Обработка и анализ результатов исследования. Выводы. Рекомендации

Ознакомление с работой педагога-психолога

Должностные обязанности

Свою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, лицеях, гимназиях, учреждениях специального типа (для особо одаренных детей, для малолетних правонарушителей), специальных детских учреждениях для детей с особенностями умственного и физического развития, диагностико-реабилитационных центрах, детских оздоровительных комплексах, органах управления образованием и т. д.

Заботится о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей психологически комфортной среды. Проводит регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет учет и контроль. Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.

Ведет просветительную работу среди детей, учащейся молодежи, родителей, преподавателей. Участвует в семинарах для психологов. Ведет консультационную работу. Планирует и организует профориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, решении внутрисемейных конфликтов. Проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений.

Осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях. Принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах.

Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов. Занимается научно-методической работой, формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, учащихся и студентов, новых методиках диагностики. Разрабатывает и апробирует новые диагностические и коррекционные методики и программы. Принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др. Принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.

14 стр., 6989 слов

Психолого-педагогические условия эффективности работы социального ...

... усыновление и опека над детьми, расширяется система детских домов семейного типа как альтернатива интернатным учреждениям воспитания. С 1998 года начата работа по организации и дальнейшему ... собой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольные детские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в ...

Взаимодействует с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.

Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.

Должен знать: естественно-научные основы психологии; общую, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда, психологию развития личности;

методологию психологии, методы психологии и математической обработки результатов исследований, экспериментальную психологию;

психодиагностику, тестовые методы, диагностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;

положение о психологической службе, этический кодекс психолога, нормативные документы об образовании;

юридическую документацию, относящуюся к правам ребенка, родителей и педагогов.

Направления психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на разных этапах (ступенях) образования имеет свои осо­бенности.

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.

В базовой школе — психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового, профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.

В старших классах — оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.

Для определения характерологических особенностей личности была проведена методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Г. Айзенка.

На первом этапе диагностического исследования все полученные результаты были обработаны по шкале «Лжи».

Показатели по шкале «Лжи»

У всех испытуемых 5 баллов.

Основываясь на полученных данных можно сказать следующее. Полученным данным можно доверять, так как баллы соответствуют норме, а значит, испытуемые не склонны давать социально желаемые ответы, а отвечали на вопросы теста откровенно.

На втором этапе диагностики было подсчитано, какое количество баллов набрал каждый испытуемый по шкалам «Экстраверсия — Интроверсия», «Нейротизм», а также какая интерпретация соответствует набранному количеству баллов. Полученные данные показаны в таблице 2.

Таблица 2

Показатели экстраверсии и нейротизма

ФИО испытуемого

«Экстраверсия – Интроверсия»

«Нейротизм»

1.

17

6

2.

18

3

3.

4

5

4.

16

2

5.

15

3

6.

17

9

7.

16

7

8.

11

17

9.

19

7

10.

13

20

11.

19

12

12.

16

3

13.

5

9

14.

21

3

15.

17

16

16.

11

6

17.

20

4

18.

14

8

19.

13

7

20.

19

9

21.

19

5

22.

17

4

23.

16

8

24.

20

8

25.

7

9

26.

14

3

27.

12

3

28.

11

12

29.

15

9

Переведем данные в процентное соотношение (таблица 3).

Таблица 3

Соотношение типов личности

Тип личности

Количество испытуемых

Количество, %

Яркий экстраверт

3

20

Экстраверт

8

53

Среднее значение

2

13,5

Интроверт

Глубокий интроверт

2

13,5

Очень высокий уровень нейротизма

1

6,5

Высокий уровень нейротизма

2

13,5

Среднее значение

3

20

Низкий уровень нейротизма

9

60

Опираясь на полученные данные можно сказать, что в группе опрошенных к экстравертам относятся 53%, к ярким экстравертам – 20%. Такие люди изначально ориентированы на внешний мир. Они строят свой внутренний мир в соответствии с внешним. Экстраверты и яркие экстраверты подвижны, разговорчивы, быстро устанав­ливают отношения и привязанности, внешние факторы являются для них движу­щей силой. Внешне они обычно производят впечатление холодных и догматических людей, живущих в соответствии с установленными правила­ми. С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет.

13,5% являются глубокими интровертами. Эти люди изначально погружены в себя. Для них самое главное — мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. В случае интроверта мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интроверсия коррелирует с совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

13,5% являются амбивертами. Люди склонные к амбиверности вобрали в себя черты интровертов и экстравертов. В различных жизненных ситуациях они склонны проявлять себя по-разному, другими словами, они непредсказуемы.

