Социально-психологические факторы создания успешной управленческой команды

Содержание

Стр.

Введение 2

Глава 1. Теоретический анализ объекта и предмета дипломной работы 1.1. Управленческие команды в системе управления организацией 6

1.2. Механизмы формирования управленческих команд 12

Глава 2. Практический анализ социально-психологических факторов управленческой команды 23

2.1. Общая характеристика практического анализа 23

2.2. Особенности социально-психологических факторов управленческой команды 30

Глава 3. Пути повышения эффективности управленческой команды посредством влияния на ее социально-психологические факторы 37

Заключение 47

Библиографический список 49

Приложения 53

Введение

Тема данной работы «Социально-психологические факторы создания успешной управленчской команды»

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, обострением конкуренции в условиях глобализации, как на внутреннем, так и на внешнем рынках; во-вторых, быстротой изменений условий деятельности в технико-технологических, промышленно-производственных, социальных сферах; в-третьих, усилением неопределенности внешней среды; в-четвертых, необходимостью диверсификации организациями своей деятельности.

Отсюда повышенные требования к гибкости организации, ее способности приспосабливаться к новым быстроменяющимся условиям, постоянно обеспечивать свою конкурентоспособность. В этом смысле все хозяйствующие организации являются бизнес-организациями с точки зрения современной экономической теории и сложившейся практики хозяйствования.

Сегодня, в организациях резко возрастает роль и значение системы управления способной своевременно принимать адекватные решения и создавать все необходимые условия (ресурсные, финансовые, кадровые, информационные, имиджиевые и т.п.) для их реализации.

В то же самое время, в самой системе управления бизнес-организации происходят существенные подвижки в силу: нарастания информационных потоков; неэффективности громоздкого бюрократического управленческого аппарата; усложнения процесса принятия управленческих решений; смены ценностных ориентиров высокопрофессиональных управленцев. Эти изменения касаются, прежде всего, структур и субъектов управления. Структуры становятся все менее жестко иерархичными, гибкими, матричными. Что касается субъектов, то налицо: а) рост их числа; б) образование множества горизонтальных связей между ответственными исполнителями. Все это создает предпосылки для формирования управленческих команд различного уровня и масштаба.

6 стр., 2786 слов

Характеристики эффективной команды. Механизмы формирования управленческих команд в организации

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет» Кафедра «Экономика и управление» Контрольная работа по дисциплине «Командообразование» Характеристики эффективной команды. Механизмы формирования управленческих команд в организации. ЯГТУ 080100.62-003 к/р Работу выполнила ...

Иными словами, тенденцию современного управления можно определить как поиск способов повышения отдачи человеческого потенциала, прежде всего, управленческого в рамках наиболее целесообразных производственных и управленческих структур бизнес-организаций. Анализ факторов, влияющих на развитие систем управления бизнес-организациями, позволил прийти к выводу о том, что появление на них управленческих команд является отражением объективных процессов, происходящих в менеджменте на современном этапе, и способно решить многие проблемы, имеющие место в управлении. Необходимо также отметить, что сами управленческие команды – это достаточно сложное образование с собственным жизненным циклом. Для повышения эффективности управленческих команд необходимо изучать и использовать закономерности их формирования, функционирования и развития. На базе познания этих закономерностей формируются соответствующие механизмы (т.е. институты + ресурсы + отношения), призванные повысить эффективность управленческих команд.

Данная проблема является междисциплинарной, и находится на стыке двух начал: экономико-управленческого и социолого-психологического. По различным аспектам в области социолого-психологических знаний выделяются работы ряда отечественных ученых: Н.А.Волгина, Т.П.Галкина, Н.Н.Гриценко, С.А.Дятлова, Г.А.Егиазаряна, В.А.Жамина, Ю.П.Кокина, Р.П.Колосовой, Л.Ф. Никулина, Ю.П.Одегова, Я.В. Радченко, В.Д.Роика, Ф.М.Русинова, Д.Ф.Шавишвили, В.И.Шкатулы, А.А.Шулуса, Р.А.Яковлева и др.

В области проблематики, составляющей собственно объект и предмет исследования, следует отметить работы: В.В. Авдеева, А.А. Деркача, И.В. Калинина, В.И. Корниенко, В.Н. Меньшовой, В.Пугачева, Н.Н. Пушкарева, Н.Пучкова, Ю.В. Синягина, а также ряда зарубежных ученых, таких как У. Бреддик, А.Вайсман, Бенг Карлофф, А. Морита, Свен Седеборг, Ли Якокка и др.

При этом, на сегодня ещё имеется достаточное количество малоизученных вопросов в области формирования, функционирования и развития управленческих команд в современных российских условиях. Это обстоятельство и предопределило выбор темы исследования.

