Влияние материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей

Федеральное агентство по образованию РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра социальной и экономической психологии

Курсовая работа

По дисциплине «общая психология, часть 1»

Влияние материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей

Иркутск, 2008

Содержание

самооценка уровень притязаний подростковый

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки

.1 Понятие «самооценка»

.2 Самооценка и уровень притязаний

.3Особенности развития самооценки детей младшего подросткового возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей

.1 Контингент испытуемых и методики исследования

.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Выводы по главе 2

Заключение

Библиография

Приложение 1

Введение

Актуальность работы. Личность человека формируется там, где он растет, развивается, общается. Любые процессы начинают осваиваться ребенком в семье, в той среде, в которую он помещен с самого рождения. Изучение формирования самооценки во взаимосвязи с социальным статусом семьи — той среды, в которой самооценка формируется, представляется одним из самых актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить влияние материального и статусного положения родителей ребенка на формирование уровня его самооценки.

Объектом исследования данной работы является такое психическое явление, как самооценка.

Предмет исследования — влияние материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей.

Гипотеза: Дети, родители которых имеют более низкий социальный статус и семейный достаток которых ниже среднего, обладают более низким уровнем самооценки, чем дети, имеющие родителей с более высоким материальным и статусным положением.

23 стр., 11255 слов

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе

... ИМ. Л. Н. ТОЛСТОГОГО КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: "Влияние самооценки на статусное положение детей в группе" Выполнил: студент 3 курса заочного отделения факультета ... условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ...

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагает в процессе последующего решения следующих задач:

) Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

) Подобрать комплекс психодиагностических методик для измерения уровня самооценки детей младшего подросткового возраста.

) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы. Методологическая основа исследования строится на анкете, состоящей из 12 косвенных вопросов, выявляющих материальное положение и социальный статус исследуемой семьи, и методика определения уровня самооценки Дембо — Рубинштейн.

База исследования. Исследование проводилось в городе Иркутске среди учащихся пятых классов в общеобразовательной школе № 53 и в лицее № 2. В эксперименте приняло участие 43 человека.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки

.1 Понятие «самооценка»

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [1, стр. 6].

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).

Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ... С какого возраста человек начинает оценивать себя (формируется самооценка)? Что (кто) влияет на формирование самооценки в различных возрастных ... Какие действия или обстоятельства могут привести к заниженной самооценке ребенка. Ответ обоснуйте. 13) Современные мамы часто ...

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью [2, стр. 27]. Уровень притязаний — это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я — концепцией и составляет ядро личности. Я — концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

3 стр., 1345 слов

Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности

... самооценку личности, ее отношение к самой себе, часто никоим образом не затрагивается реальное место этой личности среди других людей ... литературы……………………………………………...27 Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности Традиционно в научных работах междисциплинарной сферы ... не обязательно оказывается успешным. В наблюдаемом поведении воздействуемого может ничего не измениться. Одновременно ...

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях — производственных, бытовых и других — общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

.2 Самооценка и уровень притязаний

Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я» [3, стр. 58].

«Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;

) эмоционально — оценочный — ценностное отношение к себе;

) поведенческий — особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т. е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля — хороший мальчик, он всегда спит в мертвый час»; или: «Игорь — плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.

Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

успех

притязания

Самооценка =

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т. п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие? [4, стр. 106]

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место займете на шкале:

Самый умный-------------------------------Самый красивый

Самый красивый--------------------------Самый уродливый

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный).

Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», — утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу).

Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. [5, стр. 142]

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. [6, стр. 207]

С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. [5, стр. 78]

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [6, стр. 341]

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14−15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования.[5, стр. 205]

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»;

) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

) моральная оценка себя, наличие рефлексии, осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект");

2) осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»);

) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);

) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;»);

) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).

[7, стр. 191]

Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности.

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуально развитых и творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми он хотел бы обладать. Отсюда недовольство собой, которое побуждает человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя (обвинение в неудачах самого себя — («регрессивная фрустрация «).

Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрациониого состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет. [5, стр. 378]

.3 Особенности развития самооценки детей младшего подросткового возраста

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.

Выводы по главе 1.

