Основы изучения потребительского поведения на рынке лекарственных препаратов

Вопрос 1.Потребительское поведение: содержание, модели

Ответ.

Для того чтобы выявить внутреннее содержание потребительского поведения, необходимо дать определение понятию потребления в общем. Потребление — это непрерывно следующие один за другим процессы получения продукта (услуги, работы) и будущее его использование в своих целях. Акулич И.Л. Маркетинг. — Мн.: Вышэйш. шк., 2009 — 511 с.

Поведение потребителей — понятие широкое и включает в себя не только процесс покупки продукта (услуги, работы), но и также поведение потребителей до покупки и после ее осуществления. Рассматривая поведение потребителей до покупки, работники организации, изучающие товар и рынок его сбыта (маркетологи), рассматривают причины, которые могут повлиять на решение купить данный товар или отказаться от его приобретения. На результат выбора могут повлиять семья, группа, которая для индивида является неким стандартом, т.е. референтная группа. При покупке маркетологи рассматривают реакцию потребителей, изучают, каким образом потребитель будет делать покупку. Анализируя поведение потребителей после совершения ими покупки, маркетологи изучают степень удовлетворенности потребителя покупкой, вероятность повторной покупки и другие процессы. В поведение потребителей входят также действия по избавлению от товара. Содержательной основой поведения потребителей, по мнению специалистов по потребительскому поведению Д. Хокинса и Р. Беста, являются процесс принятия решения о покупке и то, какие условия и факторы влияют на это решение. Они считают, что, если изучить все эти факторы и условия, можно научиться управлять этим поведением. Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник — М.: М.: ИНФРА-М, 2007.- 383 с. Специалисты отмечают, что условия и факторы, влияющие на принятие решения о покупке, можно разделить на внешние и внутренние (со стороны потребителя).

В качестве внутренних факторов выступают особенности восприятия, характеристики индивида как потребителя, способность к обучению, запоминанию, потребности, побуждающие действия и установки клиента, а также его эмоциональное состояние. Внешние факторы также многосторонни и отличны друг от друга. Это и оказание воздействия со стороны референтных групп на потребителя, и состояние политической и экономической обстановки в стране на данный период, и показатели демографической политики. Имидж, стиль жизни и статус нередко оказывают на потребителя наибольшее влияние. Задачей исследования поведения потребителей является выяснение факторов, влияющих на процесс принятия решения в наибольшей степени. Чем быстрее развиваются теория и практика маркетинга, тем больше возрастает ценность исследования потребительского поведения для организации, так как знания поведения своих клиентов обеспечивают прочную основу для успешного сбыта производимой продукции. Акулич И.Л. Маркетинг. — Мн.: Вышэйш. шк., 2009 — 511 с.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

Все факторы, которые влияют на потребительское поведение, можно разделить на внешние (к ним относится, например, влияние социальных и культурных групп, к которым человек принадлежит или хотел бы принадлежать) и внутренние факторы (жизненные взгляды, уровень образования, степень информированности самого покупателя) Sandhusen R. L. Marketing. -4th edition. — New York: Barron’s Educational Series, 2008. — P. 219..

В общем виде модель покупательского поведения можно изобразить следующим образом (Рис.1).

Рис.1 Модель покупательского поведения

Как видно из этого рисунка, на подсознание покупателя оказывают влияние внешние факторы, включающие и маркетинговые. Под воздействием этих факторов в сознании покупателя формируются определенные выводы о целесообразности совершения покупки. Содержание этих выводов, а также сам процесс принятия решения о покупке определяется личностными и психологическими характеристиками покупателя.

Процесс принятия решения о покупке схематично может быть представлен так, как это показано на Рис. 2 Акулич И.Л. Маркетинг. — Мн.: Вышэйш. шк., 2009 — 511 с.

В реальной жизни отдельные этапы, указанные на данном рисунке, могут быть опущены.

Таким образом, поведение покупателя, с одной стороны, зависит от степени воздействия внешних факторов на сознание покупателя, а с другой, определяется принимаемыми им решениями в процессе совершения покупки.

Проведенное потребителем на предыдущем этапе ранжирование возможных альтернатив приобретения данного товара формирует уверенность в целесообразности совершения соответствующей покупки.