На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. К ним относятся 6,5% — очень высокий уровень нейротизма и 13,5% — высокий уровень нейротизма. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) — это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью. К ним относятся 60% испытуемых. Также 20% испытуемых имеют средний уровень нейротизма.

Приведем полученные данные в диаграмме (рис.1).

Рисунок 1 – соотношение типов личности

На третьем этапе диагностики, основываясь на уже полученных результатах, смотрели, какому типу соответствует каждый испытуемый. Полученные данные отображены в таблице 4, в процентном соотношении – в таблице 5.

Таблица 4

Показатели типов темперамента

Флегматик

Меланхолик

Холерик

Сангвиник

Лепко

Крупский

Бельченко

Воропаева

Пискунов

Авдеенко

Гудко

Ковалева

Все остальные

Шимук

Таблица 5

Соотношение типов темперамента

Тип темперамента

Количество испытуемых

Количество, %

Флегматик

2

13,5

Меланхолик

3

6,5

Холерик

3

13,5

Сангвиник

20

60

Холерик-сангвиник

1

6,5

По результатам получаем, что к флегматикам относятся 13,5%. У флегматиков сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У них преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством. Флегматичный тип личности характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, склонностью к бездеятельности и способностью приходить в движение, хотя и не легко и не быстро, но зато надолго.

К меланхоличному типу относятся 6,5% испытуемых. Таким людям свойственен низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемостью. Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает их универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.

Флегматики и меланхолики сдержанны и уравновешенны, они более точно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют.

Холерическому типу личности соответствуют 13,5% опрошенных. Холерик характеризуется высокой психической активностью, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. У холерического темперамента деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки.

К сангвиникам можно отнести 60% испытуемых. У сангвиников, также как и у холериков, сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи. Они характеризуются высокой психической активностью, быстротой и живостью движений, энергичностью, работоспособностью, разнообразием и богатством мимики.

Так же 6,5% составляют холерик-сангвиник. Их тип темперамента состоит их двух типов, взяв из каждого свои особенности.

Приведем полученные результаты в диаграмме (рис.2).

Рисунок 2 – соотношение типов темперамента

По результатам исследования в классе преобладает сангвинистический тип, а значит, они активны в разных видах деятельности, способны быстро переключаться во время занятий. Преобладает низкий уровень нейротизма – учащиеся характеризуются спокойностью, уравновешенностью, уверенностью, решительностью. Так же мы получили: двух учащихся глубоких интровертов (Крупский., Лепко) для которых рекомендовано провести дополнительное исследование по определению уровня самооценки и одного учащегося с высоким уровнем нейротизма .

Рекомендации:

  1. Проводить коррекционные мероприятия на повышение уровня самооценки.
  2. Проводить коррекционные мероприятия по снижению уровня тревожности.
  3. Проводить внутришкольные мероприятия, опираясь на данные по типам личности и темперамента учащихся, по сплочению коллектива.

Этический кодекс практического психолога

Профессионально-этические нормы – это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениями с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемым (клиентом)

Требования включают ряд принципов:

1. Принцип соблюдения тайны. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам. Из этого правила существуют исключения, о которых клиент предупреждается заранее.

2. Принцип не нанесения ущерба. Психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними.

3.Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов. Методы и средства, применяемые психологом должны быть валидными и надежными.

4. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства.

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности.

6. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций.

7. Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений.

Ведущие направления педагога-психолога

Психологическое просвещение:

  1. Знакомит учеников единого педагогического процесса учебного заведения с основами общей, педагогической, социальной, инженерной психологии и психологии труда.
  2. Популяризует и разъясняет результаты новейших отечественных и зарубежных психологических исследований.
  3. Осуществляет работу по формированию психологической культуры личности.
  4. Обосновывает важность овладения навыками психологической саморегуляции в профессиональной деятельности и общении.
  5. Знакомит руководителей учебного заведения с основными современными достижениями психологии управления.

Профориентация:

  1. Осуществляет профессиональное прогнозирование и дает рекомендации по профессиональному и личностному росту выпускников.
  2. Участвует в разработке профессиограмм, квалификационных характеристик специалистов соответственно профилю учебного задания и использует их в своей деятельности.
  3. Проводит работу по профессиональному просвещению и консультированию поступающих в учебные заведения, участвует в комиссиях по переводу обучаемых на последующие ступени обучения.
  4. Изучает и развивает профессиональные интересы и потребности учащихся.
  5. Знакомит учащихся с профессионально значимыми качествами специалистов по соответствующей профессии.
  6. Проводит профориентацию учащихся с учетом потребностей регионального рынка труда.
  7. Разрабатывает рекомендации по профпригодности, профадаптации и профопределению учащихся.

