Выполнил студент группы 2212, Силакадзе г.М. Тест № 10. Онтология

  1. Учение о бытии в философии называется:

Онтология

  1. Этот философ впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие: Парменид
  1. Этот философ понимал бытие как некоторую протяженность, пространство, заполненное атомами:

Демокрит

  1. Этот философ выдвигал тезис о существовании небытия, необходимость которого равна необходимости существования самого бытия:

Платон

  1. Эта философская концепция понимает Бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им, например, Бытием является дух, разум, Бог:

Идеализм

  1. Этот философский подход признает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества:

Материализм

  1. Этот философский подход к определению Бытия предполагает наличие единственного начала (оно же «природа», оно же «бог»):

Монизм

  1. Этот философский подход к определению Бытия предполагает наличие противоположных начала бытия:

Дуализм

  1. Этот философский подход к определению Бытия предполагает наличие множества начала бытия:

Плюрализм

  1. Этот философ был сторонником монизма:

Б. Спиноза

  1. Этот философ был сторонником дуализма:

Р. Декарт

  1. Этот философ был сторонником плюрализма:

Г. Лейбниц

  1. Философское учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана, называется:

Индетерминизм

  1. Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно):

Материя

  1. Наиболее употребимое в современной философии определение материи представил:

В. Ленин

  1. Выделяют 3 структурных уровня материи. К какому уровню относится человек?

Макромир

4 стр., 1720 слов

Системный подход в исследованиях личности

Системный подход в исследованиях личности. Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, ...

  1. Методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания:

Релятивизм

  1. Объективно реальная форма существования движущейся материи, характеризующая последовательность развёртывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие, называется:

Время

  1. В классической физике время называется:

Абсолютным

  1. Универсальные законы существования и развития материи:

Диалектические

  1. Закон единства и борьбы противоположностей отражает:

источник развития

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные отражает:

направление развития

  1. Закон отрицания отрицания отражает:

механизм развития

  1. В диалектическом материализме объективным способом существования материи, её абсолютным неотъемлемым атрибутом, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё, является:

Движение

  1. Междисциплинарное направление научных исследований — изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем), называется:

Синергетика

Тест № 11. Гносеология

  1. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знания, называется:

Познание

  1. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов, это:

наука

  1. Согласованность полученных знаний с фундаментальными идеями — это:

Когерентность

  1. Форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях:

Понятие

  1. Форма мышления, представляющая совокупность связанных между собой понятий:

Суждение

5 стр., 2209 слов

Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Содержание Введение 3 Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект 7 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы 7 1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка 11 1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования 20 1.4. Особенности бытового фольклора 22 Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей ...

  1. Форма мышления, посредством которого из ранее установленного знания выводится новое знание:

Умозаключение

  1. Формы чувственного познания это:

Представление

Ощущение

Восприятие

  1. Формы теоретического познания это:

Теория

Гипотеза

Проблема

  1. Формы эмпирического познания это:

Представление

Ощущение

Восприятие

  1. Целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на органы чувств, это:

наблюдение

  1. Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, это:

эксперимент

  1. Познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, либо ступеней развития одного и того же объекта:

сравнение

  1. Познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта, наблюдения или эксперимента:

описание

  1. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но то, что нужно познать, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа:

проблема

  1. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательствах, это:

гипотеза

10 стр., 4590 слов

Сознание и познание. Научное познание

... Г) философских идей. 4. Для научной картины мира характерно: А) безоговорочное влияние идей ведущих учёных Б) отождествление веры и знания В) уверенность в существовании ... а) учение, считающее, что человеческому познанию нет границ; б) учение, считающее, что в мире есть области, недоступные для познания; в) учение, полагающее, что проблема познания мира не ...

