Воля. Лекционное занятие. Методический проект. Проявления волевого поведения на практике

Воля

Аудитория: студенты 2 курса дневного отделения факультета психологии.

Обоснование темы: Волевые способности есть у каждого человека, лишь степень их развития может быть разной. Без воли человек не был бы те, кем является, а именно, разумным существом, способным рационально строить свою жизнь, преодолевать трудности и предотвращать их. Поэтому воля – одно из ключевых понятий, рассматриваемых в курсе «Общая психология». Чтобы изучать этот курс уже нельзя обойтись без волевых усилий. Будущие психологи должны знать, что собой представляет воля, как возникает и развивается, какие бывают патологии воли и как их распознать. Все приобретенные знания им непременно пригодятся, в независимости от сферы будущей деятельности.

Организационная форма лекции: монолог.

Цель лекции: сформировать у студентов представления о воле, волевом акте и волевых качествах личности.

Задачи: 1) Заинтересовать студентов проблемой воли с целью ее самостоятельного изучения в случае необходимости, а также для активизирования их деятельности на семинарах и практических занятиях.

2) Сообщить основную информацию по теме, сделав это в доступной форме, чтобы сделать возможной последующую работу на семинарах и практических занятиях.

3) Указать межпредметные дисциплинарные связи (общая психология, специальная психология, клиническая психология, психофизиология).

Литература:

Основная: 1) Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2004. 687с.

2) Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. 464с.

3) Рогов Е.И.Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС, 2001. 240с.

4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором ... в Сальпетриере, собиравших самую разнообразную публику, от студентов до бомонда, Ж.-М. Шарко демонстрировал ... сознанием и бессознательным, с высшими процессами: памятью, личностью, волей. Гипноз призван был выполнять роль “психологической вивисекции” ...

Дополнительная: 1) Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. 288с.

2) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003. 592с.

3) Общая психология. – М.: ВЛАДОС, 2004. 448с.

4) Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2004. 436с.

5)Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, 2003.

План лекции: 1) Понятие о воле.

2) Физиология и патология воли.

3) Волевой акт.

4) Волевые качества личности.

1 Вопрос. Понятие о воле.

Человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.

С.Смайлс, английский писатель.

Несколько лет назад группа бывших студентов Ленинградского института физкультуры отмечала 20-летие со дня выпуска. В ночь после вечера один из выпускников, возвращаясь домой, вырвал женщину из рук озверевших хулиганов, но сам был избит и жестоко изувечен. Потерявшего сознание человека негодяи били по голове железной урной. Трещины в черепе, повреждение кровеносных сосудов мозга послужили причиной клинической смерти. Однако искусство врачей вернуло его к жизни, но вчерашний жизнерадостный, полный сил мужчина был приговорен медиками к полной неподвижности.

Участники вечера, товарищи по профессии мобилизовали себя на борьбу за возвращение коллеги не только к жизни, но и к творческому труду. По 18 часов в сутки, сменяя один другого, они делали товарищу массаж. И так несколько месяцев. А ведь никто из них не был освобожден от работы, от семейных обязанностей. Шевельнулся мизинец, ступня – это было праздником для всех. Наконец, появилась возможность сначала вынести, а потом и вывести товарища во двор. Массажистов сменили специалисты по лечебной физкультуре. 25 человек помогали инвалиду выполнять гимнастические упражнения, учили его ходить, подниматься по лестнице. Спортивные психологи не оставляли его одного, поддерживали в минуты отчаяния, внушали уверенность, оптимизм. И дружба победила паралич. Воскресила человека, вернула его к жизни. Он смог работать директором музея блокады Ленинграда.

Как Вы думаете, что помогло участникам истории справиться с болезнью?

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько минут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей (написать курсовую).

28 стр., 13852 слов

Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности

... терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. Л.И. Божович, освещая проблемы волевых качеств личности младших школьников, отмечал, что ... проблемы 1.1. Волевые качества личности младшего школьного возраста Каждый период в жизни и развитии ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ...