Психокоррекционная работа:

  1. Организует и проводит социально-психологические тренинги среди учащихся и педагогов.
  2. Разрабатывает психокоррекционные программы воспитания.
  3. Проводит социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии по развитию общих и специальных способностей учащихся.

Психопрофилактика:

  1. Организует педконсилиумы с целью психологического анализа поведения и развития учащихся.
  2. Развивает коммуникативные навыки педагогов, предпринимает меры по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
  3. Изучает межличностные отношения в учебных группах в целях улучшения психологического климата учебного заведения.
  4. Изучает мотивационно-потребностную сферу и социальную направленность учащихся, акцентуации характера с целью предупреждения деликвентного (противоположного) поведения.
  5. Организует взаимодействие с правоохранительными службами.

Психологическое консультирование:

  1. Консультирует руководителей, преподавателей и родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания, психологии управления педагогическим коллективом.
  2. Проводит индивидуальные и групповые консультации для учащихся по вопросам обучения, развития, самоопределения, личностного роста, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  3. Проводит консультационную работу по запросам следственных органов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних и т. д.

Психодиагностическая работа:

  1. Проводит исследования по определению общего социально-психологического климата учебного заведения с целью выявления его воздействия на личность.
  2. Определяет индивидуально-психологические особенности личности учащихся с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.
  3. Осуществляет необходимую диагностическую работу с категорией «трудных» учащихся.

Организационно-методическая деятельность:

  1. Осуществляет научно-методическую работу (проводит психологические исследования и обрабатывает полученные материалы).
  2. Формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических исследованиях педагогов и учащихся, новых методиках диагностики.
  3. Организует и проводит психологические тренинги, семинары и консультации в среде учебного заведения.

Изучение документации педагога-психолога, графика работы, циклограммы, работы с учащимися, состоящими на разных видах учета (ВШК, ИДН, СОП, одаренных, опекаемых, детей УФПР и детей-инвалидов)

Документы педагога-психолога:

  1. График работы (утвержденный директором школы).
  2. График проведения индивидуальных консультаций для подростков, учителей, родителей (утвержденный директором школы).
  3. Циклограмма рабочего времени по видам деятельности.
  4. План работы на год (утвержденный директором школы).
  5. План работы на месяц (утвержденный директором школы).
  6. План работы на неделю (ежедневный по часам).
  7. Аналитический отчет за прошлый учебный год.
  8. Журнал учета консультаций для подростков, родителей, педагогов.
  9. Журнал учета работы (индивидуальных и групповых занятий, профилактических мероприятий, методической работы, диагностических мероприятий).
  10. Отчеты о выполнении тематических планов (месячник по предотвращению самоубийств и т. д.).
  11. Индивидуальные планы помощи несовершеннолетним (ИДН, СОП, ВШК и другие по необходимости утвержденные советом по профилактике безнадзорности и правонарушений).
  12. Аналитические отчеты о выполнении индивидуальных планов помощи, социально-педагогический и психологический анализ преступлений, парасуицидов).
  13. Индивидуальные и групповые психодиагностические материалы на воспитанников.
  14. Аналитические справки, протоколы и отчеты о проведении всех психодиагностических исследований с выводами и рекомендациями.
  15. Тематические планы групповых коррекционных занятий.
  16. Методическая копилка (для родителей, педагогов, детей), информационные стенды.
  17. Конспекты выступлений на собраниях, педсоветах, консилиумах и т. д.
  18. Психолого-педагогическое сопровождение учеников «особого внимания».

Коррекционные мероприятия по результатам исследования

Упражнения на релаксацию

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Инструкция: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

Инструкция: «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Инструкция: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

«Водопад»

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

Упражнения для коррекции

Упражнение «Самоориентация»

Психолог просит всех ребят по очереди рассказать о себе, акцентируя внимание на личностных качествах. Ребятам будет легче выполнять задание, если уточнить: например, назвать пять наиболее характерных для тебя личностных качеств (желательно положительные).

Можно задавать отвечающему вопросы типа:

— твое главное достоинство?

— можешь ли ты назвать свои слабости?

— что тебе нравится в себе больше всего?