В главе 1 мы провели анализ психологической литературы, дали определение самим понятиям «самооценка», «самоуважение», «уровень притязаний» и рассмотрели их особенности. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

. Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях общаются с ними.

. Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми.

В I-ой главе мы выполнили 1-ую задачу нашей работы: проанализировали психологическую литературу с целью изучения влияния материального и статусного положения родителей на самооценку детей. Теперь мы можем приступить ко 2-ому этапу нашей работы: экспериментальное изучение самооценки подростков младшего возраста и статусного положения их родителей.

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей

.1 Контингент испытуемых и методики исследования

В нашем эксперименте принимало участие 43 человека. Исследование проводилось среди учащихся пятых классов, в общеобразовательной школе № 53, в которой предположительно обучаются дети с менее богатыми родителями, исходя из ее местоположения в более бедном районе: всего 23 человека, среди них 14 девочек и 9 мальчиков. Возраст детей 10 — 11 лет. А также, в лицее № 3, располагающимся в центре города: всего 20 человек, 11 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей 10 — 11 лет.

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо — С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования .

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности. В нашем случае мы использовали семь шкал: «здоровье», «ум», «характер», «счастье», «удовлетворенность собой», «оптимизм», «внешность».

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу — самые больные люди, вверху — самые здоровые (те, которые никогда не болеют).

Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».

На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

Пример шкалы: высокое

низкое

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; «Высокой» — со средним баллом 4−5; «Низкой» — со средним баллом 0−2.5.

Помимо методики Дембо- Рубинштейн, для выявления материального и статусного положения родителей испытуемых, мы использовали анкету, составленную самостоятельно.

Анкета содержит 11 косвенных вопросов, на которые подросток может адекватно ответить, не задумываясь, с целью выявления чего анкета составлена. Что может привести испытуемого к желанию соврать.

2.2 Анализ и интерпретация результатов

После проведения анкеты мы выявили уровень социального статуса и материального положения родителей испытуемых. В результате полученные статусы можно разделить на три уровня:

высокий

средний

низкий

Таблица № 1. Статусное и материальное положение родителей испытуемых

высокий

средний

низкий

Школа

4 чел.

10 чел.

9 чел.

Лицей

11 чел.

8 чел.

1 чел.

Всего

15 чел.

18 чел.

10 чел.

Согласно полученным уровням мы можем разделить испытуемых на группы. В качестве экспериментальной группы «А» обозначим детей, родители которых имеют высокий статус: 15 человек. В качестве экспериментальной группы «В» обозначим детей, имеющих родителей со средним достатком и статусом: 18 человек. И в качестве группы «С» возьмем детей с более бедными родителями: 10 человек.

После обработки методики Дембо-Рубинштейн нам необходимо сделать сводную таблицу данных:

Таблица № 2. Исследование самооценки у экспериментальной группы «А»

Качества личности

Сред. балл

Уровень

Здор.

Ум

Характер

Счастье

Удовл. собой

Оптимизм

Вешн.

1

4,0

4,7

4,2

4,5

5,0

4,3

4,8

4,5

высокий

2

4,2

3,5

2,7

3,5

4,3

5

2

3,6

средний

3

4

4,2

4

5

3,5

4

4,7

4,2

высокий

4

3,9

4,2

4,9

4,7

3,2

3,1

4,6

4,1

высокий

5

4,2

4,9

3,1

3,9

4,6

4,2

3,3

4,1

высокий

6

3,2

2,8

3,4

2,6

3,3

3,1

4,7

3,3

средний

7

4,1

3,6

2,9

3,7

4,4

4,8

2,4

3,7

средний

8

4

3,6

4,2

4,9

3,9

4,1

4

4,1

высокий

9

2

4,2

3,5

5

3,5

4,3

2,7

3,6

средний

10

4,5

4

2,5

4,5

4,5

5

4,5

4,2

высокий

11

4,8

5

3,5

4,8

5

5

4,1

4,6

высокий

12

4,5

4,5

5

5

4,5

3,7

5

4,6

высокий

13

4,2

3,3

4,9

4,2

3,9

4,6

3,1

3,1

средний

14

3,5

4,2

2,5

4,5

4,3

5

4,7

4,1

высокий

15

3,5

2

3,5

4,5

4,5

5

5

4

высокий

После проведения методики Дембо — Рубинштейн, как видно из таблицы № 2, в экспериментальной группе «А» мы получили следующие результаты:

из общего количества детей 67% имеет высокую самооценку

% имеет среднюю самооценку

Таблица № 3. Исследование самооценки у экспериментальной группы «В»

Качества личности

Сред.балл

Уровень

Здор.

