Ниже представлен ряд особенностей организационного поведения женщин. Необходимо отнести эти особенности поведения к соответствующей группе факторов (социокультурных факторов (СФ) и биологических и психологических факторов (БПФ)
Социокультурные факторы | Биологические и психологические факторы |
1. Повышенная эмоциональность у женщин;
2. Женщины ориентированы на семейные ценности, личную жизнь, воспитание детей, и помощь мужу;
3. У женщин слабее выражено стремление стать лидером упорство достижения цели;
4. Женщины чаще, чем мужчины, окрашивают деловые отношения в личностные тона и воспринимают сотрудников сквозь призму симпатий и антипатий;
5. Большинство женщин ориентируются на сравнительно скромный общественный статус;
6. Женщины обладают меньшей эмоциональной уравновешенностью и беспристрастностью, нежели мужчина.
Тема 3 Профессионально-личностный рост руководителя
1. Профессионально-личностный рост это:
а) рост знаний, умений руководителя в выбранной области;
б) продвижение по карьерной лестнице;
в) повышение способностей руководителя в управленческой деятельности.
2. Профессионально-личностный рост руководителя не направлен на :
а) изучение собственной личности, развитие эмпатии и аутентичности;
б) повышение социально-психологической компетентности, развитие профессионального самосознания и Я-концепции;
в) повышение социального статуса, обретение привилегий.
3. В качестве чего выступает индикатор состояния управленческого потенциала и способствует формированию конструктивного опыта руководителя:
а) профессионального самосознания;
б) профессионального образования;
в) профессиональной дикции.
4. Что в практике руководителя проявляется как составляющее социально-психологической компетенции и определяет умение управлять впечатлением о себе:
а) самопрезентация;
б) самораскрытие;
в) самопознание.
5.Какой из вариантов относится к личностным качествам руководителя:
а) артистичность, контактность, активность, трудолюбие;
б) высокая компетентность, организаторские способности, выдержка, самодисциплина;
в) уверенность, сопереживание, гуманность.
6. Какие резервы должен использовать руководитель для достижения целей и решения задач по формированию эффективной личной системы тайм-менеджмента:
а) личностные, коммуникативные, организационные;
б) экономические, социальные, политические;
в) тактические, стратегические, оперативные.
Тема 4 Коммуникативная компетентность руководителя
1. Коммуникация – это:
а) процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию;
б) процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения;
в) процесс передачи информации определенной группе лиц, позволяющей передавать и принимать информацию.
2. Какая модель отражает эмпатический процесс в межличностной коммуникации:
а) сопереживание – сочувствие – содействие;
б) заинтересованность – симпатия – поощрение;
в) внимание – уточнение – отражение.
3. Что из перечисленного относится к этапу деловой беседы «вступление в контакт»:
а) получение полной информации о проблеме;
б) привлечение внимания собеседника, пробуждение интереса к беседе;
в) анализ противоречий, интересов и мнений.
4. Какого из видов слушания в процессе делового взаимодействия не существует:
а) вежливое (ожидание, когда говорящий закончит речь);
б) селективное (выборочное реагирование на отдельные высказывания);
в) динамическое (формирование возражений в ответ на критику).
5. Какой из нижеперечисленных вариантов соответствует реакции слушающего на слова говорящего как «ответ-сопереживание»:
а) помогает понять, что предпринять, и включает варианты решения проблемы;
б) просьба о дополнительной информации, которая необходима, чтобы лучше понять обстоятельства, прежде чем ответить;
в) указывает на отсутствие со стороны слушающего осуждения и способствует установлению так необходимого в общении взаимопонимания с партнером.
6. К одной из техник снижения эмоционального напряжения в процессе делового взаимодействия относится:
а) резкое убыстрение темпа речи;
б) отрицание своей неправоты;
в) обращение к фактам.
Тема 5 Психологическая культура делового разговора
1. Социально-психологическими методами управления общением являются:
а) Заражение, внушение, отрицание, воображение;
б) Внушение, переписывание, отрицание, внушение;
в) Заражение, внушение, подражание, убеждение.
2. Эффективным приемом создания благоприятного впечатления является:
а) Раппорт- нахождение в гармонии, несознательное подстраивание друг к другу;
б) Пейсинг- использование комплиментов;
в) Тирада- небольшое преувеличение.