«Автопортрет»

Психолог обращается к ребятам со словами «Представьте, что вы все известные художники и вас пригласили принять участие в престижной выставке. У вас попросили автопортрет. У вас его нет, но вы не хотите отказываться от участия в выставке, поэтому вы садитесь за работу. Как и в каком стиле вы выполните свой портрет – решите сами. Но помните, что творчество – процесс личностный, поэтому пишите самостоятельно, не советуясь с другими и не интересуясь изображениями товарищей. Подписывать и ставить на полотне какие-либо знаки не надо». Всем участникам группы раздаются «Холсты» (лист белой бумаги) и ребята выполняют рисунки. После окончания работы все вновь сходятся в круг. Ведущий по очереди кладет портреты в центр круга. Участники пытаются определить какими чертами мог бы обладать автор, какие переживания его волнуют, что для этого человека характерно. В конце обмена мнениями можно выразить предположение, кому принадлежит этот автопортрет.

«Сильные стороны»

В спокойной, доброжелательной обстановке, при некотором расслаблении ребятам предлагается вспомнить свои достижения, какие-то дела и поступки, которыми они могут гордиться. Начать можно с самых ранних детских воспоминаний. Сказать следует о тех поступках, которые кому-то могут показаться легкими, но для этого подростка они были очень трудны.

Каждый член группы рассказывает о своих сильных сторонах, о том, что любит и ценит в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности. Руководитель и другие участники должны следить за тем, чтобы говорящий подросток не умалял своих достоинств и не занимался самоосуждением, самокритикой.

«Комплимент»

Психолог подчеркивает, что очень важно умение человека видеть сильные стороны и положительные качества другого человека, найти нужные слова, чтобы выразить это своему партнеру. Все ребята садятся в круг. Каждый по очереди обращается к соседу слева и, подумав, говорит приятные слова, то есть комплимент. Психологу необходимо настроить ребят на поддержку друг друга и развивать стремление сделать приятное своим сверстникам.

«Контраргументы»

Психолог предлагает участникам группы разобраться в тех качествах и привычках, которыми они бывают недовольны. Для этого чистый лист бумаги нужно разделить на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой» откровенно следует записать то, чем подросток недоволен в себе именно сейчас (5-6 мин.).

Затем на каждое недовольство собой учащийся должен привести контраргументы, то есть то, что можно противопоставить, чем окружающие люди и сам учащийся уже довольны. Это надо записать в правой колонке «Принятие себя» (5-8 мин.).

Обсуждение написанного можно провести в общем круге.

«Ассоциации»

Участникам предлагается выразить каждому члену группы с чем или с кем они ассоциируют его — свои ассоциации с яркими личностями (полит, деятелями, киноактерами, литературными героями), вещью, животным и т.д. Любой из участников может спросить, почему именно с этим лицом или предметом он ассоциирует его.

Необходимо посмотреть внимательно на всех участников. Имеется 3 минуты, чтобы настроиться и подобрать ассоциации». 5-7 мин. для вывода. Психологический смысл упражнения. Это упражнение стимулирует участников на активное восприятие других людей – им важно найти ассоциацию, наиболее полно отражающую индивидуальность партнеров. Кроме него, каждый из участников получает интересную, запоминающуюся информацию, иногда очень неожиданную для себя. Направлено на коррекцию самооценки и уровня притязаний.

«Мнения»

На отдельных листках бумаги участники игры самостоятельно и независимо друг от друга излагают своё мнение о каждом из игроков. Изложенные таким образом мнения собираются, перетасовываются и передаются тому, о ком они написаны. Игрок, получивший мнения читает их и излагает свою точку зрения относительно правомерности данных высказываний.

Психологический смысл упражнения: упражнение направлено на формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

Упражнение «Портрет смелого человека»

Прежде всего отметим, что тревожные дети излишне склонны к постоянному оцениванию себя и самокритике. Кроме того, в их воображении обычно имеется образ смелого человека – некого эталона, который ничего не боится. Поэтому задача этой игры – не помочь ребенку осознать свои недостатки, а, скорее, осознать свой идеал и сделать его более реальным и достижимым.