13 стр., 6389 слов

Психология формирования управленческой команды

... управленческой команды Цель исследования, представляя собой теоретическое и практическое обоснование формирования управленческой команды, определяют задачи исследования ... излагают социально-психологическую характеристику управленческой команды. Литература по дисциплине «Управление персоналом» Т.Ю. ... труда. Отечественная философия организации бизнеса, является весьма многообразной, зависящей ...

Цель исследования – исследовать социально-психологические факторы управленческих команд на этапе их формирования

Объект исследования – управленческие команды в системе управления современной бизнес-организации.

Предмет – механизмы формирования, функционирования и развития управленческих команд.

Основная гипотеза исследования состоит в утверждении, что социально-психологические факторы являются важным аспектом управленческой системы, который непосредственно влияет на эффективность управленческой команды и процесс ее создания.

Основная цель исследования потребовала постановки и решения следующих задач исследования:

1. выявить сущностные характеристики системы управления современной организации

2. выделить механизмы формирования управленческих команд;

3. исследовать социально-психологические факторы управленческой команды на этапе ее создания

4. определить пути повышения эффективности управленческой команды посредством влияния на ее социально-психологические факторы

5. дать содержательные характеристики управленческих команд;

В работе использованы следующие методы исследования:

1. Анализ методической литературы.

2. Методы эмпирического исследования: анкетирование, тестирование.

3. Количественно-качественный анализ.

Практическое значение работы заключается в следующем:

1. Предложен методический блок, позволяющий изучить социально-психологические факторы социальной группы.

2. Выделены пути управления взаимодействием в организационной команде.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

Глава 1. Теоретический анализ объекта и предмета дипломной работы

5 стр., 2287 слов

Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

... организации управления на автотранспортном предприятии (АТП). "Структура управления организацией", или "организационная структура управления ... УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ... управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих ... социологических исследований на ... работы команд Раздел игры Команда Философия предприятия ...

1.1. Управленческие команды в системе управления организацией

Под бизнес-организацией в работе понимается предпринимательская организация, во-первых, специализирующаяся на выпуске определенного вида товаров или оказании услуг; во-вторых, ставящая своей основной целью получение прибыли; в-третьих, ведущая деятельность на свой страх и риск на конкурентном рынке; в-четвертых, имеющая внутреннюю организационную структуру (совокупность структурных звеньев, подразделений); в-пятых, она имеет формализованную систему управления, выстроенную по уровням, функциям, целям и т.д.

Каждая бизнес-организация должна соблюдать следующие принципы: экономичность – достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат, обеспечение наибольших результатов; финансовая устойчивость – способность в каждый момент времени ответить по всем своим обязательствам; строить систему отношений с партнёрами на взаимоприемлемых условиях; получение прибыли – производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать прибыльность и эффективность.

В настоящее время в рыночной экономике основным фактором, определяющим коммерческий успех бизнес-организации, является ее конкурентоспособность. Это комплексное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, нуждам и ожиданиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим и эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. ………………

Заключение

Процветание организации во многом зависит от слаженности действий управленческой команды, а противоречия между топ-менеджерами компании угрожают стабильности бизнеса, снижают эффективность управления и подрывают репутацию управленческой команды в целом. Создание эффективной команды всегда требует приложения усилий, но для управленческой команды это верно вдвойне — ведь каждый менеджер отвечает не только за свою деятельность, но и за свое подразделение, обладающее своими интересами и внутренними особенностями. Кроме того, далеко не каждый успешный лидер одновременно является хорошим «командным игроком» — работа в команде требует открытости, гибкости, внимательного отношения к интересам других, умения порой поступаться личными амбициями ради достижения общих целей.

11 стр., 5053 слов

Формирование команды в организации

Оглавление Введение Глава 1. Команда как организационная форма коллективного управления .1 Команда, ее миссия, концепция лидерства и командные отношения .2 Формы внутрикомандного культурного контекста и управленческие команды лидеров Глава 2. Процесс формирования команд .1 Этапы формирования и эффективность команды .2 Методы формирования команд Заключение Список литературы Введение На сегодняшний ...

Теоретики в области социологии или поведенческой психологии обозначают команду как коллектив единомышленников, каждый из которых выполняет часть работы, порученной ему командой, а не администрацией, как ранее. При этом управление деятельностью членов команды осуществляет ее руководитель, “капитан” — и он не обязательно официальный начальник. Также признаком команды являются принципы коллективной ответственности и единая форма стимулирования, а распределение ресурсов происходит внутри самой команды.

Командообразование — это система мероприятий, направленная на формирование у сотрудников, в первую очередь, желания быть командой

В практической части работы мы исследовали социально-психологические факторы управленческой команды на этапе ее создания. Тестирование обнаружило в отношениях коллектива организации преобладание негативных эмоций и напряженность, преобладающую стратегию поведения в конфликтной ситуации (избегание) и высокий уровень потребности в одобрении, свойственный большинству членов коллектива.