Когда люди, обладающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией, — эти явления связывают с такой особенностью психики, как воля.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Все действия человека можно разделить на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Простейшими из непроизвольных движений являются сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание, отдергивание руки при ожоге, поворот головы при внезапном звуке. Произвольные осуществляются под контролем сознания. Это все формы поведения, в которых осознается цель. Понятие «произвольный» шире понятия «волевой». Возможности волевого поведения не беспредельны. Для волевых форм поведения осознания цели недостаточно. Волевые действия – те произвольные, которые включено волевое усилие. Оно переживается как сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии, оно мобилизует внутренние ресурсы человека и создает дополнительные мотивы действий. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Так, боец, остающийся на посту, несмотря на интенсивный обстрел неприятеля, может испытать сильное нервное потрясение. Конечно, человек может напрягать мышцы лица, сжимать кулаки, однако качественно мышечное усилие отличается от волевого. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие мобилизует человека на преодоление препятствий, бывает интеллектуальным, физическим, мобилизующим и организующим. В исследованиях установлено, что интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: 1) мировоззрения личности (совершенно различное отношение к смерти будет обусловливать различное поведение в бою японского самурая, русского гусара и воина-мусульманина); 2) моральной устойчивости; 3) наличия общественно значимой цели; 4) установки по отношению к деятельности (если перед студентами поставлена задача выучить материал к контрольной работе, они затратят на это больше усилий, нежели бы преподаватель предложил на следующем занятии провести свободную дискуссию на заданную тему); 5) от уровня самоорганизации личности.

Главная задача воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Выделяют две функции воли: активизирующую и тормозящую. Если у человека отсутствует актуальная потребность осуществлять необходимое действие, воля создает дополнительные побуждения, делающие действие более значимым. Когда студент, намучившись за целый день в институте, вынужден еще идти на тренировку по волейболу, он может убеждать себя тем, что от него зависит успех команды в целом. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности (хочется улечься на первой паре где-нибудь на задней парте и поспать, но сдерживаешься – вдруг захраплю).

9 стр., 4004 слов

Воля, волевые качества личности

... на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий. Кроме того, ещ ...

Волевые действия могут быть достаточно сложными, состоящими из множества простых. Например, чтобы написать курсовую работу, нужно не один раз сходить в библиотеку, а потом еще обработать весь полученный материал – и это касается только теоретической главы.

Важнейшим признаком волевого поведения является преодоление внутренних и внешних препятствий. К внутренним, субъективным препятствиям относятся усталость, желание развлечься, страх, стыд, лень. Нередко человек объясняет свое поведение внешними, объективными причинами. Студент, проваливший экзамен, будет винить в этом преподавателя, который был слишком строг к нему, хотя сам начал учить билеты в ночь перед экзаменом и половину из них даже в глаза не видел. Однако, не любое действие, направленное на преодоление препятствия, называют волевым. Человек, убегающий от собаки, может залезть на высокое дерево, но при этом его действия не являются волевыми. В зависимости от того, как объясняется поведение: внешними или внутренними причинами, выделяют экстернальную и интернальную локализацию контроля соответственно.

К.Д. Ушинский сказал: «Воля – нравственный капитал, который человек с детских лет закладывает в свою нервную систему, и процентами с которого в дальнейшем пользуется всю свою жизнь. А отсутствие воли – невыплаченный заем, способный заморить человека процентами».

Вопрос 2. Физиология и патология воли.

Нет ничего более увлекательного, чем воля,

побеждающая непокорное тело.

Р.Роллан.

Современное понимание природы воли не означает поиск причин действий и поступков только во внешней среде. Воля, как и другие стороны психики, имеет свою внутреннюю материальную основу в виде нервных мозговых процессов.