Итак, попросите ученика представить себе смелого человека. Как он выглядит? Как ходит? Как общается с другими людьми? Как поступает в сложных ситуациях? Когда картинка возникнет в фантазии, попросите отразить ее на листе бумаги. Обсудите полученный рисунок. Пусть ребенок даст имя нарисованному смелому человеку. Дальше спросите, бывают ли у этого, предположим, Никиты тревоги или страхи? Скорее всего, вы получите отрицательный ответ, ведь нарисован очень смелый человек, сродни супергерою-победителю. Тогда задайте наводящие вопросы, которые должны привести ребенка к выводу, что не бывает людей, которые ничего не боятся. А смелый человек – это тот, кто может справиться со своей тревогой и страхами. Чтобы дети пришли к такому умозаключению, им стоит ответить на вопросы типа: «А у Никиты есть близкие? Разве он не боится, что с ними могут произойти какие-то неприятности? Если Никита – живой человек, то наверняка он бывает уставшим или больным. Может ли он в эти минуты быть таким же смелым? Не сомневается ли он, что сейчас может не справиться с трудностями?» и т.п. То есть ваша задача в данной игре – максимально «очеловечить» образ нарисованного смельчака, сделать его доступнее для ребенка. Поэтому помимо вопросов о чертах характера типа храбрости можно интересоваться любимыми блюдами смелого человека и тем, как он любит проводить свободное время, с кем дружит и т.д. Когда вы почувствуете, что образ стал реальнее, можно предложить ребенку неожиданный для него вопрос: «А чем ты схож с этим смелым человеком?» В случае затруднения с ответом помогите ребенку сами, сравнивая услышанное с тем, что вы знаете о ученике, а также с проявлениями смелости, которые были в его жизни.

Примечание. Чтобы совсем сблизиться со своим недостижимым идеалом, можно предложить мальчику или девочке побеседовать с этим человеком. Говорить за обоих будет сам ребенок, сидя то на своем стуле (когда отвечает за себя), то пересаживаясь на пустой стул (когда должен отвечать Смелый человек).

Упражнение «Зубной кабинет»

Рекомендуется для тех, кто в школе и в жизни испытывает повышенную тревожность и беспокойство.

Инструкция психолога

1.    Подумайте о том, что вы записались к зубному врачу. В тот день, когда назначен ваш визит, вы собираетесь и идете в зубопротезную клинику. Входите в парадные двери, поднимаетесь на нужный этаж и открываете дверь в зубной кабинет. Смотрите на часы, они показывают назначенное вам время.

2.    Вы проходите и садитесь в кресло. Справа от вас – стеклянная тележка с медицинскими инструментами, вы смотрите на них и чувствуете, как будто эти холодные металлические предметы неприятно касаются ваших десен и зубов. Слева – бормашина, неприятный звук которой, как вам кажется, вы уже слышите. Словом, при рассмотрении зубного кабинета ваше внутреннее напряжение постепенно возрастает.

3.    Сзади от вас открывается дверь, и кто-то входит. Вы не успеваете обернуться, как медсестра говорит: «Сегодня врач не придет. Он немного простужен. Давайте, я перепишу ваш талон на другое время». Вы с облегчением вздыхаете и выходите из кабинета.

Психолог К. Шрайнер, автор этого упражнения, писал, что в жизни многие из нас ведут себя так, будто они – в зубопротезном кресле. Мы нервничаем, волнуемся, напряжены, тревожимся, что впереди – что-то плохое и неприятное. Еще ничего не произошло, а мы заранее уже переживаем и боимся невзгод.

А нужно всего лишь подождать и посмотреть, произойдет ли событие, которое может нас расстроить. Возможно, ничего плохого не будет, и мы только потом поймем, что зря волновались.

Обработка и анализ результатов исследования. Выводы. Рекомендации

После коррекционных мероприятий провели исследование на определение уровня самооценки. Результаты приведены в таблице 7.

Таблица 7

Показатели уровня самооценки

Качество

Уровень притязаний

Высота самооценки

Значение расхождения

Крупский

Лепко

Крупский

Лепко

Крупский

Лепко

Ум, способности

77

76

55

56

22

20

Характер

76

73

66

64

10

9

Авторитет у сверстников

68

69

46

36

22

33

Умение многое делать своими руками

70

68

46

49

24

19

Внешность

75

74

54

56

21

18

Уверенность в себе

74

79

58

67

16

12

Средний показатель

73,3

73,2

54,2

54,6

19,2

18,5

В уровне притязаний учащиеся попадают в норму, нет существенных различий.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Следовательно, коррекционные мероприятия помогли повысить самооценку учащихся до среднего уровня.

Значение расхождения между уровнем притязания и самооценкой осталось положительным, но немного уменьшилось – ученики стали реально оценивать свои желания и возможности.

Также после коррекционных мероприятий было проведено повторное исследование на определение уровня тревожности.

Результаты у учащейся Островской следующие:

— каким ощущаешь себя — №6, который характеризует установку на преодоление препятствий;

— каким хочешь быть — №12, который характеризует общительность, дружескую поддержку.

Следовательно, учащаяся после коррекционных мероприятий чувствует себя увереннее и стремится выйти из зоны высокой тревожности, ощущать дружескую поддержку.

Рекомендации: продолжать коррекционные мероприятия с этими учащимися на повышение самооценки и снижение уровня тревожности, помочь приобрести уверенность в себе.