Социально-психологические факторы создания успешной управленческой команды

Содержание

Стр.

Введение 2

Глава 1. Теоретический анализ объекта и предмета дипломной работы 1.1. Управленческие команды в системе управления организацией 6

1.2. Механизмы формирования управленческих команд 12

Глава 2. Практический анализ социально-психологических факторов управленческой команды 23

2.1. Общая характеристика практического анализа 23

2.2. Особенности социально-психологических факторов управленческой команды 30

Глава 3. Пути повышения эффективности управленческой команды посредством влияния на ее социально-психологические факторы 37

Заключение 47

Библиографический список 49

Приложения 53

Введение

Тема данной работы «Социально-психологические факторы создания успешной управленчской команды»

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, обострением конкуренции в условиях глобализации, как на внутреннем, так и на внешнем рынках; во-вторых, быстротой изменений условий деятельности в технико-технологических, промышленно-производственных, социальных сферах; в-третьих, усилением неопределенности внешней среды; в-четвертых, необходимостью диверсификации организациями своей деятельности.

Отсюда повышенные требования к гибкости организации, ее способности приспосабливаться к новым быстроменяющимся условиям, постоянно обеспечивать свою конкурентоспособность. В этом смысле все хозяйствующие организации являются бизнес-организациями с точки зрения современной экономической теории и сложившейся практики хозяйствования.

Сегодня, в организациях резко возрастает роль и значение системы управления способной своевременно принимать адекватные решения и создавать все необходимые условия (ресурсные, финансовые, кадровые, информационные, имиджиевые и т.п.) для их реализации.

В то же самое время, в самой системе управления бизнес-организации происходят существенные подвижки в силу: нарастания информационных потоков; неэффективности громоздкого бюрократического управленческого аппарата; усложнения процесса принятия управленческих решений; смены ценностных ориентиров высокопрофессиональных управленцев. Эти изменения касаются, прежде всего, структур и субъектов управления. Структуры становятся все менее жестко иерархичными, гибкими, матричными. Что касается субъектов, то налицо: а) рост их числа; б) образование множества горизонтальных связей между ответственными исполнителями. Все это создает предпосылки для формирования управленческих команд различного уровня и масштаба.

6 стр., 2786 слов

Характеристики эффективной команды. Механизмы формирования управленческих ...

... достижения организационного усᴨȇха. Использование эффективной управленческой команды приводит к значительному изменению качества рабочей ... преимуществ компаний и их эффективности. Современным организациям нужны сотрудники, которые качественно выполняют работу ... выводов. Игрок команды -дипломатичен, восприимчив. Умеет слушать, предотвращает трения между членами команды. Социально ориентирован, достаточно ...

Иными словами, тенденцию современного управления можно определить как поиск способов повышения отдачи человеческого потенциала, прежде всего, управленческого в рамках наиболее целесообразных производственных и управленческих структур бизнес-организаций. Анализ факторов, влияющих на развитие систем управления бизнес-организациями, позволил прийти к выводу о том, что появление на них управленческих команд является отражением объективных процессов, происходящих в менеджменте на современном этапе, и способно решить многие проблемы, имеющие место в управлении. Необходимо также отметить, что сами управленческие команды – это достаточно сложное образование с собственным жизненным циклом. Для повышения эффективности управленческих команд необходимо изучать и использовать закономерности их формирования, функционирования и развития. На базе познания этих закономерностей формируются соответствующие механизмы (т.е. институты + ресурсы + отношения), призванные повысить эффективность управленческих команд.

Данная проблема является междисциплинарной, и находится на стыке двух начал: экономико-управленческого и социолого-психологического. По различным аспектам в области социолого-психологических знаний выделяются работы ряда отечественных ученых: Н.А.Волгина, Т.П.Галкина, Н.Н.Гриценко, С.А.Дятлова, Г.А.Егиазаряна, В.А.Жамина, Ю.П.Кокина, Р.П.Колосовой, Л.Ф. Никулина, Ю.П.Одегова, Я.В. Радченко, В.Д.Роика, Ф.М.Русинова, Д.Ф.Шавишвили, В.И.Шкатулы, А.А.Шулуса, Р.А.Яковлева и др.

В области проблематики, составляющей собственно объект и предмет исследования, следует отметить работы: В.В. Авдеева, А.А. Деркача, И.В. Калинина, В.И. Корниенко, В.Н. Меньшовой, В.Пугачева, Н.Н. Пушкарева, Н.Пучкова, Ю.В. Синягина, а также ряда зарубежных ученых, таких как У. Бреддик, А.Вайсман, Бенг Карлофф, А. Морита, Свен Седеборг, Ли Якокка и др.

При этом, на сегодня ещё имеется достаточное количество малоизученных вопросов в области формирования, функционирования и развития управленческих команд в современных российских условиях. Это обстоятельство и предопределило выбор темы исследования.