Материальной основой произвольных движений является деятельность гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины. Здесь зарождаются импульсы к движению. Подробнее об этом Вам рассказывается в курсе «Психофизиология». Сейчас же стоит указать на то, что произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленных действий. При поражении тех или иных клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения. Выделяют несколько видов патологии воли.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

... влечение – неодолимое побуждение к совершению тех или иных действий, полностью овладевающее рассудком с одновременным подавлением любых иных стремлений, представлений, желаний, лишенное объяснения мотивов ... - чрезмерное выраже­ние естественных эмоций человека или нарушение их динамики. Гипотимия - ... активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологи­ческих влечений не наблюдается. - лень ...

Апраксия. Проявляется в нарушении произвольных целенаправленных движений и действий. Человек не может подчинить свое поведение тому, что он задумал или заданной программе, и, следовательно, осуществление волевого акта оказывается невозможным. В клинической практике описывается случай, когда больной, проходя мимо раскрытого шкафа, вошел в него и стал беспомощно озираться, не зная, что делать дальше. Поведение таких больных превращается в неуправляемые, разорванные действия.

Абулия. Отсутствие стремления к деятельности, пассивность, аспонтанность, адинамия. Абулия наблюдается при различных патологических процессах. В частности, при шизофрении. Один больной после выздоровления так говорил о своем состоянии: «Недостаток деятельности имел причиной то, что все мои ощущения были необыкновенно слабы, так что не могли оказывать никакого влияния на мою волю».

Ослабление импульсов к действию или вялость (в просторечии — «лень») определяется термином гипобулия, гиподинамия. Степень снижения активности может быть разной — от незначительной до ярко выраженной.

Гипербулия. Состояние избыточной активности с обилием разнообразных, часто сменяющихся побуждений к деятельности, а также импульсивным стремлением к немедленному достижению цели. Растормаживаются природные влечения. Деятельность в целом оказывается малопродуктивной из-за быстрой замены одних целей другими, преобладания ситуативных реакций. В детской психиатрической практике встречается гипердинамический синдром (синдром гиперактивности).

Основные его признаки: общее беспокойство, раздражительность, неусидчивость, обилие лишних движений, ослабление активного внимания, незаконченность поведения, порывистость, импульсивность поступков. Резко нарушаются семейная и школьная адаптация. Состояние гипердинамии не способствует нормальному интеллектуальному развитию детей.

Парабулия. Патология поведения, вытекающая из нарушения механизмов формирования мотивов. Мотив при этом не формируется либо является неадекватным внутренней природе потребности. Некоторые сведения о патологии воли даются студентам также в курсе «Специальная психология».

Особое значение в выполнении волевого действия имеет речь. Именно вторая сигнальная система осуществляет всю сознательную и целесообразную регуляцию человеческого поведения. В целом воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе временных нервных связей складываются и закрепляются различные ассоциации. Получаемая информация о действиях сличается с уже имеющейся программой. Если поступившие сведения не соответствует созданной в коре мозга программе, то изменяется либо деятельность, либо программа.

5 стр., 2125 слов

Чем более ценным представляется человеку результат его действия, ...

... включает в себя три стадии: 1) действие человека, 2) поощряемый результат и 3) повторение первоначального действия или по крайней мере сходного действия. Хоманс выстроил несколько допущений, связанных ... Постулат ценности Чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие В примере с конторой, если взаимные вознаграждения ...

Таким образом, волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Вопрос 3. Волевой акт.

Самая трудная вещь – требование к себе.

А.С.Макаренко.

Волевой акт – это целеподчиненное, то есть преднамеренное действие в условиях выбора, основанное на принятии решения, предполагающее преодоление препятствий и осуществляющееся при борьбе мотивов. Поскольку волевой акт является сложным волевым действием, он включает несколько компонентов: 1) возникновение потребностей; 2) формирование мотивов; 3) борьба мотивов; 4) принятие решения; 5) постановка целей; 6) планирование (выбор путей и средств достижения целей); 7) исполнение действия; 8) оценка результатов действия.