Рис. 2 Процесс принятия решения о покупке

Вместе с тем еще остаются, по крайней мере, следующие вопросы:

— Покупать или не покупать?

— Когда покупать?

— Где покупать?

— Как осуществлять расчеты за покупку?

Ответы на эти вопросы не всегда являются однозначными для потребителя, причем вмешательство отдельных обстоятельств может нарушить все планы потребителя. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс /Филипп Котлер: Пер. с анг. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. — 656 с. Такими обстоятельствами могут быть, например, вмешательство друзей, знакомых или других людей, имеющих и высказавших определенное негативное мнение. Это может отрицательно сказаться на выборе товара потребителем. И, наоборот, позитивное мнение других людей только лишь усиливает намерение потребителя приобрести выбранный товар.

На окончательное решение о покупке могут оказать влияние и непредвиденные обстоятельства, которые возникают в процессе приобретения товара, коммуникации или потребления товара.

На решение человека изменить свой выбор, отложить или отказаться от покупки данного товара большое влияние оказывает также риск, который может нести потребитель в результате потребления выбранного товара.

11 стр., 5237 слов

Сегментация рынка и позиционирование товара

... Заключение Список использованной литературы Введение Любая фирма сознает, что ее товары не могут нравиться сразу всем покупателем. Покупателей этих слишком много, они широко разбросаны и отличаются друг ... признаку пола обнаруживают и другие деятели рынка. Прекрасный пример тому рынок сигарет. Большинство марок сигарет без различия используются как мужчинами, так и женщинами. Однако на ...

Окончательное решение о покупке потребитель принимает тогда, когда он определил торговую марку, место, время и количество приобретаемого товара, а также установил операции, совершаемые при покупке. Это имеет место, если речь идет о покупке товаров повседневного спроса потребитель не уделяет столько внимания принятию решения и его обоснованию.

Множество моделей объединены в группы (типы).

В литературе по маркетингу обычно выделяют следующие категории потребителей по скорости принятия продукта. По Роджерсу: Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — 208 с.

· новаторы;

· быстропринимающие;

· раннее большинство;

· позднее большинство;

· консерваторы (запоздалые).

Сущность различных типов потребителей чрезвычайно важна для маркетинга. Каждой группе присущи свои особенности.

Для новаторов характерно:

— сильное желание обновить, внедрить;

— молодость;

— высокий социальный и экономический статус;

— космополитизм;

— мобильность.

Эти люди восприимчивы к рекламе в СМИ, получают информацию о продукте оттуда.

Быстропринимающие:

— высокий социальный статус;

— являются лидерами мнения в других группах;

— моложе и мобильнее, чем большинство.

Эта категория также ориентируется в товарах с помощью средств массовой информации; входящие в нее не слишком полагаются на новаторов.

Раннее большинство:

— статус средний и выше среднего;

— ждут реакции быстропринимающих, прежде чем принять решение самим;

— большой разрыв между фазой пробной покупки и принятием продукта.

Большинство тоже ориентируются на средства массовой информации, однако смотрят и на продавцов, и на свою группу и в значительной степени подвержены влиянию лидеров мнения.

Позднее большинство:

— статус ниже среднего;

— доход ниже среднего;

— особенно привязаны к своей группе.

До этой аудитории сложнее добраться через средства массовой информации, для них важно сориентироваться и увидеть товар на полках в магазине, эти люди находятся под влиянием других представителей их же группы.

Консерваторы (запоздалые):

— статус ниже среднего;

-·редкие социальные контакты;

-·определенное сопротивление переменам.

Самая сложная аудитория. Очень трудно оказать влияние.

Ведет ли себя человек как новатор, быстропринимающий или консерватор, зависит от природы продукта. Для promotion важно следующее:

— новатор при покупке ориентируется сам, опираясь на все доступные источники информации, в том числе апробирование с помощью промо-акции;

— быстропринимающий поглядывает на новатора, но принимает решение сам, основываясь на сведениях из средств массовой информации; быстропринимающие важны в связи с тем, какое влияние они имеют на позднее большинство;

— определение и завоевание новаторов и быстропринимающих желательно для быстрого роста оборота; на них в большей степени ориентированы дегустации, демонстрации, тестинги нового товара; Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — 208 с.