Ум

Характер

Счастье

Удовл.собой

Оптимизм

Вешн.

1

4

3,7

2,6

3,2

3,3

2,4

3,2

3,2

средний

2

3,8

4

3,5

3,5

3,6

2,1

3,5

средний

3

3,2

3,8

3,4

4,8

3,6

3,4

3

3,6

средний

4

2,1

2,9

2,5

3,1

3,3

0,5

3,1

2,9

низкий

5

3,8

3,9

4,2

3,9

3,6

3,7

2,1

3,6

средний

6

4

3,7

3,8

4

3,5

3,2

3

3,6

средний

7

4

3,5

3,6

4

3,5

1,3

3,2

3,3

средний

8

3,3

3,5

3,6

2,6

3,5

2,2

1,6

2,9

низкий

9

4

3,5

2,3

5

3,5

0,5

4,3

3,3

средний

10

4,5

4

2,6

4,5

4,5

5

5

4,3

высокий

11

3,5

3

5

4,5

3

1

4,5

3,5

средний

12

4

3,5

4,8

1,4

3,6

3,7

4,9

3,7

средний

13

3,5

3

3

5

2,5

3

4,5

3,5

средний

14

2

2,5

2,5

5

2,5

3

5

3,2

средний

15

4,5

4

2,5

4

4,5

4,5

5

4,1

высокий

16

1,5

2

2,7

2,8

3

3,5

2

2,9

низкий

17

3,5

3

3

5

2,5

3,2

5

3,6

средний

18

3

2

3

5

4

5

5

3,8

средний

После проведения методики Дембо — Рубинштейн, как видно из таблицы № 3, в экспериментальной группе «В» мы получили следующие результаты:

из общего количества детей 11% имеет высокую самооценку

% имеет среднюю самооценку

% имеет низкую самооценку

Таблица № 4. Исследование самооценки у экспериментальной группы «С»

Качества личности

Сред.балл

Уровень

Здор.

Ум

Характер

Счастье

Удовл.собой

Оптимизм

Вешн.

1

2,5

2

2

4

3,5

2

4,5

2,9

Низкий

2

2

2,2

3

2,5

2,6

2

2,2

2,9

низкий

3

2,5

2

2

2,3

1,3

5

4,5

2,8

низкий

4

3,5

2,5

2,5

4,5

4,5

4

3,5

3,7

средний

5

3,5

3

2,5

2,6

3,5

1,5

3

2,8

низкий

6

2,5

2

2

4

3,5

2

4,5

2,9

низкий

7

3,5

2,5

2

5

2,5

3

5

3,4

средний

8

5

3

2,5

3,5

2,5

4,5

5

3,7

средний

9

5

4,5

1,3

2,3

2,5

2

2

2,8

низкий

10

1,6

3,6

2,2

3,3

3,5

3,5

2,6

2,9

низкий

После проведения методики Дембо — Рубинштейн, как видно из таблицы № 4, в экспериментальной группе «В» мы получили следующие результаты:

из общего количества детей 30% имеет среднюю самооценку 70% имеет низкую самооценку.

Исследовав самооценку подростков младшего возраста, при этом, разбив их на группы согласно социальному статусу и материальному положению их родителей, мы можем сопоставить результаты

Уровень

самооценки

выс

средн

низк статус

низк. средн. выс.

Рисунок № 1. Сопоставление результатов

Как видно из рисунка № 1, в результате мы получаем, что чем выше статус, тем выше и самооценка.

В качестве конкретного примера возьмем девочку, учащуюся в школе № 53, 11 летнего возраста. По результатам проведения анкеты материальное положение и социальный статус семьи испытуемой находится ниже среднего.