В зависимости от того, насколько осознанна та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание. Если мы осознаем лишь неудовлетворенность сложившейся ситуацией, а сама потребность осознается недостаточно четко, то есть мы не осознаем пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Оно обычно смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то не хватает или что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. Влечение непостоянно, изменчиво.

Чтобы потребность воплотилась в действие, человек должен ее опредметить. Нас часто тянет к тому, чего нам не хватает: так ребенок, которому не хватает в пище кальция, с удовольствием грызет мел; больная кошка чувствует, какие травы могут ей помочь. Когда маленьким детям в виде эксперимента разрешили есть все, что они захотят, то они вполне гармонично построили свое питание: то они наедались одними бананами, то ели только кашу, то вообще отказывались от еды. В результате в их недельном рационе оказались все необходимые элементы.

Влечение – преходящее явление, представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание. Однако желать – еще не означает действовать. Желание – это знание того, что побуждает к действию. Прежде чем оно превратиться в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает, сравнивает все условия. Имея высокую побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия, заставляет строить планы ее достижения. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, то есть становятся стремлением.

7 стр., 3300 слов

Планы семинарско – практических занятий Психология (Раздел «Общая ...

... т.к. он личностно значим; Самостоятельная работа студентов: 1.Прочитать и законспектировать основные понятия темы. 2.Прочитать и обсудить статью на семинаре: «Понятие деятельности в школе Л.С. ... общения и деятельности. 5. Волевые качества человека и проявление воли в достижениях человека. Вопросы для обсуждения 1. Какие виды деятельности человека вам известны? Перечислите и охарактеризуйте ...

Стремление тесно связано с волевым компонентом. Оно проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия на пути к объекту потребности. Однако далеко не всякие стремления и желания сразу претворяются в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная какое из них реализовать первым. Так, окончив школу, многие колеблются, куда пойти учиться, или же вообще идти работать, а может и в армию.

Возникает борьба мотивов – мысленное обсуждение человеком всех плюсов и минусов действий в том или ином направлении, внутреннее обсуждение того, как надо действовать. Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между «хочу» и «должен» (посидеть на паре или пойти домой, а может сходить в столовую).

Процесс принятия решения достаточно сложен, и внутреннее напряжение, сопровождающее его, может постепенно нарастать. У.Джемс выделил несколько типов решимости: 1) разумная решимость – противодействующие мотивы уступают место какому-то одному решению, которое воспринимается спокойно, без всякого усилия (на этом основан механизм моды); 2) если колебание и нерешительность слишком затянулись, человек может быть готов принять неправильное решение, вместо никакого. Одно случайное обстоятельство приводит к тому, что он как бы подчиняется судьбе (проспал – на пару не пойду); 3) желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек действует автоматически, лишь бы что-то делать. Так, когда зимой машина угодила в полынью, водитель пытался, бросая в воду камни и роя новое русло ручья, повернуть течение вспять. Хотя более эффективно было бы найти трактор, чтобы вытащить машину из воды. 4) прекратить колебания способно изменение внутренней ценности побуждения (например, когда у человека просыпается совесть); 5) не имея рациональных оснований, человек предпочитает определенный образ действий. С помощью воли усиливает мотив, который сам по себе не смог бы подчинить остальные.

После принятия какого-либо решения человеку становится легче – мышление переключается на то, как выполнить задуманное. Цели можно достичь разными путями. Например, Федя решил стать отличником. Он может искать легкие пути – списывать, готовить шпаргалки, «болеть» во время контрольных; или сложные – читать специальную литературу, ходить на все лекции, учить все к экзаменам и зачетам.

Но принять решение – не значит его выполнить. Сущность волевого действия состоит в принятии решения. Как бы ни мучился человек, принимая самое сложное решение, каким бы правильным это решение ни было, нельзя считать его человеком с сильной волей, пока решение не будет выполнено.

6 стр., 2980 слов

Семинар 6. Мышление и речь

... 1995. –Лекция 2. 3. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед.институтов /Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – ... по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы   Семинар 5. Внимание Вопросы 1. Внимание: определение, критерии 2. ... 5.Перечислите сходства и различия психики животных и человека. Основная литература 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в ...