Цель исследования – исследовать социально-психологические факторы управленческих команд на этапе их формирования

Объект исследования – управленческие команды в системе управления современной бизнес-организации.

Предмет – механизмы формирования, функционирования и развития управленческих команд.

Основная гипотеза исследования состоит в утверждении, что социально-психологические факторы являются важным аспектом управленческой системы, который непосредственно влияет на эффективность управленческой команды и процесс ее создания.

8 стр., 3858 слов

Интуиция, здравый смысл и логика: роль в исследовании управления

... переместились на юг или в другие страны. Некоторые управленческие решения буквально изменяют ход истории. Важные государственные решения, ... что логика исследует законы мышления. Но так как исследование законов мышления как известного класса психических процессов ... тысячи решений. Решение - это выбор альтернативы. Однако в управлении принятие решения - более систематизированный процесс, чем в частной ...

Основная цель исследования потребовала постановки и решения следующих задач исследования:

1. выявить сущностные характеристики системы управления современной организации

2. выделить механизмы формирования управленческих команд;

3. исследовать социально-психологические факторы управленческой команды на этапе ее создания

4. определить пути повышения эффективности управленческой команды посредством влияния на ее социально-психологические факторы

5. дать содержательные характеристики управленческих команд;

В работе использованы следующие методы исследования:

1. Анализ методической литературы.

2. Методы эмпирического исследования: анкетирование, тестирование.

3. Количественно-качественный анализ.

Практическое значение работы заключается в следующем:

1. Предложен методический блок, позволяющий изучить социально-психологические факторы социальной группы.

2. Выделены пути управления взаимодействием в организационной команде.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

Глава 1. Теоретический анализ объекта и предмета дипломной работы

1.1. Управленческие команды в системе управления организацией

Под бизнес-организацией в работе понимается предпринимательская организация, во-первых, специализирующаяся на выпуске определенного вида товаров или оказании услуг; во-вторых, ставящая своей основной целью получение прибыли; в-третьих, ведущая деятельность на свой страх и риск на конкурентном рынке; в-четвертых, имеющая внутреннюю организационную структуру (совокупность структурных звеньев, подразделений); в-пятых, она имеет формализованную систему управления, выстроенную по уровням, функциям, целям и т.д.

Каждая бизнес-организация должна соблюдать следующие принципы: экономичность – достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат, обеспечение наибольших результатов; финансовая устойчивость – способность в каждый момент времени ответить по всем своим обязательствам; строить систему отношений с партнёрами на взаимоприемлемых условиях; получение прибыли – производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать прибыльность и эффективность.

В настоящее время в рыночной экономике основным фактором, определяющим коммерческий успех бизнес-организации, является ее конкурентоспособность. Это комплексное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, нуждам и ожиданиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим и эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. ………………

Заключение

Процветание организации во многом зависит от слаженности действий управленческой команды, а противоречия между топ-менеджерами компании угрожают стабильности бизнеса, снижают эффективность управления и подрывают репутацию управленческой команды в целом. Создание эффективной команды всегда требует приложения усилий, но для управленческой команды это верно вдвойне — ведь каждый менеджер отвечает не только за свою деятельность, но и за свое подразделение, обладающее своими интересами и внутренними особенностями. Кроме того, далеко не каждый успешный лидер одновременно является хорошим «командным игроком» — работа в команде требует открытости, гибкости, внимательного отношения к интересам других, умения порой поступаться личными амбициями ради достижения общих целей.

7 стр., 3195 слов

1.Основные черты научной организации управления

... что при научной организации управления для рабочего нет столь же сильного побуждения к приложению своей изобретательности в открытии новых и лучших методов работы и усовершенствовании своих ... научных методов и подходов. Научная обоснованность управления персоналом означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического ...

Теоретики в области социологии или поведенческой психологии обозначают команду как коллектив единомышленников, каждый из которых выполняет часть работы, порученной ему командой, а не администрацией, как ранее. При этом управление деятельностью членов команды осуществляет ее руководитель, “капитан” — и он не обязательно официальный начальник. Также признаком команды являются принципы коллективной ответственности и единая форма стимулирования, а распределение ресурсов происходит внутри самой команды.

Командообразование — это система мероприятий, направленная на формирование у сотрудников, в первую очередь, желания быть командой

В практической части работы мы исследовали социально-психологические факторы управленческой команды на этапе ее создания. Тестирование обнаружило в отношениях коллектива организации преобладание негативных эмоций и напряженность, преобладающую стратегию поведения в конфликтной ситуации (избегание) и высокий уровень потребности в одобрении, свойственный большинству членов коллектива.

В целом, следует отметить, что анализ деятельности организации с целью предупреждающего выявления возможных типов конфликтов и других нарушений взаимодействия, рассмотрения и устранения причин их возникновения — это одно из важных направлений работы менеджера по управлению персоналом своей организации, и этот аспект кадровой работы должен постоянно находиться под контролем руководителя организации.