3. К одному из методов переговоров относится:
а) Конфрантационный метод- это соглашение двух сторон, своеобразная «игра в одни ворота»;
б) Метод позиционного торга- реализация своей исходной, как правило, завышенной позиции наиболее полно при минимальных уступках;
в) Метод импровизированных переговоров.
4. Одним из трёх видов комплиментов является:
а) Когда вы хвалите не самого человека, а его известность, говоря ему что-то лестное. Эффективно применяя метод «тирады»;
б) Даем собеседнику большой «плюс», а затем маленький «минус», вызывая чувство долга;
в) Сравниваем собеседника с чем-либо дорогим для себя.
5. К нерефлексному стилю слушания можно отнести:
а) Подача позитивного сигнала;
б) Повторение всего сказанного, но очень кратко;
в) Прием перефразирования.
6. К каким основным правилам убеждения нельзя отнести:
а) Правило Гомера;
б) Не преувеличение статуса собеседника;
в) Не загоняйте собеседника в угол.
Тема 6 Влияние и противостояние влиянию в деловом взаимодействии
1. Выберете верное определение термину «психологическое влияние»:
а) – это взаимодействие на психическое состояние, чувства и мысли, поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или не вербальных.
б) – это тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики.
в) – это действие, направленное на сопротивление воздействию другого человека или группы людей с помощью психологических средств.
2. Выберете верное определение термину «противостояние психологическому влиянию»:
а) – это взаимное влияние, цель которого не объявляется или маскируется под цели открытого взаимодействия.
б) – это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.
в) – это воздействие на состояние, мысли и чувства другого человека используя психологические средства и методы.
3. Какой из этапов психологического влияния лишний:
а) интеллектуальный – обдумывание метода психологического влияния на оппонента, построение стратегии защиты.
б) операционный – на данном этапе субъектом осуществляются некие действия, которые потенциально являются причиной изменения в сознании и поведении собеседника.
в) процессуальный – сознательное или бессознательное одобрение или отрицание данного влияния его объектом.
г) заключительный – на нем проявляются ответные реакции на влияние, выражается в изменении поведения, установок мотивов и т.д.
4. Выберете верную модель противодействия определенному виду влияния:
Убеждение | Творчество | |
Контраргументация | ||
Игнорирование | ||
Внушение | Конструктивная критики | |
Психологическая самооборона | ||
Отказ | ||
Заражение | Отказ | |
Уклонение | ||
Энергетическая мобилизация | ||
Пробуждение импульса подражания | Конструктивная критика | |
Уклонение | ||
Энергетическая мобилизация | ||
Формирование благосклонности | Конфронтация | |
Конструктивная критика | ||
Отказ | ||
Просьба | Контраргумментация | |
Энергетическая мобилизация | ||
Отказ | ||
Принуждение | Контраргумментация | |
Конфронтация | ||
Энергетическая мобилизация | ||
Деструктивная критика | Контраргумментация | |
Психологическая самооборона | ||
Конфронтация | ||
Манипуляция | Отказ | |
Энергетическая мобилизация | ||
Конструктивная критика |
5. Какая из биологических характеристик руководителей является наиболее общей, по которым руководители делятся на две не равные группы:
а) Возраст
б) Пол
в) Здоровье
6. В каких управленческих структурах предпочтительно отдаются высокие управленческие должности руководителю мужского пола:
а) Чиновническая
б) Армейская
в) Образовательная
Что не относиться к личностным качествам руководителя
а) Доминантность
б) Стрессоустойчивость
в) Стремление к цели
г) все три правильные
Тема 7 Психологические особенности руководства коллективом как группой
1. Кем назначаются формальные группы в коллективе:
а)Руководителем;
б)Сотрудниками;
с)Отделом кадров.
2. Назовите основные причины вступления в неформальные группы:
а) Чувство пригодности, помощь, защита, общение;
б) Самоутверждение, повышение самооценки, обман;
в) Корысть, зависть, извлечение выгоды из группы;
3. Каких из стилей руководства по теории К.Левина не существует:
a) Либеральный, авторитарный, демократический;
b) Тиранический, социальный, автономный;
c) Либерально-демократический, социальный, коммунистический;
4. Чем характеризуется авторитарный стиль руководства?