Вопрос 4. Волевые качества личности.

Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

Я.Коменский.

Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Они образуют каркас, основу характера. Выделяют около 30 волевых качеств. Нами будет рассмотрено 10.

Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленный человек всегда знает, чего он хочет, куда идет и за что борется. Так как цели, которые человек ставит перед собой, могут быть отдаленными или близкими, различают целеустремленность стратегическую и оперативную.

Инициативность – умение предпринимать действия по собственной мотивации. Инициативный человек способен начать любое дело, в отличие от безынициативного, который не предпринимает ничего сам и не меняет жизнь вокруг себя.

Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений. Противоположные качества – внушаемость, негативизм (немотивированная склонность поступать наперекор другим).

Выдержка-самообладание – умение затормозить действия, чувства, мысли, не подходящие в данной ситуации, не нужные в данный момент. Сдержанный человек может выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами (обернуть в шутку недоразумение или конфликт).

Решительность – умение принимать и реализовывать быстрые, обоснованные и твердые решения. Внешне проявляется в отсутствии колебаний, и может показаться, что решительный человек легко и свободно выбирает цель. Однако решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают свои действия и к нужному сроку принимают решение (в отличие от безрассудных).

Настойчивость-упорство – умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Отличают от упрямства – неспособность, несмотря на разумные основания, отказаться от намеченного плана и малопродуманного решения.

Организованность – умение разумно планировать и упорядочивать строение своей деятельности.

11 стр., 5184 слов

Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе

... преподаватель-студент»; Ознакомиться с позициями преподавателя в процессе взаимодействия со студентами; Изучить природу конфликта между студентом и препадователем. Предметом исследования являются взаимодействие преподавателя и студента. Объектом исследования – преподаватель и студент. ... Педагогическое взаимодействие в системе «преподаватель — студент» представляет собой систему взаимных воздействий ...

Смелость – умение преодолеть страх, идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасность.

Исполнительность – выполнение в срок взятых на себя обязанностей, обязательств.

Принципиальность – наличие общего критерия для ряда поведенческих норм.

Волевые качества оцениваются по нескольким характеристикам: сила, устойчивость, широта, направленность. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты при этом были получены. Препятствия являются объективным показателем силы воли, которая состоит также и в том, от каких соблазнов и искушений отказывается человек, как умеет сдерживать свои чувства, не допускать импульсивных действий.

Семинар 1

Тема: Теории воли.

Длительность семинара: 2 часа.

Обоснование темы: Понятие о воле появилось в древние века. Еще Платон и Аристотель высказывали свое мнение по этому вопросу, объясняли волевое поведение с разных позиций. Веками складывались все новые теории, объясняющие природу воли. В целом можно выделить 6 таких теорий. Каждая рассматривает волевое поведение по-разному. Знать основное содержание этих теорий – значит иметь наиболее полное представление о данном понятии и возможность оценить взгляды исследователей с тем, чтобы согласиться или не согласиться с ними. И, следовательно, дополнить, а может и изменить свое понимание воли.

Цель: сформировать у учащихся представление о том, как развивались представления о воле на протяжении нескольких столетий.

Задачи: 1) активизировать самостоятельную работу студентов с помощью групповой работы;

2) создать возможность студентам определить и высказать свое мнение по теме семинара;

3) расширить объем знаний студентов о воле;

4) проверить усвоение и понимание материала, изложенного в лекции.

Литература: 1) Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. 288с.

2) Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001. 447с.

Ход проведения семинара.

До семинара преподаватель дает студентам задание: разделиться на 6 равных групп (либо делит их сам по списку в журнале).