11 стр., 5239 слов

Клиническая фармакология психотропных средств

... средств Седативные средства Анксиолитики (транквилизаторы) Нейролептики (антипсихотические) Антидепрессанты Антиманиакальные (нормотимики) Психостимуляторы Ноотропы Седативные средства Седативные средства (от лат. sedatio - успокоение) – средства, усиливающие ... нного анксиолитика связывается с белками крови. Подавляющее большинство препаратов этой группы метаболизируется в печени (преимущественно ...

— лидеры мнения находятся обычно среди быстропринимающих.

Маркетинговые исследования потребителей дают знание закономерности их поведения, и на этой основе позволяют строить стратегию и тактику маркетинга.

потребитель поведение фармацевтический рынок

Вопрос 2. Охарактеризуйте российский рынок антидепрессантов и успокоительных средств безрецептурного отпуска Ответ. Мировой рынок антидепрессантов и успокоительных средств изменяется очень динамично. При этом можно отследить следующую тенденцию: в целом, общее потребление антидепрессантов и успокоительных средств снижается, однако, при этом наблюдается повышение частоты употребления антидепрессантов нового поколения Thompson B. New Pharmaceuticals Antidepressants research report from Datamonitor. -24th November 2009. — http://www.pr-inside.com/new-pharmaceuticals-antidepressants-research-r1599978.htm . Что касается российского рынка антидепрессантов и успокоительных средств, то стоит отметить, что тенденции его развития повторяют в общих чертах основные вехи развития данного рынка западных стран. Однако прежде чем переходить непосредственно к рассмотрению российского рынка антидепрессантов и успокоительных средств, следует дать общую характеристику данным препаратам. Антидепрессанты представляют собой психотропные лекарственные средства, применяемые в основном для лечения депрессии. У больного, страдающего депрессией, они улучшают настроение, уменьшают или снимают тоску, вялость, апатию, тревогу и эмоциональное напряжение, повышают психическую активность, нормализуют фазовую структуру и продолжительность сна, аппетит. Однако при этом многие из них не вызывают изменение настроения у здоровых людей Люльман Х., Мор К., Хайн Л. Наглядная фармакология / Под ред. Е.А. Кашиной. — М.: Мир, 2008. — 383 с. . Успокоительными (седативными) средствами называют химически разнородную группу лекарственных веществ растительного и/или синтетического происхождения, эффект которых сводится к успокоению или уменьшению эмоционального напряжения без снотворного эффекта (в то же время препараты данной группы облегчают наступление естественного сна и углубляют его) Машковский М.Д. Лекарственные средства. — М.: Новая волна, 2010. — С. 680.. По сравнению с транквилизаторами, седативные средства обладают мене выраженным эффектом, но зато они обладают и меньшим количеством побочных эффектов. Среди седативных средств существует незначительное количество препаратов, которые отпускаются по рецепту, поскольку препараты данной группы не обладают наркотическим действием, в их состав не входят сильнодействующие или ядовитые вещества. Структура российского рынка седативных препаратов за последние 10-15 лет существенно не изменилась. Лидерами на российском рынке седативных препаратов являются препараты валерианы, пустырника, мяты валидол, корвалол, валокордин и др. Количество продаж седативных лекарственных средств варьирует в зависимости от политической и экономической ситуации в стране. Так, в 2008 г., на фоне мирового финансового