1Методы психол исследования

  1. Методы психологического исследования.

Методы научных исследований — приемы и средства, с помощью которых в науке получают достоверные сведения для построения научных теорий и выработки научных рекомендаций.

Развитие любой науки зависит от: — надежности методов (воспроизводимости результатов); — валидности методов (соответствие принятым стандартам),(измерение того качества (свойство, способность, характеристику и т. п.), для оценки которого он предназначен..

Задача всех методов: адекватно выявить отношения между внешним протеканием процесса и его внутренней природой.

В психологию интегрированы методы других наук (гуманитарных, естественных и точных).

С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки. В отечественной психологии выделяются 4 группы методов (по Ананьеву):

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: Стоится цикл исследования и регулируется взаимодействие всех используемых методов:

a)сравнительный (рассмотр отд мех-в повед и псих актов в сравн с тем же у других организмов.«поперечных срезов»);

b) лонгитюдинальный метод (исследование одних и тех же лиц в течение длительного времени);

c) комплексный (междисц иссл.напр., физического и психического развития).

2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ:

а) обсервационные (самонаблюдение,объективное наблюдение / Свободное, Стандартизир / Включённое, Стороннее и внешнее)

преимущ-ва: изуч псих проц в естест усл., широта охвата проявлений психики и возможность опознать симуляцию – намеренное преувеличение неблагоприятных проявлений, и диссимуляцию – намеренное сокрытие неблагоприятного состояния, переживаний;

недостаток: состояние, личностные ос-ти наблюдателя влияют на рез-ты., сложность интерпретации: -параметры психических явлений описываются опосредовано, по внешнему облику, движениям, в которых никогда напрямую и однозначно не отражаются характеристики протекающих процессов. Выход: сложнаясистема критериев оценки и алгоритма интерпретации, оставляющая место проявлениям субъективности и при использовании высококвалифицированныхнаблюдателей (экспертов)

6 стр., 2715 слов

1)Какие дополнительные методы исследования применяемые в психиатрии вы знаете

... себе отношением. Они не доверяют анализам, данным других объективных методов исследования, будучи порой непоколебимо уверенными в том, что им ... характера необхо­димо проконсультировать больного у невролога. Лабораторные исследования. Должны проводиться исследования крови (общий анализ и биохимические показатели) и ... ошение, окружающие смеются нобъект вызывает у человека одновременно два прот

б) Экспериментальные методы (лабораторный — иссл псих реакц, порогов, процессов, * естественный (полевой), * психолого-педагогический (констатирующий,обучающий)

* исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

* экспериментатор может варьироватъ, изменять условия, при которых протекает явление;

* эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)

г) Праксиметрические методы — анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ),хронометрия, профессиографическое описание, оценка изделий, выполненных работ. Могут давать объективные и надежные данные, но многие важные параметры состояния не находят адекватного отражения в результатах деятельности, точность измерения мала.

д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, психол в-та)

е) Моделирование математическое; кибернетическое, необходимо для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегистрации; игры, моделирование ситуаций*

3. МЕТ ОБРАБ ДАННЫХ

a) количественный анализ (математико-статистический) — применение математ. обраб псих данных. При количественном анализе результатов исследования наиболее часто пользуются средним арифметическим из всех исследований того или другого психического процесса или индивидуально-психологических особенностей. Чтобы судить о достоверности среднего арифметического, вычисляют коэффициент отклонений от него отдельных показателей. Чем меньше отклонение показателей отдельных исследований от среднего арифметического, тем более показательным оно является для исследованной психологической особенности личности.Математическая статистика, Корреляционный анализ, Факторный анализ, Регрессионный анализ, Контент-анализ, Дисперсионный анализ и т.д. Проверяется повторяемостью результатов.

b) качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам).Описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений (номотетический подход), но и являющихся исключением или нарушением общих правил (идеографический подход).

Обработка по типам, видам, категоризация. Связана с проблемой сопоставления результатов. Как сопоставить выраженность определенной психологической характеристики у различных людей.

В качественном анализе выясняются причины высоких или низких показателей, зависимость их от возрастных и индивидуальных особенностей человека, условий жизни и обучения, отношений в коллективе, отношения к деятельности и тому подобное.

Количественный и качественный анализ данных исследований дает основания для психологической характеристики человека и выводов о воспитательных или учебных мероприятиях.

8 стр., 3707 слов

Анализ акцентуации по тесту Леонгарда

... к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. 2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, ... характерологическими особенностями каждого отдельного человека. Целью данной работы является провести анализ акцентуации по тесту К. Леонгарда. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: - ...

