Отчет о выполнении задания по психологии

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-гуманитарный университет»

Естественно-географический факультет

Отделение химии

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

Отчет по педагогической практике,

пройденной в школе ГБОУ СОШ с. Троицкое

студента 4 курса

Почаниной Тамары Сергеевны

 

Руководитель: доцент кафедры

психологии и педагогики

к.пс.н. Бусыгина Т.А.

Дата сдачи_____________

Оценка________________

 

 

Самара – 2017

Для составления психологической характеристики мною была выбрана ученица 7 класса Надя. Ей 12 лет. Девочка имеет крупное телосложение, высокая, выглядит на свой возраст. В работе не аккуратна. Из одежды она в основном носит джинсы и свитер, бывают и платья, но редко. Никаких заболеваний не имеет. Физическое состояние в норме. Надя не любит заниматься спортом. Она посещает музыкальную школу. Поет и играет на баяне.

Надя воспитывается в полной семье. Ее родители в равной степени принимают участие в воспитании ребенка. Систематически посещают родительские собрания и мероприятия, проводящиеся в школе. Театры и выставки не посещают, нет свободного времени. В доме не имеется библиотеки. Надя и не увлекается чтением книг, читает только то, что задают по литературе. Жилищное условие хорошее. У Нади имеется своя комната.

Ребенку предоставлено право выбора, право решать, как распланировать свое рабочее время и досуг. Присутствует свободный стиль воспитания, т.е. приветствуется индивидуальность ребенка.

В школе учится удовлетворительно. Надя на уроках мало активна, предпочитает отмалчиваться. Девочка медленно усваивает новый материал, но на уроках сидит сосредоточено.

Когда я предложила Нади пройти со мной ряд тестов, она с радостью согласилась, при прохождении которых она была очень старательной, с серьезностью отнеслась к просьбе.

На основании проведенного теста (см. ПРИЛОЖЕНИЕ1), было отмечено, что устойчивость внимания средняя и периодическая истощенность внимания, что видно на 5ой, 6ой и 7ой минутах. Таким образом, сопоставляя количество просмотренных букв, с количеством ошибок на разных стадиях работы позволяет сделать вывод. Что испытуемая работала на скорость выполнения задания.

28 стр., 13766 слов

Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы

... мальчиков и 11 девочек. 1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе 1.1 Готовность ребенка к школе как психологический феномен Ребенок учится в школе одиннадцать лет. За ... дошкольников к обучению в школе. Вторая глава – экспериментальное исследование психологической готовности детей к обучению в школе в сравнении мальчиков и девочек. Исследование проводилось на базе ...

По результатам следующего теста (см. ПРИЛОЖЕНИЕ2) установлено, что слуховой и моторно-слуховой тип памяти развиты одинаковы и не в полной мере. Лучше развита слуховая память.

При исследовании особенностей мыслительных операция ученица часто затруднялась ответить, даже в некоторых местах не давала никаких ответов или повторялась (см. ПРИЛОЖЕНИЕ3).

Для выполнения этого задания ученице потребовалось много времени, так как она не знала, что ответить.

При исследовании скорости протекания мыслительных процессов ученица затруднялась в составлении слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ4).

Из 50 слов с пропущенными буквами, ученица написала 26 слова за 6 минуты 30 секунд. На каждое слово Наде потребовалось примерно 7,8 секунды, что указывает на не очень хорошую скорость протекания мыслительных процессов.

По результатам следующего(см. ПРИЛОЖЕНИЕ5) теста (тест Липпмана) для исследования логических закономерностей можно сделать вывод, что у ученицы низкий уровень логического мышления. На выполнение задания Наде потребовалось 20 минут, она допустила 5 ошибок.

Надя учится в среднем не плохо, но по ряду предметов имеет 3. Особые трудности возникают в изучении русского языка, алгебры. К учебе относится равнодушно, домашние задания вовремя не выполняет. Все свободное время посвящает пению, а не учебе. На вопрос, для чего ты ходишь в школу, ответила: «Потому, что у меня тут друзья». На замечания и неудовлетворительные оценки Надя реагирует спокойно. Когда Надя получает хорошие отметки, искренне радуется этому.

При диагностики учебной мотивации у Нади выявлены следующие мотивы: долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, избегания неудач.

При исследовании типа школьной мотивации (СМ ПРИЛОЖЕНИЕ7 ) было установлено что, среди школьных мотивов преобладает: мотив социального одобрения (со стороны одноклассников, родителей, педагогов).

Тест Н. Айзенка(СМ ПРИЛОЖЕНИЕ6 ) (тип №21 Э: 13– 16, Н: 9 – 12) показал, что человек очень энергетичен, жизнерадостен, артистичны, мало утоляемы. Однако, наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. С детства привыкают, что им все доступно. Легко все бросают, часто прерывают дружбу.

Надя не старается участвовать в общественной жизни класса и школы.

В этой школе Надя учится с первого класса. У девочки ровные отношении с учителями. Но может иногда конфликтовать, спорить. С ребятами из своего класса она также учится с первого класса. Среди своих одноклассников у нее мало друзей и товарищей. Надя общается со всеми ребятами в классе, но иногда возникают конфликты.

Надя легко идет на контакт, открыта для новых знакомств. На мою просьбу поучаствовать в следовании сразу же согласилась.