кризиса, среднегодовой рост продаж препаратов валерьяны составил 2,9%. Однако такие изменения вряд ли можно назвать значительными. В целом, можно сказать, что российский рынок седативных препаратов достаточно стабильный и мало подвержен изменениям, хотя и имеет некоторую тенденцию к росту, что связано с тенденцией к росту уровня психопатологических расстройств, которую потенцируют разные социально-психологические и биологические факторы (социально-экономические проблемы, глобальная информационная перенасыщенность, хроническая усталость, экологическая ситуация, ухудшение качества жизни) Мнушко З.Н., Ольховская А.Б., Левченко И.П. Оценка отношения потребителей к седативным лекарственным средствам растительного происхождения. // Провизор. — 2009. — № 53. — С. 22-26.. Специфика позиционирования седативных лекарственных средств показана на рис. 3. Рис. 3 Карта позиционирования седативных лекарственных препаратов. Как видно на данной карте, сходные позиции на рыке имеют препараты фитосед, настойка пустырника, экстракт валерианы и нотта. Большая часть седативных препаратов, представленных на рыке — отечественного производства. Среди зарубежных производителей выгодные позиции занимают препараты производства Чехии, Австрии, Словении, Германии Мнушко З.Н., Ольховская А.Б., Левченко И.П. Оценка отношения потребителей к седативным лекарственным средствам растительного происхождения. // Провизор. — 2009. — № 53. — С. 22-26.. Одним из элементов комплекса маркетинга является цена. При анализе розничных цен все препараты разделили на три категории: 1. Дешевые препараты — стоимостью менее 20 руб.; 2. Препараты средней стоимости — от 20,1 до 100 руб.; 3. Дорогие препараты — стоимостью более 100,1 руб Дорофеева В., Белякова О., Синайская О. Рынок препаратов психофармакологического действия. // Российские аптеки. — 2007. — № 1-2. — С. 12-20.. Большая часть седативных препаратов относится к дешевым лекарственным препаратам. Иначе обстоят дела с антидепрессантами. Количество антидепрессантов на российском рынке стремительно увеличивается. Такой стремительный темп прироста числа новых антидепрессантов связан с увеличением распространенности депрессивных состояний и возросшим вниманием пациентов к своему психическому здоровью. По прогнозам экономистов, темпы прироста рынка антидепрессантов сохранятся, как минимум, еще в течении десятилетия. При этом на сегодняшний день на российском рынке «молодые» (продающиеся менее 15 лет) препараты составляют 65%. Основные обновления на рынке антидепрессантов происходят за счет впервые включенных в Госреестр и снятых с производства ассортиментных позиций, при этом наблюдается снижение уровня обновления за счет введения новых действующих веществ Дорофеева В., Белякова О., Синайская О. Рынок препаратов психофармакологического действия. // Российские аптеки. — 2007. — № 1-2. — С. 12-20.. Также стоит отметить, что современная тенденция формирования фармацевтического рынка России характеризуется быстрым ростом числа иностранных поставщиков антидепрессантов. Что касается стоимости антидепрессантов, то практически все препараты данной группы являются дорогостоящими: 80% ассортимента составляют препараты стоимостью более 100 руб. Что касается безрецептурных препаратов, то их количество в данной группе незначительно по сравнению с общим количеством антидепресантов (примером безрецептурного антидепресанта может служить препарат Гелариум Гиперикум — растительный антидепрессант на основе экстракта зверобоя).

