Программа воспитания и социализации обучающихся

Цель, задачи, направления внеурочной деятельности в школе

 

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования )

Внеурочная деятельность в школе объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной на уроке), в которых возможно решение задач воспитания и социализации. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда, объединяющая увлечённых детей, педагогов и настроенных на успех победителей в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

В Федеральном государственным образовательном стандарте внеурочная деятельность выступает наряду с учебным планом (учебными занятиями) механизмом реализации основной образовательной программы общего образования. Являясь обязательной, внеурочная деятельность строится на добровольной основе по направлениям развития личности в соответствии с выбором учащихся и их родителей. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности, журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности.

К основным задачам внеурочной деятельности относятся:

— выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

— создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

— формирование позитивной самооценки, самоуважения;

— формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, умения работать с информацией;

— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей, умения решать творческие задачи;

— формирование способности к организации деятельности и управлению ею;

— создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

— развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, формирование коммуникативной компетентности;

— расширение рамок общения с социумом.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом внеурочная деятельностьорганизуется по следующим направлениям развития личности:

15 стр., 7353 слов

Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников

... и многогранные вопросы современного мира. Необходима разнообразная внеурочная, внеклассная деятельность. Различными авторами изучалась проблема развития личности детей старшего школьного возраста. Также изучалась ... субъекта в процессе творчества». Самосознание стимулирует творческую активность и опосредует формирование соответствующей системы внутренних мотивов и ценностей. По мнению В.Н. Соколова, ...

— духовно-нравственное,

— спортивно- оздоровительное,

— социальное,

— общеинтеллектуальное,

— общекультурное.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.

Рабочие программы внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования за счет часов на внеурочные занятия (раздел вариативной части учебного плана школы «Внеурочная деятельность»).

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательная организация.

Содержание программ внеурочной деятельности должно соответствовать целями и задачами, изложенными в основной образовательной программе основного общего образования и быть таким, чтобы вместе с программами по обязательным предметам они обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Реализуется содержание внеурочной деятельности через такие объединения как кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, школьные научные общества и др.

Формы внеурочной деятельности отличны от урока, но при этом подчинены целям достижения запланированных в основной образовательной программе результатов. К формам внеурочной деятельности относятся экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, дебаты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

 

3. Рабочая программа внеурочной деятельности: общие положения

 

Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности. Программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации.

Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательной организацией самостоятельно или на основе переработки ими авторских программ. Программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы, их содержание должно быть ориентировано на запросы и потребности учащихся и их родителей.

После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих внеурочную деятельность.

После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа представляется в администрацию образовательной организации.

Программа утверждается директором образовательной организации и выносится для ознакомления на педагогический совет.

Педагогический совет может рекомендовать программу для реализации (апробации) в том или ином объединении детей.

По мере реализации содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательной организацией самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы (младшие школьники 1–4 классы, младшие подростки 5–6 классы, старшие подростки 7–9 классы, старшеклассники 10–11 классы).

2 стр., 692 слов

Основные виды деятельности. 1. Игровая деятельность не создает ...

... сколько как процесс взаимодействия и взаимовлияния. Во время общения, в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности ее участники получают разнообразные знания о себе, своих друзей, ... следующие компоненты умение общаться: а) умение ориентироваться в условиях общения; б) выбор содержания акта общения; в) выбор средств передачи смысла актов общения; г) поддержание обратной ...

В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.

Выделяются несколько типов образовательных программ внеурочной деятельности (по П.В.Степанову и Д.В.Григорьеву): комплексные образовательные программы, тематические образовательные программы, образовательные программы внеурочной деятельности, ориентированные на достижение результатов определённого уровня и др.

Комплексные образовательные программы внеурочной деятельностипредполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми, нпр., с пятого по седьмой класс, акцентируя внимание на планируемых результатах в соответствии с которыми изменяется и содержание программы.

Комплексные программы могут быть двух вариантов:

1. Все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению. Такие программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательной организации.

2. Содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям.

При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.

Тематические образовательные программы внеурочной деятельности направлены на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и используют при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.).

Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Образовательные программы внеурочной деятельности, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов).

В такой программе так же описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Но из описания содержания программы должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены дела и мероприятия. Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:

· для 5 класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

· для 6-7 классов — образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

· для 8 класса — образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.

Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.).

Возрастные образовательные программы, которые соотносятся с возрастными категориями (для младших подростков, для старших подростков) и др.

Индивидуальные образовательные программы для учащихся с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

 

  Учебно — тематический план Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название разделов и тем, входящих в каждый раздел, раскрывает последовательность изучения содержания и использование соответствующих форм внеурочной деятельности при изучении каждой темы; указывается число часов на каждый раздел и тему, со­отношение времени теоретических и практических занятий.  

Наименование разделов и тем Всего часов Из них: Виды занятий
аудиторных внеаудиторных
  Введение в программу    
1. Наименование раздела  
1.1. Наименование темы  
1.2. Наименование темы        
2. Наименование раздела  
2.1. Наименование темы  
2.2. Наименование темы        
Итого        

 

     
    ·
     

 

 

Приложение

 

«ФГОС ООО», утвержденный

приказом МОиН РФ

от 17.12.2010г. № 1897

Требования к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования

 

8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 

9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованиядолжны отражать:

· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

· формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованиядолжны отражать:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· смысловое чтение;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Программа воспитания и социализации обучающихся

Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования (далее – Программа) строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа направлена на:

· освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

· формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

· формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

· формирование экологической культуры,

· формирование антикоррупционного сознания.

Программа обеспечивает:

· формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

· усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

· приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

· социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

· формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

· приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

· приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям организации, осуществляющей образовательную деятельность, участие в детско-юношеских организациях и движениях, спортивных секциях, творческих клубах и объединениях по интересам, сетевых сообществах, библиотечной сети, краеведческой работе, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

· участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

· в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;

· в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

· формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

· развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;

· учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

· формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

· овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

· развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

· приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

· создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями, (законными представителями);

· информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

· использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);

· осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

· формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

· осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

· формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

· овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

· формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний;

· убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

· осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

В программе отражаются:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, запросы участников образовательного процесса;

3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;

6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;

7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие, в том числе, рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

8) описание деятельности образовательной организации в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.);

10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);

11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

 

Экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа

Жизни обучающихся

1. Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

2. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа).

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России).

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

3. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.

4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующегосовременному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Готовность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание.

5. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества (взрослых и сверстников).

Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые вовлечены и которые формируют самиобучающиеся; вовлеченность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).