Также (но это не Ананьев уже выделил) контент-анализ, метод экспертных оценок, классификация (дифференциация материала по типам, группам, вариантам) и психологическая казуистика (описание случаев, как более полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

a) Генетический (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический) Интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности.

b) Структурный (определяются взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни).

Классификация Немова:

*наблюдение: внешнее – внутреннее (самонаблюдение)/свободное – стандартизированное /включенное –стороннее

*опрос: устный – письменный /свободный – стандартизированный

*тест: тест-опросник/тест-задание /проективный тест

*эксперимент: естественный – лабораторный

* моделирование: математическое /логическое /кибернетическое /техническое

Рубинштейн С. Л.: главные психологические методы

Основные: Наблюдение: — внешнее;- внутреннее (самонаблюдение).

Эксперимент: — лабораторный;- естественный; — психолого-педагогический; + вспомогательный – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).

Дополнительные: — приёмы изучения продуктов деятельности;

— беседа (например, клиническая беседа в генетической психологии Пиаже);

— анкета.

Маклаков А.Г. Методы делит на две группы:

Объективные:

Тесты (объективный, проективный):

Эксперимент (естественный, лабораторный)

Субъективные: основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

— Наблюдение (внешнее, свободное, стандартное, включенное, самонаблюдение)

— Опрос (устный, письменный, свободный, стандартный)

— Тест (опросник,задание)

Моделирование: Математическое, техническое, кибернетическое.

Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации.

А также: беседа — вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом являете; метод изучения документов, или анализ деятельности человека.

9 стр., 4500 слов

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...

... всем правилам. Встретившись с типовой задачей, психолог использует оценочную шкалу. Этот метод наблюдения может использоваться не только профессиональным психологом в отличие от всех ... интервью меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзаменационный опрос, снижение искренности испытуемого, искажение ответов. Стандартизированное диагностическое интервью можно проводить, ...

ОПИСАНИЕ КАЖДОГО МЕТОДА (можно не говорить, просто знать)

Тесты (стандартизованные!!!). Данный метод ис­пользуется чаще всего. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также воз­можностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необхо­димо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов. Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-зада­ния, проективные тесты. Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней. Тест-задание предпо­лагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах это­го типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологическо­го качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

эксперимент — метод, ос­нованный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством экспе­римента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Име­ются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный экс­перимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспе­риментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Одним из первых метод естественного эксперимента стал исполь­зовать русский ученый А. Ф. Лазурский. Данные, получаемые в естественном экс­перименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не все­гда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степе­ни соответствия жизненной ситуации.

6 стр., 2893 слов

Эталон ответа к ролевой ситуации №1

... информирования об анатомо-физиологических особенностях мочевыделительной системы при старении. Эталон ответа к ролевой ситуации № 3: 1. Медицинская сестра устанавливает доверительные отношения с пациенткой ... онкологическим и другим заболеваниям. 2. Медицинская сестра предлагает обсудить самые актуальные вопросы: · Атрофия вкусовых сосочков приводит к ухудшению восприятия вкусовых ощущений, уменьшению ...

Наблюдение – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений (признаки: неверб (поза, мимика, жесты), верб (голос, речь, интонации), внешность).наблюдение за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование.

Интроспекция (внутренне) – наблюдение себя с целью выяснения круга явлений, составляющих содержание сознания.

Экстроспекция (внешнее) – объективное наблюдение, наблюдение, направленное на познание психики через ее объективные проявления.

Типы: по целям исследования:

целенаправленное – фиксирование явлений, соответствующих цели наблюдения.

свободное – фиксирование всех явлений, доступных для восприятия.

по позиции наблюдателя:

включенное – наблюдатель входит в состав наблюдаемой группы

не включенное – наблюдатель остается в позиции постороннего человека, занимающегося своим делом

по введенным ограничениям:

формализованное – имеет постоянно заданное исследователем ограничение, касающееся оценки степени выраженности наблюдаемых явлений, набора наблюдаемых признаков, времени, пространства, вида деятельности, круга общения.

неформализованное – наблюдатель имеет цель, но исследование зависит от реальной ситуации, только фиксируются наблюдаемые изменения.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вари­антов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса:

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позво­ляет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку во­просы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследо­вания в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности от­ветов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого иссле­дователя.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуе­мых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при кото­ром перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. типа можно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном испытуемом может быть сопоставлена с информацией о другом человеке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

5 стр., 2189 слов

21. метод опроса в социальной психологии

... вопросника Понятности инструкции Чёткости и понятность в формулировках вопросов Полноты списка вопросов Использования разных типов вопросов Отсутствия намёка на желаемый ответ Интервью: Получение информации в ... и недостатки. *Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем ...