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...

8 стр., 3656 слов

Использование метода фокус — группы в маркетинге

... потребителя методом фокус — группы............................................. .14 1.5 Онлайн фокус – группы..........................................  .17 1.6 Сравнение традиционных и онлайн фокус – групп.................... 18 Глава 2. Экспериментальное исследование ... и говорят. Метод фокус – группы относится  к таким методам исследования.  Фокусированное групповое интервью – один ...

При этом список безрецептурных препаратов постоянно пересматривается. В целом, можно сказать, что специфика рынка безрецептурных антидепрессантов характеризуется небольшим количеством препаратов, а также частым изменением их списка. Вопрос 3. Опишите методологию маркетинговых исследований потребительского поведения на фармацевтическом рынке Ответ. Различают качественные и количественные маркетинговые исследования, отличающиеся друг от друга как методами, приемами, так и задачами. Также необходимо отметить, что каждый метод имеет как преимущества, так и недостатки. Как правило, методы качественных маркетинговых исследований применяют для первичного исследования рынка, категории товара, перед проведением количественных исследований. Бронникова О. Проведение исследований потребителей на фармацевтическом рынке// Провизор. — 2008. — № 8. — С. 10-15. По мнению многих специалистов опрос — это самый распространенный метод сбора информации в маркетинге и используется в большей части всех исследований как в письменной, так и в устной форме. Опросы (интервью) предполагают постановку перед врачами, фармацевтами, потребителями или иными значимыми для ведения бизнеса персонами неких вопросов. Интервью широчайшим образом распространено в фармацевтической отрасли. Важнейшими формами их проведения являются анкетирование, глубинное интервью, фокус-группы. Саму распространенную и гибкую методику активного сбора информации представляет собой анкетирование. Основные преимущества этой методики заключаются в относительной простоте процесса сбора данных, широком круге респондентов, к которым применима данная методика, и в возможности использования многочисленных методов анализа полученных данных. Юданов А.Ю., Вальская Е.А., Ишмухаметов А.А. и др. Фармацевтический маркетинг. — М.: Ремедиум, 2008. — 589 с. Процесс разработки анкеты требует тщательного планирования, организации и контроля на каждом из этапов. При разработке анкет следует обратить особое внимание на ряд моментов, которые могут оказать как позитивное, так и негативное влияние на достоверность результатов проводимого исследования. Так, необходимо протестировать содержание каждого вопроса по ряду позиций. Например: — Будет ли полученный ответ достаточно точным? — Станут ли респонденты отвечать на подобный вопрос? — Будут ли ответы правдивыми? Аналогичным способом нужно проверить формулировку вопросов. Например: — Не является ли вопрос двусмысленным? — Не является ли вопрос слишком длинным? — Являются ли предложенные варианты ответов достаточно ясными? — Является ли набор предложенных вариантов ответов на вопрос исчерпывающим? Кроме того, необходимо обратить внимание на последовательность вопросов, формирующих анкету. Исходной точкой в процессе конструирования вопросов для разрабатываемой анкеты является четкое понимание конечной цели исследования. В частности, структура анкеты во многом определяется типом вопросов. Последние подразделяются на закрытые (вопросы, подразумевающие ограниченное число вариантов ответов) и открытые (ответ не ограничивается выбором из определенных альтернатив и излагается респондентом своими собственными словами).

12 стр., 5970 слов

Метод фокус группы

... телефонный), при котором респондентов, представляющих определенную категорию потребителей, опрашивают по единой схеме (анкете). В фокус-группе (качественном исследовании) применяются методы глубинного группового интервью, позволяющие "вытащить" из респондента информацию, не ...

Каменева Н.Г., Черкасова И.И. Маркетинговые исследования, КОПР — 2007 Важной составляющей успеха анкетирования является правильный выбор способа получения информации. Наиболее распространенными способами являются: личный контакт, анкетирование по телефону, анкетирование по почте, электронное анкетирование Дурович А. П. Маркетинговые исследования. — М.: ТетраСистемс, 2010. — 432 с.. Е.П. Пешкова выделяет следующие количественные методы маркетинговых исследований. Акулич И.Л. Маркетинг. — Мн.: Вышэйш. шк., 2009 — 511 с. — многомерные методы (факторный и кластерный анализ).

Используются для обследования маркетинговых решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные; — метод статистической теории принятия решений (теория массового обслуживания, теория игр и др.).

Применяется для вероятностного описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации; — детерминированные методы исследования операций (линейное и нелинейное программирование).

Применяется для принятия оптимального решения при наличии множества взаимосвязанных переменных; — имитационные методы и модели. Используются в случаях, когда элементы, определяющие маркетинговую ситуацию, не поддаются аналитическим решениям; — регрессивные и корреляционные методы. Применяются для определения взаимосвязей между переменными, описывающими маркетинговую деятельность; — модели сетевого планирования и управления. Используются для определения последовательности выполнения работ при решении различных маркетинговых задач. Среди качественных методов исследования потребителей в фармацевтическом маркетинге популярны фокус-группы, также применяются глубинные интервью, «таинственный покупатель» и др. Бронникова О. Проведение исследований потребителей на фармацевтическом рынке// Провизор. — 2008. — № 8. — С. 10-15. Глубинное интервью и фокусные группы — это два родственных метода сбора сведений, направленных преимущественно на получение информации качественного характера (т.е. такую информацию трудно обработать статистически).