Каждой группе назначается какая-либо из теорий воли: — воля как волюнтаризм;

— воля как «свободный выбор»;

— воля как произвольная мотивация;

— воля как долженствование;

— воля как особая форма психической регуляции;

— воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей. Студенты в группах должны подготовить свою теорию, то есть знать ее и выбрать человека, который будет объяснять суть теории другим группам. Преподаватель указывает также источник, где можно найти все теории — Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. 288с. Кроме того, студентам предлагается перечитать лекции по теме «воля», чтобы вспомнить данный материал и хорошо в нем ориентироваться с целью продолжения работы.

В начале семинара преподаватель дает студентам следующее задание:

— внимательно слушать и кратко записывать выступление каждого представителя группы;

— по ходу доклада 3 группы, не знакомые с его содержанием, придумывают по вопросу к выступающей группе;

— 2 оставшиеся группы отмечают для себя пункты доклада, с которыми они согласны или не согласны и объясняют причины.

После выступления каждого докладчика задаются вопросы и высказываются мнения слушавших групп. Отвечать может как докладчик, так и остальные члены группы.

После выполнения этого задания студентам предлагается вставить пропущенные слова в следующие утверждения:

1) Воля — … регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних … . Ответ: сознательное…препятствий, трудностей.

2) Благодаря…разумное решение претворяется в … . Ответ: волевому усилию…действие.

3) Воля — … человека управлять по своему…решению…процессами и состояниями, различными параметрами… . Ответ: способность … сознательному…психическими…поведения.

4) …обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций и проявляет себя в них: … («не хочется, но надо») и … («хочется, но нельзя»).

Ответ: воля…побудительной и сдерживающей (тормозящей).

Сначала преподаватель диктует эти высказывания под запись студентам (с многоточиями), потом предлагает каждому восполнить пробелы у себя в тетради. Затем спрашивает желающих ответы, вся группа проверяет и при необходимости исправляет.

По окончании семинара преподаватель может оценить на свое усмотрение наиболее активных студентов.

Семинар 2.

Тема: Воля.

Длительность семинара: 2 часа.

Обоснование темы: название темы семинара звучит также, как и лекция. Связано это с тем, что на данном семинаре будет рассмотрено понятие воли с разных аспектов: функции, волевые качества, локус контроля.

Цель: выявить и расширить представления студентов о воле.

Задачи: 1) активизировать самостоятельную работу студентов;

2) определить степень усвоения студентами знаний, полученных ранее.

Литература: 1) Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. 288с.

2) Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2004. 687с.

3) Рогов Е.И.Эмоции и воля. – М. ВЛАДОС, 2001. 240с.

4) Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001. 447с.

Ход проведения семинара.

Преподаватель заранее, до семинара дает студентам два доклада. Темы: 1) Волевые состояния. Источник — Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. 288с. 2) Развитие воли. Источники — Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 2004. 687с.; Рогов Е.И.Эмоции и воля. – М. ВЛАДОС, 2001. 240с. Способ распределения докладов определяет преподаватель.

Во время занятия двое студентов зачитывают по очереди доклады и диктуют под запись их основное содержание. Остальные внимательно слушают и записывают. Для вовлечения в работу всех студентов преподаватель предупреждает, что после выступлений докладчиков попросит кого-либо из группы кратко изложить суть докладов. Чтение каждого доклада продолжается около 10 минут.

Далее преподаватель предлагает студентам выполнить следующие задания. Задача 1. Преподаватель зачитывает ситуации, в которых студенты должны определить функцию воли: побудительную или тормозную.

А) Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет быстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра. (п. и т.)

Б) Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз не добирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз. (п.)

В) Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию. (п.)

Г) Официант ресторана Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата «Цезарь», а об его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее, официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые. (т.)

Д) Бальзаковская женщина Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем. (т.)

Е) Тринадцатилетний Боб у светофора моет стекла проезжающих иномарок. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную куртку, как у его кумира Вили. (п. и т.)