Беседа – активный метод получения информации о психологических свойствах и отношении человека к тому или иному явлению путем ведения с ним тематически направленного разговора, из ответов на вопросы, поставленных при непосредственном общении. Этапы: вводный, основной, завершающий. Типы: структурированное и неструктурированное.

Интервью (от англ. «встреча», «беседа») – метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. (инд, групп, масс.. стандарт, нестандарт, полустандарт., инд, груп)

Интервью является одновременно и беседой и опросом. С беседой его сближает активное непосредственное устное речевое общение интервьюера с респондентом, они ведут между собой интенсивный разговор на определенные темы. Однако в отличие от беседы интервью характеризуется значительно большей организованностью и закрепленностью ролей собеседников – коммуникатора и реципиента. Не достижение цели, которое является допустимым в беседе, в интервью расценивается как крах всей акции. С опросом его сближает наличие вопросника, но в отличие от интервью, вопросы могут переставлены, конкретизированы или дополнены.

Анкетирование – сбор информации в форме письменных ответов на вопросы, для измерения уровня силы отношения к чему-либо, либо наличия и выраженности психологических качеств (закрытые вопросы).

Проективные методы: Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») введен Лоуренсом К. Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации – испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.

Контент-анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») – систематическая и надежная фиксация определенных единиц изучаемого содержания, качественное выделение поднимаемых респондентами тем в ответах и количественная оценка частоты этих тем. Он используется для анализа ответов на открытые вопросы

Беседа, интервью, тест (вопрос и варианты ответов), анкета (только закрытые вопросы), опрос (закрытые и открытые)

  • Из лекции Мясниковой С.В.:*Психодиагностические (по Ананьеву): вербально-коммуникативные – беседа, интервью, опрос, анкета, тест. В этих методах индивидуум сообщает о своих переживаниях, чувствах, ощущениях, в результате образуется описание субъективного восприятия и отношения к своему состоянию, своим качествам, своей успешности. Часто респондент может сообщить или оценить те ощущения и особенности поведения, которые он способен осознать. Он опирается на свое понимание слов, не может правильно подобрать оценку и ответ, бывает неискренним. Но существуют и преимущества:
  • возможность охватить внутреннюю картину психического процесса или состояния по многим аспектам.
  • ранняя диагностика изменений в протекании психических явлений, так как часто возникающие состояния отражаются в объективных показателях.
  • широкий перечень ситуаций, доступных для обследования как отдельного человека, так и групп.
  • простая обработка результатов обследования, однозначная интерпретация на основе сочетания качественного и количественного анализа с использованием отработанных процедур обработки и анализа.
  • диагностика, опирающаяся на субъективные оценки, во многих случаях точнее, чем опирающаяся на экспертные
  • методы социальнопсихологической диагностики – анализ и оценка личности группой людей, социометрия, групповая оценка личности, референтометрия.
  • проективные и ассоциативные – анализ особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции или анализ ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Они позволяют дать либо очень общую характеристику личности, либо несут информацию об отдельных переживаниях, желаниях, представлениях. Результаты исследований, полученные данными методами, эффективно использовать в соотнесении с результатами других методов, со сведения об образе жизни, об особенностях его текущей ситуации. Ассоциативные методы близки к проективным, но некоторые методики позволяют осуществить строгую количественную оценку диагностируемых качеств

психофизиологические методы – использование психофизиологических индикаторов психических явлений. Психофизиологические данные, полученные для разных индивидуумов в одинаковой ситуации или для одного в различных ситуациях поддаются объективному сравнению, но существуют ограничения их использования:

3 стр., 1218 слов

Коучинг в вопросах и ответах

... он сам действовал бы на вашем месте. Он не знает "правильных" ответов на ваши вопросы. Он постарается воздержаться не только от высказывания своих мнений, предложений или ... вес, и уж конечно не говорит шахматисту "лошадью ходи!" Коуч будет задавать вопросы, думая над которыми, вы лучше (полнее, яснее) осознаете ситуацию. Коуч построит разговор ...

— излишне глобальная информация об активации, о мере психологического напряжения и других сдвигов в организме

— чувствительность к побочным явлениям, что дает невозможность их использования в реальных жизненных ситуациях

— трудно или невозможно проводить одновременно обследование нескольких респондентов

— необходимость высококвалифицированного анализа

Основной смысл стандартизации заключается в том, что для обеспечения наи­меньшей вероятности ошибки при сравнении между собой результатов психоло­гических обследований двух людей или нескольких групп необходимо прежде все­го обеспечить использование одинаковых методов, стабильно, т. е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую характеристику.