Эти методы применяются для подробного и всестороннего изучения исследуемого вопроса, для выяснения его специфики, часто известной только непосредственным участникам. Названные виды исследования, в отличие от анкетирования не имеют жесткой структуры. Юданов А.Ю., Вальская Е.А., Ишмухаметов А.А. и др. Фармацевтический маркетинг. — М.: Ремедиум, 2008. — 589 с. Интервьюер должен обозначить для себя несколько ключевых вопросов, на основании которых предполагается проводить интервью. Но при этом должна сохраняться возможность свободной смены направления беседы (в рамках обсуждаемой проблематики) в зависимости от мнений, высказываемых опрашиваемыми в ходе дискуссии. Основная задача интервьюера (модератора) — такое управление ходом интервью или фокусной группы, в результате которого стало бы возможно детально и всесторонне изучить интересующий вопрос. В целом проведение одного глубинного интервью или одной фокусной группы является достаточно затратным. В то же время, в силу качественного, а не количественного характера получаемой информации, нет необходимости работать с большим числом респондентов, как при анкетировании. Различия техники глубинного интервью и фокусных групп связано в основном с числом участников. Глубинное интервью представляет собой беседу интервьюера с одним респондентом на заданную тему. Как правило, глубинное интервью длится от 30 минут до 1,5 часов. В связи со сравнительно большой длительностью интервью возникают трудности, с которыми можно столкнуться на организационном этапе. Основной проблемой является достижение договоренности с респондентом о сроках проведения интервью, т.к. найти свободное время без ущерба для его профессиональной деятельности не всегда возможно. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс /Филипп Котлер: Пер. с анг. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. — 656 с. Фокусная группа представляет собой небольшое число людей (8-15 человек), взаимодействующих между собой в процессе обсуждения какой-либо проблемы. По целям и характеру собираемой информации данная методика схожа с глубинным интервью. В то же время, при проведении исследования с большим числом респондентов, метод фокусной группы по сравнению с глубинным интервью является более эффективным с точки зрения финансовых и временных затрат. Другие преимущества фокусной группы по сравнению с глубинным интервью в основном определяются спецификой группового обсуждения. С другой стороны, в процессе дискуссии могут возникать ситуации, когда человек попадает под воздействие мнения группы и не способен высказать собственную точку зрения. Кроме того, не все респонденты готовы обсуждать некоторые вопросы в группе. Например, не каждый пациент готов обсуждать некоторые заболевания в присутствии посторонних. Соответственно, в таких случаях глубинное интервью «один на один» является более эффективным. Также следует учесть, что в силу разных причин часто невозможно собрать одновременно в одном помещении целевую группу респондентов. В ряде случаев альтернативой фокусным группам может быть лабораторный эксперимент. В принципе, эксперименты проводятся в российской практике значительно реже, чем разные формы интервью. Однако международный опыт говорит, что они могут быть полезны, особенно когда значимо различие между тем, что человек сделает в определенной обстановке, и тем, что он скажет о своих действиях. Юданов А.Ю., Вальская Е.А., Ишмухаметов А.А. и др. Фармацевтический маркетинг. — М.: Ремедиум, 2008. — 589 с. Наиболее широко используемая в фармацевтике форма наблюдений — дневниковые исследования. Основная их особенность заключается в том, что интересующая исследователя информация аккумулируется в виде структуры, отражающей процесс в развитии. Поэтому дневниковые исследования могут оказаться продуктивными при поиске причинно-следственных связей, а также при анализе изменений интересующих параметров. Таким образом, преимущества качественных исследований следующие: — возможность выявить максимально полный спектр мнений и суждений; — глубина получаемой информации; — относительная дешевизна; — высокая скорость получения результатов. Недостатками качественных маркетинговых исследований являются: — беспорядочность получаемых данных; — субъективная оценка получаемых данных, ее дает модератор; — нерепрезентативность. Качественные методы позволяют определить важность тех или иных параметров исследования, но при этом измерение данных параметров, а также установление их взаимосвязь — это задача количественных исследований, которые проводятся методами опроса (личного, почтового, телефонного), наблюдения (личного, технического, аудита), эксперимента, статистического моделирования Зорина Т.Г., Слонимская М.А. Маркетинговые исследования. — Минск: БГЭУ, 2010. — 412 с.. При проведении количественных исследований главная задача — получение статистически достоверных результатов. Преимуществами этих исследований являются получение числового значения результатов, возможность обработки информации с использованием статистических методов, а также то, что полученные результаты репрезентативны. К недостаткам можно отнести то, что они построены на прямых вопросах, интервью носят стандартизированный характер, исследования имеют высокую стоимость. Бронникова О. Проведение исследований потребителей на фармацевтическом рынке // Провизор. — 2008. — № 8 — С. 10-15. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что потребление — это непрерывно следующие один за другим процессы получения продукта (услуги, работы) и будущее его использование в своих целях.