  1. Наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, это:

теория

  1. К формам агностицизма относятся:

Скептицизм

Юмизм

Кантианство

  1. Отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств:

ощущение

  1. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений, это:

восприятие

  1. Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в данный момент, это: представление

  1. Философское учение, признающее единственным источником знания опыт:

Эмпиризм

  1. Философское учение, признающее единственным источником знания ощущения человека

Сенсуализм

  1. Философское учение, признающее единственным источником знания разум человека

Рационализм

  1. Философское учение, которое отрицает возможность рационального познания мира и признающее единственным источником знания откровение, вера, инстинкт:

Иррационализм

  1. Один из основных подходов к проблеме познания, представители которого считали, что мир познаваем (гносеологический оптимизм):

Гностицизм

6 стр., 2518 слов

Целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний называется

СОДЕРЖАНИЕ БАНКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ 1. Метод психологии, заключающийся в преднамеренном, систематическом, целенаправленном восприятии внешних проявлений психики и их фиксации это: 1. наблюдение; 2. эксперимент; 3. тестирование; 4. самонаблюдение. Ответ 1. 2. Метод психологии, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего ...

  1. Один из основных подходов к проблеме познания, представители которого считали, что мир не познаваем или познаваем частично (гносеологический пессимизм):

Агностицизм

  1. «Познание – процесс, в результате которого материя, через свою отражательную способность — сознание, изучает саму себя» — считали представители этого направления:

Материализм

  1. «Познание — самостоятельная действительность идеального разума» — считали представители этого направления:

Идеализм

  1. Вопрос о разделение материи и сознания и, как следствие, всех философских направлений, поставил этот философ:

Ф. Энгельс

  1. «Истина – соответствие знания действительности» — такое понимание истины характерно для этой концепции:

Классическая

  1. «Истина – результат соглашения» — такое понимание истины характерно для концепции А. Пуанкаре:

Конвенциональная

  1. «Истина – свойство самосогласованности знаний» — считали Р. Авенариус и Э. Мах:

Когерентная

  1. «Истина – это полезное знание, возможность его применения» — считали Ч. Пирс и Д. Дьюи:

Утилитарная

  1. Концепция развития научного знания, предполагающая последовательное накопление научных знаний, ведущее к истине, называется:

Кумулятивизм

  1. Концепция развития научного знания, допускающая экспериментальное опровержение теорий (Карл Поппер), называется:

Фальсификация

15 стр., 7083 слов

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития представлений о форме у детей раннего возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Кафедра дошкольной педагогики   Юсина Анна Викторовна   Развитие представлений о форме у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности КУРСОВАЯ РАБОТА Специальность: «Дошкольная ...

  1. Концепция развития научного знания, допускающая принципиальную смену парадигм (Томас Кун), называется:

Научная революция

  1. Механистическая картина мира, жесткий детерминизм (Галилео Галилей, Исаак Ньютон) – характерны для:

Классической науки

  1. Релятивистская картина мира, вероятностный детерминизм, включение научного инструментария в результат научного знания (Альберт Эйнштейн) – это:

Неклассическая наука

  1. Синергетическая картина мира , в которой мир – открытая динамическая саморазвивающаяся система, включающий этику в научное знание (Илья Пригожин) – это:

Постнеклассическая наука

  1. Проблема отделения научного знания от ненаучного – это проблема:

Демаркации

Тест №12. Классический и неклассический идеалы рациональности

  1. Классическую картину мира отражает принцип:

Механика

  1. Классическая картина мира связана с именем:

И.Ньютона

  1. Неклассическую картину мира отражает принцип:

Относительности

  1. Постнеклассическую картину мира отражает принцип:

Синергетика

  1. Неклассическая картина мира связана с именем:

А.Эйнштейна

  1. Постнеклассическая картина мира связана с именем:

И.Пригожина

  1. Активное средство научного и философского исследования – это …

критичность

  1. Для науки ХVII – XVIII вв. была характерна тенденция сводить все законы природы к законам …

механики

  1. Открытие современной физики в отношении устройства микромира — это …

неделимость атома

  1. Категория, фиксирующая следующую последовательность состояний: небытие – бытие – небытие, называется …

время *

  1. Автором этих абстракций – абсолютное время, абсолютное пространство, вошедших в категориальный аппарат физики и философии был …

И. Ньютон

19 стр., 9315 слов

Развитие познавательных процессов у подростков

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Развитие познавательных процессов у подростков Содержание Введение Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы развития познавательных процессов у подростков 1.1 Понятие и характеристика познавательных процессов 1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 1.3 Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте Выводы по первой главе Глава 2. ...