Любой фактор снижающий эффективность управленческой команды не следует оставлять без внимания, поэтому важнейшей задачей в рамках организационной деятельности является умение прогнозировать возможности развития и последствий негативных социально-психологических факторов любого рода. Общим требованием для всех руководителей является не уход от конфликта, а управление взаимодействием в команде.

Библиографический список

1. Авдеев В.В. Формирование команды. — 2-е изд., перераб. и доп. – М,: ТЦ «Сфера», 1999 – С.148.

2. Административно управленческий портал. aup.ru/

3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 8-е издание, — М., Издательство Питер, 2005. – 832с.

4. Бузник А.И., Лисенчук Г.А. Основы управления конфликтным взаимодействием в командах. Сборник научных трудов. 4 Международная научно-практическая конференция. Винница – 2001- 287-290

5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер с англ. М.: «Дело ЛТД», 1994.

6. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 1996. — С. 435

7. Галкин Т.П. Социология управления: от группы к команде. — М.: «Финансы и статистика». 2001. – С.155.

8. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Донети Д. Х.-.ш. Организации: поведение, структура, процессы. 8-е изд.: Пер. с англ.— М.: ИНФРА-М, 2000

12 стр., 5716 слов

Человеческий фактор в управлении организацией

... разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом. Инструментами реализации кадровой стратегии являются кадровое планирование, ... ·рекламирование должности, маркетинг персонала (обеспечение спроса на рабочие места в организации, внешний PR организации); ·создание базы данных претендентов, управление потоком резюме; ·оценка ...

9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990. — С. 175

10. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. — М.: Смысл, 2000. — С. 191

11. Джон В. Ньюстром, К. Дэвис «Организационное поведение». СПб, Питер, 2000г., С54

12. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

13. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. — М.: Генезис, 2001

14. Келлер В.С. Деятельность в вариативных конфликтных ситуациях. –С.Пб — 1997. — 181 с.

15. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом, М.: Издательство «Эксмо», 2005. – 224с.

16. Корниенко В.И. Формирование управленческих команд нового поколении: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, М.; РАГС, 2000. – С. 61-63.

17. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. — 2-е издание, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511с.

18. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во МУ, 1991.- С. 207

19. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… — М.: Дело, 1993

20. Лекционный материал. Управление персоналом. Преподаватель – Т.В. Сувалова 2004.

21. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества (конфликты и стратегии их разрешения)// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на II научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 1990. — С. 17-19

22. Личность и Культура. — 1999. — №1. — с.22

23. Макаренко Н.Л., Косаренко Н.Н., Управление персоналом организаций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. -464 с.

24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1997. — С. 692.

25. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- С. 184

26. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе — М., 2000

27. Практическая психодиагностика/ Под. Ред. Д.А. Райгородского. М., — 2004 — с. 470

28. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением. Методика «семь радикалов»/ Серия «Психологический практикум» В. Пономаренко, Издательство Феникс, 2006.- 256с.

29. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. — СПб.: Питер, 2002.

30. Социальная психология / Ш.Тейлор, Л.Пипло, Д.Сирс. – 10-е изд. – Спб.: Питер, 2004.

31. Социология организаций/ Фролов С.С. изд. АКАДЕМИКА (ЮРИСТЬ-ГАРДАРИКА) 2003. – 382с.

32. Спивак В.А. Корпоративная культура СПб., Питер, 2001г.,С61

33. Стратегическое управление: учеб. – М.: ТК Велби, Издательство Простпект, 2005. – 328с.

34. Суперменеджер: создание успешной команды/ Серия «Бизнес-класс». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 96с.

35. Томпсон Лей, Создание команды: Вершина, 2006. – 544с.

36. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд 3, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 928 с.

11 стр., 5312 слов

Менеджмент и психология

... и предсказывать его дальнейшие действия. [3] Глава II. Психология и внутриструктурный менеджмент. 1. Функции управления. При всём многообразии управленческой деятельности можно выделить четыре ... СССР в период господства закрытой административно-командной системы управления не могла должным образом развиваться психология управления. Из этого вытекает острая нехватка в современной России ...

37. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С.302

38. Уткин Э.Л. Антикризисное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКСМОС, 1997. — 400 с.

39. Фаткин Л., Морозова К. Командообразование в организации как фактор эффективности совместной деятельности. Сайт www.ptpu.ru

40. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Издательство Института Психотерапии. 2005. – 490с.

41. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. — М.: Дом педагогики, 2000. — С. 544

42. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации / Пер, с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1994.

43. Belbin R.M. Management team. -New York,: Hamemann, 1981.

Приложения

Приложение 1.

Этапы жизненного цикла управленческой команды