a) Жесткость, требовательность, единоначалием, превалированием властью, функциями;
b) Опирается на коллективность, доверие, информированность подчиненных;
c) Отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины, требовательностью;
5. Власть – это:
a) Возможность влиять на поведение других людей;
b) Поведение человека, вносящее изменения в поведение, отношение, ощущение другого человека;
c) Ситуация в управлении, когда уровень влияния обличенного властью руководителя над подчиненными равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя;
КОНФОРМИЗМ — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
a) Да;
b) Нет;
c) Не знаю;
Тема8 Психологическая сущность организационных конфликтов
1. Структурные конфликты в организации – это:
a) Конфликты, возникающие на основе о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организацию;
b) Конфликты между структурными подразделениями;
c) Конфликты, связанные с изменением организационной структуры;
2. Определите типы конфликта в организации (основание – тип функциональной системы) по следующим причинам: рассогласование формальных организационных начал; несбалансированность рабочих мест; нарушение технологических процессов:
a) Конфликты организационно-технологические;
b) Конфликты, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений;
c) Конфликты, связанные с функционированием вне формальной организации;
3. Позиционные конфликты в организации – это:
a) Конфликты, возникающие на основе нарушения справедливости или целесообразности в распределении ограниченных ресурсов;
b) Конфликты, возникающие на основе о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;
c) Конфликты, в основе которых лежат причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организации;
4. Определите типы конфликта в организации (основание – тип функциональной системы) по следующим причинам: нарушение договорных обязательств; неполная информация о реальном состоянии дел в организации; инновация без учета интереса работников; нарушения трудового законодательства:
a) конфликты, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений;
b) конфликты в административно-управленческой системе;
c) организационно-технологические конфликты;
5. Кому принадлежит идея о том, что при соблюдении правил научного менеджмента конфликты в организации не должны возникать:
a)Сократу;
b)Гераклиту;
c) Ф.Тейлору;
6. Конфликт в организации должен рассматриваться:
a)как свидетельство неблагополучия организации;
b)как явление, которое может как разрушить организацию, так и способствовать ее развитию;
c) как доказательство слабости менеджмента;
Тема9 Стресс в деятельности руководителей
1. Выберете из ниже представленных одну из стадий развития стресса:
а) фаза шока- в эту фазу включаются защитные механизмы личности;
б) фаза устойчивости- на этой фазе происходит приспособление организма к новым условиям;
в) стадия истощения- во время этой стадии происходит сопротивление организма, при котором человек мобилизует свои внутренние резервы.
2. К признакам стрессового направления нельзя отнести:
а) повышенная возбудимость;
б) улучшение памяти;
в) потеря чувсва юмора.
3. Выберете из ниже перечисленных один из признаков синдрома»выгорания»- состояния эмоционального умственного и физического истащения, возникающее как результат хронического стесса на работе.
а) чувство личностной отстранённости от людей и от работы;
б) неясные полномочия выполнения на работе;
в) невыполнение работником и работодателями взятых на себя обязательств.
Выберете из нижеперечисленных правильный способ проблемно-решающего поведения при решении задач, когда личность стремится сохранить баланс между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям ( классификация Абабков В. А., Перре М.)
а) дистанцирование- я буду отстаивать свою позицию;
б) использование социальной поддержки- обучаюсь новым способам повеления;
в) избегание- делаю всё, чтобы отвлечься от проблем.
5.К правилам позитивного мышления нельзя отнести:
а) не концентрируйте внимание на внешних объектах;
б) сохраняйте независимость;
в) смените негативную цель на позитивную.
6. Выберете из ниже перечисленного на что направлено копинг-поведение:
а)многократное осмысление события с такой степенью детализации, которая создаёт ощущение привычности действий в будующих условиях;
б) переоценка целей, снижение ценности того, к чему стремится, помогает переносить потери;
в) приспособление к обстоятельствам и предполагает сформированное умение использовать определённые средства для преодоления стресса.
Тема 9. Стресс в деятельности руководителя
1. Стресс в переводе с английского:
а) напряжение;
б) усиление;
в) действие.
2. Три основных фазы развития стресса:
а) осознание, решение, выполнение;
б) спокойствие, напряжение, отдых;
в) мобилизация, расстройство, деформация.