Проблемы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником

Внимание Слабая концентрация Отвлечения   · Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока · Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект · Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п. · Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения   · При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка · Устанавливать сроки для работы · Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки   · На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке · Выполнять интересные упражнения для развития внимательности · Выделять в окружающих явлениях, предметах детали · Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания · При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв)  
Неграмотность Небогатый словарный запас · Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова · Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа · Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников · Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка · Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи · Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов · Стимулировать речевую активность · Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение · Играть в развивающие речь игры · Помогать в работе с текстами, учить выделять главное · Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи   · Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ · Учить стихотворения и поэмы · Читать познавательную и художественную литературу · Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их · Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью
Сложности в запоминании информации · Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации   · Помогать упражнения, развивающие память · Упражнения для развития памяти · Практиковать мнемотехнические методы запоминания · Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами · Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску  
Неорганизо-ванность · Управлять вниманием на уроке · Предлагать план занятия · При поручении составлять совместный поэтапный план, со средствами его реализации Контролировать выполнение, давая конструктивную оценку результата   · Приучать к планированию времени · Следить за распорядком дня ребенка Периодически вести хронометраж распределения времени, помогать упорядочивать его Обсуждать минусы и последствия неорганизованности на доступных примерах   · Ставить перед собой достижимые цели и намечать средства их реализации Обдумывать последствия своих действий
Резкость и грубость в общении   · Не отвечать агрессией на грубость · Конструктивная критика резкости по типу здесь и сейчас · Постараться вывить причину грубости, что он хочет этим показать (возможно не умеет выражать чувства конструктивно)     · Оценить свое поведение. Допускаете ли Вы сами грубость и резкость в общении с ребенком? Самим учиться конструктивно выражать свои эмоции · Разобраться в причинах грубости. Возможно, она кроется в протесте, обиде, желании обратить на себя внимание   · Позитивно относиться к окружающим · Учиться прощать людям недостатки поведения, характера · Учиться регулировать свое состояние · Проявлять больше терпимости и сдержанности  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Методика изучения устойчивости внимания

Результаты:

S – 1301

G – 117

O – 20

Показатель Время в минутах
 
А=0,85 0,92 0,88 0,61 0,94 0,66 0,63 0,76 0,92
Е=1110,95 1196,92 1444,88 793,61 0,00072 858,66 827,90 991,23 1208,07

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ2

Методика диагностики типа памяти

Тип памяти Количество слов в ряду Количество правильно воспроизведенных слов Коэффициент памяти С = А/10 * 100%
Слуховой 60%
Зрительный 50%
Моторно-слуховой 40%
Комбинированный 60%

ПРИЛОЖЕНИЕ3

Методика выявления особенностей мыслительных операций

Протокол

Список пар слов-понятий Сходства Различия
1. стол-стул Мебель на стуле сидишь,за столом кушаешь
2. корова-лошадь Животные Лошадь – ездовое животное, а корова нет
3.трамвай-автобус Транспорт Трамвай ездит от электричества, а автобус нет
4. озеро-река Вода
5. река-птица Птица – одушевленный предмет, река – нет
6. дождь-снег природное явление Снег – замерзшая вода, а дождь – вода
7. поезд-самолет Транспорт Поезда – наземный транспорт, а самолет – летает
8. ось-оса
9. обман-ошибка
10. яблоня-вишня Дерево Вишня – ягода, яблоко – фрукт
11.ботинок-карандаш в ботинках- ходишь,карандашом- пишешь
12. мальчик- человек Человек – общее понятие, а мальчик конкретное
13. молоко-вода Жидкости Молоко дает корова, а вода льется из крана
14. ветер-соль Соль можно потрогать, а ветер только почувствовать
15. сани-телега Транспорт Сани – зимний транспорт, телега – летний
16. воробей-курица Птица Воробей летает, а курица – нет
17. дуб-береза Дерево
18. картина-портрет Изображение

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ4

 

Методика изучения скорости протекания мыслительных процессов

Список слов:

Перо Дерево П-л-а Э-о-ок С-я-о-ть
Гора Замок О-р-г К-н-а Кустарник
Поле Камень Картон С-е-ло У-ите-ь
Коса Сырой З-р-о К-ы-а А-е-ь-ин
Тело Повод Восток Т-а-а С-а-ц-я
Поля Холод Сугроб К-у-ка Ч-р-и-а
Вера Песок Ветка С-а-ка К-п-с-а
С-ла К-э-л Пиджак Т-у-а Р-а-о-ть
Даша Зелень П-р-а С-а-а С-е-о-а
Река Телега Балкон П-е-а К-н-о-а

Время на выполнение 6 мин. 30 сек. Из 50 слов составлено 29, следовательно, на каждое слово было потрачено 50/390 сек.= 7,8 сек.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ5

Тест «Исследование логических закономерностей» (Тест Липпмана)

Числовые ряды  
0. 2,3,4,5,6,7… 2. 6,9,12,15,18,21… 3. 1, 2, 4, 8, 16, 32… 4. 4, 5, 8, 9, 12, 13… 5. 19, 16, 14, 11, 9, 6… 6. 29, 28, 26, 23, 19, 14… 7. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5… 8. 1, 4, 9, 16, 25, 36. 9. 21, 18, 16, 15, 12, 10… 10. 3, 6, 8, 16, 18, 36… 8,9 24,27 64, 128 16, 17 4,1 8,1 0.25, 0.125 49,64 9,6 38,76

Плохой уровень логического мышления. Время: 20 минуты. Ошибок-5.