способность развить идею»), «способность к обобщению». Понятие содержательного обобщения тесно связано с абстрагированием как отбрасыванием несущественного. Довольно часто успех деятельности зависит от правильного выбора того, что является наиболее важным, и добровольного игнорирования второстепенных обстоятельств. Умение пренебречь несущественными фактами как фактор творчества фиксируется и в работах зарубежных исследователей.

Своими исследованиями Е. Торранс добавил такие критерии, как: юмор, фантазия, цвет и движение, литературное и метафорическое чувство, которые, возможно, точнее характеризуют творческое мышление, чем все прочие Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus:Creativity and Learning. — 1965.

В качестве показателей творческого мышления чаще всего выделяют: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных), любознательность (чувствительность, «сензитивность» к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула).

Мыслительная деятельность, любой мыслительный акт осуществляются в деятельности и неразрывно связаны с ней. Поэтому развитие творческого мышления особенно важно в видах деятельности с ярко выраженной творческой направленностью, в частности в изобразительной, художественной, декоративно-прикладной.

Цель и результат деятельности художника — художественный образ, заключающий в себе творческое отношение к реальной жизни. Художественный образ — всеобщее понятие искусствознания, характерный для искусства способ преобразования различных явлений, а также результат подобного преобразования, воплощенный в произведении.

В художественно-творческой деятельности происходит отображение действительности на основе ее домысливания. Художественный образ — это специфическая «форма мышления в искусстве» Мышление, следовательно, играет одну из главных ролей в процессе создания художественного образа, а творчество в искусстве обеспечивается, наряду с другими механизмами, наличием художественного мышления.

В исследованиях художественного творчества наряду с термином «художественное мышление» (В.С. Кузин, В.Л. Илющенко) активно употребляются дефиниции «образное мышление» (Н.Л. Лейзеров, Л.Г. Медведев, В.Е. Нестеренко, И.С. Якиманская) и «художественно-образное мышление» (И.П. Антонец, А.А. Голуб, А.А. Дмитриева, Б.Г. Кубланов, В.С. Тюхтин).

Результатом художественно-творческой деятельности является несущий определенные эмоции художественный образ, зримый образ, поэтому считается, что в основе художественной деятельности лежит образное мышление.

Отражение существенных сторон действительности через конкретные образы находит свое высшее проявление в процессах художественного творчества, но вместе с тем имеет большое значение и в процессе научного творчества, а также в составе различных других видов деятельности. Поэтому понятие «образное мышление» значительно шире понятия «художественное мышление». При этом мышление художественное — всегда образное, но образное — не всегда художественное. Художественное мышление присуще человеку, так или иначе соприкасающемуся с искусством. Таким образом, художественное мышление является образным и творческим.

Мышление художника определяется как специфическая способность человеческого сознания, развивающаяся в процессе художественной деятельности по созданию и восприятию художественных произведений, как форма мыслительного процесса, обусловленная специфическим чувственно-образным характером природы изобразительного искусства. Творческое мышление художников-педагогов, являясь познавательным высшим процессом, характеризует свойство психики творчески отражать объективную реальность в художественно окрашенных представлениях, суждениях и понятиях. Такое мышление связано с наличием проблемной ситуации и порождает результат, которого до того момента не было ни в самой реальности, ни у самого субъекта.

2.3 Творческое и прогностическое мышление: к проблеме соотношения понятий

Современная психология творческого мышления характеризуется существенной разобщенностью понятий в том, что касается соотношения творческого мышления с другими видами и формами мышления. Оно то практически отождествляется с дивергентным, продуктивным, латеральным, нешаблонным мышлением, то ведется поиск его специфических свойств с целью разделить все названные понятия.

Закономерно предполагать, что наиболее сложные, комплексные формы мышления (дивергентное, системное и т.п.) является структурными компонентами творческого мышления. Именно эта идея положена в основу интегральной концепции творческого мышления, разрабатываемой в настоящее время.

Вопрос о соотношении прогностического и творческого мышления, на наш взгляд, является особенно важным и интересным: прогностическое мышление как нельзя лучше реализует свойства творческого, ведь проникновение в будущее предполагает его творческое преобразование, а творческое мышление наиболее явно проявляется в способности преломлять прошлое и настоящее в футурологическом аспекте.