3. Какие способы выхода из стресса являются правильными:
а) быстро, медленно
б) активно, пассивно
в) умеренно, спокойно
4. Какое количество стрессоров управленческой деятельности:
а) 6
б) 7
в) 8
5. Тип личности, который человек может сохранять порог стрессоустойчивости:
а) вол, лев, кролик
б) бык, тигр, заяц
в) медведь, кот, лиса
6. Какие две формы поведения существуют в условиях стресса:
а) эффект, поведение
б) реакция, решение
в) страх, опасность
Тема 10 Мотивация и стимулирование персонала в организации
1. К внутренним вознаграждениям не относится:
а) самоуважение
б) служебный статус и престиж
в) значимость выполняемой работы
2. Высший уровень потребности согласно теории А. Маслоу:
а) потребность в уважении, признании
б) потребность в любви
в) потребность в самореализации
3. Выберите 3 группы потребностей, выделенных Макклелландом:
а) потребность в успехе, уважении, власти
б) потребность в успехе, причастности, власти
в) потребность в уважении, самореализации, власти
4. В основе интегрированной модели мотивации лежит теория:
а) теория ожиданий
б) теория наказаний
в) теория поощрений
5. К процессуальным теориям мотивации не относится:
а) теория справедливости Дж. Адамса
б) теория ожиданий В. Врума
в) теория двух факторов Ф. Герцберга
6. Остроконечная палка, которой в древности гнали животных:
а) позыв
б) стимул
в) мотив
Тема 11 Ведение деловых переговоров
1. Определите из нижеприведенных вариантов — понятие «Деловые переговоры»:
а) это форма делового общения, предназначена для достижения, когда стороны имеют либо совпадающие, либо противоположные интересы;
б) это форма делового общения, когда обсуждаются производственные вопросы и проблемы, требующие коллективного решения;
в) это вид общения, направленный на обмен информацией, знаниями.
2. На каком этапе происходит обмен взаимными ожиданиями от переговоров, представление друг другу, формирование позиции сторон, выяснение взаимных ожиданий от переговоров:
а) на этапе согласования и выработки договоренностей;
б) на этапе обсуждения позиций и точек зрения участников;
в) на этапе начала переговорного процесса и взаимного уточнения интересов, компетенции и позиций участников.
3. Каков основной результат позиционных деловых переговоров:
а) победа одной из сторон или компромисс с перераспределением выгод и потерь согласно силам сторон;
б) частичное удовлетворение интересов участвующих сторон;
в) взаимовыгодные решения для всех сторон
4. Какие приемы, как правило, используют в деловых переговорах при позиционном торге:
а) выдвижение значительно завышенных требований;
б) вынесение спорных вопросов «за скобки»;
в) редоставление права одному разделить (полномочия или имущество), а другому – выбрать из двух частей одну.
С представителями какой из стран крайне нежелательно во время деловых переговоров закидывать ногу на ногу
а) японцами;
б) ливийцами;
в) французами.
6. Какая тактика наиболее справедлива по отношению к партнеру с более сильной позицией на деловых переговорах:
а) установление предела, т.е. позиции, которую вы не можете изменить ни при каких обстоятельствах;
б) активное убеждение партнера в ошибочности его точки зрения;
в) рассмотрение только тех моментов, которые не вызывают возражений у партнера.
Тема 12 Ведение делового совещания
1. Из скольких этапов состоит процесс эффективного слушания:
а) 1 этап (интерпретация);
б) 2 этапа (интерпретация, реакция);
в) 3 этапа (интерпретация, оценка, реакция).
2. Перечислите виды совещаний, выделяющихся в отечественной практике управления:
а) проблемные и инструктивные;
б) проблемные и оперативные;
в) проблемные, инструктивные и оперативные.
3. По какой схеме проходят проблемные совещания:
а) доклады – вопросы к докладчикам – дискуссия – выработка решения;
б) доклады – дискуссия – выработка решения;
в) нет правильного ответа.
4. Какова оптимальная длительность оперативных совещаний:
а) 10-20 минут;
б) 20-30 минут;
в) 15-30 минут.
5. Какова оптимальная длительность проблемных совещаний с насыщенной повесткой дня:
а) до 1-1,5 часа;
б) до 1,5-3 часа;
в) до 1,5-2 часа.
6. Как руководителю наладить взаимодействие, если при проведении совещания присутствует «трудный» участник типа «Негативист», который проявляет несдержанность, не согласен с утверждениями, не предлагает ничего конкретного:
а) использовать его выражения для формулирования решения;
б) привлечь его на свою сторону;
в) применять ободряющие формулировки.
Тема 13 Формирование управленческой команды в организации
1. Выберете правильное определение управленческой команды:
а) группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды организации и при этом образуют полноценную команду.