В целом, следует отметить, что анализ деятельности организации с целью предупреждающего выявления возможных типов конфликтов и других нарушений взаимодействия, рассмотрения и устранения причин их возникновения — это одно из важных направлений работы менеджера по управлению персоналом своей организации, и этот аспект кадровой работы должен постоянно находиться под контролем руководителя организации.

Любой фактор снижающий эффективность управленческой команды не следует оставлять без внимания, поэтому важнейшей задачей в рамках организационной деятельности является умение прогнозировать возможности развития и последствий негативных социально-психологических факторов любого рода. Общим требованием для всех руководителей является не уход от конфликта, а управление взаимодействием в команде.

12 стр., 5716 слов

Человеческий фактор в управлении организацией

... Организация и финансирование инвестиций: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. - 200 с. . Смирнов Б.М. Кадровое нововведение в системе управления персоналом ... и С.И. Самыгина. - М.: «Издательство Приор», 2011. - 432 с. . Управление персоналом: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова ... » стала локомотивом их дальнейшего развития. Нашей команде удалось не только сохранить экономический потенциал многих ...

Библиографический список

1. Авдеев В.В. Формирование команды. — 2-е изд., перераб. и доп. – М,: ТЦ «Сфера», 1999 – С.148.

2. Административно управленческий портал. aup.ru/

3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 8-е издание, — М., Издательство Питер, 2005. – 832с.

4. Бузник А.И., Лисенчук Г.А. Основы управления конфликтным взаимодействием в командах. Сборник научных трудов. 4 Международная научно-практическая конференция. Винница – 2001- 287-290

5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер с англ. М.: «Дело ЛТД», 1994.

6. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 1996. — С. 435

7. Галкин Т.П. Социология управления: от группы к команде. — М.: «Финансы и статистика». 2001. – С.155.

8. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Донети Д. Х.-.ш. Организации: поведение, структура, процессы. 8-е изд.: Пер. с англ.— М.: ИНФРА-М, 2000

9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990. — С. 175

10. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. — М.: Смысл, 2000. — С. 191

11. Джон В. Ньюстром, К. Дэвис «Организационное поведение». СПб, Питер, 2000г., С54

12. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

13. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. — М.: Генезис, 2001

14. Келлер В.С. Деятельность в вариативных конфликтных ситуациях. –С.Пб — 1997. — 181 с.

15. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом, М.: Издательство «Эксмо», 2005. – 224с.

16. Корниенко В.И. Формирование управленческих команд нового поколении: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, М.; РАГС, 2000. – С. 61-63.

17. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. — 2-е издание, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511с.

18. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во МУ, 1991.- С. 207

19. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… — М.: Дело, 1993

20. Лекционный материал. Управление персоналом. Преподаватель – Т.В. Сувалова 2004.

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М.Горького Исторический факультет Кафедра архивоведения и истории государственного управления Стандарт 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления» Екатеринбург 2006 Утверждаю Проректор ____________ В.П. Прокопьев ( ...

21. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества (конфликты и стратегии их разрешения)// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на II научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 1990. — С. 17-19

22. Личность и Культура. — 1999. — №1. — с.22

23. Макаренко Н.Л., Косаренко Н.Н., Управление персоналом организаций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. -464 с.

24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1997. — С. 692.

25. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- С. 184

26. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе — М., 2000

27. Практическая психодиагностика/ Под. Ред. Д.А. Райгородского. М., — 2004 — с. 470

28. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением. Методика «семь радикалов»/ Серия «Психологический практикум» В. Пономаренко, Издательство Феникс, 2006.- 256с.

29. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. — СПб.: Питер, 2002.

30. Социальная психология / Ш.Тейлор, Л.Пипло, Д.Сирс. – 10-е изд. – Спб.: Питер, 2004.

31. Социология организаций/ Фролов С.С. изд. АКАДЕМИКА (ЮРИСТЬ-ГАРДАРИКА) 2003. – 382с.

32. Спивак В.А. Корпоративная культура СПб., Питер, 2001г.,С61

33. Стратегическое управление: учеб. – М.: ТК Велби, Издательство Простпект, 2005. – 328с.

34. Суперменеджер: создание успешной команды/ Серия «Бизнес-класс». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 96с.

35. Томпсон Лей, Создание команды: Вершина, 2006. – 544с.

36. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд 3, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 928 с.

37. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С.302

38. Уткин Э.Л. Антикризисное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКСМОС, 1997. — 400 с.

39. Фаткин Л., Морозова К. Командообразование в организации как фактор эффективности совместной деятельности. Сайт www.ptpu.ru

40. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Издательство Института Психотерапии. 2005. – 490с.

41. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. — М.: Дом педагогики, 2000. — С. 544

42. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации / Пер, с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1994.

43. Belbin R.M. Management team. -New York,: Hamemann, 1981.

Приложения

Приложение 1.

Этапы жизненного цикла управленческой команды