  1. Чистое вместилище всех вещей, существующее само по себе, некий ящик, в который можно уложить Землю, планеты, звезды – это содержание ньютоновского определения понятия «абсолютное …».

пространство

  1. Концепция, рассматривающая время и пространство не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами, называется …

классической

  1. Форма бытия, характеризуемая наличием таких свойств, как одномерность, необратимость, однородность, называется …

Время

  1. Форма бытия, характеризуемая наличием таких свойств, как однородность, изотропность, многомерность, называется …

Пространство

  1. В философии для обозначения количественных и качественных изменений объективной реальности используется категория:

Движение

  1. Свойство материи, имеющее характер атрибута, то есть всегда характерное как для всей материи, так для любого материального объекта – это …

движение

  1. Теоретик марксизма – Ф. Энгельс выделил следующие формы движения материи – физическая, химическая, механическая, биологическая и …

социальная

  1. Типы движения, обозначенные в философии:

количественное и качественное

химическое и физическое

  1. Количество форм движения по Энгельсу

5

  1. Пространство и время самостоятельные, независимые от материи сущности – таково представление в рамках …концепции

Субстанциальной

  1. Пространство, время и материя находятся в особых отношениях и вне этих отношений пространство и время не существуют

Реляционной

  1. Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем:

Отражение

  1. Простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира:

Раздражимость

  1. Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира это: Знание

  1. Обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование это:

Познание

  1. Формами чувственного познания являются:

ощущение

восприятие

представление

  1. Формами рационального познания являются:

Понятие

суждение

  1. Знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним в философии называется:

дезинформация

  1. Знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним в философии называется:

истина

Тест № 13. Философские проблемы сознания

  1. Высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей материи, является:

Сознание

  1. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована:

Декартом

  1. Точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции, называется:

Дуализм

  1. Тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна – считал:

Платон

  1. Теория, в основе которой лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи:

Идеализм

  1. Термин Идеализм появился в XVIII веке. Впервые его употребил этот философ:

Лейбниц

  1. Реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании – такая позиция называется:

Солипсизм

  1. В рамках этого подхода Сознание описывается как свойство мозга:

Материализм

  1. Всеобщее свойство материи, которое заключается в воспроизведении особенностей изучаемого объекта или процесса; одно из основных понятий материалистической теории познания:

Отражение

  1. Исходная форма отражения, способность к реакции, называется:

Раздражимость

  1. Способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. На этой ступени подразумевается наличие нервной ткани:

Чувственность

  1. На этой ступени предполагается не только дифференцированное изучение свойств и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире:

Восприятие

  1. Активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия:

Сознание

  1. Автор психоаналитической трактовки личности:

Зигмунд Фрейд

  1. Материальной основой психики является нейрофизиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм, считал:

Николай Павлов

  1. Процесс развития сознания — это процесс развития интеллекта, считал:

Жан Пиаже

  1. Научный материал усваивается ребенком путем применения сложившихся схем мышления — этот процесс Пиаже называет:

Ассимиляция

  1. Необходимость приспосабливаться к новым условиям, меняя уже сложившуюся схему мышления, в концепции Пиаже называется:

Аккомодация

  1. Защитный механизм психики в концепции З. Фрейда, призванный преобразовать нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности и поведение:

Сублимация

  1. Универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте, в концепции К.Г. Юнга:

Архетип

Тест № 14. Социальная антропология.

