Методы опроса

9. Методы опроса и социометрия.

План ответа.

    1. Определение и критика.
    2. Виды опросов.

1.2.1. Виды интервью.

1.2.2. Виды анкетирования.

1.2.3. Различие анкетирования и интервью.

    1. Конструирование опросника.
    2. Интервью.
    3. Тесты. Личностные тесты.
  1. Социометрия.
    1. Определение. Кто придумал.
    2. Цели.
    3. Общая характеристика и надежность.
    4. Этапы проведения:

2.2.1. Подготовка исследования: требования к группе, критерии.

2.2.2. Проведение исследования: процедура, инструкция.

2.2.3. Анализ результатов: социометрическая матрица, доверительные границы, социограмма, групповой и индивидуальный индексы.

2.6. Условия стабильности социометрических данных

2.7. Ограничения социометрии

  1. Определение и критика.

Опрос — этометод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем.

Опросы — весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологииинтервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).

  1. Виды опросов.

Опросы бывают: устные- письменные, формализованные- неформализованные, очный (непосредственный контакт) — заочный, групповые — индивидуальные.

4 стр., 1572 слов

Разновидность метода опроса

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ф-л в г. Минске САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА» Минск, 2007 ВВЕДЕНИЕ   Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования ...

Устный формализованный — формализованное интервью. Устный неформализованный — глубинное интервью. Письменный формализованный — анкетирование.

Структура опроса:

  1. фаза адаптации
  2. основная фаза
  3. выход из ситуации опроса

1.2.1. Виды интервью:

1. Индивидуальное — диадическое — групповое

2. «Мягкое» — «жесткое»

3. Фокусированное — нефокусированное

  • респонденты — участники общей ситуации
  • структура ситуации проанализирована заранее
  • на основе анализа разработан план интервью
  • фокусировка на эмоциях или представлениях

4. Лицом-к-лицу — телефонное

5. Формализованное — неформализованное

Структура интервью:

1. установление контакта

Закрепление контакта и переход к содержательной части

Сродержательные вопросы

1.2.2. Виды анкетирования:

1. Индивидуальное — групповое

2. Непосредственное — почтовое

1.2.3. Различие анкетирования и интервью.

Интервью Анкетирование

Вероятность получения ответов на трудные вопросы

больше меньше

Вероятность получения ответов на вопросы- «табу»

меньше больше

Эффекты, порождающиеся присутствием интервьюера

больше меньше

Установление контакта с респондентом

больше меньше

Время, затрачиваемое на проведение исследования

4 стр., 1718 слов

Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.

Лекция 5 Тема «Психологические особенности раннего детства»   Вопросы: 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте; 2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве; 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте; 4. Формирование личности в раннем детстве; 5. Кризис трех лет.   К очникам не переносить!     Вопрос 1. Социальная ситуация развития ...

больше меньше

Стоимость исследования

больше меньше

  1. Конструирование опросника.

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной.

Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т. д. Вот некоторые принципы:

  • соответствие языка интервьюера языку респондента по используемым терминам и сложности вопросов
  • учет валентности терминов
  • выбор типа шкалы
  • учет стиля ответов
  • учет зависимости ответов от сформулированных вариантов
  • определение порядка альтернатив
  • определение длительности интервью
  • составление нескольких типов опросника

Вопросы опросника:

По содержанию (о фактах, знаниях, отношении, мнении, поведении, мотивах)

По форме

  • открытый — закрытый (в закрытом варианты ответов могут располагаться дихотомически, в виде шкалы и в виду меню).
  • общий — частный
  • неструктурированный — полуструктурированный (по ответу / по стимулу) — структурированный

По нейтральности

  • наводящий — нейтральный
  • сбалансированный — несбалансированный

По функциям

  • контактный
  • подготовительный, буферный
  • освежение воспоминаний, оживление воображения
  • повышение заинтересованности в беседе
  • вопросы — ловушки для проверки информированности, склонности к преувеличениям
  • уточнение, определение уверенности

Вопросы могут располагаться:

2 стр., 678 слов

Тесты, анкета, интервью

курса, 7 группы, специальности социальная педагогика Дорогой друг! Прошу вас выполнить тест приведенный ниже. Вам необходимо выбрать один вариант ответа: а); б) или в). После подсчета результатов, я узнаю общительный ли ты человек.Тест: «Общительный ли ты человек?» 1. Представь: ты новичок в группе, садишься за стол и слышишь: «Эй, здесь вообще-то сижу я». Твоя реакция? а) Возьму сумку и уйду за ...

Прямая воронка: общий вопрос перед частными

Обратная воронка: частный вопрос перед общим

Тематическая последовательность

Воронка Гэллапа

Виды шкал:

  • номинальная — перечень классифицируемых явлений
  • частично упорядоченная шкала наименований — классификация и отношения между некоторыми явлениями
  • шкала порядка — выражение отношения предпочтения, выраженности того или иного признака у объекта.
  • Метрическая шкала равных интервалов — ряд с равными интервалами, позволяющий количественно оценить явление.
  • Шкала пропорциональных оценок — как и предыдущая, но отсчёт идёт с нуля.