Задача 2. Студенты делят свои тетрадные листы на две колонки, в одну выписывают слова (из зачитывает преподаватель), которые характеризуют людей с сильной волей, в другую – со слабой. Каждый делает это самостоятельно. Слова: надо, хочу, сомневаюсь, рассчитываю, могу, необходимо, выполню, надеюсь, умею, должен, обязан, рискну, подумаю, страшусь, решу, буду, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, предполагаю, боюсь, мучаюсь, избегаю, непременно, попробую, справлюсь, обязательно, отложу, стремлюсь, добиваюсь, сдерживаюсь. Преподаватель просит одного студента зачитать написанное им, остальные соглашаются или опровергают, объясняя.

Задача 3. Преподаватель зачитывает ситуации, студенты должны определить локус контроля их героев (экстернальный или интернальный).

Ситуации: а) Десятилетний Славик в слишком оживленной игре со сверстниками разорвал новую куртку. Маме он объяснил случившееся тем, что его на перемене толкнул хулиган, из-за чего он отлетел к стене, да еще и напоролся на гвоздь. (э)

б) Девятиклассник Игорь, посланный учителем на городскую олимпиаду по математике как лучший ученик, получил оценку ниже, чем ожидал. Он тяжело переживал, что его знаний и талантов оказалось недостаточно для решения задач. На вопросы о причинах своего провала Игорь отвечал, что ему не хватило времени, чтобы дописать оригинальное решение одной из задач: он не хотел решать ее стандартным способом. (э)

в) Андрей Сергеевич, от которого ушла жена, считает, что он вообще зря женился: с ним не способна ужиться ни одна женщина, так как он всецело поглощен любимой работой, изобретательством, философией и коллекционированием марок. (и)

г) Вчера Вовочка до позднего вечера играл с Кирюшей в компьютер, поэтому ботанику выучить не успел. На уроке его спросили, и он принес из школы двойку. Маме же он долго и возмущенно доказывал, потрясая учебником, что его спросили то, что на сегодня не задавали. (э)

Задача 4. Преподаватель зачитывает ситуации. Студенты определяют, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из них:

А) Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал замертво на городской площади. (длительность волевого усилия)

Б) Конструктор Антипов, учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5-6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе. (длит-ть усилия и подавление действия)

В) Десятиклассник Боря, возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду. (возбудимость волевого усилия)

Г) Шестиклассник Витя, чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня. (способность к задержке, подавление)

Д) Героиня романа Р.Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть свою робость, застенчивость и слабоволие, писала себе жестокие приказы и развешивала их на стене своей комнаты, снимая только тогда, когда приказ был выполнен. (подавление, энергичность)

Все вышеперечисленные задания можно обсуждать в группе, приводя доводы в защиту той или иной версии. Преподаватель может спрашивать как отдельных учеников по своему желанию, так и добровольцев, либо принимать решение при обсуждении всей группой. По окончании семинара преподаватель может оценить на свое усмотрение наиболее активных студентов.

Практическое занятие 1.

Тема: Волевые качества.

Длительность занятия: 2 часа.

Обоснование темы: многие волевые качества в той или иной степени присущи всем студентам, поэтому данная тема их заинтересует и поможет лучше узнать себя.

Цель: научить студентов применять полученные знания на практике.

Задачи: 1) стимулировать интерес студентов к дополнительному самостоятельному изучению воли;

2) помочь студентам изучить некоторые аспекты их волевого поведения.

Литература: 1) Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. 288с.

2) Рогов Е.И.Эмоции и воля. – М. ВЛАДОС, 2001. 240с.

Ход практического занятия.

Преподаватель предлагает студентам изучить свои волевые качества с помощью нескольких методик.

Опросник «Самооценка силы воли».

Инструкция: ответьте на следующие вопросы, используя ответ «да» — 2 балла, «не знаю, бывает, случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.

1) В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и вернуться к ней потом?

2) Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то Вам неприятное?

3) Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4) Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5) Найдете ли Вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?

6) Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7) Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8) Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного врача, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9) Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?

10) Сдержите ли Вы данное с горяча обещание, даже если его выполнение принесет Вам немало хлопот; являетесь ли Вы человеком слова?

11) Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12) Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и т.д.?

13) Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14) Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15) Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов – сила воли слабая; 13-21 – сила воли средняя; 22-30 – сила воли большая.

Опросник «Самооценка терпеливости».

Инструкция: согласны ли Вы с предложенными утверждениями? Отвечайте «да» и «нет».

1) Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.

2) У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.

3) Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.

4) Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.

5) Обычно я могу долго переносить жажду.

6) Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.

7) Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.

8) Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца.

9) Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».

10) Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.

11) Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание.

12) Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.

13) Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.

14) Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.

15) Я нетерпелив к боли.

16) Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую физическую работу до конца.

17) Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

18) Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.

По 1 баллу начисляется за ответы «да» на утверждение 4,5,8,10,11,12,13,16,17 и за ответы «нет» на утверждения 1,2,3,6,7,9,14,15,18. Подсчитывается сумма баллов. 0-6 баллов – низкая терпеливость, 12 баллов и больше – высокая терпеливость.

Опросник на определение локализации контроля (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев) можно найти в книге Рогов Е.И.Эмоции и воля. – М. ВЛАДОС, 2001. 240с.

Преподавателю лучше не говорить заранее, что изучается с помощью того или иного опросника, чтобы уменьшить вероятность неискренних ответов. При это преподаватель зачитывает вопросы, утверждения, а студенты отмечают у себя в тетрадях их номера и свои ответы, а потом самостоятельно считают баллы.

Практическое занятие 2.

Тема: проявления волевого поведения на практике.

Длительность занятия: 2 часа.

Обоснование темы: для закрепления и иллюстрации пройденного материала полезно рассмотреть волевое поведение других людей, также пронаблюдать его у себя.

Цель: рассмотреть проявления волевого поведения на практике.

Задачи: 1) активизировать самостоятельную работу студентов;

2) выявить мнения студентов о волевом поведении в жизни;

3) помочь студентам определить степень их упорства.

Литература: 1) Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. 288с.

2) Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001. 447с.

Ход практического занятия.

Преподаватель предлагает студентам изучить степень их упорства с помощью следующего задания. Им надо расшифровать фразу, написанную с помощью цифр, которые определенным образом кодируют буквы. При этом использовать специальную кодовую таблицу (записать на доске ряд цифр и таблицу).

Расшифровывать фразу предлагается, пока не кончится терпение. Ряд цифр: 6251345344613651244653451262115556.

Кодовая таблица

 

1

2

3

4

5

1

Д

О

Ь

Е

П

2

Ю

Ъ

Б

У

Щ

3

Н

К

А

Р

Л

4

В

Г

С

З

Ш

5

У

Э

И

Я

Х

6

М

Т

 

 

 

Об упорстве судить по числу расшифрованных знаков. Когда все студенты прекратят выполнять задание, показать им правильное решение. Каждая пара цифр обозначает букву:1 цифра по вертикали, 2 по горизонтали.

Далее преподаватель предлагает студентам обсудить некоторые жизненные факты. Ответить на вопросы: почему люди совершают действия, противоречащие инстинкту самосохранения; можно ли считать такие действия высшим проявлением воли? Обсуждение может проходить в форме дискуссии, когда студенты разделяются на две группы: за и против перечисленных действий, обязательна аргументация своего мнения.

1) Американцы – ветераны вьетнамской войны – рассказывали о случаях, когда возле их баз появлялись женщины, подростки и даже дети, увешанные под одеждой гранатами и взрывчаткой. Собрав вокруг себя как можно больше врагов, они взрывали себя или взрывались от выпущенной по ним автоматной очереди.

2) Во время войны на летчиков наводили страх японские камикадзе, бросавшие свой самолет в гущу врагов.

3) Во время землетрясений спасатели проникают в угрожающие завалы, если сохраняются шансы найти оставшихся в живых людей.

4) Люди бросаются в горящие здания, чтобы спасти из огня ребенка, животное, семейные реликвии.

5) Старики часто готовы голодать и мерзнуть, но не продают принадлежащие семье и передающиеся из поколения в поколение картины, книги, предметы искусства.