б) группа специалистов различных специальностей, единомышленников, объединенных для обмена опытом;
в) команда международных экспертов и специалистов, созданная для консультирования в различных организациях;
2. Какие бывают типы управленческих команд:
а) формальная, примитивная, духовная, светская;
б) традиционная, формальная, неформальная, проектная;
в) кооперативная, политическая, трудовая, экономическая.
3. К факторам групповой сплоченности не относятся:
а) общность целей, активное взаимодействие членов команды, равенство социального статуса и происхождения членов группы;
б) демократизм групповых взаимоотношений; потребность каждого в тех преимуществах, которые дает принадлежность к группе; пространственная близость; психологическая совместимость членов команд;
в) подозрительность и скрытность членов группы; борьба за престиж; отстаивание своих точек зрения.
4. При оценке эффективности деятельности команды не учитываются следующие характеристики:
а) численность команды;
б) групповая сплоченность;
в) гендерная принадлежность.
5. Какие качества необходимы для психологической совместимости управленческой команды:
а) нравственно-этические ;
б) квалификационные;
в) информационные.
6. Методы оценки персонала по критическим ситуациям направлен на:
а) выявление количества и качества выполняемой работы, уровень знаний, взаимодействия, лояльность, честность, инициативность;
б) описание основных качеств, которые предопределяют эффективную деятельность;
в) сопоставление работника с другими членами команды с целью определения сильных и слабых сторон.
Тема 14 Имидж руководителя
1. Выберете правильное определение понятия «подаваемый имидж»:
а) Образ человека, который складывается у партнера на основе взаимодействия с ним;
б) Наше представление о том, как видит нас мир;
в) Образ себя для себя же.
2. По параметру проявления выделяют следующие типы имиджа:
а) Вербальный- это мнение о человеке, сложившееся на основании информации о нём;
б) Реальный- это то к чему мы стремимся;
в) Политический- образ политика или политической организации.
3. Ф. Джевкинс, сторонник функционального подхода предлагал один из типов имиджа?
а) Плывущий – тип отражает то к чему мы стремимся (желаемый)
в) Стоящий – тип отражающий наше представление о себе (зеркальный)
с) Текущий – имидж характерный для взгляда со стороны.
4. Назовите три составляющих психологического имиджа:
а) Продаваемый, принимаемый, самоимидж
б) Предлагаемый, подаваемый, самоимидж
с) Принимаемый, подаваемый, самоимидж
5. Назовите один из элементов структуры создающей имидж:
а) особенности поведения
в) особенности ситуации
с) особенности отношения участников ситуации
6. Какая зона, для создания эффективного имиджа соответствует модели «Окно Джогари», предложенную Джозефом Лафтом и Гарри Инграмом:
а) Слепая зона
в) Закрытая зона
в) Видимая зона
Тема 14 Имидж руководителя
1. Если подаваемый имидж отличается от принимающего имиджа:
А. значит человек неправильно преподносит себя
Б. значит человек правильно преподносит себя
Г. оба варианта не правильны
2. По виду деятельности выделяют следующие виды имиджа:
А. профессиональный
Б. габитарный
В. материальный
Г. личностный
3. Корпоративный имидж представляет:
А. имидж организации
Б. имидж отдельных подразделений организации
В. имидж руководителя организации
4. Комфортное приспособление к определенной среде обеспечивает следующая функция имиджа:
А. аксиологическая
Б. эвристическая
В. адаптационная
Г. психотерапевтическая
5. Аксиологическая функция это:
А. функция, которая позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и задатки применительно к конкретной сфере деятельности;
Б. функция, которая позволяет человеку реализоваться в конкретной области современного производства, бизнеса, культуры, политики, образования;
В. функция, которая сосредоточивает внимание специалиста на реализации своего творческого потенциала в профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произведения;
Г. функция, которая ориентирует специалиста на индивидуальные и профессиональные ценности, являющиеся ориентиром в субъективном и объективном мире;
6. Исходя из выполняемых функций текущий имидж это:
А имидж, который заключает в себе взгляд на человека со стороны в данный момент времени;
Б. имидж, который содержит собственное представление о человеке или организации;
В. имидж, который содержит собственное представление о человеке или организации;
Г. имидж, который в настоящее время в конкретной организации является самым необходимым.
7. Определённый образ, который личность представляет окружающим, некая форма самопрезентации, при которой подчёркиваются сильные стороны и скрываются недостатки – это:
А. стиль
Б. имидж
Г. образ
В. манеры