В литературе подробно описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросника. Все это служит тому, чтобы вопросник не требовал ответов «в лоб», чтобы содержание его было понятно автору лишь при условии проведения определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем.

1.3. Интервью

Отдельная большая проблема — применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологииспособы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности». В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы — самый «легкий» для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос — это самый «трудный» метод социально-психологического исследования.

5 стр., 2083 слов

Вопросы и тесты Поведение потребителей

Вопросы и тесты к зачету по дисциплине "Поведение потребителей" Требуется ответить на 2 вопроса и 2 теста. (вопросы по 20 баллов, каждый тест по 10 баллов) Механизм принятия потребителем решения о покупке. Концепция культуры, ее структура. Внутримагазинные факторы покупки: экспозиция, планировка магазина, атмосфера магазина. Маркетинговая стратегия как современный подход к работе с потребителем. ...

  1. Тесты. Личностные тесты.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальнойпсихологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общейпсихологии, являются справедливыми и здесь.

Как известно, тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности.

Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте ММРI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социальная психология) требует многих методологических корректив.

Самый главный вопрос, который встает здесь, — это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально- психологическом исследовании — насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т. д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными.

В социальной психологиитесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальнойпсихологии- проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест.

2. Социометрия

2.1. Определение. Кто придумал.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

2.2. Цели.

Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

  1. Общая характеристика и надежность.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

2.4. Этапы проведения социометрии:

  1. Подготовка исследования

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью.

Требования к группе

  • границы группы четко обозначены
  • группа имеет опыт совместной деятельности

Требования, предъявляемые к критерию

  • касаются выборов в конкретных ситуациях
  • понятны всем членам группы
  • значимы для членов группы

Типы социометрических критериев

  • сильный / слабый
  • общий / специфический
  • позитивный / негативный
  • вербальный / выбор в действии
  • описание / графическое изображение
  • параметрический (с ограничениями числа выборов — «социометрического ограничения» или «лимита выборов».) / непараметрический (число выборов неограниченно)
  • социометрический / аутосоциометрический

2. 2.2.Проведение исследования

Требования к процедуре проведения

1. Большинство членов группы присутствуют

2. Члены группы сидят свободно, далеко друг от друга

3. Все выборы делаются самостоятельно

4. Дается список отсутствующих членов группы

5. В помещении отсутствуют члены администрации

6. Дается инструкция:

  • техника ответов на вопросы
  • мотивация
  • отсутствие анонимности при гарантии сохранения тайны ответов
  • возможность не отвечать на вопросы

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

Требования к исследователю

  • не является членом группы и не известен группе
  • обладает доверием членов группы
  • избегает официальности

2.2.3. Анализ результатов:

  • социометрическая матрица

в- количество выборов, исходящих от человека

о — количество отклонений, исходящих от человека

в — количество выборов, полученных данным человеком

о — количество отклонений, полученных данным человеком

в — количество взаимных выборов

о — количество взаимных отклонений

в — количество людей, которые, по мнению человека, выбрали его

о — количество людей, которые, по мнению данного человека, отклонили его

в — количество людей, которые считают себя выбранными данным человеком

о — количество людей, которые считают себя отклоненными данным человеком

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

А

3

2

1

Б

1

2

3

В

3

1

2

Г

3

1

2

Д

3

2

1

Е

1

3

2

Ж

2

1

3

З

3

2

1

И

3

2

1

  • вычисление доверительных границ

X = X + td, где Х=

N-1

M — общее количество выборов, сделанных всеми членами группы

N — число членов группы

d= (N-1)pq

p — оценка вероятности быть избранным X / N-1

q — оценка вероятности не быть избранным 1-p

t — коэффициент, учитывающий асимметричность распределения

Он определяется по таблице Сальвоса для соответствующей степени ассиметричности а3 и заданной вероятности допустимой ошибки p=0,05; 0,01; 0,001

q — p

a3 =

d

  • социограмма

Коллективная

круговая социограмма

социограмма-мишень

  • индивидуальные и групповые индексы

Индивидуальные

социометрический статус

B + O

С =

N-1

психологическая экспансивность

B + O

Э=

N-1

адекватность оценки своего положения в группе

угаданные выборы

А1=

ожидаемые выборы

Групповые

групповая экспансивность

S B + S O

Эгр =

N-1

интегрированность группы

L

И= 1 — L- изолирован-

N-1 ные члены

групповая сплоченность

S B

Сп=

0,5N (N-1)

2. 6. Условия стабильности социометрических данных

  • временной интервал между исследованиями
  • возраст членов группы
  • социометрический критерий
  • число разрешенных выборов
  • аспект анализа социометрических результатов
  • степень знакомства членов группы
  • характер, содержание и направленность групповой деятельности

2.7. Ограничения социометрии

1. Оцениваются желательные, а не реальные отношения

2. Нечестные ответы или отказ от участия из-за нежелания давать информацию о группе

3. Отказ от участия из-за нежелания знать о своем положении в группе

4. Воздействие на отношения между членами группы

Гулевич, слайды, http://psyfactor.org/moreno.htm, Андреева.