А.В. Брушлинский указывает на то, что в прогностическом мышлении выражаются все наиболее сложные свойства мышления Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. — М. : Мысль, 2009:

1) противоречивое и одновременно взаимодополняющее соотношение конкретного и абстрактного (через перевод информации из одного состояния в другое становится возможным прогнозирование развития объекта);

2) недизъюнктивность, т.е. не разделение объекта мышления на части, а его видение через синтез;

3) единство процессуальных и деятельностных характеристик мышления в его субъекте (только личность делает мышление процессом за счет его интрапсихического протекания как деятельности);

4) функционирование на основе обратной связи;

5) функционирование на основе операционных схем, реализующих анализ через синтез.

А.В. Брушлинский указывает на то, что новый продукт мышления всегда является лишь относительно новым, поскольку воспринимается субъектом таковым в отношении к начальным стадиям мыслительного процесса. Следовательно, сущность высших форм мышления, в том числе и прогностического, состоит не в создании собственно новых продуктов, а в создании субъективно новых результатов. А.В. Брушлинский указывает и на связь прогностического мышления с недизъюнктивностью психического развития, и эта недизъюнктивность становится возможна лишь благодаря развитию прогнозирования.

Кроме того, понимая прогностическое мышление как составляющую творческого мышления, мы можем также понимать его и как индикатор развития этого творческого мышления в целом на основе следующих признаков:

1) степень использования явных и неявных подсказок, которые содержат в себе принцип решения задачи,

2) немгновенные и мгновенные инсайты, которые обозначают определенный уровень опережающего отражения,

3) степень уверенности в правильности своего решения,

4) степень уверенности в правильности изначальной формулировки проблемы (критическое отношение к проблеме обычно означает ее неприятие и то, что мышление еще не «потекло»),

5) взаимопревращения промежуточных и конечных вариантов решения задачи

Таким образом, в контексте интегральной концепции творческого мышления прогностическое мышление понимается как его составляющая, одно из его проявлений.

Включение прогностического мышления в творческое позволяет, во-первых, подтвердить тезис об интегральной природе последнего; во-вторых, обнаружить новые механизмы и свойства творческого мышления, в частности его недизъюнктивность, его диалектическую природу, его процессуально-деятельностный и процессуально-личностный характер, его опору на операционные схемы по типу «анализ через синтез»; в-третьих, обозначить интрапсихическую новизну психических новообразований как главный его критерий (в противоположность внешней продуктивности).

В завершение хочется отметить, что креативность, способность к творчеству, несомненно, связана со способностью человека нестандартно мыслить, с внутренней мотивацией, но это не значит, что творчество — особый дар избранных. К условиям, стимулирующим развитие творческого мышления, также относятся:

· ситуации незавершенности, или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

· разрешение и поощрение множества вопросов;

· стимулирование ответственности и независимости;

· акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

В качестве препятствий творческого мышления, часто неосознанных, выступают:

· конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться, внутренняя цензура — человек отбраковывает все, что может оказаться непринятым другими людьми);

· ригидность (стремление мышления идти проторенными путями, решать задачи привычными способами, жесткие стереотипы в мышлении и поведении);

· излишне высокая мотивация (стремление найти ответ немедленно также часто заставляет человека использовать первое пришедшее в голову решение, которое, как правило, не является новаторским. Поэтому лучшие решения приходят на отдыхе).

Проблема развития творчества, естественно, связана с педагогическими технологиями, основанными на тех или иных формах и методах обучения. Проблемное обучение с общедидактическими методами (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский) приобретает краеугольное значение.

Заключение

психология творческий мышление интеллект

Исходя из классических и современных теоретических представлений о мышлении в целом, правомерно понимать творческое мышление как высшую стадию развития мышления, как его наиболее развернутую форму. Именно такой системный подход должен лечь в основу интеграции психологических теорий творческого мышления и может служить прочной базой при изучении его внутренней структуры и при проектировании практической работы с ним.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что творчество как предмет научного познания обладает своеобразной спецификой: его не только сложно изучать, но трудно даже охарактеризовать.

Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий «мышление» и «творчество».

Отечественные психологи связывают творчество с «порождением психических новообразований»: обобщенных знаний — по В.В. Давыдову; целей и смыслов — по А.Н. Леонтьеву, О.К. Тихомирову; способов действий — по Я.А. Пономареву; познавательных мотиваций — по А.М. Матюшину.

Анализ многочисленных работ, посвященных проблеме творческого мышления, показал, что вопрос о его природе и механизмах является очень спорным и неоднозначным. Более того, наблюдаются рассогласования в использовании разнообразных дефиниций, обозначающих феномены, имеющие отношение к процессу творчества. В литературе, посвященной этому вопросу, часто как синонимы используются понятия «творчество», «творческие способности», «творческое мышление», «креативность».

Творчество трактуется и как «способность», и как «процесс», и как «продукт».

Творческое мышление (креативный процесс) является специфическим для разных областей знании, но обладает общими характеристиками (критериями); имеет временные рамки и определенные этапы; значительна роль бессознательного в этом процессе, а одним из ключевых моментов его является инсайт; творческое мышление — это свойство личности, активизирующей интеллектуальные возможности на решение творческих задач, имеющее свои характеристики, которые могут поэтапно проявляться в творческом мышлении.

Творчество понимается как духовно-практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых культурных социально-значимых ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Креативность как способность к творчеству рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Творческое мышление мы рассматриваем как компонент в структуре креативных способностей, представляющий собой процесс создания объективно и субъективно нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к созданию оригинальных идей.

Мыслительная деятельность, любой мыслительный акт осуществляются в деятельности и неразрывно связаны с ней. Поэтому развитие творческого мышления особенно важно в видах деятельности с ярко выраженной творческой направленностью, в частности в изобразительной, художественной, декоративно-прикладной.

Список использованной литературы

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.

2. Ашаренкова Н. Творче мислення: його особливості і засоби розвитку (на прикладі підвищення кваліфікації спеціалістів) [Електронний ресурс]

3. Библер В. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов, 1983

5. Брунер Дж. Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» [Электронный ресурс].

6. Брушлинский А. . Мышление и прогнозирование. — М.: Мысль, 2009

7. Гилфорд Дж. Природа умственного развития. — М.: Прогресс, 1967

8. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. — СПб.: Речь, 2006. — С. 253-262

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во «Питер», 2012

10. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. — М.: Наука, 1978

11. Карамишева Н.В. Лопка Г. Познання. Евристика: Учебник для студента та астранттв. — Львов: Астролябия, 2002.

12. Лосев А.Ф. История античной эстетики Аристотель и поздняя классика. // История античной эстетики. Т. IV. — М.: Искусство, 1975

13. Максимов В. Гилфорд [Электронный ресурс] / В.В. Максимов.

14. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. — 1988. — №3. — С. 70-75

15. Ницше. Введение в понимание его философствования / Под ред. А.А. Ермаковой. — СПб.: Фонд Университет «Владимир Даль», 2004

16. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. — М.: АПН РСФСР, 1960

17. Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967

18. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. — 1990. — №1. — С. 164-168

19. Сластенин В.А., Веретенникова Л.К. Формирование творческого потенциала школьников. Учебное пособие. — М.: Магистр, 1999.

20. Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. — 1998. — №2

21. Сумерки Богов / Общ ред. А.С. Яковлева. — М.: Изд-во полит. лит., 1989.

22. Токарева И.Н. Изучение индивидуальных различий в проявлении интеллекта [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. — 2010. — N 3

23. Философия для аспирантов / Под ред. И.И. Кального. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001.

24. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — С. 375-414

25. Яковлев А.Я. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. — 2003. — №6. — С. 142-154

26. Яцимрська М. Творче мислення у психолшгвкстичних поняттях i кате-гор1ях [Електронний ресурс] / М. Яцимрська.

27. Allber R.S. (1990).

Identity, experiences and career choice among the exceptionally gifted and talented. In M.A. Runco and R.S. Albert (eds), Theories of Creativity. Newbury Park, CA: Sage

28. Brown R.T. (1989).

Creativity: What are we to measure? In J.A. Glover, R.R Ronning and C.R. Reynolds (eds), Handbook of creativity. New York: Plenum

29. Feldhusen J.F. (1993).

A conception of creative thinking and creativity training. In S.G. Isaksen, M.C. Murdoch, R.L. Firestien and D.J. Treffinger (eds), Nurturing and Development Creativity: The emergence of a discipline. Nord-wood, NJ: Ablex

30. Feldhusen J.F. and Goh, B.E. (1995).

Assessing and accessing creativity: An integrative review of theory, research and development. Creativity Research Journal, 8, 3, 231-247

31. Torrance E.P. (1995) Creativity research in education: Still alive. In I.A. Taylor and J.W. Getzels (eds), Perspectives in Creativity. Chicago: Aldine

32. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. — 1965

33. Vernon P.E. (1989).

The nature-nurture problem in creativity. In J.A. Glover, R.R Ronning and C.R. Reynolds (eds), Handbook of creativity. New York: Plenum

Размещено на