8 стр., 3647 слов

Исследование на тему «Психология потребителя»

... психологического удовлетворения. Ориентация на потребителя способствовала увеличению расходов на маркетинговые исследования. 4. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя: 1) наблюдение; 2) опросы общественного мнения; ... с помощью пишущей машинки. Они также повлияли на маркетинг, давая фирмам, например, возможность осуществлять массовую рассылку ...

8 стр., 3621 слов

Глубинное интервью как метод качественного социологического опроса, ...

... интервью в агентствах недвижимости г.Пенза. 1. Глубинное интервью как метод качественного опроса 1.1 Что представляет собой метод Глубинное интервью как метод проведения социологических исследований ... интервью. Основное назначение глубинного интервью – помочь исследователю прояснить мотивы поведения потребителей, ... группы других людей подобный респондент будет зажат и неоткровенен). Интервью может ...

Поведение потребителей — понятие широкое и включает в себя не только процесс покупки продукта (услуги, работы), но и также поведение потребителей до покупки и после ее осуществления.

На потребительское поведение оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

По скорости принятия решений потребители подразделяются на: новаторов, быстропринимающих, ранее большинство, позднее большинство, консерваторов.

Современный рынок антидепрессантов развивается довольно динамично, на рынке появляются новые препараты, возрастает потребление ЛП данной группы.

Что касается рынка седативных препаратов, то он значительно более стабильный и в меньшей степени подвержен изменениям, хотя и здесь существуют тенденции к росту количества продаж.

Среди методов маркетинговых исследований выделяют качественные и количественные методы. Каждый из этих методов дополнительно подразделяется на ряд методов. Так, количественные методы включают в себя многомерные методы (факторный и кластерный анализ); метод статистической теории принятия решений; детерминированные методы исследования операций (линейное и нелинейное программирование); имитационные методы и модели; регрессивные и корреляционные методы и др.

Качественные методы включают в себя интервьюирование, метод «таинственный покупатель», фокус-группы и др.

Список литературы

1. Акулич И.Л. Маркетинг. — Мн.: Вышэйш. шк., 2009 — 511 с.

2. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — 208 с.

3. Бронникова О. Проведение исследований потребителей на фармацевтическом рынке// Провизор. — 2008. — № 8 — С. 10-15.

4. Дорофеева В., Белякова О., Синайская О. Рынок препаратов психофармакологического действия. // Российские аптеки. — 2007. — № 1-2. — С. 12-20.

5. Дурович А.П. Маркетинговые исследования. — М.: ТетраСистемс, 2010. — 432 с.

6. Зорина Т. Г., Слонимская М.А. Маркетинговые исследования. — Минск: БГЭУ, 2010. — 412 с.

7. Каменева Н.Г., Черкасова И.И. Маркетинговые исследования. — М.: Вузовский учебник, 2007. — 439 с.

8. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс /Филипп Котлер: Пер. с анг. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. — 656 с.

9. Люльман Х., Мор К., Хайн Л. Наглядная фармакология / Под ред. Е.А.Кашиной. — М.: Мир, 2008. — 383 с.

10. Машковский М.Д. Лекарственные средства. — М.: Новая волна, 2010. — 1216 с.

11. Мнушко З.Н., Ольховская А.Б., Левченко И.П. Оценка отношения потребителей к седативным лекарственным средствам растительного происхождения. // Провизор. — 2009. — № 53. — С. 22-26.

12. Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник — М.: ИНФРА-М, 2007.- 383 с.

13. Юданов А.Ю., Вальская Е.А., Ишмухаметов А.А. и др. Фармацевтический маркетинг. — М.: Ремедиум, 2008. — 589 с.

14. Sandhusen R.L. Marketing. -4th edition. — New York: Barron’s Educational Series, 2008. — 606 p.

15. Thompson B. New Pharmaceuticals Antidepressants research report from Datamonitor. -24th November 2009. — http://www.pr-inside.com/new-pharmaceuticals-antidepressants-research-r1599978.htm

Размещено на