  1. Область философского знания, направленная на постижение феномена человека:

Антропология

  1. Подход к изучению человека, когда не просто описываются все признаки человека, а выделяется такой признак, который оказался бы всеохватывающим:

Философский

  1. К. Маркс полагал, что в ходе своего исторического развития человечество творит самое себя и особый материальный мир, названный им …

мир вещей

  1. Совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство всего биологического и социального в нем, обозначается термином:

Пол

  1. Форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества:

Матриархат

  1. Форма общества, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в семейной, хозяйственной и общественной жизни:

Патриархат

  1. Такая форма общества формирует гуманистические отношения между представителями разных полов:

Биархат

  1. Группа людей, связанная кровным родством, называется:

род

  1. Население государства или страны, в единстве истории и собственного социального и культурного развития:

народ

  1. Исторически сформированный тип общества, представляющий собой социальную целостность, которая складывается на основе общности территории, экономических связей, языка и т.п.:

Нация

  1. Социальная общность, связанная особенностями трудовой или предпринимательской деятельности, отношениями к средствам производства и собственности:

Класс

  1. Родительская пара и их невзрослые дети, проживающие совместно, называются:

Нуклеарная семья

  1. Индивид – это:

Характеристика единичного человека, один из многих

  1. Индивидуальность – понятие, характеризующее:

Особенное, неповторимое в человеке

  1. Личность – это:

Социально одаренная индивидуальность

  1. Индивид с развитой эмоционально-волевой сферой, представитель своих мыслей, взглядов, суждений, активный субъект права:

Личность

  1. Новорожденный ребенок – это

индивидуальность

  1. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом, называется:

Социализация

  1. Процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, называется:

Социализация

  1. Этот процесс характеризуется включением социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, освоением им ценностей социума:

Интериоризация

  1. Философская категория, осознаваемая ценность или ценности, которой или которым человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит или осуществляет жизненные цели:

Смысл жизни

  1. Философское учение, которое обосновывает моральные требования, согласно которым добро определяется как избавление от страданий, как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдания:

Гедонизм

  1. Этическая концепция, признающая смыслом жизни извлечение пользы:

Утилитаризм

  1. Философско-этическое учение, которое связывает смысл жизни с предельно простой телесной и духовной жизнью:

Аскетизм

Тест № 15. Философия истории

  1. История в концепции Карла Ясперса включает 4 эпохи. Назовите эпоху, в которой формируется подлинный человек.

осевое время;

  1. Как называется самая значительная работа К.Ясперса?

«Осевое время»;

  1. Назовите философа, который одним из первых предложил новую схему интерпретации истории – циклическую концепцию:

Освальд Шпенглер;

  1. В своей книге О.Шпенглер писал, что всякая культура переживает определенный возраст. К какому возрасту относится переход культуры в цивилизацию?

старость.

  1. Согласно Шпенглеру, появление мировых городов, городской массы, денег, мировых войн – это признаки:

культуры;

  1. Как называется самая значительная работа Арнольда Тойнби?

«Постижение истории».

  1. Согласно концепции этого философа, любая культура, переходя в цивилизацию, начинает свертываться и умирать?

Освальда Шпенглера;

  1. Кто является автором труда под названием «Экономико-философские рукописи»?

Карл Маркс;

  1. Кто является автором труда под названием «Византизм и славянство»?

Константин Леонтьев;

  1. В чьей концепции развития мировой истории цивилизация начинается с ответа на вызов?

Арнольда Тойнби.

  1. Многолетнее изучение живой природы, растительных и животных организмов во всей полноте их жизни проявилось в критическом разборе теории Дарвина в концепции…

Н.Я. Данилевского;

  1. По мнению Данилевского, раса, которая будет вершить судьбы мира…

славяне;

  1. К. Леонтьев считал себя учеником и продолжателем философии…

Н.Я. Данилевского.

  1. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории… я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, …и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь… и, наконец, собственная смерть» — такова позиция…:

Шпенглера;

  1. «Теория циклических цивилизаций» — это концепция:

Тойнби;

  1. В концепции А.Тойнби наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов:

достаточно сильный;

  1. Механизм взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства называется:

манипуляция.

  1. Делал ставку на материальное производство как ведущий фактор исторических изменений:

Маркс;

  1. Формационная структура К. Маркса напоминает:

слоёный пирог;

11