Проведение методики Дембо — Рубинштейн дало следующий результат: высота самооценки (фон настроения) выражено низкая (низкий фон настроения) — актуальная самооценка находится в нижнем интервале. (испытуемая находится в таблице в группе «С» под номером 10).

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

В качестве другого примера возьмем мальчика, учащегося в Лицее № 3, возраст 10 лет. По результатам проведения анкеты материальное положение и социальный статус семьи мальчика является высоким. После проведения методики Дембо — Рубинштейн, выявили самооценку мальчика: высота самооценки (фон настроения) чрезмерно высокая (высокий фон настроения) — актуальная самооценка находится в третьем интервале. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый).

Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Выводы по главе 2

В главе 2 мы подобрали комплекс психодиагностических методик для измерения уровня самооценки детей младшего подросткового возраста.

А также, мы подготовили и провели необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу. Обработав результаты, мы сделали соответствующие выводы:

Экспериментально исследовав самооценку подростков младшего возраста и материального положения и социального статуса их родителей, в большинстве случаев, с незначительным процентным отклонением выявили, что самооценка испытуемых, живущих в семьях с большим достатком и с более высоким социальным статусом, является более высокой, чем самооценка испытуемых, имеющих родителей с меньшим достатком и менее высоким социальным статусом.

Заключение

В процессе проведенного исследования влияния материального и статусного положения родителей подростка младшего возроста на формирование уровня его самооценки можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше социальный статус и материальное положение родителей, тем более высокий уровень самооценки детей выявляется в процессе экспериментов.

Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения влияния материальных условий жизни человека, возможность к его культурному развитию, атмосфера в семье подростка как в данном возрасте — младшего подростничества, так и в других возрастах, на другие психические явления. Они так — же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста.

Библиография

1. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. — М.: Просвещение, 1981. — 195с.

2. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. — Л.: ЛГУ, 1977. — 168с

. Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1987

. Рогов Е.И. «Психология человека» — М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 320 с.

. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. «Психология и педагогика в вопросах и ответах «- Ростов — на Дону; «Феникс », 1999. — 576 с.

. Фолкэн Чак Т. «Психология — это просто », пер. с англ.

. Р. Муртазина — М.; ФАИР — ПРЕСС, 2000. — 640 с.

. Столяренко Л. Д. «Основы психологии «-Ростов — на — Дону; издательство «Феникс «, 1997.

. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология Учебник для студентов высших педагогических учебных Заведений «- 2-е изд., стереотип. — М.; издат. центр «Академия »; Высшая школа, 2001.

. Петровский А. В, Брушлинский А.В., Зинченко В.П. и др. «Общая психология», учебник для студентов педагогических институтов под ред. Петровского А.В. -3-е изд., перераб. и доп. — М.; Просвещение, 1986.

. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. — М.: АПН СССР, 1982. — 164с.

9. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. — М.: Просвещение, 1981. — 195с.

10. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. — Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. — 256с.

. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. — Минск: Университетское, 1997. — 212с.

. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986 г. 147с.

. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. — Л.: ЛГУ, 1977. — 168с.

Приложение 1

Анкета анонимная

1. На кого ты хочешь быть похожим в будущем? (родители, друзья, знакомые, известные люди)__________________________

2. Ездишь ли ты с родителями в театры, кино, выставки и пр. часто или нет_________________________________________________________

. Ездите ли вы отдыхать на каникулах за город? В каких местах вы были__________________________________________________________

. Есть ли у вашей семьи автомобиль?________________________________________

. Посещаешь ли ты различные кружки, спортивные секции? если да, то какие?____________________________________________________________

. Дают ли родители тебе деньги на карманные расходы? если да, то сколько и как часто (каждый день, каждую неделю?__________________________________________________________

. Где вы живете (квартира, свой дом, общежитие и пр.)_________________________

. Место работы родителей, их должность_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

. Чего тебе не хватает в жизни? (любви, денег, доброты, друзей и пр.)?______________________________________________________________

. Чем ты предпочитаешь заниматься в свободное время?____________________________________________________________

. Доволен ли ты материальным положением своей семьи?_______________________

Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по данному признаку. Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами? Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?"

«Здоровье» «Ум» «Характер» «Счастье»


«Удовлетворенность собой» «Оптимизм» «Внешность»

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector